Системы управления двигателями
На двигателях применяются системы управления топливоподачей с механическими или электронными регуляторами (см. таблицу 1).
Применяемые в составе двигателей уровня Евро-2 механические регуляторы рядных ТНВД фирмы БОШ встроены в насос, органы управления ими показаны на рисунке 39.
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Двигатели КАМАЗ уровня Евро-3 оснащаются электронными системами управления двигателем (ЭСУД), где вместо традиционных ТНВД с механическим регулятором применяются:
— ТНВД фирмы БОШ типа 7100 с электронным регулятором;
— ТНВД ОАО «ЯЗДА» типа 337-23 с электронным регулятором.
ЭСУД предназначена для управления цикловой подачей топлива двигателя в зависимости от режимов работы двигателя, его температурного состояния, регулировочных характеристик и параметров окружающей среды. Система обеспечивает выполнение следующих функций:
— нормирование пусковой подачи топлива;
— коррекция цикловой подачи в зависимости от давления наддувочного воздуха;
— ограничение цикловой подачи топлива при достижении предельной температуры охлаждающей жидкости;
— управление реле блокировки стартера;
— отключение подачи топлива в режиме «горный тормоз»;
— ограничение максимальной скорости автомобиля;
— обеспечение аварийного останова двигателя;
— осуществление диагностических функций и передача диагностической информации через диагностический разъем по линии K-line и CAN;
— индикация о неисправности ЭСУД контрольной лампой «Check Engine»;
— обеспечение взаимодействия с другими системами управления автомобиля;
— обеспечение аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и др.
Полный перечень выполняемых ЭСУД функций определяется при проектировании изделия, на котором применен двигатель.
В состав ЭСУД входят:
— электронный блок управления (ЭБУ);
— жгуты проводов в комплекте с датчиками, переключателями и разъемами для подключения устройств диагностирования системы в условиях эксплуатации;
— исполнительные механизмы (привод рейки ТНВД, клапан аварийного останова двигателя).
Элементы ЭСУД и их предназначение на двигателях КАМАЗ с ТНВД типа Р7100.
Размещение элементов системы и прокладка моторного жгута проводов представлены на рисунке 44.
В системе используются следующие элементы:
Датчики частоты вращения коленчатого вала (основной и вспомогательный) 0 281 002 898 ф.«Bosch» индукционные, используются для измерения частоты вращения коленчатого и распределительного валов двигателя. Датчик измерения частоты вращения коленчатого вала устанавливается в отверстие, выполненное в передней крышке. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальный передний противовес коленчатого вала с восемью пазами.
Датчик частоты вращения распределительного вала устанавливается в специальное отверстие, выполненное в картере маховика. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальное колесо с шестнадцатью пазами.
Датчик температуры охлаждающей жидкости 0 281 002 209 ф.«Bosch» используется для определения температурного состояния двигателя. Устанавливается в отверстие коробки термостатов системы охлаждения двигателя. Сигнал датчика используется в функции ограничения цикловой подачи при превышении допустимой температуры двигателя с выдачей предупреждения на диагностическую лампу и корректировку стартовой подачи топлива в зависимости от температурного состояния двигателя.
Датчик температуры топлива 0 281 002 209 ф.«Bosch» используется для определения температуры топлива, монтируется в специальный корпус клапана, установленный на входе в ТНВД. В зависимости от его сигнала корректируется объём цикловой подачи топлива.
Датчик давления и температуры наддувочного воздуха 0 281 002 576 ф.«Bosch», устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру и давление воздуха во впускных коллекторах двигателя. Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения массового расхода воздуха.
Электронный блок управления MS6.1 ф.«Bosch» обеспечивает прием и обработку сигналов датчиков и переключателей, передаваемой информации по шине CAN. ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, состоянии двигателя и автомобиля, обрабатывает ее в соответствии с заданными алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго дозированных порций топлива. Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами автомобиля, через K-line осуществляется диагностика системы.
Электронный блок управления устанавливается в кабине автомобиля.
Исполнительными механизмами системы являются электромагнит перемещения рейки ТНВД и втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателя.
Электромагнит рейки ТНВД с датчиком положения служат для установки рейки ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя. Конструкция и характеристики электромагнита обеспечивают высокую точность и быстродействие, обеспечивая регулирование двигателя в зависимости от условий работы.
Втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателя служит для прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийных ситуаций (например, заклинивание рейки ТНВД, чрезмерное превышение частоты вращения коленчатого вала и т.д.). Устанавливается в специальный корпус клапана вместе с датчиком температуры топлива.
Педаль подачи топлива ф.«ТеlеАехМоrsе» устанавливается в кабине изделия и служит для выбора требуемого режима работы двигателя водителем. Сигнал выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он преобразуется в значение цикловой подачи топлива.
Контрольная лампа диагностики двигателя (лампа «Check Engine»), установленная на щитке приборов в кабине автомобиля, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности — блинк-кодов.
После включения зажигания тестируется лампа диагностики двигателя, в ходе которого она загорается на три секунды. Если лампа диагностики продолжает гореть, либо она загорается при работе двигателя, это означает, что в ЭСУД возникла неисправность и для ее устранения необходимо обратиться в сервисный центр. Информация о неисправностях хранится в ЭБУ и может быть прочитана либо при помощи диагностического прибора, либо при помощи лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.
Рис. 44 — Установка жгута проводов:
1 — датчик частоты вращения коленчатого вала (основной), 2 — датчик частоты вращения распределительного вала (вспомогательный), 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 4 — датчик температуры топлива, 5 — датчик давления и температуры наддувочного воздуха, 6 — жгут системы управления двигателем, 7 — электромагнит рейки ТНВД, 8 — втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова
Установленный в кабине изделия включатель режима диагностики имеет три положения — среднее (фиксированное), верхнее и нижнее (нефиксированные). В верхнем и нижнем положении электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики.
Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием включателя в верхнем или нижнем нажатом положении более 2 секунд. После отпускания включателя лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода).
При следующем нажатии на включатель лампа будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.
Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов неисправностей из памяти блока управления при нажатом включателе режима диагностики включите зажигание и после этого удерживайте включатель режима диагностики еще около 5 секунд.
Пример — при физической ошибке датчика температуры наддувочного воздуха (блинк-код 32) лампа диагностики промигает 3 длинные вспышки, пауза, 2 короткие вспышки.
Перечень возможных ошибок и неисправностей, их блин-коды и рекомендуемые действия при этом приведен в таблице 4
Таблица 4 — Возможные неисправности, их коды и способы устранения
Источник статьи: http://kama-avtodetal.ru/tehspravochnik/rukovodstvo-po-ekspluatacii-dvigatelej-kamaz-ekologicheskih-klas/sistemy-upravleniya-dvigatelyami/
Электронная система управления двигателем
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ С ЭЛЕКТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ
1. Во время проведения ремонта или замены элементов электронных систем на автомобиле аккумуляторная батарея должна быть отключена;
2. Категорически запрещается подключать к блоку управления его электрические разъемы до окончания монтажа системы;
3. Категорически запрещается подавать напряжение напрямую на контакты блока управления;
4. Замеры напряжения в системе необходимо производить только соответствующими измерительными приборами! Входное сопротивление измерительного прибора должно составлять не менее 10 МОм;
5. Разъемы электронного блока управления следует отсоединять и подсоединять к блоку только тогда, когда ключ выключателя стартера и приборов находится в положении «выключено»;
6. Не допускается эксплуатация автомобиля с сопротивлением цепи между «минусом» АКБ и разъемом электронного блока более 3 Ом;
7. При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо;
— отсоединить все разъемы электронного блока;
— отсоединить аккумуляторную батарею, сняв наконечники плюсовых и минусового кабелей аккумулятора с клемм АКБ;
— наконечники плюсовых и минусового кабелей аккумулятора электрически соединить между собой.
При этом главный выключатель электропитания автомобиля, отключающий «плюс» аккумуляторной батареи, должен быть включен (его контакты должны быть замкнуты). Заземление сварочного аппарата необходимо подключить как можно ближе к месту сварки. При проведении сварочных работ на кабине заземление подключать только к кабине, а при сварке на шасси автомобиля — только к шасси;
8. Категорически запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автомобиля;
9. При проведении покрасочных работ электронные компоненты системы можно подвергать нагреву в сушильной камере до температуры 95°С в течение непродолжительного времени (до 10 минут), а при температуре в сушильной камере не более 85°С до 2 часов. При этом аккумуляторы необходимо отсоединить.
10. Смену предохранителей, контрольных ламп и отсоединение/присоединение кабелей и других устройств коммутации производить только при отключенном питании (аккумуляторе) автомобиля. При замене предохранителя обязательно использовать предохранитель того же номинала.
11. Не допускается короткое замыкание выводов электронного блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.
12. Не допускается производить размыкание — смыкание контактного разъема электронного блока управления при включенном источнике питания.
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ КАМАЗ
Электронная система управления двигателем обеспечивает:
— выполнение требований EURO-3;
— функции автоматического поддержания постоянной скорости «Круиз-контроль»;
— возможность контролировать работу двигателя;
— возможность увеличения средней безопасной скорости движения;
— улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;
— выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя.
— электронный блок управления,
— электромагнит рейки ТНВД;
— датчики (см. рис. Установка датчиков на двигателе ):
— датчик частоты вращения коленчатого вала;
— датчик частоты вращения кулачкового вала ТНВД;
— датчик температуры охлаждающей жидкости;
— датчик температуры топлива;
— датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
— переключатель круиз — контроля/ограничения скорости;
— переключатель режима диагностики двигателя;
— кнопку вспомогательной тормозной системы;
— контрольную лампу диагностики двигателя;
— педаль подачи топлива;
— датчик педали тормоза;
— датчик стояночного тормоза;
— клапан аварийного останова двигателя;
— датчик педали сцепления. Расстояние между датчиком педали сцепления 1 и педалью сцепления 2 должно составлять 1,5±0,5 мм, при необходимости расстояние следует регулировать гайкой 4 (см. рис. Установка датчи ка педали сцепления) .
Установка датчика педали сцепления: 1 — датчик педали сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — кронштейн педали сцепления; 4 — гайка
Кроме основных режимов работы (управление подачей топлива, вспомогательным тормозом) система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.
Установка датчиков на двигателе: 1 — датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 2 — датчик частоты вращения кулачкового вала ТНВД; 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 — датчик температуры топлива; 5 — датчик температуры и давления наддувочного воздуха; 6 — жгут системы управления двигателем, 7 — электромагнит рейки ТНВД; 8 — втягивающий электромагнит; I — к электронному блоку управления
Регулирование холостых оборотов
В режиме холостого хода регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять:
— быстрый прогрев двигателя;
— быструю прокачку тормозной системы;
— лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности (возможность установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности (например, для одной коробки отбора мощности 1000 мин -1 , для другой 1200 мин -1 и т.д.)).
Регулирование оборотов холостого хода двигателя производится на неподвижном автомобиле.
Регулирование оборотов холостого хода может осуществляться как педалью подачи топлива, так и рычагом круиз-контроля, расположенным на рулевой колонке (см. рис. Кабина ). Функции рычага круиз-контроля (в отдельных комплектациях автомобилей) могут осуществлять переключатель регулирования холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения 13 и переключатель установки/сброса 14 (см. рис. Щ иток приборов »).
В отличие от регулирования педалью, рычаг круиз-контроля и переключатели 13 и 14 фиксируют заданные обороты холостого хода (см. таблицу Регулирование холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения).
Поддержание установленной скорости движения «Круиз-контроль»
В режиме круиз-контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.
Управление режимом круиз-контроля может осуществляться с помощью рычага круиз-контроля, расположенного на рулевой колонке или, в отдельных комплектациях автомобилей, переключателем регулирования холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения 13 и переключателем установки/сброса 14 (см. таблицу Регулирование холостых оборотов/ скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения).
Активация режима круиз-контроля происходит при верхнем фиксированном положении переключателя круиз-контроля/ограничения скорости 12 (см. рис. Щиток приборов и Таблицу переключателей на щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД»),
После поворота выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, установленное значение скорости круиз-контроля стирается.
Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз-контроля в следующих случаях:
— на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;
— на скользких дорогах.
Режим ограничения скорости движения
В режиме ограничения скорости движения можно установить требуемое предельное значение скорости движения. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/ч.
Управление режимом ограничения скорости может осуществляться с помощью рычага круиз-контроля, расположенного на рулевой колонке или, в отдельных комплектациях автомобилей, переключателем регулирования холостых оборотов/скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения 13 и переключателем установки/сброса 14 (см. таблицу Регулирование холостых оборотов/ скорости круиз-контроля/режима ограничения скорости движения).
Активация режима ограничения скорости движения происходит в среднем или нижнем фиксированных положениях переключателя круиз-контроля/ограничения скорости 12.
После поворота выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, установленное значение скорости стирается.
Переключатель регулирования холостых оборотов/ скорости круиз — контрол; режима ограничения скорости движения 13* переключатель установки/ сброса 14*
Регулирование холостых оборотов
Для увеличения частоты вращения коленчатого вала
Потяните рычаг круиз-контроля вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемых оборотов холостого хода
Нажмите переключатель 13 в верхнее положение и удерживайте его до достижения желаемых оборотов холостого хода
Для уменьшения частоты вращения коленчатого вала
Потяните рычаг круиз-контроля вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемых оборотов холостого хода
Нажмите переключатель 13 в нижнее положение и удерживайте его до достижения желаемых оборотов холостого хода
Возврат к предустановленной частоте вращения
Производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), воздействием на педаль сцепления или тормоза, либо воздействием на кнопку вспомогательной тормозной системы
Производится нажатием переключателя 14 в нижнее положение, воздействием на педаль сцепления или тормоза, либо воздействием на кнопку вспомогательной тормозной системы.
Регулирование скорости круиз-контроля
При достижении нужной скорости движения (скорости круиз-контроля)
Приведите переключатель, находящийся на рычаге круиз — контроля, в положение «Память» («MEMORY»)
Нажмите переключатель 14 в верхнее положение
Установленная таким образом скорость будет поддерживаться автомобилем без воздействия на педаль подачи топлива
Для увеличения скорости круиз — контроля
Потяните рычаг вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемой скорости круиз — контроля
Нажмите переключатель 13 в верхнее положение и удерживайте его до достижения желаемой скорости круиз — контроля
В случае необходимости временно увеличить скорость движения автомобиля, нажмите на педаль подачи топлива. После отпускания педали автомобиль автоматически понизит скорость до установленной скорости круиз — контроля
Для уменьшения скорости круиз — контроля
Потяните рычаг вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемой скорости круиз — контроля
Нажмите переключатель 13 в нижнее положение и удерживайте его до достижения желаемой скорости круиз — контроля
Выключение режима круиз — контроля
Производится приведением переключателя, расположенного на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы
Производится нажатием переключателя 14 в нижнее положение, при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы
Регулирование режима ограничения скорости движения
Установка порога ограничения скорости движения (при достижении нужной скорости)
Приведите переключатель, находящийся на рычаге круиз-контроля, в положение «Память» («MEMORY»)
Нажмите переключатель 14 в верхнее положение
Для повышения достигнутого ранее порога ограничения скорости движения
Потяните рычаг вверх в направлении стрелки «+» до достижения желаемого порога ограничения скорости движения
Нажмите переключатель 13 в верхнее положение и удерживайте его до достижения желаемого порога ограничения скорости движения
Для понижения достигнутого ранее порога ограничения скорости движения
Потяните рычаг вниз в направлении стрелки «-» до достижения желаемого порога ограничения скорости движения
Нажмите переключатель 13 в нижнее положение и удерживайте его до достижения желаемого порога ограничения скорости движения
Выключение режима ограничения скорости движения
Происходит при воздействии на переключатель, расположенный на рычаге, в положение «Сброс» («AUS»), при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы
Происходит при нажатии переключателя 14 в нижнее положение, при воздействии на педаль сцепления, тормоза или кнопку вспомогательной тормозной системы
* — Переключатели, выполняющие функции рычага круиз — контроля при его отсутствии (в зависимости от комплектации автомобиля).
Режим диагностики двигателя
Режим диагностики двигателя служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности — блинк-кодов (см. Таблицу кодов неисправностей (Блинк-кодов)).
Включение режима диагностики двигателя осуществляется переключателем диагностики двигателя, расположенным на щитке приборов.
После включения зажигания лампа диагностики двигателя, расположенная на щитке приборов, загорается на 3 с. Если лампа диагностики продолжает гореть, или она загорается при работе двигателя, это означает, что в системе управления двигателем произошла неисправность. Информация о данной неисправности хранится в электронном блоке и может быть прочитана с помощью диагностического прибора или с помощью лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.
Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием переключателя режима диагностики в верхнем или нижнем положениях более 2с. После отпускания переключателя режима диагностики лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первая цифра блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (вторая цифра блинк-кода).
При следующем нажатии на переключатель ре жима диагностики будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.
Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов из памяти блока управления при нажатом переключателе режима диагностики включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, после этого удерживайте переключатель режима диагностики еще около 5с.
Таблица кодов неисправностей (Блинк — кодов)
Неисправность педали газа
Проверить подключение педали газа. Обратиться в сервисный центр
Неисправность датчика атмосферного давления (датчик встроен в электронный блок управления)
Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр
Физическая ошибка датчика атмосферного давления
Неисправность датчика сцепления
Проверить датчик сцепления.
Можно продолжать движение.
Не пользуйтесь функцией круиз-контроля. Обратиться в сервисный центр.
Неисправность основного датчика частоты вращения двигателя (коленчатый вал) (см. рис. Ус-тановка датчиков на двигателе )
Проверить состояние и подключение соответствующих датчиков частоты вращения двигателя. Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Неправильная полярность или перестановка датчиков частоты вращения
Неисправность вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (кулачковый вал) (см. рис. Установка датчиков на двигателе)
Неисправность главного реле включения электронного блока управления
Проверить главное реле и его подключение. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр.
Возможно, двигатель не запустится.
Проверить контакт штекера ТНВД. Срочно обратиться в сервисный центр!
Несоответствие положения педали газа и педали тормоза
Проверить педаль газа, возможно, ее заклинило. Срочно обратиться в сервисный центр!
Плохой контакт датчика положения рейки (датчик встроен в исполнительный механизм ТНВД)
Возможно, двигатель не запустится.
Проверить контакт штекера ТНВД. Срочно обратиться в сервисный центр!
Неисправность датчика педали тормоза
Проверить датчик педали тормоза и тормозное реле.
Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)
Возможно, двигатель не запустится.
Срочно обратиться в сервисный центр!
Неисправность датчика температуры наддувочного воздуха
Проверить датчик температуры наддувочного воздуха.
Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Физическая ошибка датчика температуры наддувочного воздуха
Неисправность датчика давления наддувочного воздуха
Проверить датчик давления наддувочного воздуха.
Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Неисправность модуля управления круиз контроля
Проверить подключение рычага круиз контроля. Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Данная ошибка появляется также из-за одновременного нажатия нескольких управляющих элементов рычага круиз- контроля.
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.
Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Физическая ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости (см. оис. Установка датчиков на двигателе)
Неисправность датчика температуры топлива (см. оис. Установка датчиков на двигателе)
Проверить датчик температуры топлива. Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Физическая ошибка датчика температуры топлива
Неправильный сигнал с многоступенчатого входа
Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр.
Превышение максимально допустимой частоты вращения двигателя
После полной остановки двигателя возможен новый запуск
Если превышение произошло из-за неправильного переключения передач с высшей на низшую: проверить двигатель; если двигатель в порядке можно заводить двигатель и продолжать движение.
Если двигатель самопроизвольно увеличил частоту вращения, двигатель не заводить! Срочно обратиться в сервисный центр!
Ошибка сигнала скорости автомобиля
Проверить подключение тахографа к электронному блоку управления.
Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр.
Превышение бортового напряжения
Проверить зарядку аккумуляторной батареи.
Некорректно законченный рабочий цикл электронного блока управления
Данная ошибка появляется из-за выключения массы ранее 5с после выключения зажигания либо прерывания питания электронного блока управления. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр
Неисправность CAN линии
Проверите подключение CAN линии к другим CAN устройствам (ABS, АКПП и тд.). Можно продолжать движение.
Обратиться в сервисный центр
* — Первая цифра блинк-кода — количество длинных вспышек лампы диагностики; вторая цифра блинк-кода — количество коротких вспышек лампы диагностики
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ CUMMINS С ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ
1. Перед проведением дуговой сварки все подсоединения, ведущие от аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем, должны быть отсоединены независимо от того, где именно в автомобиле они находились.
2. Во время процесса сварки, нельзя подсоединять к каким бы то ни было датчикам, элементам электропроводки или к блоку управления двигателем, расположенному на двигателе, провода для замыкания на землю.
3. К детали, на которой осуществляется операция сварки, необходимо подсоединить кабель для заземления сварочного аппарата длиной не более 0,61 м.
4. Выполнять сварочные операции на двигателе или на компонентах, смонтированных на двигателе, не рекомендуется.
5. На время выполнения операций окраски в электростатическом поле, подсоединения аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем должны быть сняты. Перед тем, как выполнять окраску автомобиля, отсоедините как положительный, так и отрицательный аккумуляторные провода от батареи.
6. При отсоединении аккумуляторной батареи автомобиля положительный провод должен всегда отсоединяться первым.
7. Все электрически сочленяемые разъемы до начала окраски должны быть подсоединены. Не подсоединенные разъемы необходимо замаскировать на время процесса окраски.
8. На время проведения окрасочных работ следует замаскировать табличку с техническими данными на блоке управления двигателем. После окончания окраски все маскировочные материалы надо удалить.
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ CUMMINS
Электронная система управления двигателем обеспечивает:
— выполнение требований EURO-3;
— функции автоматического поддержания постоянной скорости «Круиз — контроль»;
— возможность контролировать работу двигателя;
— возможность увеличения средней безопасной скорости движения;
— улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;
— выполнение функций ограничения максимальной скорости.
Система содержит:
— электронный блок управления (ЭБУ) — центр управления электронной системой двигателя;
— датчик частоты вращения коленчатого вала;
— датчик давления/температуры воздуха впускного коллектора, подсоединен к коллектору всасываемого воздуха и контролирует давление и температуру в коллекторе;
— датчик температуры охлаждающей жидкости, установлен на головке блока цилиндров около термостата;
— датчик давления масла, установлен на двигателе в корпусе масляного фильтра;
— датчик давления топливной рампы, обеспечивает данные давления топлива для ЭБУ с целью управления регулятором давления и для расчета дозирования топлива;
— переключатель круиз — контроля;
— переключатель режима диагностики;
— кнопку вспомогательной тормозной системы. Использование вспомогательной тормозной системы возможно лишь при движении со скоростью не ниже 30 км/ч;
— контрольную лампу диагностики двигателя;
— контрольную лампу неисправности двигателя;
— контрольную лампу ожидания пуска двигателя, после загорания которой двигатель запускать не рекомендуется;
— педаль подачи топлива;
— датчик педали сцепления (см. подраздел « Электронная система управления двигателем КАМАЗ »);
— датчик педали тормоза;
— датчик стояночного тормоза.
Кроме основных режимов работы (управление подачей топлива, вспомогательным тормозом) система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.
Регулирование холостых оборотов
В режиме холостого хода регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять:
— быстрый прогрев двигателя;
— быструю прокачку тормозной системы.
Регулирование оборотами холостого хода двигателя производится на неподвижном автомобиле.
Для регулирования оборотов холостого хода, который предусмотрено проводить между 600 и 800 об/мин, используется переключатель установки/сброса 11 (см. рис. Щиток приборов ): каждое кратковременное нажатие переключателя в верхнее положение увеличивает обороты холостого хода на 25 об/мин, а кратковременное нажатие в нижнее положение — уменьшает на 25 об/мин.
Поддержание установленной скорости движения «Круиз — контроль»
В режиме круиз — контроля происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим может активизироваться при скорости автомобиля не менее 48 км/ч. Для управления режимом используются переключатель круиз — контроля 12 и переключатель установки/сброса 11 (см. рис. Щиток приборов ).
При необходимости произвести обгон можно превысить установленную скорость путем нажатия педали подачи топлива. После отпускания педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.
При наборе нужной скорости при фиксированном среднем или нижнем положении переключателя 12 для активации режима круиз — контроля, необходимо привести переключатель 11 в нажатое верхнее положение. Переключатель 11 запоминает скорость движения. Дальнейшее управление автомобилем производится при отпущенной педали подачи топлива. В нажатом нижнем положении переключатель 11 сбрасывает установленное значение скорости.
Увеличение и уменьшение фиксированной скорости производите с помощью переключателя установки/сброса 11: для плавного увеличения скорости движения в режиме круиз — контроля удерживайте переключатель 11 в верхнем положении, для плавного уменьшения — в нижнем положении. Кратковременным нажатием на переключатель 11 вверх скорость движения увеличивается ступенчато с шагом 1,6 км/ч., вниз — уменьшается с шагом 1,6 км/ч.
Режим круиз — контроля дезактивируется и переводится в режим ожидания в следующих случаях:
— при нажатии на педаль тормоза;
— при включении стояночного тормоза;
— при нажатии на педаль сцепления;
— при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже 1000 об/мин;
— при снижении скорости движения автомобиля ниже 48 км/ч.
После поворота выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, установленное значение скорости круиз — контроля стирается.
Во избежание возможных повреждений автомобиля и для личной безопасности не рекомендуется использовать режим круиз — контроля в следующих случаях:
— на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;
— на скользких дорогах.
Режим диагностики двигателя.
Режим диагностики двигателя служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности — блинк-кодов.
При повороте ключа зажигания в положение 1 ЭБУ выполняет диагностику и контроль состояния двигателя — загораются контрольные лампы неисправности двигателя, аварийного состояния двигателя ожидания пуска двигателя, расположенные в блоке контрольных ламп на панели приборов.
Лампы горят приблизительно в течение двух секунд, после чего гаснут в указанном порядке, одна за другой.
В случае возникновения неисправности, одна из оставшихся ламп будет продолжать гореть, определяя тип выявленной неисправности:
— горит контрольная лампа неисправности — необходимо провести обслуживание автомобиля, но автомобиль может оставаться в рабочем режиме;
— горит контрольная лампа аварийного состояния двигателя — существуют проблемы в работе двигателя, в этом случае автомобиль не должен эксплуатироваться до устранения неисправности.
Таким же образом контрольная лампа неисправности и контрольная лампа аварийного состояния двигателя оповещают о неисправностях в режиме работы работающего двигателя.
Для определения вида неисправности необходимо провести принудительную диагностику двигателя. Для управления режимом принудительной диагностики двигателя используются переключатель диагностики двигателя 13 и переключатель установки/сброса 11.
При положении ключа зажигания в положении «I» включите режим диагностики двигателя нажатием в среднее или нижнее положение переключатель диагностики двигателя 13. Загораются контрольные лампы неисправности и аварийного состояния двигателя, нахо дящиеся в блоке контрольных ламп на панели приборов. Если не обнаружено неисправностей в работе двигателя, то лампы горят непрерывно.
При наличии неисправности контрольная лампа аварийного состояния двигателя начнет выдавать код неисправности (блинк-код), который может быть трех-и четырехзначным. Коды неисправностей считываются визуально по вспышкам контрольной лампы, а тип неисправности определяется по таблице световых мигающих кодов (в сервисном центре). После высвечивания кода загорается контрольная пампа неисправности двигателя, сообщая о том, что посылка данного кода неисправности закончена (см. рис. Пример мигания кон трольных ламп при выдаче кода неисправности 143 ).
Пример мигания контрольных ламп при выдаче кода неисправности 143:I — вспышки контрольной лампы неисправности двигателя (цвет — оранжевый); II — вспышки контрольной лампы аварийного состояния двигателя (цвет — красный)
Высвечивание неисправности продолжается до тех пор, пока для показания последующего и предыдущего кодов ошибок не будет использован переключатель установки/сброса 11, который в нажатом верхнем положении выдает следующий по порядку код ошибок, в нажатом нижнем положении — предыдущий код ошибок.
Режим диагностики остается активным до тех пор, пока не будут выключены переключатель диагностики или двигатель. После считывания световых кодов необходимо устранить неисправности и очистить память ЭБУ. Для этого необходимо:
— повернуть ключ зажигания в положение I;
— три раза нажать на педаль подачи топлива;
— повернуть зажигания в положение «0».
При этом все неактивные коды неисправностей стираются из электронного блока. Для того чтобы убедиться, устранены ли все неисправности и никаких блинк-кодов в памяти ЭБУ нет, необходимо еще раз провести диагностику. Если после стирания в памяти ЭБУ остались какие-либо коды, это означает, что данные неисправности присутствует в данный момент и стереть код можно только после устранения самой неисправности.
Более полная диагностика системы производится при помощи специальной диагностической аппаратуры на станции ТО.
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Система защиты двигателя контролирует четыре параметра двигателя: уровень охлаждающей жидкости, температуру охлаждающей жидкости, давление масла и температуру воздуха во всасывающем коллекторе, а также дефорсирует двигатель в случае выхода за пределы допустимого диапазона одного или нескольких из упомянутых параметров.
Система защиты двигателя может уменьшить крутящий момент, снизить частоту вращения двигателя и, возможно, привести к останову двигателя.
Нагреватели решеток
Электрические нагреватели решеток, расположенные во впускном коллекторе, применяются для облегчения пуска и снижения задымленности в условиях холодной погоды.
Предусмотрены два этапа режима работы при нагреве всасываемого воздуха:
— предварительный нагрев (после включения замка зажигания перед проворачиванием коленчатого вала);
— последующий нагрев (сразу же после успешного пуска двигателя).
Продолжительность времени включения нагревателей решетки зависит от температуры окружающей среды. Продолжительность предварительного нагрева возрастает при снижении температуры.
Контрольная лампа ожидания пуска двигателя, расположенная в блоке контрольных ламп автомобиля на панели приборов, горит в течение всего времени включения нагревателей решетки для указания водителю, что приступать к проворачиванию коленчатого вала нельзя. Во время проворачивания коленчатого вала для обеспечения возможности использования максимального тока для стартера нагреватель всасываемого воздуха выключается.
Этап последующего нагрева начинается после успешного пуска двигателя. Продолжительность цикла последующего нагрева возрастает при снижении температуры.
Блокировка стартера
Электронная система управления двигателем защищает электродвигатель стартера и маховик от повреждения в результате нежелательного включения. Электронный блок управления контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя и допускает включение стартера только в случае неработающего двигателя.
Источник статьи: http://kama-avtodetal.ru/tehspravochnik/avtomobili-kamaz-43253-43255-53229-55111-65115-65116-65117-6540-/elektronnaya-sistema-upravleniya-dvigatelem/