- Схема электрооборудования ГАЗ 3309
- Описание электросхемы
- Схема проводки и электрооборудования
- Неисправности электрооборудования
- Устранение неисправностей
- Заключение
- Подробные описания электрических схем проводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309
- Особенности электропроводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 дизель
- Схема проводки и электрооборудования ГАЗ 3307
- Схема включения генератора и регулятора напряжения
- Электросхема системы зажигания
- Схема предохранителей на ГАЗ 3307
- Схемы электропроводки и оборудования ГАЗ 3309
- Предохранители дизельных грузовиков ГАЗ 3309
- Фотогалерея
- Видео
Схема электрооборудования ГАЗ 3309
К числу крупнейших отечественных автоконцернов, осуществляющих выпуск грузовых транспортных средств, целесообразно отнести завод ГАЗ. Электрическая схема ГАЗ 3309 позволяет автолюбителю составить детальное представление о её ключевых элементах, особенностях и расположении конкретных участков.
Описание электросхемы
Прежде чем более подробно разобрать основные неисправности и способы их устранения, целесообразно изучить особенности этого важного узла. Схема электропроводки ГАЗ 3309 представляет собой своеобразный рисунок, на котором с помощью условных обозначений отображены ключевые элементы.
Существует сразу несколько отличий электросхемы модели 3309 и её предшественника — 3307, которые заслуживают упоминания. Обновленный вариант предусматривает наличие дизельных двигателей ЯМЗ/ММЗ, которые оборудованы различными электронными элементами. У электронной схемы этого автомобиля есть и другие особенности:
- напряжение бортовой сети — 24 В, позволяющее автомобилю успешно заводиться даже при минусовой температуре;
- наличие 4 аккумуляторов по 55 А/ч, попарно соединенные в параллельной цепи;
- на моторе установлен трехфазный генератор синхронного типа, оснащенный выпрямительным блоком, а также регулятором для настройки рабочих параметров.
Модификации с двигателями от ЯМЗ оборудованы усиленными аккумуляторными батареями, емкость которых увеличена вдвое.
Схема проводки и электрооборудования
Подобного рода чертежи могут быть цветными и черно-белыми, однако первые значительно более удобны при выполнении ремонтных работ. Они предусматривают указание цвета провода, что позволяет быстрее их идентифицировать. При этом следует отметить, что черно-белая электросхема ГАЗ 3309 дизель евро 2, как правило, значительно более подробная, содержит много дополнительной информации.
Особого упоминания заслуживает легенда схемы, которая служит пояснением для автолюбителя. Она содержит подробные сведения о цвете проводов, который отображается заглавными буквами, например «Ч» (черный), а также площадь их сечения. Цифрами обозначаются различные элементы схемы — лампы, предохранители, ГУР ГАЗ 3309 и прочие узлы.
Неисправности электрооборудования
Несмотря на простую конструкцию и отсутствие большого количества составляющих в работе электросхемы данного транспортного средства могут периодически наблюдаться сбои. Процедура диагностики неисправностей этого узла довольно проста и предполагает выполнение ряда действий. Для этого потребуется использовать контрольную лампу с проводами и зажимами либо специальный тестер, который способен определять напряжение в сети. Применив подобные приспособления на разных участках цепи, можно достоверно выявить причину неисправности или место обрыва проводки.
В процессе диагностики важно помнить, что многие элементы схемы находятся под напряжением лишь при включенном двигателе. Существует сразу несколько неисправностей, с которыми владельцам ГАЗ 3309 приходится сталкиваться чаще всего, однако самой серьезной поломкой представляется неудовлетворительная работа системы зажигания. В большинстве случаев она проявляется нестабильной работой силового агрегата — он глохнет, наблюдаются перебои в работе либо просто не заводится. Поскольку данная система представляется одной из важнейших для корректной эксплуатации транспортного средства, следует более подробно ознакомиться с процедурой её ремонта.
Устранение неисправностей
Перед выполнением манипуляций по ремонту зажигания необходимо убедиться в корректной подаче топлива в агрегат, поскольку его недостаток или отсутствие могут привести к похожим проявлениям. Если топливная система полностью исправна, потребуется выполнить ряд действий для восстановления работоспособности зажигания:
- Демонтировать провод со свечи, поднести его к массе на удалении около 0,6-0,9 см.
- При попытках завести двигатель между элементами должна появиться искра.
- В тех случаях, когда искра отсутствует, потребуется выполнить аналогичную процедуру, но уже используя центральный провод трамблера. При наличии напряжения можно сделать вывод о том, что неисправность кроется в прерывателе-распределителе.
- Когда центральный провод трамблера также не дал искры, необходимо убедиться с помощью тестера либо лампочки в работоспособности катушки, а также коммутатора.
Поломка коммутатора представляется одной из самых распространенных неисправностей системы зажигания данной модели автомобиля.
Устранение неисправностей предусматривает полную замену поврежденного элемента, для чего может использоваться инструкция сборки и ремонта, поставляемая с автомобилем. Ток может отсутствовать при наличии окисленных контактов, которые рекомендуется очищать. В процессе диагностики и ремонта важно использовать защитные резиновые перчатки, поскольку напряжение в системе довольно велико.
Заключение
Электросхема ГАЗ 3309 отличается простотой, однако значительно усовершенствована по сравнению с предыдущими моделями. Благодаря использованию качественных комплектующих она сравнительно редко требует ремонта. При необходимости его можно выполнить самостоятельно, используя цветную или черно-белую схему.
Источник статьи: http://traktoramira.ru/remont-i-obsluzhivanie/shema-elektrooborudovaniya-gaz-3309.html
Подробные описания электрических схем проводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309
Среднетоннажные грузовые автомобили производства Горьковского автозавода оснащены бортовой электрической сетью, рассчитанной на 12 или 24 Вольта. Схемы электрооборудования ГАЗ 3307 и 3309 имеют много общих решений, но не являются взаимозаменяемыми. Элементы системы дизельных машин рассчитаны на увеличенное напряжение.
Особенности электропроводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 дизель
Схема проводки и электрооборудования ГАЗ 3307
Схема включения генератора и регулятора напряжения
Электросхема системы зажигания
Схема предохранителей на ГАЗ 3307
Схемы электропроводки и оборудования ГАЗ 3309
Предохранители дизельных грузовиков ГАЗ 3309
Комментарии и Отзывы
Особенности электропроводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 дизель
Основная разница между ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 наблюдается в моторном отсеке. На последних выпусках дизельных машин стали применяться силовые агрегаты производства ЯМЗ и ММЗ, оснащенные электронными компонентами с CAN-шиной. Дополнительно в состав схемы включена антиблокировочная система тормозов.
К конструктивным особенностям электросистемы дизельного грузовика ГАЗ 3309 относятся:
- Напряжение в бортовой сети составляет 24В, что обеспечивает уверенный запуск силового агрегата при низких температурах.
- Для снабжения питанием используются четыре аккумуляторные батареи, имеющие емкость по 55 А/ч каждая. Устройства соединены попарно в параллельные цепи, которые затем скроссированы последовательно. При использовании дизеля ЯМЗ устанавливаются две батареи по 110 А/ч.
- На двигателе смонтирован синхронный трехфазный генератор с электромагнитным принципом возбуждения. Устройство оснащено встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения с настроечным винтом. Переключение узла обеспечивает работу генератора в зимнее и летнее время. При поставке с завода винт вывернут до упора, т. е. находится в состоянии для работы в теплое время года.
Бензиновый грузовик ГАЗ 3307 создан на основе автомобиля модели ГАЗ 53А, но имеет изменения в конструкции электрической схемы:
- установлен генератор переменного тока с увеличенной мощностью;
- использован интегрированный реле-регулятор напряжения, обеспечивающий стабильность работы;
- применены модернизированный распределитель импульсов высокого напряжения и катушка зажигания;
- внедрено бесконтактное зажигание с транзисторным коммутатором.
Общая концепция бортовой сети осталась неизменной. Источником постоянного тока с напряжением 12В являются батарея и генератор. Отрицательные выводы приборов присоединены к кузову или к картерам агрегатов.
Особенности электрической схемы описаны в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к каждому грузовому автомобилю ГАЗ.
Схема проводки и электрооборудования ГАЗ 3307
Подробная схема электрооборудования ГАЗ 3307 в максимальном оснащении включает в себя элементы и узлы:
- Боковой повторитель поворота, смонтированный на правом переднем крыле.
- Передний габаритный фонарь (правый).
- Правая фара головного освещения.
- Коммутационная планка.
- Левая фара головного света.
- Установленная в фаре лампа ближнего освещения.
- Лампа дальнего света.
- Лампочка габаритного света.
- Передний габаритный фонарь (левый).
- Лампа указателя направления поворота, установленная в переднем габаритном фонаре.
- Боковой повторитель поворота, расположенный на левом переднем крыле.
- Катушка.
- Распределитель искровых импульсов.
- Свеча.
- Дополнительный резистор для устранения радиопомех в свечном наконечнике.
- Стартер.
- Аккумулятор.
- Управляющее реле стартера.
- Выключатель подачи питания от батареи.
- Индикаторная лампа активированного дальнего света фар.
- Верхняя секция салонного блока предохранителей.
- Клаксон.
- Электромагнит газового клапана. Установлен только на грузовиках, оснащенных газобаллонным оборудованием.
- Электромагнитный элемент клапана подачи бензина, применяется на машинах с комбинированной топливной системой (газ-бензин).
- Переключатель типа топлива.
- Коммутатор системы зажигания.
- Вспомогательное реле, обеспечивающее включение стартера.
- Центральный переключатель режимов освещения.
- Генератор.
- Клавиша управления работой заднего противотуманного фонаря.
- Штекерный разъем.
- Контрольное сопротивление.
- Дополнительный предохранитель автономного подогревателя. Узел устанавливается по отдельному заказу.
- Электрический двигатель, обеспечивающий функционирование независимой системы подогрева двигателя.
- Лампа подсветки комбинации приборов.
- Плафон подсветки кабины.
- Амперметр.
- Блок регулятора напряжения в бортовой сети.
- Пульт управления автономным отопителем.
- Выключатель свечи розжига топлива в котле подогревателя.
- Переключатель режимов работы «автономки».
- Электромагнитный клапан, регулирующий подачу бензина в камеру сгорания автономного отопителя.
- Манометр газовой системы.
- Датчик измерения температуры охлаждающей жидкости.
- Сенсор для включения лампы, предупреждающей о перегреве силовой установки.
- Датчик, передающий информацию о давлении в системе смазки.
- Отдельное устройство, измеряющее критически низкое давление в масляных магистралях.
- Замок зажигания со встроенной контактной группой.
- Нижняя часть салонного блока предохранителей.
- Розетка, предназначенная для подключения дополнительного оснащения (переносной лампы и т. д.).
- Кнопка управления аварийной сигнализацией.
- Свеча розжига пускового подогревателя.
- Второй манометр газовой системы.
- Индикатор уровня бензина в топливном баке.
- Контрольный прибор, отображающий температуру двигателя.
- Манометр системы смазки.
- Электрический двигатель для привода щеток стеклоочистителя.
- Управляющее реле системы очистки стекол.
- Моторчик привода помпы омывателя.
- Подрулевой переключатель, отвечающий за выбор режимов работы фар головного света и указателей направления поворота. Дополнительно устройство используется для подачи предупредительных звуковых сигналов.
- Клавиша для включения повышенной частоты вращения вентилятора штатной системы отопления кабины.
- Аналогичный узел для пониженной частоты.
- Концевой переключатель ламп сигнала торможения.
- Тумблер для определения уровня топлива в разных баках.
- Подрулевой переключатель режимов функционирования очистителя ветрового стекла.
- Отдельный индикатор, отображающий работу повторителей поворота на прицепном оборудовании.
- Контрольная лампа указателей направления поворота на тягаче. При использовании одиночного автомобиля действует только эта лампа.
- Сигнализатор включения габаритного освещения.
- Индикатор состояния привода второго контура тормозной системы.
- Аналогичная лампа для первого контура.
- Контрольная лампа активации стояночного тормоза и неисправности в основных контурах.
- Корпус блока сигнализаторов.
- Концевой переключатель для определения положения рукоятки включения стояночного тормоза.
- Электродвигатель отопителя по правой стороне кабины.
- Аналогичный узел для левого борта.
- Измерительный датчик уровня жидкости в гидравлическом приводе тормозов.
- Сенсор, замеряющий степень разряжения в первом тормозном контуре.
- Аналогичное устройство для второго контура.
- Датчик измерения количества топлива в основном баке.
- Коммутационная пластинка.
- Концевой переключатель в картере коробке, служащий для подключения огня заднего хода.
- Контактное реле, обеспечивающее работу аварийной сигнализации и указателей направления поворота.
- Датчик измерения уровня топлива в дополнительном баке.
- Задний фонарь.
- Розетка для подключения электрического оборудования на прицепе.
- Противотуманный фонарь, установленный на кормовой части грузовика.
- Лампа фонаря заднего хода.
- Лампа предупреждения о торможении.
- Габаритный сигнал.
- Задний указатель направления поворота.
Цветные обозначения проводов на схеме:
- Б — белый;
- К — красный;
- Ж — желтый;
- З — зеленый;
- Кч — коричневый;
- Ч — черный;
- Г — голубой;
- О — оранжевый;
- Р — розовый;
- Ф — фиолетовый;
- С — серый.
Приведенную схему следует использовать при ремонте подержанных грузовиков ГАЗ 3307 с осторожностью. Из-за низкой коррозионной устойчивости проводки владельцы нередко заменяют целые участки на изделия с иной изоляцией. Вследствие этого возникают сложности при последующем обслуживании.
Схема включения генератора и регулятора напряжения
Схема подключения данных узлов не имеет отличий от остальных автомобилей. В цепи установлены реле и отдельный провод для обеспечения работы встроенного в комбинацию приборов амперметра. На фото показаны цепи подключения генератора к батарее (АКБ) через разгрузочное реле.
Принципиальная схема установки генератора на ГАЗ 3307
Электросхема системы зажигания
На грузовике установлена батарейная бесконтактная система зажигания с транзисторным коммутатором, состоящая из узлов:
- катушки;
- распределителя импульсов;
- индивидуальных свечей;
- соединительных проводов.
Активация зажигания осуществляется при помощи поворота ключа в замке. Распределитель обеспечивает посыл импульсов на свечи через 45 град. с отклонением момента подачи сигнала в пределах 1 градуса. В состав узлов входят элементы, снижающие уровень радиопомех при работе.
Компоненты системы зажигания на бензиновом авто ГАЗ 3307
В состав системы входят:
- постоянный магнит;
- помехоподавительный резистор R в наконечнике свечи (5,5 кОм);
- дополнительные сопротивления R1-R15 с различным номиналом;
- конденсаторы С1-С11;
- транзисторы VT1 и VT2;
- диоды и стабилитроны;
- управляющая микросхема КР1055ХП1 или КС1055ХП1 (на схеме обозначена D);
- коммутатор D1;
- дроссель L;
- первичная обмотка L1 катушки зажигания;
- вторичная обмотка L;
- катушка;
- защитный предохранитель на 60А (на щите моторного отсека);
- свечи;
- амперметр Р;
- выключатель зажигания S;
- размыкатель батареи S1;
- аккумулятор G;
- датчик импульсов (на схеме обозначен В).
Проверка работоспособности коммутатора показана в ролике от канала «Автоэлектрика ВЧ».
Схема предохранителей на ГАЗ 3307
На грузовиках с бензиновыми двигателями имеются две колодки типа ПР-121, расположенные в салоне. Узлы размещены в центральной части панели приборов, закреплены на каркасе при помощи двух саморезов. Колодки рассчитаны на использование устаревших вставок цилиндрической конфигурации.
Схема расположения предохранителей в салоне ГАЗ 3307
Номинал предохранителей в верхней секции с описанием защищаемых узлов и цепей:
Номер | Допустимый ток, А | Назначение |
Пв-01 | 16 | Резервная вставка, для замены |
Пв-02 | 8 | Подсветка моторного отсека и плафон в кабине |
Пв-03 | 8 | Лампы освещения комбинации приборов и переключателей |
Пв-04 | 8 | Питание противотуманной лампы на кормовой части |
Пв-05 | 8 | Правый передний и левый задний габариты, а также контрольная лампочка включения габаритных огней |
Пв-06 | 8 | Левый передний и правый задний габаритный сигнал |
Пв-07 | 8 | Ближний свет левого борта |
Пв-08 | 8 | Аналогично для правого борта |
Пв-09 | 16 | Дальний свет по левой стороне и индикатор включения данного режима |
Пв-10 | 16 | Аналогично для правой стороны |
В нижней секции расположены:
Номер | Допустимый ток, А | Назначение |
Пн-01 | 16 | Запасная деталь |
Пн-02 | 8 | Защита аварийной сигнализации |
Пн-03 | 8 | Указатели направления поворота |
Пн-04 | 8 | Резервная деталь |
Пн-05 | 8 | Клаксон и розетка для установки дополнительного оборудования |
Пн-06 | 8 | Лампы сигналов торможения |
Пн-07 | 8 | Запасной элемент |
Пн-08 | 8 | Система очистки ветрового стекла и подачи омывающей жидкости |
Пн-09 | 16 | Лампа задней передачи и система газобаллонного оборудования |
Пн-10 | 16 | Дополнительный отопитель, элементы комбинации приборов (в том числе и сигнализаторы) |
На грузовике установлены еще несколько предохранителей:
- Для защиты цепей управления розжигом и работой дополнительного автономного подогревателя. Вставка имеет номинал 20А, располагается непосредственно внутри пульта управления.
- Система очистки стекол оборудована биметаллической многоразовой деталью. При перегреве элемент размыкается, обеспечивая защиту привода. После охлаждения работоспособность узла восстанавливается.
- В моторном отсеке (на правой стороне щита) имеется предохранитель на 60А, предназначенный для общей электрики грузовика. Устройство не обеспечивает защиты генераторной установки.
- Рядом установлена дополнительная вставка на 30А, использующаяся в качестве резервной.
Инструкция по эксплуатации автомобиля ГАЗ 3307 допускает использование вместо предохранителей медных проводников со следующими параметрами:
Сила тока, А | Диаметр проволоки, мм |
6 | 0,18 |
8 | 0,23 |
16 | 0,34 |
30 | 0,5 |
60 | 0,8 |
Установка самодельных вставок в электросхеме ГАЗ 3307 возможна только для кратковременного использования. Из-за сложностей с определением параметров проволоки возникает чрезмерное увеличение силы тока и выход из строя потребителей.
Схемы электропроводки и оборудования ГАЗ 3309
В состав оборудования дизельных грузовиков входят:
Номер на схеме | Описание элемента |
А8 | Блок предпускового подогревателя двигателя, устанавливается по отдельному заказу |
А10 | Отопитель |
В1 | Измеритель рабочего давления масла |
В2 | Сигнализатор чрезвычайно низкого давления в системе смазки |
В7 | Измерительный элемент в системе охлаждения двигателя |
В8 | Специальный элемент, предназначенный для сигнализации о перегреве двигателя |
В12 | Измерительный элемент в топливном баке |
В19 | Сенсор засорения полости воздушного фильтра |
В31 | Датчик аварийного давления в первом контуре тормозной системы |
В32 | Аналогичный элемент во втором контуре |
В61 | Индикатор перегрева предпускового подогревателя |
В67 | Сенсор уровня жидкости в гидравлическом приводе тормозов |
В97 | Устройство измерения давления первого контура |
В98 | Аналогичная деталь второго контура |
В99 | Измеритель аварийного состояния хода поршня в пневматическом усилителе тормозов (первый контур) |
В100 | Аналогичная деталь во втором контуре (правая часть) |
В101 | Аналогичная деталь во втором контуре (левая часть) |
D25 | Контроллер электрического корректора угла установки фар головного света |
Е1 | Левая фара |
Е2 | Правая фара |
Е5 | Комбинированный передний фонарь слева (габаритный сигнал и указатель поворота) |
Е6 | Аналогичный элемент справа |
Е9 | Повторитель направления поворота, смонтированный на поверхности правого крыла |
Е10 | Идентичный узел на левом крыле |
Е11 | Лампа контурной подсветки на крыше кабины (левая часть) |
Е12 | Аналогичная деталь на правой стороне кабины |
Е16 | Плафон освещения интерьера кабины |
Е27 | Задний фонарь по левой стороне грузовика |
Е28 | Аналогичный узел по правому борту |
Е29 | Плафон индикации заднего хода |
Е31 | Задний противотуманный фонарь |
Е33 | Левый фонарь задней контурной подсветки |
Е34 | Аналогичная деталь правого борта |
Е35 | Лампа освещения подкапотного пространства |
Е37 | Передний левый габаритный сигнал |
Е38 | Правый габаритный огонь на передней части |
Е39 | Боковой габарит для обозначения задней левой стороны грузовика |
Е40 | Идентичный элемент на правом борту |
Е50-Е53 | Индивидуальные свечи накаливания (4 шт.) |
Е54 | Пусковая свеча, используемая при розжиге автономного подогревателя |
Е73 | Левый модуль световых сигнализаторов |
Е84 | Аналогичный элемент на правой стороне |
F26 | Термический предохранитель для защиты предпускового подогревателя |
F41 | Модуль силовых предохранителей в моторном отсеке |
F42 | Верхняя секция салонного блока плавких вставок |
F43 | Аналогичная нижняя часть |
G1 | Генератор |
G2-G5 | Батареи (4 шт.) |
Н1 | Левый клаксон |
Н2 | Правый звуковой сигнал |
Н3 | Зуммер сигнализации о падении давления воздуха в пневматической системе |
Н7 | Лампочка, предупреждающая о низком давлении масла в двигателе |
Н8 | Индикатор перегрева силового агрегата |
Н9 | Световой предупредительный сигнал перегрева автономного подогревателя |
Н11 | Лампа забитого пылью воздушного фильтра |
Н16 | Отображение работы указателей направления поворота (на базовом шасси) |
Н19 | Индикатор аварийного остатка топлива в баке |
Н20 | Отображение режима работы фар с дальним светом |
Н30 | Лампа, предупреждающая о затянутом стояночном тормозе |
Н37 | Индикатор работы бортового предпускового подогревателя |
Н39 | Сигнал о поломке штатной системы АБС в приводе тормозов |
Н44 | Отдельная лампа для подсветки индикатора давления в первом контуре тормозной системы |
Н45 | Аналогичное устройство для прибора второго контура |
Н47 | Плафон подсветки прибора отображения запаса топлива в баке |
Н48 | Освещение амперметра в комбинации приборов |
Н54 | Индикатор падения напряжения на клеммах аккумуляторов |
Н56 | Предупреждающая лампа низкого уровня тормозной жидкости |
Н62 | Лампа габаритного сигнала на передней части грузовика |
Н66 | Система подсветки циферблата спидометра |
Н67 | Освещение прибора, отображающего температуру двигателя |
Н68 | Аналогичное устройство для подсветки манометра масляной системы |
Н69 | Лампа подсветки тахометра |
Н74 | Лампа в заднем фонаре, предупреждающая о начале торможения |
Н76 | Лампа габаритного сигнала на кормовой части машины |
Н78 | Лампа указателя направления поворота (на задней части грузовика) |
Н80 | Индикатор включения внешнего габаритного освещения |
Н96 | Предупредительная лампа включения свечи розжига предпускового подогревателя |
Н98 | Нить лампы ближнего света |
Н100 | Нить лампы дальнего света |
Н102 | Лампочка указателя направления поворота (в переднем фонаре) |
Электрическая схема, разбитая на две части представлена на фото.
На схеме показаны реле, служащие для включения и отключения различных приборов:
- К1 — дополнительный элемент для работы стартера;
- К3 — контроллер системы очистки ветрового стекла;
- К5 — блокировочное реле стартера двигателя;
- К7 — включение предупредительного сигнала (клаксона);
- К8 — коммутация стоп-сигналов;
- К10 — термический переключатель «автономки»;
- К11 — реле для подачи напряжения на свечу накаливания автономного отопителя;
- К12 — прерыватель указателей поворота;
- К22 — управление импульсами предпускового подогревателя;
- К64 — включение свечей накаливания в цилиндрах;
- К71 — выбор режима работы противотуманного фонаря;
- К74 — подача питания на электромагнитный клапан остановки силового агрегата.
На схеме показаны дополнительные элементы электрики грузовика:
- М1 — стартер;
- М2 — правый мотор подачи воздуха в кабину;
- М4 — привод трапеции стеклоочистителей;
- М5 — насос для подачи жидкости на ветровое стекло;
- М7 — мотор предпускового подогревателя;
- М8 — электронасос жидкости (в магистрали «автономки»);
- М23 — левый электродвигатель штатного отопителя кабины;
- М38/М39 — привод корректора на левой и правой фаре соответственно;
- М44 — электромагнитный клапан для прекращения работы двигателя;
- Р3 — тахометр;
- Р4 — амперметр;
- Р6 — термометр системы охлаждения;
- Р7 — манометр системы смазки;
- Р8 — указатель количества топлива;
- Р12/Р13 — манометр давления в первом/втором контуре тормозов;
- Q1 — механический выключатель аккумуляторов;
- R12 — дополнительное сопротивление в цепи двигателя автономного отопителя;
- S1 — переключатель приборов и стартера;
- S5 — кнопка аварийной сигнализации;
- S6 — управление работой отопителей кабины;
- S9 — подрулевой переключатель (режим работы фар, указателей поворота и звуковых сигналов);
- S12 — переключатель частоты работы стеклоочистителя;
- S18 — клавиша заднего противотуманного фонаря;
- S29 — концевик задней передачи;
- S30 — микропереключатель на педали тормоза (для стоп-сигналов);
- S39 — переключатель режимов работы освещения;
- S44 — включение и выключение «автономки»;
- S45 — управление работой предпускового подогревателя;
- S73 — отключение отопителей кабины;
- S123 — выключатель свечи накаливания в автономной установке;
- S124 — концевой переключатель стояночного тормоза;
- S127 — переключение сезонной регулировки регулятора напряжения;
- S132 — управление свечами накаливания на двигателе;
- Х4 — разъем для подсоединения переносной лампы;
- Х39 — штыревая колодка;
- Х40 — гнездовой разъем;
- Y47 — электромагнит подачи топлива в предпусковой подогреватель.
Дополнительные элементы при монтаже антиблокировочной системы:
Номер на схеме | Описание |
В87 | Сенсор измерения частоты вращения, установленный в ступице переднего левого колеса |
В88 | Аналогичный элемент на правой стороне |
В89 | Идентичный узел на заднем левом колесе |
В90 | Компонент на заднем правом колесе |
D7 | Электронный блок управления системой АБС |
Е89 | Система удаления влаги из воздуха |
F54 | Отдельный блок предохранителей |
K73 | Контроллер управления системой осушения воздуха |
S139 | Переключатель диагностического режима |
Х41 | Штыревой разъем |
Х55 | Диагностическая колодка |
Y56 | Передний модулятор системы АБС |
Y57 | Аналогичный элемент для заднего моста (левая сторона) |
Y58 | Модулятор на правой стороне заднего моста |
Предохранители дизельных грузовиков ГАЗ 3309
Предохранители на ГАЗ 3309 расположены в нескольких местах:
- в моторном отсеке (на кронштейне крепления бачка для заправки жидкости усилителя руля);
- в панели приборов (двумя группами по 10 или 13 штук).
Подкапотный блок предохранителей на машине ГАЗ модели 3309 заглушен сверху пластиковым кожухом, на котором расположены запасные элементы.
Назначение плавких вставок под капотом грузовика с дизелем ММЗ Д-245 Евро 3 и 4:
Номер | Номинал, А | Защищаемая цепь |
А1 | 60 | Подача напряжения на свечи накаливания |
А2 | 30 | Резерв. На машинах с мотором класса Евро 4 на эту вставку выведены цепи внешнего освещения |
А3 | 60 | Главный предохранитель, обеспечивающей защиту всей системы автомобиля (кроме генератора) |
А4 | 30 | Блок управления двигателем |
В случае применения отечественного дизеля ЯМЗ 5344 назначение вставок меняется:
Номер | Номинал, А | Защищаемая цепь |
А1 | 30 | Блок управления двигателем |
А2 | 40 | Внешняя световая сигнализация и освещение (общая защита) |
А3 | 90 | Главный элемент, отвечающий за защиту плюсового провода подключения электрики |
А4 | 125 | Подогреватель воздуха |
Салонные блоки предохранителей машин с моторами ММЗ Евро 3 имеют аналогичное назначение, за исключением:
- Пн-07, рассчитанный на 8А, используется для защиты тахографа (положительный сигнал);
- Пн-09 (на 16А), применяется для подключения управляющего реле системы очистки ветрового стекла;
- Пн-10 (на 16А), дополнительно защищает цепь 15 тахографа (от замка зажигания).
При установке мотора ЯМЗ или ММЗ Евро 4 на машины ставятся блоки БПР-13-07, рассчитанные на 13 вставок каждый. Особенностью устройства является ножевая конструкция предохранителей, которая обеспечивает надежный контакт. В комплект запасных изделий, прилагаемый к каждому грузовику, входит пинцет для замены перегоревших деталей.
Хорошо видна разница между блоками старого и нового типа
Верхняя часть коробки немного отличается от типа двигателя и включает в себя детали следующего назначения (нумерация идет со стороны места пассажира):
Номер вставки | Номинал, А | Назначение |
01 | 25 | Резерв |
02 | 15 | Аварийная сигнализация |
03 | 15 | Система отопления и звуковой сигнал снижения давления воздуха в приводе тормозов |
04 | 10 | Очиститель и омыватель ветрового стекла |
05 | 10 | Резерв |
06 | 10 | Лампы стоп-сигналов, различные реле |
07 | 20 | Клаксон, часть реле и розетка для переносных приборов |
08 | 5 | Положительный импульс на тахограф |
09 | 10 | Коммутатор стеклоочистителя, лампы заднего хода и контроллер свечей накаливания |
10 | 10 | Комбинация приборов, муфта включения вентилятора радиатора и сигнал «15» на тахограф |
11 | 5 | Запас |
12 | 15 | Резерв. При установке мотора ЯМЗ обеспечивает защиту реле подогревателя дизельного топлива |
13 | 15 | Указатели направления поворота |
В нижней части расположены предохранители (конструкция идентична для моторов ММЗ и ЯМЗ):
Номер вставки | Номинал, А | Назначение |
01 | 25 | Резерв |
02 | 15 | Цепь дальнего света правого борта |
03 | 15 | Аналогично для левой стороны и контрольная лампа дальнего света фар |
04 | 10 | Ближний свет правой стороны |
05 | 10 | Аналогично для левого борта |
06 | 10 | Противотуманная лампа на задней части, управляющее реле |
07 | 20 | Резерв |
08 | 5 | Контакт «50» для подачи питания на блок управления двигателем |
09 | 10 | Подсветка моторного отсека, плафоны внутри кабины и на грузовой платформе. Дополнительно подключена колодка для проведения диагностики |
10 | 10 | Система подсветки комбинации приборов и клавиш переключателей |
11 | 5 | Контакт «15» цепей питания блока управления силовым агрегатом |
12 | 15 | Габаритные огни правой стороны и привод электрического корректора угла установки фар головного света |
13 | 15 | Габариты по левой стороне и контрольная лампа включения внешнего освещения. Дополнительно подключены контурные огни, смонтированные на крыше кабины и задней части платформы |
Фотогалерея
На фотографиях показаны особенности конструкции блоков предохранителей.
Видео
Замена фары на 24В показана в видео от автора Андрей Караульщиков.
Источник статьи: http://razvodka.net/wiring/shema-elektrooborudovaniya-gaz-3307-26414/