- Диагностирование автомобилей по показателям эффективности тормозов. Деселерометры, их принцип действия и устройство
- Методы и средства диагностирования тормозных систем
- Устройство и основные неисправности тормозов
- Экспресс-проверка действия тормозов
- Удлинённый ход педали тормоза
- Признаки износа тормозной системы
- Автомобиль уводит в сторону при торможении
Диагностирование автомобилей по показателям эффективности тормозов. Деселерометры, их принцип действия и устройство
Соответствующие показанным неисправностям диагностические параметры тормозов делятся на две группы, обеспечивающие общее и поэлементное диагностирование. К первой группе относятся: тормозной путь и замедление автомобиля, тормозные силы и их разность на колесах каждой оси, ко второй – сила нажатия на педаль, скорость нарастания и спада тормозных сил, время срабатывания тормозных механизмов, хода штоков тормозных камер, свободный ход педали, производительность компрессора.
Перечисленные диагностические параметры измеряют: путем ходовых испытаний на дороге; в процессе эксплуатации – встроенными средствами диагностирования; в стационарных условиях – при помощи тормозных стендов.
Ходовые испытания применяют главным образом как инспекторскую проверку для грубой оценки тормозных качеств автомобиля. Испытания могут проводиться визуально по тормозному пути и синхронности начала торможения колес при резком однократном нажатии на педаль, а также с использованием переносных приборов – деселерометров. Диагностирование по тормозному пути должно проводиться на ровном, сухом, горизонтальном участке дороги, свободном от движущегося транспорта.
Тормозной путь, т. е. путь, пройденный за время непосредственного торможения:
где Vа – скорость движения автомобиля в момент начала торможения, км/ч; кэ – коэффициент эксплуатационных условий; g – ускорение свободного падения м/с 2 ; φ – коэффициент сцепления шин с дорогой.
Принцип работы деселерометра заключается в фиксации перемещения подвижной инерционной массы прибора относительно его корпуса, неподвижно закрепленного на автомобиле. Это перемещение происходит под действием силы инерции, возникающей при торможении автомобиля и пропорциональной его замедлению. Инерционной массой деселерометра может служить поступательно движущийся груз, маятник, жидкость или датчик ускорения, а измерителем предельного или установленного замедления – стрелочное устройство, шкала, сигнальная лампа, самописец, компостер. Для обеспечения устойчивости показаний деселерометр снабжают демпфером, а для удобства измерений – механизмом, фиксирующим максимальное замедление.
Инерционные тормозные стенды. Классификация и устройства.
Инерционные тормозные стенды по принципу действия и назначению делятся на барабанные и платформенные. При диагностировании на барабанном стенде эффективность тормозов определяют путем сопоставления их работы с кинетической энергией вращающихся масс стенда, а при диагностировании на платформенном – с кинетической энергией поступательного и вращательно движущихся масс автомобиля.
Инерционные тормозные стенды с беговыми барабанами предназначены для общего и поэлементного диагностирования тормозных систем автомобиля. Стенд состоит из опорно-приводного устройства, инерционных масс и комплекса измерительных устройств. Тормозной путь определяют по числу оборотов барабанов стенда, фиксируемому счетчиком, или по продолжительности их вращения, измеряемой секундомером, а замедление – угловым деселерометром.
Платформенный инерционный стенд предназначен для общего экспрессного диагностирования тормозов автомобиля. Он состоит из четырех подвижных платформ с рифленой поверхностью, на которые автомобиль наезжает колесами со скоростью 6-12 км/ч и останавливается при резком торможении. Под влиянием возникающих при этом сил инерции автомобиля и сил трения между шинами и поверхностью площадок происходит перемещение платформ. Величина перемещения каждой платформы (пропорциональна тормозной силе) воспринимается жидкостными, механическими или электронными датчиками и фиксируется измерительными приборами, расположенными на пульте.
К недостаткам платформенного стенда относятся большая площадь, занимаемая стендом, зависимость результатов от точности заезда на платформу.
Показатель использования оборудования. Частные и обобщающие.
Уровень использования оборудования АТП определяется частными и обобщающими показателями.
Частные показатели характеризуют некоторые использования оборудования. К ним относятся такие, которые показывают количество и балансовую стоимость оборудования, которое работает, использование во времени, а также отдачу оборудование за один час работы.
Обобщающие показатели характеризуют результативность использования оборудования в целом за период, который анализируется, интегрируют все частные показатели использования оборудования за этот период. Обобщающие показатели вычисляют за год, за пятилетку и за срок службы оборудования.
Частные и обобщающие показатели могут быть абсолютными и относительными.
Одним из частных показателей является показатель использования парка оборудования, который характеризуется долей оборудования Уп, которое работало на протяжении периода, что анализируется, в общем парке оборудования Уобщ:
Стенды для диагностирования ходовых качеств автомобиля.
Ходовые качества автомобиля, а вместе с ними интенсивность изнашивания шин, расход топлива и управляемость автомобиля в большой степени зависит от параметров установки управляемых колес: схождения, развала, продольного и поперечного наклонов шкворня и соотношения углов поворота, состояние колес, амортизаторов.
Общее диагностирование переднего моста автомобиля производится при помощи стендов с беговыми барабанами и платформенных стендов.
Стенд с беговыми барабанами предназначен для измерения в динамике боковых сил, возникающих в местах контакта управляемых колес автомобиля с опорной поверхностью барабанов, регулировки величины схождения и получение диагноза: объект исправен, необходимое поэлементное диагностирование, необходим ремонт.
Стенд состоит из двух беговых барабанов, подвешенных на серьгах к двум рамам под каждое колесо оси; двух электродвигателей, размещенных внутри барабанов и обеспечивающих их вращение; устройства для фиксации автомобиля на стенде; измерительного устройства и пульта управления.
Платформенный стенд проверки ходовых качеств предназначен для быстрой оценки схождения управляемых колес автомобиля по величине перемещения платформ под воздействием боковой силы, возникающей при переезде через них управляемых колес автомобиля.
Стенд состоит из подвижной платформы и измерительного устройства. При прямолинейном качении колеса через подвижные платформы в области контакта шины с опорной поверхностью возникают боковые силы, которые перемещают платформы стенда в поперечном направлении. Измерительное устройство состоит их датчиков бокового перемещения, измерительных приборов и пульта, фиксирующие сигналы датчиков.
Показатели, характеризующие использование оборудования во времени.
Использование оборудование во времени характеризуется такими показателями: время работы станка, стенда, установки на протяжении смены, суток, месяца, года, пятилетки, срока службы; коэффициентом сменности работы оборудования Кз; коэффициентом использования сменного, существующего, режимного, номинального, календарного фонда времени работы оборудования Кв.ч.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/19_94120_diagnostirovanie-avtomobiley-po-pokazatelyam-effektivnosti-tormozov-deselerometri-ih-printsip-deystviya-i-ustroystvo.html
Методы и средства диагностирования тормозных систем
Устройство и основные неисправности тормозов
Любая современная тормозная система обязательно состоит из замкнутого гидравлического контура, работающего на всех четырёх колёсах через приводную педаль, и отдельно из ручного тормоза, который действует только на задние колеса при стоянке.
Контур этот должен быть обязательно абсолютно герметичным и любая утечка тормозной жидкости (специально окрашенной для безопасности в яркие цвета) является опасной для жизни.
На большинстве автомобилей устанавливаются максимально эффективные дисковые тормоза на передних колёсах и барабанные или дисковые тормоза на задних.
Основная проблема – заклинивание одной из колодок. Учитывая высочайшие температуры при трении колодок и возможное попадание различных веществ между диском и колодкой это довольно частое явление.
Ещё одной проблемой является то, что профессионалы называют «поплывшими тормозами» — когда диск или колодки деформируются в следствие высоких нагрузок и температур, что приводит к ухудшению тормозных характеристик авто.
Экспресс-проверка действия тормозов
При осмотре колес убедитесь в отсутствии влаги как внутри них, так и снаружи. Особо тщательно проверьте все поверхности внутри колес, воспользовавшись для этого смотровой ямой. Наличие даже малых капель масла будет говорить о возможном протекании цилиндра тормозной системы.
Проверка действия вспомогательного тормоза (ручного).
В процессе проверки действия тормозов не следует забывать и о ручном тормозе как неотъемлемой части всей тормозной системы. Качественно работающий стояночный тормоз должен обеспечивать неподвижность машины при уклоне дороги 23 %. Проверяя ручной тормоз, определите количество щелчков в процессе поднятия рукоятки до момента полного срабатывания тормоза. В идеале автомобиль должен стать неподвижным после 3-4 щелчков ручного тормоза.
Проверка действия тормозов в движении.
По завершении визуальной проверки тормозной системы следует проверить ее в действии. Разгоните автомобиль на прямом участке дороги примерно до 50–60 км/ч и затем резко нажмите на тормоз. Оцените торможение – если тормоза полностью исправны, одностороннего заноса быть не должно.
Обратите внимание, что такая проверка допустима только в случае подтвержденной исправности всех элементов тормозной системы!
На длину тормозного пути особо ориентироваться не стоит, она может быть разной в зависимости от конкретной модели автомобиля и его параметров (масса автомобиля, используемые шины), от состояния покрытия дороги и от других факторов.
Важно отметить, что если машина укомплектована системой ABS, характер торможения в процессе проверки будет другим. Резкое нажатие на педаль тормоза повлечет за собой характерную отдачу в виде вибрации. А при наличии в автомобиле системы курсовой устойчивости данное действие приведет к загоранию на приборной панели соответствующего индикатора, сигнализирующего о том, что система активна.
В заключение можно сказать, что вся тормозная система вашего автомобиля может быть легко проверена на специализированном диагностическом стенде. В результате вы получите исчерпывающую информацию о ее текущем состоянии.
Удлинённый ход педали тормоза
Перед каждым выездом следует проверить длину хода педали тормоза. Обязательная процедура перед каждым движением – «прокачка» тормозов и проверка резкого торможения на малом ходу.
Если педаль утопает «глубоко» в пол, то это может значить, что очень низок уровень жидкости в резервуаре или недостаточен уровень жидкости в системе.
Проверьте и при необходимости добавьте тормозную жидкость. Возможно это воздух в гидравлической системе, а это значит, что всю жидкость следует заменить и проверить герметичность системы.
Также утопающая педаль может означать что требуются новые колодки или неисправен механизм автоматической регулировки всех тормозов или заднего тормоза.
Как правило, утопающая педаль — это утечка тормозной жидкости с чего и следует начать свои поиски проблемы.
Признаки износа тормозной системы
От эффективности работы тормозов зависит безопасность дорожного движения. Поэтому тормозную систему необходимо проверять не только при выявлении снижения эффективности ее работы, но и периодически, по мере увеличения пробега автомобиля. Регулярность общей проверки того или иного узла зависит от требований производителя, которые прямо указывается в мануале (регламентном техобслуживании) автомобиля. Однако внепланово проверить тормоза автомобиля нужно обязательно выполнять при появлении хотя бы одного из перечисленных ниже факторов:
- Скрежет при торможении. Чаще всего посторонние звуки указывают на износ тормозных колодок и/или дисков (барабанов). Зачастую на современные дисковые колодки устанавливают так называемые «пискуны» — специальные устройства предназначенные для производства пищащих звуков, свидетельствующих о критическом износе колодки. Правда бывают и другие причины по которым колодки скрипят при торможении.
- Глухой шум при торможении. Такой шум или скрежет указывает на то, что в пространство между колодкой и тормозным диском попал посторонний предмет (камешек, мусор) либо от колодки идет много тормозной пыли. Естественно, что это не только снижает эффективность торможения, но и дополнительно изнашивает диск и саму колодку.
- В процессе торможения машину тянет в сторону. Причиной такого поведения автомобиля является заклинивший тормозной суппорт. Реже проблемы заключаются в разной степени изношенности тормозных колодок и/или тормозных дисков.
- Ощущается вибрация при торможении. Как правило это происходит при неравномерном износе на рабочей плоскости одного (или нескольких) тормозных дисков. Исключением может стать ситуация, когда автомобиль оснащен системой антиблокировки (АБС), поскольку при ее работе ощущается небольшая вибрация и отдача в педаль тормоза.
- Неадекватное поведение педали тормоза. В частности, при ее нажатии она может быть тугой либо сильно проваливается вниз, или же тормоз срабатывает даже при незначительном нажатии.
Ну и конечно же, тормозную систему необходимо обязательно проверить просто при снижении эффективности ее работы, когда увеличивается тормозной путь даже при незначительных скоростях движения.
Обратите внимание, что если в результате торможения машина сильно «клюет носом», то у нее значительно изношены передние амортизаторы, что в свою очередь приводит. к увеличению тормозного пути. Соответственно, желательно проверить состояние амортизаторов проверить состояние амортизаторов и при необходимости заменить их, а не искать причину в неисправности тормозов.
Автомобиль уводит в сторону при торможении
Как правило, это загрязнена или стёрта поверхность колодки, хотя прочувствовать это бывает очень сложно, а вот деформированный или стёртый диск, или барабан, чувствуется сразу.
Источник статьи: http://euroautoufa.ru/sovety/diagnostika-tormoznoj-sistemy-avtomobilya-chto-vhodit.html