Эти компьютеры находятся внутри других машин таких как холодильники автомобили или кассовые аппараты

В некоторых роскошных автомобилях может быть до 200 различных компьютеров

Вот какие компьютеры используют в автомобилях.

Современные автомобили имеют более 100 «компьютеров». В некоторых моделях число «компьютеров» приближается к 200. Эти компьютеры не похожи на стационарные компьютеры или ноутбуки. Они больше похожи на программируемые логические контроллеры (ПЛК). Но если производители обычных компьютеров у рядовых пользователей на слуху, то вот кто производит компьютеры для автопромышленности, знают не многие. Об этом сегодня и поговорим.

Для справки:

Программируемый логический контроллер, программируемый контроллер – специальная разновидность электронной вычислительной машины. Чаще всего ПЛК используют для автоматизации технологических процессов.

Так компьютеры в автомобилях – это ПЛК или нет? На самом деле автомобильные компьютеры, несмотря на то что внешне мало напоминают обычные десктопные пользовательские устройства, таковыми и являются на все сто процентов. Автомобильные компьютеры основаны на микроконтроллерах или микропроцессорах, работающих под управлением операционной системы (обычно это какой-то вариант операционки OSEK, работающей в режиме реального времени).

Это электронный блок (ЭБУ) управления тормозами. Он отвечает за функциональность таких систем, как ABS, ASR, EBD и ESP (есть еще множество названий тормозных систем).

Компьютер находится внутри черных пластиковых деталей блока. Алюминиевый корпус ЭБУ содержит клапаны с электроприводом. Темный стальной цилиндр сзади блока представляет собой гидравлический насос.

Читайте также:  Блок фара форд фокус схема

Вот еще пример одного автомобильного электронного устройства:

Это модуль управления кузовным электрооборудованием (ЦЭМ), называемый центральным электронным модулем (англ. – СЕМ). В большинстве серийных автомобилей он отвечает за управление освещением автомобиля, за центральный замок, сигнализацию, дистанционное управление транспортным средством. Также этот же блок отвечает за роль шлюза между различными системами шин. В современных автомобилях, как правило, этот блок совмещен с блоком предохранителей.

А это типичный электронный блок управления двигателем (ЭБУД/ЭБУ, Engine Control Module – ECM). И неважно, о каком автомобиле мы говорим: дизель, бензин, большой или маленький, грузовой или легковой, – все блоки управления двигателем выглядят примерно одинаково. Обычно блок управления двигателем находится в моторном отсеке. Но в некоторых автомобилях он размещен в салоне под перчаточным ящиком (бардачком).

А вот вам еще один интересный и необычный пример использования компьютера в автомобиле:

Вы сразу догадались, что перед вами турбокомпрессор. А теперь внимательно посмотрите на черную пластиковую коробку на турбине. Как вы думаете, что это за черный ящик с разъемом? Конечно, это еще один компьютерный модуль. Кстати, у старых турбин подобный шлюз турбины был механическим. То есть турбина управлялась механическим способом. Теперь управление турбиной осуществляется электронно.

Перед вами клапан EGR (клапан системы рециркуляции выхлопных газов – Exhaust Gas Recirculation). В отличие от старого поколения клапанов EGR, работающих на вакууме, современные клапаны стали электронными за счет встроенного электронного управления, а также за счет блока управления двигателем.

В современных автомобилях много компьютеров, начиная от блоков управления отоплением, кондиционированием, электронным устройством управления коробкой передач, системой передачи крутящего момента и системой управления положениями сидений и заканчивая блоками управления приборной панелью, информационно-развлекательной системой и подвеской автомобиля. В итоге в некоторых дорогих роскошных автомобилях может быть до 200 различных компьютеров.

Обращаем ваше внимание, что мы ведем речь только о тех электронных блоках управления, которые необходимы для работы двигателя и других основных функций автомобиля. То есть в это число компьютеров не входят различные передовые автономные системы управления автомобилем, такие как полуавтопилот, автопилот или функции автоматической парковки.

В мире существует множество различных производителей автомобильных компьютеров, которые являются официальными поставщиками автомобильных компаний. Некоторые из этих компаний хорошо известны, тогда как часть из них простому обывателю не знакомы. Вот мировые лидеры, которые поставляют компьютеры автобрендам: Bosch, BorgWarner, Continental, Delphi, Hella, Kongsberg, JCI, Lear, Magna, Pektron, Valeo, Skyships, Autoliv, ISRI, TRW, Visteon, ZF и т. д.

Кто производит процессоры для автомобильных компьютеров?

Итак, мы с вами выяснили, кто является лидером по поставкам комплектов электронных блоков для автопромышленности. Но остался еще один вопрос, который может быть интересен: кто производит процессоры для автокомпьютеров? Неужели эти же компании? Конечно, нет. Как и в случае с обычными настольными компьютерами, процессоры внутри автомобильных ЭБУ (ECU) производятся такими компаниями, как Intel и ARM.

В общем, производители автомобильных электронных блоков управления делают, как, например, компания Apple, производя свою продукцию из чужих комплектующих.

Да, компании Intel и ARM не единственные в мире по поставкам процессоров для производителей автомобильных компьютеров. Но они являются безоговорочными мировыми лидерами в этой области. В итоге почти на всех автомобилях сегодня установлены процессоры Nvidia ARM и процессоры Intel с низким энергопотреблением.

Источник статьи: http://1gai.ru/publ/522557-kto-proizvodit-kompyutery-kotorye-est-v-sovremennyh-avtomobilyah.html

Конструкции современных автономных кассовых аппаратов

Что такое автономные кассовые аппараты?

В настоящее время в нашей стране очень развито законодательство о применении контрольно-кассовой техники при денежных расчетах. Законодателями подробно описывается все случаи, когда эту технику нужно применять. Их много этих случаев, грубо говоря, контрольно-кассовую технику (ККТ) нужно применять во всех случаях наличных расчетов, за редкими исключениями.

Широкое применение ККТ породило множество ее реализаций. В настоящее время в под словом «контрольно-кассовая техника» понимается не только обычные кассовые аппараты — контрольно кассовые машины (ККМ), но и многое другое:

  • системные ККМ, пассивные и активные, работающие в составе компьютерных систем;
  • фискальные регистраторы, работающие в составе кассовых узлов;
  • программно-технические фискальные комплексы.

В настоящей статье мы коснемся лишь обычных ККМ, которые ни к чему не подключаются, а работают сами по себе. Такие кассовые аппараты называются автономными ККМ.

Стационарные и портативные ККМ

Автономные кассы подразделяются на стационарные и портативные кассовые аппараты.

Стационарные ККМ — это кассовые аппараты, которые располагаются стационарно, т.е. на своем, определенном месте. Например в кассовой кабине, или на прилавке торгового предприятия. Стационарные кассовые машины, как правило имеют немалые размеры, к ним полагается денежный ящик и питаются они от сети 220 В. Некоторые модели стационарных кассовых аппаратов могут иметь встроенный аккумулятор.

Портативные кассовые машины являются носимыми. Их перевозят с места на место, поэтому они малогабаритны, не имеют денежного ящика, и работают, как правило от встроенного аккумулятора. Основное назначение портативных ККМ — это выездная торговля, торговля на рынках и ярмарках, автолавках. В настоящее время, указанные виды торговли получили амнистию на использование ККМ и там сейчас торгуют вообще без кассовых аппаратов. Но портативные машины остались, и сейчас их покупают просто как самые дешевые модели, или используют в качестве стационарных машин там, где мало места.

Корпус кассового аппарата

Внутри корпуса находятся: электронный блок, управляющий работой ККМ, фискальная память и ЭКЛЗ, принтер чеков. У стационарных машин блок питания находится внутри корпуса, а у портативных машин, блок питания, как правило внешний.

Снаружи корпуса кассового аппарата находятся: клавиатура кассира, индикатор (дисплей) кассира, индикатор покупателя (для стационарных ККМ), разъемы для подключения внешних устройств (например сканера штрикодов). Сам корпус устанавливается на денежном ящике (при наличии).

Корпус кассы должен быть целостным и опломбированным. Пломбировка производится клеймами обслуживающего ЦТО — центра технического обслуживания и марками-пломбами. На корпусе ККМ должно быть установлено СВК — средство визуального контроля — «Сервисное обслуживание». И марки-пломбы и СВК, все это нужно для проверяющих инспекторов, они это контролируют в соответствии со своими регламентами.

Принтер чеков ККМ

Раньше кассовые машины имели самые разные принтеры: матричные с красящим картриджем, матричные, работающие на тензобумаге, струйные, работающие на чернилах. Время показало, что все это неудобно и дорого в обслуживании. Поэтому в настоящее время на всех кассовых аппаратах устанавливают обычные термопринтеры, которые печатают чеки и отчеты на термочувствительной бумаге.

Термобумага протягивается вдоль термоголовки принтера, которая нагревает бумагу в нужных местах. Нагреваемые участки термобумаги чернеют. Таким образом создается изображение на чеке.

В кассовых аппаратах используется чековая лента разной ширины. Диаметр роликов чековой ленты так же зависит от конструкции корпуса ККМ.

Индикаторы (дисплеи) кассового аппарата

Портативные ККМ, как правило, имеют всего один индикатор для кассира, а стационарные, имеют дополнительный индикатор, обращенный в сторону покупателя. Некоторые модели ККМ имеют возможность подключения внешнего (выносного) индикатора для покупателя, который устанавливается в удобном месте.

На индикаторах отображаются сумма покупки, сумма, полученная от покупателя, сумма сдачи и другая важная информация. Информация, которая отражалась на индикаторах во время регистрации покупки, потом отпечатывается на чеке кассовой машины.

По конструкции индикаторы различают на люминесцентные, светодиодные и жидкокристаллические индикаторы (ЖКИ). ЖКИ индикаторы могут иметь подсветку, которая облегчает отображение информации в темном помещении.

По способу отображения информации, индикаторы различают на символьные знакосинтезирующие. Символьные индикаторы показывают только цифры и условные значки. Синтезирующие индикаторы могут отображать любые символы: буквы, цифры, стрелки и пр.

Наглядность информации, отображаемая на дисплеях, имеет смысл только для торговли в магазинах. При использовании кассовых аппаратов в офисах или, скажем, на складах, показания на индикаторах имеют меньшее значение.

Клавиатура кассира

Кассир оформляет продажу нажимая на кнопки клавиатуры. Клавиатура позволяет ввести не только денежные суммы, но и выбрать отдел, или выбрать запрограммированный товар. Через клавиатуру в кассу вводят пароли кассира, администратора, налогового инспектора и другие, открывающий разный доступ к кассовому аппарату. Через клавиатуру происходит программирование ККМ, а так же снятие различных отчетов.

Для стационарных кассовых машин использую клавиатуры, подобные клавиатурам компьютеров. Не смотря на удобство пользования, такие клавиатуры легко выходят из строя, если их облить чем ни будь. На автономных ККМ используют пленочные (мембранные) клавиатуры, которые гораздо лучше защищены от внешних воздействий, но пользоваться ими менее удобно.

Денежный ящик ККМ

Денежный ящик используется для хранения выручки, полученное за время работы смены. Перед началом смены в ящик закладывают немного денег на сдачу. По завершению смены, производят изъятие денег из ящика и снимают гасящий отчет (Z-отчет). В денежном ящике запрещается хранить любые другие деньги и посторонние предметы.

Для хранения денег в денежном ящике имеются отделения для банкнот и монет, располагаемых по номиналам. Количество отделений зависит от размеров ящика.

Ящик может открываться при пробитии чека (электромагнитный замок), а может просто ключом (механический замок). Закрывается ящик автоматически, во время задвигания лотка внутрь.

Стационарные кассы, как правило, поставляются уже с установленным денежным ящиком, а портативные кассы — без него. Однако, в случае необходимости, всегда можно приобрести отдельный денежный ящик.

Источник статьи: http://gk-transfer.ru/kassovoe-oborudovanie/avtonomnye-kkm/313/konstrukcii-sovremennyh-avtonomnyh-kassovyh-appara/

Эти компьютеры находятся внутри других машин таких как холодильники автомобили или кассовые аппараты

Схема работы
ККМ предназначена для регистрации продаж при денежных расчетах с населением. Регистрация осуществляется печатью отрывного кассового чека, оттиском на контрольной ленте, записью денежных сумм в память ККМ и в фискальную память ККМ (ФП). Причем кассир самостоятельно пробивает только чек, прочие операции делаются автоматически и никто не имеет к ним доступа. Иными словами, весь учет выручки осуществляется автоматически и начинается после пробития чека кассиром. Если кассир не пробил чек (при продаже товара или услуги), то никакого учета выручки произведено не будет.

При осуществлении покупки покупатель отдает кассиру деньги, тот считает их и принимает (обычно складывает в денежный ящик), после чего пробивает чек, отсчитывает сдачу и отдает все это покупателю. Денежный расчет произведен. Далее происходит отпуск товара или оформление услуги.

Все разнообразие применения ККМ в торговле основано на различных способах ввода информации в ККМ для пробития чека. Информацию можно вводить через клавиатуру ККМ, через сканер штрих-кодов, из компьютера, от электронных весов и т.д.

Необходимо помнить, что покупатель всегда вправе потребовать кассовый чек, а кассир, принимая деньги, всегда обязан его выдать. Невыдача, непробитие чека или, более того, неприменение ККМ (в тех случаях, когда это требуется по закону) является серьезным правонарушением и влечет весьма серьезные последствия.

Рассмотрим основные составляющие части ККМ:

Кожух
Все внутренности ККМ скрыты внутри корпуса, который часто называют кожухом. Как правило, это пластмассовое объемное изделие, изготовленное и скрепленное таким образом, что открыть его возможно, открутив всего один винт. И наоборот, не открутив этот винт, открыть кожух невозможно. Головка этого винта утоплена в кожухе и замазана специальной мастикой. На этой мастике нанесен оттиск пломбира — круглого металлического стержня с рельефным торцом. Оттиск пломбиром производит уполномоченный работник ЦТО, в котором обслуживается ККМ. При не нарушенном оттиске пломбира на мастике считается, что кожух ККМ опломбирован и целостность ККМ соблюдена.

По типовым правилам эксплуатации ККМ кожух ККМ должен быть опломбирован. Не опломбированный кожух ККМ означает, что в устройство ККМ было произведено незаконное вмешательство. Обычно, вмешательства производятся уполномоченными специалистами ЦТО под контролем работников ГНИ с оформлением необходимых документов и заканчиваются повторным пломбированием.

Денежный ящик
Денежный ящик ККМ представляет собой металлический выдвижной ящик с электромагнитным или (и) механическим замком и предназначен для хранения денежных сумм, принимаемых кассиром во время работы. Перед началом работы в денежный ящик закладывается некоторая сумма денег для выдачи сдачи. По окончании работы наличность из ящика изымается одновременно со снятием гасящих отчетов, т.е. происходит инкассация. Во время работы ящик, как правило, закрыт и открывается только для приема и выдачи денег. Если ящик снабжен электромагнитным замком, то он автоматически открывается при пробитии чека.

Выдвижная часть ящика содержит кассеты для хранения банкнот и монет. Недопустимо хранение в денежном ящике посторонних предметов — только деньги и приравненные к ним документы: чеки, талоны и т.д.

Некоторые ККМ имеют такую конструкцию, где не предусмотрен денежный ящик. Это, как правило, портативные ККМ. Вообще, наличие денежного ящика является обязательным только для тех моделей ККМ, где наличие денежного ящика указано в паспорте на ККМ. И если ящик не предусмотрен, но нем есть необходимость, то его всегда можно приобрести дополнительно.

Фискальная память
ФП ККМ представляет собой энергонезависимое запоминающее устройство для долговременного хранения денежной (фискальной) информации. Информация в ФП организована в виде датированных и нумерованных записей об изъятиях денег из кассы, т.е. записей о гасящих отчетах ККМ. Кроме того, в ФП хранится информация о владельце ККМ (заголовок чека), заводском номере ККМ и т.д. Обычно ФП ККМ рассчитана на несколько тысяч записей — несколько лет эксплуатации. При переполнении ФП — заполнении всех возможных записей — ККМ блокируется и требует замены ФП.

Включение ФП производится только один раз — ФП не может быть выключена. Процедура включения ФП называется фискализацией ККМ. При передаче ККМ другому владельцу в ФП записывается информация о новом владельце. Такая процедура называется перефискализацией (перерегистрацией) ККМ и сопровождается целым комплексом действий со стороны владельцев, ЦТО и работников ГНИ. Обычно ККМ рассчитана всего на несколько перерегистраций.

Всякий раз, когда на ККМ производится отчет с гашением и изъятие денег из кассы (инкассация), в ФП автоматически прописывается новая запись (с текущей датой и за очередным номером) о сумме изъятых денег. Каждая запись не может быть изменена или удалена — это одно из требований к ФП.

В настоящий момент в Реестре остались модели ККМ с установленной ФП, срок эксплуатации ККМ без ФП сильно ограничен. По законодательству наличие фискальной памяти в ККМ должно отражаться в названии ККМ: в конце названия ставится литера «Ф» для моделей ККМ отечественного и совместного производства, или литера «F» для импортируемых моделей ККМ.

Налоговый инспектор в состоянии прочитать информацию, записанную в ФП за любым номером или датой, или в интервале дат, или в течении всего срока эксплуатации ККМ. Таким образом осуществляется контролирование выручки торгового предприятия. Необходимо обращать внимание на то, что записывается в ФП ККМ.

Печатающее устройство
ККМ печатает чеки и контрольную ленту при помощи специального печатающего устройства, которое часто называют принтером. Принтеры ККМ бывают нескольких видов и ориентированы для печати на вполне определенных типах чековой ленты. Рассмотрим все виды принтеров ККМ.нтеры.

Изображение на бумажной чековой ленте оставляют маленькие иголочки-молоточки в головке принтера. Иголки быстро и часто выталкиваются и втягиваются из головки принтера внутренними электромагнитами (соленоидами) и через красящую ленту оставляют на бумаге точки, из которых и складывается изображение на бумаге. Во время печати головка принтера перемещается перпендикулярно ходу движения ленты, это движение называют разверткой. Во время одного хода головка принтера печатает одну строку, после чего мотор принтера протягивает ленту и головка печатает новую строку, которая может содержать буквы, цифры и любые другие знаки. Обычная скорость печати 3 -2 строки в секунду, а в строке умещается от 18 до 28 символов, каждый из которых занимает знакоместо — обычно это прямоугольник 7 Х 5 точек. Можно представить, как быстро должны работать иголки принтера и как согласованно должны работать моторы развертки и протяжки.

Именно эта согласованность и высокая скорость работы обуславливают большое количество составных частей принтера, сложность электронного управления и весьма высокую стоимость матричных принтеров.

Пластмассовая кассета с красящей лентой (обычно она ходит по кругу) называется картридж.

Матричные принтеры бывают самых разных конструкций, рассчитанные на разные типы чековой ленты и рассчитанные на разные картриджи. В настоящее время матричные принтеры являются наиболее распространенным печатающим устройством в ККМ.

Принцип работы литерных принтеров очень схож с принципом работы печатающей машинки — смоченные краской молоточки (литеры) стукают по бумажной ленте. Литеры размещаются на барабане либо на резиновой ленте. Барабан (или лента) поворачиваются так чтобы в нужном месте ленты оказалась нужная литера и происходит удар литерой по ленте. Удары происходят очень быстро — литерный принтер при работе издает характерный треск. Предварительно литеры смазываются краской специальным красящим валиком.

Литерные принтеры весьма просты и надежны, но могут печатать только цифры и некоторые специальные символы — на маленьком барабане трудно уместить много литер, поэтому чеки, пробитые на литерном принтере, трудно читаемые, но печатаются очень быстро.

Литерными принтерами в основном оборудованы ККМ, уже вышедшие из применения, т.к. по законодательству на чеках должна быть именно текстовая информация (название магазина, например), хотя есть ряд разрешенных моделей ККМ, которые имеют литерный принтер (ККМ МИКРО 101Ф, например).

Развертка и протяжка этих принтеров очень похожа на матричные, но принцип работы печатающей головки совсем другой. Нанесение краски на бумагу происходит путем выталкивания капельки краски из тонкой трубочки (сопла). Краска засасывается в сопло с другого конца самотеком. Выталкивание краски происходит из-за того, что та часть сопла, где есть воздух (а краски нет) мгновенно нагревается, воздух расширяется и капля краски вылетает из сопла, нагрев прекращается и новая порция краски затекает в сопло. Все сопла собраны вместе в печатающую головку наподобие иголок матричного принтера. Во время развертки головки она фактически испускает струи краски на бумажную ленту, поэтому эти принтеры так и называют.

Емкость с краской неотделима от блока сопел — все это называют картриджем. Картридж струйного принтера одноразовый — его невозможно разобрать и заправить новой порцией краски. Картриджи весьма дорогостоящи, хотя ресурс работы у них велик.

Характерной особенностью работы этих принтеров является бесшумность работы и критичность к бумаге — на неподходящей бумаге краска либо расплывается, либо смазывается. Головки струйных принтеров часто забиваются бумажной пылью и принтер выходит из строя либо перестает работать. Поэтому струйные принтеры не получили большого распространения в ККМ, хотя при правильном подборе бумаги, импортной головке и хорошем уходе за ККМ они могут долго и бесшумно работать.

Принцип работы термопринтеров прост и элегантен. Специальная термочувствительная бумага протягивается через гребенку полупроводниковых нагревательных элементов, которые быстро нагреваются или остывают и оставляют в нужных местах бумажной ленты отметки — от нагревания термобумага темнеет. Из таких отметин и складывается изображение чека. Именно такой принцип используют факсы на термобумаге.

У термопринтеров много достоинств: большая надежность — мало движущихся маленьких частей, почти нет никаких трущихся частей, нет бумажной пыли, т.к. термобумага не пылит, бесшумность работы — термоэлементы нагреваются бесшумно, режим экономии чековой ленты — шрифт на чеке легко можно сделать сколь угодно малым, а чеки — короткими. Хотя есть и недостатки — необходима специальная термобумага.

Термопечать постепенно завоевывает все большее количество моделей ККМ.

Чековая лента
Существует большое количество видов чековой ленты для ККМ. Такое разнообразие объясняется как наличием различных систем печатающих устройств ККМ, так и внедрением новых технологий в производстве расходных материалов.

Чековая лента выпускается в виде небольших рулончиков ленты со втулкой, их часто называют роликами. Каждый рулон имеет важные характеристики: ширина ленты, внешний и внутренний диаметры рулона, тип ленты. Значения этих характеристик определяют, для каких видов ККМ применима эта лента. Часто бывает, что одна и та же лента применима для нескольких типов ККМ одного производителя. Ширины ленты укладываются в некоторый ряд: 37 мм, 40 мм, 44 мм, 56 мм, 76 мм. К диаметрам рулонов ККМ менее критичны — рулон всегда можно размотать, если он не помещается в отсек для чековой ленты в ККМ.

Всякий раз, когда берется новый рулон ленты, необходимо провести процедуру заправки чековой ленты в принтер ККМ, иногда эта процедура весьма сложна. Лента, заправленная на место чековой ленты, выходит из ККМ и либо отрывается, либо отрезается специальным ножом ККМ и отдается покупателю. Лента, заправленная на место контрольной ленты, отпечатывается принтером и остается в ККМ, наматываясь на специальную катушку подмотки. Контрольная лента по завершении сматывается с катушки, подписывается и хранится, как положено. Расход ленты определяется интенсивностью работы на ККМ.

Рассмотрим основные типы чековой ленты.

Изготовлена из обычной проклеенной офсетной бумаги плотностью 80 г/м2. Рулончик содержит несколько десятков метров бумаги. Эту ленту применяют как в качестве чековой, так и в качестве контрольной ленты. Однослойная лента считается классической чековой лентой — раньше все ККМ работали на такой ленте, хотя ее часто изготавливали из бумаги низкого качества.

Двухслойная (самокопирующаяся) лента.

Изготавливается из специальной тонкой бумаги, сложенной в два слоя: внутреннего и внешнего. При работе принтер ККМ печатает оттиск чека на внешнем слое как обычно. Внешний слой двойной ленты выходит из ККМ, отрывается и отдается покупателю в качестве чека. На внутреннем слое проступает оттиск чека и формируется контрольная лента, которая остается в ККМ и наматывается на катушку.

Изображение на внутреннем слое появляется не от соприкосновения с красящей лентой принтера ККМ, а вследствие специальных свойств бумаги — изображение появляется из-за давления, оказываемого на бумагу иголками принтера ККМ, который бьет по обоим слоям сразу. Бумагу, изображение на которой проступает вследствие давления, называют тензобумагой, или капиллярной бумагой, т.к. эта бумага содержит на себе специальный слой полимерного покрытия, состоящий из большого количества маленьких пузырьков воздуха (капилляров), которые и лопаются от давления и становятся видимыми.

Естественно, такую бумагу можно использовать только на матричных или литерных принтерах, там где есть фаза удара. Использование такой бумаги позволяет сильно упростить конструкцию принтера, сэкономить на картриджах и ускорить печать чека.

В настоящее время появилась двухслойная бумага, у которой оба слоя покрыты капиллярным покрытием. Такая лента позволяет работать вообще без картриджей и позволяет избежать всех проблем, с ними связанных.

На оба вида двухслойной ленты не устоялось простое и точное название: как только их не называют! От этого рождается путаница и непонимание. Нам кажется наиболее уместным следующий вариант названия: ленту с одним капиллярным слоем называть — лента 1к («один ка»), а ленту с двумя капиллярными слоями — лента 2к («лента два ка»).

Эта лента предназначена исключительно для работы в термопринтерах и, бывает, содержит дефекты — места на ленте, где уменьшена ее термочуствительность. Особое внимание следует обратить на хранение контрольных лент из термобумаги: их не стоит хранить в теплом (или горячем) месте, они могут все потемнеть и контрольная лента станет просто темной лентой с утерей всей информации. Следует помнить, что эффект потемнения от нагрева необратим: при охлаждении лента не светлеет.

Замок и пароли.
На каждой ККМ обязательно (за редким исключением) установлен небольшой замок, вделанный в кожух. У замка есть несколько возможных положений. К замку прилагаются несколько ключей. Каждый ключ позволяет повернуть замок в определенное положение (или определенные положения). При разных положениях замка ККМ переводится на разные режимы работы: регистрация продаж, снятие отчетов, программирование и т.д. Более того, тот или иной режим работы ККМ возможен только при определенном положении замка.

Когда замок переведен в нужное положение, необходимо с клавиатуры ввести пароль для доступа к режиму: нажать несколько цифровых клавиш с клавиатуры. Если пароль введен правильно — разрешается доступ к режиму.

И так: и замок, и пароли позволяют получить доступ к тому или иному режиму работы ККМ. Может возникнуть вопрос: а зачем нужен замок, если есть пароль? Дело в том, что замок достался многим ККМ в наследство от тех времен, когда ККМ были не электронные, а электромеханические. Сейчас требование к наличию замка в конструкции ККМ необязательно, и новые модели ККМ появляются уже без замка: система паролей позволяет гораздо более надежно защитить ККМ от несанкционированного доступа.

Во время работы ККМ должностные лица имеют право производить разные действия по отношению ККМ. Кассиры могут только пробивать чеки, администраторы могут делать возврат сумм и снимать отчеты ККМ, работники ГНИ могут снимать фискальные отчеты, специалисты ЦТО могут производить программирование ККМ и запускать диагностические тесты. Все лица могут делать все это лишь при условии, что введен правильный пароль на нужное действие с ККМ и замок ККМ находится в нужном положении.

Такое разделение доступа позволяет защитить интересы владельца ККМ и разделить ответственность за те или иные нарушения.

Индикаторы
Когда кассир набирает сумму для пробития чека, ему необходимо визуально контролировать себя. Покупателю тоже желательно видеть пробиваемую сумму. Для этой цели используются индикаторы ККМ. Индикаторы применяются для отображения суммовой информации, номера отдела или номера PLU, на индикатор выводятся сообщения об ошибках и прочая служебная информация.

Индикатор кассира отображает несколько больше информации, чем индикатор, направленный на покупателя. Есть модели ККМ, которые не имеют индикатора покупателя. Есть модели ККМ, которые имеют индикатор покупателя на выдвижной поворотной штанге для большего удобства.

Как правило, на индикаторах применяется семисегментный способ отображения цифр, т.е. каждая цифра выводится на знакоместо, состоящее из 7 сегментов. На эти же знакоместа конструкторы ККМ пытаются выводить некоторые буквы, для вывода служебной информации. Расшифровка знаков служебной информации приводится в инструкции по эксплуатации на ККМ (например, коды сообщений об ошибках).

Физическая реализация индикаторов самая разнообразная. Существуют вакуум-люминесцентные индикаторы, которые светятся. Они дешевы, но не очень долговечны. Жидкокристаллические индикаторы работают на малом потреблении энергии, но наблюдаемы только при определенном угле зрения, применяются в портативных ККМ. Светодиодные индикаторы светятся, долговечны, но довольно дороги. Индикаторы на газоразрядных панелях — это настоящие мини дисплеи, позволяют выводить вполне читаемый текст (даже рекламный), они очень дорогие.

Клавиатура
Клавиатура ККМ состоит из нескольких групп кнопок: цифровые клавиши, клавиши номеров отделов (секций), кнопки протяжки чековой ленты и специальные клавиши. Группы кнопок разделены по цвету и месторасположению на клавиатуре. Для экономии часто совмещают функции клавиш, т.е. нажатие на клавишу имеет разный смысл при условии, что какие либо клавиши были нажаты ранее или ККМ была переведена в какой-то дугой режим работы.

Часто кнопки клавиатуры накрывают декоративными прозрачными колпачками, под которые подкладывают куски бумаги с более понятными обозначениями или накрывают защитными колпачками для предохранения от случайного нажатия. Как правило, в один момент времени может быть нажата только одна кнопка, т.е. ККМ игнорирует нажатие кнопки, если уже нажата другая.

Физическая реализация клавиатур ККМ весьма разнообразна. Клавиатуры бывают герконовые, контактные, на электрической резине, пленочные и емкостные. Ввиду сложности вопроса о технической реализации клавиатур не будем останавливаться на этом вопросе. Заметим лишь, что все клавиатуры реагируют на нажатие кнопки, а не на отпускание ее.

Источники питания
Для электропитания принтера, электронной схемы и индикаторов ККМ применяются различные источники питания: аккумуляторы (встроенные и внешние), электросеть 220В, внешние блоки питания и т.д. Часто модели ККМ могут получать энергию для своей работы от самых разных источников. Как и к каким источникам энергии подключать ККМ, всегда написано в инструкции по эксплуатации на ККМ. Особое внимание следует уделять заземлению корпуса ККМ — это обеспечивает электрическую безопасность персонала и защищает ККМ от сбоев в работе. Рассмотрим основные схемы подключения ККМ к источникам энергии.

Питание от сети 220 В

Электросеть 220В, 50 Гц, представляет собой очень удобный способ питания ККМ — все ККМ могут быть подключены к ней с помощью встроенного или внешнего блока питания (адаптера). Блок питания преобразует напряжение сети в ряд напряжений (малого значения), необходимых для работы устройств ККМ. Там, где есть хорошая и надежная сеть 220 В, подключение ККМ к сети — самый простой и дешевый способ.

Но если в сети 220В пропадает или сильно меняется напряжение или недалеко от места подключения ККМ происходит включение в сеть 220В мощных потребителей энергии (электросварка, мощные электромоторы и т.д.), то в работе ККМ могут возникнуть проблемы. Мало того, что при отсутствии энергии в сети ККМ не работает (магазин надо закрывать при неработающей ККМ), при изменениях напряжения в сети (скачки напряжения) и при импульсных помехах в электросети ККМ может сбоить или вообще выйти из строя. Причем, в таком случае, последующий ремонт не будет гарантийным, т.к. нарушены условия эксплуатации ККМ, и поэтому ремонт будет платным и скорее всего капитальным. Если сеть часто лихорадит, то магазин придется часто закрывать, а ККМ часто ремонтировать. После нескольких капитальных ремонтов ККМ вряд ли будет работать нормально даже при нормальной сети.

Когда сбоит электросеть — необходимо принимать меры: либо приобретать несколько запасных ККМ, либо защищать ККМ от сети, либо применять иные схемы питания ККМ.

Защита ККМ от скачков напряжения в сети осуществляется с помощью специальных устройств, сочетающих в себе как защиту от изменений напряжения в сети, так и защиту от импульсных помех. Это всевозможные автотрансформаторы с сетевыми фильтрами. При выборе такого устройства следует обратить внимание, что для потребителей энергии какой мощности они предназначены, ККМ потребляют 20 — 30 Вт, а подобные устройства рассчитаны на мощность 200 — 300 Вт (для телевизоров, например). При выборе защитного устройства лучше всего проконсультироваться у специалиста, в любом случае стоимость такого устройства ниже ,чем стоимость даже одного капитального ремонта ККМ.

Питание электрохимических источников

Многие ККМ имеют специальный вход для подачи низкого постоянного напряжения (обычно 12В) и могут работать от него. Такое напряжение можно получить от электрохимических источников энергии: аккумуляторов различных систем или батарей сухих элементов. Емкость таких источников невелика, поэтому аккумулятора предпочтительней — их можно заряжать и использовать многократно, в то время как батареи сухих элементов используются однократно, хоть и стоят дешевле.

Практически все виды аккумуляторов можно применять для питания ККМ: свинцово-кислотные, щелочные и т.д. При этом ограничения накладываются правилами эксплуатации самих аккумуляторов, например все аккумуляторы нельзя ронять, а свинцовые нельзя сильно разряжать и т.д. Подключение аккумуляторов к ККМ производится штатными кабелями, входящими в комплект поставки ККМ. Если их длина недостаточна или клеммы аккумулятора не подходят к клеммам кабеля, то необходимо обратиться к специалисту.

Зарядка аккумуляторов — весьма сложное дело, т.к. требует специальной подготовки и специальных зарядных устройств: источников регулируемого зарядного тока с защитной автоматикой. Следует очень серьезно относиться к зарядке аккумуляторов: неквалифицированными действиями можно поломать аккумулятор или получить травму.

На наш взгляд, при торговле с машин для питания ККМ лучше всего подключаться к бортовой сети автомобиля или использовать специальные малогабаритные герметичные аккумуляторы, изготовленные специально для ККМ совместно с штатными зарядными устройствами. Такие специальные аккумуляторы герметичны, т.е. могут работать в любом положении (электролит не проливается), не выделяют горючих газов и позволяют пробить непрерывно 1500 — 2000 чеков, что вполне хватает для работы в течении смены. На ночь такие аккумуляторы подключают к штатному зарядному устройству, которое само отключается, когда аккумулятор зарядится. Если магазин работает круглые сутки, можно иметь два аккумулятора, применяя их по очереди.

Питание ККМ от аккумулятора позволяет избежать поломок ККМ и травм персонала, связанных с сетью 220В и незаменимо при работе на ККМ в местах, где нет сети или часто не бывает. При этом приходится испытывать неудобства, связанные с эксплуатацией аккумуляторов. Хотя при правильно поставленной работе проблем с применением аккумуляторов не возникает.

Некоторые ККМ имеют встроенные аккумуляторы и комбинированные блоки питания, которые позволяют аппарату работать от сети. Аккумулятор заряжается, когда есть напряжение, а при пропадании напряжения в сети ККМ автоматически переключается на работу от аккумулятора. При несомненных удобствах таких ККМ мы считаем, что главное в ККМ это надежность, а чем сложнее конструкция, тем она менее надежна.

Выбор того или иного питания ККМ стоит перед владельцем ККМ, который должен учесть свои возможности, специфику работы ККМ и консультации специалистов ЦТО.

Источник статьи: http://www.anc.narod.ru/puls/topics/articles/kkm_article_12.htm

Оцените статью
Все про машины