- Как читать автомобильные электрические схемы
- Почему полезно разбираться в автоэлектрике
- Электросхемы? — разберется даже школьник!
- Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
- Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
- Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
- Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
- Стандартные цепи питания и соединение элементов
- Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
- Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
- Обозначение предохранителей на электросхемах
- Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
- Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
- Автоэлектрика? Проще простого!
- Принципы установки дополнительного электронного оборудования в автомобиль
- Аудиооборудование
- Антирадар и видеорегистратор и GPS-навигатор
- Холодильник, ионизатор воздуха и парктроник
- Подсветка приборной панели и салона
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае — бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Источник статьи: http://artsybashev.ru/cardriver/kak-chitat-elektricheskie-shemi-avtomobilya/
Принципы установки дополнительного электронного оборудования в автомобиль
Несмотря на то, что современные автомобили бывают уже начинены различными электронными системами даже в основной комплектации, многие владельцы желают установить в них дополнительное электронное оборудование. Ведь технический прогресс не стоит на месте и рынок наводняется все новыми автомобильными гаджетами.
О том какими принципами следует руководствоваться при установке того или иного электронного прибора без фатальных последствий для него, а также для бортовой сети автомобиля и пойдет в дальнейшем речь. Любой новоиспеченный владелец автомобиля в минимальной комплектации рано или поздно пожелает иметь в салоне возможность послушать любимые музыкальные композиции или последние новости. Кроме магнитолы, ресивера или мультимедийной системы,ставшими обыденными спутниками автомобилиста, многие желают установить в салон своего авто усилитель, сабвуфер, холодильную установку, ионизатор воздуха, антирадар, видеорегистратор, парктроник, телевизор, камеру заднего вида и многие другие полезные электроприборы. Другие, увлеченные модными веяниями, желают установить в свое авто необычную подсветку салона или приборной панели.
Аудиооборудование
Для успешной установки автомагнитолы прежде всего, понадобится опыт установщика. Если его нет, значит, вы будете все делать на свой страх и риск. И винить за треснутый пластик или оплавление проводки в этом случае придется только самого себя. Поэтому, прежде чем браться за инсталляцию магнитолы и любого другого оборудования, настоятельно рекомендуется сначала изучить соответствующую литературу о вашем автомобиле. В частности, о точках крепления различных пластиковых панелей передней консоли, а также о схеме электропроводки и типах электрических разъемов.
Современные автомагнитолы и мультимедийные системы имеют электрический разъем типа «ISO-1», в котором уже содержатся выводы питания, контрольной шины и выходы на динамики. Перед установкой следует проверить, насколько радиофицирован ваш автомобиль. Установлены ли в него штатные динамики и антенна.
Насколько надежны их выводы и достаточна ли их длина. Если провода слишком тонкие или короткие, они подлежат обязательной замене, поскольку монтаж проводов с натяжением в проводке автомобиля не допускается. При подключении питания следует вооружиться цифровым или стрелочным измерительным прибором — мультиметром, чтобы точно убедиться в наличии напряжения на клеммах нужного провода. Как правило, «плюсовые» провода с напряжением имеют изоляцию красного цвета. Провода, находящиеся под напряжением после поворота ключа зажигания в положение «Ign» имеют изоляцию желтого цвета. Провод с положительным напряжением бортовой сети автомобиля соединяется с разъемом питания, имеющего надпись «+» аудиоустановки, усилителя, активного сабвуфера и конденсатора.
Настоятельно рекомендуется подключать питающий провод к аудиосистеме через плавкий предохранитель, рассчитанный на ток 5-10 ампер в зависимости от ее мощности. Это избавит вас от многих неприятностей в случае короткого замыкания. Провод желтого цвета, на котором появляется напряжение после включения зажигания, называется управляющим. Его подключают к клемме, обозначенной надписью «Ign» или «control».
Что касается «минусового» разъема с надписью «Negative» или «Ground», обычно это провод черного или темно-синего цвета. Если автомобиль оборудован встроенными динамиками, их подключают непосредственно к выходу аудиосистемы. Необходимо помнить, что передние динамики подключают к разъемам усилителя или мультимедийной установки с надписью «Front». Надпись «left» соответствует динамику, расположенному слева, а «right» — справа.
Аналогичным образом подключаются и задние динамики. Разъемы для них обозначаются английским словом «Rear» и имеют аналогичное обозначение правого и левого каналов. Если аудиоподготовка автомобиля отсутствует, необходимо установить динамики самостоятельно. Наилучшие места их установки — это торпедо. Если посадочные места для динамиков отсутствуют, их устанавливают в обивку дверей непосредственно либо через специальные проставки — подиумы.
Единственное требование к ним — это жесткое крепление и защита проводов от перетирания. Задние динамики и сабвуфер могут быть установлены в багажном отсеке. Главное требование — жесткое крепление и надежная защита проводов от механических повреждений. Конденсатор, усилитель и другое вспомогательное аудиооборудование могут быть установлены в автомобиле в любом месте на усмотрение владельца. В этом случае придется протягивать дополнительную шину питания. Так как отрицательный вывод аккумуляторной батареи выведен на кузов автомобиля, протягивать его отдельным проводом часто не имеет смысла. Допускается подключение «массы» через болтовое соединение, имеющее надежный электрический контакт с кузовом автомобиля.
Все аудиооборудование должно быть надежно закреплено, а провода — надежно заизолированы и защищены от перетирания, разрыва и других повреждений. Что касается установки антенн, активная и пассивная антенны подключаются через специальный разъем, обозначенный как «Ant». Этот разъем представляет собой центральный контакт, окруженный металлической экранирующей оболочкой. Питание активной антенны подключается автоматически при включении мультимедийной системы.
Активная антенна крепится на ветровое стекло так, чтобы не ограничивать видимость. Самое удачное ее расположение — это сверху ветрового стекла за зеркалом заднего вида. Для соединения отрицательного вывода питания антенны с «массой» можно использовать крепление центрального зеркала заднего вида к кузову автомобиля. Антенный провод желательно завести под обивку внутрь центральной консоли.
Антирадар и видеорегистратор и GPS-навигатор
Различные навесные приборы как правило, имеют автономное питание и подключаются к бортовой сети автомобиля исключительно для зарядки аккумуляторов через разъем прикуривателя. В этом случае, при использовании сразу нескольких устройств встает проблема их подключения. Для этого в широкой продаже имеются различные «тройники» и удлинители для разъема прикуривания.
Главным принципом при выборе удлинителя является надежность его провода и разъемов. Лучшим вариантом будет закрепление розеток удлинителя при помощи двустороннего скотча в нижней части передней консоли так, чтобы он не создавал помех для управление селектором или рычагом механической коробки передач, а также управлению функциями климатической установки. Все перечисленные устройства должны крепиться на ветровое стекло так, чтобы не загораживать обзор водителю. Для того, чтобы исключить блики и отсвечивание, объектив видеорегистатора устанавливают в максимальной близости от стекла.
Современные модели видеорегистраторов имеют угол обзора 120 градусов. Поэтому, идеальное место для него — это верхняя часть ветрового стекла за зеркалом заднего вида. Антирадар должен располагаться как можно ближе к ветровому стеклу, чтобы улавливать даже слабое отраженное излучение радара. В противном бесполезным. Тот же принцип лежит и в основе размещения навигатора, поскольку ему также необходимо получать сигнал со спутника. А стальная крыша автомобиля является для него экраном. Поэтому, размещать GPS- или ГЛОНАСС — навигатор целесообразно в непосредственной близости от ветрового стекла.
Холодильник, ионизатор воздуха и парктроник
Большой плюс к комфорту в автомобиле дает наличие холодильника, ионизатора воздуха и парктроника. При установке этого оборудования следует ориентироваться на наличие дополнительного места в багажнике или в салоне, а также смириться с тем, что автомобиль будет ощутимо больше расходовать топливо, поскольку в его бортовую сеть будет включен еще один мощный потребитель электрической энергии.
В зависимости от объема холодильной камеры, определяется место размещения холодильника: в салоне между водительским и передним пассажирским креслом либо в багажном отделении. Для подключения холодильника в случае размещения его в багажнике, придется монтировать дополнительную розетку прикуривания, желательно, содержащую дополнительный плавкий предохранитель на 5 — 30 Ампер в зависимости от мощности, потребляемой холодильником. Такая розетка может в дальнейшем пригодиться для подключения других электроприборов, работающих от постоянного тока напряжением 12 вольт, например, пылесоса, компрессора или переносной лампы. Ионизатор воздуха желательно устанавливать в место с интенсивными потоками воздуха, при этом не перекрывая штатные воздуховоды.
Установка парктроника помимо всего прочего, требует еще и наличия минимальных слесарных навыков, поскольку затрагивает установку датчиков в пластиковый бампер автомобиля. Главное здесь — избегать натяжения проводов, идущих от датчиков. Лучшее место для монитора парктроника— это передняя консоль, либо рядом с центральным зеркалом заднего вида.
Подсветка приборной панели и салона
При установке подсветки в последнее время широкое распространение получили светодиодные ленты. Они обладают рядом таких достоинств как компактность, низкое энергопотребление, возможность смены цвета свечения. Однако, светодиоды имеют один недостаток по сравнению с традиционными лампами накаливания.
Дело в том, что светодиод обладает полярностью подключения, а также направленным световым потоком. Это все существенно затрудняет использование светодиодов в качестве подсветки приборной панели. Ведь это не всегда комфортно, когда яркое свечение светодиодов бьет вам в глаза, освещая при этом только часть приборов. Наилучший вариант подсветки салона и приборной панели — это использование светодиодной ленты, подключенной к регулятору яркости свечения также светодиоды лучше всего использовать для подсветки дверных ручек, перчаточного ящика и пола в салоне автомобиля.
Для наиболее безопасного подключения к положительному выводу светодиода следует припаивать балластный резистор, сопротивлением 500 Ом — 1 кОм. Это предохранит светодиод от пульсаций и скачков напряжения в бортовой сети автомобиля. Все соединения обязательно должны быть заизолированы. Для этого лучше всего подойдет термоусадочная изоляционная трубка.
Главными критериями при установке новой подсветки являются электробезопасность, защита от короткого замыкания, а также возможность регулирования яркости светового потока.
Источник статьи: http://autoburum.com/articles/46-principy-ustanovki-dopolnitelnogo-elektronnogo-oborudovanija-v-avtomobil.html