Справочное издание автомобильная радиоприемная и звуковоспроизводящая аппаратура © издательство «радио и связь» 1987
Рис. 1.9. Электрическая схема антенны ААЗВ («Волна»)
Антенну устанавливают следующим образом. В кабине автомобиля отсоединяют кронштейн с зеркалом заднего вида. Зеркало заднего вида отсоединяют от кронштейна и крепят к нижнему концу корпуса антенны. Антенну с зеркалом заднего вида и кронштейном 4 устанавливают и крепят на месте прежнего кронштейна для крепления зеркала заднего вида. В качестве крепежных элементов антенны можно использовать крепежные элементы кронштейна зеркала заднего вида или крепеж замка (при наличии замка).
Рис. 1.10. Расположение антенны АВА-1 в автомобиле
Для установки антенны в случае использования зеркала заднего вида, имеющего шарик в шарнирном устройстве, нужно: отсоединить кронштейн с зеркалом заднего вида; осторожно освободить зеркало вместе с оправой из корпуса; высверлить две заклепки пружины и снять пружину; сверлом 8 мм аккуратно до упора в шарик высверлить развальцовку кронштейна в шарике и диаметром 6 мм выбить кронштейн из шарика; вставить вместо шарика переходник, зажать его пружиной с помощью двух витков МЗХ4 и гаек. Затяжку пружины необходимо отрегулировать так, чтобы корпус зеркала устойчиво сохранял приданное ему положение. Затем зеркало с. оправой вставить в корпус.
Для нормальной работы антенны необходим надежный контакт между шайбой, находящейся в одном из отверстий для крепления антенны, и корпусом автомобиля, а также между антенной и корпусом зеркала в шарнирном устройстве.
Провод питания антенны укладывают под резиновый уплотнитель ветрового стекла слева от корпуса антенны, а высокочастотный кабель — справа. Провод и кабель далее проводят под боковыми декоративными накладками и под приборным щитком к радиоприемнику. Центральный провод шнура питания подключают к зажиму 13,2 В. При отсутствии зажима провод шнура питания припаивают к центральному проводу лампы подсветки кабины или к выключателю питания радиоприемника.
Экран провода питания нужно изолировать от открытых токонесущих цепей и соединить с корпусом радиоприемника. Высокочастотный кабель подключают на вход радиоприемника.
Антенна АВ-2403у («Универсальная») предназначена для приема радиосигналов в диапазонах ДВ, СВ, KB и УКВ при работе в салонах легковых автомобилей любых марок. Пассивный приемный элемент — Т-образный металлический элемент печатного типа.,
На рис. 1.11 показано место установки антенны в автомобиле (а) и подключения антенны к радиоприемнику и аккумулятору (б).
Рис. 1.11. Расположение антенны АВ-2403У («Универсальная») в автомобиле
Антенна состоит из диэлектрического корпуса с крышкой 3, в котором закреплена печатная плата с смонтированной на ней электрической схемой. На корпус установлены соединители для подключения радиочастотного кабеля 2 и кабеля питания 1. Корпус антенны крепится винтами 4 к декоративной полке (в автомобиле «Жигули») и посредством крепежной шпильки 5, имеющей наружную и внутреннюю резьбу, и винта 7 к металлической полке кузова автомобиля. Зону крепления шпильки винтом к полке кузова необходимо тщательно зачистить. В других типах автомобилей, где декоративная и металлическая полки совмещены, вместо шпильки используется винт МЗ.
Радиочастотный кабель и кабель питания прокладывают под задним сиденьем и ковриками пола. К цепи питания «плюс» автомобиля антенну подключают централь-, ным проводом через предохранитель радиоприемника (металлическую оплетку кабеля питания в зоне приборной панели нужно заземлить любым винтом). Высокочастотный кабель необходимо подключить на вход радиоприемника.
Пассивный Т-образный печатный элемент 8 необходимо расположить на расстоянии не менее 150 мм от левой задней стойки кузова и на расстоянии 10 мм от ветрового заднего стекла. Угол наклона Т-образного печатного элемента регулируется шарниром 6.
Электрическая схема антенны показана на рис. 1.12.
Напряжение ЧМ сигнала от Т-образного печатного приемного элемента в диапазоне УКВ поступает на Вх 2 и через конденсатор СЗ — на вход усилителя, выполненного на транзисторе VT3. Нагрузкой усилителя ЧМ сигналов служит дроссель L2. С выхода усилителя сигнал через высокочастотный кабель поступает на вход автомобильного радиоприемника.
Рис. 1.12. Электрическая схема антенны АВ-2403У («Универсальная»)
Трехкаскадный усилитель AM сигналов выполнен на полевом транзисторе VT1 и транзисторах VT2 и VT4. С выхода усилителя AM сигналов напряжение сигнала через фильтр C12R13R14R15 L4 и высокочастотный кабель поступает на вход радиоприемника.
Напряжение питания на транзисторные схемы поступает от бортовой сети автомобиля через фильтр С15 L3 С16.
Антенна АР-201В предназначена для работы в автомобилях «Жигули» (ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, ВАЗ-2121) совместно с радиоприемниками А-271 и А-275. Ее можно использовать и при работе с другими радиоприемниками.
Антенна выполнена в виде зеркала заднего вида и устанавливается в салоне автомобиля (рис. 1.13). Усилитель антенны помещают под основание зеркала заднего типа.
Рис. 1.13. Размещение антенны АР-201В в автомобиле
Рис. 1.14. Установка фильтров антенны АР-201В
Для установки антенны необходимо: снять облицовку кронштейна зеркала; потянуть зеркало на себя и отделить его от пластины, прикрепленной к верхней части кузова; снять пластину, отвинтив два крепящих винта, и обезжирить металлический участок корпуса автомобиля, находившийся ранее под пластиной; с помощью двух винтов М5Х25 из комплекта антенны прикрепить ее усилитель к тому месту, где ранее была пластина (высокочастотный кабель 1 при этом должен быть с левой стороны усилителя антенны); приложить основание зеркала 2 к усилителю так, чтобы фасонная металлическая втулка основания была направлена в кольцеобразный пружинный захват, и нажать на основание зеркала до щелчка (при этом два направляющих выступа основания должны войти в углубление корпуса усилителя). Затем проложить высокочастотный кабель, начиная от закрепленного усилителя (в верхней части для исключения повреждения изоляции кабель нужно укладывать между резиновым уплотнителем ветрового стекла и передней обивкой крыши с помощью палочки-лопатки), отвинтить три винта обивки левой стойки и под нее уложить кабель, обивку установить на место; далее кабель проложить по углу, образованному приборной панелью и левой стеной кузова, далее под панелью приборов над рулевой колонкой соединитель 4 антенны нужно вставить в гнездо приемника 5; отвинтить нижний винт, крепящий правую сторону кронштейна вала рулевого управления; вставить винт в проушину корпуса фильтра питания 3 антенны и завинтить его на прежнем месте (допускается привинчивать фильтр к корпусу автомобиля винтом крепления прерывателя указателя поворота); отвинтить четыре винта и снять нижнюю половину кожуха вала руля. Затем снять наконечник провод питания радиоприемника с вывода 1NT выключателя зажигания; соединить наконечники проводов питания радиоприемника и фильтра питания; надеть сочлененные наконечники на вывод 1NT выключателя зажигания; нижнюю часть кожуха закрепить винтами на прежнем месте.
Для снижения радиопомех от электрооборудования автомобиля в комплекте антенны имеются два фильтра. Первый фильтр, находящийся в цепи генератора, устраняет помехи от генераторной установки. Второй устраняет помехи от системы зажигания.
Фильтр Z1 устанавливают между выводом 30 и корпусом генератора Г221 (рис. 1.14,а). К корпусу фильтр крепится винтом М5Х10 с пружинной шайбой, который может быть завинчен в свободное резьбовое технологическое отверстие с правой стороны от вывода 30.
Рис. 1.15. Электрическая схема антенны АР-201В
Фильтр Z2 (рис. 1.14,6) располагают слева от катушки зажигания Б117. Хомут фильтра крепится под гайку крепления хомута катушки зажигания, а наконечник гибкого провода фильтра крепится под гайкой клеммы +Б катушки зажигания (рис. 1.14,6).
Электрическая схема антенны показана на рис. 1.15.
Напряжение сигнала от пассивного приемного элемента через конденсатор С1 поступает на вход широкополосного усилителя. Разделение AM и ЧМ сигналов осуществляется с помощью фильтра LI’ C2. Усилителем сигналов УКВ диапазона является каскад, выполненный на транзисторе VT2. Фильтр L C2 СЗ подавляет сигналы, лежащие за пределами УКВ диапазона. Часть катушки (выводы 1, 2) компенсирует экранирующее действие кузова автомобиля. С выхода усилителя ЧМ сигналов напряжение сигнала через конденсатор СВ и высокочастотный кабель поступает на вход автомобильного радиоприемника.
Двухкаскадный усилитель AM сигналов выполнен на полевом транзисторе VT1 и транзисторе VT3. Для подавления помех, вызываемых перекрестной модуляцией, весь усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью. С помощью фильтра L3′ С11 исключается взаимное влияние усилителей AM и ЧИ сигналов.
Стабилизатор напряжения питания и фильтр помех от системы электрооборудования автомобиля выполнен по схеме с использованием транзистора VT4 и диода VD.
На рис. 1.16 показано расположение радиоэлементов на платах антенны АР-201В.
Рис. 1.16. Расположение радиоэлементов на платах антенны АР-201В: а — на плате У1; б — на плате УЗ
Рис. 1.17. Схема эквивалента автомобильной антенной системы для настройки входных цепей радиоприемника в диапазонах ДВ, СВ: а — С1-12 пФ, С2-56 пФ, Rl+R2=80 Ом; б — С1-12 пФ, С2-70 пФ, R1 + + R2=80 Ом; в — С1-15 пФ, С2-60 пФ, Rl + R2=80 Ом; г — С1-10 пФ, С2-51 пФ, Rl + R2=80 Ом; д — С1-12 пФ, С2-68 пФ, R1 + + R2=80 Ом; е — С1-12 пФ, С2-51 пФ, Rl+R2= = 80 Ом; ж — С1-12 пФ, С2-51 пФ, Rl + R2= = 80 Ом
Рис. 1.18. Схема эквивалента автомобильной антенной системы для. настройки входных цепей радиоприемников в диапазонах ДВ, СВ и KB (Rl + R2=160 Ом)
Рис. 1.19. Схема эквивалента автомобильной антенной системы для настройки входных цепей радиоприемника в диапазоне УКВ
Рис. 1.20. Схема эквивалента автомобильной антенной системы для настройки входных цепей радиоприемника в диапазонах ДВ, СВ и KB при работе радиоприемника в переносном режиме от внешней антенны (2R1 + + R H =160 Ом)
Рис. 1.21. Схема эквивалента автомобильной антенной системы для настройки входных цепей радиоприемника при работе в переносном режиме в диапазонах KB (Rl-p-+ R2= 160 Ом)
Рис. 1.22. Схема эквивалента автомобильной антенной системы для настройки входных цепей радиоприемника при работе в переносном режиме в диапазоне УКВ
На рис. 1.17 — 1.22 даны схемы эквивалентов пассивных автомобильных антенных систем, с помощью которых осуществляется настройка входных цепей радиоприемников.
РАДИОПРИЕМНИК А-370 (А-370М, А-370М1)
Радиоприемник предназначен для установки в автомобилях «Жигули» (ВАЗ-2101) со штыревой антенной АР-108. Он работает в диапазонах ДВ и СВ. В радиоприемнике применяются плавная настройка и регулировка громкости и автоматическая регулировка усиления сигнала.
В комплект радиоприемника входят динамическая головка 4ГД-8Е, установленная на отражательной доске приборного щитка автомобиля, и запасные предохранители на 1А (ПМ-1).
Основные технические данные радиоприемника приведены в приложении 2.
Принципиальная электрическая схема показана на рис. 2.1 (переключатель диапазонов показан в положении ДВ).
Входная цепь настроена под эквивалент антенны W и представляет собой колебательный П-образный контур LI L2 С1С5. В диапазоне СВ входной контур образован катушкой L2 и конденсаторами С1, С2, С5. Для повышения коэффициента передачи в диапазоне ДВ используется входной контур с более высокой по сравнению с диапа-. зоном СВ индуктивностью, образованный последовательным включением катушки L2 и дополнительной катушки L1. Связь входного контура с антенной автомобиля и первым каскадом УРЧ емкостная. Настройка входной цепи, контуров УРЧ и гетеродина осуществляется с помощью катушек ферровариометра LI, L2, L4 и L16.
Усилитель РЧ выполнен на транзисторе VT1 по схеме резонансного усилителя с общим эмиттером. Нагрузкой УРЧ служит резонансный контур L4 СП — С14. В диапазоне СВ конденсатор СП отключается. В коллекторную цепь транзистора VT1 включен контур L3C8, настроенный на частоту 465 кГц.
Преобразователь частоты выполнен на транзисторе VT2 по схеме с совмещенным гетеродином. Гетеродин выполнен по емкостной трехточечной схеме. В диапазоне ДВ гетеродинный контур образован катушками L12 — L16 и конденсаторами С15, С17, С18, С22, С23. В диапазоне СВ катушки L13, L14 и конденсаторы С17, С22 отключаются. Напряжение гетеродина с катушки L11 через конденсатор С16 подается в цепь эмиттера транзистора VT2. Напряжение сигнала РЧ подается в цепь базы преобразователя частоты. Нагрузкой преобразователя частоты служит фильтр сосредоточенной селекции с полосой пропускания 8 — 9 кГц (КПЧ-1,, КПЧ-2-1, КПЧ-2-2, КПЧ-3) с емкостной связью между контурами.
Усилитель ПЧ двухкаскадный. Первый каскад УПЧ выполнен по реостатной схеме на транзисторе VT3 с общим эмиттером. Нагрузкой первого каскада является резистор R12. Второй каскад УПЧ собран на транзисторе VT4 по схеме резонансного усилителя с нейтрализацией внутренней обратной связи (С34). Нагрузкой второго каскада УПЧ служит контур L17C35.
Детектор собран на диоде VD2. Напряжение ЗЧ с регулятора громкости R22 подается в УЗЧ. Напряжение системы АРУ формируется диодом VD1, на который Поступает сигнал РЧ с коллекторного контура УПЧ через конденсатор С36. Детектор АРУ работает с задержкой, которая образуется за счет постоянного напряжения, снимаемого с делителя R17, RI8. Управляющее напряжение АРУ через фильтр R19 С29 R1 поступает в цепь базы транзисторов VTI и VT3.
Усилитель ЗЧ трехкаскадный, выполненный на однопо-лярных транзисторах в оконечном каскаде по бестрансформаторной схеме с фазоинверсным трансформатором в пред-оконечном каскаде. Нагрузкой первого каскада УЗЧ на транзисторе VT5 служит резистор R26, а второго каскада на транзисторе VT6 — трансформатор Т1. Базовое смещение на первый каскад подается через резистор R23 с эмиттера второго каскада. Обратная связь по переменному току устраняется подключением к резистору R27 конденсатора С44. Оконечный каскад УЗЧ выполнен на транзисторах VT7 и VT8. Проволочные резисторы сопротвлением 0,2 Ом, включенные в цепи эмиттеров, обеспечивают температурную стабилизацию каскада. Базовые смещения транзисторов стабилизированы с помощью низкоомных базовых делителей R29 — R32. Все каскады УЗЧ охвачены частотно-зависимой отрицательной обратной связью. Напряжение обратной связи подается с выхода усилителя через контур R25C43.
Для защиты радиоприемника от помех, возникающих от электрооборудования автомобиля при работе двигателя, в цепь питания включен фильтр С42 С47 L2′ С49 L3′. Для подсветки шкалы радиоприемника в цепь питания включены параллельно две лампы HL1 и HL2.
Напряжение питания всех каскадов УРЧ и УПЧ стабилизировано с помощью стабилизатора VD3.
Режимы работы транзисторов по постоянному току указаны на схеме. Напряжения сигнала в тракте усиления на базах транзисторов:
VT1 . 0,003 — 0,006 мВ
Напряжения сигнала в тракте усиления (кроме входа УЗЧ) измерены при напряжении сигнала на зажимах динамической головки В — 450 мВ, а на входе УЗЧ — при входном напряжении 2,85 В.
Конструкция. Радиоприемник помещен в стальной кожух и крепится в нише напели на приборном щитке автомобиля. Он состоит из двух функциональных узлов: платы радиоприемника и механизма настройки.
Механизм настройки включает в себя верньерно-шкальное устройство и блок катушек переменной индуктивности LI, L2, L4 и L16. Крепится механизм настройки четырьмя винтами к боковой стенке шасси приемника.
Шкала и органы управления приемником расположены на лицевой панели: левая ручка — включатель и регулятор громкости; правая — ручка настройки. Между ручками установлены кнопки переключателя диапазонов. Гнездо для подключения кабеля антенны находится на боковой стенке справа.
Электромонтажная.схема платы радиоприемника показана на рис. 2.2.
На плате расположены переключатель диапазонов S1, трансформатор Т1 и другие радиоэлементы схемы. Выходные транзисторы UT7 и UT8 установлены на отдельном радиаторе, который вместе с платой крепится к шасси радиоприемника. Дроссели L2′, L3′ и конденсатор С49 помещены в экран, к наружной стенке которого крепится конденсатор С47. Катушки переменной индуктивности однослойные, намотаны проводом ПЭВ-1 0,1 рядовой намоткой. Катушки контуров УРЧ, гетеродина и дросселя L1′ однослойные, а катушки L1 и L2 двухслойные.
Электромонтажная схема платы блока катушек переменной индуктивности показана на рис. 2.3. Моточные данные катушек, трансформаторов и дросселей приведены в табл. 2.1.
В радиоприемнике применены следующие детали: резисторы Rl — R20, R23 — R27 типа ВС-0,125а; R22 типа СПЗ-4вМ; R28 типа МЛТ-1; R29, R31 типа МЛТ-0,5; R30 R32 — R34 — проволочные; конденсаторы С1 и С12 типа КПК-МП (КТЧ-1Т); С2 типа КТ-1; СЗ, С15, С17, С19, С21, С26, С27 и С35 типа К22У-1Б; С4, С5, СП и С14 типа КЛС-la; С6, С7, С16, С28, СЗО — С32; С37 — С40, С43, С45 и С46 типа К10-7в; С8, С9, С13, С18, С20, С22 — С25, С34, С36 типа КЛ-1; С29, СЗЗ, С41, С42, С44, С48 типа К50-6; С47 типа К50-12; С49 типа К50-3.
Радиоприемник А-370М предназначен для работы в автомобилях «Москвич-412» от штыревой антенны АР-105.
Радиоприемник А-370М1 можно устанавливать в автомобилях «Запорожец». В комплект радиоприемника входит антенный кабель.
По своим электрическим схемам и моточным данным радиоприемники А-370М и А-370М1 не отличаются от А-370.
Типы применяемых в радиоприемниках А-370М и А-370М1 радиоэлементов такие же, как и у радиоприемника А-370, за исключением: С8 и С36 типа К10-7в; С13 типа КЛС-2;С47 типа К50-6.
Радиоприемник А-370М1 крепится в автомобиле с помощью двух угольников без дополнительных крепежных элементов.
Рис. 2.1. Принципиальная электрическая схема радиоприемника А-370 (А-370М, А-370М1)
Рис. 2.2. Электромонтажная схема платы радиоприемника А-370 (А-370М, А-370М1)
Рис. 2.3. Электромонтажная схема платы катушек переменных индуктивностей радиоприемника А-370 (А-370М, А-370М1)
Моточные данные катушек, трансформаторов и дросселей радиоприемника «А-370» («А-370М», «А-370М1»)
Источник статьи: http://textarchive.ru/c-2732834-p3.html