Как правильно потушить автомобиль
Сегодня обсудим очень неприятную, но очень важную тему – пожар в автомобиле.
Итак, как же правильно потушить автомобиль и какими средствами это лучше делать. Давай разберемся.
Оказывается, мало иметь в машине огнетушитель. Его надо правильно подобрать.
Порошковые огнетушители состоят из корпуса, в котором находится запас порошка и баллона со сжатым воздухом или инертным газом. Последний не только создает струю порошка, но и вытесняет воздух из зоны горения. Эти огнетушители не опасны для человека и не чувствительны к значительным колебаниям температур. Содержащееся в них вещество – измельченные до порошкообразного состояния минеральные соли с различными добавками. Попадая в очаг, порошок плавится, образуя пленку препятствующую поступлению воздуха к горящему материалу. Несомненным достоинством порошка является то, что он борется с тлением и повторными возгораниями. По буквам, указанным в инструкции по применению, можно легко определить, для тушения какого вещества предназначен данный огнетушитель. Как правило, там присутствуют буквы АВСЕ, ВСЕ либо D. Эти буквы обозначают класс пожара. Все зависит от того, какое вещество горит. Так класс «А» присваивается пожару, если на нем горят твердые горючие вещества в основном органического происхождения — дерево и изделия из него, текстиль, бумага и т.п. Классом «Б» обозначают горящие жидкие вещества или плавящиеся твердые – различные виды топлива и другие нефтепродукты, растворители, краски, пластик и т. п. Класс «С» указывает на горение газов, класс «D» свидетельствует о наличии металлов и их сплавов, а класс «Е» присваивается в том случае, когда произошло возгорание электрооборудования находящегося под высоким напряжением.
Углекислотный огнетушитель. Это простой газовый баллон с раструбом. Наполнен он сжиженным углекислым газом. При открывании вентиля из конического раструба появляется струя белых хлопьев, напоминающих снег и имеющих температуру -70°. Попадая в зону горения, углекислота одновременно и охлаждает ее и вытесняет из нее воздух, а потому горение быстро прекращается. Преимуществом углекислотного огнетушителя является то, что он не оставляет следов. А потому обивка салона останется после него чистой. Недостатки — зависимость давления в баллоне от температуры окружающей среды (при — 20° и ниже огнетушитель работает плохо), существует опасность обморожения рук, необходима крайняя осторожность при использовании его в закрытых пространствах, например гаражах (вдыхание углекислого газа вызывает потерю сознания, а попадание струи углекислоты в лицо может привести к летальному исходу). Накопление статического заряда на корпусе огнетушителя может вызвать взрыв паров бензина. Если в машине установлено газовое оборудование и огонь успел нагреть ресивер, нельзя допускать попадание на него струи углекислоты, поскольку резкое охлаждение его стенок может привести к взрыву.
Как же правильно тушить:
При появлении первых признаков возгорания автомобиля сразу остановитесь у обочины и выключите зажигание. Высадите пассажиров и покиньте машину сами. Попросите попутчиков или прохожих вызвать пожарную охрану, а сами приступайте к тушению.
Если автомобиль на парковке, учитывайте направление ветра. это важно, поскольку боковой ветер будет сдувать струю вещества в сторону, встречный — существенно уменьшать ее дальность, заставляя ближе подходить к огню.
При загорании в моторном отсеке сначала нужно открыть капот. Делать это следует осторожно, прикрываясь им от возможного выброса пламени. Дело в том, что при этом происходит резкое увеличение притока воздуха в зону горения и соответственно усиление огня. А потому если открыть капот стоя перед машиной, можно получить ожоги. Точно так же следует вести себя при необходимости попасть в горящий салон или багажник. Дверь машины или крышку багажника открываем осторожно, прикрываясь ими от огня. Если в течение нескольких секунд выброса не произошло, можно, соблюдая осторожность, выйти из-за укрытия и тушить огонь с более удобной позиции.
Огнетушащее вещество расходуем экономно, кратковременно (0,5 – 1 сек) нажимая на рукоятку огнетушителя. Струю направляем не в сам огонь, а на горящую поверхность, начиная от ее краев и постепенно переходя к центру. Если горит и сама машина и разлившейся под ней бензин, то в первую очередь гасим огонь на земле, а затем переходим на машину. Пламя хорошо распространяется снизу вверх и плохо в обратном направлении, а потому бессмысленно тушить машину, когда под ней горит разлившейся бензин. Он тут же будет поджигать ее снова.
Полностью опустошать огнетушитель не следует. Нужно оставить в нем 10-15 % вещества. Еще раз внимательно осмотрите автомобиль – не остались ли где-нибудь скрытые очаги горения (на днище машины, на земле, внутри торпедо, под сиденьями и т. д.). Важно найти и ликвидировать их всех, чтобы они не разгорелись снова и не привели к повторному возгоранию. Обнаруженные огонь и тление дотушиваем оставшимся в огнетушителе веществом.
У всех огнетушителей ограниченный срок годности. Как правило – это 3-4 года. После его истечения требуется либо перезарядка, либо замена новым. Предлагаю пойти вторым путем. Дело в том, что теоретических знаний при тушении пожара недостаточно. Нужен хотя бы небольшой опыт. Получить его можно потушив что-либо просроченным огнетушителем, например костер на пустыре. Только не забудьте подстраховаться ведрами с водой.
Но всегда предотвращенный пожар лучше потушенного, а потому следите за техническим состоянием своего «железного друга», будьте осторожны и до пожара не доводите.
Источник статьи: http://www.m2motors.com.ua/novosti/2746-kak-pravil-potushit-avtomobil.html
Тушение автомобиля
Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
Общие рекомендации
- Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
- Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
- Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
- Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
- Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
- Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
- Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
- Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
- Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
- Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
- Радиус опасной зоны – 10 метров.
- Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
- Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
- Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
- Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
- Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
- Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
- Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
- Не пренебрегать ТО автомобиля.
- Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
- Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
- Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
- Не заправлять машину при включенном двигателе.
- Регулярно проверять огнетушители.
Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html
Пирогами, и блинами, и сушеными грибами: как потушить пожар в автомобиле
В огне горит, как известно, все. Горят леса, горят дома, горят автомобили. Причем последние, по статистике, стали гореть все чаще и чаще. Что может являться причиной пожара на колесах, чем с огнем бороться, какой огнетушитель выбрать? Об этом и поговорим
ПОЧЕМУ ГОРЯТ АВТОМОБИЛИ
На самом деле основных причин, по которым может загореться автомобиль, всего две – техническая неисправность и вина водителя. К технической неисправности, в первую очередь, можно отнести утечку ГСМ. Даже нескольких граммов топлива или масла, вырвавшегося из магистрали или узла на раскаленный выпускной коллектор, достаточно, чтобы загорелось подкапотное пространство, а далее огонь перекинулся на салон и… И всего 20 минут нужно, чтобы автомобиль выгорел до остова. В связи с этим вот что хочется посоветовать. Не ленитесь, открывайте капот хотя бы раз в месяц для осмотра подкапотного пространства. Легкий запах топлива, «запотевание» топливных или масляных магистралей в местах сочленений – все это признак того, что под капотом что-то не так, и требуется срочное выявление и устранение неисправности.
Причиной возгорания автомобиля может стать и неисправная электропроводка. Времена, когда в блок предохранителей вместо рекомендуемой по силе тока вставки умниками внедрялась пятирублевая монета, конечно, уже прошли, однако неисправная электропроводка все так же вполне способна превратить ваш даже очень роскошный автомобиль в кучу покоробленного огнем железа. От того, что где-то какой-то провод перетерся, а потом коротнул на корпус, не застрахованы владельцы как обветшалой «классики», так и самых дорогих автомобилей. Порой такие мины замедленного действия и вовсе заложены конструктивно. Свидетельство тому – масса отзывных кампаний по устранению неисправностей подобного рода как нашими, так и зарубежными производителями. Так что если вы вдруг почувствуете в салоне или под капотом запах «горящей» проводки, немедленно остановите машину, обесточьте ее, сняв минусовую, а лучше обе клеммы с аккумулятора, и по возможности сами или при помощи специалиста выявите причину появления этого запаха. Неисправная электропроводка также может давать о себе знать неадекватной работой электрооборудования. Вместо «стопов», например, могут загораться поворотники, а на щитке приборов привычно невидимые пиктограммы могут вдруг вспыхнуть и начать моргать в такт музыке из динамиков. Это все тоже признаки того, что вам необходимо выявить причину, причем немедленно! Поверьте, «Посмотрю, когда приеду» может прозвучать за минуту до «Черт, что это горит?».
И второй причиной возгорания автомобиля, как уже говорилось, может стать «прокладка», находящаяся между рулем и сиденьем. Зачастую водители сами делают все, чтобы их транспортное средство как можно скорее загорелось. Это и оставленная после ремонта под капотом ветошь, и бутылки с маслами и горючими жидкостями или аэрозолями, и, конечно, разного рода несертифицированные шумоизоляционные и теплоизолирующие материалы. Сожженных машин по вине загоревшихся одеял и ватных матрасов под капотом по всей стране уйма. Не меньше колесной техники горит по причине применения открытого огня для обогрева двигателя. Это одна из основных причин, по которым автомобили полыхают зимой. Поставленная под масляный картер двигателя паяльная лампа вполне способна превратить в факел даже карьерный самосвал. Так что, прежде чем разводить огонь в неположенном месте, несколько раз подумайте, стоит ли игра таких свеч, или же каким-то другим, более цивилизованным образом следовало подготовить свой автомобиль к зиме, к примеру, установив сертифицированную систему автономного подогрева или же попросту используя рекомендуемое для низких температур масло.
Немало сгорело автомобилей и от банального окурка. Выброшенный на ходу в открытое окно, он незаметно для водителя забрасывается обратно в салон набегающим встречным потоком (особенно часто это происходит, когда в салоне открыты все окна), а далее спокойненько себе ждет на заднем сиденье, когда все тот же набегающий встречный поток раздует его искры в пламя.
Есть и еще одна причина, по которой горят автомобили, это поджог. Но это событие уже из разряда человеческих взаимоотношений, посему рассматривать, кто и почему решил спалить ваш автомобиль, не будем. А если это вдруг произошло, то вспомните, не отдавили ли вы кому-то ноги на пешеходном переходе или не провели ли вечер в объятиях чужой супруги…
ЧЕМ ТУШИТЬ?
Как быть, если все же загорелось? «Конечно же, тушить огнетушителем», – скажете вы, тем более что его наличие в автомобиле прописано в ПДД. Да, на нашу беду, а точнее говоря, чтобы с ней справиться, в каждом автомобиле должен быть огнетушитель. Кстати, первое упоминание об огнетушителе датируется XVIII веком. Тогда он представлял собой бочку, наполненную водой и порохом. Бочку закатывали в охваченное огнем помещение и ждали пока порох, под воздействием температуры взорвется, и вода будет разбрызгана по всей площади возгорания. Огнетушитель же в том форм-факторе, к которому мы привыкли, появился лишь столетие спустя. В 1816 году английский изобретатель Джордж Мэнби предложил в наполненный водой металлический сосуд нагнетать под давлением воздух, который после нажатие на спусковой крючок и выдавливал из него воду упругой струей. Объем огнетушителя составлял 24 литра.
Сегодня ПДД требуют, чтобы в автомобиле находился огнетушитель объемом не меньше 2 литров. По мнению специалистов, этого должно хватить для тушения зарождающегося пожара, что подтверждено множеством испытаний как в лабораторных, так и в полевых условиях.
Однако вам наверняка не раз доводилось видеть возле остова сгоревшего автомобиля множество использованных огнетушителей, но при этом машину удалось затушить лишь прибывшим пожарным. Все дело в том, что некоторые из огнетушителей неспособны потушить то, что горит в автомобиле. А что же, собственно говоря, в автомобиле горит? В первую очередь это ГСМ, то есть топливо, масло, гидравлические жидкости, во вторую очередь пластик и его производные. Учитывая эти факторы, нужно понимать, что тушить автомобиль нужно теми огнетушителями, которые рассчитаны на борьбу с огнем, распространяющимся по материалам, из которых автомобиль собран, то есть заливать его просто водой, конечно, можно, но ее нужно довольно много. Позволить же себе иметь под рукой вместо огнетушителя пожарную машину, а вместо аптечки скорую помощь могут лишь олигархи.
ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ
Оговоримся сразу, как таковых автомобильных огнетушителей не бывает. Есть допуски, по которым те или иные огнетушители разрешается использовать в качестве автомобильных, и к ним относятся всего два типа – порошковые и хладоновые. Впрочем, если внимательно почитать наставление по пожарной безопасности, то станет ясно, что, в принципе, отнести к автомобильным огнетушителям можно еще и углекислотный, при условии, что его огнетушащая способность будет не ниже, чем у тех огнетушителей, что упомянуты выше. В итоге сегодня при получении диагностической карты наличие такого огнетушителя в салоне автомобиля является одним из пунктов, разрешающих дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.
Что же представляют собой эти огнетушители, и где их лучше покупать? Скажем сразу, покупать огнетушитель лучше всего не на рынке или в автомагазине, а в специализированных центрах, торгующих таким оборудованием. Нарваться там на подделку или просроченный, читай не действующий огнетушитель, практически невозможно. Конечно, для этого придется найти такой магазин, доехать до него, что куда хлопотнее, чем прикупить средство пожаротушения в отделе автоаксессуаров гипермаркета при очередном походе за продуктами. Но если, не дай бог, возгорание все же произойдет, то лучше быть уверенным, что вы используете для его тушения именно огнетушитель, и вам не придется уподобляться крокодилу из стишка Чуковского, который тушил море «пирогами, и блинами, и сушеными грибами».
ПОРОШКОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОП)
Оптимальный вариант для автомобиля – это порошковый огнетушитель, потому как он считается разрешенным и универсальным. Он тушит все, начиная от топлива и заканчивая тлеющим сиденьем. Борется он с огнем специальным мелкодисперсионным порошком (отсюда и название), который находится в баллоне под высоким давлением. Давление это может быть задано как изначально, так и путем активации химической реакции непосредственно перед применением. В этом случае после того как вы активируете огнетушитель и сможете его применить, пройдет секунд пять, необходимых для наполнения баллона вытесняющим газом. При активации огнетушителя порошок из него ложится на горящие элементы и, спекаясь, прекращает доступ кислорода к огню, тем самым гася его. Правда, есть у такого огнетушителя и один минус. После того как огонь будет потушен, на очистку узлов и агрегатов от «румяной корочки» уйдет немало времени. Да и не запекшийся порошок, то есть тот, который не контактировал с огнем, убрать непросто. А уж в том, что он заполонит все вокруг в радиусе нескольких метров, будьте уверены. Кстати, часто бывает, что просроченные порошковые огнетушители, в первую очередь это касается тех, что активируются химическим путем, не срабатывают, и их откидывают в сторону. А между тем, открутив верхнюю крышку, порошок, которым он наполнен, можно просто высыпать на огонь, тем самым фактически применив по назначению. Такие огнетушители тоже раньше продавались.
ХЛАДОНОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОХ)
Как видно из названия, в таком огнетушителе в качестве средства борьбы с огнем используется газообразная углеводородная смесь, хладон. Она аналогична той, что применяется в холодильных установках в качестве теплоносителя. Огнетушитель представляет собой герметичный баллон, в котором в сжатом виде находится огнегасящая составляющая. При активации огнетушителя сжиженный газ на выходе из баллона переходит в твердое состояние и уже в виде плотного снежного покрова накрывает горящий предмет, тем самым лишая огонь его питания, то есть кислорода. К плюсам такого огнетушителя стоит отнести то, что после того как огонь будет потушен, а снег растает, никаких дополнительных действий по очистке салона или подкапотного пространства производить не нужно. Именно поэтому такие огнетушители рекомендуют для тушения высокотехнологичного оборудования, чтобы после пожара не требовалось менять все оборудование, а лишь ту часть, которая действительно была поражена огнем. Как и порошковый, такой огнетушитель после применения нужно перезарядить, потому как использовать хладон нужно за одно нажатие, то есть полностью. К более серьезным минусам можно отнести то, что хладон довольно токсичен, в связи с чем работать с таким огнетушителем нужно крайне осторожно и в хорошо проветриваемом помещении. Если тушить им автомобиль на улице еще допустимо, то в гараже или на крытой парковке делать это нужно уже в средствах индивидуальной защиты. Да и цена хладонового огнетушителя ввиду дороговизны активного вещества в разы больше порошкового.
УГЛЕКИСЛОТНЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОУ)
Увы, хоть этот огнетушитель и рекомендовано применять для тушения пожара в автомобиле, по большому счету он не тушит огонь, а лишь сбивает пламя. В баллон под высоким давлением закачана углекислота. Под высоким давлением она вырывается из раструба после активации и накрывает огонь снегом, но эффективность такого огнетушителя в два раза ниже хладонового, в связи с чем пламя может вновь разгореться, и дотушивать его придется уже порошковым огнетушителем или подручными средствами. Следует знать и то, что при отрицательных температурах у углекислотного огнетушителя существенно снижается эффективность. А еще у объекта тушения могут появиться значительные тепловые напряжения ввиду воздействия на него отрицательными температурами. Проще говоря, блок двигателя или радиатор могут попросту лопнуть, как лопается от перепада температур стакан с горячим чаем если его поставить в сугроб. К тому же во время тушения пожара углекислотным огнетушителем вас может ударить током ввиду накопившегося статического напряжения, появляющегося при выходе углекислоты из раструба. За раструб же лучше и вовсе держаться в варежках, в противном случае можно получить сильное обморожение: температура углекислоты на выходе из баллона –70 С о .
ВОЗДУШНО-ЭМУЛЬСИОННЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОВЭ)
Этот тип огнетушителей относительно новый, в связи с чем его нет в списке тех, что рекомендованы для тушения пожара на автотранспорте, и, как следствие, ГТО с ним зачастую пройти не удается. Однако в качестве действительно эффективного средства по борьбе с пожаром иметь его в салоне автомобиля рекомендуем. В заряд такого огнетушителя входит большое количество поверхностно-активных веществ, антифриз, органические и неорганические добавки нового поколения. Тушение огня таким огнетушителем происходит посредством подачи к очагу возгорания специальной эмульсии на основе воды. Состав абсолютно безвреден для человека и окружающей среды, к тому же после высыхания эмульсия практически не оставляет следов. Несмотря на то, что в состав смеси входит вода, тушить таким огнетушителем можно даже электрооборудование, находящееся под напряжением. Не стоит бояться и того, что такой огнетушитель может замерзнуть. До –40 С о он вполне работоспособен. Из недостатков можно отметить лишь довольно высокую стоимость этого огнетушителя. Впрочем, если учесть, что срок его жизни порядка 10 лет, получается, что, купив однажды, далее его можно перекладывать из автомобиля в автомобиль, а не покупать каждый раз новый при смене машины.
Источник статьи: http://5koleso.ru/articles/obzory/pirogami-i-blinami-i-sushenymi-gribami-kak-potushit-pozhar-v-avtomobile/