Электрическая схема для фиата альбеа
Фиат Альбеа. 1,4 8V SOHC — Single Overhead Camshaft (350A1.000 FIRE* Euro-4)
INTRODUCTION — PETROL FUEL INJECTION SYSTEM
ДВИГАТЕЛЬ (бензин) – Система впрыска — ВВЕДЕНИЕ
Электронный блок управления впрыском и зажиганием (ECU/ЭБУ) М. Marelli IAW 5SF3.M1 (1,2 8V) и М. Marelli IAW 5SF3.M2 (1,4 8V) система принадлежит к категории систем, интегрированных с:
— Индукционный разряд, цифровой, электронное зажигание;
— Последовательный, фазового типа (распределенный) электронный впрыск (1-3-4-2).
Система впрыска в целом показана на диаграмме.
1. Топливный бак
2. Топливный насос
3. Многофункциональный поплавковый/игольчатый топливный клапан
4. Предохранительный клапан
5. Трубопровод подачи топлива
6. Электронный блок управления впрыском / зажиганием М. Marelli IAW 5SF3
7. Батарея
8. Выключатель зажигания
9. Инерционный пожарный переключатель (FPS)
10. Блок распределения, реле и предохранителей моторного отсека
11. Климат-контроль система (электромагнитная фрикционная муфта компрессора)
12. Электромагнитный клапан продувки адсорбера
13. Датчик фазы газораспределения
14. Фильтр с активированным углем (адсорбер паров топлива)
15. Бортовой компьютер (диагностический разъем и сигнал Fiat CODE)
16. Датчик абсолютного давления (разряжения) и температуры во впускном коллекторе T-MAP (manifold absolute pressure) sensors Bosch 0 261 230 174 (тип DS-S3-TF)
17. Датчик числа оборотов и TDC (ВМТ поршней 1и 4 цилиндра)
18. Свечи зажигания
19. Датчик температуры охлаждающей жидкости
20. Инжекторы /форсунки
21. Управление привода дроссельной заслонки и датчик положения дроссельной заслонки
22. Потенциометр (1,2) педали акселератора
23. Топливная рампа
24. Воздушный фильтр
25. Катушки зажигания
26. Кислородный датчик – лямбда-зонд (верхний/управляющий)
27. Система предупреждения о неисправности системы впрыска, световой индикатор
28. Тахометр
29. Каталитический нейтрализатор
30. Кислородный датчик — лямбда-зонд (нижний/диагностический)
31. Датчик атмосферного абсолютного барометрического давления BAP (Barometric Absolute Pressure) (1,4 8V версия) Absolute-pressure sensors Bosch 0 261 230 052 (тип DS-S2)
32. Электромагнитный клапан изменения фаз газораспределения CVCP (Continues Variable Cam Phaser)(1,4 8V версия)
?Датчик давления масла (не указан, т.к. не входит в состав системы зажигания)
?Датчик детонации (не указан, т.к. не входит в состав системы зажигания)
?Датчик скорости автомобиля (не указан, т.к. не входит в состав системы зажигания)
FIRE представляет собой серию автомобильных двигателей Fiat. Она была разработана итальянской дизайнерской фирмой Родольфо Бонетто. Она построена на заводах сборочных роботов («Robogate»), чтобы уменьшить расходы.
Серия FIRE заменила старый двигатель Fiat OHV в середине 1980-х годов.
С 1985 года двигатели были построены в различных версиях от 769 см3 до 1368 см3 с 8 клапанами, есть и другая версия под названием «Супер-FIRE», которая использует 16 клапанов и доступна в объеме 999 см3 (Бразилия) и 1242 см3 (Бразилия и Европа).
В 2003 введены изменения – двигатель 1368 см3 стал доступен и с 8 и с 16 клапанами. В 2005 году и в 8V и в16V двигатели включены PDA (PDA — Port Deactivation- порт деактивации — переменный впускной коллектор), который работает в сочетании с постоянно изменяемыми фазами газораспределения CVVT (Continues Variable Valve Timing – CVVT или CVCP Continues Variable Cam Phaser), и системой рециркуляции выхлопных газов EGR (EGR — exhaust gas recirculation).
EGR -система рециркуляции выхлопных газов в двигателях внутреннего сгорания — клапан, соединяющий, на некоторых режимах работы, задроссельное пространство впускного коллектора с пространством выпускного коллектора. Предназначается для снижения токсичности отработавших газов (содержания оксидов азота NOx: NO и NO2) в режиме частичных нагрузок. Часть отработавших условно инертных газов попадает в цилиндры как балласт, что вызывает снижение максимальной температуры горения и, как следствие, уменьшение выбросов оксидов азота, образующихся при высоких температурах и являющихся одними из самых токсичных веществ. Работа системы вызывает снижение эффективной мощности двигателя.
Простейшая механическая система представляет собой клапан, соединяющий впускной и выпускной коллекторы, который открывается под действием разрежения во впускном коллекторе. Для стабильной работы двигателя в режиме холостого хода система отключается. Это достигается тем, что порт, соединяющий герметичную камеру клапана с впускным коллектором, находится в задроссельном пространстве, когда дроссельная заслонка закрыта.
В более сложных современных системах подача отработавших газов управляется электронными клапанами, связанными с системой управления двигателем. В наиболее современных конструкциях моторов, использующих управление фазами газораспределения, описанный эффект («добавление» выхлопных газов к рабочей смеси) реализуется управлением фазами газораспределения, что позволяет упростить конструкцию двигателя (не нужен специальный клапан) и повысить надёжность.
Это устройство часто называют «StarJet» двигателя. В 2005 году, турбированная версия 1368 см3 16V была представлена как двигатель «T-JET», и в 2009 году была добавлена версия MultiAir (с электро-гидравлическим клапаном) .
Механически, двигатели просто рядные-4-х цилиндровые двигатели с пятью коренными подшипниками и верхним распределительным валом. В результате желания получить двигатель, который легко собирается автоматически, был сделан выбор дизайна длинного болта, где головка блока цилиндров и коленчатый вал подшипники и сохраняется единый набор длинных болтов.
F.I.R.E. был первоначально карбюраторным двигателем, а затем продвинулись от моно- впрыска (S.P.I). до многоточечного впрыска (M.P.I.) и в настоящее время до последовательного многоточечного впрыска (S.M.P.I). Сейчас он широко используется в 750 Формула (750 Motor Club) в слегка измененном состоянии.»
РАБОТА СИСТЕМЫ ВПРЫСКА И ЗАЖИГАНИЯ
В условиях холостого хода, блок управления контролирует следующие поддерживать бесперебойную работу двигателя даже тогда, когда экологические и приложенной нагрузки изменения параметров:
— Момент зажигания
— Скорость воздушного потока.
Блок управления контролирует и управляет впрыском, чтобы стехиометрического соотношения воздух / топливо всегда в оптимальных пределах (14,7:1).
Система функций сводится к следующему:
— Система самостоятельной адаптации;
— Самодиагностика;
— Fiat CODE распознание/признание;
— Холодный запуск проверка управления;
— Контроль горения — кислородный датчик;
— Детонации контроль;
— Проверка по обогащению во время ускорения;
— Топлива отсечка при торможении;
— Топлива улавливания паров топлива;
— Ограничение максимальных оборотов;
— Подача топлива — электрическая проверка топливный насос;
— Связь с системой климат — контроля;
— Цилиндр распознание позиции поршня;
— Время впрыска регулировка;
— Регулировка опережения зажигания;
— Контроль и управление на холостом ходу;
— Управление вентилятором охлаждения;
— Управления изменением фазы впрыска (1,4 8V версия);
— Скорость транспортного средства управления (круиз-контроль, опция);
— Контроль запуска двигателя.
Существенные условия, предъявляемые к воздушно-топливной смеси для эффективной работы двигателей с управляемой системы зажигания в основном следующие:
— Замер (соотношение воздух / топливо), должны быть как можно ближе к стехиометрическому (теоретическому) значению для обеспечения сгорания как можно быстрее, избегая потерь топлива;
— Однородность смеси, состоящей из бензиновых паров, распределенных по всему воздуху тонко и равномерно, как это возможно.
Системой впрыска /зажигания используется измерительная система, известная как Speed/Density — «плотность / скорость — ЛЯМБДА».
Другими словами, плотность всасываемого воздуха, угловая скорость вращения и контроль состава смеси.
На практике, система использует данные о скоростИ ВРАЩЕНИЯ двиГАТЕЛЯ (об / мин) и плотности воздуха (давление и температура) для измерения количества воздуха всасываемого двигателем.
Количество воздуха, всасываемого каждым цилиндром, для каждого цикла двигателя, также зависит от единичной мощности и объемной эффективности, а также от плотности воздуха.
Ремарка:
«…В так называемых Speed/Density или Manifold Pressure Controlled системах управления двигателем, в которых не применяется датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), обычно применяется датчик абсолютного давления (ДАД или в английской версии MAP) во впускном коллекторе (он же датчик разрежения). MAP-датчик измеряет абсолютное, но не относительное давление (относительно нормального атмосферного в 1 бар). Иногда датчик MAP объединяют с датчиком температуры в едином корпусе, такой датчик называется T- MAP.
В таких системах, на основании данных о давлении и температуре воздуха во впускном коллекторе, блок управления двигателем рассчитывает массу воздуха, содержащуюся в каждом сантиметре кубического внутреннего объема впускного коллектора. При каждом такте впуска, цилиндр «всасывает» разряженный воздух из впускного коллектора, объем которого приблизительно равен внутреннему объему цилиндра двигателя. Зная внутренний объем цилиндра двигателя (в см3) и предварительно рассчитав плотность всасываемого цилиндром воздуха (в г/см3), блок управления двигателем рассчитывает общий массовый расход воздуха (mass air flow), в (граммах), попадающего в цилиндры во время такта впуска.
Плотность воздуха относится к воздуху всасываемого двигателем в действии и рассчитывается в соответствии с абсолютным давлением и температурой воздуха, измеренным во впускном коллекторе. Масса воздуха, поступающего в двигатель прямо пропорциональна плотности воздуха, которая пропорционально абсолютному давлению и обратно пропорциональна абсолютной температуре».
Объемная эффективность параметров, связанных с коэффициентом заполнения цилиндров измеряется на основе экспериментов, проведенных на двигателе в течение всего рабочего диапазона, а затем хранятся в памяти электронного блока управления (ECU/ЭБУ).
Установив количество всасываемого воздуха, система должна обеспечивать количество топлива в зависимости от желаемого состава смеси.
В соответствии с рассчитанной массой потребляемого двигателем воздуха, блок управления двигателем формирует импульсы управления топливными форсунками соответствующей длительности, достигая приготовления топливовоздушной смеси с составом, близким к заданному.
Конец импульса впрыска или время (длительность) впрыска хранится на карте памяти в блоке управления и варьируется в зависимости от оборотов двигателя и давления во впускном коллекторе.
Точность расчета массы потребляемого двигателем воздуха по его давлению и температуре невысока, так как объем потребляемого воздуха в значительной мере зависит от состояния цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма. Поэтому, в подобных системах управления двигателем для обеспечения приготовления топливовоздушной смеси с точно заданным составом, очень важным фактором является исправность функционирования, кроме управляющего (верхнего) лямбда-зонда, также диагностического (нижнего) лямбда-зонда.
Информация (величина напряжения) присылаемая лямбда зондом, являются основой для коррекции времени впрыска, таким образом, чтобы двигатель работал на количество воздуха равное количество воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания смеси.
На практике, оно включает в себя обработку, осуществляемую электронным блоком управления, для контроля последовательности и времени открытия четырех инжекторов, по одному на каждый цилиндр (MPI), по длительности времени (при постоянном давлении топлива), необходимого для производства смеси воздух / бензин как можно ближе к стехиометрическому (теоретически идеальному) отношению (14,7:1).
Стехиометрический состав горючей смеси (от др.-греч. στοιχεῖον — основа, элемент и μετρέω — измеряю) — состав смеси, в которой окислителя ровно столько, сколько необходимо для полного окисления топлива. Для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, стехиометрическим считается соотношение воздух / топливо, равное 14,7:1 (массовые части).
Стехиометрическая смесь — это смесь, состав которой обеспечивает полное сгорание топлива без остатка избыточного кислорода. Отношение воздуха на входе в размере теоретически необходимого для полного сгорания смеси называют коэффициентом λ (или коэффициент избытка кислорода).
λ = Qz/ Qr,
где: Qz — количество воздуха,
Qr — количество воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания смеси.
Коэффициент избытка воздуха для горючей стехиометрической смеси равен единице
(λ = 1). Если λ >1 — бедная смесь, если λ Ратм – избыточное давление,
если Р ата 1 0 11 12 ..
Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/Fiat/000_00_01_Fiat_albea/011.htm
Особенности электрооборудования и системы управления двигателем автомобиля Fiat Albea (Дополнено)
Электрооборудование автомобиля Fiat Albea выполнено по однопроводной схеме, функцию второго провода выполняет кузов автомобиля.
Номинальное напряжение бортовой сети составляет 12,6 В, для защиты электрических цепей применяются плавкие предохранители.
В состав электрооборудования входят аккумуляторная батарея (АКБ), генератор, стартер, системы управления двигателем, освещением и световой сигнализациг ей, а также контрольно-измери-тельные приборы и дополнительное электрооборудование.
Рассмотрим некоторые из перечисленных систем (узлов) более подробно.
На рис. 1 показан фрагмент схемы электрооборудования автомобиля с узлами генератора, стартера и замка зажигания.
Рис. 1. Фрагмент схемы электрооборудования автомобиля с узлами генератора, стартера и замка зажигания
В табл. 1 приведена цветовая маркировка монтажных проводов электрооборудования автомобиля Fiat Albea.
Таблица 1. Цветовая маркировка монтажных проводов электрооборудования автомобиля Fiat Albea
АВ — голубой с белым
AG — голубой с желтым
AN — голубой с черным
BR — бело-красный LR — сине-красный
VN — зелено-черный AR — голубой с красным
S — розовый GN- желто-черный
AV — голубой с зелен ым
В автомобиле установлен трехфазный генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком на кремниевых диодах и интегральным регулятором напряжения. Он предназначен для питания потребителей автомобиля постоянным электрическим током и зарядки аккумулятора.
Конструктивно генератор состоит из статора и ротора. Статор выполнен в виде кольца из отдельных плотно спрессованных пластин из стали. На внутренней части конструкции имеется статорная обмотка, состоящая из трех катушек, расположенных под углом 120° по отношению друг к другу. Катушки этой обмотки разделены на три группы, в каждой группе они соединены между собой последовательно, а группы между собой — «звездой» (одни выводы трех групп соединены между собой, а другие подключены ко входу выпрямителя).
Выходное напряжение генератора зависит от частоты вращения ротора, магнитного потока, вырабатываемого обмоткой возбуждения, а так же от силы тока возбуждения. Интегральный регулятор напряжения обеспечивает стабилизацию выходного напряжения при изменении частоты вращения ротора и нагрузки. Стабилизация напряжения происходит за счет изменения тока в обмотке возбуждения методом коммутации цепи питания обмотки возбуждения регулятором напряжения.
В табл. 2 приведены примеры наиболее вероятных неисправностей генератора и причины их возникновения.
Таблица 2. Неисправности генератора и причины их возникновения
АКБ не заряжается (напряжение на АКБ меньше номинального 13,8. 14,2 В)
— Неисправен регулятор напряжения или плохой контакт с корпусом генератора;
— недостаточное натяжение ремня привода
АКБ перезаряжается (напряжение на АКБ больше номинального 13,8. 14,2 В)
Неисправен регулятор напряжения или плохой контакт с корпусом генератора
Контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов горит при работе двигателя
— Неисправность регулятора напряжения;
— обрыв или короткое замыкание выпрямительных диодов;
— обрыв или межвитковое замыкание обмотки статора;
— замыкание обмотки статора на массу
Контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов не загорается при включении зажигания
— Неисправна контрольная лампа;
— обрыв проводников в цепи контрольной лампы, износ щеток, неисправность регулятора напряжения;
— обрыв обмотки возбуждения;
— обрыв или замыкание одного из выпрямительных диодов
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным тяговым реле и обгонной муфтой. Питание стартера в режиме запуска двигателя осуществляется непосредственно от аккумуляторной батареи.
При подаче напряжения с контактной группы замка зажигания на контакт «50» тягового реле стартера, он посредством рычага с вилкой перемещает по оси стартера обгонную муфту и, тем самым, механически соединяет шестерню на валу стартера с венечной шестерней маховика. Одновременно замыкаются контакты тягового реле, при этом напряжение подается на обмотку якоря и статора стартера.
В табл. 3 приведены типовые неисправности перечисленных выше узлов и причины их возникновения.
Таблица 3. Типовые неисправности системы запуска двигателя и причины их возникновения
При запуске стартера тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается
Проверить состояние клемм на АКБ, исправность АКБ, предохранитель F3 в блоке реле и предохранителей в моторном отсеке, проводники, контактную группу замка зажигания, обрыв или межвитковое замыкание обмотки тягового реле
При запуске стартера тяговое реле многократно срабатывает
Проверить состояние клемм на АКБ, исправность АКБ
При запуске стартера коленчатый вал вращается очень медленно
Проверить состояние клемм АКБ
При запуске двигателя стартер работает, но коленчатый вал не вращается, (данная неисправность может сопровождаться характерным шумом)
Проверить работу обгонной муфты и тягового реле. Поиск и устранение неисправности следует производить при снятом с автомобиля стартере
Плавкие предохранители размещены в блоках реле и предохранителей, расположенных в моторном отсеке и салоне автомобиля (рис. 2, 3).
Рис. 2. Место размещения блока предохранителей в моторном отсеке
Рис. 3. Место размещения блока предохранителей в салоне автомобиля
На корпусах предохранителей имеется маркировка номинального тока. При замене предохранителя другим следует устанавливать предохранитель того же номинала. На внутренней стороне крышек блоков предохранителей нанесены графические символы принадлежности предохранителя к той или иной цепи.
Цепи, защищаемые предохранителями, и их номинальные значения приведены табл. 4.
Соединение различных систем электрооборудования автомобиля, таких как освещения, зажигания, световой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и т.д. осуществляется посредством жгутов проводов с разъемами.
В систему освещения автомобиля входят следующие элементы:
— фары, габаритные фонари с указателями поворотов, узел регулировки фар (указанные элементы конструктивно объединены в передние блок-фары);
— передние проти вотуманные фары;
— задние блок-фары, в составе которых имеются противотуманные фонари, фонари стоп-сигнала и заднего хода, фонари указателя поворота;
Системы освещения управляются с помощью многофункциональных переключателей, расположенных на рулевой колонке. Возможные неисправности системы освещения зачастую связаны с выходом из строя ламп и плавких предохранителей.
При замене неисправных ламп необходимо устанавливать лампы той же мощности (указана в руководстве по эксплуатации автомобиля).
В случае проявления неисправностей, связанных с освещением автомобиля, в комбинации приборов загорается контрольная лампа. В современных модификациях автомобиля одновременно с контрольной лампой на многофункциональном дисплее появляется сообщение, информирующее о неисправности одного из световых приборов.
В состав комбинации приборов и контрольных ламп также входит многофункциональный дисплей, который отображает следующую информацию:
— сообщение о предстоящем техническом обслуживании (ТО) автомобиля (остаток пробега до очередного ТО, расчетный день и месяце включением контрольной лампы);
— информацию маршрутного компьютера (общий пробег, средняя скорость, расход бензина и т.д.);
— сообщение о неисправностях;
— дату, текущее время, наружную температуру, пробег (общий, суточный);
— информацию при проведении диагностики.
Сообщения о неисправностях, выводимые на многофункциональном дисплее, сопровождаются звуковым сопровождением и включением контрольной лампы в комбинации приборов.
Система распределенного впрыска топлива
Рассмотрим устройство, принцип работы и диагностику системы распределенного впрыска топлива в автомобилях Fiat Albea. На этих автомобилях используется система распределенного впрыска под нормы токсичности Евро-3.
Рис. 4. Упрощенная электрическая схема системы распределенного впрыска топлива автомобиля Fiat Albea под нормы токсичности Евро-3 модельного ряда 2008 года
На рис. 4 показана упрощенная электрическая схема системы распределенного впрыска топлива автомобиля Fiat Albea под нормы токсичности Евро-3 модельного ряда 2008 года, с электронным управлением дроссельной заслонкой [2].
Системой распределенного впрыска управляет электронный блок управления (ЭБУ). Он управляет подачей топлива, моментом зажигания, частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, работой системы охлаждения двигателя, муфтой компрессора кондиционера и формирует необходимые сигналы для маршрутного компьютера. Кроме того, ЭБУ обеспечивает необходимое соотношениє воздушно-топливной смеси в камере сгорания двигателя.
Также ЭБУ выполняет обмен информацией со штатной сигнализацией (иммобилайзером) для запрещения несанкционированного, запуска двигателя.
В системе распределенного впрыска топлива автомобиля применяются датчики, которые регистрируют общие характеристики того или иного узла, с дальнейшей подачей сигналя на ЭБУ.
Используются датчики разных типов:потенциометрические(ре-зистивные), электромагнитные, пьезоэлектрические и другие.
Для снижения токсичности выхлопных газов в системе управления двигателем на автомобиле в выпускной трубе установлен каталитический нейтрализатор (катализатор), он предназначен для снижения содержания в отработанных газах вредных химических веществ: окиси углерода, углеводородов и оксидов азота.
Рис. 5. Устройство катализатора и места установки датчиков
На рис. 5 показано устройство катализатора и места установки датчиков.
Конструктивно он состоит из тонкого металлического корпуса, как правило, из нержавеющей стали и керамической пористой решетки (соты), стенки которой покрыты металлами платиновой группы (платина, палладий,родий).
Непосредственно в приемной трубе перед каталитическим нейтрализатором установлен датчик кислорода (лямбда-зонд), а диагностический датчик установлен после нейтрализатора. С помощью этих датчиков ЭБУ контролирует эффективность работы нейтрализатора и регулирует параметры воздушно-топливной смеси.
Работа системы распределенного впрыска топлива автомобиля Fiat Albia во многом схожа с работой системы распределенного впрыска топлива автомобилей, семейства ВАЗ-11183 «Лада Калина» и ВАЗ-2170 «Лада Приора» [3].
Бортовая система диагностики во время работы двигателя постоянно контролирует состояние и работу каталитического нейтрализатора, при возникающих сбоях или неисправностях ЭБУ включает лампу индикатора неисправности, расположенную на приборном щитке.
Неисправности каталитического нейтрализатора могут быть вызваны несколькими причинами:
— пропуском воспламенения в одном или нескольких цилиндрах по вине механической части двигателя, неисправностью форсунок, системы зажигания;
— использованием некачественного топлива.
При нормальной работе всей системы управления двигателем катализатор имеет ресурс около 100 000 км пробега.
Диагностика системы распределенного впрыска, отыскание и устранение неисправностей
Диагностика системы распределенного впрыска топлива автомобилей Fiat Albea выполняется в следующей последовательности:
— из памяти ЭБУ считывают коды ошибок;
— стирают из памяти ЭБУ коды ошибок;
— проверяют работу двигателя;
Для проведения диагностики
можно использовать специализированный диагностический переносной тестер или персональный компьютер, оснащенный специализированным программным обеспечением. Тестер или компьютер подключается к диагностическому разъему, размещенному в блоке реле и предохранителей в салоне автомобиля.
На рис. 6 показан общий вид диагностического прибора,реализованного на базе ноутбука.
Рис. 6. Диагностический прибор на базе ноутбука
Проверка компонентов системы распределенного впрыска
Проверку и выявление неисправностей компонентов системы распределенного впрыска начинают с контроля напряжения на клеммах АКБ на запущенном двигателе, оно должно находиться в пределах 13,8. 14,2 В.
Во время проведения проверки и поиска неисправности следует отключить все дополнительное оборудование (освещение, вентилятор радиатора системы охлаждения не должен работать, при комплектации автомобиля кондиционером он также должен быть отключен, автомобильная встроенная музыкальная аппаратура и т. д. должны быть выключены).
После этого производится считывание кодов ошибок неисправности, поиск и их устранение.
Ниже приводятся примеры отказов и коды ошибок некоторых компонентов системы распределенного впрыска автомобиля.
Датчик давления/температуры воздуха (коды ошибок Р0105-Р0108, Р0110-Р0113)
Этот комбинированный узел состоит из датчика давления и датчика температуры. Он установлен непосредственно в воздушном потоке перед дроссельным патрубком. Датчик давления барометрического типа, он измеряет разность между атмосферным давлением и давлением во впускном патрубке. Датчик имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения (0,4. 4,5 В) от измеряемого давления (0,025. 0,100 мПа). ЭБУ по показаниям датчика оценивает нагрузку на двигатель и корректирует угол опережения зажигания.
Температуру воздуха во впускном патрубке регистрирует датчик температуры. Этот датчик резис-тивного типа, его сопротивление изменяется в зависимости от температуры воздуха — при низкой температуре датчик имеет высокое сопротивление. Показания датчика температуры воздуха используются ЭБУ для установки момента зажигания. Конструктивно датчик температуры встроен в корпус датчика давления.
В случае неисправности барометрической части датчика ЭБУ устанавливает стандартное значение давления.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (коды ошибок Р0115-Р0118)
Этот датчик установлен в патрубке системы охлаждения, корпус датчика находится непосредственно в потоке охлаждающей жидкости двигателя.
Датчик представляет собой терморезистор. ЭБУ рассчитывает температуру по падению напряжения на датчике, высокий уровень напряжения соответствует холодному двигателю, а низкий — прогретому.
Датчик проверяют с помощью омметра, при этом разъем от датчика отключают. Сопротивление датчика должно быть в пределах 0,5. 1,5 кОм.
Датчик положения дроссельной заслонки (коды ошибок Р0120-Р0123)
Этот датчик потенциометричес-кого типа, он установлен на корпусе дроссельного патрубка и механически соединен с осью дроссельной заслонки патрубка. Сопротивление датчика изменяется в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки.
Проявление неисправности датчика может быть различным: нестабильная работа двигателя на холостом ходу, отсутствие увеличения оборотов двигателя при нажатии на педаль акселератора и т. д.
Если датчик положения дроссельной заслонки выходит из строя, ЭБУ регистрирует код ошибки и автоматически выставляет номинальные обороты двигателя для того, чтобы обеспечить движение автомобиля до ближайшей станции ТО.
Датчик кислорода (коды ошибок Р0130-Р0135) и диагностический датчик кислорода (коды ошибок Р0136-Р0141)
Датчик кислорода имеет в своем составе чувствительный элемент, способный генерировать напряжение в пределах 55. 980 мВ в зависимости от содержания кислорода в отработанных газах и температуры чувствительного элемента.
Для быстрого разогрева чувствительного элемента датчика после запуска двигателя и выхода на заданную температуру в состав датчика входит нагревательный элемент, которым управляет ЭБУ. Номинальная рабочая температура датчика кислорода составляет ЗОСГС.
Корпус катализатора закрыт защитным экраном, выполненным из алюминиевых сплавов, данное конструктивное решение принято для удержания теплоотдачи и пожарной безопасности.
Во время работы датчика кислорода, его выходное напряжение изменяется от низкого (85. 250 мВ) до высокого (680. 950 мВ). Низкий уровень напряжения соответствует бедной смеси (наличие кислорода в отработанных газах), а высокий уровень — богатой смеси (малое содержание кислорода). Выходное напряжение диагностического датчика кислорода на исправном нейтрализаторе должно находиться в пределах 600. 800 мВ.
Первыми признаками неисправности датчика кислорода может быть повышение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля, возможна неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.
Датчик положения коленчатого вала (коды ошибок Р0335 — Р0344)
Датчик положения коленчатого вала электромагнитного типа, он установлен на крышке привода распределительного вала на расстоянии 1±0,5мм от вершины зубцов шкива коленчатого вала.
Шкив коленчатого вала имеет 58 зубцов, расположенных по окружности.
При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле датчика, создавая импульсы, которые подаются не ЭБУ.
Отказы датчика зачастую связаны с увеличением зазора между датчиком и вершинами зубцов шкива или с отказом самого датчика.
Неисправности системы подачи топлива
Система подачи топлива включает в себя электробензонасос, топливную рампу в сборе с четырьмя форсунками, регулятором давления топлива,топливный фильтр. Работой электробензонасоса и форсунок управляет ЭБУ.
Электробензонасос турбинного типа, он содержит датчик уровня топлива. Код ошибки системы топ-ливоподачи Р0185-Р0193.
Рампа форсунок представляет собой полую планку с установленными на ней форсунками и регулятором давления.
Форсунки установлены одной стороной в рампе, а другой — в отверстия впускной трубы, герметичность соединений обеспечивается уплотнительными кольцами.
Конструкция форсунки представляет собой электромагнитный клапан, управляемый сигналом с ЭБУ. Через этот клапан под давлением впрыскивается топливо во впускную трубу. Код ошибки работы форсунок Р0200-Р0214.
Во время диагностики системы топливоподачи обязательно следует проверить целостность предохранителей № 4 и 6, размещенных в блоке реле и предохранителей моторного отсека.
1. А. Тюнин. «Диагностика электронных систем управления двигателя легковых автомобилей», «СОЛОН-ПРЕСС», 2007 г.
2. Н. Пчелинцев. «Работа электронного модуля дроссельного патрубка для систем управления двигателем «Евро-3» и «Евро-4″», «Ремонт и Сервис», 2009, № 8, с. 46-49.
3. Н. Пчелинцев. «Диагностика системы управления двигателем автомобилей ВАЗ-11183 «Лада Калина» и ВАЗ-2170 «Лада Приора»». «Ремонт и Сервис», 2008, № 2, с. 43-48.
Автор: Николай Пчелинцев (г. Тамбов)
Мнения читателей
Фиат альбеа плохо заводится поутрам совторго или стретьего раза и садит акамулятор
Дмитрий / 26.12.2017 — 18:10
Высасывает акб , лампа акб на панели приборов не горит , при скидывании клеммы с акб на заведенной машине сразу глохнет , что делать ?
Никита / 29.10.2016 — 13:19
Горит датчик прочие неисправности
олег / 28.10.2016 — 10:07
кто знает сколка выдаёт тока генератор фиат албеа
игорь / 23.01.2016 — 17:33
пропала вся индикация с панели приборов,кроме габаритов и не работает стартер. подскажите,что может быть. преды все целые..
Владислав / 19.02.2015 — 13:14
плавают обороты на холостом ходу что делать?
сергей / 05.05.2014 — 02:14
у меня умз евро 3 не устойчиво работает при резкомком нажатии педали газа глушется я думаю от датчика кислорода. при включение ключа зажигания датчик кислорода должен нагреватся а у меня не нагревается причина
сергей / 08.04.2014 — 07:45
у меня fiat aldea,.горит лампа аккумулятора в понеле приборов при заведенном двиготеле, изза саба, аккумулятор сел полностью снял заредил и она загорелась что делать.
Абдугани KZ / 28.03.2014 — 20:09
Здраствуйте автолюбители и спецы! ! ! у меня черный дым и очень большой расход топлива, диагностике говорят код ошибки р0108,р0113,р0115, я поменял датчик охлаждающей жидкости и датчик давления температуры воздуха, все равно такая же беда изменения нету лямда вроде работает, подскажите пожалуйста причину черного дыма, заранее блогадарен! ! ! «киа маджентис»2003г
ГЕОРГИЙ / 31.01.2014 — 18:21
ПЛАВАЮТ ОБОРОТЫ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ ЧТО ДЕЛАТЬ
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
Источник статьи: http://www.radioradar.net/repair_electronic_technics/autoelectronic_repair/fiat_albea_repair.html