Газ тормоз сцепление педали коробка передач

Управление автомобилем. Часть 3. Педали

Последнее обновление: 21.04.2020
Один комментарий

  • Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
  • Управление автомобилем. Часть 2. Руление
  • Управление автомобилем. Часть 3. Педали
  • Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
  • Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
  • Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
  • Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
  • Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
  • Управление автомобилем. Часть 9. Парковка

Основы управления автомобилем

В предыдущей статье «Управление автомобилем. Часть 1. Посадка» были рассмотрены положения ног водителя относительно педалей управления.

В этой статье рассмотрим, для чего служат педали газа, тормоза, сцепления, и как правильно нажимать на педали тормоза, газа и сцепления в процессе управления автомобилем.

Сначала небольшое отступление. Современные автомобили могут оснащаться как механической коробкой передач (МКПП), так и автоматической (АКПП). Автоматические, в свою очередь, тоже подразделяются на типы, но суть не в этом. Различия в управлении автомобилями с различными коробками передач в том, что автомобиль с акпп имеет всего две педали (газа и тормоза), а автомобиль с мкпп — три педали: газа, тормоза и сцепления.

С коробкой «автомат» все просто: переключение передач осуществляется одним рычагом без педали сцепления (левая нога водителя постоянно покоится на упоре для ноги). Передачи переключаются автоматически.

Читайте также:  Уаз 390995 рулевой редуктор

На автомобилях с механической коробкой передач все несколько сложнее, но это на первый взгляд. Здесь для переключения передач используется рычаг коробки передач и педаль сцепления, на которую следует нажимать левой ногой. Не будем вдаваться в подробности устройства автомобиля и работы его узлов, для этого лучше изучить соответствующую литературу, а рассмотрим технику нажимания на педали. Что это даст?

В самом начале автомобильной практики новички совершают ряд ошибок, например, неправильно держат руль, неправильно нажимают на педали, неправильно тормозят и пр., и это входит в привычку. В последствии эти привычки доходят до автоматизма и изменить их, порой бывает очень сложно. Поэтому с самого начала следует привыкать правильно.

В следующих публикациях, в которых будут рассмотрены основы как трогаться с места и как останавливаться, придет понимание, почему нужно правильно работать педалями, а впоследствии, на экзаменах, эти знания вам помогут.

Общие рекомендации по работе с педалями управления будут такие:

  • Нажимать на педали тормоза и сцепления нужно подушечкой стопы. Не пальцами и не всей ступней, а только подушечкой. Можно потренироваться: поставить и «пристроить» ногу на педаль. Поочередно, левую и правую ногу, чтобы запомнить положение ступни. Пятка при этом отрывается от пола, а нажатие совершается коленным суставом, голень помогает;
  • Работать с педалями нужно аккуратно, плавно, даже если необходимо нажать на педаль быстро;
  • По педалям нельзя бить ногой (кроме отдельных случаев, когда автомобиль оборудован АБС);
  • При отпускании нельзя бросать педаль, нужно сопровождать ее обратный ход ногой.

Теперь о каждой педали в отдельности.

Педаль газа

Педаль газа служит для поддержания и плавного изменения скорости движения. Нажатие на нее приводит к ускорению, а отпускание – к замедлению автомобиля. Если положение педали газа не меняется, то машина будет ехать с постоянной скоростью. Нажимать на педаль газа следует очень плавно. Работает голень, коленный сустав расслаблен.

Педаль тормоза

Педаль тормоза служит для быстрого замедления автомобиля и его остановки. Почти всегда нажимать на педаль тормоза нужно так же плавно, как и на педаль газа. Как только нажатие достигнет необходимого усилия, нужно стараться придерживать это усилие неизменным, т.е. постоянным.

Чем сильнее нажимаем на педаль тормоза, тем быстрее машина будет замедляться. Педаль тормоза предназначена только для правой ноги!

Педаль сцепления

Педаль сцепления служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Коробка передач, в свою очередь, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля. В то время, когда педаль сцепления отжата (т.е. находится в своем покоящемся положении), двигатель соединен с коробкой передач — сцепление включено. В тот момент, когда педаль сцепления нажата (до пола), двигатель разъединяется с коробкой передач – сцепление выключается.

По логике, для того, чтобы тронуться с места, нужно включить сцепление (отпустить педаль). Если мы резко отпустим педаль, то под воздействием мощной пружины она «вернется» на место (в отжатое положение). Но если мы попытаемся таким образом тронуться с места, то скорее всего ничего не получится. Машина дернется вперед и двигатель заглохнет.

Для того, чтобы тронуться без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно, технично. А поскольку нам в этом помогает пружина, то фактически, отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении этой пружине. Давим на педаль, регулируя растяжение пружины.

Попробуем выполнить это движение на четыре счета (см. рисунок). Левая нога покоится на упоре рядом с педалью сцепления:

  1. Отрываем пятку левой ноги от пола, ставим левую ногу подушечкой на педаль сцепления и на счет «раз» быстро, в одно движение выжимаем педаль до пола;
  2. На счет «два» отпускаем педаль примерно до середины хода (положение 2 на рисунке). В этой точке происходит так называемый момент схватывания. Машина еще не едет, но вот-вот тронется.
  3. Далее – самый ответственный момент. На счет «три» постепенно, миллиметр за миллиметром, плавно поднимаем педаль до положения 3 на рисунке. Расстояние очень маленькое, всего 10 мм, но именно этот участок – зона соединения двигателя и коробки передач. И только плавное отпускание педали позволит вам тронуться без рывка.
  4. На счет «четыре» отпускаем педаль до конца. Нужно будет в точке 3 просто ослабить давление на педаль и пружина сама уведет ее в точку 4. Расстояние 3-4 еще называют свободным ходом педали сцепления. И не забываем убрать ногу с педали на площадку.

Ну вот и все. Примерно в таком режиме нужно будет работать педалью при переключении передач в движении. Теперь, чтобы начать движение нужно увязать в работу педаль сцепления, педаль газа и коробку передач. Как правильно трогаться с места рассмотрим в следующей статье.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 21.04.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/voghdenie/upravlenie-avtomobilem-chast-3-pedali.html

Как не запутаться в педалях? Расположение газа, тормоза и сцепления на механике и автомате

05 февраля 2017 Категория: Техника вождения автомобиля

Какое расположение педалей в машине с механической коробкой передач сейчас знают почти все и даже те, кто абсолютно не умеют водить машину.

Причина этого в том, что в нынешних автомобилях последовательность и набор педалей управления унифицированы. Расположение педали газа, тормоза, сцепления на разных автомобилях одинаково. Сделано это для того, чтобы автомобилистам было проще ориентироваться в управлении разными видами автомобилей. Также это значительно упрощает обучение новичкам и не имеющим стажа вождения водителям.

Опытные водители с большим стажем вообще пользуются педалями автоматически, совсем не задумываясь, куда нажимать в конкретный момент. В этой статье мы поговорим о расположении педалей в автомобилях с разными типами трансмиссий, а также как правильно ими пользоваться.

Немного истории

Впервые механизмы управления, имеющие хоть какое-то сходство с современными авто, были применены в автомобилях Ford T. Эта была первая машина, которая сошла с конвейера и была пущена в серию. Именно с этого автомобиля началась эра автостроения, и был дан старт капиталу Генри Форда.

В этом автомобиле система управления сильно отличалась от всех предыдущих автомобилей. Автолюбители того времени были немало удивлены такими «ноу-хау». Впервые автомобиль стал заводиться с помощью ключа, а не кнопки. Также в нем появились три педали:

  1. Крайняя левая педаль предназначалась для сцепления с дорогой в момент переключения передач.
  2. Средняя педаль отвечала за задний ход.
  3. Крайняя правая была аналогом современного тормоза.

Педали газа не было, ее функцию выполнял рычаг, расположенный там, где сейчас располагается селектор коробки передач.

Подробнее об автомобиле Ford Model T можете узнать из данного видео:

Расположение педалей в машине с механической и автоматической коробкой передач

Как мы уже говорили, на всех нынешних машинах педали устанавливаются стандартно. Есть лишь отличие в разделении по системам коробки передач. На автомобилях с коробкой автомат обычно устанавливают только две: педаль газа и тормоза. На машинах с механической коробкой добавляется третья педаль, отвечающая за сцепление.

Другие комбинации устанавливать не разрешается. В ином случае автомобиль не пройдет проверку и разработчик не получит лицензию на продажу машины.

Как уже было сказано выше, в автоматической коробке передач:

  • Левая педаль – это тормоз.
  • Правая педаль – газ.

Функции педали сцепления выполняет компьютер. Компьютер лучше справляется с этой задачей, поэтому в авто с большими объемами двигателей, развивающих большую скорость, зачастую устанавливают именно коробку автомат.

В машинах с механической коробкой передач устанавливают уже три педали:

  1. Крайняя левая – это педаль сцепления.
  2. Средняя педаль – тормоз.
  3. Правая педаль – это газ, и никак по-другому.

Отличия бывают только в расстоянии между ними, высотой их нахождения над полом, а также шириной самой педали. Единые стандарты расположения педали газа, тормоза, сцепления в машинах с МКПП установлены во всем мире и на всех современных автомобилях. Преимущества данной стандартизации:

  • Пересаживаясь на новый автомобиль, водитель не столкнется с проблемами, связанными с привыканием к другому расположению механизмов управления.
  • Сев за руль нового автомобиля водитель не будет путаться в педалях.
  • На дорогах намного безопаснее именно по причине того же отсутствия привыкания и путаницы.
  • Для разных категорий авто система управления остается одинаковой.

Конечно, технологии не стоят на месте, и у производителей давно имеются современные наработки для еще большего упрощения системы управления транспортом. Но вводить что-то новое и так в прекрасно работающие системы, и снова разрабатывать стандарты никто пока не спешит. Ведь для этого всем без исключения водителям придется переучиваться на новые способы управления, и далеко не все готовы отказаться от привычной, удобной и простой системы.

Как пользоваться педалью газа, тормоза, сцепления в машине?

Есть определенные правила или даже рекомендации, как правильно нажимать на ту или иную педаль. Конечно, каждый человек индивидуален, к примеру, кому-то проще нажимать определенные педали левой ногой, а не правой, но все-таки стоит делать все так, как предусмотрено производителем:

  • Если на машине установлен «автомат» или вариатор, то педаль газа и тормоза следует нажимать только одной ногой – правой. Левая должна стоять на специальном возвышении, управлении автомобилем она не задействуется.
  • При работе с педалями в машине с механической коробкой передач используют обе ноги. Правой ногой контролируется газ и тормоз, а левой – сцепление.

Давайте подробнее рассмотрим расположение и работу с каждой из педалей автомобиля с механической коробкой передач. Кстати те же правила будут касаться и автомобилей с автоматической коробкой передач, разве что кроме сцепления. Эти рекомендации взяты не с потолка, это оптимальный способ управлять автомобилем наиболее безопасно и как можно меньше отвлекаясь от дороги.

Педаль сцепления

Сцепление является одним из ключевых компонентов в машине на механике. При нажатии на педаль сцепления происходит отключение крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Педаль сцепления расположена ближе всего к двери водителя. При вождении нажимать на нее нужно исключительно левой ногой. Нажимая на педаль сцепления, вы должны толкать ее всем весом ноги, скользя пяткой по полу.

При работе со сцеплением вы должны помнить, что пятка все время должна находилась на полу. Если вы хотите убрать ногу со сцепления, вам нужно лишь слегка приподнять ее и повернуть влево от педали. Вы также не должны постоянно держать ногу над педалью или все время опираться на нее. Поскольку при езде по неровностям вы непреднамеренно будете нажимать на нее, что со временем приведет к неисправностям сцепления.

Педаль тормоза

Тормоз – вторая педаль, если считать от двери водителя, которой управляют правой ногой. Надавливая на нее, вы должны всегда держать пятку на полу. Это позволит вам лучше контролировать давление на педаль. Когда вы перемещаете ногу на акселератор, пятка должна всегда находиться на одном и том же месте.

Торможение на первый взгляд кажется простым действием, но оно требует от водителя немалого самообладания и опыта. Большинство людей забывают о существовании АБС и тормозят слишком поздно. Вдобавок давят на педаль сцепления в неподходящий момент времени, увеличивая тем самым тормозной путь.

Торможение следует начинать с нажатия на педаль тормоза, и только на заключительной ее стадии следует задействовать сцепление. При экстренном торможении сначала нажимаем на тормоз, а при активации системы АБС выжимаем сцепление. Если ABS во время экстренного торможения не срабатывает, то нет необходимости нажимать на сцепление быстрее, чем за несколько секунд до остановки машины.

Педаль газа

Газ – самая правая педаль, которой нужно управлять той же ногой, что и тормоз. При изменении положения ноги с одной педали на другую, не нужно забывать, что пятка всегда должна стоять на одном месте. Работать педалью газа не сложно, требуется лишь небольшое нажатие.

При нажатии на газ нужно быть очень осторожным. Будьте готовы к тому, что машина тронется с места и поедет вперед. Педаль следует нажимать осторожно и спокойно, так как слишком сильное нажатие может привести к тому, что автомобиль резко дернется, и вы потеряете контроль над ним.

Умелое нажатие на газ пригодится нам в первую очередь, когда машина находится в грязной местности, на снегу или в грязи. В такой ситуации паническое нажатие на педаль газа вам ничего не даст, разве что только ухудшит ситуацию. При езде по пересеченной местности, нужно плавно нажимать на педаль акселератора.

Подведем итоги

Стандартизация систем управления машиной дают человеку возможность выбирать любой тип автомобиля, не боясь того, что он может столкнуться с непривычным расположением педали газа, тормоза, сцепления в машине. Если бы каждый производитель устанавливал свою систему управления, на дорогах во много раз стало бы опасней. Так как в сотни раз увеличилось бы количество аварий из-за ошибок, связанных с непривычным управлением.

Источник статьи: http://auto-pos.ru/120-raspolozhenie-pedali-gaza-tormoza-i-stsepleniya.html

Оцените статью
Все про машины