Эксплуатация двигателя пожарного автомобиля

Двигатели пожарных автомобилей

На ПА применяются четырехтактные карбюраторные двигатели или дизели.

В карбюраторных двигателях смесеобразование бензина с воздухом осуществляется вне их цилиндров. Готовая рабочая смесь поступает в цилиндры двигателя от карбюратора. Эта смесь, при положении поршней вблизи верхней мертвой точки, воспламеняется от искры свечи зажигания.

В дизелях дизельное топливо впрыскивается форсунками в цилиндры при положении поршней вблизи верхней мертвой точки. Образовавшаяся смесь распыленного форсункой дизельного топлива и воздуха воспламеняется в конце такта сжатия.

Поэтому давление в цилиндрах дизеля должно быть более высоким, чем у карбюраторных двигателей. Оно в основном зависит от степени сжатия всасываемого воздуха. Степенью сжатия двигателя называют отношение (см.рис.6.3)

Рис. 6.3. Индикаторная диаграмма двигателя: – такт всасывания; ас – такт сжатия; сz — повышение давления при сгорании топлива; bz – рабочий ход; br – выхлоп
Q1
P, МПа
z
c
r
b
a
S, мм
BMT
HMT
Vh
Va
Vc
Q2

e = (6.2)

Изменение давления внутри цилиндра двигателя по ходу поршня в различных тактах называют индикаторной диаграммой.

Индикаторная диаграмма – это диаграмма изменения давления газа в цилиндре двигателя в зависимости от изменения положения поршня, записанная с помощью прибора индикатора. Пример такой диаграммы для карбюраторного двигателя показан на рис.6.3.

Важными параметрами индикаторной диаграммы являются давление в конце такта сжатия Рс , МПа и давление в конце сгорания Рz , МПа.

Площадь a,c,z,b индикаторной диаграммы характеризует индикаторную работу. Принято считать, что на поршень действует некоторое среднее индикаторное давление Рi. Оно на протяжении рабочего хода поршня характеризует полезную работу. На диаграмме она обозначена знаком «плюс». Знаком «минус» обозначена работа, затрачиваемая на всасывание рабочей смеси и удаление отработавших газов.

Зная среднее индикаторное давление Рi, МПа, рабочий объем цилиндра Vp, л, число цилиндров i частоту вращения коленчатого вала n об/мин определяют индикаторную мощность двигателя.

(6.3)

где: тактность двигателя.

Мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя меньше индикаторной мощности, так как часть ее расходуется на преодоление трения рабочих деталей, на приведение в действие вспомогательных механизмов (топливного насоса, газа, распределительного механизма и т.д.). Мощность, соответствующая этим потерям, называется мощностью механических потерь Nм.

Полезную мощность, которую можно снимать с коленчатого вала двигателя называют эффективной мощностью

Совершенство конструкции двигателя оценивают величиной механического коэффициента полезного действия

hм = . (6.5)

Мощность Ne и Nм определяют на специальных стендах. С помощью тормозных устройств определяют также крутящие моменты Me Нм при заданных частотах вращения коленчатого вала n об/мин. Эффективную мощность определяют по формуле

Ne = Me · w = Me (6.6)

где: Mе — эффективный крутящий момент, Н·м; ω – скорость вращения коленчатого вала двигателя, С -1 ; п – частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.

Преобразуя формулу 6.6 и выражая мощность Ne в кВт находят величину Mе , Н·м

Mе = , Н·м . (6.7)

Важной характеристикой является удельный эффективный расход топлива ge

ge = , кг/кВт·ч (6.8)

где: Gт — часовой расход топлива, кг/ч.

Параметры основных показателей, характеризующих двигатели, приводятся в табл.6.3.

Показатели Размерность Карбюраторные двигатели Дизели
Степень сжатия, e Давление, Рс Давление, Рz Механический, hn Удельный эффективный расход топлива, gе — МПа МПа — г/кВт, ч 4-10 0,8…2,0 3…6 0,75…0,85 290…350 14-17 3…7 6…9 0,7…0,83 234…265

На пожарных автомобилях предпочтительнее использовать дизели, т.к. расход топлива в них меньше на 25…30%, чем у карбюраторных двигателей. Одновременно следует указать, что пуск дизеля более тяжел, чем карбюраторного двигателя вследствие различия величины e.

Важной характеристикой двигателя является токсичность выпускных газов. В выпускных газах, кроме продуктов полного сгорания (углекислого газа и паров воды), содержится в небольшом количестве окись углерода СО, углероды различного состава и строения СН, сажа, а также окислы азота воздуха NOx, свинец, входящий в состав этиловой жидкости. Концентрацию СН, СО, NOx и сажи определяют специальными приборами. Концентрацию СО определяют в объемных процентах, сажу в г/м 3 выпускных газах.

Концентрацию СН и NOx записывают в миллионных долях, например,

rCH = (6.9)

где: rCH — концентрация СН в отработавших газах, млн -1 ; V — парциальный объем СН, м 3 ; VCM — объем выпускных газов, м 3 .

Содержание токсичных газов в выпускных газах двигателей приводится в табл.6.4.

Тип двигателя СН, млн -1 СО, % NOx, млн -1 Сажа, г/м 3
Карбюраторный Дизельный 1000…3500 50…1000 0,2…6 0,05…0,3 400…4500 200…2000 0,05 0,1…0,3

Очень опасной является сажа. На ней адсорбируется большое количество веществ и она, к сожалению, не улетучивается, а осаждается на пол. Наиболее опасным из них является бенз- -пирен, так как по некоторым данным он является возбудителем онкологических заболеваний.

Характеристики двигателей – это зависимости основных показателей двигателей ( Ne, Me и ge ) от частоты вращения его коленчатого вала n, об/мин.

Характеристику Ne = f(n) называют скоростной (кривая 1 на рис.6.4). Скоростную характеристику, полученную при полной подаче топлива, называют внешней. Характеристики, получаемые при неполной подаче топлива, называют частичными (кривая 2 на рис.6.4).

В характеристиках указывают минимальные обороты двигателя nmin; обороты nN соответствующие максимальной мощности Ne max и обороты максимального крутящего момента nMe max.

В случае установки на двигателе ограничителей скорости Ne и Me изменяются, как показано прямыми 5 (см.рис.6.4). Максимальная скорость nmax отличается от nN величину около 10%.

Рис. 6.4. Скоростная характеристика двигателя:

1 – внешняя характеристика; 2 – частичная характеристика; 3 – крутящий момент;
4 – удельный расход топлива; 5 – регуляторные характеристики

Из рис. 6.4 следует, что область, ограниченная внешней скоростной характеристикой (кривая 1) и диапазоном скоростей от nMe max до nN, является областью, в которой эксплуатируются двигатели. Для примера приводится внешняя скоростная характеристика дизеля КамАЗ-740.11 мощностью 176 кВт (рис.6.5).

Рис. 6.5. Внешняя скоростная характеристика двигателя КамАЗ-740.11: 1 – крутящий момент; 2 – внешняя скоростная характеристика; 3 – удельный расход топлива, г/кВт·ч
1
2
3
n, об/мин
Mk,Hм
Ne,кВт
ge,г/(кВт·ч)

В документации на двигатели указывают Ne max и nN. По параметрам этих величин можно построить внешнюю скоростную характеристику двигателя, используя формулу

Ne = Ne max (6.10)

где: n — текущие значения частот вращения вала двигателя, об/мин.

Для карбюраторных двигателей а = b = с = 1, а для дизелей а = 0,53; b = 1,56 и с = 1,09.

Приводимые в справочниках значения Ne max и nN, получены на основании стендовых испытаний. На автомобилях же она частично расходуется на привод вентилятора, компрессора, часть ее теряется в глушителе и т.д. Поэтому в расчетах эту часть энергии учитывают коэффициентом коррекции Кк. Для двухосных автомобилей Кк = 0,88, а для трехосных Кк = 0,85.

Важной характеристикой для двигателей внутреннего сгорания является величина крутящего момента. Его величина и крутизна изменения в зависимости от частоты вращения вала двигателя M = f(n) и характеризуют приспособляемость двигателя. Это способность двигателя преодолевать (без воздействия со стороны водителя) возможное увеличение сопротивления от внешней нагрузки. Она характеризуется отношениями

K = или K = (6.11)

Чем круче поднимается кривая Ме при уменьшении n, тем меньше снизится скорость автомобиля при увеличении сопротивления движению. Следовательно, можно будет преодолевать более крутые подъемы, не переходя на пониженную передачу. Следовательно, чем больше К, тем лучше тяговые качества автомобиля, выше средняя скорость движения и легче управление.

По показателю К предпочтительнее бензиновые двигатели. У них К = 1,2…1,4, а у дизелей К = 1,05…1,15. Поэтому у дизелей имеются корректоры, повышающие К. Кроме того, на автомобилях с дизелями всегда больше число ступеней скоростей в коробке передач, чем у автомобилей с карбюраторными двигателями.

На пожарных автомобилях используются двигатели различных типов и серий. Параметры основных характеристик некоторых двигателей приводятся в табл.6.5.

№№ пп Марка Тип Ne max , кВт nN, об/мин
ЗИЛ-130 ЗИЛ-508.10 ЗМЗ-66 ЯМЗ-236 ЯМЗ-138 ЗИЛ-645 КамАЗ-740 КамАЗ-740.11 К К К Д Д Д Д Д 84,4

Примечание. К – карбюраторный двигатель; Д – дизель.

Режимы эксплуатации двигателей ПА характеризуются рядом особенностей.

В гаражах пожарных частей они содержатся при температурах окружающей среды, а зимой при температуре не ниже 16 0 С. Естественно, что это и температура охлаждающей жидкости двигателя. При вызове и следовании на пожар в течение 5…10 минут двигатели работают в режиме прогрева. Если пути следования относительно небольшие, то в транспортном режиме ПА двигатели эксплуатируются в режиме прогрева. Это первая особенность их эксплуатации. В среднем, в течение года пробеги ПА по спидометру достигают значений 3500…4000 км.

Второй особенностью эксплуатации двигателей ПА является отбор мощности от него в стационарном режиме. В стационарном режиме работа на насосе достигает 100-120 часов в год. Так как один час работы двигателя в стационарном режиме эквивалентен пробегу, равному 50 км, то приведенный пробег равен 5000…6000 км в год. Это соизмеримо с продолжительностью эксплуатации в транспортном режиме ПА.

Третья особенность эксплуатации ДВС ПА характеризуется тем, что они работают от нескольких десятков минут при тушении обычных повседневных пожаров до нескольких часов при тушении крупных пожаров.

Эти обусловлено требование, чтобы двигатель обеспечивал непрерывную работу насоса в течение шести часов при номинальных значениях напора и величины подачи воды. Это очень жесткие условия еще и потому, что в стационарном режиме эксплуатации отсутствует натекающий поток воздуха на радиатор, имеющий место в транспортном режиме эксплуатации. Поэтому не исключено, что в некоторых случаях может происходить перегрев двигателя. Для его предотвращения было установлено ограничение отбираемой мощности в стационарном режиме nст = 0,7 Nmax и при необходимости в движении до 0,2 Nmax. Во избежание большой интенсивности износа двигателей было установлено ограничение частоты вращения вала двигателя n = 0,75 nN.

Рис.6.6. Поле отбора мощности от двигателя в стационарном режиме: 1 – внешняя скоростная характеристика; 2 – частичная скоростная характеристика

a
n, об/мин
nN
nmin
0,75 nN
К
Ne, кВт
Ne max
1
2

Отобразим эти ограничения на внешней скоростной характеристике двигателя (рис.6.6) и из точки «К» построим частичную скоростную характеристику «аК». Ее можно построить по приведенной выше формуле (6.10), приняв координаты точки «К» за исходные. Рекомендуется также, чтобы в точке «К» был запас мощности не менее 15%, так показано на рисунке.

Ограничение режимов эксплуатации двигателя по мощности и частоте вращения вала значительно сокращает поле использования полезной его мощности. Это, естественно, требует жесткого согласования режимов работы двигателя и потребителя.

В случае, если потребляемая мощность будет превосходить мощность, соответствующую точке «К», то необходимо устройство дополнительного охлаждения двигателя. Для этого на некоторых автоцистернах установлены теплообменники (рис.6.7). Вода из системы охлаждения двигателя поступает в корпус 1 теплообменника и охлаждается водой, поступающей из пожарного насоса.

В двигателях автоцистерн изменена система выпуска отработавших газов. Перед глушителем 3 (рис.6.8) установлен газоструйный вакуумный аппарат 2. Отработавшие газы двигателя поступают к патрубкам 1. Газоструйный насос в аппарате 2 отсасывает воздух из пожарного насоса по трубке 6. В пожарном насосе создается необходимый вакуум для заполнения его водой из естественного или искусственного источника.

Рис. 6.7. Принципиальная схема теплообменника: 1 – корпус теплообменника; 2 – змеевик с подачей воды из насоса

Рис. 6.8. Система выхлопа отработавших газов (ОГ): 1 – патрубки; 2 – трубка к вакуумному крану и насосу; 3 – отвод газов для обогрева цистерны; 4 – выхлопная труба; 5 – глушитель; 6 – газоструйный вакуумный аппарат
1
2
6
1
5
3
4
2

Из аппарата 2 отработавшие газы поступают в резонатор, соединяющий звуковые сигналы. Из глушителя отработавшие газы выходят в атмосферу по трубопроводу 4. В зимнее время они по трубопроводу 5 направляются в систему обогрева цистерны или насосного отсека с пожарным насосом.

Источник статьи: http://studopedia.ru/7_133123_dvigateli-pozharnih-avtomobiley.html

Читайте также:  Мотоблок мкм 3 с двигателем subaru
Оцените статью
Все про машины