Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Бортовой компьютер (маршрутный компьютер, бортовик) представляет из себя устройство, которое считывает, обрабатывает и выводит на дисплей различную информацию, среди которой может быть : средний за поездку и мгновенный расход топлива, остаток его в баке, средняя скорость и пройденное расстояние, температура воздуха в салоне и снаружи, ошибки в работе систем автомобиля и многие другие нужные параметры.
Благодаря наличию инжекторного двигателя и соответственно его электронного блока управление, установка бортового компьютер возможна и на Уаз Хантер. Вернее, просто необходима, так как штатные приборы и контрольная лампа неисправности двигателя Check Engine особой информативностью не блещут.
Бортовой компьютер Multitronics RI 500V на Уаз Хантер.
Бортовой компьютер Multitronics RI 500V предлагает к использованию больше 190 функций, имеет съемную лицевую панель с большим графическим ЖК дисплеем (RGB подсветка из 24 цветов на выбор), умеет расшифровывать коды ошибок ЭБУ и проговаривать голосом неисправность сразу после ее возникновения, позволяет подключить к себе до двух парктроников Multitronics, есть возможность самостоятельного обновления ПО через интернет. Может устанавливаться в 1DIN, 2DIN и ISO место, впрочем для Уаз Хантер это не актуально.
Что дает и чем полезна установка бортового компьютера?
Подключение Multitronics RI 500V к электронному блоку управления двигателем ЗМЗ-409 Уаз Хантер и некоторым датчикам ничего сложного из себя не представляет и вполне по силам любому, кто хоть немного разбирается в электрике. Никаких радикальных изменений в электрические цепи автомобиля вносить не надо и помощь профессионального автоэлектрика вряд ли потребуется, настолько подробно все расписано в прилагаемой инструкции по эксплуатации. Единственное, в зависимости от места установки самого прибора, возможно придется заменить на более длинные некоторые провода.
Функций у Multitronics RI 500V много, и смысла их тут перечислять полностью нет, тем кому интересны все подробности, могут зайти на официальный сайт и там ознакомится со всем более детально, а ниже перечислим самые востребованные и соответственно постоянно или часто используемые в повседневности функции этого прибора.
Экономия топлива во время поездки с помощью Multitronics RI 500V.
Самая востребованная и позволяющая реально экономить во время поездок функция, это визуальное отображение зависимости среднего и мгновенного расхода топлива от величины открытия дроссельной заслонки, проще говоря, насколько сильно вы давите на педаль газа. Это позволяет корректировать стиль вождения и добиваться лучших показателей экономичности.
Работает это так — величина открытия дроссельной заслонки указывается в процентах, для примера — с открытием и на 12%, и на 14%, машина будет ехать одинаково со скоростью 70 км/ч, но расход топлива между этими процентами может отличатся на 0.5 литра или около того. Никак по другому это проконтролировать невозможно, только по цифрам на дисплее бортового компьютера.
Бортовой компьютер как средство диагностики системы управления двигателем.
Следующая полезность Multitronics RI 500V заключается в том, что он по сути, является альтернативой стационарному диагностическому оборудованию, портативным сканерам и системе бортовой самодиагностики контроллера двигателя, и позволяет реализовать часть их функций. Например, загорелась контрольная лампа Check Engine. Сразу понятно, что где то там, в недрах двигателя или его систем, возникла какая то ошибка, но вот какая именно? Куда смотреть и что исправлять?
А подключенный бортовой компьютер Multitronics RI 500V может возникшую ошибку расшифровать и проговорить вслух приятным женским голосом сразу после ее возникновения, с конкретным указанием на неисправный узел. Реальный случай — в 20 километрах от ближайшего населенного пункта, на лесной дороге, двигатель Уаз Хантер внезапно перестал нормально тянуть и начал слегка подтраивать. Голосовой синтезатор речи тут же оповестил — «неисправность электрической цепи свечи зажигания третьего цилиндра», ну или что то подобное.
Остановились, заменили высоковольтный провод идущий от катушки зажигания на третью свечу на запасной, завели, прислушались к работе двигателя, все нормально, поехали дальше. На все ушло порядка десяти минут, большая часть из которых ушла на доставание из багажника запасного высоковольтного провода.
Тут надо сделать необходимое отступление. В случае возникновения ошибки, она записывается в память Multitronics RI 500V и проговаривается после каждого его включения, поэтому чтобы определить, исправили вы ошибку или нет, ее надо предварительно сбросить, стереть из памяти бортовика. Если при следующем включении зажигания RI 500V молчит и не выдает ошибок, значит все нормально, отремонтировали то, что надо. Если же ранее возникшая ошибка появилась снова, то значит смотрели не туда и исправили не то.
Поэтому, при описанном выше случае с неисправностью высоковольтного провода, проблема могла быть не только в нем, а например в неисправности свечи зажигания или катушки зажигания. Но в любом случае, это намного проще и удобнее, чем перебирать все подряд, пытаясь понять в чем именно заключается неисправность.
Определение с помощью бортового компьютера возможных неисправностей по рабочим параметрам двигателя.
Еще одна очень полезная функция бортового компьютера заключается в том, что Multitronics RI 500V может в режиме реального времени показывать рабочие параметры двигателя на холостом ходу, например процент открытия дроссельной заслонки, длительность импульса впрыска топлива, массовый расход воздуха, процент открытия регулятора холостого хода и другие.
Сравнивая эти данные с типовыми параметрами, можно более или менее точно диагностировать различные проблемы и неисправности при перебоях в работе двигателя. Подробнее об этом вот тут по ссылке для двигателя ЗМЗ-409 и вот тут для двигателя УМЗ-4213.
Другие используемые функции Multitronics RI 500V.
Очень удобны голосовые предупреждения о выходах за пределы заранее обозначенных установок. Например, заранее устанавливаем пределы допустимой скорости движения и температуры охлаждающей жидкости. При выходе за эти пределы, вы мгновенно получите голосовое оповещение.
Ну и изредка бывает полезно оповещение о не выключенных габаритах при заглушенном двигателе. Остальные функции бортового компьютера Multitronics RI 500V, а их там всего более 190, если и используются, то очень редко, хотя определенный интерес конечно же представляют.
Источник статьи: http://auto.kombat.com.ua/bortovoy-kompyuter-multitronics-ri-500v-na-uaz-hanter/
Бортовые компьютеры для автомобилей УАЗ Hunter
Выберите модель авто.
VAG COM 409.1 (KKL) USB — универсальный сканер для диагностики автомобилей концерна VAG с 1996 по 2004 год по протоколу OBDII. Также поддерживаются транспортные средства российского производства.
Сканматик 2 USB + Bluetooth – мультимарочный сканер для полноценной диагностики автомобилей российского производства: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Ока, ЗАЗ, Иж, КАМАЗ, МАЗ, ПАЗ, а также: BYD, Chevrolet, Chery, Daewoo, Great Wall, Hyundai, Kia, Mitsubishi.
Multitronics C-590 — многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics CL-590 — многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics UX-7 — компактный многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics TC 750 — многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics VC731 — многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics RC-700 — многофункциональный бортовой компьютер со съёмной панелью. Возможна установка в 1DIN, 2DIN и ISO разъёмы.
Multitronics TC 740 — многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics VC730 — многофункциональный бортовой компьютер от компании Multitronics.
Multitronics CL-550 — многофункциональный бортовой компьютер. Возможна установка в 1DIN посадочное место.
Multitronics RI-500 — многофункциональный бортовой компьютер со съёмной панелью. Возможна установка в 1DIN, 2DIN и ISO разъёмы.
Multitronics RI-500V — многофункциональный бортовой компьютер со съёмной панелью. Работает только с автомобилями ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Возможна установка в 1DIN посадочное место.
Multitronics VG1031GPL — многофункциональный бортовой компьютер с поддержкой протокола CAN.
Multitronics C-580 — многофункциональный бортовой компьютер для автомобилей Газель и УАЗ.
Multitronics CL-580 — многофункциональный бортовой компьютер для автомобилей Газель и УАЗ.
Multitronics C-570 — многофункциональный бортовой компьютер для автомобилей Chevrolet NIVA
Multitronics VG1031UPL — многофункциональный бортовой компьютер с поддержкой протокола CAN.
Multitronics TC 50UPL — многофункциональный бортовой компьютер с поддержкой протокола CAN.
Multitronics VG1031S — многофункциональный бортовой компьютер для отечественных и иностранных автомобилей. Работает по протоколу OBDII;
Multitronics VG1031V — многофункциональный бортовой компьютер. В комплекте специальное крепление для ВАЗ 2110.
Multitronics SE-50V — многофункциональный бортовой компьютер. Установка производится в 1DIN посадочное место.
Multitronics SL-50V — многофункциональный бортовой компьютер. Установка производится в 1DIN посадочное место.
Multitronics SL-50 Gazel — многофункциональный бортовой компьютер. Установка производится в 1DIN посадочное место.
Не знаете что выбрать?
Обратитесь к нашим специалистам! Мы поможем подобрать оборудование подходящее под ваши нужды.
Для клиентов из Москвы: 8 (495) 648-62-46 Вы не из Москвы? Не беда, звонок на этот номер из любого города РФ бесплатный: 8 (800) 775-09-46.
Обратитесь к нашим специалистам! Мы поможем подобрать оборудование подходящее под ваши нужды.
Для клиентов из Москвы: 8 (495) 648-62-46 Вы не из Москвы? Не беда, звонок на этот номер из любого города РФ бесплатный: 8 (800) 775-09-46.
Источник статьи: http://www.carmod.ru/filter/-bortovye_kompyutery-uaz-hunter
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
В электронный блок управления двигателем ЗМЗ-409 Уаз Хантер встроена система бортовой самодиагностики контроллера, которая имеет возможность диагностики датчиков и исполнительных устройств и способна определить большинство неисправностей системы впрыска топлива, а также выявить неисправности самого контроллера.
Визуальные оповещения о своей работе система бортовой самодиагностики наглядно показывает с помощью контрольной лампы неисправности двигателя оранжевого цвета, расположенной на блоке контрольных ламп приборной панели.
Система бортовой самодиагностики контроллера двигателя ЗМЗ-409 и принцип ее работы.
В нормальных условиях, при включенном зажигании и не работающем двигателе контрольная лампа включается на 0.6 — 1 секунду и гаснет, если система самодиагностики не определила неисправностей в электрических цепях системы управления двигателем.
В случае возникновения какой то неисправности перед запуском или в процессе работы двигателя контроллер (ЭБУ) заносит ее код в свою оперативную память и сигнализирует об этом включением лампы, которая загорается при возникновении неисправности и горит постоянно, вплоть до момента ее устранения.
Работа электронного блока управления (контроллера) двигателем ЗМЗ-409 в резервных режимах.
Выявление системой бортовой самодиагностики какой то неисправности и соответственно включение контрольной лампы вовсе не означает, что двигатель машины должен быть немедленно заглушен. В большинстве случаев электронный блок управления, если есть такая возможность, сразу же принудительно переводит двигатель в один из прописанных в нем резервных режимов работы, который считает максимально близким к нормальному в данной ситуации.
Однако работа двигателя в таких резервных режимах, даже кратковременная, может привести к увеличению расхода топлива, токсичности отработавших газов и ухудшению эксплуатационных качеств автомобиля. Кроме того, есть некоторые ограничения, когда работа двигателя допускается только после полного устранения неисправности.
Для автомобилей с двигателем ЗМЗ-409 экологического класса 2.
При неисправности вызванной пропусками зажигания, перебоями в работе двигателя и подергивании при движении автомобиля, с целью исключения выхода из строя нейтрализатора отработавших газов, необходимо быстро, в течении не более чем 30 секунд, остановить автомобиль и заглушить двигатель.
Для автомобилей с двигателем ЗМЗ-409 экологического класса 3.
При неисправности, вызванной пропусками зажигания, контрольная лампа неисправности двигателя начинает мигать. С целью исключения выхода из строя нейтрализатора отработавших газов, необходимо снизить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2500 об/мин, скорость автомобиля не более 50 км/ч, и двигаться на СТО. Контрольная лампа будет загораться постоянно при превышении допустимой температуры нейтрализатора. При этом возможно отключение одной или двух форсунок двигателя.
Определение неисправностей двигателя ЗМЗ-409 в полевых условиях с помощью системы бортовой самодиагностики.
Если в машине нет бортового компьютера с возможностью голосового или цифрового оповещения об ошибках и неисправностях системы впрыска топлива, то для их определения в полевых условиях нужно принудительно перевести контроллер (ЭБУ) из рабочего режима в режим самодиагностики и считать цифровой код ошибки по числу вспышек диагностической лампы неисправности двигателя.
Источник статьи: http://auto.kombat.com.ua/sistema-bortovoy-samodiagnostiki-kontrollera-dvigatelya-zmz-409-uaz-hanter/
Бортовые компьютеры
Если на отечественный автомобиль с впрысковым двигателем дополнительно установить бортовой компьютер, то можно получать значительно больше информации, чем от штатных приборов.
Модели различаются возможностями (функциями) и местом установки, наличием энергонезависимой памяти и регулировки яркости дисплея, а также способностью работать с определенными типами контроллеров.
Все функции таких приборов можно условно разделить на информационные и диагностические.
Мгновенный (текущий) расход топлива указывается:
в литрах в час (л/ч, часовой расход) — автомобиль неподвижен или движется со скоростью ниже определенной (в разных моделях она колеблется от 5 до 20 км/ч). Позволяет оценить, сколько топлива потребляет двигатель при работе на месте или при движении с малой скоростью, например в пробке;
в литрах на 100 км пути (л/100км) во время движения автомобиля со скоростью больше 5 — 20 км/ч. Отображаемое на дисплее значение — это количество бензина, которое будет тратиться на 100 км пути при условии, что режим движения не изменится. Позволяет оценить, как стиль вождения (динамика разгона) влияет на потребление топлива.
Фото. 1. Бортовой компьютер, установленный вместо кнопки в семействе ВАЗ-2110.
Переключение вида показаний (режима) мгновенного расхода (л/100км или л/ч) осуществляется на большинстве БК автоматически.
Точность измерения расхода зависит от технического состояния форсунок (например, их закоксованности). Поэтому многие модели позволяют вносить поправку в показания.
Средний расход топлива (л/100 км) дает возможность оценить, как дорожные условия или стиль вождения влияют на потребление бензина, и самостоятельно сравнить полученные величины с заводскими, приводимыми в технической документации. Параметр рассчитывается от момента его обнуления водителем. На некоторых моделях этот показатель называется средним расходом за поездку.
Общий расход топлива (литры) — количество израсходованного бензина после обнуления предыдущих показаний. Позволяет без подсчетов определить, сколько потрачено горючего.
Остаток топлива в баке (литры) в зависимости от модели БК может определяться двумя методами:
вычитанием общего расхода из количества топлива, заправленного в бак, которое устанавливается водителем на компьютере. Показание получается более точным, чем на штатном приборе, имеющем, как правило, большую погрешность;
по показаниям датчика уровня топлива в баке. Для нормальной работы БК в этом режиме предусмотрена ручная (на некоторых моделях автоматическая) коррекция показаний датчика.
Фото. 2. Бортовой компьютер, установленный в “низкую” панель приборов ВАЗ-2109.
Скорость автомобиля (электронный спидометр) может более точно указывать скорость, чем штатный спидометр. Функция будет также полезна в случае выхода последнего из строя.
Средняя скорость вычисляется компьютером как пройденное автомобилем расстояние, деленное на время. Позволяет определить, по какому маршруту движение было с большей средней скоростью, а также как на нее влияет стиль вождения.
Максимальная скорость на последних 1000 м (или за последнюю минуту движения) в случае остановки сотрудником ГИБДД позволяет оценить, действительно ли было превышение допустимой скорости.
Сигнализация о превышении скорости (звуковая). Порог срабатывания устанавливается водителем. Функция позволяет во время движения не отвлекать внимание для наблюдения за спидометром.
Пробег — расстояние, пройденное автомобилем после обнуления последних значений. Показания дополняют или подменяют (в случае неисправности) штатный одометр.
Пробег на остатке топлива (прогноз) рассчитывается по остатку топлива в баке и среднему расходу на 100 км. Данные о возможном пробеге на остатке топлива изменяются в зависимости от режима движения, что поможет водителю выбрать оптимальный в данной ситуации стиль вождения.
Текущее время суток выводится на дисплей (в некоторых моделях) при выключенном зажигании.
Календарь — число, день недели, месяц.
Будильник подает звуковой сигнал в установленное время.
Время поездки без учета остановок — интервал, когда автомобиль двигался со скоростью более 5 — 20 км/ч (в зависимости от модели компьютера). Отсчитывается после обнуления водителем предыдущих показаний.
Общее время поездки — время, потраченное на движение и остановки после сброса водителем предыдущих значений.
Время разгона до скорости 100 км/час (в секундах) поможет оценить динамические свойства автомобиля и сравнить с заводскими характеристиками. Этот параметр косвенно указывает на техническое состояние двигателя.
Стирание кодов ошибок позволяет удалить их из памяти контроллера, не снимая клемму с АКБ.
Фото. 3. Бортовой компьютер, установленный вместо штатных часов в семействе ВАЗ-2110.
Напряжение бортовой сети (в вольтах) дает возможность контролировать работу генератора и регулятора напряжения. Оно должно находиться в пределах, допускаемых автопроизводителем (как правило, 13,6-14,6 В).
Предупреждающий сигнал (световой или звуковой) привлекает внимание водителя к тому, что напряжение бортсети вышло за допустимые пределы. Некоторые модели компьютеров при этом указывают значение напряжения, даже если в данный момент включена другая функция.
Температура охлаждающей жидкости (°С) позволяет оценить тепловой режим двигателя и работу датчика температуры, например сравнив его показания с температурой, которую указывает какой-либо термометр на улице. Некоторые модели компьютеров показывают температуру окружающего воздуха (за бортом).
Предупреждающий сигнал (световой или звуковой) перегрева двигателя появляется при температуре охлаждающей жидкости выше допустимой (105-115°С). Некоторые модели БК в этот момент автоматически показывают температуру двигателя.
Угол опережения зажигания (УОЗ) — функция, полезная в основном водителям автомобилей ГАЗ, так как некоторые компьютеры, установленные на “волгах” и “газелях”, позволяют изменять этот показатель. Необходимость уменьшения угла возникает для устранения детонации при заправке некачественным топливом, а увеличения — если автомобиль оснащен газобаллонным оборудованием.
Обороты двигателя (мин–1) — электронный тахометр, более точно указывает частоту вращения коленвала, чем штатный прибор. Позволяют оценить стабильность работы двигателя на минимальных оборотах холостого хода.
Массовый расход воздуха (кг/ч), время впрыска (мс), цикловой расход воздуха — величины, связанные между собой, позволяют оценить состояние датчика массового расхода воздуха и системы подачи топлива.
Положение дроссельной заслонки указывает степень ее открытия в % и дает возможность контролировать:
исправность и регулировку привода (натяжение тросика). Дроссельная заслонка при нажатии педали газа до упора должна открываться полностью (на 100%) и быть полностью закрытой (0%) при отпущенном акселераторе;
исправность датчика положения дроссельной заслонки — его показания должны изменяться пропорционально нажатию на педаль газа, без рывков.
При неисправном датчике двигатель “необычно реагирует” на педаль газа или, вне зависимости от ее положения, обороты коленвала выставляются контроллером около 3000 мин–1.
Положение шагового двигателя регулятора холостого хода указывает количество шагов его открытия. Имеет смысл зафиксировать это значение на исправном прогретом двигателе и при проведении диагностики сравнивать его с текущим.
Фото. 4. Бортовой компьютер, установленный в панель приборов ВАЗ-2115.
Коэффициент коррекции СО используется для автомобилей без каталитического нейтрализатора. После регулировки токсичности отработавших газов с помощью газоанализатора этот коэффициент характеризует несоответствие между расчетным и реальным соотношением воздух/топливо на холостом ходу. В идеальном случае он равен единице, а если отличается от нее более чем на 15 % , то свидетельствует о неисправности системы впрыска. Бортовые компьютеры указывают, как правило, не сам коэффициент, а его отличие от идеального значения в процентах.
Коэффициент коррекции времени впрыска на автомобилях с каталитическим нейтрализатором показывает, во сколько раз расчетное соотношение воздух/топливо отличается от реального. При отклонении более 15% от единицы возможны неисправности системы топливоподачи (подсос воздуха, нештатное давление топлива, загрязнение форсунок, неисправность датчика массового расхода воздуха).
Соотношение воздух/топливо говорит о количестве килограммов воздуха, приходящихся на 1 кг бензина. Как правило, эта величина равна 14,6 (для ЭСУД с каталитическим нейтрализатором). Отличие от номинального значения возможно пока датчик кислорода не прогрет или при разгоне в режиме мощностного обогащения.
Напряжение датчика кислорода в системах с каталитическим нейтрализатором характеризует его работоспособность (старение, “отравление”, быстродействие). На исправном прогретом датчике напряжение должно изменяться в пределах 0,05 — 0,95В. Недостаточная его величина указывает на неисправность датчика.
Напряжение на выводах датчика уровня топлива в баке обратно пропорционально количеству топлива. Позволяет оценить его исправность.
Примечание. Некоторые модели компьютеров при включении диагностики во время движения автомобиля могут вызвать сбои в работе автовазовской автомобильной противоугонной системы (АПС, в обиходе — иммобилайзер), которая устанавливалась до середины 2000 г.
Перед приобретением бортового компьютера необходимо убедиться в наличие на упаковке или в инструкции гарантийных обязательств и подробных координат производителя. Это косвенно подтверждает его ответственность за свою продукцию. Их отсутствие — повод воздержаться от приобретения изделия.
Перед установкой компьютера, для исключения ошибок при подключении, желательно тщательно ознакомиться с инструкцией.
Наблюдение за показаниями бортового компьютера не должно отвлекать внимание водителя от дороги во время движения.
Источник статьи: http://www.uazik.net/bortovoy_computer