Электрические машины описание электрической схемы

Содержание
  1. Как читать автомобильные электрические схемы
  2. Почему полезно разбираться в автоэлектрике
  3. Электросхемы? — разберется даже школьник!
  4. Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
  5. Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
  6. Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
  7. Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
  8. Стандартные цепи питания и соединение элементов
  9. Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
  10. Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
  11. Обозначение предохранителей на электросхемах
  12. Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
  13. Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
  14. Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
  15. Автоэлектрика? Проще простого!
  16. Электрические машины описание электрической схемы

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Читайте также:  Схема лямбда зонд опель омега

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Источник статьи: http://artsybashev.ru/cardriver/kak-chitat-elektricheskie-shemi-avtomobilya/

Электрические машины описание электрической схемы

Наглядные пособия, таблицы и схемы по электрическим машинам. Может быть полезно как для учащихся, студентов, так и преподавателей.

Содержание разделов:
Раздел 1. Трансформаторы
1. Типы магнитных систем
2. Способы прессовки магнитных систем
3. Силовой трансформатор. Реактор
4. Элементы конструкции и способы охлаждения масляных трансформаторов
5. Цилиндрические обмотки
6. Винтовые обмотки
7. Непрерывные обмотки
8. Конструктивные схемы однофазных и трехфазных трансформаторов
9. Холостой ход трансформатора
10. Намагничивание магнитопроводов трансформаторов
11. Нагрузка трансформатора
12. Схемы замещения трансформатора
13. Режим установившегося короткого замыкания трансформатора
14. Режим установившегося короткого замыкания трансформатора
15. Изменение вторичного напряжения трансформатора
16. Потери и КПД трансформатора
17. Автотрансформаторы
18. Автотрансформаторы
19. Трехобмоточный трансформатор
20. Параметры трехобмоточных трансформаторов
21. Схемы и группы соединений трансформаторов
22. Группы соединений обмоток трехфазных трансформаторов
23. Параллельная работа трансформаторов

Раздел 2. Машины переменного тока
24. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (исполнение IP 44)
25. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (исполнение IP 23)
26. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (исполнение 6 кВ)
27. Статор асинхронного двигателя
28. Короткозамкнутые роторы асинхронных двигателей
29. Асинхронный двигатель с фазным ротором
30. Фазный ротор асинхронного двигателя
31. Охлаждение электрических машин
32. Охлаждение электрических машин
33. Конструктивное исполнение электрических машин
34. Синхронный явнополюсный двигатель
35. Ротор явнополюсной синхронной машины
36. Гидрогенератор Красноярской ГЕС
37. Статор гидрогенератора
38. Ротор гидрогенератора
39. Турбогенератор с водяным охлаждением
40. Ротор и статор турбогенератора
41. Электродвижущие силы обмоток переменного тока
42. Электродвижущие силы обмоток переменного тока
43. ЭДС от основной гармоники поля
44. ЭДС катушечной группы
45. ЭДС от высших гармоник поля
46. Обмотки машин переменного тока. Однослойные обмотки переменного тока
47. Обмотки машин переменного тока. Однослойные обмотки переменного тока
48. Обмотки машин переменного тока. Однослойные обмотки переменного тока
49. Двухслойные обмотки переменного тока
50. Двухслойные обмотки
51. Двухслойные обмотки
52. Двухслойные обмотки
53. Магнитодвижущие силы обмоток переменного тока
54. Магнитодвижущие силы обмоток переменного тока
55. МДС фазной обмотки
56. Вращающиеся волны МДС
57. Первая гармоника МДС трехфазной обмотки (аналитический вывод)
58. Первая гармоника МДС трехфазной обмотки (графическое построение)
59. Первая гармоника МДС двухфазной обмотки
60. Магнитные поля обмоток переменного тока
61. Потоки рассеяния обмоток переменного тока

Раздел 3. Асинхронные машины
62. Принцип действия асинхронных машин
63. Рабочий процесс в асинхронном двигателе
64. Приведение вращающейся машины к неподвижной, работающей как трансформатор
65. Основные уравнения и векторная диаграмма асинхронного двигателя
66. Асинхронные машины. Схема замещения
67. Электромагнитный момент асинхронной машины
68. Электромагнитный момент
69. Критическое скольжение и максимальный момент
70. Круговая диаграмма асинхронной машины
71. Круговая диаграмма асинхронной машины
72. Построение круговой диаграммы по экспериментальным данным
73. Построение круговой диаграммы по экспериментальным данным
74. Пуск трехфазных асинхронных двигателей
75. Асинхронные двигатели с вытеснением тока в обмотке ротора
76. Асинхронные двигатели с вытеснением тока в обмотке ротора
77. Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей
78. Регулирование частоты вращения изменением числа полюсов
79. Схемы систем частного регулирования
80. Регулирование частоты вращения фазных асинхронных двигателей
81. Регулирование частоты вращения фазных асинхронных двигателей
82. Асинхронный генератор (АГ)
83. Индукционный регулятор

Раздел 4. Синхронные машины
84. Магнитное поле СМ при холостом ходе и параметры обмотки возбуждения
85. Магнитное поле СМ при холостом ходе и параметры обмотки возбуждения
86. Магнитное поле и параметры обмотки якоря
87. Магнитное поле и параметры обмотки якоря
88. Магнитное поле и параметры обмотки якоря
89. Магнитное поле и параметры обмотки якоря
90. Векторная диаграмма напряжения генераторов
91. Характеристики синхронного генератора (СГ)
92. Характеристики СГ
93. Учет насыщения при построении векторных диаграмм напряжений СГ
94. Параллельная работа синхронных машин Синхронизация СГ
95. Синхронные режимы параллельной работы синхронных машин с сетью
96. Электромагнитная мощность и электромагнитный момент синхронной машины
97. Угловая характеристика активной мощности явнополюсной синхронной машины
98. Работа синхронного генератора параллельно с сетью при постоянном возбуждении и переменной мощности
99. Режимы работы синхронных двигателей
100. Векторные диаграммы синхронных двигателей
101. Схемы возбуждения синхронных машин

Раздел 5. Машины постоянного тока
102. Выпрямление переменного тока в постоянный с помощью коллектора
103. Магнитная цепь машины
104. Обмотки якоря
105. Якорь машины постоянного тока
106. Якорь машины постоянного тока
107. Коллекторы электрических машин
108. Двигатель постоянного тока
109. Петлевая и волновая обмотки (принцип выполнения)
110. Пример простой петлевой обмотки
111. Пример простой волновой обмотки
112. ЭДС якоря
113. Максимальное значение напряжения между соседними коллекторными пластинами а) при холостом ходе б) при нагрузке
114. Реакция якоря
115. Коммутация якоря
116. Уравнения коммутации. Способы улучшения коммутации
117. Обратимость машин постоянного тока
118. Генераторы постоянного тока
119. Генераторы постоянного тока. Генератор независимого возбуждения
120. Генераторы постоянного тока. Генератор независимого возбуждения
121. Генераторы постоянного тока. Генератор параллельного возбуждения
122. Генераторы постоянного тока. Генератор последовательного возбуждения
123. Генераторы постоянного тока. Генератор смешанного возбуждения
124. Двигатель параллельного возбуждения
125. Двигатели постоянного тока
126. Регулирование частоты вращения двигателя параллельного возбуждения
127. Регулирование частоты вращения двигателя параллельного возбуждения
128. Двигатель последовательного возбуждения
129. Регулирование частоты вращения двигателя последовательного возбуждения
130. Двигатели постоянного тока. Двигатель смешанного возбуждения
131. Параллельная работа генераторов постоянного тока

Источник статьи: http://www.booktech.ru/books/elektrotehnika/4016-elektricheskie-mashiny-plakaty-shemy-2012.html

Оцените статью
Все про машины