Автомобиль с пластиковым кузовом ссср

Советские автомобили с пластиковыми кузовами

Эксклюзивные архивные фотографии необычных машин СССР: часть первая

Советский автомобиль с пластиковым кузовом? Первое, что приходит в голову при этой фразе — микроавтобус «Старт». Да-да, тот самый, который можно увидеть в последних кадрах комедии «Кавказская пленница». Однако «Старт» был отнюдь не первым и уж тем более не единственным автомобилем такого рода: эксперименты со стеклопластиком для автомобильных кузовов в СССР начались еще в середине 1950-х! Что это была за техника? Смотрите!

ЗИС-112
Вплоть до второй половины пятидесятых годов на заводах Министерства автомобильной промышленности СССР отсутствовала материальная база для проведения каких-либо масштабных исследовательских и экспериментальных работ в области конструирования кузовных деталей из пластмасс. Пионером в этой области можно считать Московский автозавод им. Сталина, который в 1955 году совместно с НИИ пластмасс им. Фрунзе модифицировал кузова двух спортивных автомобилей ЗИС-112. Инженеры частично заменили стальные кузовные детали пластиковыми.

«Москвич-402» универсал
Затем за развитие «пластиковой» темы активно взялся столичный институт НАМИ. Первый практический результат – разработка комплекта пластиковых деталей для переделки кузова серийного «Москвича-402» из седана в универсал. Дело ограничилось постройкой двух опытных образцов в 1957 году.

Читайте также:  Самосвал камаз 6520 размеры кузова

Мотоколяска С4А
На 1958 год пришлась целая череда новых экспериментов с пластиковой «кузовщиной» в НАМИ. И одним из первых был реализован проект модернизации серийной серпуховской мотоколяски С3А, для которой, взамен брезентовой, была разработана новая жесткая крыша со стальным каркасом и наружными панелями из стеклотекстолита.

НАМИ-049 «Огонек»
А вот у построенного в том же году совместно с Ирбитским мотозаводом микролитражного внедорожника НАМИ-049 из стекловолокна и стеклотекстолита были изготовлены практически все наружные детали кузова. Интересно, что в процессе формовки в пластиковые панели интегрировались металлические фланцы, с помощью которых панели в дальнейшем соединялись друг с другом с использованием электросварки.

НАМИ-060
Еще один кузов с пластиковыми наружными панелями был изготовлен в 1958 году – для «микролитражки» НАМИ-059, альтернативы цельнометаллическому «Москвичу-444» и родоначальнику конструкции знаменитого горбатого «Запорожца». На следующий год «ноль пятьдесят девятую» машину переделали в «инвалидку» НАМИ-060, пристыковав к 2-цилиндровому оппозитному «воздушнику» мощностью 19 лошадиных сил порошковое электромагнитное сцепление.

НАМИ-049А «Целина»
В 1960-м силами конструкторов НАМИ и Запорожского завода «Коммунар» был создан полноприводный микрогрузовик НАМИ-049А. Он имел грузоподъемность 300 килограммов, перспективный 26-сильный двигатель МеМЗ-966 и узлы шасси от «Огонька». Машина получила стеклопластиковый кузов типа «пикап» с двухместной кабиной и грузовой платформой с тентом и скамейками для пассажиров.

Мотоколяска С5А
Тот же 1960-й год: в НАМИ для Серпуховского мотозавода изготовили два опытных кузова для модернизированной мотоколяски С5А. В этом проекте от кузова серийной модели С3А остался только трубчатый каркас, на который при помощи болтов и заклепок были навешены семь оригинальных пластмассовых панелей.

МАЗ-1500
И опять 1960-й: по заявке Минского автозавода в НАМИ по полноразмерному гипсовому макету были выклеены из стеклоткани два открытых двухместных кузова. Позднее они использовались минчанами при постройке спортивных автомобилей для шоссейно-кольцевых гонок. Эти машины, названные МАЗ-1500, получили форсированные до 60 сил двигатели и агрегаты трансмиссии от «Москвича-407».

ЗИЛ-135Е
Прочностные свойства пластика как нельзя кстати пришлись и автомобилям военного назначения. В 1960 году в СКБ ЗИЛ, по предложению доцента Цыбина из МВТУ им. Баумана, для нового двухмоторного ракетовоза ЗИЛ-135Е изготовили цельнопластиковую кабину. В момент запуска тактической ракеты с наклонным стартом обычные металлические кабины были подвержены деформации от воздействия давления и температуры газов. Пластик же не имел остаточной деформации, и после пуска ракеты крыша пластиковой кабины вновь обретала прежнюю форму. После доводки и модернизации такой ракетовоз выпускался на Брянском автозаводе под индексом ЗИЛ-135ЛМ с 1964 до 1993 года.

ЗИЛ-135К
Одновременно с моделью 135Е в СКБ ЗИЛ создавалось и удлиненное шасси ЗИЛ-135К для пуска более крупных крылатых ракет С-5. В силу иной компоновки, использовать на нем кабину от 135Е не получилось, поэтому была разработана новая бескаркасная стеклопластиковая кабина с нарочито прямолинейными формами и обратным наклоном ветровых стекол. Серийное производство ЗИЛ-135К было налажено на Брянском автозаводе уже в 1961 году.

ЗИЛ-112С
Вернемся к наработкам Бюро легковых автомобилей ОГК ЗИЛ. После успешного частичного замещения металлических панелей пластиковыми там решились на создание нового кузова для спортивных автомобилей, в котором стальным оставался только каркас. Проектные работы в этом направлении велись в 1957-1958 годах, а постройка первого образца завершилась к ноябрю 1961-го. Выклейку кузовных панелей провели в МСЦ-7 завода ЗИЛ под руководством сотрудников МВТУ им. Баумана. Было построено два разных варианта ЗИЛ-112С, конструкция и внешний вид которых ежегодно подвергались изменениям.

МАЗ-543
В том же 1961 году создание производственного участка стеклопластиковых кабин началось на Минском автозаводе. Он потребовался для разрабатываемой силами заводского СКБ-1 «четырехоски» МАЗ-543, в конструкции которой предусматривалось использование двух раздельных двухместных кабин из стеклопластика. Активную помощь минчанам оказывали работники все того же МВТУ им. Баумана. В течение 1962 года на испытания последовательно вышли шесть опытных образцов МАЗ-543, в 1963-м – еще 10 экземпляров, а с 1964 года началось серийное производство

«Старт»
И только теперь настала очередь знаменитого микроавтобуса «Старт». Опытный образец был собран коллективом авторембазы Северодонецкого автотреста в ноябре 1963-го, а в 1964 году экспериментальный цех при северодонецкой авторембазе приступил к мелкосерийному выпуску микроавтобусов под маркой «Старт-1963». Массовое производство организовать так и не получилось ввиду трудоемкости технологии ручной выклейки кузова из стеклоткани внутри контрформ. В дальнейшем изготовление кузовов «Стартов» методом цельного формования пробовали организовать на Северодонецком заводе стеклопластиков (с последующей окончательной сборкой машин на Луганском автосборочном заводе в 1965-1967 гг.), а затем всю документацию и комплектующие по согласованию с Минхимпромом СССР передали Коростеньскому ремонтному заводу треста «Киевхимремонт» (Житомирская обл.). Однако и здесь выпуск микроавтобусов продлился менее года и был окончательно свернут в 1968-м.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/motor/sovetskie-avtomobili-s-plastikovymi-kuzovami-5a7049691aa80c5240768a0e

Автомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика

О первых советских самодельных «гран-туризмо» — порой они были фанерными, но все равно ездили! — мы рассказали в этой публикации. Но умельцы освоили новый и очень удобный для автомобилей домашней выделки материал.

Синтетическая эпоха

Тем временем весь мир увлёкся новыми синтетическими материалами (как писали в СССР, продуктами «большой химии»), в том числе пригодными для постройки автомобильных кузовов — прочных и не подверженных коррозии.

Среди самых известных пластиковых моделей тех лет — Chevrolet Corvette, восточногерманский Zwickau — позднее Trabant. Из стеклопластика сделали кузова и нескольких десятков украинских микроавтобусов Старт на базе 21‑й Волги.

Выклеивать стеклопластиковые панели даже сложной формы в кустарных условиях было относительно несложно. Кузов обычно монтировали на пространственную конструкцию, сваренную из стальных профилей. При определенном упорстве, таланте и умении автомобиль получался даже элегантным.

Что доказали, в частности, сотрудники НАМИ, впервые превратившие самодельный автомобиль еще и в мелкосерийный.

Идея носилась в воздухе: элегантные двухдверные модификации спортивного стиля Volkswagen Karmann Ghia и Renault Caravelle (Floride) серийно выпускали на базе массовых заднемоторных малолитражек. Чем наш ЗАЗ‑965 хуже?

Художник Эдуард Молчанов нарисовал необычное для советского автопрома приземистое двухдверное купе. Пространственная рама из стальных профилей была интегрирована в кузов сложной формы. Узлы и агрегаты применили от ЗАЗ‑965. Автомобиль под именем КД (его еще называли Спорт‑900) не стыдно было поставить и на стенд международного автосалона. В 1963–1969 годах сделали не менее шести таких машин, немного отличающихся элементами декора.

В 1965 году в СССР официально насчитывалось уже около 1000 самоделок. Увлечение приобрело масштабный характер. Самодельщики набрались сил и опыта и все смелее работали не только над оригинальными кузовами, но и над иными элементами конструкции.

Впереди был расцвет частного автопрома. О нем расскажем скоро — заходите чаще!

Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/923065-avtomobili-samodelki-sssr-istoriya/

Уникальные авто СССР: микроавтобус «Старт» с пластиковым кузовом

Для создания микроавтобуса на САРБ был организован конструкторский отдел при экспериментальном участке, где закипела работа над проектом. Пригласили двух выпускников Харьковского автодорожного института Я.М. Балясного и Б.Ф. Крутенко, имевших опыт работы со стеклопластиковыми кузовами при разработке гоночных автомобилей ХАДИ.

В ходе работы коллектив сталкивался с массой проблем, ведь, по сути, создавалась технология изготовления стеклопластиковых кузовов. Но энтузиазм работников, их стремление проявить себя не знали границ.

Первенцем этих начинаний стал масштабный (1:10) макет микроавтобуса, который назвали «Старт». Над его внешним видом трудился художник-дизайнер Ю.И. Андрос. Когда окончательный дизайн «Старта» был согласован со всеми членами коллектива и руководством обкома партии, приступили к изготовлению гипсового макета в натуральную величину.

Для большей жесткости конструкции «Старта» использовались закладные детали, обклеенные стеклопластиком: с их помощью к кузову крепились двери, пол и сварная рама основания. На раму устанавливали мосты и двигатель от ГАЗ-21.

Первый микроавтобус «Старт» цвета слоновой кости с вишневой полосой представлял собой туристский вариант: в салоне располагалось три сиденья-дивана (два вдоль кузова и одно поперечное в конце салона), шкафчики для посуды, капот двигателя использовался в качестве столика, а в багажнике был смонтирован походный умывальник.

«Старт» собрали на САРБ за полтора месяца до конца 1963 года. На заводе спешили успеть к заседанию коллегии Госкомитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР, куда конструкторов выдвинули руководители местных партийных органов. Коллегия была посвящена вопросам промышленного применения пластических масс, предполагалось выслушать доклады директоров многих заводов об использовании пластмассы в автомобильной и тракторной отраслях.

Поэтому многие исправления в конструкцию автомобиля приходилось вносить в процессе сборки, которую вели днем и ночью. В итоге в середине декабря «Старт», успешно преодолев расстояние почти 1000 км, прибыл в Москву, где за неделю произвел настоящий фурор среди общественности, успел «засветиться» и на центральном телевидении в программе «Время», и в «Правде», и в Кремле. Кроме того, этот микроавтобус экспонировался в декабре 1963 года на ВДНХ СССР и был показан Н.С. Хрущеву, который остался доволен машиной. Так «Старт» и его создатели получили всесоюзную известность.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43813443665/Unikalnyie-avto-SSSR-mikroavtobus-Start-s-plastikovyim-kuzovom

9 машин с пластиковым кузовом – в чем их особенность

Пластик очень редко используется в конструкции автомобилей. Но есть несколько уникальных моделей машин, кузов которых сделан их этого полимерного материала.

Soybean Car

«Soybean Car» — первый в мире автомобиль с пластиковым кузовом. Интересно, что синтетический материал был получен из волокон соевых бобов, пшеницы и кукурузы , пропитанных фенольной смолой .

Автор проекта — ученый-ботаник Джордж Карвер, представивший свое творение в 1941 году . В основе «соевого» автомобиля находится стальная труба , на которую крепятся 14 пластиковых деталей . Это позволило не только уменьшить вес машины , но и заметно сэкономить на ее изготовлении .

Удивительно , но по прочности уникальный материал не отличался от металла. Генри Форд , снявшийся в ролике, демонстрирующем возможности и дизайн «Soybean Car», ударил топором по крышке багажника, а она не повредилась.

Chevrolet Corvette С1

Первое поколение « Корвета » изменило автомобильную индустрию . Машину представили в 1953 году на выставке «Motorama». Там спорткар смог не только удивить публику потрясающим внешним видом и высокой производительностью , но и передовыми достижениями в области применяемых материалов .

«Corvette C1» стала одной из первых моделей в мире , чей кузов был полностью изготовлен из стеклопластика. Полимер обладает потрясающими показателями прочности, а при этом очень легкий.

ХАДИ-2

Малоизвестный автомобиль советского производства. Его разработка пришлась на период выхода модели «Chevrolet Corvette C1». Созданием модели , заявленной как спортивно-туристический родстер (двухместный автомобиль с открытым верхом), занималось студенческое конструкторское бюро Харьковского автодорожного института .

Проект базировался на стеклопластике, а для силовой установки выбрали знаменитый мотоциклетный мотор «М-72», который имел рабочий объем 0,76 литра и скромную мощность — 22 л. с. ХАДИ-2 стал одним из главных экспонато в В ДНХ в период с 1962 по 1963 год .

Trabant

После поражения во Второй мировой войне Германия находилась в крайне тяжелом финансовом положении . Промышленные предприятия страны, потеряв большую часть своих производственных мощностей, нуждались в реконструкции и переоснащении. А обедневшему гражданскому населению были необходимы дешевые товары. Все это привело к созданию компактных машин эконом-класса .

Для снижения стоимости продукции фирма «Trabant» прибегла к довольно неординарному решению . Кузов первых моделей изготавливался из деревянного каркаса , обшитого фанерой . Деревянная основа была обтянута кожзаменителем и покрыта панелями из пластика на основе фенолформальдегидной смолы и отходов хлопкового производства .

Машина стала известной не только своим необычным дизайном, но и невысокой надежностью — многочисленными поломками в процессе эксплуатации.

Bayer K67

Автомобиль в моме нт св оего дебюта в 1967 считался гордостью немецкой химической промышленности . Разработкой спорткара занимались автомобильный гигант «BMW» и холдинг «Bayer».

Удивительно , но показ машины состоялся не на автосалоне , как это принято , а на промышленной выставке. Таким оригинальным способом концерн «Bayer» хотел продемонстрировать свои личные достижения в области создания и применения полимерных материалов .

Корпус машины отличался высокой прочностью — выдерживал даже лобовой удар. Но автомобиль не получил распространения — были изготовлены только опытные экземпляры.

Ё-мобиль

Амбициозный прое кт 2010 года ст ал попыткой современных российских конструкторов создать автомобиль с двумя источниками энергии . По задумке конструкторов, силовой агрегат должен был состоять из установленных последовательно бензинового роторно-лопастного и электрического двигателей , суммарная мощность которых достигала 100 кВт. Таким способом легче обеспечивается полный привод на колеса.

Кроме прогрессивной компоновки силовой системы , «Ё-мобиля» имеет необычный кузов. В основе конструкции лежит стальная объемная рама , а для наружных элементов используются АБС-пластик и полипропилен, подвергшийся термоформованию.

В настоящее время прое кт сч итается замороженным, а разработка роторно-лопастного двигателя и вовсе прекращена.

BMW i3

Модель стала первым серийным электромобилем известной немецкой компании . Проект строго следует требованиям концепции по производству машин, не наносящих вреда экологии, которая называется «Гармоничное развитие ».

Алюминиевая рама автомобиля дополнена прочным каркасом из углепластика. Такое решение позволило производителю полностью отказаться от центральной поддерживающей стойки .

Модель «BMW i3» получила высокие оценки как критиков , так и владельцев — высокотехнологичный хетчбэк признали « Мировым автомобилем 2017 года ».

Alfa Romeo 4C

Машина стала продолжением традиций «Chevrolet Corvette C1», но в европейском исполнении . Кузов этого спортивного автомобиля полностью изготовлен из углеродного волокна . Поэтому вес модели составил всего 895 кг.

За производительность отвечает турбированный двигатель с рабочим объемом 1,7 литра. Установка имеет мощность 240 л. с., что позволяет осуществить разгон до 100 км/ч за впечатляющие 4,5 секунды . Автомобиль используется с 2013 года для обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях.

Urbee Hybrid

Уникальный проект с футуристическим дизайном стал первым автомобилем в мире , «распечатанным» на 3D- принтере в 2010 году . Большая часть элементов кузова и салона изготовлены из пластика и оргстекла. Модель разработала компания энтузиастов из Канады, которую волнует состояние окружающей среды.

Машина имеет двухместную конфигурацию , а ее гибридная силовая установка, состоящая из электродвигателя и мотора, работающего на бензине или этаноле, позволяет преодолеть расстояние в 100 км, потрати в в сего 3 литра топлива . В крейсерском режиме аккумулятор может подзаряжаться от солнечного накопителя, установленного на крыше.

Автомобиль был изготовлен и выставлен на обозрение специалистов в уменьшенном масштабе (размером в шесть раз меньше проектируемого варианта). В серийное производство машина не поступила.

Источник статьи: http://carextra.ru/info/osobennosti-devyati-modeley-mashin-imeyuschikh-plastikoviy-kuzov.html

Оцените статью
Все про машины