- Эксцентрики тормозов газ 53
- Техническое обслуживание тормозов
- Регулировка зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра
- Неисправности тормозов и способы их устранения
- Тормозная педаль касается пола кабины:
- Тормоза не растормаживаются:
- Не растормаживается один тормоз:
- При торможении автомобиль уводит в сторону:
- Большое усилие на педали из-за неисправности гидровакуумного усилителя или его системы:
- Тормозная система ГАЗ-53
- Принцип работы тормозов в ГАЗ 53
- Неисправности тормозной системы
- Ремонт тормозной системы
- Стояночное обслуживание тормозов
Эксцентрики тормозов газ 53
На автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 установлены тормоза барабанного типа с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем
Тормоза передних и задних колес ГАЗ-53А одинаковы по конструкции и отличаются только размерами.
Задние тормоза ГАЗ-б6 в отличие от тормозов ГАЗ-53А не имеют защитных экранов на тормозных цилиндрах, а имеют задние колодки с длинными накладками.
Передние тормоза ГАЗ-66 имеют два цилиндра, каждый из которых действует на свою колодку.
Конструкция тормозов показана на рис. 1 и 2. действие гидровакуумного усилителя основано на использовании разрежения во всасывающей трубе двигателя.
Усилитель состоит из вакуумной камеры, вакуумного клапана управления с гидравлическим приводом и гидравлического цилиндра.
Все эти части объединены в один герметически закрытый агрегат, который на двух кронштейнах устанавливают на продольной балке рамы.
Вакуумная камера усилителя через трубопровод и пластинчатый запорный клапан соединена с всасывающим трубопроводом двигателя.
Запорный клапан установлен в непосредственной близости к источнику вакуума, благодаря чему в системе усилителя поддерживается максимальное разрежение.
Техническое обслуживание тормозов
Регулировка зазора между колодками и барабанами. Регулировать тормоза следует, когда тормозные барабаны остыли, и подшипники колес правильно отрегулированы.
Существует две регулировки тормозов: текущая и полная
Текущая регулировка. По мере износа фрикционных накладок тормозов зазоры между накладками и тормозными барабанами увеличиваются, и педаль при торможении начинает приближаться к полу кабины.
Текущая регулировка тормозов восстанавливает первоначальные зазоры между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами, компенсируя износ накладок.
Для регулировки тормозов необходимо:
— вывесить колесо при помощи домкрата;
— вращая колесо вперед, слегка поворачивать эксцентрик колодки в направлении стрелок, показанных на рис. 1 и 2, пока колодка не затормозит колесо;
— постепенно опускать эксцентрик, поворачивая колесо от руки в ту же сторону до тех пор, пока колесо не станет вращаться свободно;
— установить вторую колодку так же, как и первую, вращая при этом колесо вперед для переднего тормоза автомобиля ГАЗ-66 и назад для заднего тормоза автомобиля ГАЗ-66 и всех тормозов автомобиля ГАЗ-53А.
После регулировки зазора колодок проверить действие тормозов на дороге.
Полная регулировка. Полностью регулировать колесные тормоза следует при смене фрикционных накладок, колодок или после механической обработки барабанов.
При полной регулировке тормозов необходимо:
— вывесить колесо при помощи домкрата;
— слегка отвернуть гайки опорных пальцев и установить опорные пальцы колодок в начальное положение;
— нажимая на педаль тормоза с постоянной силой 12—16 кГ, повернуть опорные пальцы в направлении, указанном стрелками так, чтобы нижняя часть накладки упиралась в тормозной барабан.
Момент, когда это происходит, определяется по увеличению сопротивления при вращении опорного пальца. Затянуть в этом положении гайки опорных пальцев;
— повернуть регулировочные эксцентрики так, чтобы колодки упирались в тормозной барабан;
— отпустить педаль тормоза;
— повернуть регулировочные эксцентрики в обратное направление настолько, чтобы колесо вращалось свободно;
— отрегулировать, таким образом, тормоза всех колес.
После регулировки зазора колодок всех тормозов проверить действие тормозов на дороге.
При правильно отрегулированных зазорах между накладками колодок и барабанами педаль тормоза при полном торможении должна опускаться не более чем на ⅔ полного хода.
Если после регулировки при движении автомобиля тормозные барабаны нагреваются незначительно (рука свободно терпит при прикосновении к ободу барабана), то после нескольких торможений колодки приработаются и нагрев прекратится. При сильном нагреве барабанов нужно найти задевающие за барабаны колодки и регулировочными эксцентриками несколько отвести их от барабанов.
Регулировка зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра
Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра необходим для предотвращения самопроизвольного притормаживания автомобиля.
Если кромка уплотнительной манжеты перекрывает компенсационное отверстие 23 (рис. 3), то тормоза не будут полностью растормаживаться, так как часть жидкости не может перетечь из рабочей части цилиндра в резервуар после окончания торможения.
Величина зазора должна быть равна 1,5—2,5 мм, что соответствует 8—13 мм свободного хода педали, измеренного по середине площадки для ноги.
Для измерения зазора нужно изменить длину толкателя.
Порядок регулировки зазора на автомобиле ГАЗ-53А следующий:
Разъединить педаль и толкатель, расшплинтовать и вынуть палец.
Проверить положение, занимаемое педалью под действием оттяжной пружины.
Педаль должна упираться в резиновый буфер, укрепленный под наклонным полом кабины.
Ввернуть (или вывернуть) тягу педали в толкатель поршня настолько, чтобы ось при качении в поршне главного цилиндра была смещена назад и не доходила до оси отверстия педали на 1,5—2,5 мм. Не нарушая этого положения, надежно застопорить соединительную тягу педали контргайкой.
Совместить отверстие соединительной тяги и педали, поставить палец и зашплинтовать его. Проверить величину свободного хода педали.
Порядок регулировки зазора на автомобиле ГАЗ-66 следующий:
Разъединить промежуточный рычаг и толкатель, вынув эксцентриковую ось.
Проверить положение, занимаемое педалью под действием оттяжной пружины. Педаль должна упираться резиновым буфером в полку кронштейна.
Установить толкатель поршня главного цилиндра до упора в поршень при крайнем заднем его положении.
Соединить эксцентриковой осью промежуточный рычаг и толкатель поршня главного цилиндра, не меняя их взаимного расположения.
Повернуть эксцентриковую ось в любом направлении на такой угол, чтобы обеспечить зазор между толкателем и поршнем, равный 1,5—2,5 мм.
Поставить шайбу и затянуть гайку эксцентриковой оси.
Проверить величину свободного хода педали (8—13 мм) тормоза.
Неисправности тормозов и способы их устранения
Причины неисправности (Способы устранения)
Тормозная педаль касается пола кабины:
— Увеличенные зазоры между тормозными барабанами и фрикционными накладками колодок
Отрегулировать тормоза при помощи регулировочных эксцентриков
Если фрикционные накладки сильно изношены (до головок заклепок осталось 0,5 мм), то заменить их новыми и выполнить полную регулировку тормозов
— Неправильная установка тормозных колодок
Выполнить полную регулировку тормозов
— Наличие в системе воздуха
— Подтекание жидкости в системе трубопроводов
Осмотреть всю тормозную систему и установить места течи
Если после затяжки мест соединения подтекание не прекратится, заменить дефектные детали новыми
— Течь жидкости из колесных цилиндров или уплотнительных манжет штока гидровакуумного усилителя
Заменить поврежденные манжеты, устранить повреждения цилиндров или штока
— Недостаточный уровень жидкости в главном цилиндре
Долить необходимое количество жидкости
— Подтекание жидкости через внутреннюю манжету главного цилиндра
Заменить внутреннюю манжету новой
Тормоза не растормаживаются:
— Отсутствие зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра
Отрегулировать свободный ход педали
— Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра тормоза
Прочистить компенсационное отверстие мягкой проволокой Ø 0,6 мм,
заменить тормозную жидкость, если она загрязнилась, промыв всю систему спиртом
— Разбухание резиновых манжет вследствие попадания в систему минерального масла или какой-либо другой жидкости нефтяного происхождения
Слить тормозную жидкость, разобрать все цилиндры, промыть в спирте их детали
Промыть тормозную систему
Заменить тормозные манжеты
Перед сборкой детали цилиндров смазать тормозной жидкостью
— Заедание поршня цилиндра гидровакуумного усилителя тормозов
Промыть систему спиртом и заменить жидкость.
Если дефект не устранен, снять усилитель, проверить состояние рабочих поверхностей цилиндра, поршня и при необходимости заменить поврежденные детали
— Заедание поршня клапана управления гидровакуумного усилителя тормозов при возвращении в нижнее положение после прекращения нажатия на педаль
Снять клапан управления, промыть его поршень и манжеты, а также отверстие в цилиндре спиртом
Заменить поврежденные манжеты или пружину, если она при сжатии до высоты 17 мм не обеспечивает нагрузку 2,5+0,5 кГ
Не растормаживается один тормоз:
— Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок тормоза
Заменить пружину, если она, растянутая до длины 227 мм, не обеспечивает нагрузку 34—39 кГ.
— Колодка туго вращается на опорном пальце или заедает в направляющей скобе
Выявить причину заедания и смазать поверхности скольжения деталей так, чтоб смазка не попала на фрикционные накладки
— Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии или засорения
Разобрать цилиндр, промыть детали спиртом.
При необходимости поверхность цилиндра зачистить мелкозернистой шкуркой № 100.
Перед сборкой детали смазать тормозной жидкостью
При торможении автомобиль уводит в сторону:
— Замасливание фрикционных накладок одного из тормозов или двух тормозов на одной из сторон
Промыть накладки бензином и зачистить шкуркой
— Ослабло крепление одного из тормозных щитов или двух щитов на одной из сторон
— Неодинаковое давление в шинах левых и правых колес
Затянуть болты крепления щита (щитов) и отрегулировать зазоры между колодками и барабанами, довести давление в шинах до нормы
Большое усилие на педали из-за неисправности гидровакуумного усилителя или его системы:
— Неплотности в соединениях вакуумного трубопровода
Устранить неплотности в соединениях трубопровода
— Засорение воздушного фильтра усилителя
Промыть фильтр в бензине, смочить маслом и поставить на место
— Порвана диафрагма камеры усилителя
Разобрать камеру усилителя и заменить диафрагму
Источник статьи: http://autoruk.ru/gaz-66/tormoza-gaz-66/konstruktsiya-neispravnosti-i-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-tormozov-gaz-66-gaz-53
Тормозная система ГАЗ-53
Тормозная система ГАЗ 53 гидравлическая, состоит она из 3 механизмов: рабочих, запасных и стояночных тормозов. На самом деле система гидравлики одна, но разделенная на контуры, каждый из которых условно и считается запасным. Интересно еще и то, что тормозная система ГАЗ 53 имеет сигнализатор на приборной панели. То есть в случае падения давления внутри гидравлики об этом водителю сообщить красная лампа.
Схема тормозной системы Газ 53
Принцип работы тормозов в ГАЗ 53
Начать стоит с того, что тормозная система ГАЗ работает раздельно по осям. Сделано это для той цели, чтобы предотвратить дополнительную нагрузку от кузова на трансмиссию в период резкой остановки. Из-за этого первым делом срабатывает тормоз на заднюю ось, а уже за ней — не переднюю. Если будет подсоединен прицеп, то первым будет тормозить он. То есть гидровакуумный усилитель тормозов срабатывает поочередно с отставанием в долю секунды.
Конструкция самих тормозных прокладок идентичная, отличающаяся только размерами некоторых деталей. Износ колодок инспектируется через специальные отверстия (визуально). Объем тормозной жидкости в системе можно посмотреть через расширительный бачок, который расположен уже под капотом.
Именно с него должен начинаться ремонт тормозной системы ГАЗ 53.
А стояночный тормоз работает независимо по тягам. Так сделано по той причине, что в момент, когда двигатель не работает, поддерживать актуальное давление в гидроваккумной системе невозможно. Да и выходит из строя стояночный тормоз крайне редко, как правило, исключительно из-за износа колодок, которыми сжимается диск.
Неисправности тормозной системы
Основные неисправности тормозной системы ГАЗ-53 следующие:
- Увеличение холостого хода педали тормоза (недостаточный уровень тормозной жидкости или непосредственно механическое повреждение колодок).
- Нерастормаживание (необходима проверка зазора цилиндра гидровакуумного усилителя).
- При торможении происходит занос (говорит о наличии замасливания или протечки тормозной жидкости). Схема подробно объясняет, почему так происходит: контур соединяет заднее и переднее колесо одновременно.
- Полное отсутствие тормозов (разгерметизация главного цилиндра или отсутствие тормозной жидкости).
Практически все указанные неисправности связаны с низким давлением в системе, поэтому при их выявлении подается сигнал на приборную панель. Исключение — ручной тормоз, который функционирует независимо. На момент поиска неисправности рекомендуется вместо него использовать включение передачи, которая соединит трансмиссию с двигателем. Но нужно учитывать, что такой «тормоз» малоэффективен на подъемах.
Более того, его включение может привести к самопроизвольному включению двигателя газ 53 при скатывании транспортного средства. Тормозная система автомобиля ГАЗ сделана таким образом, что каждый из контуров функционирует раздельно (соответственно, задние и передние тормоза).
Работа тормозной системы грузовика ГАЗ 53
В момент отсоединения рекомендуется снять крышку с расширительного бачка, так как у тормозов ГАЗ сохраняется определенное невысокое давление системы. Это предотвратит разливание тормозной жидкости.
Регулировка выполняется с одновременной прокачкой тормозной педали. Соответственно, потребуется помощник. А можно просто отправиться на станцию СТО, где есть необходимое оборудование для отслеживания давления в гидравлике.
Ремонт тормозной системы
Ремонт тормозной системы ГАЗ 53 нужно начинать с диагностики давления. Если с ним все в порядке, как и с колодками (не более естественного износа), то нужно изучать работу каждого контура. Не проблема, если не работает только один из них. При этом автомобиль сохраняет возможность своей эксплуатации, но при резком торможении может быть занос. Скорее всего, это либо поврежденный тормозной барабан, либо попадание масла в область тормозных колодок и диска, либо неисправный гидроусилитель.
Когда неисправен контур тормозной задний ГАЗ 53, то начинать поиск неполадки следует с запорного клапана. Нужно понимать, что одна сторона функционирует и за счет гидравлики, и за счет разреженного воздуха, однако он не может попасть за пределы того самого клапана и действует точно так же, как тормозная жидкость — передает усилие.
Неполадки гидроусилителей могут исправляться исключительно заменой, при чем непосредственно после его установки обязательно выполняется регулировка давления и, собственно, прокачка тормозов. Делается до тех пор, пока тяга сможет нормально двигаться при нажатии педали без чрезмерного усилия.
Если же поврежден барабан тормозной задний ГАЗ, то придется менять все искривленные втулки, а также сами колодки.
Обязательно это следует делать крайне внимательно, так как там могут оставаться металлические осколки и опилки, все их обязательно нужно убирать, иначе произойдет перегрев при торможении. И это, кстати, главный недостаток тормоза ГАЗ — открытая система, при которой под колодку может попадать любой мусор.
Тормозные колодки для Газ 53
Прокачка тормозов выполняется для выхода воздуха из трубок и самих цилиндров. Если все будет выполнено правильно, то сигнальная кнопка после включения двигателя и 10-20 нажатий педали погаснет. В противном случае нужно искать пробоину, через которую утекает тормозная жидкость.
Стояночное обслуживание тормозов
Система автомобиля ГАЗ 53 не нуждается в специализированном уходе. Единственное, за чем нужно следить, — это за износом колодок. Производитель рекомендует их менять через каждые 5-7 тыс. км. На практике стальные могут прослужить намного дольше.
Еще потребуется дозаправка тормозной системы ГАЗ 53 через бачок под капотом. Выполняется она по мере необходимости, когда уровень гидравлики падает ниже указанного (нужно смотреть по меркам самого бачка — там сделан маркер).
Регулировка тормозов выполняется через каждые 2-3 тыс. км эксплуатации в загруженном состоянии. Хотя можно ориентироваться на звук, который она издает. Скрип является нормальным только после замены колодок в период притирки. Если же это происходит постоянно, то, по всей видимости, втулки просто проржавели, либо сам диск и барабан деформированы.
Схема устройства тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53
Источник статьи: http://avtomobilgaz.ru/gruzovye/gaz-53/tormoznaya-sistema-gaz-53.html