Элементы рулевого управления камаз
Рулевое управление Камаз (рис.1) снабжено гидроусилителем 7, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом, клапаном 5 управления гидроусилителем и угловым редуктором 6.
Рис.1. Рулевое управление Камаз
1 — колесо рулевое; 2 -колонка; 3 — вал карданный; 4 — радиатор; 5 — клапан управления гидроусилителем; 6 — редуктор угловой; 7 -гидроусилитель с рулевым механизмом; 8 — тяга продольная; 9 — сошка; 10 — трубопровод низкого давления; 11 — трубопровод высокого давления; 12 — насос гидроусилителя руля; 13 — бачок гидросистемы
Рулевое управление Камаз включает в себя, кроме упомянутых узлов также:
– колонку 2 рулевого управления с рулевым колесом 1;
– карданный вал 3 рулевого управления;
– насос 12 гидроусилителя рулевого управления в сборе с бачком 13 гидросистемы;
– трубопроводы высокого 11 и низкого 10 давления;
– тяги рулевого привода.
Крепление рулевой сошки на модернизированных автомобилях Камаз
Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Камаз уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, передающиеся от неровностей дороги, а также повышает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за.направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.
Рулевая колонка Камаз
Рулевая колонка Камаз (рис.2) прикреплена в верхней части к кронштейну, установленному на внутренней панели кабины, в нижней – к фланцу на полу кабины.
Рис.2. Рулевая колонка Камаз
1 — вал колонки; 2 . кольцо стопорное; 3 — кольцо разжимное; 4 — подшипник шариковый; 5 — труба колонки; 6 — обойма с уплотнением; 7 — шайба стопорная; 8 — гайка регулировки подшипников
Рулевая колонка Камаз соединена с рулевым механизмом карданным валом. Вал 1 колонки вращается в двух шарикоподшипниках 4. Осевой зазор в подшипниках регулируется гайкой 8.
Смазка в подшипниках рулевой колонки Камаз заменяется только при разборке колонки.
Кардан рулевого вала Камаз
Кардан рулевого вала Камаз (кардан рулевой колонки) (рис.3) с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках 4, в которые при сборке закладывается смазка 158. В эксплуатации подшипники не нуждаются в пополнении смазки. Для предотвращения попадания грязи и влаги в шарнирное соединение служат резиновые кольца 5.
Рис.3. Кардан рулевого вала Камаз (кардан рулевой колонки)
1 — вилка; 2, 9 — кольца упорные; 3 — крестовина; 4 — подшипник игольчатый; 5,8 — кольца уплотнительные; 6 — вилка со шлицевым стержнем; 7-обойма уплотнительного кольца; 10 — вилка со шлицевой втулкой
Скользящее шлицевое соединение кардана рулевого вала Камаз обеспечивает возможность изменения расстояния между шарнирами при опрокидывании кабины и служит для компенсации неточностей установки кабины с колонкой рулевого управления относительно рамы с рулевым механизмом, а также их взаимных перемещений.
Перед сборкой кардана рулевого вала (кардан рулевой колонки) Камаз во втулку закладывают 28. 32 г смазки 158, шлицы покрывают тонким слоем. Для удержания смазки и предохранения соединения от загрязнения служит резиновое уплотнение с упорным кольцом 9, поджимаемое обоймой 7.
Вилки кардана рулевого вала Камаз крепятся к валу колонки и валу ведущей шестерни углового редуктора клиньями, которые затянуты гайками со шплинтами.
Редуктор угловой рулевого управления Камаз
Редуктор угловой рулевого управления Камаз (рис.4) с двумя коническими шестернями со спиральным зубом передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма.
Рис.4. Редуктор угловой рулевого управления Камаз
1 — вал ведущей шестерни; 2 — манжета; 3 — крышка корпуса; 4 — корпус ведущей шестерни; 5, 7, 10 – шарикоподшипники; 6 — прокладки регулировочные; 8, 15, 19 — кольца уплотнительные; 9 -кольцо стопорное; 11 — шестерня ведомая; 12 – крышка упорная; 13 — корпус редуктора; 14 — втулка распорная; 16 — гайка крепления подшипников; 17 — шайба; 18 -кольцо упорное; 20 – крышка защитная
Ведущая шестерня углового редуктора Камаз выполнена заодно с валом 1 и установлена в корпусе 4 на шариковых подшипниках 5. Шарикоподшипники напрессованы на вал шестерни и удерживаются от осевого перемещения гайкой 16.
Для предотвращения самопроизвольного отворачивания буртик гайки вдавлен в паз на валу шестерни. Ведомая шестерня 11 вращается в двух шариковых подшипниках 7, 10, посаженных на хвостовик шестерни с натягом.
От продольных смещений ведомая шестерня редуктора рулевого управления Камаз удерживается стопорным кольцом 9 и упорной крышкой 12. Зацепление конических шестерен регулируют прокладками 6, установленными между корпусами ведущей шестерни и углового редуктора.
Механизм рулевого управления (рулевой механизм) Камаз
Механизм рулевого управления (рулевой механизм) Камаз со встроенным гидроусилителем (рис.5) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры.
Рис.5. Механизм рулевого управления (рулевой механизм) Камаз со встроенным гидроусилителем
1 — крышка передняя; 2 -клапан управления гидроусилителем; 3, 29 — кольца стопорные; 4 — втулка плавающая; 5, 7 — кольца уплотнительные; 6, 8 — кольца распорные; 9 — винт установочный; 10 — вал сошки; 11 — клапан перепускной; 12 — колпачок защитный; 13 — крышка задняя; 14 — картер рулевого механизма; 15 — поршень-рейка; 16 — пробка сливная магнитная; 17 — винт; 18 — гайка шариковая; 19 — желоб; 20 — шарик; 21 — редуктор угловой; 22 — подшипник упорный; 23 — шайба пружинная; 24 — гайка; 25 — шайба упорная; 26 — шайба регулировочная; 27 — винт регулировочный; 28 — контргайка регулировочного винта; 30 — крышка боковая
Кронштейн закреплен на раме автомобиля. Картер 14 рулевого механизма Камаз, в котором перемещается поршень-рейка, служит одновременно рабочим цилиндром гидроусилителя.
Винт 17 рулевого механизма Камаз имеет шлифованную винтовую канавку. В гайке 18 прошлифована такая же канавка и просверлены два отверстия, выходящие в нее.
Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наружной поверхности гайки. Два одинаковых желоба 19 полукруглого сечения, установленные в упомянутые отверстия, и паз образуют обводный канал, по которому шарики 20, выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него.
Для предотвращения выпадания шариков из винтового канала рулевого механизма Камаз наружу в каждом желобе предусмотрен язычок, входящий в винтовую канавку винта и изменяющий направление движения шариков.
Количество циркулирующих шариков в замкнутом винтовом канале тридцать один, восемь из которых находятся в обводном канале. Винтовая канавка на винте в ее средней зоне выполнена так, что между винтом, гайкой и шариками образуется небольшой натяг.
Это необходимо для обеспечения беззазорного сопряжения деталей в этой зоне. При перемещении гайки вследствие того, что глубина канавки на винте от середины к концам несколько увеличивается, в сопряжении винта и гайки появляется небольшой зазор.
Указанный зазор необходим для обеспечения большей долговечности средней части винта рулевого механизма Камаз, а также для облегчения возврата управляемых колес в среднее положение после поворота и лучшей стабилизации движения автомобиля.
Кроме того, ослабление посадки шариковой гайки на винте к краям его винтовой канавки облегчат подбор шариков и сборку шарико-винтовой пары.
Поскольку передача осевого усилия от винта к гайке осуществляется посредством шариков, потери на трение в винтовой паре минимальны.
Гайку после сборки с винтом и шариками устанавливают в поршень-рейку 15 и фиксируют двумя установочными винтами 9, которые закернивают в кольцевую проточку, выполненную на поршне-рейке.
Поршень-рейка зацепляется с зубчатым сектором вала 10 сошки. Вал сошки рулевого механизма Камаз вращается в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма и в алюминиевой боковой крышке 30.
Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении перемещением регулировочного винта 27, ввернутого в боковую крышку.
Головка регулировочного винта рулевого механизма Камаз, на которую опирается упорная шайба 25, входит в гнездо вала сошки. Осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки, выдерживаемое при сборке равным 0,02 . 0,08 мм, обеспечивается подбором регулировочной шайбы 26 соответствующей толщины.
Детали рулевого механизма Камаз 27, 26, 25 удерживаются в гнезде вала сошки стопорным кольцом 29. Средняя впадина между зубьями рейки, входящая в зацепление со средним зубом зубчатого сектора вала сошки, выполнена несколько меньшей ширины, чем остальные.
Это необходимо для того, чтобы избежать заклинивания изношенного рулевого механизма после его регулирования при повороте вала сошки.
На части винта рулевого механизма Камаз, расположенной в полости корпуса углового редуктора нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомой шестерней угловой передачи.
Клапан управления гидроусилителем рулевого управления Камаз (рис.6) крепится к корпусу углового редуктора с помощью болта и четырех шпилек (или пяти шпилек – одной длинной и четырех коротких).
Рис.6. Клапан управления гидроусилителем рулевого управления Камаз
1 — плунжер глухого отверстия; 2,5 — пружины; 3 — пробка резьбовая; 4 — клапан обратный; 6 — золотник; 7 — плунжер реактивный; 8 — корпус клапана; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — клапан предохранительный
Корпус 8 клапана рулевого управления Камаз имеет выполненные с большой точностью центральное отверстие и шесть (три сквозных и три глухих) расположенных вокруг него меньших отверстий.
Золотник 6 клапана рулевого управления Камаз, размещенный центральном отверстии, и упорные подшипники 22 (см. рис.5) закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17.
Под гайку подложена коническая пружинная шайба 23, обеспечивающая возможность регулирования силы затяжки упорных подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца подшипников обращены к золотнику.
Винт рулевого механизма Камаз и жестко связанный с ними золотник могут перемещаться в каждую сторону от среднего положения на 1. 1,2 мм.
Величина перемещения определяется глубиной выточек на торцах корпуса клапана и ограничивается большими кольцами подшипников, которые упираются в торцы упомянутых выточек.
В каждое из трех сквозных отверстий корпуса клапана рулевого механизма Камаз вставлены по два реактивных плунжера 7 (см. рис.6) с центрирующими пружинами между ними.
Чтобы обеспечить одинаковое реактивное усилие на рулевом колесе автомобиля Камаз от давления масла и необходимые для этого равные активные площади плунжеров при поворотах как направо, так и налево, в каждое из трех глухих отверстий, обращенных в сторону углового редуктора, установлено по плунжеру 1.
Общая площадь этих трех реактивных элементов по величине равняется площади сечения винта в месте его уплотнения в упорной крышке углового редуктора рулевого управления Камаз.
В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, встроен шариковый обратный клапан 4, соединяющий при отказе гидросистемы рулевого управления линии высокого и низкого давления и обеспечивающий, таким образом, возможность управления автомобилем.
В этом случае, рулевое управление Камаз работает как обычная механическая система без усиления.
В корпусе клапана рулевого управления Камаз установлен также предохранительный клапан 10, соединяющий линии нагнетания и слива при давлении в системе, превышающем 7357,5 . 7848 кПа (75 . 80 кгс/см2), и предохраняющий, таким образом, насос от перегрева, а детали механизма от чрезмерных нагрузок.
Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке, что дает возможность произвести проверку, регулировку или замену его деталей при необходимости.
Полости, находящиеся под передней крышкой 1 (см. рис.5) и в угловом редукторе рулевого управления Камаз, соединены отверстиями в корпусе клапана управления со сливной магистралью и уплотнены по торцам резиновыми кольцами круглого сечения.
Аналогичными кольцами уплотнены все неподвижные соединения деталей рулевого механизма и гидроусилителя.
Вал сошки рулевого управления Камаз уплотнен манжетой со специальным упорным кольцом, предотвращающим выворачивание рабочей кромки манжеты при высоком давлении. Внешняя манжета защищает вал сошки от попадания пыли и грязи.
Уплотнения поршня в цилиндре и винта рулевого механизма Камаз в крышке корпуса углового редуктора осуществляются фторопластовыми кольцами 5 и 7 в комбинации с распорными резиновыми кольцами 6, 8.
Регулировочный винт вала сошки рулевого управления Камаз уплотнен резиновым кольцом. Уплотнение вала ведущей шестерни углового редуктора комбинированное и состоит из двух манжет, которые фиксируются разрезным упорным кольцом.
В картере рулевого механизма Камаз имеются сливная пробка 16 с магнитом, служащая для улавливания стальных и чугунных частиц, и перепускной клапан 11, использующийся при заправке и прокачке гидросистемы рулевого управления.
От насоса к корпусу клапана управления Камаз подведены рукава и трубопроводы высокого и низкого давления. По первым масло направляется к механизму, а по вторым возвращается в бачок гидросистемы.
Рулевой привод Камаз
Рулевой привод Камаз включает продольную и поперечную рулевые тяги.
Рис.7. Продольная рулевая тяга Камаз
1 — палец шаровой; 2 — обойма накладки; 3 — накладка защитная; 4 — вкладыш верхний; 5 — вкладыш нижний; 6 — пружина прижимная; 7 — шайба крышки; 8 — крышка; 9 — масленка; 10 — накладка защитная
Продольная рулевая тяга Камаз (рис.1) соединяет сошку 9 рулевого механизма с верхним рычагом левого поворотного кулака и представляет собой цельнокованую деталь с нерегулируемыми шарнирами, включающими шаровой палец 1 (рис.7), верхний 4 и нижний 5 вкладыши, пружину и резьбовую крышку 8 со стопорной шайбой 7.
Поперечная тяга рулевой трапеции Камаз (рис.8), входящая в технологическую сборочную единицу «передняя ось в сборе», — трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 с шаровыми шарнирами.
Рис.8. Поперечная рулевая тяга Камаз
1 — тяга поперечная; 2 — наконечник; 3 — болт крепления наконечника; 4 — прокладка уплотнительная; 5 — масленка; 6 — крышка; 7- пружина; 8 — болт крепления крышки; 9 — накладка защитная; 10 — обойма накладки; 11 — палец шаровой; 12 — вкладыш верхний; 13 — вкладыш нижний
Изменяя положение наконечников на рулевой тяге Камаз, можно регулировать схождение управляемых колес. Каждый наконечник фиксируется двумя болтами 3.
Шарниры поперечной рулевой тяги Камаз также нерегулируемые, состоят из шарового пальца 11, верхнего 12 и нижнего 13 вкладышей, пружины 7 и крышки 6, прикрепленной с уплотнительной паронитовой прокладкой 4 к наконечнику тяги болтами 8.
Смазывание шарниров рулевой тяги Камаз производится через масленки 5. Для предохранения шарниров от попадания в них пыли и грязи служат резиновые накладки.
Замену поперечной рулевой тяги Камаз выполняйте в следующем порядке:
— вывесьте переднюю ось автомобиля;
— расшплинтуйте и отверните гайку, крепящую шаровой палец левого наконечника тяги с соответствующим нижним рычагом поворотного кулака;
— выбив шаровой палец из конусного отверстия рычага, отсоедините левый наконечник тяги рулевой трапеции;
— проделайте те же операции с правым наконечником поперечной рулевой тяги и снимите тягу с автомобиля;
— установите концы шаровых пальцев наконечников новой поперечной тяги в отверстиях нижних рычагов, затяните и зашплинтуйте гайки крепления. Момент затяжки гаек крепления шаровых
пальцев поперечной рулевой тяги 245. 314 Нм (25. 32 кг/см). Устанавливайте поперечную тягу так, чтобы масленки шаровых пальцев на наконечниках тяги были обращены назад по ходу автомобиля;
— опустите переднюю ось.
Для замены продольной рулевой тяги Камаз:
— вывесьте переднюю ось автомобиля и поверните управляемые колеса влево до отказа;
— расшплинтуйте и отверните гайку крепления шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны сошки рулевого управления;
— выбив шаровой палец из конусного отверстия сошки, отсоедините тягу;
— выполните те же операции с другим шарнирным соединением продольной тяги в месте соединения ее с верхним рычагом левого поворотного кулака и снимите тягу с автомобиля.
Установку новой продольной рулевой тяги Камаз производите в последовательности, обратной снятию, обратив при этом внимание на правильность присоединения и соответствие отличающихся головок тяги местам установки.
Опустите переднюю ось автомобиля. Гайки крепления шаровых пальцев продольной рулевой тяги Камаз затяните с крутящим моментом 245. 314 Нм (25. 32 кг/см).
Проверка и регулировка рулевого управления автомобиля Камаз-5320, 55111, 431 0
Техническое состояние рулевого управления Камаз-5320, 55111, 4310 в целом оценивается величиной свободного хода рулевого колеса.
Для его проверки необходимо установить снаряженный автомобиль Камаз-5320, 55111, 4310 на горизонтальной площадке при положении управляемых колес для прямолинейного движения.
Давление в шинах передних колес должно составлять 730 кПа (7,3 кгс/см2); гидравлическая система рулевого управления должна быть заправлена и прокачена.
Свободный ход рулевого колеса на режимах работы двигателя в интервале 600—1200 об/мин не должен превышать 25° (для новых автомобилей 15°).
При повышении указанных значений необходимо проверить крепления рулевого колеса, колонки, карданной передачи рулевого механизма Камаз-5320, 55111, 4310; состояние шарниров, крепление сошки, регулировку и крепление управляемых колес.
При осевом смещении рулевого колеса следует подтянуть гайку 5 (см. рис. 6.1) с моментом затяжки 30—80 Нм (3—8 кг/см).
Момент вращения вала при отсоединенной карданной передаче должен быть в пределах 60—80 Нм (6—8 кг/см). Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отпусканием недопустима, т. к. при этом возможны повреждения уплотнений и подшипников.
Проведение крепежных операций допустимо с соблюдением следующих условий: момент затяжки гайки крепления рулевого колеса должен находиться в пределах 60—80 (6—8), гаек крепления клиньев карданной передачи 14—17 (1,4—1,7), болтов крепления сошки 180—320 (18—32), гаек крепления колес 250—300 Нм (25-30) кг/см.
Кроме того следует проверить установку управляемых колес, наличие смазки в деталях и узлах рулевого управления и ступицах колес.
Проверка и регулировка рулевого механизма Камаз-5320, 55111, 4310 проводится при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем усилителе. Усилие на ободе рулевого колеса измеряется динамометром в различных его положениях.
При повороте рулевого колеса более чем на 2 оборота от среднего положения усилие должно быть в пределах 6—16 Н (0,6—1,6 кгс). При повороте рулевого колеса на 0,75—1 оборот от среднего положения величина усилия не должна превышать 23 Н (2,3 кгс).
С переходом рулевого колеса через среднее положение усилие на ободе должно быть на 4—6Н (0,4—0,6 кгс) больше, чем во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс).
Регулировка параметров рулевого управления Камаз-5320, 55111, 4310 производится смещением зубчатого сектора при вращении регулировочного винта в крышке рулевого механизма.
При вращении винта по направлению хода часовой стрелки усилие при повороте рулевого колеса возрастает в противоположном направлении—уменьшается. Осевое смещение регулировочного винта должно быть в пределах 0,02—0,08 мм.
Несоответствие усилий на ободе рулевого колеса в первом положении свидетельствует о необходимости регулировки упорных подшипников золотника.
Регулировка подшипников производится подтягиванием гайки при снятой передней крышке. Изменение усилий на ободе рулевого колеса во второй позиции может быть вызвано повреждением шариковой гайки или износом ее деталей.
Проверка и регулировка давления жидкости в гидроусилителе (ГУР) Камаз-5320, 55111, 4310
Перед проверкой необходимо прогреть двигатель и масло в бачке несколькими поворотами колес до упора с выдержкой в течение 10—15 с.
Установить в магистрали высокого давления между насосом и рулевым механизмом приспособление с манометром со шкалой до 10000 кПа (100 кгс/см2) и вентилем.
Открыть вентиль, и, работая на частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, замерить давление масла по манометру. Давление масла должно быть не менее 5500 кПа (55 кгс/см).
При меньшем давлении следует, медленно закрывая вентиль, оценить изменение его значения. При исправном насосе давление масла должно повышаться до 6000 кПа (60 кгс/см2) на новом насосе, на отремонтированном следует провести регулировку предохранительного клапана.
Если давление масла при закрывании вентиля не поднимается, следует заменить или отремонтировать насос. Шум, возникающий при срабатывании предохранительного клапана, не свидетельствует о его неисправности.
При проверке работы клапана управления гидроусилителя Камаз-5320, 55111, 4310 следует отсоединить продольную тягу, установить частоту вращения вала двигателя 800—1000 об/мин, при открытом вентиле повернуть рулевое колесо до упора влево и вправо усилием не менее 100 Н (10 кгс).
Со снятием усилия с рулевого колеса давление масла должно понизиться до 300—500 кПа (3—5 кгс/см2), свидетельствуя, что золотник клапана управления под воздействием реактивных пружин и плунжеров сместился к среднему положению.
Если давление масла не снижается, следует проверить, не загрязнены ли отверстия плунжеров, не ослабли ли пружины, не заклинило ли золотник в корпусе клапана управления.
В процессе проверки не следует держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора, более 15 с.
Техническое обслуживание рулевого управления Камаз-5320, 55111, 4310
В процессе эксплуатации автомобилей Камаз-5320, 55111, 4310 следует проводить очистку рулевых управлений, проверку креплений и состояния шлангов деталей, регулировку механизмов и узлов, смазывать узлы н детали, удалять воздух из гидравлической системы усилителя, доливать и периодически менять масло в сроки, указанные в карте смазки.
Проверка уровня масла производится на прогретом двигателе Камаз-5320, 55111, 4310 при установке колес в положение для прямолинейного движения. Перед снятием пробки заливной горловины следует протереть поверхность бачка.
Масло доливается при работе двигателя на малых частотах вращения вала через воронку с двойной сеткой, уровень масла должен находиться между метками, на указателе, закрепленном в пробке.
Во избежание заклинивания и износов, тщательно обработанных деталей насоса, рулевого механизма, клапана управления следует применять только чистое масло.
Смена масла в рулевом управлении автомобиля Камаз-5320, 55111, 4310 производится при отсоединенной продольной рулевой тяге. Для слива масла необходимо сиять крышку насоса и повернуть управляемые колеса влево до упора, вывернуть сливную пробку рулевого механизма и слить масло.
Затем снять и промыть в бензине фильтр и детали насоса, при наличии вязких отложений использовать для промывки растворитель, поставить детали на место.
Ввернуть сливную пробку. Залить 2 л чистого масла и, поворачивая рулевое колесо до упора в обе стороны, промыть систему усилителя и вновь слить масло.
Вновь ввернуть пробку, поставить крышку бачка, снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма. На головку перепускного клапана надеть шланг.
Его второй конец опустить в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину маслом. Через заливную горловину н воронку с двойной сеткой заливать масло до тех пор, пока уровень его не перестанет снижаться.
Отвернув на 0,5—0,75 оборота перепускной клапан, поворачивать рулевое колесо влево до начала повышения усилий (не до упора).
Пустить двигатель Камаз-5320, 55111, 4310 и, работая на малых частотах вращения вала, доливать масло в бачок до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, затем завернуть клапан.
Повторить подобную операцию при повороте рулевого колеса вправо, и так не менее двух-трех раз, пока не прекратится выход воздуха.
После этого следует остановить двигатель, снять шланг, надеть резиновый колпачок, если нужно долить масло в бачок, закрыть крышку бачка и соединить продольную тягу.
Источник статьи: http://avtotehtrans.ru/rulevoe_upravlenie_kamaz.html