Автомобильная антенна волна ссср схема

Справочное издание автомобильная радиоприемная и звуковоспроизводящая аппаратура © издательство «радио и связь» 1987

Рис. 1.9. Электрическая схема антенны ААЗВ («Волна»)

Антенну устанавливают следующим образом. В кабине автомобиля отсоединяют кронштейн с зеркалом заднего вида. Зеркало заднего вида отсоединяют от кронштейна и крепят к нижнему концу корпуса антенны. Антенну с зер­калом заднего вида и кронштейном 4 устанавливают и крепят на месте прежнего кронштейна для крепления зерка­ла заднего вида. В качестве крепежных элементов антенны можно использовать крепежные элементы кронштейна зеркала заднего вида или крепеж замка (при наличии замка).

Рис. 1.10. Расположение антенны АВА-1 в автомобиле

Для установки антенны в случае использования зеркала заднего вида, имеющего шарик в шарнирном устройстве, нужно: отсоединить кронштейн с зеркалом заднего вида; осторожно освободить зеркало вместе с оправой из корпуса; высверлить две заклепки пружины и снять пружину; сверлом 8 мм аккуратно до упора в шарик высверлить развальцовку кронштейна в шарике и диаметром 6 мм выбить кронштейн из шарика; вставить вместо шарика переходник, зажать его пружиной с помощью двух витков МЗХ4 и гаек. Затяжку пружины необходимо отрегули­ровать так, чтобы корпус зеркала устойчиво сохранял приданное ему положение. Затем зеркало с. оправой вставить в корпус.

Для нормальной работы антенны необходим надежный контакт между шайбой, находящейся в одном из отверстий для крепления антенны, и корпусом автомобиля, а также между антенной и корпусом зеркала в шарнирном устрой­стве.

Провод питания антенны укладывают под резиновый уплотнитель ветрового стекла слева от корпуса антенны, а высокочастотный кабель — справа. Провод и кабель далее проводят под боковыми декоративными наклад­ками и под приборным щитком к радиоприемнику. Центральный провод шнура питания подключают к зажиму 13,2 В. При отсутствии зажима провод шнура питания припаивают к центральному проводу лампы подсветки кабины или к выключателю питания радиоприемника.

Читайте также:  Схема акпп бмв е46

Экран провода питания нужно изолировать от открытых токонесущих цепей и соединить с корпусом радиоприем­ника. Высокочастотный кабель подключают на вход радиоприемника.

Антенна АВ-2403у («Универсальная») предназначена для приема радиосигналов в диапазонах ДВ, СВ, KB и УКВ при работе в салонах легковых автомобилей любых марок. Пассивный приемный элемент — Т-образный металлический элемент печатного типа.,

На рис. 1.11 показано место установки антенны в автомобиле (а) и подключения антенны к радиоприем­нику и аккумулятору (б).

Рис. 1.11. Расположение антенны АВ-2403У («Универ­сальная») в автомобиле

Антенна состоит из диэлектрического корпуса с крыш­кой 3, в котором закреплена печатная плата с смонтиро­ванной на ней электрической схемой. На корпус установлены соединители для подключения радиочастотного кабеля 2 и кабеля питания 1. Корпус антенны крепится винтами 4 к декоративной полке (в автомобиле «Жигули») и посред­ством крепежной шпильки 5, имеющей наружную и внутреннюю резьбу, и винта 7 к металлической полке кузова автомобиля. Зону крепления шпильки винтом к полке кузова необходимо тщательно зачистить. В других типах автомобилей, где декоративная и металлическая полки совмещены, вместо шпильки используется винт МЗ.

Радиочастотный кабель и кабель питания проклады­вают под задним сиденьем и ковриками пола. К цепи питания «плюс» автомобиля антенну подключают централь-, ным проводом через предохранитель радиоприемника (металлическую оплетку кабеля питания в зоне приборной панели нужно заземлить любым винтом). Высокочастотный кабель необходимо подключить на вход радиоприемника.

Пассивный Т-образный печатный элемент 8 необходимо расположить на расстоянии не менее 150 мм от левой задней стойки кузова и на расстоянии 10 мм от ветрового заднего стекла. Угол наклона Т-образного печатного эле­мента регулируется шарниром 6.

Электрическая схема антенны показана на рис. 1.12.

Напряжение ЧМ сигнала от Т-образного печатного приемного элемента в диапазоне УКВ поступает на Вх 2 и через конденсатор СЗ — на вход усилителя, выпол­ненного на транзисторе VT3. Нагрузкой усилителя ЧМ сигналов служит дроссель L2. С выхода усилителя сигнал через высокочастотный кабель поступает на вход автомо­бильного радиоприемника.

Рис. 1.12. Электрическая схема антенны АВ-2403У («Уни­версальная»)

Трехкаскадный усилитель AM сигналов выполнен на полевом транзисторе VT1 и транзисторах VT2 и VT4. С выхода усилителя AM сигналов напряжение сигнала через фильтр C12R13R14R15 L4 и высокочастотный кабель поступает на вход радиоприемника.

Напряжение питания на транзисторные схемы посту­пает от бортовой сети автомобиля через фильтр С15 L3 С16.

Антенна АР-201В предназначена для работы в автомо­билях «Жигули» (ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, ВАЗ-2121) совмест­но с радиоприемниками А-271 и А-275. Ее можно исполь­зовать и при работе с другими радиоприемниками.

Антенна выполнена в виде зеркала заднего вида и устанавливается в салоне автомобиля (рис. 1.13). Усилитель антенны помещают под основание зеркала заднего типа.

Рис. 1.13. Размещение антенны АР-201В в автомобиле

Рис. 1.14. Установка фильтров антенны АР-201В

Для установки антенны необходимо: снять облицовку кронштейна зеркала; потянуть зеркало на себя и отделить его от пластины, прикрепленной к верхней части кузова; снять пластину, отвинтив два крепящих винта, и обезжи­рить металлический участок корпуса автомобиля, находив­шийся ранее под пластиной; с помощью двух винтов М5Х25 из комплекта антенны прикрепить ее усилитель к тому месту, где ранее была пластина (высокочастотный кабель 1 при этом должен быть с левой стороны усилителя антенны); приложить основание зеркала 2 к усилителю так, чтобы фасонная металлическая втулка основания была направлена в кольцеобразный пружинный захват, и нажать на основание зеркала до щелчка (при этом два направ­ляющих выступа основания должны войти в углубление корпуса усилителя). Затем проложить высокочастотный кабель, начиная от закрепленного усилителя (в верхней части для исключения повреждения изоляции кабель нужно укладывать между резиновым уплотнителем ветрового стекла и передней обивкой крыши с помощью палочки-лопатки), отвинтить три винта обивки левой стойки и под нее уложить кабель, обивку установить на место; далее кабель проложить по углу, образованному приборной панелью и левой стеной кузова, далее под панелью прибо­ров над рулевой колонкой соединитель 4 антенны нужно вставить в гнездо приемника 5; отвинтить нижний винт, крепящий правую сторону кронштейна вала рулевого управления; вставить винт в проушину корпуса фильтра питания 3 антенны и завинтить его на прежнем месте (допускается привинчивать фильтр к корпусу автомобиля винтом крепления прерывателя указателя поворота); отвинтить четыре винта и снять нижнюю половину кожуха вала руля. Затем снять наконечник провод питания радиоприемника с вывода 1NT выключателя зажигания; соединить наконечники проводов питания радиоприемника и фильтра питания; надеть сочлененные наконечники на вывод 1NT выключателя зажигания; нижнюю часть кожуха закрепить винтами на прежнем месте.

Для снижения радиопомех от электрооборудования автомобиля в комплекте антенны имеются два фильтра. Первый фильтр, находящийся в цепи генератора, устраняет помехи от генераторной установки. Второй устраняет помехи от системы зажигания.

Фильтр Z1 устанавливают между выводом 30 и кор­пусом генератора Г221 (рис. 1.14,а). К корпусу фильтр крепится винтом М5Х10 с пружинной шайбой, который может быть завинчен в свободное резьбовое технологи­ческое отверстие с правой стороны от вывода 30.

Рис. 1.15. Электрическая схема антенны АР-201В

Фильтр Z2 (рис. 1.14,6) располагают слева от катушки зажигания Б117. Хомут фильтра крепится под гайку крепления хомута катушки зажигания, а наконечник гибко­го провода фильтра крепится под гайкой клеммы +Б катушки зажигания (рис. 1.14,6).

Электрическая схема антенны показана на рис. 1.15.

Напряжение сигнала от пассивного приемного элемента через конденсатор С1 поступает на вход широкополосного усилителя. Разделение AM и ЧМ сигналов осуществляется с помощью фильтра LI’ C2. Усилителем сигналов УКВ диапазона является каскад, выполненный на транзисторе VT2. Фильтр L C2 СЗ подавляет сигналы, лежащие за пределами УКВ диапазона. Часть катушки (выво­ды 1, 2) компенсирует экранирующее действие кузова автомобиля. С выхода усилителя ЧМ сигналов напряжение сигнала через конденсатор СВ и высокочастотный кабель поступает на вход автомобильного радиоприемника.

Двухкаскадный усилитель AM сигналов выполнен на полевом транзисторе VT1 и транзисторе VT3. Для подавле­ния помех, вызываемых перекрестной модуляцией, весь уси­литель охвачен глубокой отрицательной обратной связью. С помощью фильтра L3′ С11 исключается взаимное влияние усилителей AM и ЧИ сигналов.

Стабилизатор напряжения питания и фильтр помех от системы электрооборудования автомобиля выполнен по схеме с использованием транзистора VT4 и диода VD.

На рис. 1.16 показано расположение радиоэлементов на платах антенны АР-201В.

Рис. 1.16. Расположение радиоэлементов на платах антенны АР-201В: а — на плате У1; б — на плате УЗ

Рис. 1.17. Схема экви­валента автомобильной антенной системы для настройки входных цепей радиоприемника в диапа­зонах ДВ, СВ: а — С1-12 пФ, С2-56 пФ, Rl+R2=80 Ом; б — С1-12 пФ, С2-70 пФ, R1 + + R2=80 Ом; в — С1-15 пФ, С2-60 пФ, Rl + R2=80 Ом; г — С1-10 пФ, С2-51 пФ, Rl + R2=80 Ом; д — С1-12 пФ, С2-68 пФ, R1 + + R2=80 Ом; е — С1-12 пФ, С2-51 пФ, Rl+R2= = 80 Ом; ж — С1-12 пФ, С2-51 пФ, Rl + R2= = 80 Ом

Рис. 1.18. Схема эквива­лента автомобильной ан­тенной системы для. на­стройки входных цепей радиоприемников в диа­пазонах ДВ, СВ и KB (Rl + R2=160 Ом)

Рис. 1.19. Схема экви­валента автомобильной антенной системы для на­стройки входных цепей радиоприемника в диапа­зоне УКВ

Рис. 1.20. Схема эквива­лента автомобильной ан­тенной системы для на­стройки входных цепей радиоприемника в диапа­зонах ДВ, СВ и KB при работе радиоприемника в переносном режиме от внешней антенны (2R1 + + R H =160 Ом)

Рис. 1.21. Схема эквива­лента автомобильной ан­тенной системы для на­стройки входных цепей радиоприемника при ра­боте в переносном режиме в диапазонах KB (Rl-p-+ R2= 160 Ом)

Рис. 1.22. Схема эквива­лента автомобильной ан­тенной системы для на­стройки входных цепей радиоприемника при ра­боте в переносном режиме в диапазоне УКВ

На рис. 1.17 — 1.22 даны схемы эквивалентов пассив­ных автомобильных антенных систем, с помощью которых осуществляется настройка входных цепей радиоприемников.

РАДИОПРИЕМНИК А-370 (А-370М, А-370М1)

Радиоприемник предназначен для установки в автомо­билях «Жигули» (ВАЗ-2101) со штыревой антенной АР-108. Он работает в диапазонах ДВ и СВ. В радиоприемнике применяются плавная настройка и регулировка громкости и автоматическая регулировка усиления сигнала.

В комплект радиоприемника входят динамическая головка 4ГД-8Е, установленная на отражательной доске приборного щитка автомобиля, и запасные предохрани­тели на 1А (ПМ-1).

Основные технические данные радиоприемника приве­дены в приложении 2.

Принципиальная электрическая схема показана на рис. 2.1 (переключатель диапазонов показан в положе­нии ДВ).

Входная цепь настроена под эквивалент антенны W и представляет собой колебательный П-образный контур LI L2 С1С5. В диапазоне СВ входной контур образован катушкой L2 и конденсаторами С1, С2, С5. Для повышения коэффициента передачи в диапазоне ДВ используется входной контур с более высокой по сравнению с диапа-. зоном СВ индуктивностью, образованный последовательным включением катушки L2 и дополнительной катушки L1. Связь входного контура с антенной автомобиля и первым каскадом УРЧ емкостная. Настройка входной цепи, контуров УРЧ и гетеродина осуществляется с помощью катушек ферровариометра LI, L2, L4 и L16.

Усилитель РЧ выполнен на транзисторе VT1 по схеме резонансного усилителя с общим эмиттером. Нагрузкой УРЧ служит резонансный контур L4 СП — С14. В диапа­зоне СВ конденсатор СП отключается. В коллекторную цепь транзистора VT1 включен контур L3C8, настроенный на частоту 465 кГц.

Преобразователь частоты выполнен на транзисторе VT2 по схеме с совмещенным гетеродином. Гетеродин выполнен по емкостной трехточечной схеме. В диапазоне ДВ гетеродинный контур образован катушками L12 — L16 и конденсаторами С15, С17, С18, С22, С23. В диапазоне СВ катушки L13, L14 и конденсаторы С17, С22 отключа­ются. Напряжение гетеродина с катушки L11 через конден­сатор С16 подается в цепь эмиттера транзистора VT2. Напряжение сигнала РЧ подается в цепь базы преобра­зователя частоты. Нагрузкой преобразователя частоты служит фильтр сосредоточенной селекции с полосой про­пускания 8 — 9 кГц (КПЧ-1,, КПЧ-2-1, КПЧ-2-2, КПЧ-3) с емкостной связью между контурами.

Усилитель ПЧ двухкаскадный. Первый каскад УПЧ выполнен по реостатной схеме на транзисторе VT3 с общим эмиттером. Нагрузкой первого каскада является резистор R12. Второй каскад УПЧ собран на транзисторе VT4 по схеме резонансного усилителя с нейтрализацией внутренней обратной связи (С34). Нагрузкой второго каскада УПЧ служит контур L17C35.

Детектор собран на диоде VD2. Напряжение ЗЧ с регулятора громкости R22 подается в УЗЧ. Напряжение системы АРУ формируется диодом VD1, на который Поступает сигнал РЧ с коллекторного контура УПЧ через конденсатор С36. Детектор АРУ работает с задержкой, которая образуется за счет постоянного напряжения, сни­маемого с делителя R17, RI8. Управляющее напряжение АРУ через фильтр R19 С29 R1 поступает в цепь базы транзисторов VTI и VT3.

Усилитель ЗЧ трехкаскадный, выполненный на однопо-лярных транзисторах в оконечном каскаде по бестрансфор­маторной схеме с фазоинверсным трансформатором в пред-оконечном каскаде. Нагрузкой первого каскада УЗЧ на транзисторе VT5 служит резистор R26, а второго каскада на транзисторе VT6 — трансформатор Т1. Базовое смеще­ние на первый каскад подается через резистор R23 с эмитте­ра второго каскада. Обратная связь по переменному току устраняется подключением к резистору R27 конденсатора С44. Оконечный каскад УЗЧ выполнен на транзисторах VT7 и VT8. Проволочные резисторы сопротвлением 0,2 Ом, включенные в цепи эмиттеров, обеспечивают температурную стабилизацию каскада. Базовые смещения транзисторов стабилизированы с помощью низкоомных базовых дели­телей R29 — R32. Все каскады УЗЧ охвачены частотно-зависимой отрицательной обратной связью. Напряжение обратной связи подается с выхода усилителя через контур R25C43.

Для защиты радиоприемника от помех, возникающих от электрооборудования автомобиля при работе двигателя, в цепь питания включен фильтр С42 С47 L2′ С49 L3′. Для подсветки шкалы радиоприемника в цепь питания включены параллельно две лампы HL1 и HL2.

Напряжение питания всех каскадов УРЧ и УПЧ стабилизировано с помощью стабилизатора VD3.

Режимы работы транзисторов по постоянному току указаны на схеме. Напряжения сигнала в тракте усиления на базах транзисторов:

VT1 . 0,003 — 0,006 мВ

Напряжения сигнала в тракте усиления (кроме входа УЗЧ) измерены при напряжении сигнала на зажимах динамической головки В — 450 мВ, а на входе УЗЧ — при входном напряжении 2,85 В.

Конструкция. Радиоприемник помещен в стальной кожух и крепится в нише напели на приборном щитке автомобиля. Он состоит из двух функциональных узлов: платы радиоприемника и механизма настройки.

Механизм настройки включает в себя верньерно-шкальное устройство и блок катушек переменной индук­тивности LI, L2, L4 и L16. Крепится механизм настройки четырьмя винтами к боковой стенке шасси приемника.

Шкала и органы управления приемником расположены на лицевой панели: левая ручка — включатель и регулятор громкости; правая — ручка настройки. Между ручками установлены кнопки переключателя диапазонов. Гнездо для подключения кабеля антенны находится на боковой стенке справа.

Электромонтажная.схема платы радиоприемника пока­зана на рис. 2.2.

На плате расположены переключатель диапазонов S1, трансформатор Т1 и другие радиоэлементы схемы. Выходные транзисторы UT7 и UT8 установлены на отдель­ном радиаторе, который вместе с платой крепится к шасси радиоприемника. Дроссели L2′, L3′ и конденсатор С49 помещены в экран, к наружной стенке которого крепится конденсатор С47. Катушки переменной индуктивности одно­слойные, намотаны проводом ПЭВ-1 0,1 рядовой намоткой. Катушки контуров УРЧ, гетеродина и дросселя L1′ одно­слойные, а катушки L1 и L2 двухслойные.

Электромонтажная схема платы блока катушек пере­менной индуктивности показана на рис. 2.3. Моточные данные катушек, трансформаторов и дросселей приведены в табл. 2.1.

В радиоприемнике применены следующие детали: резисторы Rl — R20, R23 — R27 типа ВС-0,125а; R22 типа СПЗ-4вМ; R28 типа МЛТ-1; R29, R31 типа МЛТ-0,5; R30 R32 — R34 — проволочные; конденсаторы С1 и С12 типа КПК-МП (КТЧ-1Т); С2 типа КТ-1; СЗ, С15, С17, С19, С21, С26, С27 и С35 типа К22У-1Б; С4, С5, СП и С14 типа КЛС-la; С6, С7, С16, С28, СЗО — С32; С37 — С40, С43, С45 и С46 типа К10-7в; С8, С9, С13, С18, С20, С22 — С25, С34, С36 типа КЛ-1; С29, СЗЗ, С41, С42, С44, С48 типа К50-6; С47 типа К50-12; С49 типа К50-3.

Радиоприемник А-370М предназначен для работы в автомобилях «Москвич-412» от штыревой антенны АР-105.

Радиоприемник А-370М1 можно устанавливать в ав­томобилях «Запорожец». В комплект радиоприемника входит антенный кабель.

По своим электрическим схемам и моточным данным радиоприемники А-370М и А-370М1 не отличаются от А-370.

Типы применяемых в радиоприемниках А-370М и А-370М1 радиоэлементов такие же, как и у радиоприем­ника А-370, за исключением: С8 и С36 типа К10-7в; С13 типа КЛС-2;С47 типа К50-6.

Радиоприемник А-370М1 крепится в автомобиле с по­мощью двух угольников без дополнительных крепежных элементов.

Рис. 2.1. Принципиальная электрическая схема радиоприемника А-370 (А-370М, А-370М1)

Рис. 2.2. Электромонтажная схема платы радиоприемника А-370 (А-370М, А-370М1)

Рис. 2.3. Электромонтажная схема платы катушек пере­менных индуктивностей радиоприемника А-370 (А-370М, А-370М1)

Моточные данные катушек, трансформаторов и дросселей радиоприемника «А-370» («А-370М», «А-370М1»)

Источник статьи: http://textarchive.ru/c-2732834-p3.html

Оцените статью
Все про машины