Проверка/регулировка зазоров клапанов
Для проверки и регулировки зазоров клапанов требуется следующий специальный инструмент:
- Набор щупов с дискретностью 0,05 мм.
- Кусок проволоки толщиной около 2 мм (или тонкое сверло).
- Набор гаечных ключей и набор головок.
Требуются следующие изнашиваемые детали:
- Прокладка крышки головки цилиндров.
Для компенсации тепловых расширений в приводе клапанов должен быть обеспечен определенный зазор между кулачками распределительного вала и клапанами или коромыслами. Зазоры клапанов изменяются со временем из-за усадки клапанов и износа привода клапанного механизма.
При слишком малом зазоре изменяются фазы газораспределения, ухудшается компрессия, снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно. В экстремальных случаях могут деформироваться клапана или прогореть седла клапанов. При повышенных зазорах возникают сильные механические стуки, изменяются фазы газораспределения, вследствие уменьшения времени открытия клапанов и тем самым ухудшения заполнения цилиндров снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно.
Проверку и при необходимости регулировку зазоров клапанов следует проводить на всех двигателях кроме моделей 518i, 525td/tds, 520i/525i выпуска с мая 1990 г. по показаниям индикатора интервалов технического обслуживания или в рамках технического обслуживания через каждые 20000 км. Упомянутые двигатели имеют гидравлические компенсаторы зазоров клапанов и не нуждаются в их проверке или регулировке.
Проверка
Проверка и регулировка зазоров клапанов производится как на холодном, так и на разогретом двигателе.
Снять крышку головки цилиндров.
Для проворачивания двигателя в требуемое положение существуют две возможности. Первый, наиболее простой вариант: включить 4-ю передачу, отпустить ручной тормоз. Перемещать автомобиль.
Второй вариант: перевести рычаг переключения передач в нейтраль, подтянуть ручной тормоз. Проворачивать двигатель за центральный болт ременного шкива .коленчатого вала, установив на него головку ключа 27/30 мм, по часовой стрелке (направление вращения двигателя). При этом также проворачивается распределительный вал.
Целесообразно начинать проверку, с клапанов 1-го цилиндра, выставив его в положение верхней мертвой точки. 1-й цилиндр расположен в передней части двигателя. После этого двигатель проворачивается дальше (на четырехцилиндровом двигателе на пол-оборота) и проверяются клапаны следующего цилиндра в соответствии с последовательностью зажигания.
Последовательность зажигания на четырехцилиндровом двигателе: 1-3-4-2; на шестицилиндровом двигателе: 1-5-3-6-2-4.
Другой вариант регулировки зазоров клапанов: провернуть двигатель в такое положение, при котором у любого из клапанов кулачок распределительного вала обращен в сторону от коромысла проверяемого клапана, а кулачок прилегает к коромыслу своей образующей. На рисунке показан бензиновый двигатель, на дизельном двигателе кулачок должен быть отведен от рычага коромысла. В этом положении измерить зазор клапана и при необходимости отрегулировать его.
Пометить коромысло фломастером.
Еще немного продвинуть автомобиль до отхода еще одного кулачка от коромысла. При этом последовательность регулировки зазоров клапанов безразлична. Маркировка коромысел производится, чтобы по ошибке не проверять повторно зазор клапана.
Бензиновые двигатели: Измерить зазор клапана щупом F, введенным между эксцентриком Е и концом стержня клапана.
Дизельные двигатели 524td: Измерять зазор клапана щупом F между кулачком и качающимся рычагом.
Зазор клапана отрегулирован правильно, если щуп проходит с натягом.
Для пробы взять щуп с превышением заданного размера См. Таблицу 1 на 0,05 мм. Он не должен входить между клапаном и коромыслом. Если он проходит, уменьшить зазор клапана.
Таблица 1. Зазоры клапанов
Внимание: Заданные значения зазоров для впускных и выпускных клапанов одинаковы.
«Холодным» называется двигатель при температуре охлаждающей жидкости ниже +35°С. Для регулировки зазоров клапанов на «разогретом» двигателе температура охлаждающей жидкости должна находиться около +80°С. Признаком является теплый нижний водяной шланг радиатора. Термостат как раз открывает большой контур циркуляции охлаждающей жидкости.
Регулировка
(Рисунок W — 6266) Если зазор клапана отличается от заданного значения, вставить стержень BMW 113070 в отверстие эксцентрика Е, ослабить гайку и повернуть стержнем эксцентрик до достижения заданного значения зазора клапана. Если инструмент BMW отсутствует, может быть использована тонкая отвертка соответствующего диаметра.
Затянуть контргайку моментом примерно 10 нм (оценочное значение), удерживая при этом эксцентрик. Еще раз проверить зазор клапана и провернуть двигатель дальше. Таким же образом проверить или отрегулировать зазоры остальных клапанов.
Источник статьи: http://www.bmwman.ru/5er/E34/main/service/proverka-regulirovka-zazorov-klapanov
Проверка / регулировка зазоров клапанов
Для компенсации тепловых расширений в приводе клапанов должен быть обеспечен определенный зазор клапанов.
При слишком малом зазоре изменяются фазы газораспределения, ухудшается компрессия, снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно. В экстремальных случаях могут деформироваться клапаны или прогореть седла клапанов.
При повышенных зазорах возникают сильные механические стуки, изменяются фазы газораспределения, вследствие уменьшения времени открытия клапанов и тем самым ухудшения заполнения цилиндров снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно.
Регулировка зазоров клапанов приносит успех, только тогда когда имеется достаточное уплотнение клапанов, отсутствует недопустимый люфт в направляющий клапанов и концы стержней клапанов не разбиты.
Четырехцилиндровые двигатели моделей 318i и 318is выпуска с сентября 1987 г., а также моделей 316i выпуска с сентября 1988 г. имеют гидравлические компенсаторы зазоров клапанов. На них работы по регулировке зазоров клапанов не производятся.
Проверка и регулировка зазоров клапанов производится в рамках обслуживания через каждые 20000 км.
Проверка и регулировка зазоров клапанов могут производиться как на холодном, так и на разогретом двигателе.
Проверка
Снять воздушный фильтр (см. раздел «Снятие и установка воздушного фильтра»).
Снять крышку головки цилиндров (см. раздел «Снятие и установка крышки головки цилиндров»).
Включить коробку передач в нейтраль (затянуть ручной тормоз).
Проворачивать двигатель головкой ключа 27/30 мм за центральный болт шкива коленчатого вала в направлении вращения двигателя. При этом также проворачивается и распределительный вал.
Выставить распределительный вал так. чтобы кулачок был на противоположной стороне от коромысла клапана, подлежащего проверке; при этом к коромыслу прилегает образующая окружность кулачка.
Целесообразно начинать проверку, с клапанов 1-го цилиндра, расположенного в передней части двигателя, выставив этот цилиндр в положение верхней мертвой точки. После этого двигатель проворачивается дальше (на четырехцилиндровом двигателе на пол-оборота) и проверяются клапаны следующего цилиндра, в соответствии с последовательностью зажигания. Последовательность зажигания на четырехцилиндровом двигателе: 1-3-4-2; на шестицилиндровом двигателе: 1-5-3-6-2-4.
Другой вариант регулировки зазоров клапанов: включить 4-ю передачу, отпустить ручной тормоз. Немного передвинуть автомобиль до отхода кулачка от одного из клапанов. Кулачок при этом устанавливается под углом вниз. При этом кулачок не давит на коромысло (см рисунок). В этом положении измерить зазор клапана и при необходимости отрегулировать его.
Пометить коромысло фломастером.
Еще немного продвинуть автомобиль до отхода еще одного кулачка от коромысла. При этом последовательность регулировки зазоров клапанов безразлична. Маркировка коромысел производится, чтобы по ошибке не проверять повторно зазор клапана.
Бензиновые двигатели: измерить зазор клапана щупом -F-, введенным между эксцентриком -Е- и концом стержня клапана.
Дизельные двигатели моделей 324d, 324td: измерять зазор клапана щупом -F- между кулачком и качающимся коромыслом.
Зазор клапана отрегулирован правильно, если щуп проходит с натягом.
Для пробы взять щуп с превышением заданного размера (см. таблицу) на 0,05 мм. Ом не должен входить между клапаном и коромыслом. Если он входит, уменьшить зазор клапана. Внимание: Заданные значения зазоров для впускных и выпускных клапанов одинаковы.
«Холодным» называется двигатель при температуре охлаждающей жидкости ниже 35°С. При регулировке зазоров клапанов на «разогретом» двигателе температура охлаждающей жидкости должна составлять около 80°С. Признаком «разогретого» двигателя является теплый нижний водяной шланг радиатора. Термостат как раз открывает большой контур циркуляции охлаждающей жидкости.
Регулировка
Если зазор клапана отличается от заданного значения, вставить стержень BMW 113070 в отверстие эксцентрика, ослабить гайку -М- и повернуть стержнем эксцентрик до достижения заданного значения зазора клапана. Если инструмент BMW отсутствует, может быть использована тонкая отвертка соответствующего диаметра.
Затянуть контргайку моментом примерно 10 нм (оценочное значение), удерживая при этом эксцентрик.
Еще раз проверить зазор клапана и провернуть двигатель дальше.
Таким же образом проверить или отрегулировать зазоры остальных клапанов.
Установить крышку головки цилиндров (см. раздел «Снятие и установка крышки головки цилиндров)
Установить воздушный фильтр, см (раздел «Снятие и установка воздушного фильтра»).
Регулировка момента начала подачи топливного насоса высокого давления на дизельном двигателе
Для проверки требуется стрелочный индикатор с соответствующим адаптером для вворачивания в насос.
Отключить провод массы от аккумулятора.
Поднять переднею сторону автомобиля.
Отвернуть среднюю заглушку на топливном насосе высокого давления. Вместо заглушки ввернуть адаптер (BMW 135330) и стрелочный индикатор и слегка поджать.
Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке по направлению к верхней мертвой точке 1-то цилиндра до момента, когда стрелка индикатора будет показывать в течение некоторого времени минимальное значение. Проворачивание должно за 60-90° до верхней мертвой точки. Поршень 1-го цилиндра находится в положении верхней мертвой точки, когда оба его кулачка 1-го цилиндра со стороны зубчатого ремня обращены вверх. Для контроля отвернуть крышку маслозаливной горловины и наблюдать за распределительным валом.
Для проворачивания двигателя включить 5-ю передачу, освободить ручной тормоз и передвигать автомобиль или затянуть ручной тормоз и проворачивать шкив коленчатого вала головкой ключа за центральный болт.
Установить шкалу стрелочного индикатора на «О».
Вытащить пробку из моторного блока.
Проворачивать коленчатый вал до положения, в котором опорный стержень BMW 112300) сможет войти и отверстие маховика (положение верхней мертвой точки).
Внимание: Не поворачивать коленчатый вал против направления вращения двигателя. Это вызовет искажение измерений.
Показание стрелочного индикатора при этом должно быть 1,05±0,02 мм. В противном случае отрегулировать топливный насос высокого давления. На модели 324d выпуска до ноября 1988 г. (без DDE) заданное значение составляет 0,74+0.02 мм.
Ослабить крепление 2 задних болтов -3-, не отворачивая их (второй болт -3- на рисунке не виден).
Ослабить гайки -1- и -2-.
Внимание: Гайки ослаблять не сильно, чтобы избежать изменения натяжения зубчатого ремня.
Повернуть топливный насос высокого давления до достижения заданного значения на шкале стрелочного индикатора.
Затянуть гайки и болты в последовательности 1 — 3 моментом 25 нм.
Еще раз проверить регулировку. Для этого удалить стержень и сначала отвернуть коленчатый вал на 90° назад.
Снять стрелочный индикатор.
Завернуть центральную заглушку с новой прокладкой с моментом затяжки 15 нм.
Внимание: Снять опорный стержень с маховика двигателя. Поставить пробку.
После контрольной поездки проверить герметичность центральной заглушки и, если требуется, затянуть ее максимально до момента затяжки 20 нм.
Источник статьи: http://www.bmwman.ru/3er/E30/power/m40/proverka-regulirovka-zazorov-klapanov
2.10 Проверка и регулировка зазора клапанного механизма
Проверка и регулировка зазора клапанного механизма
Так как 16-клапанный двигатель оснащен гидрокомпенсаторами, то для него не требуется регулировки клапанного зазора. В этом случае в плане обслуживания Renault нет работ по проверке и регулировке зазора в клапанном механизма.
При отсутствии специального ключа при регулировке зазора в клапанном механизме потребуется гаечный ключ SW 10 (рожковый или накидной) для ослабления контргайки и клещи, а лучше подходящий маленький гаечный ключ для регулирования клапанов. Кроме этого Вам нужен, как это показано на рисунке для впускного клапана 1-го цилиндра, щуп толщиной 0,15 мм (для регулировки зазора во впускных клапанах) или 0,20 мм (для регулировки зазора в выпускных клапанах).
Регулировка зазора предусмотрена только при появлении шумов или после проведения ремонта. Мы думаем, что проверка зазора в клапанном механизме через каждые 50000—60000 км необходима Вашему автомобилю. На всех типах двигателей Renault 19 регулировка зазора в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе.
Двигатель типа «С»
Необходимы следующие инструменты: торцовый ключ SW 10, пластинчатый щуп и по одному рожковому ключу SW 10 или имеющийся в продаже специальный ключ для регулировки зазора (ключ для контргайки). Также Вы должны приготовить новую прокладку для крышки блока цилиндров, так как она часто рвется при снятии крышки. Зачастую старая прокладка затвердевает настолько, что уже не обеспечивает в достаточной мере уплотнение при следующей установке крышки головки блока цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Двигатель типа «F» (бензиновый и дизель)
На двигателях типа «F» проверка зазоров в клапанном механизме и их регулировка проводятся на холодном двигателе, однако эта работа на оборудованном стаканными толкателями силовом агрегате несколько сложнее, чем на «C»-двигателе. Вы можете без проблем самостоятельно проверить величину зазора и определить необходимость его регулировки.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Замена регулировочных шайб
Для проверки зазора клапанов на остальных цилиндрах проворачивайте двигатель соответственно на пол-оборота для каждого последующего цилиндра (№№ 4 и 2).
Для регулировки клапанов сверху в стаканные толкатели вкладываются шайбы различной толщины. Какую шайбу выбрать: более толстую или более тонкую, зависит от величины зазора в клапанном механизме. Для замены регулировочных шайб необходим специальный инструмент. С его помощью толкатели утапливаются и затем вынимаются регулировочные шайбы.
При регулировке клапанов используется нажимное устройство для толкателей клапана (инструмент Renault №. 992). Купить это устройство можно также в фирмах, торгующих инструментами, например, в фирме MABECO, а/я 130307, 42853 Ремшайд. Регулировочные шайбы можно приобрести в магазинах, торгующих запасными частями для Renault.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Какой толщины выбрать регулировочную шайбу?
При установке зазора регулировочная шайба для выпускного клапана из-за высокой температуры должна быть выбрана таким образом, чтобы зазор был несколько больше, чем 0,40 мм, то есть щуп должен входить свободно. На впускном клапане зазор устанавливается точно 0,20 мм. При меньшем, чем требуется, зазоре применяется более тонкая шайба, при большем, соответственно, более толстая.
Источник статьи: http://automn.ru/bmw-5-e39/bmw-18209-10.m_id-1852.m_id2-1865.html