Что такое перекос кузова автомобиля
г. Омск, ул. Маяковского 64
+7 (3812) 534-726
+7-913-979-49-83
e-mail: gdo82@mail.ru
Типы перекосов кузова
Перекос кузова – это нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании кузова.
Техническими условиями устанавливается следующая классификация перекосов кузова:
- перекос проема – боковой двери или ветрового окна, или заднего окна – это повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров проема;
- несложный перекос кузова – повреждение кузова с изменением сверх допустимых пределов геометрических параметров проема капота или крышки багажника (двери задка) без нарушения геометрии основания и каркаса кузова, дверных и оконных проемов, за исключением изменения зазоров дверей с передними или задними крыльями;
- перекос кузова средней сложности – одновременное нарушение геометрических параметров проема капота и крышки багажника (двери задка), или повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних или задних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса кузова (при отсутствии в конструкции автомобиля поперечины передней подвески типа 2108, 2110 – только для задних лонжеронов);
- сложный перекос кузова – одновременное нарушение сверх допустимого предела геометрических параметров передних и задних лонжеронов (кроме 2108, 2110) или повреждение кузова с нарушением геометрических параметров передних или задних лонжеронов и каркаса кузова (кроме 2108, 2110), или только передних лонжеронов для автомобилей, в конструкции которых отсутствует поперечина передней подвески (типа 2108, 2110);
- перекос кузова особой сложности – повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса кузова (кроме 2108, 2110), или только передних лонжеронов и каркаса кузова для автомобилей, в конструкции которых отсутствует поперечина передней подвески (типа 2108, 2110).
- боковой двери;
- ветрового окна;
- заднего окна.
Несложный перекос кузова
- проема капота;
- проема крышки багажника;
- проема двери задка.
Перекос кузова средней сложности
- проема капота и крышки багажника;
- передних лонжеронов (кроме 2108,2110);
- задних лонжеронов.
Сложный перекос кузова
- передних и задних лонжеронов (кроме 2108,2110);
- передних лонжеронов и каркаса кузова (кроме 2108,2110);
- задних лонжеронов и каркаса кузова;
- передних лонжеронов для 2108,2110.
Перекос кузова особой сложности
- передних и задних лонжеронов и каркаса кузова, (кроме 2108, 2110);
- передних и задних лонжеронов 2108,2110;
- передних лонжеронов и каркаса кузова 2108, 2110.
Источник статьи: http://autoekspertiza55.ru/Normativnaya-dokumentaciya/Tipy-perekosov-kuzova
Перекосы кузова и способы их устранения.
Даже начинающий автовладелец знает, что существуют определенные параметры
проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника) и места расположения базовых точек
крепления силового агрегата, подвесок, узлов трансмиссии на основании кузова.
Нормальное функционирование автомобиля, всех его узлов и деталей, управляемость и
устойчивость могут обеспечиваться только правильным местонахождением базовых
точек — в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Важно отметить, что завод-
изготовитель не просто так устанавливает требования к базовым точкам — это
действительно обеспечивает безопасность и беспроблемность эксплуатации автомобиля.
Перекос кузова — это нарушение геометрических параметров сверх допустимых
пределов.
Кузов считается отремонтированным тогда, когда восстановлены его первоначальные
геометрические параметры (геометрия кузова) в соответствии с документацией на
автомобиль.
При устранении перекоса кузова контролируются следующие параметры:
♦ величины зазоров между кузовом и навесными деталями;
♦ размеры и формы оконных проемов (особенно тщательно нужно контролировать
размеры и формы проемов лобового и заднего окон);
♦ взаимное расположение на основании кузова базовых и контрольных точек.
Перекосы кузова бывают пяти типов.
Перекос проема. Это перекос боковой двери, ветрового и заднего окон, то есть такое
повреждение кузова, при котором нарушились сверх допустимых пределов параметры
одного или нескольких проемов.
На рис. 1.5 вы видите следующие перекосы проема:
♦ перекос проема боковой двери (а);
♦ перекос проема ветрового окна (б);
♦ перекос проема заднего окна (в).
Рис.1.5. Перекос проема
. Несложный перекос кузова. Несложным считается такое повреждение кузова, при
котором сверх допустимых пределов изменяются геометрические параметры проемов
капота или крышки багажника (задней двери хетчбэка), но при этом не нарушена
геометрия основания и каркаса кузова, дверных и оконных проемов (могут быть изменены
зазоры дверей с передними или задними крыльями автомобиля).
На рис. 1.6 вы видите следующие перекосы кузова:
♦ перекос проема капота (а);
♦ перекос проема крышки багажника (б);
♦ перекос проема задней двери хетчбэка (в).
Рис. 1.6. Несложный перекос кузова
Перекос кузова средней сложности. При таком перекосе одновременно нарушаются
геометрические параметры проема капота и крышки багажника (задней двери хетчбэка)
или кузов повреждается с нарушением сверх допустимых пределов геометрических
параметров передних или задних лонжеронов (но без нарушения геометрии каркаса
кузова).
На рис. 1.7 вы видите следующие перекосы кузова средней сложности: перекос проема
капота и крышки багажника (а);
перекос передних и задних лонжеронов (б).
Рис. 1.7. Перекос кузова средней сложности
. Сложный перекос кузова. При данном перекосе одновременно нарушаются сверх
допустимых пределов геометрические параметры передних и задних лонжеронов (а); или
кузов поврежден с нарушением и геометрических параметров передних или задних
лонжеронов, и каркаса кузова (б); или нарушены геометрические параметры только
передних лонжеронов (если у автомобиля конструктивно нет поперечины передней
подвески) (в) (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Сложный перекос кузова.
Перекос кузова особой сложности. При этом перекосе происходит повреждение кузова
с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних и
задних лонжеронов и каркаса кузова; если конструктивно отсутствует поперечина
передней подвески, то нарушаются геометрические параметры только передних
лонжеронов и каркаса кузова автомобиля (рис. 1.9).
Наличие перекоса кузова определяется по изменению величины зазоров сопрягаемых
навесных и приварных панелей кузова. Если зазоры отличаются от нормативных, а
двери, капот и крышка багажника открываются или закрываются с трудом, то в этих
местах перекошен каркас кузова.
Рис. 1.9. Перекос кузова особой слоожности
Чтобы определить, имеется ли перекос основания кузова, зачастую приходится
демонтировать обивку, которая закрывает места возможной деформации металла в
области тоннеля пола или колесных арок.
В результате аварии могут произойти разнообразные деформации, которые существенно
(и, конечно же, негативно) повлияют на дальнейшую эксплуатацию автомобиля. При
деформациях образуются складки пола и других элементов основания кузова или рамы.
Как правило, складки образуются в зоне удара, а в отдаленных от зоны удара местах — в
длинномерных деталях кузова (чем длиннее деталь, тем больше она подвержена
деформации) и в промежутках между точками сварки (если промежутки большие,
металлические листы могут сдвинуться относительно друг друга, в результате чего
образуются складки).
Чтобы обнаружить очевидные деформации (к примеру, смятый капот или смятую крышку
багажника, поврежденные двери, «гармошку», которая еще недавно была крылом
автомобиля), достаточно внимательно осмотреть автомобиль снаружи.
Подобными деформациями дело может не закончиться, поэтому, если в процессе ремонта, где-то на
середине рихтовочных работ, вы не хотите неожиданно обнаружить деформацию,
требующую вытягивания кузова автомобиля, его необходимо осматривать на
подъемнике. В этом случае вы сможете оценить состояние основания кузова и рамы.
Осмотр проводится визуально, а для большей гарантии, чтобы наверняка обнаружить все
складки, рекомендуется также ощупывать рукой детали машины. Как известно, ладонь и
пальцы являются довольно чувствительным контрольным инструментом, поэтому при
ощупывании можно обнаружить складки, не заметные глазам.
Деформации кузова могут нарушить правильность расположения колес (в результате
автомобиль становится неустойчив на дороге, а шины быстро изнашиваются), а также
изменить месторасположение контрольных точек (то есть нарушить диагонали). Если
обнаружена деформация кузова, необходимо проверить развал-схождение, то есть
проконтролировать геометрию мостов. При этом контролируется и сравнивается
положение колес на разных сторонах автомобиля.
Чтобы проверить, не смещены ли контрольные и базовые точки, необходимо
воспользоваться методом диагональных замеров или с применением рамочных
приспособлений проконтролировать местонахождение базовых точек основания кузова.
Иногда замеры приходится делать на специальных стендах (стапелях), при этом
необходимо полностью разобрать кузов.
Метод диагональных замеров заключается в контроле расстояний между симметрично
расположенными точками основания кузова в диагональном и продольном направлениях.
Длины диагоналей роли не играют, проверяется лишь симметричность расположения
контрольных точек. Если диагонали оказываются разной длины (то есть
несимметричными), то перекос кузова однозначно произошел. На рис. 1.10 представлена
схема замеров для определения перекоса основания кузова.
Но даже если замеры показывают, что точки симметричны друг другу, это еще не
означает, что перекоса основания кузова нет. Результаты замеров необходимо сравнить
с данными документации на автомобиль. Если имеются отклонения от установленного
норматива, то уровень этих отклонений указывает на степень перекоса основания и
каркаса кузова.
Устранение перекоса кузова. Перед устранением перекосов кузова все узлы и детали
автомобиля, которые могут помешать рихтовке, сварке и покраске, нужно снять. Машину
необходимо установить на стапель (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Автомобиль на стапеле, готовый к правке перекосов кузова
В первую очередь восстанавливаются геометрия и формы основания и каркаса кузова, и
только потом выполняются правка и рихтовка лицевых панелей. Правка и рихтовочные
работы могут производиться как при снятых, так и при присоединенных лицевых панелях.
Если есть детали, которым в принципе невозможно вернуть форму или установить их на
место должным образом, то их нужно отсоединить до начала работ по устранению
перекоса кузова.
Последовательность правки такова: сначала правятся более жесткие детали, а затем
менее жесткие.
Первой восстанавливается центральная часть кузова (салон). Выправленные участки
фиксируются жесткими растяжками (их положение должно быть неизменным при
последующей правке сопряженных с ними участков кузова). После того как
восстановлена центральная часть, производится правка багажного отделения и
моторного отсека. И только затем восстанавливаются резьбовые и крепежные детали
кузова (их можно просто заменить новыми).
Измерительные рамочные приспособления следует устанавливать на ремонтируемый
кузов только для проверки его параметров. Любые ремонтные работы (правка, вытяжка,
рихтовка и пр.) с установленными измерительными рамочными приспособлениями
выполнять не следует. Геометрия рамочных приспособлений проверяется на исправном
кузове.
Для проверки проемов дверей, капота, крышки багажника и окон можно использовать
навесные детали и технологические стекла.
Перекосы проема кузова устраняются с помощью механических или гидравлических
растяжек. В комплекты таких растяжек входят различные упоры, захваты, удлинители и
скобы. Эти устройства предназначены для того, чтобы производить растягивающие и
сжимающие усилия в проемах кузова (до 3-5 тонно-сил) (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Установка упоров, захватов, скоб, удлинителей при правке проемов
Опорные части растяжек нужно располагать на жестких элементах кузова. Если это
невозможно или требуется иное расположение растяжек, следует подложить деревянные
брусья, чтобы равномерно рассредоточить нагрузку на кузов (в противном случае
возможна деформация кузова под опорой растяжки).
Автомобиль устанавливается на вытяжной стенд. При несложных перекосах кузова
обычно используются упрощенные универсальные стенды (рис. 1.13) для вытяжки
поврежденных элементов, при этом кузов жестко закрепляется на стенде, а снаружи
кузова располагаются силовые устройства (рис. 1.14).
Процесс вытяжки контролируется с помощью стандартных измерительных инструментов,
рамочных приспособлений или диагональных замеров. При работе на таких стендах
нагрузка может прилагаться под любым углом к продольной оси кузова, а силовые
устройства позволяют изменять направление усилия от горизонтального до
вертикального.
Если же перекос кузова сложный, то необходим высокопроизводительный универсальный
стенд, где усилие растяжки может достигать 10 тонно-сил и даже более. Такие стенды
оснащены измерительными системами, с помощью которых контролируются параметры
выправляемой части кузова в процессе вытяжки.
1 — рама
2 — захват
3 — силовая стойка
4 — гидроцилиндр
5 — продольная балка
6 — стяжка
7 — ручной насос
8 — соединительная балка
Рис. 1.13. Универсальный стенд для правки кузовов легковых автомобилей
Для устранения несложного перекоса автомобиль нужно установить на рабочий пост и
определить точку, к которой следует прилагать усилия, и место опоры силовой растяжки
на кузове. Затем следует подобрать оснастку к силовым устройствам (удлинители, упоры,
скобы и захваты). Силовая растяжка с оснасткой устанавливается в проеме кузова в
направлении необходимой вытяжки. На рис. 1.15 и 1.16 вы видите варианты устранения
перекосов кузова (стрелками показаны направления приложения усилий).
Чтобы рассредоточить нагрузку в месте опоры силового устройства на кузов, можно
использовать в качестве опоры деревянные брусья (из древесины твердых пород).
Усилие, необходимое для правки перекоса проема, создается с помощью гидравлической
или механической силовой растяжки.
2 — гидроцилиндр 5 — упорный кронштейн 8 — насос
3 — упор 6 — силовая балка
Рис. 1.14. Силовое устройство для несложной правки кузова
Если повреждение какой-либо детали не позволяет устранить перекос проема,
приходится также выправлять деформацию металла рихтовочным инструментом.
Например, если при аварии автомобиль перевернулся и лег на крышу и, кроме перекоса
проема, деформированы стойки, то их приходится выправлять рихтовочным
инструментом в процессе правки перекоса проема. В противном случае после
необходимой вытяжки или сжатия проема они могут деформироваться так, что правка
будет или очень сложной, или вообще окажется невозможной.
Рис. 1.15. Установка винтовых и гидравлических растяжек для устранения перекосов
дверных и оконных проемов
После приложения усилия растяжения или сжатия проверяется геометрия проема.
Правка повторяется до тех пор, пока геометрия проема не достигнет нормы.
Если есть необходимость, в процессе правки можно изменять направление приложения
нагрузки, корректируя места установки силовых растяжек и требуемое для правки усилие
при контроле геометрии проема. Вы можете использовать одновременно несколько
силовых растяжек.
Рис. 1.16. Установка силовых устройств для устранения перекоса проема капота или
крышки багажника (задней двери хетчбэка)
Правка сложных перекосов проемов кузова производится по тому же принципу, что и
правка несложных перекосов.
Для правки сложных перекосов проемов автомобиль устанавливается на универсальный
правочный стенд. В направлении усилия правки кузова устанавливается и закрепляется
силовая установка, подбираются необходимые стропы и захваты для того, чтобы
закрепить их за поврежденную деталь. Отметим, что усилие нужно прилагать именно к
поврежденной детали, а не рядом.
После того как определены точки крепления, захваты прикрепляются к жестким
элементам поврежденной части кузова. Захват соединяется с рычагом силового
устройства цепями.
Примечание
При этом гидроцилиндр силового устройства находится в начале рабочего хода, цепь
предварительно натянута, а угол наклона цепи выбирается в зависимости от
необходимого направления приложения усилия.
Усилие вытяжки создается гидравлическим цилиндром. Таким образом производится
вытяжка поврежденной детали.
В случае необходимости при вытяжке поврежденной детали, так же как и при правке
несложных перекосов, производится выправление деформаций, препятствующих
устранению перекоса (то есть рихтовка выполняется одновременно с воздействием
силовых устройств).
В процессе вытяжки необходимо контролировать геометрию базовых точек
выправляемой части. Для этого вытяжка производится поэтапно, и замеры выполняются
после каждого этапа, пока не будет достигнут удовлетворительный результат.
Результаты замеров также показывают, следует ли изменять направления вытяжки и
места приложения силового усилия.
При необходимости можно использовать два силовых устройства и (или) дополнительные
силовые растяжки (рис. 1.17).
Рис. 1.17. Установка силовых устройств и растяжек при устранении перекоса кузова
средней сложности
Если перекос кузова особой сложности и приходится использовать одновременно
несколько силовых устройств, то силовые усилия лучше всего направлять в
противоположные от центра кузова стороны. В качестве альтернативы можно закрепить
кузов на стенде с помощью дополнительной поперечной силовой балки.
Если силовые элементы основания кузова (лонжероны и поперечины) не вытягиваются
или есть вероятность их необратимой деформации в результате приложения силовых
усилий, то в процессе правки нужно отсоединить связующие элементы (усилители и
соединители) выправляемого силового элемента (лонжерона и поперечины). Связующие
элементы отсоединяются по точкам сварки и устанавливаются на место по окончании
вытяжки.
После того как вытяжка завершена, убираются все вспомогательные элементы (силовые
стойки, растяжки, захваты и цепи). Затем выполняется правка и рихтовка наружных
поверхностей деталей кузова. После правки и рихтовки снятые навесные кузовные
детали устанавливаются на свои места (приварные детали закрепляются по точкам
сварки).
Если на поверхности кузова имеются очаги коррозии, то при подготовке кузова к покраске
их необходимо устранить.
Оборудование для кузовного ремонта
Кузовной ремонт невозможен только с использованием молотка и отвертки. Для него
требуется специальное оборудование.
Чтобы приваривать заменяемые кузовные детали, необходим аппарат углекислотной
сварки, или автоген (рис. 1.18). Некоторые мастера пользуются автогеном как
универсальным оборудованием для сварки, резки и нагрева (при усадке металла).
Для исправления перекосов кузова применяются гидравлические домкраты-
растяжки. Лучше всего располагать не одним гидравлическим домкратом-растяжкой, а
двумя: случается, что необходимо исправлять (выдавливать) перекос кузова
одновременно в разных направлениях.
Рис. 1.18. Аппарат углекислотной сварки
Выполняемые операции контролируются телескопическими линейками ммерительными
системами.
Для восстановления геометрии поврежденных кузовов предназначается специальный
стенд — стапель (рис. 1.19), на котором восстанавливаются, в основном, несущие
элементы кузова (стойки и лонжероны). Стапели бывают с подъемником и без него, с
рамным основанием, а также с основанием в виде платформы.
Рис. 1.19. Универсальный стапель для сложного кузовного ремонта
Источник статьи: http://www.raaar.ru/raznoe/kuzovn_remont2.html