- Датчик детонации — назначение, типы, конструкция, где находится, как проверить
- Что такое детонация?
- Для чего нужен датчик детонации
- Типы датчиков, конструкция
- Узкополосные или резонансные
- Широкополосные
- Где находится датчик детонации
- Признаки неисправности
- Контрольная лампа Check Engine
- Громкие звуки из двигателя
- Высокий расход топлива
- Плохое ускорение
- Машина дёргается
- Как проверить датчик детонации, пошаговое руководство
- Шаг 1 — базовая проверка
- Шаг 2 — посмотрите обороты двигателя сканером
- Шаг 3 — проверьте сопротивление внутреннего резистора
- Шаг 4 — проверьте напряжение от датчика
- Шаг 5 — проверьте проводку от датчика до ЭБУ
- Шаг 6 — проверьте цепь питания ЭБУ
- Шаг 7 — сбросьте ошибку OBD-2
- Вывод
- Клуб Honda CR-V Россия
- Технические форумы, связанные с эксплуатацией и ремонтом Honda CR-V всех поколений, мануалы и т. д. => Honda CR-V 2002 — 2006 г.в. (II поколения). => Тема начата: andji40 от 01 Марта 2011, 21:50:46
Датчик детонации — назначение, типы, конструкция, где находится, как проверить
В этой статье описано всё, что необходимо знать о типах, принципе работы, функциях, методах диагностики и тестирования датчиков детонации. Мы разберём симптомы неисправных датчиков и расскажем подробные шаги и методы их обнаружения.
Что такое детонация?
В бензиновых двигателях для воспламенения топливовоздушной смеси используются свечи зажигания. Пламя непрерывно распространяется в топливовоздушной смеси.
Во время распространения пламени, если давление повышается ненормально, смесь в некоторых случаях будет возгораться самостоятельно, не дожидаясь достижения пламени, вызывая мгновенное взрывное возгорание. Это явление называется детонацией.
В то время как нормальная скорость распространения фронта пламени составляет около 30 м/с, при детонации пламя распространяется в десятки раз быстрее — до 2000 м/с.
Детона́ция (от фр. détoner — «взрываться» и лат. detonare — «греметь») — режим горения, при котором по веществу распространяется ударная волна.
Сгорание в двигателе — сложный процесс, поэтому требует довольно точной конструкции и контроля. Небольшая ошибка управления или отклонение от нормы вызовут ненормальное сгорание. Детонация — ненормальное сгорание.
Проще говоря, детонация — воспламенение смеси в ненужный момент времени (как правило раньше положенного) в неправильном месте.
Для чего нужен датчик детонации
Проще говоря, датчики детонации (ДД) — это датчики вибрации, которые хорошо подходят для обнаружения структурных акустических колебаний. Это может происходить при преждевременном зажигании или непреднамеренном возгорании смеси.
ДД это своеобразный микрофон, с помощью которого блок управления (ЭБУ) «слушает» двигатель. Датчик преобразует детонацию двигателя в электрический сигнал. Контроллер использует этот сигнал для противодействия детонации с помощью регулировки угла опережения зажигания.
Как только детонация обнаружена, ЭБУ будет постепенно задерживать зажигание до тех пор, пока детонация не будет устранена. После того, как детонация устраняется и не возникает снова, ЭБУ будет постепенно восстанавливать исходную синхронизацию зажигания. Это называется управление с замкнутым контуром и обратной связью.
Таким образом, датчик детонации — это специальный «микрофон» для ЭБУ, который выполняет роль обратной связи при регулировании момента зажигания.
Когда есть неисправность в ДД, вышеупомянутое управление с обратной связью не работает. Чтобы избежать повреждений, вызванных детонацией двигателя, ЭБУ сохранит соответствующий код неисправности и задержит опережение зажигания каждого цилиндра на определенное значение (Toyota задерживает на 8 °, Volkswagen — на 15 °). В это время снизятся мощность и экономичность двигателя.
Типы датчиков, конструкция
Датчики детонации бывают двух типов.
Узкополосные или резонансные
Такой тип датчика рассчитан на генерацию напряжения при колебаниях определенного диапазона частот. Т. е. пластина (ее вес, размер, крепление и т. д.) — обеспечивает требуемый уровень напряжения только в определенном диапазоне частот.
Всё это рассчитано под поршневую группу двигателя. Отсюда и разные номера датчиков на разных моторах — диаметр поршней отличается — датчики детонации тоже будут разные.
Широкополосные
Данные датчики регистрируют колебания в более широком диапазоне. Они дешевле, надёжнее, но обработка их сигнала более сложная.
Внутри ДД находится тороидальный пьезокерамический элемент с прикрепленной массой. Корпус реагирует на вибрацию, вызванную детонацией двигателя, в свою очередь вызывая движение в пьезокерамическом элементе, который генерирует электрический сигнал. Этот сигнал используется модулем управления двигателя.
Где находится датчик детонации
Датчик детонации установлен на блоке цилиндров или головке цилиндров (как показано на рисунке) ниже впускного коллектора.
В зависимости от конструкции ДД крепиться болтом к двигателю или вкручивается в него. Например, на 4-цилиндровом двигателе датчик обычно установлен между 2 и 3 цилиндром.
На четырехцилиндровых двигателях используется один датчик детонации, так как он может легко контролировать работу всех цилиндров. По мере увеличения количества цилиндров требуется больше датчиков.
Чаще всего датчики детонации разбиты на группы. Например, на шестицилиндровом двигателе датчик 1 может соответствовать цилиндрам 1–3, а датчик 2 — цилиндрам 4–6.
Признаки неисправности
Вот некоторые из наиболее распространенных признаков неисправности датчика детонации, на которые следует обратить внимание.
Контрольная лампа Check Engine
Один из первых симптомов, который вы можете заметить, — это загорание контрольной лампы Check Engine на приборной панели. Вы должны серьезно отнестись к этому раннему предупреждению и осмотреть свой автомобиль, прежде чем проблема усугубится.
Конечно, есть много причин, по которым может загореться Check Engine, и неисправный ДД — одна из них. Независимо от причины, вы не должны игнорировать её слишком долго, иначе это может иметь плачевные последствия для двигателя.
Громкие звуки из двигателя
Когда датчик детонации начинает работать со сбоями, вы слышите громкие звуки, исходящие от двигателя, которые напоминают стук. Чем дольше вы не решите эту проблему, тем громче будут эти звуки.
Этот шум возникает из-за неправильного воспламенения топливно-воздушной смеси внутри цилиндра.
Высокий расход топлива
Если вы заметили, что проезжаете меньше километров за 1 л, то причиной этому может быть неисправный датчик детонации. Опять же, есть много причин, по которым у вас может быть высокий расход топлива.
Но если есть другие симптомы в сочетании с увеличившемся расходом топлива, то это ещё один повод полагать, что ДД неисправен.
Плохое ускорение
Когда вы нажимаете на педаль газа, а автомобиль не ускоряется так же быстро, как раньше — возможно, неисправный датчик детонации мешает эффективному ускорению. Вы можете быть уверены в этом, если у вас уже проявляются три предыдущих симптома.
Машина дёргается
Худшие симптомы неисправного датчика проявляются при повреждении внутренних деталей двигателя. Если вы позволите этой проблеме обостриться, не заменив неисправный датчик детонации, ваш автомобиль начнет все больше дёргаться.
Может даже появиться запах гари, исходящий от двигателя и попадающий в салон. Любое дальнейшее использование автомобиля в таком состоянии может привести к выходу из строя всего двигателя.
Как проверить датчик детонации, пошаговое руководство
Если ДД выходит из строя, генерируется код неисправности P0324 (неисправность системы контроля детонации) и P0325 (неисправность датчика детонации). Ошибки можно считать самостоятельно с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.
Сигнал обратной связи от датчика детонации к ЭБУ обеспечивает наиболее оптимальное регулирование угла опережения зажигания, наилучшую производительность системы зажигания, а также предотвращает повреждение двигателя в результате детонации.
Напряжение сигнала переменного тока, генерируемое датчиком, изменяется в зависимости от уровня вибрации двигателя во время работы.
Если датчик детонации неисправен, выполните следующие действия для диагностики.
Шаг 1 — базовая проверка
- Проверьте, не поврежден ли датчик физически.
- Проверьте, правильно ли установлен датчик. Если момент затяжки крепления слишком сильный или слишком слабый, будет установлен диагностический код.
- Проверьте, нет ли на поверхности датчика заусенцев, повреждений и посторонних предметов.
- Датчик детонации следует держать вдали от шлангов, кронштейнов и проводки двигателя.
- Если что-то из этого не в порядке, разберитесь с неисправной деталью и переходите к седьмому шагу. Если всё нормально — переходите к следующему шагу.
Шаг 2 — посмотрите обороты двигателя сканером
- Подключите диагностический прибор к разъёму OBD-2.
- Поверните ключ зажигания в положение «ON».
- Выберите «Двигатель» / «Чтение потока данных» / «Сигнал датчика детонации 1».
- Запустите двигатель и доведите его до нормальной рабочей температуры.
- Диагностический прибор должен считывать нормальные обороты двигателя.
Шаг 3 — проверьте сопротивление внутреннего резистора
Данный шаг предназначен для датчиков с внутренним резистором. Зависит от модели автомобиля.
- Поверните ключ зажигания в положение «OFF».
- Отсоедините разъём проводов от датчика.
- Измерьте значение сопротивления внутреннего резистора (стандартное значение сопротивления: 49–100 кОм).
- Подсоедините разъем жгута проводов датчика.
Если значение сопротивления ненормальное, замените датчик детонации и перейдите к шагу 7. Если с сопротивлением всё нормально, переходите к следующему шагу.
Шаг 4 — проверьте напряжение от датчика
- Отключите зажигание.
- Отсоедините разъем от датчика.
- Открутите болт крепления, снимите датчик с двигателя.
- Возьмите электронный мультиметр и переведите его на измерение постоянного напряжения (DC), на минимальный предел измерения (200 mV).
- Подключите мультиметр к датчику, лучше использовать зажимы типа «крокодил».
- Возьмите гаечный ключ. Несильно постукивая по датчику, наблюдайте за изменением напряжения на мультиметре. Так же ДД можно зажать в тиски и ударять по ним, не боясь повредить датчик.
Если напряжение на мультиметре не изменяется, скорее всего датчик неисправен и требует замены.
Шаг 5 — проверьте проводку от датчика до ЭБУ
- Отключите зажигание.
- Отсоедините разъем от датчика.
- Отсоедините разъем жгута проводов ЭБУ.
- На монтажной схеме для своего автомобиля найдите контакты ДД на колодке проводов контроллера.
- Измерьте сопротивление 1 провода.
- Измерьте сопротивление 2 провода.
Сопротивление должно быть менее 0,5 Ом. Если прибор показывает «OL», значит в цепи есть обрыв, который нужно устранить.
Шаг 6 — проверьте цепь питания ЭБУ
- Проверьте цепь питания ЭБУ.
- Проверьте цепь заземления ЭБУ.
Шаг 7 — сбросьте ошибку OBD-2
- Подключите диагностический сканер.
- Поверните ключ зажигания в положение «ON».
- Удалите код неисправности.
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу не менее 5 минут.
- Покатайтесь не менее 10 минут.
- Считайте ошибки с блока управления ещё раз, чтобы убедится, что неисправность не возвращается.
Видео о том, как проверить датчик детонации.
Вывод
ДД используется для определения состояния детонации в двигателе. ЭБУ использует этот сигнал для управления моментом зажигания.
Датчик детонации обычно устанавливают на блоке или головке блока цилиндров. Датчики бывают узкополосные (резонансные) и широкополосные.
Проверка датчика детонации обычно включает в себя: считывание данных обратной связи датчика, проверку рабочего напряжения, проверку проводки между датчиком и ЭБУ, измерение сопротивления датчика и т. д.
Источник статьи: http://elm3.ru/wiki/datchik-detonacii
Клуб Honda CR-V Россия
Технические форумы, связанные с эксплуатацией и ремонтом Honda CR-V всех поколений, мануалы и т. д. => Honda CR-V 2002 — 2006 г.в. (II поколения). => Тема начата: andji40 от 01 Марта 2011, 21:50:46
Название: #датчик детонации Honda cr v II Отправлено: andji40 от 01 Марта 2011, 21:50:46 |
Зазоры выставлял 15 тыс км назад в прошлом году. Наверное, зазоры клапанов и на обычной нагрузке себя бы проявили.
PS: у меня RD1 — в нашем разделе нет тем про датчик детонации.
По сигналу датчика детонации корректируется УОЗ. Но если бензин откровенно хреновый, то ничего уж не поделаешь — запозднять зажигание до бесконечности нельзя.
Проверить датчик «на коленках» нельзя, но его неисправность ECM сам прекрасно распознаёт. Датчик детонации по сути — пьезокерамический микрофон, который прислонили к мотору. Он постоянно выдаёт в ECM шумы двигателя, по сильным скачкам амплитуды сигнала определяются детонационные процессы в моторе. Если датчик «молчит» — загорится «чек».
Сергей, не надо создавать новую тему, когда подобная уже существует! >:(
Если после сброса DTC неисправность возникает вновь, то значит надо датчик менять. Под коллектором с одним проводом — это он. Если проводка не повреждалась (например в результате аварии), то скорее неисправен сам датчик.
Всех приветствую!
У меня такой вопрос. Может ли датчик детонации не функционировать и не выдавать ошибку?
Опишу кратко ситуацию. Ехал по трассе со скоростью около 100 км/ч и в один прекрасный момент машина задергалась, тяга начала пропадать, обороты плавать. Чек загорелся, потом в момент провала начал мигать, далее потух и опять загорелся. Приехал домой, пока туда сюда, в итоге чек потух, ошибку считать не успел. После этого мыл форсунки и дроссельную заслонку, менял свечи, топл. фильтр, воздушный фильтр. Кислородник живой, проверяли. Потом еще менял цепь ГРМ.
На сегодняшний день отсутствует взрывная хондовская динамика и плавают обороты в движении на низах.
подскажите :
30530-PPL-A01 это родной с к20А4 ? стоит 5000 руб на экзисте
а 30530-RNA-A01 от машин с 2007 года но на нашу подходит? стоит 2000р. — нормальная такая разница
Провод проверил в норме. Сам датчик ДД (старый) проверял мультиметром, показания 0. У Китайского показание дергались не стабильные. У нового все было в норме.
Китайский датчик он похож с оригиналом. Есть много отличие.1 стоимости, Китайски 1500 руб. пришел без упаковки, оригинал мне встал 4700 руб.У оригинального датчика есть маркировка № 7.8 и в низу буквы и упаковка.
А китайский датчик ДД нашел на сайте ДРОМ. Продавец меня уверял что оригинал. упаковку и тд все показал. Итого мне датчик ДД встал 6300 руб.
Загорелась у меня эта ошибка Р0325 еще осенью 2014-го. На тот момент родной датчик детонации (Knock Sensor) 30530-PPL-A01 стоил в Экзисте около 3 000 руб.
Деньги есть, НО реально жаба душила отдавать за какой-то болт с резьбой такие бабки. После повышения курса доллара и евро эта хрень стала стоить около 5 000 тысяч.
Долго думал, уже свыкся с расставанием с такой суммой, да и ездить несколько месяцев с ошибкой надоело.
И тут на форуме нахожу, что прекрасно подходит датчик детонации от CR-V III, вот этот 30530-RNA-A01. Купил в Экзисте за 1 600 руб. в 3 раза дешевле родного.
Менял на СТО, за 2 000 руб., так как самому было негде и лень, да и можно было потратить сэкономленные деньги))))
Меняли примерно так:
1. Снял пластиковую защиту снизу.
2. Снял разъем с ДД.
3. Сорвал датчик с места (мастер долго мучался, подбирал головки и т.п., чем он сорвал — не видел)
4. Поставил он ДД минут за 10 — попадал и ловил резьбу.
5. Запустили двигатель — ошибка, я оч. расстроился. Но подключили комп, сбросили ошибку и ЧУДО — 2-ю неделю езжу без ошибки, — ездил от простоя в пробках и до 120-ти км в час.
Хочу сказать спасибо Naksa за совет.
понятно, спасибо. а еще SанSаныч подскажите пожалуста, может из-за нерабочего датчика быть высокий расход топлива?
Снял пластмассовую защиту, длинной прямой отверткой и сварочным электродом снял «фишку». Рогатым ключом на 27(?) с 20-см трубкой сорвал датчик.
Датчик прозвонил — вольтметром на контакт и корпус датчика и постукивал по нему металлическим ключиком. После каждого удара — скачок напряжения.
Прозвонил «фишку» — омметром в датчик и на массу авто — нет контакта.
Почистил контакт, прозвонил — ок.
Собрал, сбросил ошибки, покрутил мотор на 3000 об/мин секунд 10-15, проверил — ошибок нет.
Собственно снимал его для того чтобы заменить, т.к. думал что он мёртвый совсем.
Узнал как проверяется — постукал, решил обратно поставить. Не совсем же мёртвый.
На автомобиле пишут проверяется просто — надо мотор покрутить свыше 3000 об. Я покрутил — ошибки нет. Раньше до прочистки после сброса ошибки мог два дня по дворам ездить и ошибки не было, но как только выехал на трассу — ошибка снова вылезала.
Так что тут не важно сколько, важно как!
И эта, общее впечатление автомобиль производит такое, что на нём в воду ныряли как за здрасьте.
Там и все болты в ходовке позаржавели и радиатор каким-то илом заштукатурен.
Закисшие железяки — норма.
Ну и медный контакт не должен быть черного цвета, правда ведь!
Я же в разъём медный проводок засовывал чтобы прозвонить — контакта не было, пока не прочистил. Чистил, извините, маленьким метчиком на 0.7 мм.
Но в любом случае отпишусь по итогам. Самому интересно.
Ну вот смотри, камрад.
Мы тему немного другую обсуждаем — у меня датчик выдаёт напряжение при постукивании по нему, т.е. нет оснований утверждать, что он неисправен. Другой вопрос насколько он стабилен.
Старый датчик у тебя остался? Ты его прозванивал? Ради интереса возьми вольтметр, поставь максимальную чуствительность, один щуп на контакт, второй на корпус и постучи по датчику, например, ключом на 10.
Если напряжение появится — датчик жив.
Второй момент — у меня разъём, который надевается на датчик не звонился на кузов. Хотя должен. Здесь на форуме даже написано было какое сопротивление должно быть. После чистки начал звониться.
Поэтому я не вижу объективных причин бежать в магазин и отдавать деньги за новый датчик. По крайней мере считаю преждевременным.
И ещё один момент. Датчик даже если отсутствует совсем, ошибка проявится не сразу, а как раз через 10-15 км. Потому как двигатель должен поработать на больших оборотах. Об этом тоже на данном форуме пишут.
Выехал на трассу, крутанул мотор до 5000 и ошибка вылезла снова. Буду покупать. Значит тестирование постукиванием — ниочём.
Но вот вопрос — предлагают «контрактный» за 1 тыр. Стоит ли надеяться, что он будет работать?
И ещё вопрос к тем кто менял: как отличить китайский от оригинала?
Не смотря на то, что это не последняя ошибка, которую необходимо устранить, установка датчика по предварительным оценкам дала экономию топлива.
Например: на работу и обратно я проехжаю 170 км каждый день, заправляюсь на одной и той же газовой заправке (газ у меня).
До замены датчика было 24 литра, после — 20.
Первое время после установки ГБО у меня такой расход и был, а потом я заезжал на сто и мне там варили глушак спутником. Аккум отключали и пр.
После этого начался повышенный расход.
Считаю логичным предположить, что датчик детонации сдох при производстве сварочных работ.
Матвей, я думаю, что вопрос с датчиком детонации тут исчерпан. У тебя ГБО стоит, выхлопная переварена и я уверен, что это далеко не полный список измывательств над мотором. А теперь датчик детонации во всём виноват?
Если хочешь продолжить обсуждение своей эпопеи, то делай это в теме про ГБО с коллегами «газовщиками», это гораздо ближе к твоей ситуации.
Смешная шутка ;D
Слава, спасибо за отчет с фото O0
Хотя лучше бы не пригодилось.
Источник статьи: http://www.forum.crvclub.ru/index.php?action=printpage;topic=100861.0