- Эндоскопия мотора: что это такое, зачем нужно и как делается
- Автомобильный эндоскоп
- Что такое автомобильный эндоскоп
- Назначение
- Виды автомобильных эндоскопов
- Жесткие
- Гибкие
- Принцип работы
- Как выбрать
- Размер исследуемого узла
- Удаленность его от точки доступа
- Диаметр
- Время автономной работы
- Достоинства
- Глубже и глубже: как правильно проверять мотор эндоскопом
- Что такое эндоскоп?
- На первый-второй рассчитайсь!
- Железное нутро
Эндоскопия мотора: что это такое, зачем нужно и как делается
С развитием технологий покупка подержанного автомобиля становится чуть более простой задачей. О машине можно многое узнать по ее VIN еще до личной встречи, а диагностика перед покупкой давно не сводится к осмотру подвески, считыванию ошибок и замеру компрессии. Один из современных инструментов, позволяющих узнать больше об автомобиле, – это эндоскоп. Давайте разберемся, что это такое, зачем он нужен и как делают эндоскопию.
Эндоскоп в технике – это прибор для осмотра внутренних полостей агрегатов. По сути, он представляет собой камеру с подсветкой, закрепленную на конце стержня. Вывод изображения с камеры производится либо на собственный экран эндоскопа, либо на подключаемое внешнее устройство – компьютер или смартфон. Соответственно, осмотр агрегата с использованием эндоскопа и называется эндоскопией. Эндоскопия может быть полезна при осмотре разных труднодоступных полостей в автомобиле вроде впускного тракта или турбины, но самое широкое применение она получила в диагностике состояния цилиндропоршневой группы и клапанов.
Эндоскопия проводится на заглушенном и не прогретом двигателе. Для осмотра цилиндра выкручиваются свечи зажигания (или свечи накаливания, если речь идет о дизельном моторе), и зонд эндоскопа через свечной колодец погружается в цилиндр. В зависимости от цены и возможностей эндоскопа зонд может быть гибким или иметь возможность управления камерой, а также оснащаться не только обычной, но и инфракрасной подсветкой. Самыми широкими возможностями обладают именно эндоскопы с управляемой поворотной камерой: она позволяет детально изучить все интересующие области внутреннего пространства цилиндра.
Эндоскопия – один из методов аппаратной диагностики двигателя, позволяющий получить много информации о его состоянии. Причем, в отличие от некоторых других методов диагностики, эндоскопия предоставляет не косвенные, а прямые данные об имеющихся проблемах: задирах, трещинах, деформациях, протечках и так далее. Давайте вкратце перечислим все, что может выявить эта процедура.
Одна из ключевых задач эндоскопии – оценка состояния цилиндропоршневой группы, поскольку один из главных показателей к капитальному ремонту двигателя – это как раз повреждения цилиндров и поршней. С помощью эндоскопа можно осмотреть стенки цилиндров на предмет наличия задиров, каверн, царапин и других дефектов, оценить состояние стенок в зоне перекладки поршня, а также наличие хонинговочной сетки, которое говорит об отсутствии значительного износа и нормальной работе цилиндропоршневой группы – в частности, поршневых колец. Кроме того, по состоянию цилиндра можно косвенно определить правдивость показания пробега на одометре: мотор с пробегом в 100 тысяч будет неизбежно отличаться от мотора с пробегом в 250. Однако для некоторых двигателей проверка эндоскопом крайне желательна из-за врожденных недостатков, проявляющихся даже на сравнительно небольших пробегах. Например, риски могут поджидать не только при покупке подержанной BMW или Subaru, но и при выборе некоторых автомобилей концерна Hyundai-Kia, где задиры порой возникают из-за проблем с катализатором.
Осмотр поршня позволяет прежде всего убедиться в его целостности – отсутствии трещин и признаков разрушения. Ну а внешнее состояние поршня позволяет судить о работе двигателя. Чистые сухие головки поршней без нагара и остатков несгоревшего топлива и масляного налета говорят о том, что двигатель исправен и работает нормально. При наличии дефектов можно определить и их причины: например, масло и нагар на поршне свидетельствуют о проблемах с поршневыми кольцами, остатки топлива – о неисправностях форсунок или зажигания, а коррозия и следы антифриза – о повреждении прокладки ГБЦ и протечке охлаждающей жидкости в цилиндр.
Следующий пункт осмотра – клапаны. Как и для поршней, для начала здесь оценивается целостность самих клапанов и отсутствие повреждений, а также состояние и геометрия седел клапанов. При отсутствии видимых проблем с «железом» можно оценить работу клапанного механизма и мотора в целом. О проблемах будет говорить обильный нагар на клапанах или масло на них, а следы масла вокруг седла клапана укажут на негерметичность сальников клапанов (маслосъемных колпачков). И если замена задубевших сальников – процедура несложная и не очень дорогая, то «шуба» на клапанах может говорить о более затратных проблемах с EGR, вентиляцией картера, опять-таки поршневыми кольцами и так далее.
На моторах с непосредственным впрыском при осмотре цилиндров эндоскопом можно также оценить состояние топливных форсунок. Если сопла форсунки покрыты нагаром или масляным налетом, это неизбежно влияет на качество распыла топлива, ухудшает качество и скорость его сгорания и повышает его расход. В крайнем случае избыточно льющая форсунка может даже стать причиной гидроудара. Исправная же форсунка, как и все остальное в камере сгорания, должна быть чистой и сухой.
Те, кто хочет взглянуть, как проводится осмотр цилиндров эндоскопом, могут обратиться к нашему практическому материалу. В нем показана разница между дешевым и дорогим эндоскопами, а также процесс и результаты эндоскопии конкретного автомобиля.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/endoskopiya-motora-chto-eto-takoe-zachem-nuzhno-i-kak-delaetsya
Автомобильный эндоскоп
Развитие технологий в 2000-х годах и, как следствие, удешевление диагностических приборов привели к тому, что ремонт автотранспортных средств стал более доступным и простым. Например, такое устройство, как автомобильный эндоскоп, сегодня может освоить не только работник станции техобслуживания, но и простой автовладелец. О том, как выбрать данный прибор и о принципах его работы, пойдет речь ниже.
Что такое автомобильный эндоскоп
Эндоскоп (с греч. endon – внутри, skopeo – смотрю) – это оптический прибор в виде трубки с осветительной системой, который вводится в труднодоступные места техники для осмотра и проведения разных действий. На одном конце трубки находится окуляр, на другом – объектив, между собой они связаны оптической системой, которая оборудована оптоволокном, служащим для передачи света внутрь объекта контроля.
Изображение внутренностей передается через оптическую систему и видно глазу человека. Линзы в окуляре можно фокусировать, приближая либо удаляя объект диагностики.
Также эндоскоп автомобильный может быть снабжен видеокамерой, с помощью которой изображение внутренностей автомобиля передается на монитор компьютера либо видеомонитор. Устройство может запечатлеть диагностируемый объект на фото. В некоторых моделях имеется функция записи на microSD.
Эндоскопы для автомобиля могут быть стационарными и портативными.
Назначение
Эндоскоп предназначен для того, чтобы без разборки диагностировать двигатель, узлы и агрегаты автомобиля. То есть основным его назначением является выявление неисправностей в тех местах, куда человеку заглянуть нет возможности без того, чтобы разобрать внутренности капота на детали (например, в цилиндр двигателя, увидеть состояние камеры сгорания, генератора, поршня, клапана и т. д.).
По мере усложнения конструкций все более нужными становятся видеоэндоскопы, позволяющие осуществлять видеодиагностику двигателя и трансмиссии транспортного средства. Очень удобно, когда изображение, которое выводится на мониторы, можно увеличить, приблизить интересующий объект для того, чтобы лучше рассмотреть состояние детали или поломку.
Кроме двигателя и трансмиссии, с помощью эндоскопа диагностируется также качество сборки; состояние разных деталей; наличие повреждений в виде трещин, царапин, коррозии, изломов; обнаруживаются места с утечкой масла; дается общая оценка степени износа мотора.
Видеоэндоскоп позволяет без труда оценить состояние литых деталей, коленчатого и распределительного вала авто. Также можно исследовать подкапотное пространство, днище без применения подъемника.
Виды автомобильных эндоскопов
Технические эндоскопы могут быть жесткими и гибкими. Их отличия содержатся в конструкции и области применения.
Жесткие
В жестком эндоскопе, либо бороскопе, зонд – в виде прямой, негнущейся трубки, в которой содержится оптоволоконный кабель освещения и линзы. Бороскопы применяются в тех случаях, когда требуется визуальный контроль с прямолинейным доступом. Обеспечивают угол наблюдения от 30 до 110 градусов, угол поля зрения – от 50 до 90 градусов.
Гибкие
Гибкие эндоскопы, или фиброскопы, имеют гнущийся зонд, в котором находится оптоволокно. Он может быть разной длины и диаметра. Применяются в том случае, если невозможно подобраться к объекту диагностики напрямую либо исследуемая область имеет запутанную геометрию.
Фиброскоп оборудован одним управляемым концом, который может изгибаться на 90-180 градусов. Часто в комплекты таких устройств также входят насадки, позволяющие рассматривать объект сбоку, сверху.
Гибкие эндоскопы имеют несколько минусов при использовании. Самые существенные из них: невысокая разрешительная способность, наличие множества соединительных кабелей, короткий зонд.
Все чаще гибкие эндоскопы оборудуют миниатюрными видеокамерами, которые цепляются на дистальный конец и передают информацию в электронном виде. Такие устройства названы видеоэндоскопами. И они на сегодня являются самыми удобными и самыми эффективными при ремонте автотранспортных средств.
Принцип работы
Несколько слов о том, как работает эндоскоп. По одному каналу технического эндоскопа осуществляется освещение внутренностей объекта, по второму – передается изображение. Человек наблюдает его либо через окуляр, либо на экране монитора.
Как правило, освещение достаточно сильное, позволяющее хорошо рассмотреть дефект в полной темноте. Увеличение исследуемого объекта в зависимости от модели устройства происходит в 200 и больше раз.
Рабочая часть прибора вводится в отверстие объекта, который необходимо исследовать. Процесс ввода контролируется через окуляр. Ввод должен осуществляться без усилий. Если что-то мешает продвижению кабеля, его необходимо извлечь.
В комплект эндоскопа может входить специальный экран для обследования, а можно при помощи USB подключить его к обычному компьютеру, ноутбуку, нетбуку либо планшету.
Специальная кнопка на ручке позволяет фотографировать объект – при ее нажатии автоматически запускается программа, позволяющая просматривать картинки. В дальнейшем фотографии могут быть сохранены для тщательного анализа состояния детали. Обычно эндоскоп с USB-подключением не требует установки дополнительных драйверов.
Есть модели, которые позволяют осмотр как бензиновых, так и дизельных двигателей.
Как выбрать
Выбор оптического прибора будет в первую очередь зависеть от конкретных целей и задач, для которых планируется его использование, – приобретается он для крупного автосервиса, мелкого, бытового использования и т. п.
При выборе диагностического устройства для авто специалисты советуют обращать внимание на такие параметры:
- размер исследуемого узла;
- удаленность его от точки доступа;
- диаметр;
- время автономной работы устройства.
Также немаловажными будут и другие параметры: водонепроницаемость, стойкость к агрессивным жидкостям, наличие зеркальных насадок (бокового, верхнего обзора), возможность подключения к компьютеру.
Размер исследуемого узла
От размера исследуемого узла будет зависеть выбор разрешительной способности видеокамеры эндоскопа, увеличение на рабочем расстоянии, глубина резкости – чем мельче объект, тем ближе его понадобится приблизить и больше увеличить.
Удаленность его от точки доступа
Удаленность исследуемого узла будет прямо влиять на длину зонда. Она может варьироваться от 0,5 до 3 м. Если же понадобится подобраться на большую глубину, то производители эндоскопов советуют пользоваться стандартными USB-удлинителями.
Также от степени труднодоступности узла будет зависеть угол отклонения дистального конца, угол поля зрения объектива, наличие/отсутствие насадок и зеркал.
Диаметр
От размера исследуемого узла будет зависеть диаметр приобретаемого эндоскопа. Наиболее распространенными являются устройства с диаметром рабочей части – 4, 6, 8, 10 мм. Существуют также миниатюрные приборы – с диаметром рабочей области всего в 0,5 мм.
При выборе диаметра следует обращать внимание на качество разрешения видеокамеры.
Время автономной работы
Эндоскопы могут работать от батареек, встроенной батареи и от сети. Батарейки обеспечивают прибору беспрерывную работу на протяжении около 2 часов. Встроенные батареи позволяют работать около 4 часов. Подзарядка длится около 2 часов.
Есть модели, которые объединяют аккумуляторное питание и сетевое.
Достоинства
К преимуществам использования автомобильного эндоскопа можно отнести следующие возможности:
- исследовать труднодоступные места в капоте и под капотом автомобиля без снятия и разборки двигателя и без применения подъемника;
- диагностировать мелкие детали;
- фото- и видеосъемки исследуемого объекта, которые могут быть использованы как при изучении состояния деталей, оценке их после ремонта, так и при составлении отчетности о ремонтных работах;
- выведение изображения объекта на большой экран для детального его изучения;
- работы в агрессивных средах.
Также к плюсам можно отнести простоту использования эндоскопов для обычных автомобилистов и их компактность, легкость.
Большой ассортимент моделей эндоскопов позволяет выбрать подходящую модель для необходимых целей (промышленных, автосервисных, бытовых) и по приемлемой цене. Наиболее дешевыми и менее качественными являются приборы, производимые в Китае, Тайване, Беларуси. Средний сегмент занимают эндоскопы из Японии, России. Самые дорогие и качественные – немецкие и американские устройства оптической диагностики.
Источник статьи: http://stogear.pro/instrument/avtomobilnyj-endoskop-kak-vybrat-dostoinstva-vidy-naznachenie.html
Глубже и глубже: как правильно проверять мотор эндоскопом
До недавнего времени заглянуть внутрь мотора без его разборки было просто невозможно. Но сейчас легко купить эндоскоп, который, как обещают производители и продавцы, может показать вам всё, что раньше можно было увидеть только после снятия головки блока цилиндров. Причём обещают это продавцы приборов и за 500 рублей, и за 50 тысяч. Есть ли между приборами существенная разница, и нужно ли платить больше? Мы купили два эндоскопа и сравнили их работу.
Что такое эндоскоп?
Н ачнём с небольшого теоретического введения. Итак, что это зверь такой — эндоскоп? Для чего он нужен и как устроен?
Общая для всех эндоскопов часть — зонд, на конце которого установлена камера и светодиодная подсветка. Зонд можно ввести, например, в свечное отверстие цилиндра и увидеть камеру сгорания, стенки цилиндров, поршень и клапаны. При желании им можно разглядеть цепь ГРМ, кулачки распредвалов и даже щёточный узел генератора. Правда, последнее можно увидеть не везде, а только на тех машинах, где есть возможность подлезть зондом к этим деталям. Мы будем использовать наши эндоскопы самым простым образом — для разглядывания камеры сгорания.
Зонд может быть выполнен по-разному. Это может быть просто гибкий провод (как на нашем дешёвом образце), а может быть жёсткая конструкция с гибким наконечником. Дорогой образец — как раз такой.
Способ вывода информации и интерфейс тоже могут быть различными. Некоторые эндоскопы имеют свои собственные экраны, на которых можно видеть то, что показывает камера. Но качество экранов обычно невысокое, и что-то на них разглядеть бывает проблематично. Оба наших эндоскопа имеют выходы USB для подключения к устройству на Android или ноутбуку. Первый эндоскоп мы будем тестировать через телефон, второй подключим к ноутбуку.
Оба наших эндоскопа также умеют записывать видео и делать фото. Те, которые этих функций не имеют, нам не интересны в принципе: гораздо проще посмотреть потом запись и фотографии внутренностей мотора, чем пытаться разобраться в картинке в режиме онлайн.
Для подсветки в эндоскопах используются светодиоды. Есть ещё устройства с инфракрасной подсветкой, но мы такой брать не стали: это слишком уж дорого. Да и без ИК-подсветки, как выяснилось, картинка может быть хорошей.
Этой теории нам вполне хватит. Давайте посмотрим на наши устройства.
На первый-второй рассчитайсь!
Первый эндоскоп куплен на AliExpress за 475 рублей. Его описание вызывает безудержный восторг: “Высокое качество 5.5 мм Len 5 м Android OTG USB Эндоскопа Камера Гибкая Змея USB Труба инспекции телефона Android USB бороскоп камера”. Само собой разумеется, что в характеристиках тип устройства указан соответствующий: “Тип Змея Промышленного Эндоскопа”. Пресмыкающееся имеет датчик CMOS с разрешением 640 х 480, запись видео с частотой 30 кадров в секунду, 85 градусов обзора и обладает “водостотьким” свойством.
В комплекте с зондом идёт зеркало-насадка для бокового обзора. Но у нас его не было.
Выглядит этот эндоскоп, конечно, несерьёзно. Просто шнур с камерой и светодиодами. Но ведь главное, как он показывает, не так ли? Так что наматываем этот эндоскоп на кулак и смотрим второй.
Второй эндоскоп относится к достаточно высокому классу. Этот прибор называется jProbe ST, стоит он 19 500 рублей. И на свои деньги он, если честно, выглядит.
Во-первых, с ним в комплекте есть кейс для переноски и хранения как и самого эндоскопа, так и всего, что с ним полагается. В карман его, конечно, не засунешь, но всё равно удобно.
Во-вторых, дистальная часть зонда имеет одностороннюю артикуляцию на 180°, что теоретически должно позволить увидеть не только поршень и стенки цилиндра, но и клапаны. А вот разрешение указано такое же, как и у предыдущего эндоскопа — 640 х 480 с теми же 30 к/с при записи видео. Правда, его формат будет avi, а предыдущего — mp4.
Комплект аксессуаров довольно богатый: кроме самого эндоскопа с кабелем USB есть защитный колпачок на камеру, кабель-переходник USB-micro — USB, набор из пяти защитных насадок на дистальную часть, инструмент для смены насадок и руководство пользователя на русском языке. А вот софт нужно качать с официального сайта. Честно говоря, не очень удобно, хоть в инструкции и указаны QR-коды для быстрого скачивания софта для Windows и Android, а также ссылки в текстовом виде. В принципе, QR-сканер на смартфон поставить недолго, но мой ноутбук, к которому я планировал подключать эндоскоп, коды читать не может. Так что адрес пришлось вводить вручную. Раздражение прошло быстро: “весит” софт мало, ставится быстро, интерфейс простой и удобный. И даже не глючит, что вообще радует.
Кстати, можно просто зайти на сайт и скачать программное обеспечение по прямой ссылке на странице товара. Но я это заметил слишком поздно.
А вот по степени защиты более дешёвый эндоскоп “уделал” своего дорогого собрата. Он имеет уровень IP67, а jProbe ST — IP66. Первая цифра тут говорит о том, что они оба полностью пыленепроницаемые, но дешёвый эндоскоп можно кратковременно погружать в воду на глубину до одного метра, а дорогой может только выдержать натиск сильных водяных струй. Видимо, первый просто не так жалко, ибо выглядит он не слишком серьёзно. Да и защита от воды тут вторична, главное — как переносят эндоскопы попадание масла. Для этого нужно работать ими обоими долго, но мы этого делать не стали.
И ещё одну порцию оптимизма нам дарят продавцы с Алиэкспресса заявлением о температуре, который может пережить их прибор: от минус 20 до плюс 100 градусов. Это несомненный успех, хотя больше похоже на детскую хвастливость.
Эндоскоп jProbe ST способен работать при температурах от -20 до +60. И ещё одно его преимущество — в случае поломки в продаже есть все его детали по отдельности. Правда, дешевле первого эндоскопа целиком стоит только комплект из четырёх защитных оболочек. Но мы это всё равно поставим в плюс.
Железное нутро
Нашим подопытным автомобилем станет Volkswagen Passat B5 с пробегом чуть за триста тысяч. Может, получится увидеть что-то интересное.
Сначала нам, конечно же, придётся снять катушки зажигания, а затем — выкрутить свечи. Это сделать несложно. А вот теперь запускаем внутрь наш первый прибор.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/glubzhe-i-glubzhe-kak-pravilno-proveryat-motor-endoskopom