АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Автомобильный холодильный транспорт состоит из автомобилей с изотермическим кузовом, автомобилей-ледников и автомобилей-рефрижераторов.
Автомобили с изотермическим кузовом широко используют для внутригородских перевозок небольших партий пищевых продуктов. Изотермический кузов может быть установлен на шасси легкового или грузового автомобиля. Он представляет собой деревянный или металлический каркас, с наружной и внутренней поверхности обшитый листовым металлом. Пространство между обшивками заполняется теплоизоляционным материалом: мипорой или пенопластом. В кузове предусматривают дверь, размеры которой должны быть выбраны с учетом удобства загрузки и выгрузки продуктов из кузова. Дверь теплоизолированная, имеет специальный замок, обеспечивающий полное запирание ее и возможность пломбирования. Автомобили с изотермическим кузовом типа ГЗСА-950, выпускаемые на базе автомобиля ГАЗ-53А, и типа МК-36 — на базе автомоби
ля ЗИЛ-130Г, используют для кратковременных перевозок овощей и фруктов, мороженого мяса, молочных продуктов и других грузов. Кузов этих автомобилей представляет собой деревянный каркас с металлическими внешней и внутренней обшивками.
Конструкция кузова и тип холодильного транспорта во многом определяются условиями перевозок. Для перевозок малых партий грузов используют автомобили с цельнометаллическим изотермическим кузовом типа «Ныса» или «Жук», выпускаемые в Польской Народной Республике.
Автомобили-ледники имеют в изотермическом кузове устройства для безмашинного охлаждения льдосоляной смесью, сухим льдом или жидким газом.
При льдосоляном охлаждении на боковых и передней стенках внутреннего объема изотермического кузова размещают емкости с льдосоляной смесью. Такой вид охлаждения малоэффективен и вытесняется более рациональными способами охлаждения.
Охлаждение объема изотермического кузова сухим льдом эффективно: можно поддерживать низкую температуру воздуха и продуктов, а повышенное содержание газообразной углекислоты затормаживает протекание биохимических процессов в продуктах и развитие плесени. Однако твердую углекислоту для охлаждения кузовов используют ограниченно из-за высокой ее стоимости и в основном применяют при перевозках мороженого. Температура воздуха в изотермическом кузове автомобиля поддерживается в пределах -25÷-20°С. Для равномерного охлаждения всего объема кузова коробки с мороженым пересыпают кусками сухого льда.
Охлаждение изотермического кузова автомобиля жидким газом, например жидким азотом, который разбрызгивается в объеме кузова и, испаряясь, охлаждает его, очень эффективно. Автомобили с газовым охлаждением комплектуют специальными резервуарами для хранения жидкого азота и системой подачи его в кузов машины. Азот, подаваемый в кузов, не только охлаждает продукты, но и улучшает условия их хранения, так как повышенное содержание этого газа в атмосфере угнетающе действует на бактерии и плесени. Одним из достоинств систем охлаждения с помощью жидкого азота является высокая скорость охлаждения объема кузова и продуктов. Она в 25 раз выше скорости охлаждения с помощью холодильных машин.
Широко распространены системы охлаждения изотермических кузовов автомобилей с помощью тающих эвтектических растворов. Различают два вида таких систем: зероторную и аккумуляционную.
При зероторной системе охлаждения растворы солей в воде заливают в металлические емкости — зероторы и замораживают в морозильных камерах стационарных холодильников или специальных холодильных установок. Зероторы с замороженным эвтектическим раствором крепят на внутренних стенках изотермического кузова автомобиля. Охлаждение объема кузова и продуктов сопровождается таянием раствора в зероторах. Температура воздуха в кузове автомобиля может поддерживаться в пределах от +2 до -9°С. Время действия зероторов 12-15 ч. Основным недостатком этой системы охлаждения является необходимость периодической замены зероторов.
Более совершенной системой охлаждения является аккумуляционная. Аккумуляторы холода представляют собой пустотелые плоские емкости с гофрированными стенками. Толщина аккумуляторов от 25 до 80 мм. Внутри их расположены змеевики испарителей холодильной машины. Замораживание эвтектического раствора в аккумуляторах производится непосредственно в кузове автомобиля с помощью холодильной машины, установленной либо на автомобиле, либо на станции обслуживания. Приводом к компрессору холодильной машины, установленной на автомобиле, может быть автономный бензиновый двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель, питание к которому подается от генератора автомобиля или от промышленной электросети во время стоянки автомобиля при погрузке, разгрузке и обслуживания. Для подключения холодильной машины к электросети предусматривают специальные штепсельные разъемы вблизи мест погрузки и разгрузки и соединительные кабели.
|
Автомобили с аккумуляторной системой охлаждения кузова широко используют для внутригородских перевозок продуктов малыми партиями (например, кондитерские изделия, кулинарные изделия из мяса, рыбы, овощей и т.д.). Луцкий машиностроительный завод на базе автомобилей УАЗ-451М и «Москвич» выпускает автомо били ЛуМЗ-946, и ЛуМЗ-945 (рис.190) с цельнометаллическими изотермическими кузовами и аккумуляторной системой охлаждения. Грузоподъемность автомобиля ЛуМЗ-946 — 575 кг, а ЛуМЗ-945 — 170 кг. Аккумуляторы холода, расположенные на боковых сторонах кузова, охлаждаются фреоновыми холодильными машинами с компрессорно-конденсаторным агрегатом ВС-0,7, устанавливаемыми на месте пассажира в кабине автомобиля. В автомобиле ЛуМЗ-946 в комплект холодильной машины входит 2 компрессорно-конденсаторных агрегата ВС-0,7, а в автомобиле ЛуМЗ-945 — 1 агрегат. Аккумуляторы холода этих автомобилей заполнены смесью этилового спирта (12-15%) и воды (88-85%).
Рис.190. Автомобиль ЛуМЗ-945 с аккумуляторным охлаждением изотермического кузова:
1 — аккумуляторы холода, 2 — изотермический кузов, 3 — компрессорно-конденсаторный агрегат ВС-0,71.
Для перевозки крупных партий охлажденных или замороженных скоропортящихся пищевых продуктов (мороженое или охлажденное мясо, рыба, молочные продукты и т.д.) используют автомобили-рефрижераторы средней грузоподъемности АЧ-1, выполненные на базе автомобиля ГАЗ-51А и ЛуМЗ-890Б — на базе ЗИЛ-130. Изотермический кузов этих автомобилей цельнометаллический, сварной. Охлаждение кузова осуществляется от автономных холодильных машин с воздухоохладителями. Автомобили АЧ-1 комплектуют фреоновыми холодильными машинами типа УФ-2, которые располагают в специальном кожухе над кабиной водителя. Холодопроизводительность машины 2400 Вт. Она состоит из компрессора типа ФВ-6 с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания типа УД-2, воздухоохлаждаемого конденсатора В-60, воздухоохладителя И-25 с вентилятором, вспомогательного оборудования, приборов контроля и автоматики. Управление работой холодильной машины на всех режимах и поддержание требуемой температуры в кузове осуществляется с помощью термореле ТРД-3 и соленоидных вентилей СФ-10. Холодильная и отопительная установка обеспечивают поддержание температуры воздуха в кузове от -18 до +4°С при наружной температуре воздуха от +30 до -40°С.
Автомобиль ЛуМЗ-890Б комплектуют фреоновой холодильной машиной типа АР-4, которую встраивают в кузов. Ее холодопроизводительность 4800 Вт. Холодильная машина АР-4 состоит из поршневого компрессора с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания, воздухоохлаждаемого конденсатора, воздухоохладителя с вентилятором, вспомогательного оборудования и приборов автоматики и контроля.
Грузоподъемность автомобилей рефрижераторов: АЧ-1 — 1500 кг, ЛуМЗ-890Б — 2500 кг.
Междугородные перевозки скоропортящихся пищевых продуктов осуществляют с помощью крупнотоннажных автомобилей-рефрижераторов, состоящих из сидельного тягача и полуприцепа с изотермическим кузовом и автономной холодильной машиной. Изотермический кузов выполняют каркасным, цельнометаллическим, сварным. Теплоизоляцией служит мипора или пенопласт. Полуприцепы оборудованы автономными холодильно-отопительными установками, которые поддерживают температуру в кузове от +4 до -22°С при наружной температуре воздуха от +30 до -40°С соответственно.
Изотермические полуприцепы ОдАЗ-877 и ОдАЗ-878 выпускает Одесский автосборочный завод. Полуприцеп ОдАЗ-877 грузоподъемностью 8 т рассчитан на работу с сидельным тягачом ЗИЛ-164Н. Он укомплектован фреоновой холодильной машиной типа АР-3, встраиваемой в кузов. Холодопроизводительность машины 3600 Вт. Охлаждение кузова воздушное. Двухосный полуприцеп ОдАЗ-878 грузоподъемностью 12 т рассчитан для работы с сидельным тягачом МАЗ-504. Прицеп укомплектован навесной фреоновой холодильной машиной типа 1ХМ-5 холодопроизводительностью 6000 Вт. Приводом компрессору холодильной машины служит автономный бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Охлаждение кузова осуществляется с помощью воздухоохладителей. На рис.191 показан разрез полуприцепа с изотермическим кузовом и навесной холодильной машиной. Стрелками показано движение воздуха через
|
холодильную машину и объем кузова.
Рис.191. Изотермический полуприцеп с навесной холодильной машиной:
б — поперечный и продольный разрезы: 1 — изотермический кузов, 2 — компрессорно-конденсаторный агрегат, 3 — воздухоохладитель с вентилятором, 4 — воздуховод, 5 — штабелированный груз, 6 — топливный бак.
Кроме перечисленных автомобилей-рефрижераторов в нашей стране широко используют для междугородних перевозок многотоннажные автомобили типа N7CH, N10CH и N12CH (АЛКА 12), выпускаемые в Чехословакии. Эти автомобили состоят из сидельного тягача и изотермического полуприцепа с автономной холодильно-отопительной машиной. Грузоподъемность полуприцепов N7CH — 7 т, N10CH — 10 т, N12CH — 12 т. Для охлаждения кузовов используют фреоновые холодильные машины, встраиваемые (N7CH, N10CH) или навешиваемые (N12CH) на кузов, предназначенные для перевозки всех видов скоропортящихся продуктов.
Источник статьи: http://helpiks.org/2-94840.html
Так охлаждаются суперкары: особенности систем охлаждения спортивных авто
Система охлаждения — непременный атрибут любого автомобиля. Слишком много энергии при движении машины вынужденно преобразуется в тепло. Двигатель и трансмиссия требуют обязательного активного охлаждения, как и тормозная система, мощные электрические компоненты и система кондиционирования. А чем отличаются от «обычных» системы охлаждения суперкаров? Ведь эти автомобили одновременно мощные, компактные и предельно облегченные. Какие интересные технические решения встречаются в их конструкциях?
Поддерживать температуру мотора мощностью свыше 300 л. с. совсем не простая задача, особенно когда он работает на полной мощности, а скорости невысоки. И динамические возможности современных суперкаров очень сильно зависят от температуры наружного воздуха.
Зачастую повысить мощность двигателя не позволяет так называемый «тепловой пакет» — показатель мощности рассеивания систем охлаждения двигателя и трансмиссии, а не возможности силовых агрегатов. Казалось бы, на высокой скорости проблема охлаждения не должна стоять так уж остро: радиаторы продуваются воздухом. Но и тут особенности конструкции скоростного автомобиля вносят свои нюансы. Аэродинамические свойства машины во многом зависят от возможности создания граунд-эффекта, а безопасное движение — еще и от работы тормозных механизмов. Не на последнем месте и банальное аэродинамическое сопротивление, а также общая обтекаемость, их тоже приходится учитывать. Как в таких условиях обеспечивается стабильная работа всех систем?
Для суперкара аэродинамическая проработка кузова — это основа всего. В том числе и качества работы системы охлаждения. И «классические» решения с расположением радиаторов под капотом, в передней части машины, не в чести. Даже у моделей с передним расположением двигателя дизайн радиаторов и аэродинамическая проработка существенно отличаются от стандартных.
Так, передняя часть Mercedes SLR McLaren W199 стандартна только на первый взгляд. Тут расположен основной радиатор, жидкостный радиатор интеркулера с двумя электропомпами, большой радиатор трансмиссии и маслобак двигателя — применена система с сухим картером, и масло сначала охлаждается в секции основного радиатора, а затем еще снижает температуру в корпусе бака, который выполнен с большой оребренной поверхностью.
Для лучшей работы днища кузова часть воздуха с радиаторов отводится вверх через капот, и пакет радиаторов скомпонован таким образом, чтобы «правильно» распределить потоки. Двигатель находится в пределах колесной базы, и объем, занимаемый системой охлаждения, в несколько раз больше, чем у типичных легковых машин. Конструкция радиаторов принципиально от обычной не отличается. Алюминиевое «ядро» и пластиковые бачки можно увидеть на большинстве серийных суперкаров. Цельноалюминиевые детали широко предлагаются только в качестве тюнинга и на машинах практически единичной сборки. Электровентиляторы системы также вполне стандартны, разве что заметно мощнее обычных, имеют лучшую аэродинамику и меньшую массу.
У машин с задним и центральным расположением силового агрегата в большинстве случаев используется достаточно компактная система охлаждения с боковым и задним расположением радиаторов охлаждения двигателя и наддувочного воздуха. Так поступают, например, Audi на модели R8, McLaren на модели P12, и так устроены почти все модели Ferrari с центральным расположением двигателя.
Но вот создатели Porsche 911 сделали систему охлаждения куда более протяженной и расположили радиаторы мотора в передней части кузова. Характерно, что в системе обычно используется не один большой, а несколько малоразмерных радиаторов. Их три у 911, три и у R8, у McLaren радиаторов заметно больше, поскольку используется гибридный привод и в системе охлаждения есть еще контур охлаждения батарей и инверторов.
Интересное техническое решение использует Porsche. На модели 911 GT3 у мотора вентилятора радиатора свой индивидуальный блок контроля и управления, что обеспечивает плавное регулирование его производительности и более широкие возможности подстройки и диагностики. А еще боковые радиаторы с электровентиляторами выполнены едиными быстросъемными моделями, и забота об аэродинамике проявляется даже в такой мелочи, как колпачок электродвигателя.
При большой протяженности трасс охлаждения и большом количестве радиаторов помпы двигателей являются важной составляющей. Mercedes и Porsche довольствуются стандартной усиленной конструкцией, но с профилем лопастей, оптимизированным для предотвращения кавитации. При оборотах мотора более 7 тыс. падение производительности может стать фатальным.
Весьма интересная конструкция у Audi R8 с мотором V10: маслонасос с помпой и термостатом объединены в единый модуль с пониженной частотой вращения, который приводится в движение цепью. И в любом случае не обходится без дополнительных электронасосов — они позволяют обеспечить стабильную циркуляцию жидкости в больших блоках цилиндров и прокачивать охлаждающую жидкость через радиаторы при малых оборотах коленчатого вала.
Также важной их функцией является предотвращение закипания большого, сложного и очень теплоемкого мотора после выключения, а при наличии турбин насосы занимаются и их охлаждением. В системах жидкостного охлаждения наддувочного воздуха на моторах Mercedes SLR и McLaren P12 используют многоконтурные системы охлаждения с выделенным низкотемпературным контуром. Причем система охлаждения Mercedes двухконтурная, а на McLaren контуров уже три — еще один нужен для охлаждения и подогрева электронных систем и батареи гибрида.
Маслорадиаторы двигателя и трансмиссии — непременный атрибут суперкара. Эти детали присутствуют и на двигателях обычных машин, но разница в масштабе. Маслорадиатор АКПП серии 722.6 Mercedes SLR по размеру сравним с основным радиатором малолитражки, а в системе охлаждения масла Audi R8 радиаторов несколько, включая водомасляный теплообменник и обычные воздушные. Охлаждения требует не только АКПП, но и обычная «механика», и даже у редукторов зачастую есть собственные радиаторы для масла или встроенные жидкостные теплообменники.
Важная составляющая системы охлаждения — ее рабочее тело, иными словами, антифриз. На экстремальных машинах зачастую применяются весьма нестандартные составы. Цель одна — заставить систему охлаждения работать максимально эффективно при наименьших затратах мощности, но помимо этого есть еще несколько факторов. Во-первых, в самых продвинутых моторах часто используются сложные сплавы на основе магния и других активных металлов. В этом случае предотвращение коррозии является очень важной задачей и типовые составы антифризов могут не справиться. А еще «суперкаровскому» антифризу полагается быть чуть более текучим и обеспечивать лучший теплообмен. Улучшение этих параметров на доли процента уже обещает серьезный выигрыш в работе, но обойдется оно очень недешево. Впрочем, Mercedes, Audi и Porsche устраивают вполне стандартные, пусть и не самые дешевые антифризы. А вот если у вас Ferrari или McLaren, то рекомендации, как и полагается эксклюзивным машинам, будут экзотическими.
Среди характерных примет систем охлаждения суперкаров еще и предельно малая масса, широкое использование легких сплавов и пластмасс, а также нестандартных технологий и практически штучный выпуск. Так, Porsche использует вклеиваемые патрубки систем охлаждения на двигателях для снижения массы блока цилиндров. А такая экзотика, как магний, титан и керамика в конструкциях, встречается едва ли не чаще вполне традиционных чугуна и стали. Высокая плотность и малая толщина трубок радиаторов — тоже деталь характерная, не зря на многих машинах защитные сетки радиаторов установлены на заводе.
Источник статьи: http://dvizhok.su/parts/tak-oxlazhdayutsya-superkaryi-osobennosti-sistem-oxlazhdeniya-sportivnyix-avto