Про рулевую систему
Рено Логан — автомобиль, выпускаемый с 2005 года. Более чем за 10 лет продаж модель так и не утратила популярности. С появлением в 2014 году второго поколения Renault Logan обрел «новое дыхание» и стал еще более востребованным среди автовладельцев. Причина высоких продаж — надежность автомобиля, неприхотливость в обслуживании и солидный дизайн. Отдельного внимания заслуживает рулевая система Рено, которая отличается простотой конструкции и легкостью в эксплуатации.
Как устроена рулевая система?
На автомобилях Рено Логан смонтирован надежный рулевой механизм по типу «шестеренка-рейка». Привод устройства формируется из пары рулевых тяг, которые объединяются с кулаками с помощью шаровых шарниров. Главная особенность автомобиля — наличие продуманной рулевой колонки, которая «складывается» в случае аварии и не травмирует водителя.
Большая часть рулевых систем Рено Логан комплектуется гидроусилителем — системой, которая упрощает процесс вращения рулевого колеса водителем. Главными элементами узла является клапан регулировки, сервопривод, емкость для рабочей жидкости, а также гидравлический насос и цилиндр. Давление в системе создается, благодаря работе лопастей насоса, вращение которого обеспечивается через специальный ремень (поликлиновый или клиновый).
Масло из емкости ГУР с помощью насоса подается в систему и идет к клапану регулировки. Направление движения жидкости зависит от позиции руля. Своим давлением рабочая жидкость воздействует на цилиндр системы и создает давление на передачу рулевой системы. При этом вращать руль легче.
«Все вращающиеся элементы системы обработаны с помощью специальных масел, имеющих достаточный уровень вязкости, а также закрыты пыльниками».
В случае отказа ГУР возможность управления транспортным средством сохраняется. Единственное изменение — необходимость прикладывания большего усилия при вращении. Обязательное условие для продления срока службы системы — контроль уровня рабочей жидкости. Если он падает ниже отметки «MIN», требуется определить причину проблемы и долить масло.
Рулевая передача смонтирована на нижней раме и объединяется с другими элементами системы с помощью специальных тяг поперечного типа со смонтированными на них наконечниками. На концах рулевых тяг предусмотрена резьба, необходимая для корректировки параметров развала-схождения (углов) колес.
Тяги рулевой системы Рено Логан объединяются с передачей через шарниры. Рулевая колонка имеет карданный тип. Ее безопасность, о которой упоминалось выше, обусловлена возможностью быстрой деформации при механическом воздействии. Сама колонка через вал и шарнир объединяется с клапаном регулировки, а сам промежуточный вал фиксируется с соединением шлицевого типа с помощью специального болта.
Также в рулевой колонке смонтирован ряд дополнительных устройств — противоугонная система (блокирует руль при отсутствии ключа в замке зажигания), органы управления головным освещением, сигналами поворота, омывателями и другими системами.
Тяги с правой и с левой стороны имеют идентичные размеры, а наконечники — разные. Все соединения рейки с шарнирами защищены с помощью специальной гофры (пыльника). Последняя фиксируется с помощью специального хомута (со стороны картера), а на стороне тяги пыльник удерживается, благодаря собственной жесткости.
Неисправности и устранение
Несмотря на надежность, элементы рулевой системы Рено Логан из-за повышенной нагрузки периодически выходят из строя, требуют ремонта или замены. При этом виды поломок и их причины во многом зависят от конструктивных особенностей узла — наличия ГУР.
Так, в автомобилях без гидроусилителя возможны следующие поломки рулевой системы:
- Повышение свободного хода (люфта) руля и появление стуков. Проблема часто вызвана послаблением крепежных гаек, удерживающих шаровые пальцы, повышенным зазором в шарнирах тяг или послаблением крепежа механизма рулевой системы.
- Необходимость прикладывания большего усилия при вращении руля. Вероятные причины — поломка стойки амортизатора, шаровых шарниров тяг или подшипника опоры стойки. Также проблема часто вызвана дефицитом смазки и нарушением развал-схождения колес.
Если автомобиль Рено Логан оборудован ГУР, то высок риск появления следующих поломок:
- Свист при вращении руля (на неподвижном авто). Причина — перемещение рабочей жидкости в бачке.
- Посторонние шумы в системе. Такое возможно в случае послабления протяжки крепежных гаек на пальцах тяг, повышение зазора в шарнирах или ухудшение контакта трубопровода, по которому подается масло ГУР.
- Пульсация при повороте руля на работающем моторе часто вызвана низким давлением масла, появлением воздуха в системе или заеданием проводника.
- Толчки руля. Вероятные причины заключаются в послаблении крепежа механизма рулевой системы, появлении воздуха в системе, увеличении люфта или нарушении параметров развал-схождения.
- Тугость руля — проблема, которая объясняется низким давлением и послаблением крепежа механизма системы.
Все рассмотренные поломки рулевой системы Рено Логан требуют оперативного вмешательства — ремонта или замены неисправной детали. В этом разделе даются рекомендации, позволяющие самостоятельно сделать любые работы, сэкономив при этом время и деньги на посещении СТО.
Источник статьи: http://proremontreno.ru/logan/rulevaya-sistema
Элементы рулевого управления рено логан
Элементы рулевого управления автомобиля с гидроусилителем руля:
1 — рулевое колесо;
2 — рулевая колонка;
3 — левый поворотный кулак в сборе со ступицей;
4 — левый наконечник рулевой тяги;
5 — промежуточный вал;
6 — болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику;
7 — картер рулевого механизма;
8 — сливная магистраль гидроусилителя;
9 — бачок гидроусилителя;
10 — наполнительная магистраль гидроусилителя;
11 — нагнетательная магистраль гидроусилителя;
12 — датчик давления жидкости гидроусилителя;
13 — насос гидроусилителя;
14 — подрамник;
15 — правый наконечник рулевой тяги;
16 — правый поворотный кулак в сборе со ступицей
Рулевое управление автомобиля — с травмобезопасной рулевой колонкой. Рулевой механизм типа «шестерня–рейка».
Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем руля:
1 — правый наконечник рулевой тяги;
2 — рулевая тяга;
3 — чехол тяги;
4 — картер рулевого механизма;
5 — соединительные трубки гидроусилителя;
6 — приводная шестерня;
7 — левый наконечник рулевой тяги
Картер рулевого механизма крепится к подрамнику двумя болтами. В картере рулевого механизма рейка поджимается к приводной шестерне через упор.
Регулировочная пробка 2 зафиксирована на картере рулевого механизма 1 стопорной шайбой 3, приклепанной к пробке. Буртик шайбы в двух местах вдавлен в пазы картера
Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки. Регулировку проводят только при сборке рулевого механизма на заводе-изготовителе. В эксплуатации зазор регулировке не подлежит.
Рулевая тяга в сборе с рейкой рулевого механизма:
1 — рейка;
2 — шаровой шарнир тяги;
3 — рулевая тяга
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков. Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
Наконечник рулевой тяги
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги. В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы. Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные:
На правом наконечнике рулевой тяги нанесена одна метка…
…а на левом — две метки
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом. Чехол закреплен пластмассовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет упругости резины — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.
При сборке рулевого механизма на заводе резьбовое соединение наконечника шарнира рулевой тяги с рейкой законтрено от отворачивания…
…обжатием конца рейки.
При обжатии конца рейки геометрия резьбового соединения нарушается.
Для замены рулевой тяги необходимо вывернуть наконечник шарнира из отверстия в рейке (шестигранник на корпусе шарнира под ключ «на 32» и лыска на конце рейки под ключ «на 18»). В этом случае резьба в отверстии рулевой рейки, скорее всего, будет повреждена. Если повреждение резьбы в отверстии рулевой рейки будет незначительным, ее можно «прогнать» метчиком — в противном случае лучше заменить рулевой механизм в сборе.
Рулевая колонка:
1 — соединительная муфта;
2 — нижний карданный шарнир;
3 — промежуточный вал;
4 — верхний карданный шарнир;
5 — вал рулевой колонки;
6 — нижний кронштейн крепления колонки;
7 — труба;
8 — верхний кронштейн крепления колонки;
9 — гнездо выключателя зажигания
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал 2 с двумя карданными шарнирами. На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом. Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
На часть автомобилей устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления. В систему гидроусилителя входят: рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей. В нагнетательной магистрали установлен датчик давления жидкости для выдачи сигнала на электронный блок управления двигателем.
Насос гидроусилителя рулевого управления
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в отдельном корпусе на картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки. На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом. При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Для контроля уровня жидкости в бачке на его полупрозрачном корпусе нанесены метки «MIN» и «MAX».
Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/Reno/000_renault_logan_2005_2008_rukovodstvo_po_remontu_i_expluatacii/125.htm
6.3. Renault Logan. Рулевое управление. Описание конструкции.
Элементы рулевого управления автомобиля с гидроусилителем руля:
Рулевое управление автомобиля — с травмобезопасной рулевой колонкой. Рулевой механизм типа «шестерня–рейка».
Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем руля:
Картер рулевого механизма крепится к подрамнику двумя болтами. В картере рулевого механизма рейка поджимается к приводной шестерне через упор.
Регулировочная пробка 2 зафиксирована на картере рулевого механизма 1 стопорной шайбой 3, приклепанной к пробке. Буртик шайбы в двух местах вдавлен в пазы картера
Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки. Регулировку проводят только при сборке рулевого механизма на заводе-изготовителе. В эксплуатации зазор регулировке не подлежит.
Рулевая тяга в сборе с рейкой рулевого механизма:
1 — рейка;
2 — шаровой шарнир тяги;
3 — рулевая тяга
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков. Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
Наконечник рулевой тяги
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги. В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы. Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные:
На правом наконечнике рулевой тяги нанесена одна метка…
…а на левом — две метки.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом. Чехол закреплен пластмассовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет упругости резины — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.
При сборке рулевого механизма на заводе резьбовое соединение наконечника шарнира рулевой тяги с рейкой законтрено от отворачивания…
…обжатием конца рейки.
При обжатии конца рейки геометрия резьбового соединения нарушается.
Для замены рулевой тяги необходимо вывернуть наконечник шарнира из отверстия в рейке (шестигранник на корпусе шарнира под ключ «на 32» и лыска на конце рейки под ключ «на 18»). В этом случае резьба в отверстии рулевой рейки, скорее всего, будет повреждена. Если повреждение резьбы в отверстии рулевой рейки будет незначительным, ее можно «прогнать» метчиком — в противном случае лучше заменить рулевой механизм в сборе.
Рулевая колонка:
1 — соединительная муфта;
2 — нижний карданный шарнир;
3 — промежуточный вал;
4 — верхний карданный шарнир;
5 — вал рулевой колонки;
6 — нижний кронштейн крепления колонки;
7 — труба;
8 — верхний кронштейн крепления колонки;
9 — гнездо выключателя зажигания
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал 2 с двумя карданными шарнирами. На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом. Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
На часть автомобилей устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления. В систему гидроусилителя входят: рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей. В нагнетательной магистрали установлен датчик давления жидкости для выдачи сигнала на электронный блок управления двигателем.
Насос гидроусилителя рулевого управления
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в отдельном корпусе на картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки. На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом. При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Для контроля уровня жидкости в бачке на его полупрозрачном корпусе нанесены метки «MIN» и «MAX».
Источник статьи: http://vajnovsem.ru/renaultkangoo/logan-64.html