- Двигатель BMW M73 – характеристики – фото
- Двигатель BMW M73B54
- Двигатель BMW M73B54TU
- Характеристики двигателя BMW M73
- Изменения двигателя М73 (на базе М70) от ЕЗ2 до Е38
- Блок цилиндров
- Коленчатый вал
- Поршни
- Маховик
- Гаситель крутильных колебаний
- Крышка картера двигателя
- Масляная ванна/масляный насос/масляный фильтр
- Датчик уровня масла
- Система охлаждения
- Головка блока цилиндров
- Зажигание
- Топливная система
- Глушитель шумов впуска
- Наддув вторичного воздуха
- Условия включения наддува
- Условия отключения наддува
- Условие наддува воздуха в двигателе М73
- Система выпуска отработавших газов
- Выпускной коллектор
- Двигатель BMW M73
- Технические характеристики мотора BMW M73 5.4 литра
- Расход топлива двс БМВ М73
- На какие автомобили ставился двигатель М73 5.4 l
- Недостатки, поломки и проблемы двс М73
Двигатель BMW M73 – характеристики – фото
Двигатель BMW M73 – 12-цилиндровый двигатель который является дальнейшим развитием двигателя М70 (устанавливаемого на 7 серию в кузове Е32) и был установлен на автомобили 7 (кузов Е38) и 8 серии (E31). За весь период производства было произведено 26 435 агрегатов.
Мотор BMW M73, так же как и M70 оборудован одним верхним распределительным валом с 2 клапанами на цилиндр (SOHC), в то время как большинство других двигателей БМВ перешли на 4 клапана на цилиндр (DOHC).
В БМВ М73 инженерам удалось добиться улучшений с точки зрения экологической чистоты (благодаря использованию цифровой электронной системы управления двигателем DME M5.2 с поцилиндровой антидетонационной регулировкой и снижению мощности, затрачиваемой на преодоление сил трения), качества, комфортности и мощности.
Более высокая мощность и улучшенный характер кривой крутящего момента возможен благодаря увеличению рабочего объема.
Двигатель BMW M73B54
Базовая 5,4-литровая версия мотора устанавливаемая на E38 750i/750iL/L7 и E31 850Ci.
Двигатель BMW M73B54TU
Двигатель M73TUB54 стал заменой с 1998 года для предыдущей версии мотора этой серии и устанавливался на E38 750i/750iL/L7 и Rolls-Royce Silver Seraph, но силовые показатели не изменились.
M73N был обновлен и оснащен дополнительным аккумулятором, электроподогревом катализаторов, электронно-управляемым термостатом и вентилятором, жидкостным охлаждением генератора, интегрированным в систему охлаждения двигателя теплообменником АКП, система управления M5.2 для 750i/iL заменена на M5.2.1 и ME 7.2, а рабочая температура увеличена с 73 до 107 градусов.
В 1999 году этот силовой агрегат стал лучшим в категории «Лучший двигатель объемом свыше 4 литра» на конкурсе двигателей Международный Двигатель Года.
Характеристики двигателя BMW M73
M73B54 | |
Объем, см³ | 5379 |
Порядок работы цилиндров | 1-7-5-11-3-9-6-12-2-8-4-10 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 85,0/79,0 |
Расстояние между цилиндрами, мм | 91,0 |
∅ коренного подшипника коленвала, мм | 75,0 |
∅ шатунного подшипника коленвала, мм | 48,0 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 326 (240)/5000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 490/3900 |
Частота вращения на холостом ходу, об.мин | 600 |
Частота вращения ограниченная регулятором, об.мин | 6500 |
Степень сжатия, :1 | 10,0 |
∅ впускного клапана, мм | 42,0 |
∅ выпускного клапана, мм | 36,0 |
Ход впускных клапанов, мм | 10,3 |
Ход выпускных клапанов, мм | 10,3 |
Масса двигателя, ∼ кг | 146-151 |
Система управления детонацией | да |
Давление впрыска, бар | 3,5 |
Система управления двигателем | ME5.2 (ME5.2.1,ME7.2)+EML 3S |
Соответствие нормам по ОГ | Euro 3 |
Кривая мощности и крутящего момента мотора M73
Изменения двигателя М73 (на базе М70) от ЕЗ2 до Е38
Двигатель БМВ М73 в разрезе
Блок цилиндров
Диаметр отверстия в блоке цилиндров увеличен с 84 мм до 85 мм.
Блок цилиндров мотора М73
Используется новый метод охлаждения поршней. Охлаждение осуществляется через масляные форсунки, ввинченные непосредственно в стул подшипника.
Стул подпятника был расширен с целью использования регулировочных шайб.
Рабочее колесо водяного насоса имеет другое уплотнение.
Крышка подшипника коленвала облегчена.
Коленчатый вал
Коленвал имеет увеличенный поршневой ход 79 мм (двигатель М70 — 75 мм) и укороченную переднюю цапфу. Переход на алюминиевые подшипники скольжения осуществлен так же, как в двигателе М60. Регулировочные шайбы с нормальными подшипниковыми вкладышами используются взамен подшипников с выточкой под буртик.
Коленчатый вал двигателя БМВ M73
Плоскость привода масляного насоса была смещена вдоль оси коленчатого вала. Благодаря этому стало возможным использование унифицированного масляного насоса М60/М70/М73.
Поршни
- Диаметр поршня: 85 мм;
- Степень сжатия: 10,0 : 1 (двигатель М70 — 8,8 : 1);
- Тип поршня: поршень с холодильниками (как в двигателе М70, но с увеличенным жаровым поясом);
- Поршневые кольца: Канавка 1:1,5 мм, цилиндрическое компрессионное кольцо; Канавка 2:1‚5 мм, скребковое коническое компрессионное кольцо; Канавка 3:2,0 мм, кольцо из стальной ленты (двигатель М70 — 3,0 мм);
Маховик
Маховик цельный и выполнен из стали. Он имеет дополнительный инкрементный зубчатый венец для обнаружения перебоев зажигания и определения положения верхней мертвой точки (в корпусе коробки передач используются индуктивные импульсные датчики).
Гаситель крутильных колебаний
Гаситель крутильных колебаний имеет осевую конструкцию, как в двигателе М60).
Крышка картера двигателя
Шина натяжения цепи была изменена (как в двигателе М70, т. е. без направляющего ролика).
В крышке картера снизу отсутствует датчик положения верхней мертвой точки коленчатого вала. Информация снимается с маховика.
В пробке (в верхней части водяного резервуара) отсутствует воздуховыводящий патрубок. Удаление воздуха теперь осуществляется через водяной насос.
Масляная ванна/масляный насос/масляный фильтр
Заправочный объем масла и объем заменяемого масла увеличены на 1 литр:
- Заправочный объем масла: 9 1/2 литра
- Объем заменяемого масла: 8 1/2 литра
Верхняя часть масляной ванны модифицирована под новую несущую балку переднего моста автомобилей серий Е31/Е38. Верх масляной ванны (маслосборный решетчатый поддон) и нижняя часть масляной ванны из двух слоев листового металла согласованы с новой верхней частью масляной ванны.
Тандемный насос заменен одноступенчатым насосом с капсюлированной цепной звездочкой (как насос двигателя М60/Е38, за исключением крышки масляного насоса и цепной звездочки).
Датчик уровня масла
Соответствует датчику двигателя M60.
Система охлаждения
Соответствует двигателю М60.
Головка блока цилиндров
В крышке головки блока цилиндров место присоединения вентиляционной трубы смещено назад; внутренняя – металлическая листовая деталь соответствующим образом модифицирована.
В верхней части кожуха цепи в качестве датчика опознавания цилиндров установлен датчик Холла. Этот датчик смонтирован на ряду цилиндров 7-12.
Для снижения моментов сил трения используются роликовые рычаги привода клапанов. В целях охраны окружающей среды выпускные клапаны натрием больше не заполняются.
Используются распределительные валы совершенно новой конструкции.
При подъеме кулачок нажимает на ролик (∅ 19 мм), имеющийся на рычаге привода клапана. При изготовлении распределительного вала отдельные кулачки, выполненные спеканием, подвергаются тонкой токарной обработке в месте посадки и затем сажаются горячим натягом на отшлифованную трубу.
Для улучшения качества холостого хода угол перекрытия клапанов в точках подъема выпускного и впускного клапанов был уменьшен примерно на 25 % от прежнего значения.
Зажигание
Датчик опознавания цилиндров, который прежде находился на проводе зажигания 6-го цилиндра, теперь смонтирован в кожухе цепи (цилиндры 7-12).
Используются свечи зажигания с увеличенным зазором между электродами и измененным калильным числом.
Катушки зажигания имеют малые размеры, легки и могут подвергаться диагностике.
Топливная система
Топливная система выполнена не двойной, как это сделано у двигателя M70. Она состоит из подающего топливопровода, возвратного топливопровода, насоса, а также датчика давления и реле насоса.
Глушитель шумов впуска
Глушитель шумов впуска получил улучшенный канал воздухозабора. Генерацию шумов также удалось уменьшить.
Наддув вторичного воздуха
Наддув осуществляется непосредственно в выпускной коллектор.
Условия включения наддува
Примерно через 10 секунд после запуска двигателя (при температурах двигателя (Tm)* от -10 °С до +40 °С) насос включается на пониженную мощность.
Спустя примерно 5 секунд приблизительно на 85 секунд (до отключения) насос включается на полную мощность.
При температурах ниже -10 °С насос спустя примерно 10 секунд после запуска двигателя включается на 2,5 секунды на пониженной ступени и 2,5 секунды на полной ступени (мощности).
Если при пуске двигателя температура (Tm) составляет 40 °С, воздушный насос работает на пониженной мощности примерно в течение 20 секунд.
Условия отключения наддува
Работа насоса при противодавлении отработавших газов, превышающем давление насоса, должна быть исключена. Поэтому критерии отключения жестко запрограммированы в блоке управления DME. Эти условия таковы:
- частота вращения двигателя n ≥ 2720 об/мин или
- сигнал нагрузки ƫ ≥ 5,4 мс
Условие наддува воздуха в двигателе М73
Условие наддува воздуха в двигателе М73
Пневматика наддува вторичного воздуха M73:
1 – Воздушный фильтр двигателя; 2 – Насос с двухступенчатым электроприводом и двухступенчатым колесом компрессора; 3 — Запорный клапан с пневмоприводом со встроенным клапаном отсечки обратного потока для ряда цилиндров 7-12; 4 – Запорный клапан с пневмоприводом со встроенным клапаном отсечки обратного потока для ряда цилиндров 1-6; 5 – Переключающий электромагнитный клапан для пневматического управления запорными клапанами; 6 – Вакуумный ресивер; 7 – Клапан отсечки обратного потока; 8 – Точка снятия разрежения на патрубке дроссельной заслонки; 9 – Места наддува вторичного воздуха на выпускных коллекторах;
Система выпуска отработавших газов
Выпускной коллектор
Используется двустенный выпускной коллектор из стального листа с воздушной изоляцией. Противодавление минимизируется за счет максимально больших сечений труб.
Источник статьи: http://www.bimmerfest.ru/dvigatel-bmw-m73/
Двигатель BMW M73
5.4-литровый 12-цилиндровый двигатель BMW M73 или M73B54 выпускался с 1994 по 2002 год и ставился на топовые модели концерна: седан 7-Series, купе 8-Series и Rolls-Royce Silver Seraph. В 1998 году появилась обновленная версия мотора, ее отличает индекс M73B54TU либо M73TU.
К линейке V12 также относят двс: M70, N73 и N74.
Технические характеристики мотора BMW M73 5.4 литра
Точный объем | 5379 см³ |
Система питания | распр. впрыск |
Мощность двс | 326 л.с. |
Крутящий момент | 490 Нм |
Блок цилиндров | алюминиевый V12 |
Головка блока | алюминиевая 24v |
Диаметр цилиндра | 85 мм |
Ход поршня | 79 мм |
Степень сжатия | 10 |
Особенности двс | нет |
Гидрокомпенсаторы | да |
Привод ГРМ | цепной |
Фазорегулятор | нет |
Турбонаддув | нет |
Какое масло лить | 8.5 литра 5W-40 |
Тип топлива | АИ-95 |
Экологический класс | ЕВРО 3 |
Примерный ресурс | 350 000 км |
Точный объем | 5379 см³ |
Система питания | распр. впрыск |
Мощность двс | 326 л.с. |
Крутящий момент | 490 Нм |
Блок цилиндров | алюминиевый V12 |
Головка блока | алюминиевая 24v |
Диаметр цилиндра | 85 мм |
Ход поршня | 79 мм |
Степень сжатия | 10 |
Особенности двс | нет |
Гидрокомпенсаторы | да |
Привод ГРМ | цепь |
Фазорегулятор | нет |
Турбонаддув | нет |
Какое масло лить | 8.5 литра 5W-40 |
Тип топлива | АИ-95 |
Экологический класс | ЕВРО 3 |
Примерный ресурс | 360 000 км |
Руководство для BMW 7-Series E38 выложено здесь
Обширная подборка мануалов для БМВ собрана тут
Много полезной информации вы найдете в BmwCats
Расход топлива двс БМВ М73
На примере BMW 750iL 1995 года с автоматической коробкой передач:
Город | 19.6 литра |
Трасса | 8.6 литра |
Смешанный | 13.3 литра |
На какие автомобили ставился двигатель М73 5.4 l
7-Series E38 | 1994 — 2001 |
8-Series E31 | 1994 — 1999 |
Silver Seraph | 1998 — 2002 |
Недостатки, поломки и проблемы двс М73
Прежде всего владельцев не должен смущать расход топлива в 20 литров на 100 км
Основной причиной нестабильной работы мотора является подсос воздуха во впуске
Ближе к 200 — 250 тысяч км нередко требует замены цепь грм вместе со звездочками
Также на пробегах за 200 000 км этот силовой агрегат уже прилично расходует масло
Еще здесь часто встречаются течи водяной помпы либо заднего сальника коленвала
Официальное видео о конструкции мотора М73
Связаться с администратором сайта Вы можете по электронной почте:
otobaru@mail.ru
Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.
Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.
Источник статьи: http://otoba.ru/dvigatel/bmw/m73.html