Эндоскоп автомобильный для двигателя для чего
В последнее время в Интернете, да и просто в разговорах можно услышать слова, которые еще года два-три назад были бы совсем непонятны, а сейчас и они имеют право на существование, и предлагаемая методика тоже:
«Эндоскопическая автомобильная Диагностика».
Итак, что же такое «Эндоскоп» и каким образом он «привязан» к вопросам
Диагностики и ремонта автомобилей?
Всё это пришло к нам из медицины.
ЭНДОСКО’П, а, м. [от греч. endon — внутри и skopeo — смотрю] (мед.). Прибор для освещения и осмотра внутренних полостей тела (полости живота, плевры, мочевого пузыря и т. п.)…
Да, пришло из медицины и это слово, и самое основное слово – «Диагностика». Так что можно сказать, что и хирург, и автомобильный Диагност,- профессии чем- то родственные.
Кстати, как говорит Интернет, самый первый эндоскоп был изобретен в Германии, где «…работы врача из Франкфурта-на-Майне Филиппа Боццини (1773 – 1809 г.) заложили основу современной эндоскопии. Он назвал свой инструмент, созданный в 1805 г. для исследования каналов и полостей человеческого тела, светопроводником (Lichtleiter) (рис. слева), применив в нем в качестве источника света свечу. Однако сконструированный им аппарат не нашел практического применения и никогда не использовался для исследования на людях. В то время не понимали значения этого изобретения, а сам изобретатель был наказан медицинским факультетом города Вены за «любопытство».
Но вернемся к нашей автомобильной тематике.
Самостоятельно разобраться в этом «автомобильном эндоскопическом мире» достаточно сложно, существует множество моделей автомобильных эндоскопов с самыми различными параметрами, поэтому пришлось попросить рассказать об этом Козыру Андрея Николаевича, руководителя отдела обучения компании BrainStorm, тем более, что удалось попасть на проводимые им испытания новой модели эндоскопа.
Оказывается, у этой Компании есть определенные договора с некоторыми
Производителями и те присылают им образцы для проведения испытаний того
или иного автомобильного диагностического устройства с целью определения его применительности к нашим россиским условиям и выработки методик для его работы.
На этот раз для испытаний был предоставлен образец эндоскопа произведенный в Азии для Америки (фото справа). Как говорит Андрей Николаевич, который уже не первый год сталкивается с изделиями как из Азии, так из Европы и Америки, «имеет значение не где произведено, а для кого произведено». Сколько раз уже сталкивались с «разницей в качестве»: «Китай для Китая – одно качество», Китай для стран третьего мира (к которым, кстати, они причисляют и Россию»,- второе качество, и самое лучшее качество, на реальном «мировом уровне: «Китай для Европы и Америки», который как раз и испытывался.
Широкое применение эндоскопов останавливает их стоимость. И причина высокой стоимости вполне понятна: современные автомобильные эндоскопы являются сложными оптико-механическими или оптико-электронными устройствами. Мало разработать устройство того или иного эндоскопа, надо еще конструктивно увязать его размеры под поставленные задачи, подобрать детали, которые могут работать в агрессивной среде.
На данный момент существует несколько типов автомобильных эндоскопов:
— видеоэндоскопы (с видеокамерой на конце гибкого зонда)
Каждую из этих групп можно разделить и на подгруппы, например, есть такие эндоскопы, которые могут с высокой точностью измерять просматриваемые размеры, но вернемся к нашему испытуемому образцу.
Световод, в торце которого выполнена подсветка с регулируемой яркостью (фото слева), передает изображение на камеру, установленную на другом конце световода, где располагается видеоблок, который передает изображение по USB далее, на один или более мониторов.
Приятной особенностью испытуемого образца явилась его способность регистрировать просматриваемые участки, то есть, делать или фото, или видеозапись. Всё это полезно в том случае, когда придется показывать Клиенту причину неисправности его автомобиля. Кроме того, имеется возможность создание своей базы данных, которая пригодится впоследствии при диагностировании того или иного подобного случая — будет, с чем сравнивать.
А областей применения эндоскопа – множество.
В одном только двигателе можно визуально осмотреть, а значит, и продиагностировать:
— состояние хона на «зеркале» цилиндра
— состояние головки блока цилиндров
Для первоначального эксперимента решили посмотреть, как на экране монитора будут отображаться цифры на головке блока цилиндров, которые не всегда можно разглядеть «просто глазами»,- на фото слева головка эндоскопа поднесена к этим цифрам.
А на правом фото хорошо видно то, что сейчас показывает эндоскоп, цифры 087.
Почему-то многие люди, связанные с вопросами Диагностики и ремонта автомобилей, считают, что область применения эндоскопа единственная – «посмотреть двигатель», его внутреннее состояние, нагар на клапанах, состояние цилиндра и т.п. Но так ли это?
Областей применения эндоскопа – множество. И на нижних двух фото Вы можете в этом убедиться.
Система отопления и кондиционирования,- например.
Кому приходилось когда-то в жизни «добираться» до радиатора системы отопления, искать течь в системе отопления и кондиционирования воздуха, тот оценит преимущества, которые предлагает эндоскоп. Вспомните, сколько «непечатных» выражений неслось в то время в воздух,-)))
Потому что – трудно. Неудобно. И если бы знать заранее ЧТО сломалось или ГДЕ находится поврежденный участок,- о-о, сколько времени было бы сэкономлено. А то иногда как бывает? Разберешь, посмотришь, кинешься в магазин и…а там такой детальки нет. И что? Собирать все снова?
Да, или собирать, или ждать неизвестно, сколько заказанную запчасть. А самому в это время ходить пешком. Неприятно, однако.
На фото внизу Андрей Николаевич Козыра при помощи эндоскопа решил осмотреть воздуховод и вентилятор системы кондиционирования.
Вводная №1: «При работе лопасти за что-то задевают» — фото слева — внизу. Зонд эндоскопа вводится в воздуховод и его движение контролируется картинкой на мониторе.
А на фото справа — внизу Вы видите картинку, которую эндоскоп передал на копьютер, хорошо и четко видны лопасти, можно определить место, за которое они «задевают» или что им мешает нормально вращаться. Согласитесь, что, если бы неисправность была реальной, то в этом случае причина неисправности определилась бы сразу же. И, например, если туда попал бы посторонний предмет, который можно вытащить, то разбирать воздуховод не придется.
«Вводная №2» — определить степень нагара на поршне двигателя. На фото слева — внизу щуп эндоскопа вводится в свечное отверстие, а на фото справа – внизу – картинка на экране монитора с «реальным положением дел». Поворачивая щуп эндоскопа в разные стороны, можно хорошо изучить и поршень, и камеру сгорания и дать определенный ответ на поставленный вопрос. В нашем случае хорошо можно разглядеть следы работы жидкостной промывки.
Как уже говорили, «областей применения эндоскопа – множество».
Он может быть полезен электрикам – запустить щуп вдоль жгута проводов и осмотреть его на предмет нарушения изоляции.
Именно это Вы можете посмотреть на фото ниже:
Фото слева: реле около блока управления двигателем
Фото справа: жгут проводов в том же районе. Кстати, если присмотреться по направлению стрелки, то можно увидеть, что с этим проводом не всё в порядке…
Эндоскоп может быть полезен и «агрегатчикам» — осмотреть изнутри коробку передач или шестерни переднего\заднего мостов.
Вариантов множество, все зависит от поставленной задачи.
Нельзя забывать и о том моменте, что эндоскоп позволяет регистрировать (делать фото или видеозапись) неисправность и это, несомненно, может помочь избежать много неприятных минут в общении с Клиентом, показывая его неисправность и обосновывая необходимость замены или ремонта того или иного узла или агрегата.
Недостатки, выявленные при первых испытаниях:
1 — отсутствие в комплекте зеркальных насадок для бокового осмотра (клапана,
2 — короткий кабель между эндоскопом и компьютером (решается задача через пятиметровый USB удлинитель-концетратор).
Сейчас в мире и в России финансовый Кризис…
Неуверенные в себе люди, организации и компании падают духом, увольняют сотрудников, разоряются и навсегда исчезают с того или иного рынка. Однако генеральный директор компании BrainStorm Кирилл Викторович Малащук избрал другую тактику: «Сохранить коллектив и продолжать развитие». Уж как он это делает – одному Богу известно…
Работа испытательного и исследовательского отделов Компании BrainStorm продолжается, в другой статье мы расскажем о том, какое «ноу-хау» было придумано и воплощено руководителем исследовательского отдела Кудиновым Алексеем Сергеевичем для углубленной диагностики автоматических коробок передач.
Источник статьи: http://autodata.ru/article/all/endoskopicheskaya_avtomobilnaya_diagnostika/
Эндоскопия мотора: что это такое, зачем нужно и как делается
С развитием технологий покупка подержанного автомобиля становится чуть более простой задачей. О машине можно многое узнать по ее VIN еще до личной встречи, а диагностика перед покупкой давно не сводится к осмотру подвески, считыванию ошибок и замеру компрессии. Один из современных инструментов, позволяющих узнать больше об автомобиле, – это эндоскоп. Давайте разберемся, что это такое, зачем он нужен и как делают эндоскопию.
Эндоскоп в технике – это прибор для осмотра внутренних полостей агрегатов. По сути, он представляет собой камеру с подсветкой, закрепленную на конце стержня. Вывод изображения с камеры производится либо на собственный экран эндоскопа, либо на подключаемое внешнее устройство – компьютер или смартфон. Соответственно, осмотр агрегата с использованием эндоскопа и называется эндоскопией. Эндоскопия может быть полезна при осмотре разных труднодоступных полостей в автомобиле вроде впускного тракта или турбины, но самое широкое применение она получила в диагностике состояния цилиндропоршневой группы и клапанов.
Эндоскопия проводится на заглушенном и не прогретом двигателе. Для осмотра цилиндра выкручиваются свечи зажигания (или свечи накаливания, если речь идет о дизельном моторе), и зонд эндоскопа через свечной колодец погружается в цилиндр. В зависимости от цены и возможностей эндоскопа зонд может быть гибким или иметь возможность управления камерой, а также оснащаться не только обычной, но и инфракрасной подсветкой. Самыми широкими возможностями обладают именно эндоскопы с управляемой поворотной камерой: она позволяет детально изучить все интересующие области внутреннего пространства цилиндра.
Эндоскопия – один из методов аппаратной диагностики двигателя, позволяющий получить много информации о его состоянии. Причем, в отличие от некоторых других методов диагностики, эндоскопия предоставляет не косвенные, а прямые данные об имеющихся проблемах: задирах, трещинах, деформациях, протечках и так далее. Давайте вкратце перечислим все, что может выявить эта процедура.
Одна из ключевых задач эндоскопии – оценка состояния цилиндропоршневой группы, поскольку один из главных показателей к капитальному ремонту двигателя – это как раз повреждения цилиндров и поршней. С помощью эндоскопа можно осмотреть стенки цилиндров на предмет наличия задиров, каверн, царапин и других дефектов, оценить состояние стенок в зоне перекладки поршня, а также наличие хонинговочной сетки, которое говорит об отсутствии значительного износа и нормальной работе цилиндропоршневой группы – в частности, поршневых колец. Кроме того, по состоянию цилиндра можно косвенно определить правдивость показания пробега на одометре: мотор с пробегом в 100 тысяч будет неизбежно отличаться от мотора с пробегом в 250. Однако для некоторых двигателей проверка эндоскопом крайне желательна из-за врожденных недостатков, проявляющихся даже на сравнительно небольших пробегах. Например, риски могут поджидать не только при покупке подержанной BMW или Subaru, но и при выборе некоторых автомобилей концерна Hyundai-Kia, где задиры порой возникают из-за проблем с катализатором.
Осмотр поршня позволяет прежде всего убедиться в его целостности – отсутствии трещин и признаков разрушения. Ну а внешнее состояние поршня позволяет судить о работе двигателя. Чистые сухие головки поршней без нагара и остатков несгоревшего топлива и масляного налета говорят о том, что двигатель исправен и работает нормально. При наличии дефектов можно определить и их причины: например, масло и нагар на поршне свидетельствуют о проблемах с поршневыми кольцами, остатки топлива – о неисправностях форсунок или зажигания, а коррозия и следы антифриза – о повреждении прокладки ГБЦ и протечке охлаждающей жидкости в цилиндр.
Следующий пункт осмотра – клапаны. Как и для поршней, для начала здесь оценивается целостность самих клапанов и отсутствие повреждений, а также состояние и геометрия седел клапанов. При отсутствии видимых проблем с «железом» можно оценить работу клапанного механизма и мотора в целом. О проблемах будет говорить обильный нагар на клапанах или масло на них, а следы масла вокруг седла клапана укажут на негерметичность сальников клапанов (маслосъемных колпачков). И если замена задубевших сальников – процедура несложная и не очень дорогая, то «шуба» на клапанах может говорить о более затратных проблемах с EGR, вентиляцией картера, опять-таки поршневыми кольцами и так далее.
На моторах с непосредственным впрыском при осмотре цилиндров эндоскопом можно также оценить состояние топливных форсунок. Если сопла форсунки покрыты нагаром или масляным налетом, это неизбежно влияет на качество распыла топлива, ухудшает качество и скорость его сгорания и повышает его расход. В крайнем случае избыточно льющая форсунка может даже стать причиной гидроудара. Исправная же форсунка, как и все остальное в камере сгорания, должна быть чистой и сухой.
Те, кто хочет взглянуть, как проводится осмотр цилиндров эндоскопом, могут обратиться к нашему практическому материалу. В нем показана разница между дешевым и дорогим эндоскопами, а также процесс и результаты эндоскопии конкретного автомобиля.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/endoskopiya-motora-chto-eto-takoe-zachem-nuzhno-i-kak-delaetsya