Электрические схемы холодильных машин
Цепи управления холодильной установкой АР-3 питаются постоянным током напряжением 12 в от аккумуляторной батареи АБ (рис. 33). Подзаряд батареи осуществляется генератором Г через реле-регулятор PP.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 33. Электрическая схема управления
Электродвигатель включается в сеть с напряжением 380/220 в пакетным переключателем 1ПК. После этого включают автоматический выключатель А, подающий питание на электродвигатель и пакетный выключатель 2ПК, подключающий питание 12 в в цепи управления холодильной установкой.
При этом загорается зеленая лампа 3JI через размыкающий (нормально-замкнутый) контакт 1Р-3, сигнализирующая о наличии напряжения в цепях управления холодильной установкой. Затем, пакетный переключатель переводится в первое положение ПП-1.
При нормальном давлении во фреоновой системе и температуре в пределах дифференциала оперативного термореле Т0, контакты реле давления РД и оперативного термореле Т0 будут замкнуты. При нажатии на кнопку КУ включаются реле 1Р и 2Р.
Реле 1Р своим замыкающим (нормально-открытым) контактом 1Р-1 блокируется и включает в кабине водителя красную лампу «включена автоматика», а контактом 1Р-3 отключает лампу 3JI.
Реле 1Р замыкающим контактом 1Р-2 и реле 2Р замыкающим контактом 2Р-1 включают катушку магнитного пускателя ПМ, которая своими замыкающими контактами ПМ включает электродвигатель компрессора ДВ в работу.
Одновременно реле 2Р своим замыкающим контактом 2Р-3 включит красную лампу 1JI.
Таким образом, холодильная установка работает на автоматическом режиме от электродвигателя.
При достижении нижнего предела заданной температуры в кузове автомобиля-рефрижератора срабатывает оперативное термореле Т0 и своими контактами размыкает цепь обмотки реле 2Р, которое своим замыкающим контактом 2Р-1 разрывает цепь катушки магнитного пускателя ПМ, обесточивая ее.
Контакты магнитного пускателя ПМ разомкнутся и отключат электродвигатель ДВ от сети. Холодильная установка останавливается.
При повышении температуры (в пределах дифференциала) термореле цикл включения повторяется. Контакт оперативного термореле Т0 замыкается, обмотка реле 2Р, получив питание, замыкает (как описано ранее) свой контакт 2Р-1 и включает катушку пускателя ПМ, которая контактами ПМ снова включает электродвигатель ДВ.
Для работы холодильной установки от карбюраторного двигателя автоматический выключатель А должен быть отключен. Затем включается пакетный выключатель 2ПК. При этом загорается зеленая лампа, сигнализирующая о наличии напряжения в цепях управления холодильной установкой.
При нормальном давлении во фреоновой системе и температуре в пределах дифференциала термореле, контакты реле давления РД и оперативного термореле Т0 будут замкнуты. При нажатии на кнопку КУ включается реле IP и 2Р. Реле IP своим замыкающим контактом 1Р-1 блокируется и включает красную лампу 2JI в кабине водителя «включена автоматика», а контактом 1Р-3 отключает лампу 3JI. Реле 2Р своим размыкающим контактом 2Р-2 разрывает цепь катушки электромагнита ЭПД, воздействующего на дроссель карбюратора двигателя.
После пуска карбюраторного двигателя, холодильная установка работает от карбюраторного двигателя.
При понижении температуры в грузовом помещении ниже установленного предела, оперативное термореле Т0 размыкает цепь обмотки реле 2Р, которое своим размыкающим контактом 2Р-2 включает катушку электромагнита ЭПД. При этом подвижный сердечник электромагнита втягивается в центральное отверстие катушки и через тягу прикрывает дроссель карбюратора. Карбюраторный двигатель переводится на холостой ход, компрессор останавливается.
При повышении температуры в грузовом помещении кузова рефрижератора до установленного предела, реле Т0 замыкает свои контакты, реле 2Р размыкает свой контакт 2Р-2 и обесточивает катушку электромагнита ЭПД. Сердечник электромагнита пружиной возвращается в исходное положение, открывается дроссель карбюратора, двигатель развивает рабочее число оборотов и приводится в действие фреоновый компрессор.
При повышении температуры выше заданной на 3—4° С срабатывает термореле защиты Т3 и своим контактом включает красную лампу 4JI «температура».
В случае опасного повышения давления нагнетания или понижении давления всасывания в компрессоре, срабатывает реле давления РД и своим размыкающим контактом разрывает цепь управления. Обмотка реле 1Р обесточивается и своими контактами 1Р-1 и 1Р-2 останавливает фреоновый компрессор.
Тепловые реле РТ служат для защиты электродвигателя от недопустимых перегрузок. При перегрузке электродвигателя контакты реле РТ размыкаются, катушка магнитного пускателя ПМ обесточивается и своими контактами отключает электродвигатель ДВ от сети. Одновременно включается обмотка реле 2Р и своим контактом 2Р-3 включает лампу 1Л.
Предохранитель ПТ служит для защиты цепей управления от коротких замыканий и перегрузок.
В холодильной установке применен асинхронный электродвигатель переменного тока типа А-51-2 мощностью 7 кет с короткозамкнутым ротором в защищенной исполнении,, который может включаться в сеть с напряжением 380 или 220 в.
В холодильной установке применяется магнитный пускатель ПМ2211 водозащитного исполнения, который предназначен для дистанционного пуска и останова, а.также для защиты от опасных перегрузок электродвигателя.
Магнитный пускатель может нормально работать при колебаниях напряжения в сети в пределах от 85 до 105% от номинального, а также в условиях вибрации и ударных сотрясений.
Магнитный пускатель (рис. 34) состоит из следующих основных частей: контактора, двух тепловых реле, кнопок управления, пакетного переключателя, колодочки с предохранителем, кожуха пускателя.
Детали контактора и тепловые реле собирают на общем стальном основании, укрепленном на дне кожуха пускателя винтами. Рабочие части главных контактов изготовлены из ме-таллокерамического сплава и припаяны к латунным контак-тодержателям с использованием бессеребряного припоя.
В пускатель встроен специальный блок-контакт (рис. 35) для шунтирования контактов кнопки «пуск» и осуществления нулевой защиты. Он отключает пускатель при исчезновении напряжения и предотвращает самопроизвольное включение при появлении напряжения. Этот блок-контакт смонтирован в кар-болитовом корпусе, прикрепленном к основанию 1 пускателя при помощи стойки.
Неподвижные контакты 5 укреплены на корпусе 10. В верхней части корпуса установлена на оси уравновешенная карбо-литовая колодочка 9 с пружинящим мостиком 4. Неподвижные контакты имеют демпфирующие плоские пружины, к которым прикреплены серебряные рабочие части контактов 6. В нижней части корпуса перемещается тяга 2, связанная с подвижной частью контактора перекидной колодочкой при помощи тяги 3 блок-контакта. При перемещении тяги 2 происходит перекидывание колодочки под действием пружины 11. Блок-контакт регулируется таким образом, чтобы замыкание его контактов происходило за 1—2 мм до полного втягивания якоря магнитной системы, а размыкание контактов — за 1—2 мм до полного отпадания якоря. Регулировка замыкания и размыкания контактов осуществляется перемещением стойки 12 вместе с корпусом, а также упорным винтом 7 с контргайкой 8.
Контактная подвижная система связана с якорем электромагнита системой деталей, обеспечивающих параллельное перемещение контактов при движении якоря. Замыкание контактов главной цепи обеспечивается пружинами.
Рис. 34. Магнитный пускатель:
1 — кожух; 2 — основание пускателя; 3 — дугогасительная камера; 4 — главные контакты; 5 — основной блок-контакт; 6 — рейка; 7— тепловое реле ТРТ; 8— электромагнит; 9 — предохранитель; 10 — крышка; 11 — уплотнение крышки; 12 — гайка сальника
В магнитном пускателе тепловая защита двигателя осуществляется тепловым реле ТРТ (рис. 36), которое включается в две фазы главной цепи пускателя, последовательно с тяговой катушкой.
Рис. 35. Блок-контакт пускателя
Рис. 36. Тепловое реле
Реле ТРТ состоит из пластмассового корпуса 1, на котором смонтированы все детали. Регулирующим органом реле служит термобиметалл инвар-сталь.
Биметалл 9 имеет U-образную форму и насажен на ось. На один из концов биметалла опирается цилиндрическая витая пружина из стальной проволоки. Другой конец пружины опирается на пластмассовую изоляционную колодочку, на которой помещен контактный мостик с серебряными контактами. Колодочка может поворачиваться вокруг неподвижной оси. Другой конец биметалла соединен с механизмом уставки, позволяющим регулировать ток уставки изменением натяга биметалла.
Рис. 37. Регулировочные размеры контактов и хода магнитной системы
При перегрузке термобиметалл перекидывает изоляционную колодочку в отключенное положение. После отключения тока термобиметалл охлаждается, возвращается в нормальное положение и замыкает контакты реле.
Возврат в нормальное положение может быть ускорен нажатием кнопки.
Величина тока уставки реле указывается на щитке пускателя. Положение рычага регулятора теплового реле, соответствующее току уставки, приведенному на заводском щиткег отмечено красной риской.
Тепловое реле ТРТ обеспечивает защиту электродвигателя в следующих условиях:
– при длительной (свыше 20 мин) перегрузке электродвигателя током выше 135% от его номинального;
– в пусковом периоде при значительной перегрузке, вызывающей остановку двигателя;
– при обрыве одной фазы.
На крышке кожуха пускателя имеется указательная табличка, на которой обозначены три положения переключателя.
Положение I и II соответствует включению обмоток статора электродвигателя в звезду — при напряжении сети 380 в и в треугольник — при напряжении сети 220 в. Положение О — отключено питание.
Предохранитель рассчитан на 15 а. Колодочка предохранителя крепится двумя зажимами, препятствующими ее выпаданию при вибрации и ударных сотрясениях. Корпус и крышка пускателя изготовлены из листовой стали. Для защиты от попадания влаги внутрь пускателя между крышкой и корпусом установлено резиновое уплотнение. Натяг резинового уплотнения может регулироваться гайками.
Кожух пускателя имеет в нижней части специальные сальники для ввода кабелей главной цепи и цепи управления.
Для включения и отключения пускателя имеются кнопки «пуск» и «стоп».
При значительном износе главных контактов всех фаз их заменяют новыми. Допустимые величины растворов и провалов контактов показаны на рис. 37. Этими значениями следует руководствоваться при замене контактов.
Правильность установки и регулировки блокировочного механизма контролируется следующим образом: при одновременном нажиме на якоря обоих контакторов ни один из их контактов не должен приближаться к неподвижным контактам ближе чем на 2,5 мм.
Для того чтобы не нарушать нормальной работы тепловой защиты, а также нулевой защиты, не следует разбирать тепловое реле и основной блок-контакт. Лишь в случае безусловной необходимости эту разборку следует поручать квалифицированному персоналу.
В холодильной установке применен генератор Г22 постоянного тока, параллельного возбуждения, номинальной мощности 200 вт. Генератор работает в комплекте с реле-регулятором РР24-Г параллельно с аккумуляторной батареей 6-СТ-42, питающей электросистему холодильной установки. Генератор служит также для подзаряда аккумуляторной батареи.
Генератор приводится во вращение карбюраторным или электродвигателем при помощи клино-ременной передачи, которая служит одновременно приводом вентилятора конденсатора.
Якорь генератора вращается в двух шариковых подшипниках полузакрытого типа, установленных в передней (со стороны привода) и задней крышках.
Уход за генератором
При техническом обслуживании необходимо проделать следующие работы:
– проверить состояние и натяжение ремня привода генератора, крепление его, а также произвести смазку подшипников;
– проверить состояние, чистоту и плотность соединений проводов на корпусе генератора;
– сняв защитную ленту с корпуса генератора, осмотреть состояние коллектора и щеток. Необходимо, чтобы рабочая поверхность коллектора была гладкой и не имела следов подгорания. Щетки должны свободно перемещаться в направляющих щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа (высота щетки не менее 14 мм). Нормальное давление пружины на щетки должно быть в пределах 800—1250 Г (проверяется пружинным .динамометром).
Скопившиеся на крышке (со стороны коллектора) и на щеткодержателях пыль и грязь следует удалить, продувая генератор сухим сжатым воздухом, коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине;
в передний подшипник генератора пустить 1—2 капли масла через масленку в передней крышке (со стороны привода).
Задний подшипник (со стороны коллектора) смазывается один раз в год. Для закладки смазки в задний подшипник необходимо снять колпачковую крышку.
Малогабаритный реле-регулятор РР24-Г работает совместно с генератором постоянного тока Г22 и предназначен для автоматического включения и отключения генератора при под-заряде аккумуляторной батареи, поддержания постоянного напряжения в сети и защиты генератора от перегрузки.
Уход за реле-регулятором. При каждом техническом обслуживании необходимо проверять надежность крепления реле-регулятора, а также состояние и плотность затяжки всех винтов, крепящих наконечники проводов к клеммам реле-регулятора.
Регулярно при втором техническом обслуживании (ТО-2) следует проверять работу приборов реле-регулятора. Наиболее полноценная проверка может быть произведена в специальных мастерских, однако допускается проверка работы реле-регулятора и непосредственно на холодильной установке.
Вскрытие и регулировка реле-регулятора могут производиться только подготовленными рабочими в специальной мастерской, располагающей необходимыми измерительными приборами.
Снимать пломбу и вскрывать реле-регулятор в эксплуатационных или гаражных условиях категорически воспрещается. Регулировать реле-регулятор можно только в случаях: если напряжение включения реле обратного тока на 0,5 в больше или меньше допустимых пределов (12,2—13,2 в);
если разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока меньше 0,5 в;
если сила регулируемого тока на 1,0 а больше или меньше допустимых пределов (17—19 а).
После регулировки необходимо проверить характеристики реле-регулятора с надетой крышкой в рабочем положении на холодильной установке или на стенде.
В холодильной установке используется аккумуляторная батарея 6-СТ-42. Номинальное напряжение батареи—12 в. Емкость батареи — 42 а-ч. Аккумуляторная батарея включена параллельно генератору. При нормальных условиях, когда э. д. с. генератора больше э. д. с. батареи, последняя заряжается от генератора. Если э. д. с. генератора меньше, чем э. д. с. батареи, что бывает при работе карбюраторного двигателя с малым числом оборотов коленчатого вала или при временной остановке двигателя, батарея питает электросистему холодильной установки и при этом разряжается.
При работе холодильной установки аккумуляторная батарея должна автоматически заряжаться. Если аккумуляторная батарея недостаточно заряжается или генератор чрезмерно заряжает батарею и электролит начинает «кипеть», необходимо проверить работу реле-регулятора и генератора.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/elektrooborudovanie-kholodilnoi-ustanovki