Что такое рулевая колонка автомобиля

Содержание
  1. Рулевая колонка: определение, устройство, виды и принципы работы
  2. Что такое рулевое управление
  3. Новый «развод» от российских гаишников, или почему нельзя возить людей на переднем сидении?
  4. Почему автоэксперты не рекомендуют заправлять полный бак? Опасные последствия, о которых мало кто знает
  5. Стартовали продажи нового 7-местного кросса Tata Safari по цене от 1,4 млн рублей. Все характеристики
  6. Устройство
  7. Рулевое колесо
  8. Рулевая колонка
  9. Рулевой механизм
  10. Усилитель
  11. Рулевой привод
  12. Виды и принцип работы
  13. Виды усилителей
  14. Правый или левый руль
  15. Регулировка
  16. Возможные неисправности
  17. Рулевая колонка в системе управления автомобилем
  18. Что такое рулевая колонка, для чего нужна, и каков принцип её работы?
  19. Устройство рулевой колонки
  20. Как проверить работоспособность РК?
  21. Как снять рулевую колонку и как её установить?
  22. Регулировка рулевой колонки – как самостоятельно её настроить?
  23. Как самостоятельно починить рулевую колонку?
  24. Средние цены на ремонт РК
  25. Средние цены на новые рулевые колонки в России и странах СНГ

Рулевая колонка: определение, устройство, виды и принципы работы

Рулевое управление – один из основных механизмов транспортного средства. Без него рулежка машиной становится невозможной. В современных автомобилях устанавливаются разные по типу и устройству механизмы. Также может меняться положение рулевого колеса – левое или правое. Простыми словами РУ представляет собой придаточный механизм, который передает тягу от руля до колес машины.

Что такое рулевое управление

Как уже было упомянуто, рулевое управление является основой автомобиля. Это не отдельный механизм, а целый набор деталей и узлов. Их главная задача – передача положения руля на угол поворота передних покрышек транспортного средства, а также поддержание направления движения, заданного автовладельцем. При повороте рулевого колеса угол наклона передается на рейку. В результате того покрышки меняют свое положение, что приводит к изменению направления движения машины.

Читайте также:  Хонда аккорд ремонт ручные тормоза

Новый «развод» от российских гаишников, или почему нельзя возить людей на переднем сидении?

Почему автоэксперты не рекомендуют заправлять полный бак? Опасные последствия, о которых мало кто знает

Стартовали продажи нового 7-местного кросса Tata Safari по цене от 1,4 млн рублей. Все характеристики

Устройство

Выделяют несколько вариантов РУ, которые отличаются по своему строению. Основными являются реечный и червячный механизмы. Также на некоторых автомобилях встречается винтовой. При этом, независимо от типа большая часть деталей механизма будут следующими:

  • рулевое колесо;
  • усилитель управления;
  • рулевой механизм;
  • колонка, передающая угол наклона;
  • привод;
  • некоторые второстепенные элементы, зависящие от типа управления.

Рулевое колесо

Это одна из самых важных деталей. Без нее сложно представить функционирование всей системы. Как правило, руль бывает круглой формы. В зависимости от страны эксплуатации транспортного средства он может располагаться справа или слева. Главная функция этого устройство – указание направления машины. Для этого его необходимо повернуть в одну из сторон. В более дорогих и современных моделях авто руль комплектуют подогревом и кнопками управления различными опциями, а также подрулевыми лепестками.

Рулевая колонка

Второй по важности механизм. Его задача – передача угла наклона руля на колеса для их поворота. Конструктивно он представляет собой вал с шарнирными соединениями. В современных ТС управление передачей может осуществляться за счет электроники. Для безопасности рулевая колонка может быть укомплектована системами электронной или механической блокировки. Это позволит защитить машину от угона.

Рулевой механизм

Эта деталь может иметь разную конструкцию. Все зависит от конкретной компании-производителя и марки транспортного средства. Как правило, данное устройство состоит из редуктора и придаточного механизма. Последний необходим для соединения колонки и рулевой рейки.

Усилитель

Этот механизм необходим для обеспечения комфорта водителя автомобиля. С его помощью повышается КПД передачи усилия поворота от рулевого колеса к приводу. Также усилитель делает этот процесс мягче, убирая рывки и нагрузку.

Рулевой привод

Это не одна деталь, а совокупность сразу нескольких элементов. В большинстве случаев в данный механизм входят рычаги, наконечники и рулевые тяги.

Виды и принцип работы

Выделяют три основных вида РУ: реечный, червячный и винтовой. Самым распространенным является первый. У него достаточно простая конструкция и высокий КПД. Реечный механизм базируется на рулевой рейке с шестерней. Последняя размещается на валу и постоянно находится в связке с рейкой. При вращении рулевого колеса рейка с помощью шестеренки перемещается в горизонтальном положении влево или вправо. Одновременно с этим двигаются и тяги, которые передают усилия на колеса авто. Плюсами данного механизма являются простая конструкция, надежность и низкая стоимость. В качестве недостатков устройства называют чувствительность к любым неровностям на дороге.

Червячный механизм самый старый среди всех. Его можно встретить на классических представителях АвтоВАЗа, а также на некоторых внедорожниках. В паре с данным механизмом, как правило, устанавливается зависимая подвеска. Конструктивная особенность этого устройства – наличие червячного ролика, который заменил собой шестерню, а также картера и рулевой сошки. Сам «червяк» расположен в нижней части рулевого вала и находится с постоянном сцеплении роликом. Благодаря подобной конструкции вал поворачивается, передавая усилия на колеса машины. С таким механизмом транспортное средство становится более маневренным, оно может повернуть колеса на больший угол, а также на руль не передаются дорожные неровности. Однако данную конструкцию очень дорого обслуживать ввиду ее сложности.

Винтовое рулевое управление соединяется с помощью гайки и шариков специального винта. Как правило, таким механизмом комплектуются грузовые машины, автобусы и легковушки повышенного класса. Принцип работы «винта» практически такой же, что и у «червяка». Износ такого устройства минимальный, а детали ломаются крайне редко.

Виды усилителей

Чтобы автолюбителю было проще управлять своим транспортным средством, его оснащают усилителем рулевого колеса. Выделяется три вида данного механизма:

  • гидравлический – самый распространенный вид усилителя. Его любят за компактные размеры, простую конструкцию и ремонтопригодность. При этом необходимо постоянно следить за уровнем технической жидкости;
  • электрический – самый современный на сегодня механизм. Его просто настраивать, он не «ест» топливо за счет дополнительной нагрузки на силовой агрегат и считается достаточно надежным. Главный плюс ЭУР – машина управляется без участия водителя;
  • электрогидравлический – он базируется на обычном гидравлическом усилителе, но насос приводится в действие с помощью электроники.

Правый или левый руль

Многие автомобилисты знают, что в машине руль может находиться, как справа, так и слева. Влияет на данный фактор страна-производитель и само место эксплуатации ТС. По официальной статистике, больше всего в мире «леворуких» машин. Стоит отметить, что под положение руля необходимо адаптировать редуктор. При этом на любом автомобиле можно поменять расположение рулевого колеса. Особенно это просто, если машина комплектуется системой гидрообъемного механизма управления. В этом случае меняется передняя панель, переставляются руль и кардан.

Регулировка

Однозначно можно сказать, что рулевое управление нуждается в регулировке. Как правило, это касается черявичого элемента или шестерни-рейки. Именно в этих механизмах появляется люфт, что влияет на износ остальных деталей устройства. Если вовремя не регулировать РУ, то это может привести к полому рейки и большим денежным потерям. Для того, чтобы выполнить данную процедуру, необходимо обратиться к специалистам на СТО, которые проведут ее точно по регламенту производителя. Самостоятельно же, при наличии соответствующих навыков, можно менять лишь ряд деталей, например, подшипники.

Возможные неисправности

Значительных поломок у этого механизма не бывает, если не учитывать последствия после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, у рулевой колонки изнашиваются подшипники, сальники, втулки, крепежные элементы кронштейна, карданные шарниры и шлицевые соединения. В некоторых случаях расшатывается защитный кожух. Заметить поломку РК достаточно просто. Она начинает хрустеть при поворотах, стучать, вибрировать, появляются люфт и скрип.

Ремонт рулевой колонки возможен в следующих случаях:

  • износился кардан. В этом случае меняется вся система. Если автомобилист делает ремонт своими руками ему параллельно необходимо выяснить, что стало причиной поломки и устранить ее;
  • износилась резьба крепления рулевого колеса. Причиной этому чаще всего служат агрессивный стиль вождения и влага. Сама резьба не восстанавливается, вал меняется полностью;
  • износились подшипники. В этом случае они разбираются, старый выбивается, а новый запрессовывается. Это вполне можно сделать собственноручно;
  • появилась коррозия на шлицевом соединении. Это происходит из-за влаги, которая скапливается под водительским ковриком. Небольшое количество ржавчины можно сошлифовать, в противном случае меняется весь узел.

Отметим, что рулевая колонка не только один из самых важных, но и один из самых крепких механизмов транспортного средства. Она может прослужить долгие годы при условии постоянного, качественного сервисного обслуживания. При этом большую часть работ можно сделать самостоятельно.

Источник статьи: http://naavtotrasse.ru/encziklopediya/rulevaya-kolonka.html

Рулевая колонка в системе управления автомобилем

Что такое рулевая колонка, для чего нужна, и каков принцип её работы?

Рулевая колонка (или РК) является одной из важнейших частей рулевого управления любого современного автомобиля. Ее главным функциональным предназначением выступает передача усилия от рулевого колеса к рулевому механизму.

Это позволяет изменять направление и степень поворота передних колес. Также РК обеспечивает надежность крепления и беспрепятственное вращение вилки рулевого колеса, обеспечивает безопасность водителя при лобовом столкновении автомашины с каким-либо препятствием.

На большинстве автомобилей, которые в наши дни выходят с конвейеров заводов по всему миру, предусматривается возможность регулировки положения РК для обеспечения должной комфортности управления. Реализуется это при помощи механических или электромеханических устройств.

Устройство рулевой колонки

Первоначально, а именно в эпоху появления первых автомобилей, рулевая колонка являла собой стальной вал с шарнирными соединениями, заключенный в кожух, чаще всего тоже из металла. Спустя более чем сто лет с той поры принципиально конструкция РК не изменилась, хотя и подверглась некоторым усложнениям.

Ее основные составные элементы включают в себя:

  • рулевой вал;
  • монтажная втулка;
  • группа контактов;
  • кожух;
  • крепление замка зажигания;
  • крепление подрулевых переключателей;
  • верхний корпус;
  • элементы крепления (пружины, срезные болты, гайки, шайбы, винты, уплотнители).

Основой РК является вал с несколькими соединениями шарнирного типа из высокопрочной стали, заключенный в кожух из прочного пластика. Материал его изготовления является гарантом длительного и безремонтного срока эксплуатации. По сравнению с первыми автомобилями в устройстве рулевого вала стали применяться энергопоглощающие материалы. Это позволяет рулевой колонке складываться во время сильного фронтального удара при столкновении автомобиля с чем-либо, что способствует снижению риска для водителя получения серьезных травм, делает мощное столкновение менее опасным.

Как проверить работоспособность РК?

Остаться без возможности управления автомобилем в процессе его движения – популярный вариант сюжета кошмарного сновидения многих автолюбителей. Чтобы кошмар не стал явью, необходимо время от времени проводить диагностику работоспособности всего рулевого управления и, в частности, рулевой колонки. Это довольно несложно и справиться можно своими силами.

Самым распространенным сигналом, свидетельствующим о какой-либо неисправности в рулевой колонке, является появление стука во время поворотов рулевого колеса. Среди причин его появления могут быть:

  • разрушение игольчатых подшипников в крестовине рулевого вала;
  • разрушение подшипника в кронштейне колонки;
  • ослабление крепежа вилки крестовины, кронштейнов с валом.

Первоначальным этапом диагностики в таком случае будет визуальный осмотр. Он должен помочь в выявлении поломок подшипников и винтовых соединений. Если же во время него не будут выявлены какие-либо неисправности, то, вращая рулевое колесо, надо попытаться определить люфт руками. Также необходимо проверить отклик в работе рулевой колонки во время движения автомобиля, выбрав для этого безопасный и пустынный участок дороги. Если же своими силами выявить неисправность не удалось, то в таком случае необходимо обратиться к специалистам в автосервис.

Как снять рулевую колонку и как её установить?

Рулевая колонка – довольно простой механизм, поэтому его снятие или установка не представляют собой невероятную сложность. Некоторые нюансы этих операций будут различаться в зависимости от марки и модели автомобиля, но принципиальная последовательность шагов при этом останется схожей.

Для снятия или установки РК нам потребуются отвертка (плоская либо крестообразная – в зависимости от типа болта), баллонный ключ, защитный щиток для лица либо очки.

  1. Первым делом необходимо разъединить цепь электропитания автомобиля, сняв «минусовую» клемму с аккумулятора.
  2. Затем снять крышку с центра рулевого колеса, поддев ее при помощи отвертки.
  3. Открутить самонарезающие винты – для этого может понадобиться как плоская, так и крестообразная отвертки.
  4. Следующим шагом идет откручивание большой гайки крепления рулевого колеса при помощи баллонного ключа. На некоторых моделях авто откручивать эту гайку нужно не до конца.
  5. После этого раскачивающимися движениями нужно снять рулевое колесо, проявляя максимальную осторожность, так как гайка может сорваться и резко выскочить в направлении лица (именно поэтому нужно надевать во время работы защитные очки или щиток).
  6. Далее необходимо снять, отвернув соответствующие крепления с помощью отверток и гаечных ключей, все имеющиеся блоки на рулевой колонке: подрульных переключателей, замка зажигания и т.п.
  7. В районе педалей находится крепление кронштейна вала рулевой колонки, его также нужно отсоединить.
  8. Иногда чтобы добраться до него необходимо снять декоративные пластиковые накладки, справиться с эти поможет тонкая отвертка.
  9. Когда все крепления будут ослаблены, можно производить снятие рулевой колонки.

Процесс установки этого узла выполняется в обратном порядке с соблюдением мер предосторожности и защиты.

Регулировка рулевой колонки – как самостоятельно её настроить?

Иногда после замены рулевой колонки может потребоваться ее регулировка.

Этот процесс не очень сложный и справиться с ним под силу любому человеку, умеющему держать гаечный ключ в руке.

Рассмотреть последовательность действий при этом предлагается на примере ВАЗ 2110.

Для этого нужно получить непосредственный доступ к регулировочной втулке.

  1. Для регулировки нужно снять все подрулевые кожухи.
  2. Если колонку не удается зафиксировать в каком-либо одном положении, то надо повернуть ее таким образом, чтобы произошла надежная фиксация механизма, и уже после этого можно приступать к снятию стопорного кольца.
  3. На регулировочной втулке необходимо произвести снятие рычага со шлицев и установить его параллельно рулевому валу.
  4. Теперь следует установить обратно стопорное кольцо, кожухи и проверить фиксацию рулевой колонки.
  5. Если рычаг мешает и упирается в кожух, его надо переместить чуть ниже. Может выйти так, что при перемещении рычага вниз рулевая колонка не передвигается вверх, в таком случае нужно проверить оттяжные пружины и при необходимости произвести их замену.

Процесс регулировки рулевой колонки на других отечественных моделях автомобилей производится примерно таким же образом. За более же точной информацией следует обратиться к сервисной книжке и прочей технической документации вашего автомобиля.

Как самостоятельно починить рулевую колонку?

Некоторые поломки рулевой колонки можно устранить самостоятельно. Рассмотрим замену промежуточного вала на примере все того же ВАЗ 2110.

Как и в случае замены любой другой детали в рулевой колонке, первым делом надо снять «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи. После чего отсоединить руль и снять крепление кронштейна рулевого вала. Далее открутить болт крепления промежуточного вала и снять рулевую колонку в сборе с ним. Сдвинуть промежуточный вал для получения доступа к его болту крепления к рулевому валу. С помощью двух гаечных ключей отвернуть гайку и достать этот самый болт, снять промежуточный вал со шлицев.

Теперь необходимо снять упорную втулку и визуально проверить на предмет различных повреждений, при их обнаружении – заменить, учитывая, что установка ее на рулевой вал осуществляется той стороной, которая имеет больший диаметр. Надеть новый промежуточный вал на шлицы, при этом отверстие для болта в карданном шарнире должно совпасть с имеющейся на валу кольцевой выемкой. При необходимости, воспользовавшись отверткой с плоским широким жалом, развести наконечники крепления по обеим сторонам промежуточного вала. После чего нужно закрутить гайку на болте крепления рулевого и промежуточного валов.

Далее следует надеть промежуточный вал на шлицы вала приводной шестерни с учетом того, что лыска на нем должна быть направлена вправо. Установить кронштейн на шпильки крепления, наживив при этом гайки на болты. Надвинуть промежуточный вал на вал приводной шестерни, туго затянуть болт, после чего следует завернуть гайки и на креплении кронштейна рулевого вала. Осуществить установку основания с переключателями и само рулевое колесо, произведя первоначальные действия в обратном порядке.

Средние цены на ремонт РК

Однако не все неисправности рулевой колонки можно ликвидировать своими силами, поэтому необходимо знать расценки на некоторые виды ремонтных работ в автосервисах, чтобы ориентироваться в случае такой надобности.

Конечная стоимость ремонтных работ будет зависеть от вида поломки, а также марки модели автомобиля, что вполне естественно. В среднем же стоимость (без учета цены заменяемых деталей) некоторых работ в автосервисах России и стран СНГ такова:

  • замена рулевой колонки – от 1 500 рублей;
  • регулировка рулевой колонки – от 1 000 рублей;
  • диагностика работы рулевой колонки – от 500 рублей;
  • замена тяги – от 500 рублей;
  • замена наконечников – от 300 рублей.
  • замена рычага – от 700 рублей.

Средние цены на новые рулевые колонки в России и странах СНГ

Правда, к сожалению, далеко не всегда удается устранить неполадки в работе РК, и эту деталь приходится менять. Порядок цен на новые рулевые колонки зависит от марки и модели конкретного авто, что совершенно естественно.

Средняя стоимость на новые рулевые колонки по России и странам СНГ такова:

  • на заднеприводные автомобили отечественного производства (ВАЗ 2105, 2107, 2106) – от 5 000 рублей;
  • на переднеприводные автомобили отечественного производства (ВАЗ 2109, 2114, Приора, Гранта) – от 7 000 рублей;
  • на бюджетные автомобили иностранного производства (KIA Ria, Renault Logan, Ford Fiesta, Toyota Corolla) – от 15 000 рублей;
  • на автомобили иностранного производства бизнес-класса (Toyota Camry, Ford Mondeo) – от 25 000 рублей;
  • на автомобили иностранного производства премиум-класса (Mercedes S-classe, BMW 7, Audi A8) – от 50 000 рублей.

Источник статьи: http://avtotolk.ru/rulevoe-upravlenie/rulevaya-kolonka/

Оцените статью
Все про машины