Электронное управление дизельными двигателями тойоты
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 26
Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 105
Проверка напряжения на выводах
электронного блока управления двигателем (продолжение)
Долейте масло и ключ зажигания в положение «ON»
При обычном уровне масла (зажигание включено) Все масло слито, зажигание включено При обычном уровне масла (зажигание включено) После включения зажигания и замыкания в 1-й раз выводов «ТЕ1» и «Е1» в течение 1 секунды
Электромотор системы регулирования
уровня масла остановлен
После включения зажигания и замыкания в 1-й раз выводов «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема в течение 1 секунды Через 8 минут после включения зажигания Замкнуты выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жид кости и замкните выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъе ма При проворачивании рулевого колеса Горит индикатор работы отопителя Выключатель повышения холостого хода отопителя нажат
Выключатель повышения холостого хода отопителя не нажат
— только для IPSUM; *
— только для Corolla, Sprinter;*
— только для Lite/Town — Асе; *
— только для Estima Emina/Lucida;
во впускном коллекторе
(датчик давления наддува)
Соединен со впускным коллектором.
Давление во впускном коллекторе ме
няется от разрежения порядка 100 мм
рт. ст. на режиме холостого хода до
избыточного давления 0,98 бар при
полной нагрузке и включенной турби
не. Сигнал датчика используется для
коррекции подачи топлива в зависи
мости от давления воздуха во впуск
Проверка 1. Установите ключ зажигания в поло
2. Измерьте напряжение между выво
дами «VC» и «Е1» электронного блока
системы управления двигателя со
стороны жгута проводов.
Номинальное напряжение . 4,5- 5,5 В
Ipsum, Corolla, Sprinter.
Estima Emina/Lucida с МКПП.
Расположение элементов управления двигателем на автомобиле (Ipsum).
пан регулировки угла опережения впрыска, 19 — главное реле системы
Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/Toyota/200_02_00_toyota_dvigateli_3C-E_3C-T_3C-TE/026.htm
13.15 Электронная система управления дизельным двигателем
12.15. Электронная система управления дизельным двигателем
ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Электронный блок управления системы EDS установлен в задней части моторного отсека за перегородкой.
2. Снимите провод массы с аккумулятора.
3. Отсоедините многоконтактный электрический разъем от электронного блока управления.
4. Отвинтите винты и снимите электронный блок управления с перегородки моторного отсека.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Реле установлено на основном блоке рядом с EDS ECU. Реле содержит плавкие предохранители и диоды, в функции которых входит защита EDS от перегрузки по току и бросков напряжения.
2. Снимите провод массы с аккумулятора.
3. Извлеките реле из гнезда.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.
ДАТЧИК ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора.
2. Отсоедините электрический разъем датчика коленчатого вала, который расположен в моторном отсеке за аккумулятором.
3. Датчик коленчатого вала установлен на сопрягаемой поверхности между блоком цилиндров и картером сцепления над стартером. Отвинтите болт и снимите датчик коленчатого вала с картера сцепления. Снимите прокладку.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.
ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слейте часть охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Проверьте, что зажигание выключено.
2. Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в левой верхней части головки блока цилиндров.
3. Отсоедините электрический разъем от датчика температуры охлаждающей жидкости.
4. Вывинтите датчик и снимите уплотнительное кольцо.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию. Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ELR
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Электромагнитный исполнительный механизм ARA закреплен болтами на задней части топливного насоса высокого давления. На автомобилях, оборудован ных электронным управлением оборотами холостого хода ELR и антидетонаци онной системой управления ARA электромагнитный исполнительный механизм расположен внизу.
2. Снимите провод массы с аккумулятора.
3. На моделях без турбонаддува снимите воздушный фильтр.
4. Отсоедините электрический разъем от исполнительного механизма.
5. Отвинтите два болта и снимите корпус исполнительного механизма с задней части топливного насоса высокого давления. Снимите уплотнительное кольцо и толкатель.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию. При установке исполнительного механизма установите новое уплотнительное кольцо. При установке нового исполнительного механизма снимите со старого исполнительного механизма толкатель и установите на новый исполнительный механизм.
ВАКУУМНЫЙ КЛАПАН СИСТЕМЫ ПОВТОРНОГО СЖИГАНИЯ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ
Смотрите соответствующее описание в подразделе 13.6.
ИЗМЕРИТЕЛЬ ПОТОКА ВОЗДУХА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите провод массы с аккумулятора. Снимите воздушный фильтр.
2. Отвинтите кронштейн воздушного фильтра от корпуса измерителя потока воздуха.
3. Ослабьте хомуты и снимите воздушные патрубки с измерителя потока воздуха. Снимите уплотнительные кольца.
4. Отсоедините электрический разъем от измерителя потока воздуха.
5. Отвинтите гайки и болты и снимите измеритель потока воздуха с кронштейна. Предупреждение
Соблюдайте осторожность и аккуратность при работе с измерителем потока воздуха.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности, обратной снятию.
ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ПОСТУПАЮЩЕГО В ДВИГАТЕЛЬ ВОЗДУХА
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха является составной частью измерителя потока воздуха.
Источник статьи: http://automn.ru/toyota/toyota-12105-10.m_id-1086.m_id2-1098.html
Электронное управление дизельными двигателями тойоты
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 27
Электронная система управления дизельными двигателями ЗС-Е, ЗС-ТЕ 109
2. Отсоедините разъем электромаг
нитного клапана и измерьте сопротив
ление между выводами клапана при
«+B» и «TVC» 10 — 14 Ом
«TVC» и корпус 10 МОм
Estima Emina/Lucida. Проверка работы электромагнитного
1. Выключите «зажигание».
2. Отсоедините разъем электромаг
нитного клапана и подсоедините акку
муляторную батарею к выводам «+В» и
«TCV (-)». При этом должен прослу
шиваться звук срабатывания клапана.
Примечание: не подавайте напряже
ние дольше, чем на 30 секунд.
3. При нажатии на клапан в месте,
указанном на рисунке, убедитесь, что
игла движется плавно без заеданий.
Ход иглы 0,68 мм
Расположение элементов системы управления двигателем на автомоби
ле (ЗС-Е, Lite/Town — Асе). 1 — датчик температуры воздуха на впуске,
2 — концевой выключатель полностью закрытой дроссельной заслонки,
3 — датчик положения дроссельной заслонки, 4 — диагностический разъем
клапан регулировки угла опережения впрыска, 20 — датчик температуры то
В системе применяются два типа кор
ректирующих резисторов для компен
сации производственных отклонений
изготовления деталей, определяющих
момент начала подачи (VRT) и внут
реннее давление топлива в насосе
1. Выключите «зажигание».
2. Отсоедините по очереди разъем
3. Измерьте сопротивление между
выводами корректирующих резисто
«VRT» u «E2» 100 — 2500 Ом
«VRP» u «E2» 100 — 2500 Ом
Ipsum, Corolla, Sprinter, Lite/Town-Ace.
Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/Toyota/200_02_00_toyota_dvigateli_3C-E_3C-T_3C-TE/027.htm
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Управление работой дизельного двигателя
В дизельном двигателе топливо всегда впрыскивается непосредственно в камеру сгорания под давлением от 200 до 2200 бар. В зависимости от конструкции, в двигателях с непрямым впрыском топливо впрыскивается в форкамеру под относительно низким давлением (менее 350 бар). В системах прямого впрыска топлива, получивших наибольшее распространение, топливо впрыскивается в неразделенную камеру сгорания под высоким давлением (до более чем 2200 бар). Вот о том, как происходит управление работой дизельного двигателя, мы и поговорим в этой статье.
Управление работой дизельного двигателя
Конструктивные требования к работе дизельного двигателя
Вырабатываемая дизельным двигателем мощность Р определяется крутящим моментом на коленчатом вале, передаваемым сцеплению, и частотой вращения коленчатого вала. Крутящий момент на коленчатом вале равняется крутящему моменту, создаваемому в процессе сгорания топлива, за вычетом механических потерь на трение, газообмен и привод вспомогательных агрегатов. Крутящий момент создается в процессе силового цикла, и при наличии достаточного количества воздуха определятся следующими переменными: массой подаваемого топлива, моментом начала сгорания топлива, определяемым началом впрыска, и процессами впрыска и сгорания топлива.
Кроме того, максимальный, зависящий от частоты вращения коленчатого вала крутящий момент ограничен требованиями к ограничению дымности выхлопа, давлением в цилиндрах, тепловой нагрузкой различных компонентов и величиной механической нагрузки всей кинематической цепи привода.
Основная функция системы управления дизельным двигателем
Основной функцией системы управления двигателем является регулирование создаваемого двигателем крутящего момента или, при некоторых условиях, регулирование частоты вращения коленчатого вала в пределах допустимого диапазона (например, оборотов холостого хода).
В дизельном двигателе очистка отработавших газов и подавление шума осуществляются в значительной степени внутри самого двигателя, т.е. путем управления процессом сгорания топлива. Это, в свою очередь, осуществляется системой управления двигателем посредством управления следующими переменными:
Заряд смеси в цилиндре;
Объем заряда смеси, подаваемого во время такта впуска;
Состав заряда смеси (рециркуляция отработавших газов);
Движение заряда (завихрения на впуске);
Момент начала впрыска;
Давление впрыска;
Распределение впрыска топлива (например, предварительный впрыск, разделенный впрыск топлива и т.д.).
До начала 1980-х годов управление впрыском топлива и зажиганием осуществлялось исключительно при помощи механических устройств. Например, в топливном насосе высокого давления количество подаваемого топлива регулируется в зависимости от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала путем поворота плунжера насоса, имеющего спиральную канавку. В случае механического регулирования начало впрыска/подачи топлива регулируется при помощи центробежного регулятора (зависимого от скорости вращения). Также применялись гидравлические системы регулирования, в которых количество топлива менялось посредством регулирования давления в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала.
Точность регулирования
В настоящее время, в связи со строгими требованиями законодательства в отношении ограничения токсичности выбросов, требуется очень точное регулирование количества впрыскиваемого топлива и момента начала впрыска в зависимости от таких переменных, как температура, частота вращения коленчатого вала, нагрузка и высота над уровнем моря. Это может быть обеспечено только при помощи электронных систем управления. Сегодня электронные системы управления полностью вытеснили механические. Это единственный метод управления, позволяющий осуществлять непрерывный мониторинг функций системы впрыска топлива, влияющих на содержание вредных веществ в выбросах автомобиля. В некоторых случаях законодательство требует также наличия системы бортовой диагностики.
Регулирование количества впрыскиваемого топлива и момента начала впрыска осуществляется системами EDC (электронная система управления дизельным двигателем) при помощи электромагнитных клапанов высокого или низкого давления, или иных исполнительных устройств. Регулирование подачи топлива, т.е. количества топлива на один градус поворота коленчатого вала, может осуществляться косвенным образом, например, при помощи сервоклапана и регулирования величины подъема игольчатого клапана.
Электронная система управления дизельным двигателем
Электронная система управления дизельным двигателем позволяет осуществлять точную и дифференцированную модуляцию параметров процесса впрыска топлива. Это единственный способ удовлетворить самые разные требования, предъявляемые к современному дизельному двигателю.
Обзор электронной системы управления дизельным двигателем
Конструктивные требования
Снижение расхода топлива и содержания вредных веществ (NOx, СО, НС, твердых частиц) в отработавших газах с одновременным повышением эффективной мощности двигателя являются главными задачами, стоящими перед разработчиками дизельных двигателей. За последние годы это привело ко все большему распространению систем прямого впрыска топлива (DI), в которых давление впрыска значительно больше, чем в системах непрямого впрыска (IDI) с вихрекамерами или форкамерами. Кроме того, большое влияние оказывают возросшие требования к уровню комфорта современных автомобилей. Все более строгие требования предъявляются к уровню шума. В результате также значительно возросли требования, предъявляемые к системам управления двигателем и впрыска топлива, в частности в отношении:
Высоких давлений впрыска;
Формирования параметров;
Предварительного и, при необходимости, последующего впрыска топлива;
Регулирования количества впрыскиваемого топлива, давления наддувочного воздуха и момента начала впрыска, в зависимости от условий работы двигателя;
Подачи дополнительного, зависимого от температуры, количества топлива при пуске двигателя;
Независимого от нагрузки регулирования частоты вращения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу;
Регулируемой рециркуляции отработавших газов;
Системы круиз-контроля;
Высокой точности регулирования момента начала впрыска топлива и количества впрыскиваемого топлива на протяжении всего срока службы двигателя.
В обычных механических системах регулирования частоты вращения коленчатого вала используется ряд регулирующих устройств, назначением которых является адаптация к различным условиям работы двигателя. Тем не менее, такие системы ограничиваются простым контуром регулирования, и существует ряд важных переменных величин, которых они не могут учитывать или не могут достаточно быстро реагировать на их изменения. В связи с возросшими требованиями, относительно простые системы управления с использованием электрических исполнительных устройств развились в сложные электронные системы управления двигателем, способные обрабатывать большие объемы данных в режиме реального времени. Они могут составлять часть общей электронной системы управления автомобилем. Благодаря возросшей степени интеграции электронных компонентов, блоки управления чрезвычайно компактны.
Принципы действия системы ЕДС на дизельном двигателе
Электронная система управления дизельным двигателем (EDC) способна обеспечивать выполнение всех вышеуказанных требований, благодаря применению микропроцессоров.
В отличие от автомобилей с дизельными двигателями с обычным рядным или распределительным топливным насосом высокого давления, водитель автомобиля с EDC не оказывает прямого влияния на количество впрыскиваемого топлива при помощи педали акселератора и троса управления дроссельной заслонкой. Вместо этого количество впрыскиваемого топлива определяется рядом переменных величин. Это, например, команды водителя (положение педали подачи топлива), условия работы двигателя, температура двигателя, вмешательства других систем (например, системы управления тяговым усилием) и состав отработавших газов.
Момент начала впрыска также может регулироваться. Все это требует наличия всеобъемлющей концепции системы мониторинга, определяющей несоответствия и инициирующей соответствующие действия (например, ограничение крутящего момента или переход на аварийный режим в диапазоне оборотов холостого хода). Отсюда следует, что электронная система управления дизельным двигателем должна содержать большое количество контуров регулирования.
Электронная система управления дизельным двигателем может осуществлять обмен данными с другими электронными системами, такими как система регулирования тягового усилия (TCS), электронная система управления трансмиссией (ЕТС) или система курсовой устойчивости (ESP). Отсюда следует, что система управления двигателем может быть встроена в общую систему управления автомобилем, приобретая новые функции, такие как снижение крутящего момента двигателя во время переключения передач автоматической трансмиссией или регулирование крутящего момента для компенсации пробуксовки колес.
Система EDC полностью интегрирована в систему диагностики автомобиля. Она отвечает всем требованиям OBD (система бортовой диагностики) и E0BD (европейские нормы OBD).
Блоки системы управления дизельным двигателем
Электронная система управления дизельным двигателем (EDC) разделена на три блока (см. рис. «Компоненты электронной системы управления дизельным двигателем (EDC)» ).
Датчики и генераторы управляющих сигналов определяют условия работы двигателя (например, частоту вращения коленчатого вала) и значения управляющих сигналов (например, положение выключателей). Они преобразуют физические переменные в электрические сигналы.
Блок управления двигателем обрабатывает сигналы датчиков и генераторов управляющих сигналов в соответствии с заложенными в нем алгоритмами вычислений (алгоритмами управления с обратной связью и без обратной связи). Посредством электрических выходных сигналов он осуществляет управление исполнительными механизмами. Кроме того, блок управления двигателем действует в качестве интерфейса с другими системами и с системой диагностики автомобиля.
Исполнительные механизмы (такие как электромагнитный клапан системы впрыска топлива) преобразуют электрические сигналы в механические параметры.
Обработка данных
Основная функция электронной системы управления дизельным двигателем (EDC) — регулирование количества впрыскиваемого топлива, момента начала впрыска и продолжительности впрыска. Система впрыска топлива с общей топливной магистралью также регулирует давление топлива. Кроме того, блок управления двигателем осуществляет управление большим количеством других исполнительных механизмов.
Для эффективной работы всех компонентов функции системы EDC на дизельном двигателе должны быть точно согласованы с каждым автомобилем и каждым двигателем. Это единственный способ оптимизировать взаимодействие компонентов (см. рис. «Основные последовательности функционирования элементов электронной системы управления дизельным двигателем» ). Блок управления двигателем обрабатывает сигналы датчиков и ограничивает их до допустимого уровня напряжения. Некоторые входные сигналы также проверяются на предмет достоверности. Используя эти входные данные и хранящиеся в памяти программы, микропроцессор вычисляет момент и продолжительность впрыска топлива. Затем эта информация преобразуется в сигналы, согласованные с положениями поршней цилиндров двигателя. Эта программа вычислений имеет название «программное обеспечение блока управления».
Необходимая большая точность вместе с высокими динамическими качествами двигателя требуют высокой вычислительной мощности. Выходные сигналы подаются на выходные каскады, обеспечивающие достаточную электрическую мощность для приведения в действие исполнительных механизмов (например, клапанов высокого давления системы впрыска топлива, клапана системы рециркуляции отработавших газов или регулятора давления наддува). Кроме того, система осуществляет управление рядом вспомогательных компонентов (например, реле свечей накаливания и системой кондиционирования воздуха).
Отклонения характеристик сигналов определяются системой диагностики электромагнитных клапанов. Кроме того, блок управления осуществляет обмен сигналами и другими системами автомобиля через соответствующие интерфейсы. Блок управления двигателем производит мониторинг всей системы впрыска топлива, являющийся частью общей стратегии обеспечения безопасности.
Источник статьи: http://press.ocenin.ru/upravlenie-rabotoj-dizelnogo-dvigatelya/