- Газобаллонное оборудование для дизельного двигателя
- Способы установки ГБО
- Из чего состоит оборудование
- Как работает газодизель
- Плюсы и минусы
- Полезное видео
- ГБО на дизельном двигателе легкового автомобиля: в чем фишка?
- Можно ли поставить ГБО на дизельный автомобиль
- Плюсы и минусы перевода дизеля на газ
- Какие ТС с дизельным двигателем можно перевести на ГБО
- Как установить ГБО на дизель
- Легковой
- Грузовой
- ГБО на дизель
- Отличие бензинового ГБО от газодизеля
- Преимущества установки ГБО на дизель
- Недостатки газодизеля :
- Установка гбо на турбированный двигатель
- Комплектующие для установки ГБО на дизель
- Переоборудование газового двигателя для работы на газе.
Газобаллонное оборудование для дизельного двигателя
Если установка газового оборудования на бензиновый двигатель уже никого не удивляет, и некоторые производители с завода выпускают битопливные версии своих автомобилей, то ГБО на дизельный автомобиль по-прежнему воспринимается как большая редкость. Далее, в статье подробно рассмотрим, как работает газодизель и какая может быть экономия.
Способы установки ГБО
Один из способов можно назвать радикальным – переделка дизельного мотора под эксплуатацию на газе. В данном случае в головку блока цилиндров необходимо врезать классические свечи зажигания. Поскольку для воспламенения газа требуется искра, в отличие от дизельного топлива, которое воспламеняется при увеличении давления.
Если позволяет место, то ими заменяют форсунки или ищется другое возможное место, а дизельные форсунки меняют на заглушки. Газовую инжекторную систему интегрируют во впускной коллектор. Кроме того, для газа необходимо снизить степень сжатия. Для этого устанавливают прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров увеличенной толщины. Разумеется, переделка затрагивает проводку, электронику и топливную систему. После всех доработок дизельный мотор перестает быть таковым. На практике этот способ встречается крайне редко.
Дизельный мотор с интегрированным ГБО практически не отличается от обычного
Второй способ более практичный и дешевый. В дизельный двигатель интегрируется ГБО, не отличающееся от аналогичного оборудования для бензиновых моторов. В качестве топлива применяется сжиженная смесь из пропан-бутана или сжатый природный газ. Причем метан для дизеля более выгоден, поскольку позволяет замещать до 80% солярки в топливной смеси. Главной особенностью работы газодизеля становится воспламенение топливовоздушной смеси из воздуха, газа и дизельного топлива от сжатия. В зависимости от оборотов, нагрузки и температуры газом может замещаться до 80% топлива.
Из чего состоит оборудование
По своей сути, газовое оборудование для дизеля не отличается от классического комплекта ГБО четвертого «поколения» для бензиновых. В автомобиль устанавливается:
- баллон для сжиженного или природного газа;
- редуктор с интегрированным испарителем (подогревателем для метана);
- электромагнитный клапан;
- фильтры;
- система впрыска с форсунками;
- электронный блок управления, подключаемый к ГБО и датчикам автомобиля.
В зависимости от производителя может быть установлен дополнительный эмулятор работы форсунок вместе с электронными актуаторами для “родных” дизельных форсунок. Это позволяет газобаллонному оборудованию перехватить управление над подачей топлива и управлять его количеством.
Главная особенность ГБО для дизельного мотора – это работа электроники, которая регулирует пропорцию топлива и газа. Для этого ЭБУ газобаллонного оборудования перехватывает управление дизельными форсунками.
Как работает газодизель
При установке метана или пропана следует помнить, что солярка используется постоянно. Меняется только ее количество в топливной смеси. На «холодную» и при низких оборотах, система практически не добавляет газ. Это позволяет двигателю стабильно работать, сохраняя высокий крутящий момент на малых оборотах. При повышении оборотов и с умеренной нагрузкой, количество газа увеличивается, а количество дизельного топлива снижается, что уменьшает расходы на заправку.
Схема работы газового дизельного оборудования с дополнительным блоком управления
Включать и выключать газ не нужно, хотя такая возможность имеется. Переход с одного вида топлива на другой проходит незаметно для водителя. Мотор, работающий одновременно на дизеле и газе, называют газодизелем. Первые серийные заводские образцы пытались выпускать еще в СССР на грузовиках КАМАЗ, но тогда посчитали проект экономически невыгодным, но сейчас уже продаются заводские варианты газодизеля.
Газовое оборудование может использоваться как на атмосферных, так и на турбированных дизельных двигателях.
Плюсы и минусы
Главным преимуществом метана или пропана на дизеле можно назвать снижение затрат на топливо. Экономия может составить от 10% до 25%. Максимальная эффективность ощущается при движении на средней скорости по загородным дорогам.
Грузовик с установленными композитными баллонами для газа
Среди недостатков можно отметить долгую окупаемость при городской эксплуатации или при малых пробегах, стоимость переоборудования, а также наличие дополнительных узлов, которые могут выйти из строя.
Полезное видео
Ознакомьтесь с дополнительной информацией о работе газа на дизельном моторе на видео ниже:
Установка газового оборудования на дизельный автомобиль должна быть обоснованной и тщательно просчитанной. Для легкового автомобиля газодизель не даст ощутимой экономии и может не окупиться за весь срок эксплуатации. Установка ГБО на дизель становится выгодной, если у грузовика годовой пробег составляет около 50 000 км и более.
Источник статьи: http://techautoport.ru/dvigatel/toplivnaya-sistema/gbo-na-dizel.html
ГБО на дизельном двигателе легкового автомобиля: в чем фишка?
Установка ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля еще до недавнего времени была невозможна. Но с появлением новых систем газобаллонного оборудования это реально при соблюдении основных правил и учета конструктивных особенностей транспортного средства. Ниже рассмотрим, в чем особенности монтажа такого оборудования, каковы плюсы / минусы.
Можно ли поставить ГБО на дизельный автомобиль
До начала прошлого века газобаллонное оборудование можно было устанавливать только на бензиновые моторы, ведь дизеля работают по-иному принципу. Так, дизтопливо возгорается от создания давления, а газ — от разряда. Газобаллонное оборудование отличается более высоким октановым числом, пропан или метан горит дольше и, соответственно, выделяет больше тепла. Температура горения газа находится на уровне +700 градусов Цельсия, а дизеля около +380 градусов Цельсия.
С появлением нового типа оборудования установка ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля стала доступной. Теперь поставить оборудование можно двумя способами:
- Полное переоборудование двигателя на ДТ. В таком случае обратно вернуться уже не получится из-за изменения системы зажигания легкового автомобиля, питания и других узлов.
- Смежная работа на солярке и газе. В этом случае дизельное горючее применяется только для воспламенения, а в дальнейшем в камеру сгорания поступает уже газ. При этом рекомендуется использовать метан, который можно разбавлять с соляркой в соотношении 1 к 4. Но из-за небольшого количества газовых метановых заправок все чаще применяется пропан.
Современные системы двойного топлива на дизельном двигателе легкового автомобиля работают следующим образом:
- Топливная рампа создает нужное давление, которое должно быть максимально низким.
- Дизельное топливо частично смешивается с газом.
- Подготовленная смесь направляется в камеру сгорания в конкретной пропорции.
- При достижении определенного давления солярка детонирует и воспламеняет газовую смесь.
- Газ горит очень быстро, поэтому система держит под контролем температурные показатели во избежание перегрева.
Основную функцию по контролю ситуации берет на себя ЭБУ, которое и управляет процессом. Возможна и другая ситуация, когда мотор запускается на дизеле, после чего активируется газовая система, и в камеру сгорания легкового авто идет пропан-бутан.
Плюсы и минусы перевода дизеля на газ
Газобаллонное оборудование для дизельных автомобилей имеет свои слабые и сильные стороны.
- возможность одновременного применения сразу двух видов топлива;
- уменьшение уровня загрязнения окружающей среды;
- продление ресурса двигателя;
- повышение интервала замены масла;
- отсутствие детонации;
- снижение расходов на горючее в среднем на 40%;
- мягкая и более плавная работа двигателя;
- прирост мощности на 10-15%;
- увеличение запаса хода на 40-50%.
По отзывам о ГБО на дизельном двигателе легкового автомобиля можно выделить и ряд минусов:
- проблемы с регулировкой и настройкой;
- потеря свободного пространства на установку оборудования;
- расходы на покупку ГБО и его монтаж, что часто делает переоборудование неэффективным.
Если полностью переводить легковой / грузовой транспорт на метан или пропан-бутан, появляются другие недостатки — безальтернативность применяемого топлива и проблемы с пуском на морозе.
Какие ТС с дизельным двигателем можно перевести на ГБО
Переделка доступна почти на всех видах дизельных двигателей, как на легковых автомобилях, так и на специальной технике. В эту категорию входят экскаваторы, автобусы, тракторы, грузовики, агрегаторы, комбайны и другие. Решение о возможности переделки принимают мастера на СТО.
Как установить ГБО на дизель
Как отмечалось, установка ГБО на дизельный двигатель легкового или грузового автомобиля бывает двух видов. Полная переделка не особенно эффективна, ведь в таком случае пропадает возможность применения солярки. Мотор легкового авто приходится оптимизировать, и снижать сжатие до 12 к 1, чтобы он мог работать с октановым числом газа. Вернуть такой мотор к солярке уже не получится. Комбинированный — более доступный вариант, позволяющий остаться на прежнем топливе, но подключить ГБО на дизельный автомобиль.
Легковой
Принцип установки подразумевает монтаж дополнительных газовых форсунок на коллекторе впуска. Между редуктором и форсунками ставится актуатор, регулирующий расход топлива. Он контролируется ЭБУ. Далее настраивается упор регулирующей рейки, ставятся дополнительные элементы — баллоны, редуктор, трубопровод, датчики и электромагнитный клапан. В салоне легкового автомобиля ставится кнопка для перевода дизельного двигателя с ГБО на «родное» топливо».
Грузовой
Многие компании с целью экономии ставят ГБО на дизельные двигатели грузовых транспортных средств. Такой шаг позволяет увеличить мощность мотора, снизить выработку масла, уменьшить расходы на горючее и сделать более редкой частоту смены фильтров. Также снижается количество вредных выбросов и появляется возможность диверсифицировать разные виды топлива.
В процессе переделки устанавливаются следующие элементы:
- блок управления;
- датчик давления газа;
- газовый фильтр;
- термопара выхлопных газов;
- комплект впрыска газа;
- пропановый редуктор;
- комплект жгутов и трубок.
Размер и тип баллона выбирается с учетом расхода в сравнении с ДТ, а также местом установки. Чаще всего он ставится за кабиной водителя или вместо запаски.
Теперь вы знаете, как поставить ГБО на дизельный двигатель легкового / грузового автомобиля, насколько это возможно, и в чем плюсы / минусы перехода. В комментариях поделитесь своим мнением по отношению к этому вопросу.
Источник статьи: http://avtodigitals.ru/gbo-na-dizelnyj-dvigatel-legkovogo-avtomobilya/
ГБО на дизель
Всеобщий процесс перевода двигателей автомобилей на пропано-бутановую смесь, с целью экономии на цене топлива и улучшения экологического положения, охвативший все страны, не обошел и владельцев автомобилей с дизельными двигателями. Темой нашей сегодняшней статьи станет установка ГБО на дизель, мы попробуем рассказать какие подводные камни ждут владельцев дизельных двигателей, которые решились перевести свой автомобиль на газ.
Отличие бензинового ГБО от газодизеля
Так ставят ли гбо на дизель? Если с бензиновым двигателями дела обстоят более-менее понятно — заменили бензиновую смесь газовой, оставив при этом штатное воспламенение смеси от искрового разряда, и получили функциональный автомобиль на пропан-бутане. В дизельном же двигателе воспламенение смеси происходит за счет воспламенения дизельного топлива от высокого давления в конце такта сжатия.
Пропано-бутановая смесь от высокого давления не воспламеняется, именно этот факт и являлся серьезной проблемой при переводе дизельного агрегата на газ. Поэтому перевод дизельного двигателя для работы на пропано-бутановой смеси требует впрыскивать некоторое количество дизельного топлива для нормальной работы двигателя. Нужно это в первую очередь для обеспечения надежного воспламенения пропано-бутановой смеси и стабильной работы всей системы газодизеля.
Принцип работы газодизеля заключается в следующем.
- В воздушный трубопровод дизельного агрегата подается газовоздушная смесь.
- Ее воспламенение достигается путем воспламенения предварительно поджигаемой небольшой «запальной дозы» дизельного топлива, впрыск которой происходит непосредственно через форсунки основной системы подачи топлив.
Интересный факт из истории автомобилестроения: на грузовики «Камаз», еще при СССР, был спроектирован и внедрен в серийное производство так называемый газодизель. В серийный двигатель дизельного «Камаза» подавалось приблизительно 80 процентов метана и 20 процентов солярки. Такая топливная смесь поджигалась запальной дозой дизельного топлива. Реально работающие экземпляры были только у «Камаза». В дальнейшем с развалом СССР проект посчитали не рентабельным и свернули.
Преимущества установки ГБО на дизель
К преимуществам газо-дизеля относится:
- Более «мягкая работа» двигателя за счет более плавного нарастания давления в цилиндрах;
- Меньше вредных выбросов в атмосферу;
- Увеличенный запас хода и возможность ездить на двух видах топлива;
Недостатки газодизеля :
Следует выделить так же ряд недостатков, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей с дизельными агрегатами, работающими на газу.
- Высокие требования к качеству используемых материалов;
- Наличие спец оборудования для одновременного дозирования дизельного топлива и газа;
- Сложный процесс настройки и регулировки;
- Наличие газового баллона в багажнике автомобиля.
Следует также отметить тот факт, что установка ГБО на дизельный легковой автомобиль довольно затратная и ее окупаемость, по сравнению установкой на бензиновый двигатель, происходит намного дольше.
Установка гбо на турбированный двигатель
Довольно распространенным является вопрос «ставят ли гбо на турбированные двигатели?»
Здесь следует понимать, что турбированный дизельный двигатель практически нечем не отличается от атмосферного агрегата, а следовательно технология и сама установка гбо на турбированный двигатель нечем не отличается от установки ГБО на атмосферный мотор.
Таким образом ответом на вопрос «можно ли ставить гбо на турбированные двигатели» является — да, можно.
Комплектующие для установки ГБО на дизель
Состоит система газобаллонного оборудования для дизельного автомобиля из:
- Баллона или связки баллонов. Это одна из самых громоздких частей системы. Следует помнить, что газовый баллон для пропан-бутана отличается от баллона для метана. Последние должны иметь более толстые стенки и выдерживать значительно большее давление.
- Газового клапана.
- Редуктора-испарителя. В отличие от пропан-бутана метан находится в баллоне в газообразном состоянии, но для его полноценной работы все же необходим редуктор- испаритель.
- Газовых форсунок. Форсунки обеспечивают попадания газа в камеру сгорания.
- Электронный блок управления (газодизельных мозгов). Считываем все показания системы и руководит работой газобаллонного оборудования в целом.
- Датчиков акселератора,оборотов двигателя, давления газа в системе, температуры и прочих. Наличие датчиков помогает электронному блоку управления руководить процессами в системе ГБО и обеспечивает слаженную и безопасную работу ГБО.
- Дизельных форсунок. обеспечивают попадания солярки в камеру сгорания.
- Топливный насос высокого давления для дизельного топлива. Один из ключевых узлов системы. От правильного переоборудования и настройки этого узла зависит работоспособность ГБО на дизельном двигателе.
- Переключатель вида топлива. Обычно состоит в виде кнопки или тумблера и устанавливается в кабине автомобиля в непосредственной близости к водителю.
- Магистраль высокого давления. По магистрали газ попадает из баллона в редуктор-испаритель.
- Мультиклапан. Устанавливается в баллон, выполняет защитную функцию и обеспечивает попадание газа в баллон и подачу газа в систему.
- Газовые фильтры. Обеспечивают предварительную и тонкую очистку газа перед попаданием его в форсунки и двигатель автомобиля.
Переоборудование газового двигателя для работы на газе.
Интересный факт из истории: в конце 90-х некоторые специалисты и маленькие фирмы по установке ГБО переделывали дизельные двигатели путем понижения степени сжатия двигателя до 12-13 единиц. Заменялись форсунки для впрыска дизельного топлива на искровые свечи зажигания, а также производилась замена топливного насоса высокого давления на магнето или систему зажигания.
Дальнейшее переоборудование на газ производилось как для обычного двигателя внутреннего сгорания с бензиновым питанием и искровой системой зажигания. Т.е дизель превращался в подобие карбюраторного двигателя. Разумеется такой вариант установки ГБО на дизель не обрел широкой популярности, и на данный момент времени практически не используется, уступив свое место газодизелю.
Источник статьи: http://gbo4auto.ru/pokoleniya-gbo/gbo-na-dizel.html