Двигатели Toyota H, 2H, 12H-T
Рядные шестицилиндровые японские двигатели второго поколения H, 2H и 12H-T уже вошли в историю. Основная отличительная черта заключалась в высокой степени сжатия. При этом только 12H-T был с турбонаддувом.
О двигателях
В недалеком прошлом (всего-то полвека назад!) японские моторостроители разработали и внедрили в производство новую серию дизельных двигателей – H.
Производство и модифицирование силовых агрегатов по времени распределялось так:
- 1973-1980 – H (3576 см³);
- 1980-1990 – 2H (3980 см³);
- 1986-1990 – 12H-T (3980 см³).
ДВС этой линейки отличались простотой конструктивных решений с одновременной надежностью и высоким качеством.
Использование более мощных (в сравнении с бензиновыми) блока цилиндров, ГБЦ, усиленного коленвала и др. деталей положительно сказалось на долговечность работы двигателей.
Даже применение низкокачественных сортов дизельного топлива не повлияло на ресурс работы агрегата.
Если двигатели H и 2H простые атмосферники, то 12H-T оснащается турбонаддувом, имеет непосредственный впрыск топлива, разделенную камеру сгорания, верхнеклапанный.
Более подробное представление о двигателях семейства H можно получить, ознакомившись с таблицей.
Двигатель H устанавливался на автомобили Тойота:
- Ленд Крузер (HJ45);
- Dyna (HU15, HU30);
- Weapon carrier (HQ15).
- Ленд Крузер (HJ47, HJ60 и HJ75);
- Dyna (HU20, 30, 40,50);
- Coaster (HB20).
Технические характеристики
Характеристики | H | 2H | 12H-T |
---|---|---|---|
Объем двигателя, см³ | 3576 | 3980 | 3980 |
Мощность, л.с | 95 | 105-107 | 134 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 216/2200 | 240/2000 | 315/1800 |
Степень сжатия | 21 | 20,7 | 18,6 |
Блок цилиндров | чугун | чугун | |
ГБЦ | чугун | ||
Количество цилиндров | 6 | 6 | 6 |
Диаметр цилиндра, мм | 88 | 91 | 91 |
Ход поршня, мм | 98 | 102 | 102 |
Газораспределительный механизм | OHV | SOHC или OHC | ОХВ |
Привод ГРМ | шестеренчатый | ||
Количество клапанов | 12 | 12 | 12 |
Рабочий объем камеры сгорания, см³ | 34,91 | ||
Топливная система | с разделенной камерой сгорания | ||
Турбонаддув | турбина | ||
Используемое топливо | Дизельное (ДТ) | Дизельное (ДТ) | Дизельное (ДТ) |
Особенности | Совмещение с АКПП | ||
Расположение двигателя | продольное | продольное | |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-6-3-5 | ||
Вес, кг | 330 |
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность моторов серии H и 2H обусловлена простотой их конструкции. Кроме этого им присуща абсолютная неприхотливость – отсутствие турбонаддува, электронного впрыска топлива, упрощенная до самого минимума топливная система – все это существенно повышает безотказность моторов.
Автолюбители имеющие непосредственный контакт с этими двигателями отмечают их высокую надежность. По отзывам одного из них (на форуме зарегистрирован под ником Glebare ZZZ) силовой агрегат 2H относится к «миллионникам». Он подтверждает это утверждение примером: «… У моего друга такой же, 400000 это не предел, у него прошла уже 926 000, причем честных, машина в одних руках была с 6 км. сейчас уже сама не заводится, только с «галстука», весь день не глушится! ездит по мурманской области в качестве грузовика…».
Автолюбитель из Мурманска Виталий делится на эту тему своим опытом: «… во время перегона (1700 км) машины с «убитым» двс израсходовано 14 литров масла на долив. Но несмотря на это двс после этого в таком режиме отработал еще год – потом КР, хотя двс мог бы еще работать…».
Несмотря на несколько усложненный вариант 12H-T также не уступает в надежности своим предшественникам. В одном из отзывов заостряется внимание на безотказность в работе: «… пробег 6.600 тыс. км – мотор в норме, как новенький…».
Общее мнение автолюбителей о двигателях серии H – сверхнадежный, простой и неприхотливый. В подтверждение сказанному предлагается посмотреть видео.
Дополнительно следует заострить внимание на высокой ремонтопригодности двигателей серии H. Чугунный блок цилиндров позволяет проводить их расточку под два ремонтных размера. Кроме этого возможна такая операция, как гильзование. (Были успешные попытки установки гильз от корейского Hyundai Crace).
Таким образом видно, что даже капитальный ремонт двигателя никаких проблем не представляет. По имеющейся информации некоторые автолюбители проводят его в гаражах своими руками. Для этого используют заранее подготовленные узлы и детали.
Ярко выраженных недостатков двигатели серии H не имеют. При этом отмечается, что после пробега 50 тыс. км возникает необходимость регулировки тепловых зазоров клапанов. Несколько критичным становится пробег 500 тыс. км – начинают появляться неполадки в ТНВД.
В то же время владельцы этих двигателей подчеркивают, что при своевременном и правильном техническом обслуживании повода для беспокойства нет.
Тюнинг и покупка контрактного двигателя
В тюнинговании моторов Тойота серии H необходимости нет. Их простота и высокое качество на фоне достаточной мощности делают этот процесс излишним. Автолюбители, видимо, в этом вопросе разобрались основательно и попыток тюнинга не производили.
С покупкой контрактного двигателя все вопросы решаются просто. Достаточно зайти в интернет, набрать в поисковике «Куплю…» и сразу будут предложения о приобретении контрактного агрегата (даже с гарантией), или отдельных его частей – блока цилиндров, ГБЦ и других.
Инженеры концерна Toyota создали поистине уникальные двигатели серии H, которые с успехом применяются на легковых и грузовых автомобилях, автобусах и даже на водном транспорте.
Источник статьи: http://motorist.expert/toyota-engines/h-seria.html
Двигатели Toyota серии T
Двигатели Toyota серии Т увидели свет почти полвека назад – в 1970 году. Их производство начиналось с обыкновенных карбюраторных моделей. Параллельно велись разработки электронного (инжекторного) впрыска топлива. Отличительной особенностью этой серии явилось то, что на всех моделях двигателей используется цепной привод ГРМ. Блоки цилиндров отливались из чугуна, а их головки из алюминиевого сплава. Двигатели серии Т с индексом Е открыли страницу производства силовых агрегатов для спортивных автомобилей.
Все о двигателях Toyota серии T
Основоположник серии двигатель Т поставлен на конвейер в 1970 году. Обладал достаточно высокой на то время мощностью (86 л.с.) при объеме 1,5 л. Система питания топливом – карбюратор.
Имеет несколько разновидностей. Устанавливался на автомобили Toyota:
- Carina TA10/15/16V;
- Carina Van NA16V;
- Celica TA20;
- Corolla TE20/25;
- Corolla TE30/35/50;
- Sprinter TE40/50.
Параллельно с 1970 года производился двигатель 2Т. Он имел больший объем за счет увеличенного на 5 мм диаметра цилиндров. Предназначался для работы в паре с МКПП и АКПП. Различные модификации 2Т нашли применение в легковых, грузовых и спортивных моделях автомобилей.
Устанавливался на автомобили Toyota:
- Corolla E20 – E30;
- Carina A10;
- Celica A20;
- Corona TT100/106V/110 (TT130/137V и TT140);
- TownAce TR10V.
Кроме Toyota он устанавливался на Daihatsu Charmant и Daihatsu Delta Wide TB10.
12Т. Основная отличительная особенность – он конструировался для работы на обедненной смеси. Производился до 1983 года. Имеет несколько модификаций, что позволяло его использовать в широкой линейке автомобилей Toyota:
- Corolla TE52;
- Corolla Van TE73-74 (12T-J);
- Carina TA31-A и TA41-A;
- Carina Van TA-49V-A (12T-J);
- Celica TA41-B;
- Celica Camry TA41-C;
- Corona TT120 и TT130;
- Corona Van TT-138 и TT147 (12T-J);
- Sprinter TE66;
- TownAce Wagon TR11G.
Так же, как и предшественник устанавливался на Daihatsu Charmant A40 и Daihatsu Delta Wide Wagon TB11G.
Яркий след в японском моторостроении оставил 2T-G. Изготовлялся в модификации DOHC (имел два распредвала в ГБЦ) и с два карбюратора. Алюминиевые головки отливались компанией Yamaha. Мощность лежала в пределах 110-125 л.с. Для спортивных версий автомобилей его мощность доводилась до 170 л.с. при степени сжатия 12.
С 1970 по 1983 годы этот двигатель устанавливался всего лишь на 4 модели Toyota:
- Corolla Levin;
- Sprinter Trueno E20-E70;
- Celica A20 (серии А60);
- Carina A10 (серия А60).
Необходимо отметить, что в большинстве моделей автомобилей двигатель 2T-G постепенно заменялся на 4A-GE.
В 1977 году на конвейер поставлен более мощный силовой агрегат 3T. Его объем достигал 1770 куб. см. Он разрабатывался под экологический стандарт выхлопных газов, поэтому работал на обедненной смеси. Результатом явилась не большая мощность. Она варьировалась в пределах 70-105 л.с. в зависимости от модификации двигателя.
Установка силового агрегата 3Т осуществлялась на автомобили Toyota:
- Carina TA40 (TA60);
- Corolla TE72;
- Corona TT130 (TT141);
- Celica A60;
- Celica Camry TA50;
- Mark II / Chaser TX30.
Двигатель 13Т производился с 1977 по 1982 год. Его объем и мощность были такими же, как и у предшественника. Основное отличие состояло в установке двухкамерного карбюратора. Мотор имел несколько модификаций и устанавливался на автомобили Toyota:
- Corolla TE70;
- Celica A40 (Camry TA46);
- TownAce TR15 (Truck TM20);
- Cresta TX50;
- Chaser;
- Mark II TX60.
Дополнительно ставился на Daihatsu Delta Wide Wagon TB15G.
3T-GTE. Отличается наличием двух свечей зажигания на цилиндр и наличием системы EFI. На двигателе установлен турбонаддув. Это нововведение позволило увеличить мощность агрегата до 160 л.с. Начиная с мая 1983 года устанавливаемая турбина охлаждается водой. Двойные цепи на приводе ГРМ заметно повысили ресурс работы мотора.
Двигатель 3T-GTE c 1988 года ставился на автомобили Toyota:
Двигатель 4T-GTE обладает более существенными различиями в сравнении с рассмотренными. Увеличенный на 0,5 см диаметр цилиндра в отличие от 3Т позволил увеличить объем до 1793 куб. см. и снимать мощность 180 л.с. Оснащение турбокомпрессором, системой электронного впрыска топлива и двумя свечами зажигания сделали возможным поднять ее до 600 л.с. Такие двигатели устанавливались на спортивные машины.
- Celica Twincam Turbo TA 64 GT-TS;
- Celica «IMSA GTO»;
- модели 83С, 84С, 85С и 86C.
Кроме перечисленных этим двигателем оснащался гоночный автомобиль Формулы-1 Eagle Mk i.
Технические характеристики
Характеристики двигателей Toyota серии Т для наглядности сведены в одну таблицу. Она отображает развитие базовых модификаций.
Т | 2Т | 12Т | 2Т-G | 3T | 13T | 3T-GTE | 4T-GTE | |
Производитель | Toyota Motor Corporation | |||||||
Годы выпуска | 1970-1979 | 1970-1983 | 1977-1985 | 1977-1982 | 1982-1985 | 1982 | ||
Блок цилиндров | чугун | |||||||
Цилиндров | 4 | |||||||
Клапанов на цилиндр | 2 | |||||||
Диаметр цилиндра, мм | 80 | 85 | 89 | |||||
Ход поршня, мм | 70 | 78 | 84 | |||||
Объем двигателя, см³(л) | 1407 (1,4) | 1588 (1,6) | 1770 (1,8) | |||||
Степень сжатия | 8,5 | 9,0 | 9,8 | 7,8 | ||||
Мощность, л.с/об.мин | 86/6000 | 102/6000 | 90/6000 | 115/6400 | 70-105/- | 95/5400 | 160/6000 | 180/ |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 86/3800 | 101/3800 | 94/3800 | 105/5200 | 126-162/- | 147/3400 | 152/4800 | |
Привод ГРМ | Цепной | |||||||
Система питания топливом | карбюратор | инжектор | ||||||
Топливо | АИ-92 | АИ-95 | ||||||
Расход топлива, л/100 км | 6,6 | 6,3 | 7,2 |
В таблице нет данных о ресурсе. К сожалению, производитель конкретные цифры на модели двигателей серии Т не выдает. Из различных источников можно сделать вывод о долговечности этих моторов. По имеющейся информации агрегаты серии Т выхаживают по 500 тыс.км. И это, как заявляют некоторые автолюбители, не предел! Все зависит от отношения к двигателю.
Надежность мотора
Большинство автолюбителей отзываются о двигателе Т как о надежном и долговечном агрегате. В то же время каждый заостряет внимание на то, что мотор вполне надежный только при своевременном и правильном обслуживании. Особый упор при этом делается на заливку масла только той марки, которую рекомендует производитель.
Самое непосредственное влияние на надежность оказывают своевременная замена расходных материалов и деталей (фильтры, жидкости, свечи и т.д.). Особенное внимание заостряется на заправке качественным бензином. И последняя составляющая – это грамотная эксплуатация. Понятие емкое, но можно сократить до минимума – аккуратная езда, вовремя проводимое техническое обслуживание, заправка качественными горюче-смазочными материалами.
Ремонтопригодность
Капитальный ремонт двигателя Toyota освоен многими автосервисами. Полная замена ЦПГ и навесного оборудования приводят вышедший из строя двигатель к первоначальным параметрам.
Таким образом можно смело утверждать, что ДВС серии Т ремонтопригодны.
В заключение необходимо отметить, что на какой бы автомобиль не ставился двигатель Т, он всегда подтверждает японское качество и долговечность при соблюдении правил эксплуатации.
Источник статьи: http://motorist.expert/toyota-engines/t-seria.html