- Переключение передач. Прием «пятка-носок»
- Пятка-носок и вспомогательные системы автомобиля
- Пятка-носок
- Подготовка к набору скорости на выходе из маневра.
- Вспомогательные системы или «электронная помощь»
- Электронный контроль устойчивости
- Traction Control
- Перегазовка или Heel & Toe
- Комментарии (0)
- Читать
- Самое читаемое
- Последние новости
- Механизмы и железки
Переключение передач. Прием «пятка-носок»
До Второй мировой войны коробки передач были примитивными, поэтому данный прием являлся необходимым действом. Сейчас же сдвиг пятки на педалях не нужен простому водителю в повседневной жизни и реализуется в основном профессиональными спортсменами на гоночных автомобилях.
Тебе не нужно знать этот финт, если ты не хочешь чувствовать себя Шумахером, когда едешь на своем паркетнике в Ашан за молоком. Ну а если все-таки хочешь, то тебе просто необходимо научиться делать такую перегазовку.
Причудливые танцы на педалях имеют множество преимуществ. Они уменьшают нагрузку на трансмиссию, предотвращают смещение веса автомобиля на переднюю ось при переключении передач, помогают избежать блокировки колес и обеспечивают наиболее плавное и эффективное понижение передачи перед входом в поворот.
По сути, прием «пятка-носок» — это такой способ обойти тот факт, что у нас нет трех ног. Применяется он в основном при приближении к поворотам для синхронизации оборотов двигателя и скорости автомобиля во время переключения передач.
Когда ты приближаешься к повороту и притормаживаешь, автомобиль замедляется, и обороты двигателя падают. На выходе из поворота для того, чтобы компенсировать снижение скорости, ты понижаешь передачу, но из-за выжима педали сцепления без газа двигатель замедляется еще больше. К тому времени, когда ты будешь готов отпустить сцепление на следующей передаче, двигатель работает практически на холостых, а ты все еще катишься на приличной скорости. Соответственно, после того, как ты отпустишь сцепление, двигателю придется «догонять» автомобиль.
Эти несоответствия между скоростью вращения двигателя и скоростью движения автомобиля крайне неэффективны и имеют решающее значение в автоспорте, где плавные ускорения в поворотах критически важны. Перемещение пятки на педаль газа поддерживает обороты двигателя. Двигатель не отстает от скорости твоего движения, эффективно выдавая тем самым всю свою мощность. Прием осуществляется путем поворота правой ступни во время переключения передач носком внутрь: носок — для торможения, пятка — для подгазовки. Звучит сложновато, но перегазовка — сравнительно простая техника, для освоения которой потребуется не слишком много практики. Конечно, данный прием жизненно необходим только на треке, но и на обычной дороге он прибавит тебе плавности хода и подарит несравненное чувство превосходства в навыках над другими водителями.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bc9ff9f0c05e200aab4fa98/perekliuchenie-peredach-priem-piatkanosok—5bd71167064ed400ad698ef9
Пятка-носок и вспомогательные системы автомобиля
Настоящий гонщик никогда не упускает возможность улучшить свой результат прохождения круга. Для этого необходимо использовать прогрессивные технологии спортивного вождения и особые техники, а именно пятка-носок и вспомогательные системы автомобиля.
Пятка-носок
- Торможение с одновременным понижением передачи
Хоть полуавтоматическое КПП становится в автоспорте все более популярным пальму первенства неизменно удерживает механическая коробка передач. Техника «пятка-носок» помогает мгновенно проходить маневры с ручной коробкой. Её использование позволяет минимизировать потерю мощности при одновременном переключении передачи и торможении. В случае несвоевременного либо неправильного торможения она бесполезна.
Принцип приема: газ прибавляйте включив нейтральную передачу, для повышения оборотов двигателя до требуемых, одновременно выжимая педаль тормоза. На педаль газа стоит нажимать пяткой правой ноги, оставляя ступню на педали тормоза. Порядок действий изображен на рисунке ниже. Подобная техника позволяет набирать обороты окончив торможение быстрее, как следствие разгон становится более эффективным. Раньше ее применяли при торможении двигателем, но с развитием системы ABS и появлением «цепких» шин такая надобность отпала.
Подготовка к набору скорости на выходе из маневра.
- Занос и обратное руление
При повороте, когда центробежная сила превышает определенный предел, заднюю ось сносит — на этом основан управляемый занос. Он позволяет значительно улучшать результат круга. Если снос произошел непреднамеренно, можно восстановить контроль над автомобилем с помощью обратного руления.
Выкручивание руля в противоположную заносу сторону, кажется показателем высокого уровня профессионализма, но на самом деле даже малоопытные водители делают это инстинктивно, в попытке вернуть автомобиль на изначальную траекторию. Так или иначе, начинающие гонщики используют не все преимущества этой техники исполняя ее либо с задержками либо в недостаточной степени. Это особенно заметно на трассе с «цепкой» поверхностью или сухом асфальте.
«Окончив маневр, Вам потребуется быстро вернуть руль в центральное положение. Если Вы не меняли хват, сделать это будет проще. Крайне важно сохранять правильное положение рук».
Осуществляя обратное руление, самым трудным является удержание рулевого колеса в одном положении, а не оборот руля в «неправильном» направлении. Угол и темп оборотов зависим от разницы между направлением движения авто и нужным вам направлением. Избыточные либо медленные повороты приведут к неудачному маневру. Научиться исполнять его корректно можно исключительно путем долгих тренировок. Самое важное — не медлить. По этой причине, водителям которые привыкли перехватывать при поворотах руль, такая техника дается особенно сложно. Необходимо зафиксировать обе руки на рулевом колесе, не искушаясь перехватывать его удобнее.
Вспомогательные системы или «электронная помощь»
- ABS облегчает поворот при торможении
Электроника современных авто регулирует то, на что ранее гонщик не мог влиять каким-либо образом. Примером служит антиблокировочная система — «АБС», ставшая неотъемлемой составляющей автомобиля. При блокировке колес, машина перестанет слушаться тормозов и руля. Работа системы нацелена на уменьшение тормозных усилий, на заблокированные колеса, давая им восстанавливать сцепление с дорожным покрытием, вновь продолжая торможение. Процесс этот повторяется в течении пары миллисекунд, многократно, зачастую на всех четырех колесах. Система крайне чувствительна, вступая в работу даже когда пилот ничего не успел заметить и предпринять.
Современные вспомогательные системы антиблокировки ослабляют торможение для упрощения руления. Как было сказано в разделе о диаграмме трения, при направлении силы сцепления четырех колес на торможение, ее не останется для поворота, даже когда водитель крутит руль.
АБС автоматически ослабит тормоза, высвобождая достаточное количество силы сцепления для прохождения поворота.
«При заблокированных колесах, авто перестанет слушаться руля. АБС определит такую ситуацию и ослабит тормоз, позволив восстановить контроль над автомобилем».
«АБС сработало при повороте, позволив войти в управляемый занос (см. предыдущий раздел) сохранив контроль над автомобилем. Гонщик отпустит тормоз возле вершины поворота (ВТ).
Электронный контроль устойчивости
Кроме АБС большинство автомобилей часто оснащены системой предотвращения заноса (англ. Traction control). Разные производители называют эти системы по-разному — VSC, ESP или VDC. В нашем материале мы используем обобщенный термин «Система стабилизации», обозначая ее — «ESC». Она включает торможение, предотвращая избыточную либо недостаточную поворачиваемость. По сравнению с ABS, ESC включается даже тогда, когда педаль тормоза не нажимают.
«ESC компенсирует как недостаточную так и избыточную поворачиваемость, не позволяя автомобилю отклоняться от намеченного маршрута, на выходе из поворота при разгоне».
На ряде автомобилей система стабилизации применяется не только при повседневной езде, но и в гонках. Особой популярностью пользуется «контроль недостаточной поворачиваемости» на переднеприводных, среднемоторных спорткарах с большим запасом мощности. Обнаруживая недостаточную поворачиваемость, ESC притормозит внутреннее заднее колесо, варьируя интенсивность торможения по необходимости, тем самым компенсируя недостаточную поворачиваемость позволяя машине лучше входить в поворот.
Traction Control
«TSC позволит повернуть во время разгона».
Работа системы контроля тяги — TSC, направлена на предотвращение пробуксовки колес, вызываемую излишне сильной и резкой дачей газа, на выходе из маневра. Зафиксировав пробуксовку колес, сенсоры TSC автоматически понижают мощность двигателя. Водитель может давить на газ хоть до отказа — система все-равно откорректирует мощность так, чтобы пробуксовка была предотвращена. Особенно полезна она на мокрой либо обледенелой трассе. С другой стороны, на некоторых автомобилях трекшн контроль срабатывает чересчур активно, не давая машине раскрыть свой потенциал полностью. В гоночных условиях TSC следует включать только на очень мощных автомобилях с переднемоторной компоновкой либо при плохой погоде. В других случаях, лучше контролировать пробуксовку колес самостоятельно.
Используйте технику пятка-носок и вспомогательные системы в полной мере, и Вы сокрушите ваших соперников.
Источник статьи: http://drivecontact.com.ua/gonochnij-almanah/gonochnaya-tekhnika-vozhdeniya/pjatka-nosok-i-vspomogatelnye-sistemy-avto
Перегазовка или Heel & Toe
Дмитрий Высоков в общих чертах рассказал нам о том, что такое перегазовка и что она из себя представляет. Теперь моя очередь в деталях.
Дмитрий Высоков в общих чертах рассказал нам о том, что такое перегазовка и что она из себя представляет.
Теперь моя очередь в деталях рассказать вам о приёме Heel & Toe, а по-русски Носок и Пятка.
Перегазовка или Heel & Toe — это искусство понижения передач с подбором оборотов на торможении. Комбинируя торможения с переключениями передач при прохождении поворотов вместо раздельного использования того и другого вы станете быстрее в любой дисциплине, которая подразумевает управление автомобилем — это фундаментальный для профессионала навык.
Что дает перегазовка пяткой при переключении?
— Снижает нагрузку на трансмиссию.
— Предотвращает сильное смещение веса вперед при понижении передач.
— В предельных случаях снижает вероятность блокировки колес.
— Позволяет быстро и плавно понижать передачи перед входом в поворот.
Как это сделать?
Данная техника реализуется путем поворота правой ноги носком внутрь и использовании носка для торможения, а пятки — для подгазовки. Хотя это и звучит сложно, перегазовка — сравнительно простая техника, для которой требуется немного практики. Данная техника жизненно необходима на треке, но также придаст вам плавности и на обычной дороге.
На видео демонстрируется техника перегазовки. Ниже описание, как это сделать по шагам.
Перегазовка — шаг за шагом:
1. Перегазовка чаще всего используется при переключении на пониженную передачу перед входом в поворот. На диаграмме 1 (ниже) рассматривается ситуация: водитель разгоняется на третьей передаче, приближаясь к верхней границе диапазона мощности.
Ускорение на третьей передаче
По мере приближения к точке торможения, поставьте носок правой ноги над педалью тормоза. Тормоз имеет более высокий приоритет, чем газ в данном случае. Так что обеспечьте надежный контакт ноги с педалью тормоза без риска соскальзывания с нее. Если у вас что-то не получится, пусть лучше вы недожмете газ, чем отпустите раньше времени тормоз. В некоторых машинах очень трудно сделать перегазовку из-за неудобного расположения педалей. Полезно носить гоночную обувь или ботинки на тонкой подошве чтобы увеличить чувствительность стопы и лучше чувствовать педаль. Это также снизит вероятность соскальзывания ноги с педали тормоза.
2. Нажмите тормоз и снизьте скорость движения до той, на которой возможно переключиться на пониженную передачу без избыточного увеличения оборотов двигателя (см. диаграмму 2 ниже). В этом примере водитель на третьей передаче снижает скорость.
Жесткое торможение перед поворотом, обороты падают по мере замедления
3. Непосредственно перед тем, как можно будет переключиться на пониженную передачу, но все еще продолжая тормозить, поверните правую ногу и приготовьтесь нажать на газ пяткой. Если педали очень близко, то можете нажимать внешней стороной стопы вместо пятки.
В это же время выжмите сцепление левой ногой, чтобы разъединить колеса и двигатель.
Вращение правой ноги при подготовке к нажатию на газ и одновременный выжим сцепления
4. Как только выжмете сцепление, обороты двигателя начнут падать быстрее. Увеличьте обороты при помощи подгазовки пяткой правой ноги так, чтобы они соответствовали скорости движения на второй передаче.
Подгазовка пяткой до нужного уровня оборотов
5. Когда скорость движения и обороты двигателя совпадают, переключитесь на передачу, которая позволит выйти из поворота быстро, в нашем случае — на вторую.
Переключение на вторую передачу
6. Плавно, с нарастающим ускорением отпустите педаль сцепления.
Отпустите сцепление и разгонитесь для прохождения поворота
7. Пройдите поворот, разгоняйтесь плавно и готовьтесь к следующему повороту.
Поздравляем, вы только что успешно переключились на пониженную передачу с использованием техники перегазовки пяткой (или Heel & Toe). Но помните — настоящее мастерство добывается в тренировках.
Конечно, статья не моя, вот источник.
А теперь мастер-класс от Айртона Сенны
Фотогалерея
Комментарии (0)
Читать
Старенький Isuzu Amigo превратили в копию игрушечной машинки Hot Wheels
Самое читаемое
Последние новости
УАЗ представил новый «Профи» с двускатной ошиновкой и его удлиненную версию
Посмотрите, как электрический грузовик Tesla Semi наматывает круги по треку
О нет! Еще один Chevrolet Corvette C8 уронили с подъемника во время обслуживания
«Заряженный» Nissan Patrol Nismo засняли без камуфляжа
Механизмы и железки
Посмотрите на испытания автопилота FSD Beta от Tesla на оживленных городских улицах
Изогнутый экран и самообучаемое «железо»: BMW представил мультимедийку iDrive нового поколения
Tesla Model S со штурвалом вместо руля сфотографировали во время тестов в Калифорнии
Инженеры придумали, как улучшить сцепление шин на лужах с помощью дополнительной воды
Задние фонари от новой Lada Niva Travel запретили продавать владельцам старых Chevrolet Niva
Посмотрите, как заброшенный трактор David Brown заводят спустя много лет прямо в лесу
Видеоблогер покрасил кузов Audi A4 краской, меняющей цвет при нагреве
Lada Vesta против столба: краш-тест показал самые слабые места седана
Источник статьи: http://carakoom.com/blog/10770