- Габаритные размеры двигателя
- Определение основных размеров двигателей
- Объем двигателя — как работает и что это такое,на что влияет
- Как работает автомобильный двигатель?
- Что такое объем двигателя?
- Как делятся автомобили по классам с учетом объема двигателя
- На что влияет объем двигателя?
- Увеличение рабочего объема двигателя
- Датчик дроссельной заслонки: предназначение,типы,виды,неисправности,фото
- Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение
- Датчик расхода воздуха: принцип работы,виды,неисправности,фото
- Обратный клапан топливной системы:функции,виды,устройство и принцип действия
- Параметры, определяющие основные размеры автомобиля
Габаритные размеры двигателя
Диаметр цилиндра D, ход поршня Н и число цилиндров n часто именуются габаритными размерами двигателя, так как они определяют установочный (габаритный размер) двигателя. Габаритные размеры необходимо определить до начала фактических работ по конструированию. Для их расчета конструктору необходимы следующие данные:
- эффективная мощность и суммарный рабочий объем;
- эффективная мощность и частота вращения коленчатого вала.
Кроме данной информации, должен быть известен тип конструкции двигателя. При выборе типа конструкции большую роль играют требуемая эффективная мощность и, в ряде случаев, традиции фирмы. Следующий список должен помочь при выборе типа конструкции:
с эффективная мощность до 7 кВт
- двухтактный бензиновый двигатель, четырехтактный дизельный двигатель;
- четырехтактный бензиновый двигатель;
двигатели мотоциклов
- четырехтактный бензиновый двигатель, двухтактный бензиновый двигатель;
двигатели легковых автомобилей
- четырехтактный бензиновый двигатель, четырехтактный дизельный двигатель;
- двухтактный бензиновый двигатель в виде исключения;
двигатели грузовых автомобилей
- четырехтактный дизельный двигатель;
- четырехтактный бензиновый двигатель для небольших грузовых автомобилей;
судовые двигатели, стационарные двигатели
- до 13 000 кВт: двух- и четырехтактный дизельный двигатель;
- свыше 13 000 кВт: двухтактный дизельный двигатель.
Двухтактные бензиновые двигатели благодаря своей простой конструкции дешевле в производстве, но их удельный расход топлива высок. В результате они лучше всего подходят для газонокосилок или мопедов, где требуется небольшая мощность при относительно нечастом использовании. Стоимость четырехтактного бензинового двигателя высока, но он более экономичен в эксплуатации. Самый низкий удельный расход топлива у дизельных двигателей, но из-за сложной конструкции системы питания их цена довольно высока. При одинаковой мощности и частоте вращения коленчатого вала рабочий объем и вес двухтактного дизельного двигателя значительно ниже, чем у четырехтактного дизеля, поэтому при необходимости получения большой и особо большой мощности двухтактные дизели используются чаще всего.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/dvigatel/gabaritnye-razmery-dvigatelya/
Определение основных размеров двигателей
В результате теплового расчёта определяется среднее эффективное давление и эффективная мощность, число цилиндров, частота вращения коленчатого вала, а также тактность двигателя. Рабочий объём цилиндра двигателя определяется из формулы эффективной мощности:
Рабочий объём цилиндра также можно представить:
где D – диаметр цилиндра, S – ход поршня.
После умножения и разделения правой части на (D), получаем:
Величина (S/D) является важным параметром двигателя, который определяет его массу и габариты, а также протекание всего рабочего процесса. Увеличение (S/D) приведёт к возрастанию средней скорости поршня (νср) и, как следствие, к возрастанию инерционных сил и сил трения, а также к уменьшению механического КПД. Это влечёт за собой увеличение массы и габаритов двигателя и ухудшение индикаторных показателей.
Уменьшение (S/D) ведёт к увеличению диаметра цилиндра, а также давления на него.
Отношение (S/D) для современных автомобильных двигателей выбирается в диапазоне 0,7-1,1, а для тракторных двигателей – 0,9-1,2.
Средняя скорость поршня определяется из выражения:
где n – частота вращения коленвала (с -1 ).
Для современных двигателей легковых автомобилей νср=10-15 м/с, грузовых – 8-11 и для тракторных двигателей – 6-9 м/с.
Источник статьи: http://xn—-itbachmidudk6msa.xn--p1ai/opredelenie-osnovnyx-razmerov-dvigatelej.html
Объем двигателя — как работает и что это такое,на что влияет
Двигатель – сердце автомобиля, поэтому при выборе авто покупатели часто обращают внимание на один немаловажный фактор – его объем. Однако мало кто представляет, что же такое рабочий объем двигателя и на что он влияет.
Начнем с определения – рабочий объем двигателя – это сумма всех объемов цилиндров автомобиля, где объем поршня – это произведение площади поршня на его ход, а ходом поршня называется расстояние от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки. Говоря простым языком, объем цилиндра – это объем камеры сгорания, где и происходит воспламенение и сгорание топлива.
Объём двигателя считают в кубических сантиметрах или литрах. Один литр – это 1000 кубических сантиметров. В зависимости от объема автомобили делятся на микролитражные – до 1,1 литра, малолитражные – 1,2-1,7 литра, среднелитражные – 1,8-3,5 литра и крупно литражные – свыше 3,5 литров. В основном такое разделение применяется для автомобилей с бензиновыми двигателями.
Как работает автомобильный двигатель?
Для начала, чтобы было понятнее, о чем пойдет речь, давайте рассмотрим, как происходит рабочий процесс в автомобильном двигателе, и за счет чего машина может двигаться.
Представьте себе замкнутую камеру, в которой одна стенка является подвижным поршнем. Туда через специальный патрубок поместили смесь топлива (бензина) и воздуха, а затем подожгли ее при помощи специального устройства – свечи зажигания. Смесь вспыхивает и мгновенно сгорает, по сути – взрывается. Раскаленный газ, образовавшийся в результате сгорания, толкает поршень.
С обратной стороны поршень прикреплен к коленчатому валу, через который сила толчка передается на колесную ось, приводящую автомобиль в движение. Чем больше сгорит топлива, тем сильнее будет толчок.
Соответственно, большая камера сгорания обеспечит бОльшую мощность двигателя, чем маленькая. Это, конечно, очень упрощенное объяснение, на практике на мощность влияет множество факторов.
Что такое объем двигателя?
Камера, где сгорает топливно-воздушная смесь, другими словами называется цилиндром двигателя. В современных автомобильных двигателях этих цилиндров (камер цилиндрической формы) обычно несколько – четыре, шесть, восемь или даже двенадцать.
Объем двигателя определяется как суммарный объем всех цилиндров, или же как объем одного цилиндра, умноженный на их количество. Объем одного цилиндра определяется в момент, когда поршень опущен до упора, в самую нижнюю точку. Объем двигателя может быть выражен в кубических сантиметрах или в литрах (литраж автомобиля).
Как делятся автомобили по классам с учетом объема двигателя
В модельном ряду каждого производителя присутствуют продукты, которые отличаются по классам, массе, габаритным размерам и другим характеристикам. Что касается легковых авто, во время тотального доминирования атмосферных бензиновых двигателей существовало условное деление на: субкомпактные и компактные микролитражные и малолитражные автомобили с рабочим объемом до 1.2 литра; авто малого класса с двигателями от 1.2 до 1.8 литра; средний класс с объемом от 1.8 до 3.5 литров. мощные гражданские и спортивные версии автомобилей с моторами от 3.5 литров и более; версии высшего класса, кторые могут иметь различный объем ДВС. Давайте взглянем, на что влияет объем двигателя.
Установка того или иного мотора на конкретную модель напрямую зависит от того, какие характеристики должна демонстрировать машина (разгонная динамика, крутящий момент, максимальная скорость и т.д.). От объема двигателя показатель мощности имеет зависимость по причине того, что чем больше топлива сгорит в камере сгорания за цикл, тем больше энергии высвобождается и передается на поршень. Другими словами, чем больше камеры сгорания, тем больше топливно-воздушной смеси туда можно подать и вместить. Динамика разгона и «максималка» также зависят от мощности двигателя. Чем мощнее мотор, тем большую скорость сможет развить автомобиль.
Также следует учитывать, что увеличение объема камер автоматически означает больший расход топлива. Нужно добавить, что от объема двигателя сильно зависит и цена автомобиля. Например, для производства мощного двигателя V12 с объемом 5.5 л. требуются намного большие затраты сравнительно с изготовлением трехцилиндрового мотора с объемом 0.8 л. Параллельно с этим следует учитывать, что установка под капот мощного силового агрегата повлечет необходимость серьезной доработки трансмиссии, системы охлаждения, впуска, выпуска, тормозной системы и т.д. Исходя из вышесказанного, небольшие бюджетные городские малолитражки зачастую оснащены ДВС с самым маленьким объемом, так как подобные двигатели просты в изготовлении, обеспечивают приемлемую динамику и отличаются небольшим расходом топлива. При этом цена на такие серийные авто остается приемлемой.
На что влияет объем двигателя?
- Во-первых, расход бензина. Чем больше объем цилиндра, тем больше топлива надо, чтобы воспламенить его с наибольшей отдачей, соответственно, расход повышается. Однако этот минус оборачивается не менее ощутимым плюсом. Чем больше объем двигателя, тем больше мощность двигателя, так как большее количество бензина выделяет большее количество энергии
- Во-вторых, как уже было отмечено, чем больше объём, тем больше мощность, то есть, автомобиль с двигателем большего объёма будет быстрее разгоняться, сможет перевозить более тяжелые грузы и большее количество пассажиров
Зачастую двигатели большего объема оказываются гораздо более экономичными: не приходится слишком сильно давить на педаль газа, чтобы разогнать машину. Расход топлива не увеличивается, в то время, как малолитражные двигатели под нагрузкой сжигают гораздо больше топлива.
Чем больше объем, тем больше сам двигатель, тем больше машина. Скажем так: большие объемы используются на машинах более высокого класса, потому двигатель и все другие системы дороже в обслуживании. Цена на такой автомобиль заведомо выше.
Для того, чтобы понять, какой именно автомобиль вам более подходит, следует усвоить, что микро- и малолитражные автомобили лучше всего подходят для движения в больших городах с пробками на дорогах. Их расход будет в городском потоке минимален по сравнению с другими авто, но, в свою очередь, такие авто не подходят для дальних путешествий, так как на скорости свыше 100 км/ч им явно не хватает мощности. Много груза они перевозить также не смогут.
Автомобили с объемом от 1,8 до 3 литров отлично подходят как для городского движения, так и для дальних поездок, их мощности хватает для разгона и движения на большой скорости, для перевозки грузов, причем расход бензина у таких автомобилей не так уж и велик.
Автомобили оснащенные двигателями от 3 литров — это либо внедорожники, либо микроавтобусы и минивэны, предназначенные для перевозки большего количества пассажиров или груза.
Увеличение рабочего объема двигателя
Физическое увеличение объема камеры сгорания является одним из способов форсирования мотора в целях повышения мощности. Начнем с того, что сильно увеличить объем не получается, так как блок цилиндров двигателя обычно рассчитан на расточку самих цилиндров строго до определенных пределов. Такие пределы предполагают 3 капитальных ремонта, во время которых изношенные цилиндры растачиваются для возвращения им правильной формы перед установкой ремонтных поршней, поршневых колец и других элементов увеличенного размера. Поршни и другие детали двигателя, которые доступны в продаже, также встречаются исключительно в трех ремонтных размерах. По этой причине во время глубокого тюнинга двигателя автомобиля лучше сразу менять мотор, то есть устанавливать другой двигатель с изначально большим рабочим объемом, который потом можно дополнительно расточить во второй или последний ремонтный размер.
Датчик дроссельной заслонки: предназначение,типы,виды,неисправности,фото
Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение
Датчик расхода воздуха: принцип работы,виды,неисправности,фото
Обратный клапан топливной системы:функции,виды,устройство и принцип действия
Источник статьи: http://seite1.ru/zapchasti/obem-dvigatelya-kak-rabotaet-i-chto-eto-takoena-chto-vliyaet/.html
Параметры, определяющие основные размеры автомобиля
Габаритные размеры. К габаритным размерам относятся ширина, высота и длина автомобиля без учета длины груза.
К дорожным и внедорожным автомобилям предъявляются различные требования.
На автомобили, работающие на дорогах общего пользования, распространяются все ограничения, регламентированные ГОСТом 9314—59.
Параметры внедорожных автомобилей не ограничиваются требованиями указанного ГОСТа и определяются в зависимости от конкретных дорожных условий или требований технологического процесса предприятия. Требования ГОСТа 9314—59 не распространяются на портальные автомобили, предназначенные для перевозки негабаритных тяжеловесных неделимых грузов.
За пределы габаритов по ширине, установленной для дорожных автомобилей, могут выступать лишь боковые зеркала при условии установки их на откидных кронштейнах, складывающиеся антенны, указатели близости подъезда к бордюру тротуара.
Габаритные размеры портальных автомобилей должны позволять перевозить их по всей сети железных дорог, т. е. они должны вписываться в железнодорожный габарит 1-В (рис.27). При увеличенных габаритных размерах портальных автомобилей должна быть предусмотрена возможность перевозки их в разобранном виде или, что менее желательно, они должны укладываться в ограничения, установленные для негабаритных грузов наименьшей степени.
В табл. 4 приведены предельные габаритные размеры и вес автомобилей и автопоездов общетранспортного назначения, действующие или рекомендованные в некоторых странах.
Ширина В портального автомобиля измеряется между двумя вертикальными плоскостями, параллельными продольной оси автомобиля, и касательными к наиболее выступающим боковым деталям портального автомобиля. У большинства портальных автомобилей наиболее удаленными от продольной оси автомобиля элементами конструкции являются ограждения
дорожный габарит 1-В
Предельные габаритные размеры и вес автомобилей и автопоездов общетранспортного назначения
Страна или международная организация
Максимальная длина в м
Максимальная нагрузка в т
Максимальный полный вес в т
на двухосную тележку
Европейская экономическая коммиссия (ЕЭК) . Г..
1 Автопоезд состоит из седельного тягача и полуприцепа.
2 Данные для большинства штатов при эксплуатации по государственным и федеральным дорогам.
3 Данные для большинства провинций.
4 Допускается увеличение длины двухосного автобуса до 12 м.
бортовых цепных передач (рис. 28), в некоторых конструкциях — наружные плоскости обтекателей колес (автомобили Т-60, Т-60М) или самих колес (автомобили Росс-70, Герлингер 12RH). Для портальных автомобилей размер допустимой ширины В имеет большое значение, так как он очень сильно влияет на ширину портала. И чем больше грузоподъемность
портального автомобиля, тем труднее обеспечить необходимую ширину портала, ибо с повышением грузоподъемности увеличиваются размеры колес и других элементов ходовой части. — Наибольшая ширина транспортных средств, используемых на дорогах общего пользования, допустимая по ГОСТу 9314—59, равна 2,5 м. Это в основном соответствует также тре-
бованиям в отношении допустимой ширины, существующим и в других странах.
Следует, однако, отметить, что у автомобилей, автобусов и прицепов ширина при движении увеличивается из-за бокового раскачивания кузова вследствие наличия упругих элементов подвески и шин, причем отклонение верхней части кузова у транспортных средств высотой 3,8 м достигает 75—100 мм на сторону. У портальных автомобилей подрессоренные элементы практически не имеют бокового раскачивания, если не считать небольших колебаний вследствие неодинаковой деформации шин правой и левой стороны. В связи с этим их ширина может быть несколько увеличена (примерно на 150—200 мм).
Большинство внедорожных портальных автомобилей имеет ширину до 3,5 м (см. табл. 2 и 3).
Эксплуатация портальных автомобилей с шириной более 2,5 м на дорогах общего пользования I, II и III категорий, у которых ширина полосы движения не превышает 3,5 м, затруднена. На этих дорогах портальные автомобили можно эксплуатировать лишь с разрешения соответствующих организаций и после принятия специальных мер (устройство дополнительных разъездов, снижение скорости движения и т. п.).
Между скоростью движения v и необходимой шириной проезжей части дороги Вд существует следующая зависимость:
Так, при движении по дороге, проезжая часть которой имеет ширину 3,5 м, скорость портального автомобиля, имеющего ширину 5 = 2,5 м , не должна превышать 47 км/ч.
Предусмотренное принятыми в СССР Строительными нормами и правилами (СНиП П-Д. 5—62) для вновь проектируемых дорог I категории увеличение ширины полосы до 7,5 м позволит больше использовать портальные автомобили с шириной свыше 2,5 м.
Одним из важных параметров, характеризующих рациональное использование ширины В автомобиля, может служить коэффициент использования ширины, представляющий собой отношение конструктивной ширины Ъ портала к ширине В автомобиля (см. рис. 28):
Коэффициент Кш характеризует также и эксплуатационные возможности портального автомобиля, так как чем ближе его значение к единице, тем не только совершеннее конструкция автомобиля, но и меньше может быть расстояние между отдельными пакетами или контейнерами при расстановке их на погрузочных площадках, складах, товарных дворах и т. д.
Значения коэффициента Кш приведены в табл.. 5.
Высота Я портального автомобиля, измеряемая от плоскости опоры до горизонтальной плоскости, касательной к высшей точке автомобиля без нагрузки при нормальном давленйи в шинах, складывается в основном из высоты портала и кабины.
Допускаемый размер максимальной высоты на автомобильном транспорте лимитируется не только устойчивостью его
Параметры, характеризующие использования ширины и высоты портальных автомобилей
Габаритные размеры в мм:
Конструктивные размеры портала в мм:
Коэффициент использования ширины .
Коэффициент использования высоты.
Габаритные размеры в мм:
Конструктивные размеры портала в мм:
Коэффициент использования .ширины.
Коэффициент использования высоты.
* Модель с наименьшими размерами портала.
против опрокидывания, но и высотой различных дорожных сооружений. По ГОСТу 9314—59 высота автомобилей не должна превышать 3,8 м.
У большинства портальных автомобилей кабина расположена над рамой, поэтому высота автомобиля увеличивается еще на высоту траверс. Установка кабины над местом размещения груза позволяет лучше использовать длину автомобиля, однако, при этом уменьшаются возможности увеличить высоту груза. Высота кабин составляет 1400—1800 мм , а высота траверс— 200—400 мм и зависит от грузоподъемности автомобиля. .Поэтому высота автомобиля ^определяется главным образом высотой портала.
Стремление уменьшить высоту портального автомобиля привело к создаиию конструкций, в которых кабина расположена в одном из лонжеронов рамы, обычно левом (см. рис. 10). При этом кабина не выходит за габарит автомобиля, что позволяет использовать для размещения сиденья водителя всю ширину лонжерона. При такой компоновке над рамой находится только верхняя часть кабины. Следует, однако, отметить, что портальных .автомобилей с такой компоновкой известно пока немного.
Положение о допустимой длине автомобилей и автопоездов, не может быть механически перенесено на портальные автомобили. В отличие от обычных автомобилей и автопоездов, у которых длина определяется размерами транспортного средства, длина дорожного портального автомобиля определяется, как правило, длиной груза.
Собственная длина А автомобиля, измеряемая между крайней передней и задней вертикальными плоскостями, перпендикулярными к продольной оси автомобиля и касательными к наиболее выступающим вперед и назад частям, как правило, не выходит за допустимые для автомобилей пределы (см. табл. 2 и 3).
Наибольшая допустимая длина двухосных грузовых автомобилей, эксплуатация которых разрешена на дорогах общего пользования, по ГОСТу 9314—59 не должна превышать 12 му а по рекомендации СЭВ — И м, причем допускается увеличение длины до 12 м. Аналогичные величины ограничений установлены для длины автомобилей и в других странах.
Собственная длина А портальных автомобилей (4X2) с разными диаметрами ведущих и управляемых колес (см. рис. Л 5) при отсутствии брызговиков в большинстве случаев, определяется расстоянием,. между наружными точками колес. Поэтому для этих автомобилей справедлива следующая зависимость:
где L — база автомобиля в мм;
гп и г3—наружные радиусы соответственно переднего и заднего колес в мм.
Для портальных автомобилей (4×2) с одинаковыми размерами колес длина
где г — наружный радиус колеса в мм.
При установке брызговиков габаритная длина увеличивается на 100—200 мм.
Выражение (4) справедливо также и для трехосных портальных автомобилей с одинаковым расстоянием между осями. Таким образом, длина портальных автомобилей определяется в основном величиной базы, а так как у дорожных автомобилей база не превышает 4 м, длина не выходит за пределы 5,2 м. Следовательно, длина дорожных портальных автомобилей с грузом может быть равна 12 м только при значительных свесах грузов, например в случае перевозки длинномерных грузов.
Однако «Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» и аналогичными законодательными требованиями других стран предусмотрено, что величина свеса груза за габариты транспортного средства не должна превышать 2 м. Учитывая это требование, на многие портальные автомобили устанавливают легкосъемные рамки-прижи-мы и удлиненные грузозахватные башмаки (см. рис. 6 и 26). Они позволяют без значительного увеличения веса автомобиля уменьшить величину свесов до необходимых пределов и, увеличив опорную поверхность груза, прижать его на большей длине. Аналогичное устройство с дополнительными прижимами установлено и на портальном автомобиле Герлингер, предназначенном для перевозки легковесных грузов. Такие устройства не только уменьшают свесы груза, но и обеспечивают лучшую его сохранность при транспортировке. Поэтому их целесообразно использовать при перевозках неувязанных тонких длинномерных грузов, небольших по размерам тарно-штучных грузов и т. п. Рамки-прижимы, удлиненные грузозахватные башмаки и т. л. оборудование, хотя и не является стандартным, но проектируется и устанавливается в зависимости от особенностей груза, поэтому его следует учитывать при определении собственной длины портального автомобиля и величины свеса груза.
Для внедорожных портальных автомобилей (4×2 и 6X2), у которых силовой агрегат и рабочее место водителя расположены в пределах базы, также справедлива формула (4). Собственная длина таких автомобилей также не превышает 5,2 м и не является тем параметром, который ограничивает использование этих автомобилей даже на дорогах общего пользования.
База. База L портального автомобиля определяется расстоянием между осями передних и задних колес. У обычных автомобилей повышение грузоподъемности, а особенно грузовместимости, влечет зд собой, как правило, и увеличение базы. У портальных автомобилей эта зависимость сказывается в меньшей степени. У портальных автомобилей с четырьмя управляемыми колесами значения базы колеблятся в пределах 3400— 4000 мм, а у автомобилей с двумя управляемыми колесами — в пределах 2700—3000 мм (см. табл. 2 й 3). Стабильность зна
чений базы для каждой из групп указанных автомобилей объясняется стремлением иметь при выбранной схеме компоновки минимально возможный радиус поворота, а следовательно, и ширину проезда, так как база и радиус поворота автомобиля связаны между собой следующими зависимостями:
у автомобиля с четырьмя управляемыми колесами (при условии совпадения следов передних и задних колес, см. рис. 28)
где а — максимальный угол поворота колес в град.
Существенное влияние на величину базы портального автомобиля оказывает характер и длина груза. Поскольку основная масса таких длинномерных грузов, как стальной прокат, пиломатериалы, железобетонные строительные детали и т. п. имеет длину, не превышающую 7 м, приведенные выше размеры базы портальных автомобилей позволяют при минимальной длине грузозахватных башмаков и небольших расстояниях между вилочными подхватами обеспечить надежное удержание грузов. Кроме того, размеры грузозахватных башмаков, которые можно применять при указанных выше величинах базы, дают возможность перевозить этими автомобилями и другие грузы (ящики, контейнеры, емкости и т. п.).
Колея. Под колеей М портальных автомобилей понимают расстояние между средними продольными плоскостями передних и задних коле с. У портальных автомобилей применяются односкатные колеса, поэтому колея передних и задних колес у них всегда одинаковая.
Колея портального автомобиля определяется шириной груза (пакета или контейнера), радиусом и углом поворота управляемых колес, реже поперечной устойчивостью автомобиля. У большинства портальных автомобилей угол поворота колес ограничивается грузом: при повороте колеса не должны касаться боковых поверхностей груза (пакета или контейнера). Пользуясь схемой, приведенной на рис. 28, можно написать следующую зависимость колеи М от указанных параметров для автомобилей со всеми управляемыми колесами:
Размеры портала. Портал характеризуют конструктивные и полезные размеры.
Конструктивные размеры портала определяются только устройством портального автомобиля и являются постоянными для каждой модели. К ним относятся конструктивные ширина b (рис. 28), высота h и длина L
Конструктивная ширина — расстояние между внутренними боковыми вертикальными стенками лонжеронов рамы; конструктивная высота — расстояние от поверхности дороги до нижней плоскости траверсы рамы у автомобиля с нижним расположением грузозахватных устройств или до нижней плоскости грузозахватной рамки у автомобилей-контейнеровозов, замеренное у ненагруженного автомобиля. Конструктивная длина портала принимается равной длине грузозахватных башмаков или расстоянию между наружными кромками поворотных горизонтальных вилочных подхватов. У автомобилей-контейнеровозов конструктивная длина портала равна длине грузозахватной рамки. Таким образом, конструктивная длина портала принимается равной длине груза, приходящейся на зону расположения грузозахватных устройств.
Полагая в выражении (6) справедливое для большинства портальных автомобилей значение угла а =30°, получим
Большинство портальных автомобилей оснащается грузозахватными башмаками, которые при наезде на груз и при его оставлении отклоняются в стороны от транспортного (вертикального) положения. В связи с этим их полная длина / принимается такой, чтобы колеса портального автомобиля не мешали отклонению башмаков, т. е.
У портальных автомобилей, предназначенных для перевозки тонких длинномерных грузов, длину грузозахватных башмаков увеличивают (для поддержания груза на большой длине) до величины
Удлинение грузозахватных башмаков позволяет расширить номенклатуру грузов, перевозимых портальными автомобилями. Однако при этом уменьшается угол поворота колес вследствие их упора в грузозахватные башмаки и ухудшается наезд на груз в связи с тем, что отклонение грузозахватных башмаков в стороны ограничивается упором их в боковины шин колес.
У портальных автомобилей, снабженных погрузочно-разгру-зочным устройством без механизма разжима, длина грузозахватных башмаков, как правило, равна длине рамы шасси.
Расстояние I между осями передних и задних поворотных горизонтальных вилочных подхватов выбирается наибольшим и лимитируется только базой автомобиля:
Для размещения горизонтальных вилочных подхватов под лонжеронами рамы в момент наезда на груз и обеспечения возможности поворота подхватов минимальное расстояние между осями поворотных штанг должно быть равно сумме длины двух подхватов и величины зазора между ними, равного ширине подхвата. Следует отметить, что при установке погрузочно-разгрузочного устройства такого типа жесткость оснований поддонов, контейнеров и т. п. должна быть увеличена.
Длина грузозахватной рамки у портальных автомобилей-контейнеровозов принимается равной длине контейнера; обычно она на 1000—1400 мм превышает наружную длину рамы шасси.
К полезным размерам портала относятся размеры, определяющие его объем, который может быть использован для непосредственного размещения груза. Эти размеры не являются стабильными и могут изменяться в зависимости от конструкции погрузочно-разгрузочного устройства, высоты подпакетных подставок, условий эксплуатации и вида перевозимого груза. Большое влияние на полезные размеры портала оказывают качество дороги, удобство подъезда к грузу, его длина, видимость, расположение и укладка. Так, например, установлено, что при перевозках грузов в контейнерах полезная ширина портала может быть принята большей, чем при перевозках штучных грузов, уложенных на подставках. При транспортировке длинномерных грузов полезная ширина уменьшается, вследствие того что наезд на них более затруднителен, чем на грузы, длина которых равна или меньше длины автомобиля.
Анализ конструкций отечественных и зарубежных автомобилей и опыт их эксплуатации дают основание считать, что конструктивная ширина портала должна превышать полезную ширину портала не менее чем на 100 мм у автомобилей с раздвигающимися в стороны грузозахватными башмаками и автомобилей-контейнеровозов и не менее чем на 125—130 мм у автомобилей с нераздвигающимися в стороны башмаками или вилочными подхватами. Уменьшение этой величины приводит к сокращению зазора между грузом и внутренними стенками портала, затрудняет наезд на груз, а возрастание — к увеличению ширины автомобиля или, при заданной ширине, к снижению грузовместимости.
Получение наибольшей конструктивной ширины портала при заданной ширине автомобиля представляет большие трудности. Следует отметить, что часть ширины у портальных автомобилей занята конструктивными элементами, т. е. используется хуже, чем у обычных грузовых автомобилей, у которых ширина может быть почти полностью заполнена грузом.
Полезная высота портала зависит от высоты груза и под-пакетных подставок, поддонов, основания контейнера и т. п. элементов, на которые укладывается груз. Она должна быть по возможности минимальной. Высота подставок определяется характером и весом груза, конструкцией грузозахватных устройств, количеством подставок, материалом, из которого они изготовлены, и т. д. Для портальных автомобилей-контейнеровозов с верхней грузозахватной рамкой подставки под контейнер не нужны.
В среднем при определении полезной высоты портала для автомобилей с грузозахватными башмаками или вилочными подхватами общую высоту подставок следует принимать равной 150 мм, а высоту опор или основания, которым подставка, поддон или контейнер опираются на дорогу, для свободного захода грузозахватных элементов под подставку, — не менее 75 мм.
Полезная длина портала равна длине груза, которая во многом зависит от типа и конструкции грузозахватного устройства, способов укладки груза и его характера. Следует отметить, что во многих случаях полезная длина портала в 1,5— 2,0 раза и более превышает конструктивную длину за счет переднего и заднего свесов груза.
Источник статьи: http://lada-vesta.com.ru/razn/z006.htm