Эбу уаз патриот 409 двигатель

Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

Двигатель ЗМЗ-409.10 бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, инжекторный. Мощность 143 л.с. Двигатель ЗМЗ-409.10 изначально разрабатывался для установки на автомобили повышенной проходимости УАЗ Патриот и УАЗ Хантер. Но кроме того, двигатель ЗМЗ-409.10 ограниченно использовался в некоторых мелкосерийных модификациях автомобилей Волга ГАЗ-3110 и ГАЗель.

Двигатель ЗМЗ-409.10 с ЭБУ Микас 7.x на автомобилях УАЗ и ГАЗ с нормами токсичности Евро-2, особенности, схемы, расположение датчиков, режимы работы ЭБУ.

Для управления двигателем ЗМЗ-409.10 используется электронная система управления двигателем (ЭСУД), основанная на электронном блоке управления МИКАС 7.x. Технически ЭСУД состоит из двух взаимосвязанных подсистем: управления впрыском и управления углом опережения зажиганием. Функционирующих синхронно с основным циклом работы двигателя.

Синхронизация работы подсистем выполняется по сигналам установленных на двигателе датчиков. Помимо датчиков в состав ЭСУД входит электронный блок управления (ЭБУ) и ряд исполнительных механизмов. ЭБУ и соответствующие жгуты проводки для двигателя ЗМЗ-409.10 выпускались в нескольких модификациях, в зависимости от модели используемого датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Основные характеристики двигателя ЗМЗ-409.10.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2 с ДМРВ BOSCH 0280212014.

Схемка системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2 с ДМРВ Siemens HFM62C/11.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2 с ДМРВ BOSCH HFM-4.7 0280218037.

Назначение контактов разъема ЭБУ (Х1) Микас 7.x с датчиком массового расхода воздуха ДМРВ BOSCH 0280212014 на автомобилях УАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2.

Назначение контактов разъема ЭБУ (Х1) Микас 7.x с датчиком массового расхода воздуха ДМРВ Siemens HFM62C/11 на автомобилях УАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2.

Контакты разъема ЭБУ (Х1) Микас 7.x с датчиком массового расхода воздуха ДМРВ BOSCH HFM-4.7 0280218037 на автомобилях УАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2.

Датчики электронной системы управления двигателем ЗМЗ-409.10.
Датчик синхронизации (датчик положения коленчатого вала) 23.3847 и ДС-1.

Устанавливается на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Используется для получения информации об угловом положении коленчатого вала при его вращении. В двигателе ЗМЗ-409.10 используется датчик положения коленчатого вала индуктивного типа, формирующий сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.

Момент прохождения заднего среза двадцатого зуба диска через продолжение оси датчика соответствует нахождению в верхней мертвой точке поршня первого/четвертого цилиндра. Отсчет номеров зубьев выполняется в направлении, противоположном вращению диска.

Датчик фазы (датчик положения распределительного вала) ДФ-1, 406.3847050-04, 406.3847050-05.

Устанавливается на головке блока цилиндров. Формирует сигнал в момент прохождения отметчика (отогнутая пластина на выпускном распределительном валу) в магнитном поле датчика. Момент появления сигнала с датчика фаз соответствует началу такта сжатия в первом цилиндре. При этом задний срез первого зуба диска синхронизации должен проходить через продолжение оси датчика положения коленчатого вала.

Датчик массового расхода воздуха 20.3855, BOSCH 0280212014/HFM5-4.7 BOSCH 0280218037, SIEMENS HFM62C/11.

Размещен между воздушным фильтром и ресивером. Используется для определения массового наполнения цилиндров воздухом.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) 406.1130000-01, BOSCH 0280122001.

Установлен на дросселе. Используется для определения работы двигателя (холостой ход, частичные нагрузки или полная мощность).

Датчик температурного состояния двигателя 19.3828.

Устанавливается на корпусе термостата и формирует для блока управления сигнал, позволяющий скорректировать подачу топлива и угол опережения зажигания в соответствии с температурой двигателя.

Датчик температурного состояния выпускного трубопровода (датчик температуры воздуха во впуске) 19.3828.

Устанавливается на впускной трубе. Формирует сигнал управления составом топливной смеси и углом опережения зажигания в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Датчик детонации СТ-305.

Устанавливается вблизи 4-го цилиндра со стороны впускной системы. Позволяет откорректировать угол опережения зажигания при возникновении детонации в процессе работы двигателя.

Исполнительные механизмы электронной системы управления двигателем ЗМЗ-409.10.
Электробензонасос Bosch 0580464044.

Установлен под кузовом (или в бензобаке) автомобиля. Он создает нужное давление в топливной рамке.

Электромагнитные реле питания и реле бензонасоса 111.3747.

Установлены в подкапотном пространстве автомобиля, они управляют соответствующими исполнительными устройствами.

Топливные форсунки SIEMENS VDO Automotive 9261 ZMZ DEKA 1А, SIEMENS VDO Automotive 6354 ZMZ DEKA 1D, Bosch 0280150560.

Установлены на впускной трубе. В двигателе ЗМЗ 409.10 ис­пользуются электромагнитные форсунки с ар­тикулом

Свечи зажигания А14ДВР.

Ввернуты в головку блока цилиндров по центру камер сгорания соответствующих цилиндров.

Катушки зажигания 406.3705.

В количестве 2 штук установлены на клапанной крышке. Каждая катушка подключена к двум свечам (катушка 1 — к цилиндрам 1 и 4, катушка 2 — к 2 и 3). Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах, в одном из которых выполняется такт сжатия (где и происходит воспламенение), а во втором — такт выпуска.

Регулятор холостого хода.

Установлен на ресивере впускной системы. Служит для дозирования количества воздуха, поступающего в двигатель в режимах пуска, прогрева и принудительного холостого хода (при закрытой дроссельной заслонке).

Режимы работы ЭБУ двигателя ЗМЗ-409.10.

ЭБУ двигателя ЗМЗ-409.10 может работать в трех режимах:

— Рабочем.
— Вывода диагностической информации.
— Работы с диагностическим оборудованием.

Стандартным режимом является рабочий. В данном режиме при включении зажигания контрольная лампа «Check Engine» загорается на несколько секунд, после чего, если не выявлены неисправности, гаснет. При наличии неисправностей контрольная лампа продолжает гореть.

Для перевода в режим вывода диагностической информации (режим самодиагностики) необходимо замкнуть между собой контакты 10 и 12 диагностического разъема, обычно находящегося в моторном отсеке автомобиля с правой стороны. Зависит от компоновки автомобиля, в котором используется двигатель ЗМЗ-409.10.

Режим вывода диагностической информации включает в себя два подрежима:

— Отображения кодов неисправностей.
— Отображения состава рабочей смеси по кислородному датчику. Если данный датчик предусмотрен комплектацией автомобиля.

При отсутствии кислородного датчика соотношение бензина и воздуха в смеси определяется при настройке двигателя, а система может работать только в режиме отображения кодов неисправностей. Подрежим отображения кодов неисправностей активируется при включенном зажигании на неработающем двигателе, при этом миганиями контрольном лампы отображаются сохраненные в памяти ЭБУ ошибки.

Подрежим отображения состава рабочей смеси по кислородному датчику активируется при запуске двигателя. ЭБУ должен находиться в режиме вывода диагностической информации. При нормальном составе смеси контрольная лампа мигает с частотой 1 раз в секунду.

На холостом ходу, с ростом оборотов двигателя частота мигания контрольной лампы увеличивается. При переобогащенной смеси лампа горит постоянно, а при обедненной смеси выключается. Режим работы с диагностическим оборудованием предназначен для взаимодействия с диагностическим тестером.

Источник статьи: http://auto.kombat.com.ua/dvigatel-zmz-409-10-mikas-7-x-uaz-gaz-evro-2-osobennosti-shemyi/

Типовые параметры электронного блока управления Патриота

ЭБУ на УАЗ Патриот управляет работой двигателя на основе показателей, получаемых от датчиков. От корректности функционирования узла зависит надежность пуска силового агрегата и расход топлива. Завод использовал несколько типов контроллеров в зависимости от модели мотора, года выпуска и соответствия экологическим нормативам Евро, отличающихся разъемами и характеристиками.

Что такое ЭБУ на УАЗ Патриот

Электронный блок управления, или ЭБУ, расположенный в моторном отсеке, обеспечивает корректировку состава смеси для поддержания стехиометрического соотношения (объем окислителя соответствует норме для сгорания топлива).

Контроллер подключен к жгуту электропроводки и получает питание от бортовой сети: узел включается при повороте ключа в замке зажигания.

Внутри установлены микропроцессор и модуль памяти для хранения прошивки (картографии работы силового агрегата в зависимости от внешних погодных факторов, качества топлива и состояния двигателя).

Функциональность блока управления

  • корректировку момента опережения зажигания;
  • изменение состава топливовоздушной смеси в зависимости от температуры двигателя и сигналов от датчика кислорода на УАЗ Патриот;
  • поддержку режима холостого хода;
  • отключение подачи топлива при достижении предельно допустимой частоты вращения;
  • фиксацию ошибок с включением контрольного индикатора Check Engine.

Какие датчики контролирует

Контроллер получает информацию от датчиков:

  • температуры антифриза;
  • концентрации кислорода до и после нейтрализатора;
  • массового расхода воздуха;
  • положения дроссельной заслонки и педали акселератора;
  • скорости движения;
  • частоты вращения и положения коленчатого вала;
  • температуры воздуха на впуске;
  • напряжения в бортовой сети;
  • детонационного сгорания.

Сигналы обрабатываются микропроцессором, который корректирует работу форсунок подачи топлива и динамически регулирует угол опережения зажигания. По мере прогрева рубашки охлаждения блок подает команду на включение вентилятора на радиаторе.

Контроллер фиксирует детонационный процесс сгорания и пытается устранить неисправность изменением состава смеси и момента подачи искры.

Типовые параметры ЭБУ Патриота

В памяти контроллера находится прошивка с типовыми параметрами, описывающими функционирование датчиков и двигателя в нормальном режиме. При доработке программного обеспечения данные корректируются, что позволяет повысить мощность или крутящий момент в ущерб другим характеристикам (например, повышению токсичности выхлопа за счет отключения обратной связи от датчика концентрации кислорода). Настройка производится частными лабораториями, предлагающими собственные версии прошивок владельцам УАЗ Патриот.

Внешний вид ЭБУ

Изделие имеет кожух из нержавеющей стали, защищающий электронику от механических повреждений, воздействия высоких температур и влаги. На корпусе предусмотрены ушки для крепления на брызговике колеса. Подключение к бортовой сети осуществляется посредством пластикового разъема. На внешней части кожуха есть информационная этикетка с указанием модели блока, даты изготовления, заводского номера и ряда технических параметров.

Снятие блока управления

Для снятия контроллера необходимо:

  1. Отключить аккумулятор от бортовой сети.
  2. Поднять рычаг фиксатора, обеспечивающего плотный контакт между разъемом и штекерами электрической проводки.
  3. Вытянуть колодку из посадочного гнезда, раскачивать конструкцию из стороны в сторону не следует.
  4. Отвернуть гайки крепления и снять блок управления для обслуживания или ремонта.

Замена ЭБУ УАЗ Патриот

Если осмотр печатной платы показывает необратимое повреждение электронных компонентов либо ремонт признается экономически нецелесообразным, то следует приобрести контроллер той же модели. Установка изделия производится в обратной последовательности, необходимо плотно застегнуть рычаг фиксатора жгута электрической проводки. В зависимости от года выпуска используются прошивки разных версий, отличающиеся картографией мотора.

При появлении сбоев в работе или повышенном расходе топлива необходимо запрограммировать блок заново.

Распиновка ЭБУ UAZ Patriot

На автомобилях УАЗ Патриот с бензиновыми двигателями устанавливались контроллеры:

  • от российской компании «Ителма» (модели «Микас» разных генераций, отличающиеся распиновкой и характеристиками электроники);
  • от немецкого производителя Bosch, поставляющего компоненты для автомобильных концернов по всему миру.

«Микас-5»

Блок оборудован колодкой с 55 пинами (верхний ряд содержит 19 контактов), назначение указано в таблице по рядам, начиная с верхней полосы, слева направо.

Позиция Назначение
1 Катушка зажигания 1-го и 4-го цилиндров
2 Цепь зажигания
3 Реле включения топливного насоса
4 Регулятор давления воздуха
5
6 Датчик массового расхода воздуха (отрицательный сигнал)
7 Датчик массового расхода воздуха (положительный сигнал)
8 Сенсор фазы
9
10
11 Сигнализатор детонационного сгорания
12 Датчик положения дросселя
13 Диагностика (L-контакт)
14 Силовой вход
15 Формирование ФВН
16 Форсунка 2-го цилиндра
17 Форсунка 1-го цилиндра
18 Сигнал через контакт 30 от батареи
19 Силовой кабель
20 Катушка зажигания 2-го и 3-го цилиндров
21
22 Check Engine
23
24 Сигнал от замка зажигания
25 Управление кондиционером
26 Регулятор давления воздуха
27 Сигнал от разъема 15 в замке зажигания
28
29
30 Общая цепь датчиков
31 Прожиг ДМРВ
32
33
34 Форсунка 4-го цилиндра
35 Форсунка 3-го цилиндра
36 Потенциометр настройки содержания угарного газа
37 Положительный сигнал от главного реле
38
39
40 Запрос к компрессору кондиционера
41
42
43 Частота вращения коленчатого вала
44 Температура воздуха
45 Температура антифриза
46 Питание основного реле
47 Питание датчика давления
48 Отрицательный сигнал сенсора частоты вращения вала
49 Положительный сигнал сенсора частоты вращения вала
50 Питание датчика давления
51
52
53 Сенсор положения дроссельной заслонки
54
55 Диагностика (K-контакт)

«Микас-7.1» (инжекторный или карбюраторный)

Контроллер универсального типа для 16-клапанных моторов ЗМЗ (с впрыском и карбюратором). Распиновка такая же, как на «Микас-5». Но у узла нет резервных выводов, которые нужны для системы снижения токсичности отработавших газов. Назначение остальных контактов не отличается от распиновки «Микас-5» (блоки построены на основе унифицированной печатной платы и разъема). На автомобилях УАЗ встречаются «Микас-7.2», отличающиеся прошивкой и адаптированные под двигатели ЗМЗ-409 и УМЗ-4213 (отличаются номером изделия).

Распиновка дополнительных контактов в «Микас 7.1» с верхнего ряда слева направо приведена в таблице.

Номер задействованного резервного контакта Назначение
5 Клапан продувки полости адсорбера
9 Датчик скорости движения
10 Сенсор концентрации кислорода до нейтрализатора (минус)
21 Формирование сигнала ФВН3
23 Клапан магистрали рециркуляции отработавших газов
28 Сенсор концентрации кислорода до нейтрализатора (плюс)
29 Формирование сигнала ФВН2
38 Контроллер системы противодействия пробуксовке колес (ПБС)
39 Сенсор концентрации кислорода после нейтрализатора (минус)
41 Датчик определения детонации (вторичный)
42 Программирование контроллера
51 Диагностика системы ФВН
52 Формирование сигнала ФВН4
54 Сенсор, определяющий степень открытия клапана рециркуляции отработавших газов.

Контроллер «Бош МЕ17.9.7», встречающийся на Патриоте (соответствие нормам Евро-3), имеет 2 колодки по 56 контактов в каждой, назначение которых указано в таблице (слева направо от нижнего ряда).

Позиция Левый штекер Правый штекер
1 Положение коленчатого вала
2 Лямбда-зонд
3 Положение дросселя
4 ДК1
5 ДТ ОЖ Педаль газа
6 ДК2 Аналогично
7 Минус датчиков положения дросселя Сенсор давления хладагента
8
9
10
11 Акселератор
12
13 Датчик угла поворота вала
14
15 ДТ ОЖ Основное реле
16 Зажигание (штекер 15)
17
18
19
20 Сенсор дросселя
21 Сенсор газа
22 Тест привода вентилятора
23 Питание сенсора дросселя
24
25
26 Питание датчика педали газа
27 ДМРВ K-Line
28 Тахометра
29 Расход горючего
30 Лямбда-зонд
31 Сенсор фазы Реле кондиционера
32 Сенсор скорости CAN-H
33 ДМРВ
34 Активация кондиционера
35 Продувка адсорбера Педаль тормоза
36 Педаль сцепления
37 Датчик детонации
38 Аналогично Питание датчиков педалей
39 Нагреватель ДК 2
40 Check Engine
41 Управление вентилятором
42 Форсунка 2 Реле насоса топлива
43 Форсунка 3
44 Форсунка 1 CAN-L
45 Форсунка 4
46 Нагреватель ДК 1
47 Минус датчиков Педаль тормоза
48
49
50 Масса выхода
51 Дроссель Реле стартера
52 Дроссель Реле вентилятора
53 Катушка 2 Масса выхода
54 Катушка 3 Аналогично
55 Катушка 4 Питание (плюс) после главного реле
56 Катушка 1 Аналогично

Цоколевка разъема «Микас-10»

Контроллер не является взаимозаменяемым с изделиями предыдущих генераций, имеет штекер с 81 контактом, назначение которых указано в таблице.

Позиция Назначение
1
2 Катушки 2-го и 3-го цилиндров
3 Минус на цепи зажигания
4
5 Катушки 1-го и 4-го цилиндров
6 Форсунка 2
7 Форсунка 3
8 Тахометр
9
10
11
12 Клемма 30 в замке зажигания
13 Клемма 15 в замке зажигания
14 Главное реле
15 ДПКВ (клемма А)
16 ДПДЗ
17 Общая масса датчиков
18 ДК1
19 ДД
20 Отрицательный сигнал питания ДД
21
22
23
24
25
26
27 Форсунка 1
28 Нагреватель ДК2
29 Регулятор холостого хода
30
31 Лампа СЕ
32 Питание ДАД и ДПДЗ
33 Питание ДН
34 Контакт В датчика ДПКВ
35 Масса сенсоров ДТОЖ и ДК2
36 Отрицательный выход ДК1
37
38
39 ДТОЖ
40 Сенсор температуры воздуха на впуске
41
42 ДНД
43
44 Питание главного реле
45 Датчик фаз
46 Продувка адсорбера
47 Форсунка 4
48 Нагреватель ДК
49
50 Регулятор холостого хода
51 Масса блока управления
52
53 Дополнительная масса контроллера и ДФ
54
55 ДК2
56 ДАД
57
58
59 Датчик скорости
60
61 Отрицательный сигнал выходных каскадов
62
63 Напряжение на выходе главного реле
64
65
66
67
68 Вентилятор охлаждения
69
70 Топливный насос
71
72
73
74
75
76
77
78
79 Датчик фаз
80 Отрицательный сигнал выходных каскадов
81

«Микас-11 ЕТ»

Контроллер стал использоваться на машинах с 2011 г. (обеспечивает соответствие нормам Евро-3). Назначение пинов указано в таблице.

Позиция Назначение
1
2 Катушки зажигания 2-го и 3-го цилиндров
3 Отрицательный сигнал цепей зажигания
4
5 Катушки зажигания 1-го и 4-го цилиндров
6 Форсунка 2
7 Форсунка 3
8 Датчик частоты вращения вала
9
10
11
12 Положительный сигнал от аккумуляторной батареи
13 Замок зажигания
14 Управление основным реле
15 ДПКВ (клемма 2)
16 ДПДЗ
17 Отрицательный выход ДМРВ (клемма 2)
18 Датчик концентрации кислорода
19 Датчик детонации
20 Отрицательный кабель от сенсора детонации
21
22
23
24
25 Реле вентилятора радиатора
26
27 Форсунка 1
28 РХХ (клемма 1)
29 РХХ (клемма 3)
30
31 Check Engine
32 ДПДЗ
33 ДНД (контакт 1)
34 ДПКВ (клемма 1)
35 Отрицательный провод ДНД
36 Минусовой сигнал ДПДЗ
37 ДМРВ (клемма 5)
38
39 Датчик температуры антифриза
40 ДТВ (клемма 1)
41
42 ДНД (клемма 3)
43
44 Плюсовой провод на основное реле
45 Иммобилайзер УАЗ Патриот
46 Продувка адсорбера
47 Форсунка 4
48 Система подогрева датчика кислорода
49
50
51 Минус контроллера
52 Иммобилайзер
53 Минус контроллера
54
55
56
57
58
59 Датчик скорости движения
60
61
62
63
64
65
66
67
68 Реле вентилятора охлаждения
69 Реле кондиционера
70 Управление топливной помпой
71 K-Line (диагностика)
72
73
74
75 Запрос активации кондиционера
76
77
78
79 Датчик фазы
80 Минус выходных каскадов
81

Цоколевка «Микас-12»

Контроллер оборудован колодками с 48 и 32 точками, нумерация и назначение пинов даны по рядам сверху вниз, начиная с левого в 48-контактном штекере.

Пин Штекер 1 Штекер 2
1 Форсунка 4 Вентилятор
2 Форсунка 2 Стартер
3 Форсунка 3 Check Engine
4 Форсунка 1 Тахометр
5 Подогрев ДК2 Главное реле
6 Продувка адсорбера Индикатор ТОЖ
7 Подогрев ДК1 Сцепление
8 Датчик температуры антифриза Топливный насос
9 Кондиционер
10 ЕТС Сигнал аварийной остановки
11 ЕТС Тормозная система
12 Питание Зажигание (клемма 15/1)
13 Масса ЕТС и ДТОЖ Резервный вход
14 K-Line Активация кондиционера
15 Масса ДД Уровень топлива
16 Питание ЕТС 5В Педаль газа (контакт 5)
17 Масса ДК1 Педаль управления газом (контакт 2)
18 Сигнал ДК1 Педаль газа (контакт 6)
19 Резервный вход CAN-L
20 ДАД Педаль газа (контакт 4)
21 Общая масса датчиков Педаль корректировки газа (контакт 1)
22 ДНД Педаль газа (контакт 3)
23 CAN-H
24 K-Line
25 Масса ДАД и ДНД Скорость
26 ДТВ Постоянное питание 12 В
27 Резервный вход Датчики дверей
28 ЕТС Минусовой сигнал выходных каскадов
29
30
31 Питание +12 В после главного реле
32 Резервный вход
33 Вход ДПРВ
34 ДПКВ
35 ДПКВ
36 ЕТС
37
38 Резервный вход
39
40
41
42
43
44 Зажигание
45
46 Катушка 2 и 3 цилиндров
47
48 Катушка 1 и 4 цилиндров

При отказе электронных компонентов нарушается корректная работа блока и включается индикация Check Engine.

Каким сканером лучше провести диагностику ЭБУ УАЗ Патриот и в каких случаях необходимо поменять контроллер?

Материал подготовил: Юрий Сёмин, занимающийся ремонтом электроники УАЗ на протяжении 12 лет.

Источник статьи: http://myuazpatriot.ru/jelektrooborudovanie/tipovye-parametry-elektronnogo-bloka-upravleniya-patriota

Читайте также:  Руководство по ремонту газ 31105 двигатель 406
Оцените статью
Все про машины