Двигатель и трансмиссия микроавтобусов Fiat (Фиат)
Итальянский микроавтобус Фиат Дукато выпускается с 1981 года. Первое поколение автомобилей, грузоподъемность которого достигала 1,8 т, комплектовалось шестью разными агрегатами. Топовым двигателем считался 2,5-литровый турбодизель на 94 лошадиные силы.
В 1994 году на рынок выходит обновленное поколение Дукато. Спустя 4 года линейку силовых агрегатов пополняет пресловутый 2,8-литровый дизель от Ивеко. В 2003-м производитель проводит рестайлинг и увеличивает грузоподъемность микроавтобуса до 3–3,5 т. Начиная с 2006-го выпускается Дукато третьего поколения с моторами серии Multijet мощностью от 99 до 180 лошадиных сил. В России модель официально продается с 2012 года. В 2014-м она подверглась рестайлингу.
Примечательно, что атмосферные двигатели первых двух поколений ходят 500–800 тыс. км. А вот турбированные версии, в особенности двигатели серии Multijet, чувствительны к качеству отечественной солярки. Хотя производитель и заявляет о ресурсе порядка одного миллиона километров для моторов новых микроавтобусов Дукато, выпущенных после 2014-го. С учетом межсервисных интервалов в 20 тыс. км для России и 48 тыс. км для Европы, а также принимая во внимание перегрузки коммерческого транспорта, это вряд ли будет возможным. Стоит отдать должное трехлитровых агрегатам мощностью 180 лошадиных сил, которые уже успели отлично себя зарекомендовать.
Среди типичных симптомов поломки ДВС Дукато падение мощности, излишние вибрации, перепады оборотов на холостом ходу. При диагностике и дефектовке выявляются дополнительные дефекты: износ шпилек, повреждение блока цилиндров и цепи ГРМ. Из-за всего этого дорожает ремонт.
Примечательно, что в модельном ряду Фиат, кроме Дукато, имеется и более компактный микроавтобус – Скудо. Он выпускается с 1995 года и комплектуется двигателями объемом от 1,6 до 2,0 л. На обновленную модель устанавливаются силовые агрегаты серии Multijet. Их комплектуют форсунками с системой электронного управления, которые крайне чувствительны к качеству топлива. Ситуацию усугубляет увеличение межсервисных пробегов при использовании смазочного материала типа Long Life. Когда цифра на одометре переваливает за 100 тыс. км, увеличивается расход масла, идущего на угар. Появляется характерный черный дымок из выхлопной трубы.
Чтобы продлить ресурс дизельного силового агрегата Фиат Дукато или Скудо, рекомендуем применять геомодификатор трения RVS-Master. Он, в отличие от присадок, не содержит хлора и парафина, которые забивают камеру сгорания. В основе действия состава лежит принцип серпентизации – атомы Mg замещают атомы Fe с приповерхностного слоя металла.
Новообразованный металлокерамический слой восстанавливает контактные детали. Компрессия растет вплоть до паспортных значений. Увеличение прочности узлов продлевает ресурс ДВС – до 120 тыс. км. RVS-обработка преобразует металлическую поверхность, но при устранении износа не ухудшается прочность, износостойкость базовых материалов. Нормализация работы силового агрегата приводит к снижению расхода топлива в среднем на 5–7%. За счет сокращения количества масла, идущего на угар, падает дымность.
Расход топлива микроавтобусов Фиат
Для относительно свежих Дукато, выпущенных в течение последних 7 лет, расход топлива в городе составляет около 11–13 л дизтоплива на 100 км пути. На трассе удается вписываться в 10 л на сотню. Скудо весит меньше, поэтому потребляет порядка 8-9 л на 100 км в смешанном цикле. Но все зависит от степени загрузки, типа трансмиссии, температуры окружающего воздуха, состояния дорожного полотна, наличия Вебасты.
На расход сильно влияет состояние форсунок. Поэтому для их очистки используют Injection Pump Dp3, который снимает с поверхностей нагар и смолу, формирует защитный слой металлокерамики. Благодаря обработке улучшаются распылительные свойства и КПД форсунок, очищаются клапаны, верхнее компрессионное кольцо, тракт выхлопа. Еще один положительный эффект – восстановление шестерен ТНВД.
Но прямое влияние на расход оказывается не столько Injection Pump Dp3, сколько катализатор горения FuelEXx. Это присадка, которая увеличивает цетановый показатель до 5 единиц. При её добавлении в топливо сокращается износ блока цилиндров, экономится в среднем до 15% солярки.
Ремонт двигателя микроавтобусов Фиат
Любой ремонт мотора Дукато или Скудо начинается с компьютерной диагностики и визуального осмотра на предмет дефектов. Капитальное восстановление включает очистку и опрессовку масляных каналов, расточку, притирку клапанов, замену изношенных деталей. Дополнительно проверяют работоспособность турбины и состояние ремня ГРМ, который рекомендуют менять раз в 120 тыс. км.
Чтобы отсрочить ремонт, проводите ТО не реже одного раза в 10 000 км. Не экономьте на смазочных материалах. Ведь низкосортное масло образует смолистые отложения, которые закупоривают каналы, оставляют контактные поверхности без смазки, что приводит к задирам и разрушению нагруженных деталей – поршневых колец, вкладышей коленчатого вала, элементов газораспределительного механизма. Не пренебрегайте заменой воздушного и топливного фильтров. При наличии дефектов внутрь просочатся абразивные частицы, которые спровоцируют интенсивный износ поршневых колец и цилиндров.
Коробка передач микроавтобусов Фиат
Микроавтобусы Дукато, которые эксплуатируются в России, оснащены преимущественно пятиступенчатой или шестиступенчатой механической трансмиссией. Только при её 100% исправности удается всецело насладиться высоким крутящим моментом дизельного агрегата.
Чтобы избежать преждевременного ремонта, рекомендуем сразу же после покупки обработать КПП составом RVS-Master, защищающим подшипники, шестерни, валы от преждевременного износа. После применения геомодификатора трения снизится количество шумов и вибраций, переключение станет легким и плавным, восстановятся механически изношенные детали.
Источник статьи: http://rvsmaster.ru/articles-magazine/dvigatel-i-transmissija-mikroavtobusov-fiat/
Дизельный двигатель 2.3 JTD MultiJet.
Эта статья посещена представителю семейства легендарных двигателей JTD ( Jet Turbo Diesel ), разработанному концерном FIAT в середине 90х годов прошлого века. На этих моторах применяется топливная система коммон рейл ( common-rail ) которая дала новый виток развития дизельных двигателей и на сегодняшний день является основной системой применяемой в дизельных двигателях легковых автомобилей.
Мотор этого семейства 1.9 JTD был установлен на первом в мире легковом автомобиле с топливной системой коммон рейл Alfa Romeo 156 в 1997 году. Применение системы коммон рейл дало много преимуществ по сравнению с классическим дизелями. Благодаря ей уменьшился расход топлива на 15%, мощность двигателя возросла почти на 40%, увеличился крутящий момент дизеля, уменьшился уровень шума при работе двигателя а экологические показатели вышли на высочайший уровень, ранее не достижимый для дизельных двигателей.
В разные годы разные модификации двигателей JTD устанавливались на многие марки автомобилей европейского производства и не только.
Мотор объёмом 1.3 литра:
Alfa Romeo MiTo, Chevrolet Aveo (2012) , Fiat Albea , Fiat 500 , Fiat Doblò , Fiat Grande Punto , Fiat Idea , Fiat Linea , Fiat Panda , Fiat Punto , Fiat Palio , Fiat Fiorino , Fiat Qubo , Fiat Strada , Ford Ka (2008) , Lancia Musa . Lancia Ypsilon , Maruti Suzuki SX4 Diesel , Suzuki Ertiga , Opel Agila , Opel Astra , Opel Combo , Opel Corsa , Opel Meriva , Opel Tigra TwinTop , Suzuki Ignis , Suzuki Splash/Maruti Suzuki Ritz , Suzuki Swift/Maruti Swift/Maruti Swift Dzire , Suzuki Wagon R+ , TATA Indica Vista , Indigo Manza
Мотор обьёмом 1.6 литра :
Alfa Romeo Mito , Alfa Romeo Giulietta (2010) , Fiat Bravo , Fiat Doblò , Fiat Grande Punto , Fiat Idea , Lancia Delta , Lancia Musa , Opel Combo D , Suzuki SX4 (с 2013г) .
Мотор объёмом 1.9 литра:
Alfa Romeo 145 , Alfa Romeo 146 , Alfa Romeo 147 , Alfa Romeo 156 , Alfa Romeo 159 , Alfa Romeo GT , Cadillac BLS , DR5 , Fiat Bravo , Fiat Croma II , Fiat Doblò , Fiat Grande Punto , Fiat Marea , Fiat Multipla , Fiat Punto , Fiat Sedici , Fiat Stilo , Fiat Strada , Lancia Delta , Lancia Lybra , Lancia Musa , Opel Astra , Opel Signum , Opel Vectra C , Opel Zafira , Saab 9-3 , Saab 9-5 , Suzuki SX4 , Alenia Aeronautica Sky-Y
1.9 Twin Turbo
Cadillac BLS , Lancia Delta , Saab 9-3
Мотор объёмом 2.0 литра:
Alfa Romeo Giulietta (2010) , Alfa Romeo 159 , Fiat Bravo , Fiat Doblò II , Fiat Sedici , Fiat Croma II , Lancia Delta , Opel/Vauxhall Astra , Opel/Vauxhall Insignia (single and twin turbo) , Chevrolet Malibu , Saab 9-5 (single and twin turbo) , Suzuki SX4
Мотор объёмом 2.0/2.2 (PSA)
Fiat Scudo , Fiat Ulysse , Lancia Phedra
Мотор объёмом 2.4 литра:
Alfa Romeo 156 , Alfa Romeo Spider , Alfa Romeo Brera , Alfa Romeo 159 , Alfa Romeo 166 , Fiat Croma II , Fiat Marea , Lancia Kappa , Lancia Lybra , Lancia Thesis
Моторы объёмом 2.3/3.0 литра:
Fiat Ducato . Iveco Massif
Рассмотрим подробней двигатель 120 MultiJet который устанавливался на Fiat Ducato выпуска 2008-2011г собранных в России на заводе Sollers в Елабуге. Этот двигатель представляет из себя рядный четырёх цилиндровый шеснадцатиклапанный двигатель с турбонагнетателем и системой непосредственного впрыска топлива коммон рейл второго поколения «multijet». На данном моторе установлена электронная система управления впрыском топлива с контроллером Bosch EDC16c39.
1. Форсунки
2. Блок управления двигателем
3. Топливный насос
4. Топливный фильтр
5. Насос высокого давления
6. Регулятор давления топлива
7. Датчик давления топлива
Источник статьи: http://www.r-s-v.ru/article/dizelniy-dvigatel-2-3-jtd-multijet
Проблемы маленького 1,3-литрового дизеля Fiat/GM
При больших пробегах дизельные моторы незаменимы: их эффективность позволяет существенно экономить на топливе. Кроме того, высокий крутящий момент, доступный буквально с холостых оборотов, делает дизельные моторы очень приятными в эксплуатации: чтобы ехать бодро и резво разгоняться, дизели не нужно сильно крутить. Топливная система Common Rail еще больше улучшила их потребительские показатели. Многие производители начали уменьшать рабочие объемы своих дизельных моторов, чтобы предложить еще большую экономичность. На очень смелый и довольно удачный эксперимент пошли компании GM и Fiat, которые совместными усилиями создали 1,3-литровый турбодизельный двигатель (его даже можно называть 1,2-литровым, т.к. его точный рабочий объем составляет 1248 см. куб. В некоторых каталогах он так и обозначен). Этот силовой агрегат представили в феврале 2003 года, а производство организовали на заводе в польском городе Бельско-Бяла. Мы сняли видеоразборку этого силового агрегата
Итак, 1,3-литровый турбодизель известен под каталожными (внутренними) кодами Z13DT (Z13DTH, Z13DTJ, Y13DT, Y13DTE и др.), 188A 8000, 188A 9000, M71, M72, M73, FD4, D13 и другими. Такое разнообразие обозначений связано с тем, что этот мотор устанавливали на небольшие и компактные модели Opel, Fiat, Ford, Suzuki и Lancia. Его можно встретить под капотами каблучков Fiat Doblo и Opel Combo. Развиваемая максимальная мощность составляет от 75 до 105 л.с.
Топливную аппаратуру Common Rail для мотора 1.3 Multijet / CDTI поствляет компания Bosch.
Проблемы, недостатки и поломки мотора 1.3 Multijet / CDTI.
Учитывая столь крохотный рабочий объем, большой интерес вызывает надежность этого 1,3-литрового турбодизеля. Вообще поначалу и особенно в Европе этот двигатель имел проблемы, вызванные ресурсом моторного масла. В Европе производители разрешали менять в нем масло один раз в 30 000 и даже раз в 50 000 км. Учитывая крохотный 3-литровый объем заправляемого масла, эти долгоиграющие интервалы пагубно сказывались на ресурсе двигателя.
Причем проблемы возникали не по цилиндро-поршневой группе, а по цепи и по головке блока, а именно по роликовым рычагам (рокерам, коромыслам) газораспределительного механизма. Цепь ГРМ этого мотора не вечная и требует замены раз в 150 000 км. При этом она может неприятно удивить и до этого пробега из-за растяжения, перескока или просто обрыва.
Цепь мотора 1.3 Multijet / CDTI нужно менять каждые 150 000 км вместе с натяжителем.
Контролировать растяжение цепи ГРМ мотора 1.3 Multijet / CDTI можно через предусмотренное в алюминиевой крышке ГРМ смотровое окошко. Через него отлично виден гидронатяжитель и его шток. Сильный, то есть более 10-12 см, вылет штока – сигнал к тому, что цепь сильно растянута и требуется ее замена. Менять цепь следует вместе с натяжителем, планками натяжителя и успокоителя. Гидравлический натяжитель тут не вечный и известно немало случаев его выхода из строя, после чего цепь обычно обрывается. И опять же, если пожалеть денег и поменять только саму цепь, довольно скоро можно столкнуться с ее обрывом или проскакиванием.
Интересно, что при проскакивании цепи ГРМ на моторе 1.3 Multijet / CDTI клапана и поршни сталкиваются, но катастрофических повреждений не происходит, так как обламываются рокеры – они, похоже, специально сделаны хрупкими и ломаются довольно легко. При этом клапана чаще всего не загибаются.
Однако известны случаи и простых поломок роликовых рычагов. При этом клапана с обломанными роликами перестают открываться, что сразу отражается на работе двигателя посторонними вибрациями, шумом и троением.
На большинстве версий мотора 1.3 Multijet / CDTI устанавливали турбину без управляемой геометрии. Управляемая геометрия досталась версиям мощнее 95 л.с.
К другим проблемам и особенностям эксплуатации мотора 1.3 Multijet / CDTI относятся:
- уменьшение уровня масла. Расход масла на угар наблюдается при пробегах на высоких скоростях и с высокой нагрузкой. После скоростных поездок рекомендуется проверять уровень масла и доливать его до уровня;
- увеличение уровня масла. Нет, дизельный мотор не может генерировать масло. Но его уровень действительно может увеличится по одной простой причине, известной многим дизелистам: из-за прожига сажевого фильтра на холостом ходу много солярки стекает в картер через поршневые кольца. Уровень масла запросто может подрасти на литр из-за попадания в него дизтоплива. Разумеется, после прожига следует заменить масло со всеми расходниками. А лучше вообще не допускать прожигания сажевого фильтра на холостых оборотах и хотя бы раз в неделю «выгуливать» машину с двигателем 1.3 Multijet / CDTI на шоссе или кольцевой автодороге (этот совет применим к любым дизелям);
На двигатель 1.3 Multijet / CDTI устанавливается двухмассовый маховик, который ходит порядка 200 000 км и требует замены.
- невозможность запустить мотора в морозы. Эта расплывчатая формулировка применима ко всем дизелям с пробегом, а сама проблема может заключаться в десятках причин. Но для мотора 1.3 Multijet / CDTI, если все меры по запуску в мороз уже предприняты, следует обратить внимание на блок управления двигателем. Есть мнение, что его морозоустойчивость далека от идеала: он просто замерзает, что вызывает проблемы с запуском двигателя и иммобилайзером. Некоторые опытные пользователи машин с двигателем 1.3 Multijet / CDTI утепляют ЭБУ;
- неуверенный запуск мотора. Нередко движок 1.3 Multijet / CDTI глохнет через пару секунд после запуска. При этом ошибок, однозначно указывающих на проблему, не фиксируется. Рекомендуем проверить узел EGR (рециркуляции выхлопных газов). Клапан EGR этого мотора наделен электровакуумным управлением, причем электроника не способна фиксировать проблемы с его механической частью. То есть, если клапан EGR зависнет, диагностика покажет лишь некорректные параметры работы двигателя, но не укажет на этот узел. А именно из-за зависания клапана EGR по причине загрязнения его направляющей мотор 1.3 Multijet / CDTI может глохнуть вскоре после запуска. Также частичное открытие клапана EGR или его некорректная работа может указывать на некорректные характеристики работы турбины.
Источник статьи: http://autostrong-m.by/post/problemi-malenkogo-1-3-litrovogo-dizelya-fiat-gm