- Датчики Лада Калина
- Вступление
- Электронный блок управления (ЭБУ)
- Признаки неисправности:
- Датчик массового расхода возудха (ДМРВ)
- Признаки неисправности:
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Признаки неисправности:
- Регулятор холостого хода (РХХ)
- Признаки неисправности:
- Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
- Датчики системы управления двигателем
- Все датчики двигателей 21116, 21126, 21127
- Диагностика неисправностей
- Схема подключения датчиков к ЭБУ
- Датчики системы управления двигателем
- Все датчики двигателей 21116, 21126, 21127
- Диагностика неисправностей
- Схема подключения датчиков к ЭБУ
Датчики Лада Калина
Вступление
Правильная работа инжекторного автомобильного двигателя была бы невозможной без большого количества различных датчиков, которые обеспечивают бесперебойную работу всего ДВС. В автомобилях с инжекторным впрыском топлива применяется множество датчиков, которые непосредственно участвуют в формировании топливной смеси. Существует такие датчики без которых двигатель и вовсе не сможет запуститься.
Из-за большого количество датчиков определить проблему повлекшую за собой остановку двигателя на автомобиле Лада Калина довольно сложно, но изучив данную статью Вы с легкостью установите виновника поломки по косвенным признакам и сможете устранить поломку самостоятельно.
Электронный блок управления (ЭБУ)
Электронный блок управления двигателем является одним из важнейших элементов электронной системы автомобиля. В народе данный блок прозвали «компьютер» или «мозги». В данном блоке действительно, как и в мозге происходит обработка огромного количества данных поступаемых на него со всех датчиков установленных на двигателе.
Поломка данного блока довольна редкая проблема, но на Ладе Калина встречается часто из-за неудачного расположения. ЭБУ расположен внутри торпедо под радиатором отопителя салона. При протечке радиатора охлаждающая жидкость попадает на блок управления что приводит к его выходу из строя.
Признаки неисправности:
У блока не может быть какой-либо определенной симптоматики неисправности. Если ЭБУ выходит из строя, то чаще всего он просто не может обнаружить датчик. В некоторых случаях перестают работать катушки зажигания из-за повреждения радиоэлементов внутри блока.
Датчик массового расхода возудха (ДМРВ)
Датчик массового расхода воздуха на Калине устанавливается в подкапотном пространстве между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра. Датчик отвечает за подсчет количества воздуха поступаемого в двигатель. По показаниям с датчика формируется топливная смесь.
Признаки неисправности:
- Повышенный расход топлива;
- Плавающие обороты;
- Тяжелый запуск двигателя;
- Плохая тяга;
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается на дроссельном узле и считывает показания о положении заслонке в дросселе. Данный датчик устанавливается только на механический дроссельный узел. На автомобилях с электронной педалью газа ДПДЗ не применяется. Датчик является не надежным и способен часто выходить из строя. Рекомендуется иметь запасной в автомобиле.
Признаки неисправности:
- Нет прогревочных оборотов;
- Сложный запуск в холодное время года;
- Плавающие обороты;
- Повышенных расход топлива;
Регулятор холостого хода (РХХ)
Устанавливается РХХ на корпусе дроссельного узла. Конструктивно поход на двигатель постоянного тока с червячной передачей. На кончике датчика имеется конусная головка которая перекрывает или открывает канал холостого хода в дросселе, тем самым регулируя подачу воздуха в двигатель на холостом ходу. Данный датчик устанавливается только на механический дроссель и участвует в работе только на ХХ.
Признаки неисправности:
- Двигатель глохнет на ХХ;
- Обороты плавают;
- При пуске необходимо давить на педаль газа;
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
Датчик положения коленчатого вала устанавливается под масляным фильтром. Отвечает за считывания показания со шкива коленчатого вала. Датчик является довольно надежным элементом, редко выводимым из строя. При поломке датчика возможность запуска двигателя исключается, так как именно данный датчик участвует в подаче сигнала на модуль зажигания и формировании искры для воспламенения топливной смеси в камере сгорания.
Источник статьи: http://enginehack.ru/datchiki-lada-kalina/
Датчики системы управления двигателем
Здесь речь пойдёт о трёх двигателях ВАЗ: 21116, 21126 и 21127. Первый из них является 8-клапанным, а все они штатно устанавливаются в автомобили следующих семейств: «Калина-2», «Гранта», «Приора». В «Калинах» используется электронная педаль газа, а значит, дроссельным узлом здесь управляет электропривод. Конструкция датчика, регистрирующего положение дроссельной заслонки, с переходом к новому поколению тоже изменилась. Об этих и других особенностях, имеющих отношение к конструкции моторов, рассказывается дальше.
Все датчики двигателей 21116, 21126, 21127
Каждый датчик снабжён разъёмом, закреплённым на его корпусе: Второй контакт датчика – это сам корпус
Бесперебойную работу двигателя обеспечивает набор элементов:
- Датчик расхода воздуха (ДМРВ) – часть системы впуска. Не используется на двигателях 21127. Деталь обозначается, как 11180-1130010;
- Два датчика положения дроссельной заслонки – переменные резисторы, встроены в дроссельный патрубок;
- Датчик температуры тосола – терморезистор с винтовым креплением, вкручивается в кожух термостата. Номер в каталоге – 21120-3851010;
- Датчик детонации – пьезоэлемент с двумя выводами, закреплён на корпусе блока цилиндров. Номер по каталогу – 21120-3855020;
- Два датчика кислорода (ДК), диагностический и управляющий – оснащены винтовым креплением, вкручиваются в корпус приёмной трубы. 21074-3850010 – это обозначение каждого модуля;
- Датчик скорости – электронный модуль, закреплён на кожухе КПП сверху. Обозначение по каталогу – 21700-3843010;
- Датчик положения коленвала (ДПКВ) – электронный модуль, закреплён на корпусе масляного насоса. Обозначается как 21120-3847010;
- Датчик фаз – электронный модуль под обозначением 21120-3706040. В конструкции двигателя 21116 не используется;
- Датчик давления масла – имеет винтовое крепление, обозначен как 11180-3829010.
Элемент, указанный под номером «9», будет установлен в разных точках в зависимости от комплектации (см. фото). На третьем рисунке отображено, где закреплён датчик «8»:
В конструкции системы резонансного впуска использован отдельный датчик, измеряющий температуру и давление воздуха. Элемент обозначается как 21800-1413010:
Устройство модулей дроссельных заслонок не рассматривалось. Недочёт исправлен ниже.
Уже не раз пользовался услугами каршеринга https://shacaring.ru/town/sankt-peterburg/ и говоря о ценности каршеринга, следует отметить, что этой услугой можно воспользоваться 24 часа в сутки. Очень удобно!
Для разных моторов «Калины-2» подходит свой, уникальный по конструкции модуль, содержащий дроссельную заслонку с электроприводом:
- 21126-1148010 – элемент предназначен для ДВС 21126;
- 21127-1148010 – часть конструкции двигателя 21127;
- 21116-1148010 – часть впускного тракта 8-клапанного мотора (21116).
Корпус модуля выполнен из лёгких сплавов и снабжён разъёмом, к которому подведены контакты датчиков и электродвигателя. Дроссельный узел двигателя 21126
При необходимости модуль лучше заменять в сборе, а не пытаться чинить его.
Проводя манипуляции с электрическим оборудованием, нужно отключать от АКБ «минусовую» клемму. К операции по замене датчиков требование относится тоже.
Диагностика неисправностей
Датчик, определяющий угол поворота – это переменный резистор с 3-мя выводами. Терморезистор, а также пьезоэлемент снабжены двумя контактами. Датчик положения коленвала состоит из соленоида и магнита. А вот датчики скорости и фаз содержат в своей конструкции электронику.
Заметим, что выход из строя датчика фаз не приводит к поломке или остановке двигателя. То же можно сказать и об измерителе скорости.
Каждый из двух кислородных датчиков – это сложное электронное устройство. Но надёжность их схем можно считать высокой. Датчики Холла, используемые для контроля скорости и фаз, выходят из строя чаще, чем анализатор кислорода. Кислородный датчик для двигателей 21116, 26, 27
Переменный резистор, применённый в любой конструкции, дублируется. Если показатели, полученные с двух «подковок», разнятся, то включается лампа Check.
Все ошибки, в том числе обрывы и замыкания контактов датчиков, блок ЭБУ отслеживает постоянно.
Допустим, лампа Check Engine не горит. Если при этом чувствуется, что мощность снизилась и динамика ухудшилась, пробуйте заменить один из элементов:
- Датчик детонации;
- Датчик фаз;
- Один из ДК.
Схема подключения датчиков к ЭБУ
Посмотрим на разъём модуля ЭБУ, чтобы понять, как именно в нём нумеруются выводы: ЭБУ M74: модуль с разными прошивками подходит для разных ДВС
Назначение клемм секции «1» приводится дальше:
- A1: ДПКВ;
- A3: датчик детонации;
- B1: ДПКВ;
- B3: датчик детонации;
- B4: обмотка главного реле;
- C2: датчик 21800-1413010 (клемма 2);
- C3: ДМРВ либо датчик 21800-1413010 (клемма 4);
- C4: нагрев ДК 1;
- D1: «масса» ДК 2;
- D3: датчик температуры тосола;
- E1: «масса» резисторов дроссельной заслонки;
- E4: клапан продувки адсорбера;
- F1: «масса» датчика 21800-1413010 (клемма 1) либо ДМРВ;
- F2: датчик скорости;
- F4: форсунка;
- G1: «масса» датчика температуры тосола;
- G4: форсунка;
- H1: «масса» блока;
- H2: «масса» ДК 1;
- H4: форсунка;
- J1: клемма зажигания «15»;
- J2: резистор дроссельной заслонки 2;
- J3: ДК 2;
- J4: форсунка;
- K1: питание датчика 21800-1413010, ДМРВ и резисторов дроссельной заслонки;
- K2: резистор дроссельной заслонки 1;
- K3: ДК 1;
- K4: нагрев ДК 2;
- L1: катушка зажигания;
- L4: мотор дроссельной заслонки;
- M1: катушка зажигания;
- M4: мотор дроссельной заслонки.
Распиновка секции «2»:
- A1: обмотка реле муфты кондиционера;
- A2: концевик педали газа 2;
- A3: концевик педали газа 1;
- A4: питание резистора педали газа 1;
- B1: обмотка дополнительного реле стартёра;
- B2: датчик давления хладагента;
- B3: концевик педали сцепления;
- B4: питание резистора педали газа 2;
- C1: обмотка реле вентилятора 2;
- C2: цифровой вход (инверсный) педали тормоза;
- C3: цифровой вход педали тормоза;
- C4: «масса» резистора педали газа 1;
- D1: обмотка реле вентилятора 1;
- D2: К-Line;
- D3: тумблер включения кондиционера;
- D4: «масса» резистора педали газа 2;
- E1: обмотка главного реле;
- E2: сигнал уровня топлива (выход);
- E3: спидометр (выход);
- E4: «масса» блока;
- F1: лампа Check Engine;
- F2: клемма зажигания «15»;
- F3: датчик давления хладагента;
- F4: тахометр;
- G1: обмотка реле топливного насоса;
- G2-G4: «масса» силовых выходов;
- H1-H2: питание;
- H4: диагностика вентилятора (вход).
Источник статьи: http://kalina-2.ru/service/datchiki-sistemyi-upravleniya-dvigatelem
Датчики системы управления двигателем
Здесь речь пойдёт о трёх двигателях ВАЗ: 21116, 21126 и 21127. Первый из них является 8-клапанным, а все они штатно устанавливаются в автомобили следующих семейств: «Калина-2», «Гранта», «Приора». В «Калинах» используется электронная педаль газа, а значит, дроссельным узлом здесь управляет электропривод. Конструкция датчика, регистрирующего положение дроссельной заслонки, с переходом к новому поколению тоже изменилась. Об этих и других особенностях, имеющих отношение к конструкции моторов, рассказывается дальше.
Все датчики двигателей 21116, 21126, 21127
Каждый датчик снабжён разъёмом, закреплённым на его корпусе:
Второй контакт датчика – это сам корпус
Бесперебойную работу двигателя обеспечивает набор элементов:
-
- Датчик расхода воздуха (ДМРВ) – часть системы впуска. Не используется на двигателях 21127. Деталь обозначается, как 11180-1130010;
-
- Два датчика положения дроссельной заслонки – переменные резисторы, встроены в дроссельный патрубок;
-
- Датчик температуры тосола – терморезистор с винтовым креплением, вкручивается в кожух термостата. Номер в каталоге – 21120-3851010;
-
- Датчик детонации – пьезоэлемент с двумя выводами, закреплён на корпусе блока цилиндров. Номер по каталогу – 21120-3855020;
-
- Два датчика кислорода (ДК), диагностический и управляющий – оснащены винтовым креплением, вкручиваются в корпус приёмной трубы. 21074-3850010 – это обозначение каждого модуля;
-
- Датчик скорости – электронный модуль, закреплён на кожухе КПП сверху. Обозначение по каталогу – 21700-3843010;
-
- Датчик положения коленвала (ДПКВ) – электронный модуль, закреплён на корпусе масляного насоса. Обозначается как 21120-3847010;
-
- Датчик фаз – электронный модуль под обозначением 21120-3706040. В конструкции двигателя 21116 не используется;
- Датчик давления масла – имеет винтовое крепление, обозначен как 11180-3829010.
Элемент, указанный под номером «9», будет установлен в разных точках в зависимости от комплектации (см. фото). На третьем рисунке отображено, где закреплён датчик «8»:
В конструкции системы резонансного впуска использован отдельный датчик, измеряющий температуру и давление воздуха. Элемент обозначается как 21800-1413010:
Датчик давления и температуры воздуха в моторе 21127
Устройство модулей дроссельных заслонок не рассматривалось. Недочёт исправлен ниже.
Для разных моторов «Калины-2» подходит свой, уникальный по конструкции модуль, содержащий дроссельную заслонку с электроприводом:
-
- 21126-1148010 – элемент предназначен для ДВС 21126;
-
- 21127-1148010 – часть конструкции двигателя 21127;
- 21116-1148010 – часть впускного тракта 8-клапанного мотора (21116).
Корпус модуля выполнен из лёгких сплавов и снабжён разъёмом, к которому подведены контакты датчиков и электродвигателя.
Дроссельный узел двигателя 21126
При необходимости модуль лучше заменять в сборе, а не пытаться чинить его.
Проводя манипуляции с электрическим оборудованием, нужно отключать от АКБ «минусовую» клемму. К операции по замене датчиков требование относится тоже.
Диагностика неисправностей
Датчик, определяющий угол поворота – это переменный резистор с 3-мя выводами. Терморезистор, а также пьезоэлемент снабжены двумя контактами. Датчик положения коленвала состоит из соленоида и магнита. А вот датчики скорости и фаз содержат в своей конструкции электронику.
Заметим, что выход из строя датчика фаз не приводит к поломке или остановке двигателя. То же можно сказать и об измерителе скорости.
Каждый из двух кислородных датчиков – это сложное электронное устройство. Но надёжность их схем можно считать высокой. Датчики Холла, используемые для контроля скорости и фаз, выходят из строя чаще, чем анализатор кислорода.
Кислородный датчик для двигателей 21116, 26, 27
Переменный резистор, применённый в любой конструкции, дублируется. Если показатели, полученные с двух «подковок», разнятся, то включается лампа Check.
Все ошибки, в том числе обрывы и замыкания контактов датчиков, блок ЭБУ отслеживает постоянно.
Допустим, лампа Check Engine не горит. Если при этом чувствуется, что мощность снизилась и динамика ухудшилась, пробуйте заменить один из элементов:
Схема подключения датчиков к ЭБУ
Посмотрим на разъём модуля ЭБУ, чтобы понять, как именно в нём нумеруются выводы:
ЭБУ M74: модуль с разными прошивками подходит для разных ДВС
Назначение клемм секции «1» приводится дальше:
Источник статьи: http://ladakalina.club/service/datchiki-sistemyi-upravleniya-dvigatelem