Экологический контроль за работой двигателей автомобилей

Содержание
  1. Экологический контроль автотранспорта: нормативы, ГОСТ и прочие особенности
  2. Экологический контроль автотранспорта
  3. На балансе практически любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, независимо от осуществляемого ими вида экономической деятельности, имеется автотранспорт. При этом в соответствии с п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 28.12.2013) запрещается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Но что является в данном случае выбросом вредных загрязняющих веществ, каковы их нормативные значения и, главное, кем и когда они должны контролироваться? Именно на эти вопросы и ряд других сопутствующих вопросов мы постараемся дать ответы в нашей статье.

Экологический контроль автотранспорта: нормативы, ГОСТ и прочие особенности

Современные юридические лица и всевозможные организации редко обходятся без транспортных средств. На балансе разных предприятий имеются автомобили, грузовики, автобусы, которые требуются для своевременных перевозок, доставки или отправки товаров в разные районы, города и страны партнерам, поставщикам, клиентам. Часто наличие транспорта не зависит от того, в какой сфере экономической деятельности занята определенная компания. Согласно российскому законодательству запрещается использовать транспортные средства, в выбросах которых содержится количество вредных веществ и отходов, превышающих норму. Но не все предприниматели понимают, что именно подразумевается под веществами, загрязняющими среду, каковы эти нормативы и кто занимается контролированием подобных аспектов при наличии грузового или легкового транспорта у организации.

Еще в начале позапрошлого года был утвержден так называемый Технический регламент, в котором есть пункт с прописанными нормативами по содержанию вредных веществ в атмосфере. Под вредными и опасными веществами подразумеваются отработанные газы силовых агрегатов и те вещества, которые образуются при сгорании топлива. В зависимости от того, какой уровень выбросов у конкретного транспортного средства, ему и его мотору присваивается определенный код или экологический класс. На сегодня уже введены технические нормативы для автомобилей всех четырех экологических классов. Введение последних состоялось еще в январе 2014 года.

Читайте также:  Toyota town ace номер двигателя где находится

Существуют и национальные стандарты России, в которых содержится информация о методах контроля выбросов для транспортных средств. ГОСТ устанавливает нормы выбросов отработанных газов для автомобилей, функционирующих на бензиновых двигателях. Проверки транспортных средств по данному стандарту должны проводиться в ряде случаев:

  • в компаниях, которые специализируются на производстве подобных авто или бензиновых моторов — изделия должны полностью соответствовать нормативам;
  • при сертификационных испытаниях;
  • на предприятиях, занимающихся обслуживанием и эксплуатацией автотранспорта;
  • в фирмах, которые проводят капитальный ремонт машин.

Действия всех юридических лиц должны быть направлены на минимизацию уровня выбросов вредных отходов. Они должны полностью соответствовать разрешенным значениям и не превышать их.

Согласно следующим нормативам ГОСТ устанавливаются определенные ограничения и требования к уровню выбросов видимых загрязнителей дизельными силовыми агрегатами, к установке на авто дизельных моторов с сертификатами. Также нормативы должны касаться и автомобилей с монотопливными искровыми моторами на природном газе или бензине.

До 2011 года проверка автомобилей частных лиц всегда осуществлялась на добровольной основе. Но потом вышло Постановление, согласно содержанию которого необходимо проверять автомобили во время их государственного технического осмотра. При этом изменить что-то не представляется возможным. Проверка стала строго обязательным действием.

Принятые нормы по выбросам загрязняющих веществ соответствуют Государственному стандарту и варьируются в зависимости от типа транспортного средства. Они неодинаковы для газобалонных авто, дизельных и бензиновых транспортных средств. По результатам технического осмотра эксперты определяют степень загрязнения среды и фиксируют полученные данные в диагностической карте для каждого автомобиля в отдельности.

Но должностные лица, которые проводят проверки, должны быть предельно внимательными, поскольку при превышении существующих нормативов они понесут ответственность в формате штрафных санкций. Получается, что владелец транспортного средства или юридическое лицо, которое располагает целым парком автомобилей не должны самостоятельно проходить требуемые проверки. Суть заключается в том, что диагностика при техническом осмотре покажет все несоответствия существующим нормативам. Владельцам транспорта нет смысла привлекать услуги аккредитованной специализированной лаборатории и выплачивать свои денежные средства за установленную процедуру. Все контролируется на государственном уровне, что немаловажно. Мало кому хотелось бы оплачивать подобные процедуры.

Читайте также:  Какая защита двигателя лучше для шкода октавия

Но не следует забывать о допустимых нормах. Если проверке вашей единицы транспорта специалисты обнаружат превышения существующих норм, придется наложить предусмотренные на государственном уровне штрафные санкции. Избежать такой ситуации не получится. Подобные нарушения относят к разряду административных. Размер штрафа может составлять от пятисот до одной тысячи рублей. Многие специалисты считают, что столь низкие выплаты приводят к халатному отношению со стороны автовладельцев. В результате возникают нарушения, которых могло бы не быть.

Отметим, что сегодня Ростехнадзор в настоятельной форме проводить проверки на содержание вредных веществ в выбросах отработанных газов один раз в квартал помимо предусмотренных технических осмотров транспорта. С этим согласны далеко не все автовладельцы, юридические лица (компании и предприятия), которые располагают несколькими единицами транспортной техники. Официально подтвердить свои полномочия на такие действия представители Ростехнадзора не могут. Но не исключено, что в скором времени появятся некоторые изменения в законодательстве и проверки ужесточатся.

Пока что каждый автовладелец может ознакомиться с принятыми по ГОСТ нормативами, чтобы обезопасить себя от штрафных санкций. Некоторые предприятия стараются включать в свою программу экологического контроля мероприятия по борьбе с превышением нормативов выбросов опасных веществ. Делать это за свой счет они не обязаны, но лишняя проверка не помешает. Так, компании самостоятельно ведут контроль и предотвращают вероятность наложения на них штрафных санкций и привлечения к административной ответственности.

Решение логистических задач. Перевозки товаров по России и странам Таможенного союза. Консультации, оценка, доставка. Звоните по телефону +7 (499) 322-38-98.

Источник статьи: http://gruzinfo.su/blog/archives/1088

Экологический контроль автотранспорта

На балансе практически любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, независимо от осуществляемого ими вида экономической деятельности, имеется автотранспорт. При этом в соответствии с п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 28.12.2013) запрещается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Но что является в данном случае выбросом вредных загрязняющих веществ, каковы их нормативные значения и, главное, кем и когда они должны контролироваться? Именно на эти вопросы и ряд других сопутствующих вопросов мы постараемся дать ответы в нашей статье.

Прежде всего, необходимо отметить, что нормативные требования к содержанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в отработавших газах от автотранспорта (далее — выбросы) содержатся в п. 4.1 Требований к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам (Приложение № 5 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720; в ред. от 22.12.2012, с изм. от 15.07.2013).

К СВЕДЕНИЮ

1 января 2015 г. должен вступить в силу новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 87 (в ред. от 30.01.2013).

В соответствии с упомянутым п. 4.1 транспортные средства должны соответствовать требованиям специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 (в ред. от 20.01.2012) (далее — Технический регламент).

Согласно п. 3 Технического регламента выбросы — это выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды СmНn, оксиды азота (NOx) и дисперсные частицы). В зависимости от уровня выбросов автомобильной технике и двигателю внутреннего сгорания присваивается соответствующий экологический класс — классификационный код. При этом согласно п. 14 Технического регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания осуществляется в следующие сроки:

  • экологического класса 2 — с 21.04.2006 (т.е. с даты вступления в силу Технического регламента);
  • экологического класса 3 — с 01.01.2008;
  • экологического класса 4 — с 01.01.2010;
  • экологического класса 5 — с 01.01.2014.

Кроме того, нормы и методы контроля выбросов содержатся в ряде национальных стандартов Российской Федерации. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1. ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (далее — ГОСТ Р 52033-2003).

ГОСТ распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства (далее — автомобили) с бензиновыми двигателями категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (исключение составляют автомобили, чья полная масса составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч).

Стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Проверки автомобилей на соответствие требованиям данного стандарта могут проводиться в следующих случаях:

  • на предприятиях, изготавливающих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
  • при сертификационных испытаниях;
  • при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
  • на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
  • на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

Кроме того, в Изменении № 1 от 01.07.2012 к стандарту содержится рекомендуемая форма журнала записи результатов проверок автомобилей на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси двигателя (см. Пример).

2. ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

ГОСТ устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (дымности) в режиме свободного ускорения для автомобилей категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия.

3. ГОСТ Р 41.24-2003 «Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей» (далее — ГОСТ Р 41.24-2003).

Стандарт устанавливает следующие требования:

  • часть I — к выбросу видимых загрязняющих веществ двигателями с воспламенением от сжатия (далее — дизели), предназначенными для установки на автотранспортных средствах;
  • часть II — к установке на автотранспортных средствах дизелей, сертифицированных по типу конструкции в соответствии с ч. I данного стандарта;
  • часть III — к выбросу видимых загрязняющих веществ автотранспортными средствами, дизели которых не имеют отдельного сертификата по типу конструкции в соответствии с ч. I данного стандарта.

4. ГОСТ Р 54942-2012 «Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (далее — ГОСТ Р 54942-2012).

ГОСТ распространяется на находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства категорий M и N с искровыми двигателями:

  • монотопливные, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ), компримированном природном газе (КПГ) или сжиженном природном газе (СПГ);
  • многотопливные, работающие на СНГ, КПГ или СПГ, а также допускающие работу на бензине.

Стандарт устанавливает нормативные значения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей (оксида углерода и углеводородов), коэффициента избытка воздуха, требования к техническому состоянию систем двигателя, а также методы контроля при оценке технического состояния.

Необходимо отметить, что начиная с 30.06.2003, т.е. с даты вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», национальные стандарты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе, а в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона № 96-ФЗ транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для реализации данного пункта Правительством Российской Федерации было принято соответствующее Постановление от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», которое действует и в настоящее время, правда, в редакции от 05.12.2011. В частности, согласно подп. «а» п. 2 данного Постановления проверки автотранспортных средств должны осуществляться во время их государственного технического осмотра.

Так, например, в соответствии с п. 32 Приложения № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 (в ред. от 13.11.2013), при проведении технического осмотра к двигателю и его системе предъявляется требование о том, что содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать следующим требованиям:

  • для транспортных средств с бензиновыми двигателями — ГОСТ Р 52033-2003;
  • для газобаллонных транспортных средств — ГОСТ Р 17.2.2.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей» (заменен на ГОСТ Р 54942-2012);
  • для транспортных средств с дизелями уровень дымности отработавших газов в режиме свободного ускорения не должен превышать значение коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ЕЭК ООН № 24-03 (соответствуют ГОСТ Р 41.24-2003), или на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, или установленных изготовителем, а при отсутствии выше указанных сведений не должен превышать 2,5 м–1 — для двигателей без наддува, 3 м –1 — для двигателей с наддувом.

Итоги технического осмотра фиксируются в диагностической карте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у природопользователя нет обязанности по осуществлению самостоятельного или с привлечением специализированной аккредитованной лаборатории экологического контроля за содержанием выбросов автотранспорта. На законодательном уровне его проведение предусмотрено во время осуществления технического осмотра транспортных средств. Данный вывод подтверждается рядом примеров из судебной практики (например, Решением Липецкого областного суда от 14.09.2011 по делу № 21-67-2011, Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 № 11АП-7965/2007 и др.).

Однако стоит учитывать, что в случае обнаружения при осуществлении государственного экологического контроля в отношении природопользователя превышения указанных нормативов у выпущенного на линию автотранспорта на должностное лицо, ответственное за выпуск, могут быть наложены штрафные санкции в соответствии со ст. 8.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях

Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В случае если природопользователь, с учетом своих финансовых возможностей, все же решит включить в программу экологического контроля мероприятия по контролю за выбросами загрязняющих веществ автотранспортом, для выбора количества транспортных средств (далее — ТС), подвергаемых контролю, рекомендуем ему воспользоваться нормативами (раздельно по видам топлива), указанными в п. 2.7 приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России от 26.01.1993 (в ред. от 15.02.2000, с изм. от 12.07.2011):

  • 100 % — для предприятий с числом ТС до 20 единиц;
  • 50 % — для предприятий с числом ТС до 50 единиц;
  • 30 % — для предприятий с числом ТС до 100 единиц;
  • 20 % — для предприятий с числом ТС до 500 единиц;
  • 10 % — для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц.

О.Н. Лаврухина, специалист по экологии и охране труда

Источник статьи: http://ecolog-info.ru/magazine-articles/show/2/

Оцените статью
Все про машины