Статья 361 НК РФ. Налоговые ставки
СТ 361 НК РФ.
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения
Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Комментарий к Ст. 361 Налогового кодекса
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения Налоговая
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы
на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью
двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется
валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели
(с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие
двигателей (с единицы транспортного средства) 200
В Определении КС РФ от 23.06.2005 N 272-О указаны позиции КС РФ по вопросу конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 361 НК РФ.
КС РФ в своих решениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных налогов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога. Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными органами власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Следовательно, федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога (Определения КС РФ от 10.07.2003 N 342-О по жалобе гражданки Л.В. Шуклиной на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 статьи 3 Закона Магаданской области «О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» и от 14.12.2004 N 451-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 НК РФ).
Таким образом, поскольку в соответствии со статьей 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации полномочия по разработке и установлению общих принципов налогообложения и сборов закреплены за федеральным законодателем, установление существенных элементов налогообложения для придания налогу статуса законно установленного должно производиться федеральным законом. При этом, несмотря на то, каким по уровню в налоговой системе является налог — федеральным, региональным или местным — налоговая ставка определяется в федеральном законе об этом налоге (в соответствующей главе НК РФ).
По транспортному налогу в пункте 1 статьи 361 НК РФ федеральный законодатель зафиксировал средние величины налоговых ставок по категориям транспортных средств, а пунктом 2 этой статьи предоставил субъектам Российской Федерации право при введении транспортного налога уточнять их таким образом, чтобы конкретные размеры введенных субъектами Российской Федерации ставок налога не выходили за границы пятикратного уменьшения или увеличения средних налоговых ставок, закрепленных в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Учитывая установленные федеральным законодателем минимальные и максимальные пределы в отношении вводимых субъектами Российской Федерации конкретных размеров ставок транспортного налога, нет оснований утверждать, что на региональном уровне неограниченно завышаются ставки транспортного налога. Принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, пункт 2 статьи 361 НК РФ нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков. Кроме того, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации вправе пересмотреть, в том числе в сторону понижения, размеры введенных ими ставок транспортного налога, если для этого возникнут необходимые обстоятельства.
Поскольку общие принципы налогообложения и сборов согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, федеральный законодатель при установлении федерального, регионального и местного налогов самостоятельно избирает определенную стоимостную или физическую характеристику облагаемого объекта для исчисления налоговой базы. Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом легковых автомобилей федеральным законодателем установлена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (или кВт). Данный выбор осуществлен федеральным законодателем в пределах его конституционных полномочий в сфере налогообложения, поэтому пункт 1 статьи 361 НК РФ, признающий налоговой базой при налогообложении транспортным налогом легковых автомобилей мощность двигателя транспортного средства, также не может рассматриваться как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47, в письме от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1 и в письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, при рассмотрении вопроса об отнесении транспортных средств к той или иной категории из числа предусмотренных главой 28 НК РФ и применении соответствующей налоговой ставки необходимо принимать во внимание следующее.
В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на единицу мощности (тяги) двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Таким образом, установлена зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства и мощность (тяга) двигателя либо валовая вместимость транспортного средства.
Учитывая это, налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 361 НК РФ, определены применительно к категориям транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и мощности (тяге) установленных на них двигателей или их валовой вместимости.
Согласно положениям статьи 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Следует отметить, что предусмотренное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее — Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
В связи с этим важно отметить, что согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N 6842, в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой НК РФ, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 02.02.2005 N 03-06-04-05/03, в целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля необходимо учитывать следующее.
Как следует из статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие «автомобиль» и понятие «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» различны.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20.03.1958.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».
По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора).
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Согласно Постановлению Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» паспорт транспортного средства — это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.
Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.
Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1445» утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (далее — Положение), действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
В соответствии с письмом Минфина России от 28.12.2004 N 03-06-04-04/16 при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться:
— Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
Источник статьи: http://www.nalkod.ru/statia361