- Автомобильный справочник
- для настоящих любителей техники
- Электромагнитная совместимость
- Источники помех в автомобиле
- Пульсации тока
- Импульсы помех
- Высокая частота
- Автомобиль как источник помех
- Потенциально чувствительные устройства в автомобиле
- Прямая паразитная связь
- Электростатический разряд
- Методы измерения помех
- Метод лабораторных испытаний
- Выбор испытаний для проверки электромагнитной совместимости
- Методики испытания автомобилей
- Правила и стандарты
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Электромагнитная совместимость
Термин «электромагнитная совместимость» определяет способность электрической системы сохранять нейтральность вблизи других систем, т.е. она не мешает работе этих систем и те, в свою очередь, не мешают ей. Вот о том, как осуществляется электромагнитная совместимость и подавление помех в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
С учетом этих требований автомобильные электрические системы и автомобили в целом проектируются для обеспечения электромагнитной совместимости (рис. «Электромагнитная совместимость в автомобилях» ).
Источники помех в автомобиле
Пульсации тока
Генератор питает автомобиль и его электрическую систему выпрямленным трехфазным током. Хотя ток этот довольно плавный и сглаживается аккумуляторной батареей, однако остаточные пульсации все еще остаются. Их амплитуда зависит от нагрузки на электрическую систему автомобиля и проводку (рис. «Влияние конструкции автомобильной электрической системы на пульсации напряжения» ), а частота пульсаций изменяется в зависимости от частоты вращения генератора. Основная частота пульсаций лежит в килогерцовом диапазоне. Пульсации могут накладываться на автомобильную звуковоспроизводящую систему непосредственно (гальваническим путем) или индуктивно, где их присутствие воспринимается как шум в громкоговорителях.
Импульсы помех
Импульсы помех образуются, когда в автомобиле происходит включение или выключение электрического оборудования. Эти импульсы воспринимаются смежными системами непосредственно через систему подачи питания или косвенно как эффект наведения. Если источник помех и система, которая воспринимает импульс помехи, не согласованы друг с другом, это может привести к ложным срабатываниям и даже к разрушению смежных систем.
Импульсы, возникающие в автомобиле, могут быть классифицированы по пяти основным группам. Во избежание возникновения в электрической системе автомобиля неприемлемых ситуаций необходимо найти оптимальное решение, чтобы сделать источники помех совместимыми с устройствами, чувствительными к помехам.
Амплитуды пульсации (разные у систем на 12 и 24 В) делятся на категории. При определении допустимого уровня излучаемых помех, источников пульсации и необходимой устойчивости чувствительных устройств производится классификация всех источников помех в автомобиле как минимум на одну категорию ниже, чем все чувствительные устройства (например, блоки управления), включая отношение сигнала к помехам. Выбор категории подавления помех производится согласно мерам, направленным либо на подавление источников помех, либо на защиту чувствительных устройств.
Высокая частота
Операции по переключению и текущие передачи данных наводят во многих компонентах высокочастотные внутренние колебания. Эти колебания воздействуют на цепи компонентов — особенно линии подачи питания — и возвращаются в автомобильную систему электрооборудования, куда они поступают с различной степенью ослабления интенсивности.
Независимо от того, является ли измеряемый спектр помех непрерывным или совокупностью отдельных кривых, следует ясно представлять разницу между двумя видами источников помех: широкополосные источники помех (электродвигатели — стеклоочистителей, вентиляторов, топливного насоса, генератора и разных электронных компонентов) или узкополосные источники помех (блоки управления с микропроцессорами). Эта классификация зависит от ширины диапазона используемого измерительного прибора относительно характеристик сигнала (рис. «Источники широкополосных и узкополосных помех» ).
В автомобиле высокочастотные колебания могут представлять постоянный источник помех для систем связи; они находятся в пределах той же самой частоты и амплитуды, что и полезные сигналы, и поэтому легко проникают в автомобильные средства связи непосредственно через антенну или через антенный кабель. Узкополосные помехи очень критичны, поскольку их характеристики сигнала очень похожи на спектр передатчиков.
Для источников широкополосных помех, таких как электрические двигатели, вентиляторы и т.п., определяются излучаемые помехи на основе паразитных напряжений в питающих проводах в стандартизированных испытаниях. Они также частично оцениваются по стандарту CISPR 25 или DIN/VDE 0879-2 посредством антенных измерений в безэховых камерах с высокочастотными поглотителями. Классификация напряжений помех и напряженностей полей помех, вызванных уровнями подавления помех, определяемых этими стандартами, упрощают электромагнитную совместимость источников помех и чувствительных устройств, относящихся к оригинальному оборудованию автомобиля (табл. «Допустимые уровни подавления помех» и «Допустимые уровни напряженности поля помех» ).
Если уровень помех, изначально одобренный для оригинального оборудования автомобиля, оказывается слишком высоким при модифицировании дополнительных систем связи, это ограничивает меры по подавлению помех.
Если источник помех запитывается непосредственно от выводов 15 или 30, тогда помехам можно противостоять посредством помехоподавляющих конденсаторов и фильтров, наиболее подходящих для применения в автомобилях. Конденсаторы обычно подсоединяются непосредственно к выводу источника и на массу. Помехи от проводников тока могут быть уменьшены посредством экранирования, с коротким заземлением оплетки на обоих концах.
Если источником помех управляет ЭБУ, то обычно запрещается модифицировать проводку, идущую к источнику помех, т.к. это может привести к изменению коммутирующего отклика ЭБУ.
Синхронизирующие сигналы от микропроцессоров в ЭБУ действуют подобно источникам узко диапазонных помех. Обычно модифицирование системы подавления помех этими компонентами невозможно. Излучаемые помехи можно минимизировать, насколько это возможно, соответствующими схемами и устройствами (например, помехоподавляющими конденсаторами) и подходящим расположением компонентов электропроводки. Если этих мер по подавлению помех недостаточно, то нужно попытаться разрешить ситуацию путем оптимизации электрической системы, выбора наилучшего положения для антенны и прокладки антенного кабеля.
В лабораторных условиях оценка реагирования электронных компонентов на помехи включает использование метода электропроводящей линии (например, путем измерения уровня помех на линиях питания) или измерения антенн в безэховых камерах. Окончательное мнение, касающееся приема (посредством радио или подвижных средств связи) в автомобиле, зависит от измерений помех в кабеле антенны, проводимых со стороны приемного устройства. Это вынуждает прибегнуть к специальной измерительной цепи, чтобы сопоставить испытуемое полное входное сопротивление приемника измерителя с сопротивлением приемного устройства автомобиля. Для получения реалистичных результатов испытаний применяется настоящая антенна в начальном положении установки. Такие измерения, для того чтобы изолировать их от внешнего электромагнитного передатчика и сигналов помех, проводятся в экранированных камерах электромагнитного излучения, оснащенных высокочастотными поглотителями.
Автомобиль как источник помех
В автомобиле в целом основным источником возникновения помех является работа системы зажигания. Уровни электромагнитного излучения, которые могут испускаться, определяются законодательными актами (Директива 95/54/ЕС). Директива нацелена на обеспечение радио — и телеприема без создания помех в других автомобилях и в близлежащих зданиях. Максимальные пределы определяются и для широкополосных, и для узкополосных помех (рис. «Пределы паразитного излучения автомобилей» ).
Уровни, определенные в Директиве, являются минимальными требованиями. Простого следования ЕЭК 10 недостаточно для автомобилей, которые оснащены системами связи. По этой причине нужно улучшать подавление помех для каждого конкретного типа автомобилей, чтобы достичь приемлемого радиоприема у автомобильных систем — магнитолы, мобильного телефона и пр. Излучаемые помехи систем зажигания можно уменьшить путем использования подходящих подавляющих компонентов (таких как резисторы в катушках зажигания или высоковольтные Разъемы) и резистивных свечей зажигания. Может потребоваться частичное или полное экранирование системы зажигания на автомобиле, оснащенном двусторонней Радиосвязью. Такие меры подавления помех могут повлиять на питание системы зажигания. Поэтому в таких случаях необходимо проведение подробного анализа Целесообразности принимаемых мер.
Потенциально чувствительные устройства в автомобиле
Электронные блоки управления являются чувствительными к помехам, распространяющимся к системе извне. Помехи появляются от соседних систем в пределах одного автомобиля или от источников, находящихся в их непосредственной близости (например, создаваемые мощными радиовещательными передатчиками). Неправильные срабатывания начинают появляться в точке, где система теряет способность делать различие между помехой и полезным сигналом.
Возможность принятия эффективных мер зависит от характеристик полезных и паразитных сигналов. Блок управления не может отличить полезные сигналы от паразитных, если характеристика паразитного сигнала схожа с характеристикой полезного. Это имеет место, к примеру, когда паразитный сигнал по форме импульсов имеет ту же частоту, что и сигнал датчика частоты вращения колеса. Особенно критичными здесь являются частоты, близкие частоте (fs≈fN) и в том же диапазоне, что и некоторые из гармоник полезной частоты.
Не модулируемые (или модулируемые по звуковой частоте) синусоидальные высокочастотные сигналы (напряженности полей передатчиков) могут демодулироваться в pn-переходах электронных схем. Это может привести к сдвигам уровня, вызванным компонентами постоянного тока, или к наложению переходных паразитных сигналов в результате демодуляции звукочастотных компонентов в паразитном сигнале. Обычно несущая частота кратна полезным частотам (fs,HF >> fN). Звукочастотные компоненты в паразитном сигнале будут особенно критичны, если его частота близка частотам полезных сигналов (fs,HF = fN). Паразитные сигналы на гораздо более низких частотах, чем у полезных сигналов (fs k = C/C0 ; ka = (Cа+C)/C0; kb = (Cb+C)/C0
ϒl = j(ω/c) l; W = 1/(c·C0)
с = 3 · 10 8 м/с (скорость света).
Ub состоит из двух частей: емкостного компонента, зависящего от напряжения U, и индуктивного компонента, зависящего от тока I. Если длина волны помехи является большей, чем длина проводника l, тогда уравнение упрощается до следующего вида:
Это показывает, что пересечение можно свести к минимуму, чем короче длина l, и чем меньше стандартизированная емкостная связь к.
k уменьшается с увеличением расстояния между проводниками. Его можно уменьшить еще больше, закоротив экранирующую оплетку на массу на обоих концах.
Прямая паразитная связь
Прямая паразитная связь может произойти, если датчик (S) или исполнительный механизм (А) непосредственно реагирует на электромагнитные поля (см. рис «Модель помех» ). Например, если датчиком является приемная антенна, микрофон или магнитная головка кассетного проигрывателя, или если для обнаружения электромагнитного поля он использует тот же принцип. В данном случае необходимо уменьшить эту связь путем увеличения расстояния между источником помехи и чувствительным оборудованием до тех пор, пока помеха не исчезнет.
В случае высоких частот архитектура на печатных платах и интегральные схемы в электронном оборудовании могут вести себя как приемные антенны. Здесь паразитную связь нужно предотвращать путем выбора подходящих компонентов, конструкции и, что самое важное, электромагнитно-совместимой конструкции печатных плат.
Электростатический разряд
Источник потенциальной опасности для компонентов и электронных схем в виде электростатического разряда должен проверяться на электромагнитную совместимость. Таким источником могут быть люди (одежда) или промышленное оборудование. Для борьбы с электростатическими разрядами, с одной стороны, должны применяться специальные технологии, а с другой стороны, оборудование следует проектировать таким образом, чтобы крайне высокие напряжения (до нескольких тысяч вольт), которые могут создаваться электростатическими разрядами, уменьшались до приемлемых уровней.
Методы измерения помех
В настоящее время нашли использование разнообразные методы испытаний, связанные с измерением помех и помехоустойчивости. В зависимости от используемых методов измерения помех их можно грубо разделить на методы, действующие в диапазоне времени (генераторы импульсов, осциллографы) и действующие в диапазоне частот (генераторы синусоид, тестовые приемник, спектроанализаторы).
В методах измерения уровень помех определяется в виде опорных значений в дБ. Они составляют 1 мкВ для паразитного напряжения, 1 мкВ/м для напряженности электрического поля и 1 мВт для мощности, сто значит, что:
u* =20lg U; u* в дБ; U в мкВ.
е* = 20lg Е; е* в дБ; Е в мкВ.
р* = 20lg Р; р* в дБ; Р в мкВ.
В технологии измерений параметры (амплитуда импульса и напряженность поля передатчика), используемые для подавления помех, обычно определяются непосредственно (Е в В/м; Uв В; I в А).
Измерения электромагнитной совместимости выполняются для отдельных компонентов, а также для системы в лабораторных условиях и в самом автомобиле.
Метод лабораторных испытаний
В стандартных условиях для анализа импульсов или напряжений высокочастотных помех, излучаемых устройствами, используются искусственные автомобильные электрические системы.
Стойкость к импульсным помехам проверяется с помощью специальных генераторов, выдающих контрольные импульсы по ISO 7637, часть 2 (табл. «Испытательные импульсы для автомобильных электрических систем на 12 и 24 В» ). Проникновение импульсных помех в сигнальные и управляющие линии воспроизводится с помощью клещей ёмкостной связи по ISO 7637, часть 3.
Паразитные волны, проникающие в жгут проводов электрической системы, имитируются с помощью полосковой линии передачи, ячейки ТЕМ (режим поперечных электромагнитных волн), или BCI (инжекция объёмного тока). При использовании полосового приемника проводка помещается между проводником в форме полоски и основной пластиной. При использовании элемента ТЕМ блок управления и участок электропроводки располагаются под прямыми углами к направлению распространения электромагнитных волн. При использовании метода BCI трансформатор тока возбуждает ток в проводке.
Для более высоких частот (> 400 МГц) проверяемое устройство и монтажный жгут подвергаются излучению с помощью антенн и таким образом непосредственно выдерживаются в электромагнитном поле.
Все эти методы измерения описаны в различных разделах стандарта ISO 11452. Излучаемые помехи измеряются широкополосными антеннами в экранированных безэховых камерах с внутренним поглощающим покрытием, по стандарту CISPR 25.
Выбор испытаний для проверки электромагнитной совместимости
Испытания для проверки электромагнитной совместимости, проводимые на электрическом или электронном устройстве, зависят от области применения компонента и его конструкции. Простые электромеханические устройства, не содержащие электронных компонентов, не проверяются на помехоустойчивость с помощью электромагнитных полей. С другой стороны, для устройств, содержащих электронные компоненты, в программах испытаний необходимо предусмотреть ряд индивидуальных испытаний.
Методики испытания автомобилей
Устойчивость электронных систем к воздействию электромагнитных полей, излучаемых мощными передатчиками, проверяется внутри автомобиля в специальных безэховых камерах. Здесь может имитироваться напряженность электрического и магнитного полей, воздействующих на автомобиль (ISO 11451).
Влияние помех автомобильных электрических и электронных приборов на радиоприем измеряется путем использования высокочувствительных измерительных приемников. Автомобильная антенна устанавливается в первоначальное положение и измерение проводится на входе приемника (CISPR 25).
Правила и стандарты
Подавление помех в автомобиле (защита немобильного, постоянно установленного радиоприема) стало обязательным в Европе с 1972 года (Предписание ЕС ЕСЕ10/Директива ЕС 72/245/ЕЕС). Начиная с 1.01.1996 г. обязательные законодательные требования появились относительно электромагнитной совместимости (Директива ЕС/ЕЭС) для всех электротехнических изделий и установок, которые продаются на рынке. Для автомобилей действует особая директива ЕС 95/54/ЕС, заменившая Директиву 72/245/ЕЕС и регламентирующая защиту стационарного радиоприема и устойчивость автомобилей к помехам от электромагнитных полей. В дополнение к нормам, регламентирующим конструкцию выпускаемых автомобилей и компонентов, эта директива также определяет методы и максимальные пределы.
Методы измерения электромагнитной совместимости определяются несколькими немецкими и международными стандартами. Национальные стандарты Германии (DIN/VDE) согласованы с международными стандартами (ISO/IEC-CISPR) и охватывают все аспекты, касающиеся электромагнитной совместимости для автомобилей (см. рис. «Схема эквивалентной цепи автомобильной электрической системы» ).
Источник статьи: http://press.ocenin.ru/elektromagnitnaya-sovmestimost/