Электрический автомобиль схема блока питания

Содержание
  1. Электрическая схема блока питания для гаража
  2. Как читать автомобильные электрические схемы
  3. Почему полезно разбираться в автоэлектрике
  4. Электросхемы? — разберется даже школьник!
  5. Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
  6. Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
  7. Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
  8. Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
  9. Стандартные цепи питания и соединение элементов
  10. Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
  11. Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
  12. Обозначение предохранителей на электросхемах
  13. Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
  14. Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
  15. Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
  16. Автоэлектрика? Проще простого!

Электрическая схема блока питания для гаража

Напомню, что это схема конкретного экземпляра устройства (смотрите: Блок питания для гаража) и некоторые ее части могут выглядеть избыточно, а параметры отдельных элементов – с большим запасом. Тем не менее, она настраивалась и подгонялась под реальные условия эксплуатации и полностью работоспособна.

Назначение отдельных элементов схемы и работу устройства удобнее рассмотреть на приведенной ниже блок-схеме.

1. Трансформатор и выпрямители;

2. Формирователь опорного напряжения для схемы защиты от КЗ;

3. Активный элемент защиты от КЗ;

4. Формирователь опорного напряжения для схемы стабилизации и регулировки выходного напряжения;

5. Узел регулировки выходного напряжения;

6. Активный элемент схемы стабилизации и регулировки выходного напряжения;

7. Регулирующие транзисторы;

8. Узел отображения параметров выходного напряжения.

Рис. 1. Электрическая схема блока питания для гаража (для увеличения нажмите на рисунок)

Рис. 2. Блок-схема блока питания (для увеличения нажмите на рисунок)

Работа схемы:

Входное напряжение 220 вольт через предохранитель поступает на обмотку трансформатора (первичную). Нижняя по схеме вторичная обмотка трансформатора (блок 1) выполнена толстым проводом и имеет маркировку 8-8′, напряжение с этой обмотки будет использоваться для питания нагрузки. Диодный мост, собранный на мощных диодах Д231 (Imax=10А), выпрямляет напряжение. Пульсации напряжения сглаживает конденсатор С1. Ниже показана схема диодного моста, собранного на диодах Д231.

Аналогичным образом на диодной сборке VD2 собран выпрямитель для получения опорных напряжений. Светодиод HL1 – для индикации наличия сетевого напряжения на входе блока питания. Ток через него ограничивается резистором R1.

Работа схемы стабилизации выходного напряжения

Узел 4 — собственно параметрический стабилизатор на на резисторе R2 и стабилитронах VD5,VD6. Напряжение стабилизации выбрано 18 вольт для расширения пределов регулирования выходного напряжения.

Переменным резистором R4, напряжение на базе VT2 можно регулировать. Соответственно будет изменятся напряжение на его эмиттере, а следовательно – на базах параллельно соединенных выходных транзисторов, что в свою очередь, приведет к изменению выходного напряжения.

Теперь схема будет стремиться поддержать установленный уровень выходного напряжения. Для обеспечения большей стабильности параметрический стабилизатор и питается от отдельной обмотки 5-15.

Работа схемы защиты от короткого замыкания

При нормальной работе устройства транзистор VT1 закрыт и не мешает работе схемы стабилизации выходного напряжения. Диоды VD3,VD4 используются в качестве стабилитронов, так как включены в прямой полярности, то есть постоянно открыты. При протекании тока через открытый диод на нем падает около одного вольта. Таким образом база транзистора VT1 имеет фиксированный потенциал около двух вольт. Напряжение на эмиттере транзистора равно выходному напряжению (эмиттер соединен с выходом).

При возникновении в нагрузке короткого замыкания, напряжение на выходе (а значит и на эмиттере VT1) резко понизится и станет меньше напряжения на базе VT1, транзистор VT1 откроется, зашунтировав резистор R4 (напряжение на базе VT2 упадет почти до нуля), что вызовет закрытие транзистора VT2 и далее – закрытие VT3 – VT6. Ток через закрытые транзисторы минимален и не уже сможет их повредить.

После устранения КЗ схема вернется к нормальной работе.

Детали блока питания

Диодный мост VD1 собран на диодах Д231, можно применить любые выпрямительные диоды на ток до 10 ампер, например: 10А02 (U=100B, I=10A), КД213 (U=200B, I=10A).

Диодный мост VD2 собран на диодах 1N4007, можно применить любые на напряжение 100 вольт (т. к. переменное напряжение на обмотке 5-15 = 70 вольт), например:КД221 с любой буквой (U≥100B, I=0,5A).

Диоды VD3,VD4 – КД522, можно выбрать другие кремниевые, например: Д226, КД106

Стабилитроны VD5,VD6 – Д814Б, можно заменить одним или несколькими, соединенными последовательно для получения требуемого напряжения стабилизации, например: КС509Б (Uстаб=18V).

Транзисторы VT1 – KT312, VT2 – 2T608A, VT3–VT6 — KT829. Вместо указанных типов вполне применимы другие транзисторы обратной проводимости малой, средней и большой мощности. Например: КТ503Е, КТ603А, КТ819А.

Индикаторные светодиоды – любые из имеющихся в наличии, применены – АЛ307БМ и ВМ.

Источник статьи: http://electrik.info/main/praktika/534-elektricheskaya-shema-bloka-pitaniya-dlya-garazha.html

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Источник статьи: http://artsybashev.ru/cardriver/kak-chitat-elektricheskie-shemi-avtomobilya/

Читайте также:  Лада калина бортовой компьютер как настроить часы
Оцените статью
Все про машины