- 4.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А
- ГАЗ-53 — коробка передач: характеристики, устройство, обслуживание и ремонт. Запчасти ГАЗ-53
- История
- Устройство КПП ГАЗ-53
- Принцип работы
- Как работает КПП?
- Устройство синхронизатора и принцип работы
- Техническая характеристика
- Признаки выхода трансмиссии из строя
- О причинах неисправностей
- Посторонние звуки при работе узла
- Плохо включаются передачи
- Передачи вылетают
- Ремонт коробки передач
4.3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сборка коробки передач. Установка её на автомобиль ГАЗ-53А
СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Перед сборкой все детали коробки передач смазать для предотвращения задиров в начальный период работы. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. Прокладки и сальники при сборке устанавливают только новые.
Собирают коробку передач в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учесть следующее.
Ведущий вал и шестерню третьей передачи подсобрать с блокирующими кольцами синхронизатора.
При сборке должны быть обеспечены:
- площадь прилегания кольца к валу не менее 70% поверхности конуса ведущего вала;
- зазор между торцами прямозубого венца ведущего вала и блокирующего кольца в пределах 0,8 — 1,25 мм;
- при необходимости притереть конусные поверхности вала и кольца;
- гайку крепления шарикового подшипника ведущего вала затянуть (момент 30 кГм) и закернить над пазом вала (рис. 43).
Рис. 43. Кернение гайки крепления шарикового подшипника
Подобрать по шлицам ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении шестерни по шлицам вала. Угловой люфт на шлицах должен быть не более 0,18 мм при проверке на радиусе начальной окружности шестерни.
Осевой люфт шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должен быть не более 0,05 мм при замере на радиусе 75 мм. После подбора расположение шлиц сопряженных деталей замаркировать краской.
Подобрать муфту по шлицам ступицы синхронизатора.
Рис. 44. Установка сухарей и пружины синхронизатора
Этот подбор должен обеспечить:
- боковой зазор в пределах 0 — 0,01 мм и лёгкое перемещение деталей без ощутимого бокового зазора;
- продольный люфт муфты в крайних её положениях не более 0,2 мм и биение торцов канавки под вилку переключения не более 0,18 мм при проверке на шлицевой оправке.
Рис. 45. Напрессовка скользящей муфты со ступицей на ведомый вал
На рис. 44 показана установка сухарей и пружины синхронизатора, а на рис. 45 — запрессовка скользящей муфты со ступицей на ведомый вал.
При сборке головки штока заднего хода стопор пружины завернуть заподлицо с торцом корпуса и закернить его в четырех точках,
Ось блока заднего хода запрессовать заподлицо с поверхностью задней стенки картера. Ось блока установить так, что если смотреть на торец оси сзади (по ходу автомобиля), то её лыски были бы обращены в сторону промежуточного вала и располагались симметрично относительно горизонтальной оси блока. На части автомобилей лыски отсутствуют.
Заглушку переднего подшипника промежуточного вала запрессовать на герметизирующей пасте заподлицо с передней стенкой картера.
Гайку крепления шарикового подшипника промежуточного вала завернуть (момент 25 кГм) и закернить над пазом вала. Запрессовка этого подшипника показана на рис. 46.
При установке ведущего вала (рис. 47) в отверстие картера коробки передач следить за тем, чтобы выемка на прямозубом венце и конусе вала находилась внизу.
Сальник ведомого вала запрессовать заподлицо с наружным торцом крышки.
Гайку крепления фланца на ведомом валу затянуть (момент 25 к1Гм).
Инструмент для сборки и разборки коробки передач показан на рис. 48 и 49.
Собранную коробку передач поставить на стенд и испытать без нагрузки при скорости вращения 750 об/мин ведомого вала в течение одной минуты без заливки масла на шум, нагрев и легкость переключения на всех передачах.
Рис. 46. Запрессовка шарикового подшипника промежуточного вала
Рис. 47. Установка ведущего вала
Рис. 48. Инструмент для сборки и разборки коробки передач:
1 и 11 — воротки; 2 — бородок; 3 и 4 — медные выколотки; 5 — ключ гайки ведомого вала; 6 — оправка для запрессовки ведущего вала; 7 — ключ для гайки ведущего вала; 8 — оправка для запрессовки внутреннего вала роликового подшипника промежуточного вала; 9 — молоток слесарный; 10 — ключ для гайки ведомого вала; 12 — ключ для гайки промежуточного вала; 13 — торцовый ключ; 14 — сменная головка; 15 — молоток с медными наконечниками; 16 — оправка для установки штоков переключения передач; 17 — крючок для извлечения штифта вилки заднего хода; 18 — отвёртка; 19 — крючок для установки штоков переключения передач; 20 — оправка для запрессовки втулки шестерни третьей передачи; 21 — оправка для сборки синхронизатора; 22 — плоскогубцы
Рис. 49. Съёмник для сборки и разборки коробки передач:
1 — съёмник; 2 — центрирующий наконечник; 3 — захват съёмника; 4 — шайба для выпрессовки оси блока шестерен заднего хода; 5 и 8 — наконечники; 6 — палец для фиксации наконечников; 7 и 9 — надставки
УСТАНОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ НА АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-53А
- При помощи подъёмного приспособления установить коробку передач на картер сцепления.
- Установить вентиляционный лючок с правой стороны картера сцепления.
- Установить колпачковую маслёнку подшипника сцепления (подшипник в сборе с муфтой и шлангом колпачковой маслёнки устанавливают до установки коробки).
- Поставить вилку выключения сцепления.
- Поставить и зашплинтовать тягу вилки выключения сцепления.
- Установить возвратную пружину вилки.
- Отрегулировать длину тяги вилки выключения сцепления.
- Поставить рычаг ручного тормоза в сборе.
- Соединить тягу ручного тормоза с рычагом на коробке.
- Отрегулировать ручной тормоз.
- Закрепить промежуточную опору карданного вала.
- Соединить фланцы карданного вала и ведомого вала коробки передач.
- Присоединить трос привода спидометра.
- Заправить коробку передач маслом.
- Поставить крышку трансмиссии.
- Установить рычаг управления коробкой передач.
- Установить защитный колпак верхней крышки.
- Поставить коврик пола кабины.
Коробку передач на автомобиль ГАЗ-66 устанавливают в последовательности, обратной её снятию.
Источник статьи: http://vajnovsem.ru/ins-gaz-sobol/gaz66gaz53a-26.html
ГАЗ-53 — коробка передач: характеристики, устройство, обслуживание и ремонт. Запчасти ГАЗ-53
Грузовой автомобиль ГАЗ-53 – легендарный советский «труженик». Серийно машина выпускалась с 61-го по 93-й год. Однако, несмотря на прекращение производства в начале 90-х, эта машина еще встречается в автопарках большинства предприятий. Также данный автомобиль есть и у частных владельцев. Благодаря тому, что грузовик собирали качественно, а для сборки использовали такие же качественные и долговечные запчасти, ГАЗ-53 смог дожить до наших дней. Единственное, что порой вызывает вопросы по 53-му ГАЗону – коробка передач. Рассмотрим, как устроен этот узел, типичные неисправности и способы ремонта.
История
На грузовиках, собранных в числе первых и обозначенных индексами «Ф», были установлены шестицилиндровые силовые агрегаты, а также задний мост от модели ГАЗ-51. Трансмиссия также была взята от этого авто, но прежде они были модернизированы. Нужно сказать, что при необходимости можно менять КПП ГАЗ-53 на ГАЗ-51. Но не всегда в такой замене есть смысл. Трансмиссия, которая устанавливалась на ГАЗ-51, отличалась другими передаточными числами и была создана для работы с двигателями меньшей мощности.
В ранних партиях ГАЗ-53 коробка передач была оснащена синхронизаторами, которые должны были сделать переключение более плавным. В более поздних версиях от этого было решено отказаться – инженеры стали считать их архаизмом.
Устройство КПП ГАЗ-53
На грузовик устанавливалась механическая четырехступенчатая трансмиссия (единственная для ГАЗ-53). Коробка передач оснащалась пятью скоростями – четыре передних, одна задняя. Внутри находится три вала.
Состоит агрегат из чугунного корпуса, крышки, оснащенной вилками для переключения, валов, шестеренок. Также в устройстве имеются блок шестеренок для заднего хода и подшипники. В конструкции имеется муфта для подключения четвертой и третьей передачи.
Принцип работы
Коробка переключения передач ГАЗ-53 функционирует по следующей схеме. Передняя часть первичного вала зафиксирована в подшипнике коленвала. Первичный вал соединен со вторичным задней частью через игольчатый подшипник.
Как работает КПП?
Когда рычаг перемещают влево из нейтрали, он своей нижней частью передвигает вилку переключения и шток, который заставляет двигаться шестеренку первой передачи назад и приводит ее в зацепление с шестеренкой, отвечающей за первую передачу. Последняя установлена на промежуточном вале. При включенном сцеплении вращательный момент через шестеренки, находящиеся в зацеплении постоянно, транспортируется по направлению к промежуточному валу на вторичный.
Для включения третьей скорости селектор переводят из нейтрали вправо, а затем вперед. Под воздействием вилки муфта синхронизатора начнет двигаться назад, после чего этот механизм начнет воздействовать на синхронизатор. В этом случае вращательный момент идет от первичного вала КПП через шестеренки, которые сцеплены постоянно. Момент транспортируется через промежуточный ко вторичному валу коробки.
Чтобы включить четвертую скорость, селектор необходимо перевести из нейтрали вправо. Затем рычаг переводят назад. Муфта подвинется вперед, а блокирующее кольцо синхронизатора войдет в зацепление с первичным валом. Затем, после уравновешивания скоростей, передача включится.
Чтобы задействовать задний ход, необходимо преодолеть усилие предохранительной системы. Рычаг нужно перевести вправо.
Устройство синхронизатора и принцип работы
Как уже замечено выше, в первых образцах установлена базовая коробка передач ГАЗ-53. Устройство ее включает в себя синхронизаторы. Рассмотрим, как они работают и как устроены.
Техническая характеристика
Мы рассмотрели, как устроена коробка передач ГАЗ-53. Характеристики ее были достаточно неплохими. Рассмотрим возможности трансмиссии.
Узел оснащен трехходовым рычагом, а трансмиссия — скоростями для движения вперед и одной задней передачей. Вес агрегата составляет 56 килограмм. Масло в коробку передач ГАЗ-53 заливают в специальную емкость объемом 3 литра.
Признаки выхода трансмиссии из строя
На ГАЗ-53 коробка передач нечасто, но выходит из строя. Определить неисправности можно по некоторым признакам. Поломки сопровождаются шумами и посторонними звуками при работе агрегата.
О неисправностях скажет шум около места, где установлен узел. Иногда передачу невозможно включить. А если и получается, что требуется серьезное усилие — это также признак поломки. Если не работает и не включается одна любая передача, вылет скорости, стоит осмотреть трансмиссию более подробно. Также о поломке сообщает шум в процессе движения. Часто на ГАЗ-53 коробка передач не позволяла перевести рычаг в нейтраль. Из-за этого невозможно было выключить передачу.
О причинах неисправностей
Зачастую самая главная причина всех поломок в этой коробке от недостаточного количества трансмиссионного масла или вовсе его отсутствия в механизме КПП. Также нередко причинами возникновения неисправности становится неправильное использование механизма. Нередко поломки связаны с естественным износом шестерен. Реже — с заводским браком (поскольку в СССР делали «на века»). Если грузовик эксплуатируется в экстремальных условиях в течение долгого времени, то это также приводит к выходу узла из строя.
Посторонние звуки при работе узла
Коробка передач может издавать различные звуки в зависимости от того, в каком режиме она работает. Если посторонний звук слышен только тогда, когда сцепление полностью выжато, то причина в подшипнике. Он находится на первичном валу трансмиссии. Если включить передачу и двигаться, то скрежет говорит о сломанных или износившихся зубьях на шестеренках передач.
Выявить точную причину звуков поможет разборка коробки передач ГАЗ-53 с последующей дефектовкой и заменой деталей. Однако иногда трудно при осмотре определить поломку. Максимум внимания уделяется элементу, находящемуся рядом с шумной передачей. Часто коробка воет. Особенно ярко это проявляется при движении на пониженных скоростях. Для 53-го ГАЗона данный звук вполне нормальный.
Плохо включаются передачи
Зачастую, если плохо включаются передачи, виной всему не механизм КПП, а сцепление. Первым делом диагностируют именно детали сцепления, а также убеждаются в том, что педаль нормально выжимается.
Если не включается третья и четвертая передача, то часто причиной является неисправность синхронизаторов или муфты на этих передачах. Скорости будут плохо включаться, если отсутствует масло.
Передачи вылетают
Это может случаться по ряду причин. Первая – одна из банальных. Если происходит сильный износ вилки включения КПП, то передачи не будут включаться полностью – тогда они и вылетают. Вторая причина – значительный износ посадочных мест для шестеренки на вторичном валу. Нередко сильно изнашивается и сама шестеренка. Это и является причиной неисправности. Чтобы восстановить работу коробки, достаточно будет заменить вышедшие из строя элементы.
Ремонт коробки передач
На самом деле отремонтировать коробку несложно, но профессионал сделает это быстрее. Возможен и самостоятельный ремонт, если есть запчасти. ГАЗ-53 – весьма ремонтопригодный автомобиль. Найти запчасти для него сейчас не проблема, а купить их можно на рынках по приемлемой стоимости.
Заводом выпущено много трансмиссий для этих автомобилей. Поэтому найти агрегат б/у не составит никакого труда. Цены на узлы доступные. Также можно установить трансмиссию от грузовика ГАЗ-63. Она полностью идентична и взаимозаменяема.
Источник статьи: http://fb.ru/article/315134/gaz—-korobka-peredach-harakteristiki-ustroystvo-obslujivanie-i-remont-zapchasti-gaz-