Гост 14846 двигатели автомобильные методы стендовых испытаний

Гост 14846 двигатели автомобильные методы стендовых испытаний

Сеть «Техэксперт» предоставляет комплексный набор услуг, включающий в себя все, что может потребоваться специалисту, работа которого связана с анализом и применением зарубежных и международных стандартов.

Уникальная система для специалистов, в которой аккумулируется и постоянно обновляется информация по реформе технического регулирования в РФ: проекты и утвержденные техрегламенты, перечень ГОСТов, указатель норм, правил, стандартов России.

Уникальная система, в которой аккумулируется информация о поддержке организаций и граждан в условиях кризиса, возникшего на фоне пандемии.

© АО «Кодекс», 2021

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.29

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Возможность входа в эту версию портала приостановлена.

Скоро выходит новая версия. Она получит обновленный современный интерфейс, возможность удобной работы со смартфона, переработанный поиск и множество других улучшений.

Источник статьи: http://docs-api.cntd.ru/document/1200009997

ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

Текст ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

МЕТОДЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДВИГАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Методы стендовых испытаний

Automobile engines. 14846—81

Methods of bench tests

Дата введения 01.01.82

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные поршневые и роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания и их модификации.

Стандарт не распространяется на свободно-поршневые двигатели.

Стандарт устанавливает объем и методы стендовых испытаний для определения:

— мощностных и экономических показателей при полных нагрузках (мощности нетто и брутто);

— мощностных и экономических показателей при частичных нагрузках;

— показателей на холостом ходу;

— условных механических потерь;

— равномерности работы цилиндров;

— дымности отработавших газов.

1. УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

1.1 Двигатели серийного изготовления и опытные образцы новых и модернизированных двигателей перед испытаниями должны быть обкатаны в объеме, установленном технической документацией на обкатку двигателей, утвержденной в установленном порядке. Двигатели, бывшие в эксплуатации, обкатке не подвергают.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2. (Исключен, Изм. № 1).

1.3. Испытания проводят преимущественно при температуре окружающего воздуха 283 К -1 . 5 мин;

— дроссель должен быть полностью открыт или обеспечена полная подача топлива при яном . 2 ч 50 мин;

— холостой ход при (ях х mjn + 300) мин -1 . 5 мин;

— остановка двигателя . не менее 10 мин.

При выходе на режим испытаний двигатель должен быть прогрет в соответствии с п. 1.6. Время пусков, прогревов и остановок не входит в зачетное время работы двигателя по п. 3.3.4.

Испытания на безотказность следует проводить либо по указанным циклам, либо по циклам, учитывающим фактическую нагрузку и ее колебания с необходимым форсированием режима испытаний, обеспечивающим объективную оценку надежности, в соответствии с НТД на испытания автомобильных двигателей внутреннего сгорания.

С 01.01.89 испытания на безотказность следует проводить только по циклам, учитывающим фактическую нагрузку.

Примечание. Требования пп. 3.3.4 и 3.3.5 не распространяются на двигатели, производство которых начато до 1969 г. Длительность и режимы испытаний этих двигателей устанавливаются технической документацией изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

3.3.6. В процессе испытаний, в начале и в конце каждого цикла, фиксируют:

— крутящий момент (при полностью открытом дросселе в двигателе с искровым зажиганием и при полной подаче топлива в дизеле);

— частоту вращения коленчатого вала;

— температуру выходящей охлаждающей жидкости;

— температуру двигателя в точке, указанной в технических условиях на двигатель (для двигателей воздушного охлаждения);

— температуру масла в масляном баке для двигателей с сухим нижним картером или в картере двигателя, или в месте, указанном в технических условиях на двигатель;

— давление масла в системе смазки в местах, указанных в технических условиях на двигатель;

— давление воздуха после вентилятора системы охлаждения двигателей воздушного охлаждения в месте, указанном в технических условиях на двигатель;

— часовой расход топлива (на режиме максимальной мощности через каждые 100 ч работы двигателя);

— расход картерных газов (на режиме максимальной мощности через каждые 100 ч работы двигателя);

— температуру и давление окружающей среды;

— температуру топлива в устройстве для измерения расхода топлива или на входе в топливную систему двигателя одновременно с измерением расхода топлива.

3.3.7. В процессе испытаний должен систематически учитываться расход топлива и масла (раздельно на доливку и смену).

3.3.8. Смену масла, фильтрующих элементов, очистку ротора центрифуги и технический уход за двигателем производят через периоды времени, соответствующие указанным в инструкции по эксплуатации изготовителя двигателя.

В процессе испытаний допускается регулировка агрегатов и замена свечей зажигания в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя двигателя.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.9. В процессе испытания регистрируют все замеченные в работе двигателя неполадки, а также замену и ремонт отдельных деталей.

После проведения испытаний определяют скоростную внешнюю характеристику двигателя. В заключение двигатель разбирают для выявления состояния его основных деталей и микрометража по одной и той же программе и в одинаковых условиях, что и первичный.

3.3.10. Двигатель считают не выдержавшим испытания на безотказность:

— при наличии отказов, для устранения которых требуется разборка двигателя со снятием головки цилиндров или масляного картера, или крышки распределительных зубчатых колес, или маховика;

— при появлении стуков, опасных для дальнейшей работы двигателя;

— если в процессе и после испытаний двигатель не может без замены деталей продолжать работу на любых рабочих режимах;

— при снижении мощности или ухудшении экономичности, происшедшими во время испытаний на безотказность, более чем на 5 % по сравнению с показателями, полученными перед испытаниями на безотказность;

— при расходе масла свыше пределов, указанных в технических условиях на двигатель;

— при снижении давления масла за нижний предел, установленный в технических условиях на двигатель.

3.3.9, 3.3.10. (Измененная редакция, Изм. № 4).

3.3.11. При выходе из строя во время испытаний внешних агрегатов (деталей), поставляемых смежными предприятиями (генератор, свеча зажигания, форсунка, вентиляторный ремень и т.п.), эти агрегаты (детали) заменяют и продолжают испытания. Такие замены фиксируют в протоколе испытаний и в заключении о результатах испытаний.

При выходе из строя во время испытаний какого-либо внешнего агрегата (детали), за исключением свечей зажигания, более двух раз двигатель считают не выдержавшим испытания.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4. При определении скоростных характеристик дизелей определяют дымность отработавших газов по ГОСТ 17.2.2.01.

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

4.1. (Исключен, Изм. № 1).

4.2. Результаты измерений и расчетов заносят в протокол.

Результаты измерений деталей вносят в карты микрометража, формы которых приведены в приложении 6.

4.3. По данным измерений, полученным при испытании двигателя, а также по результатам расчетов величин, определяемых аналитически, строят графики. Опытные точки наносят на график (например, Мк и GT). На кривых величин, получаемых в результате расчетов (например, Жи g), точки на графике не ставят.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.4. Крутящий момент двигателя Мк, Н • м (кгс • м), рассчитывают по формуле

где Рвес — показание измерительного устройства тормоза, Н (кгс);

I — плечо весового устройства тормоза, м.

4.5. Среднее эффективное давление рс, Па (кгс/см 2 ), рассчитывают по формуле:

ре = 0,3147 • 10 4 Па или 1 у ь

где Мк — крутящий момент двигателя, Н ■ м (кгс • м); т — тактность двигателя;

Vh — рабочий объем цилиндра, л; i — число цилиндров.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

4.6. Эффективные мощности двигателя нетто Жя и брутто Ж6, кВт (л. с.), рассчитывают по формуле

N = 9550 кВт или

где и — частота вращения коленчатого вала, мин -1 .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. При испытании двигателей с искровым зажиганием, работающих при полностью открытом дросселе, и дизелей, работающих при полной подаче топлива, мощность, крутящий момент и среднее эффективное давление приводят к стандартным условиям:

— атмосферное давление В0 = 100 кПа (750 мм рт. ст.);

— температура воздуха Т0 = 298 К (25 °С);

— относительная влажность воздуха ф = 36 % (давление водяных паров 1,2 кПа (9 мм рт. ст.);

— температура дизельного топлива Т0 = 298 К (25 °С);

— плотность дизельного топлива рт = 0,823 т/м 3 .

Допускается приводить к следующим стандартным условиям:

— атмосферное давление В0 = 101 кПа (760 мм рт. ст.);

— температура воздуха Т0 = 293 К (20 °С);

— относительная влажность воздуха ф = 50 % (давление водяных паров 1,2 кПа (9 мм рт. ст.);

— температура дизельного топлива Т0 = 293 К (20 °С);

— плотность дизельного топлива рт = 0,830 т/м 3 .

Для приведения к стандартным условиям полученное при испытаниях значение мощности, крутящего момента и среднего эффективного давления умножают на поправочный коэффициент К:

где Ад, М , ре — соответственно приведенные мощность, крутящий момент и среднее эффективное давление.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.7.1. Для двигателей с искровым зажиганием поправочный коэффициент Кп определяют по формуле

где В — атмосферное давление при испытаниях, кПа;

В0 — стандартное атмосферное давление, кПа;

Въ п — давление водяных паров при испытаниях, кПа;

бо.в.п — принятое стандартное давление водяных паров, равное 1 кПа;

Т— температура воздуха на входе в двигатель при испытаниях, °С.

Давление водяных паров определяют в том же помещении, где испытывается двигатель. Для определения давления водяных паров приведен график на черт. 6 приложения 3 и в табл. 1 настоящего стандарта.

Температура воздуха, °С

Давление насыщенного водяного пара, кПа

(Измененная редакция, Изм. № 1, 4).

4.7.2. (Исключен, Изм. № 1).

4.7.3. Формулы п. 4.7.1 применяют в пределах температур от 283 К (10 °С) до 313 К (40 °С). Если поправочный коэффициент больше 1,06 или меньше 0,96, то он может быть использован, но

значение этого коэффициента, значения давления и температуры всасываемого воздуха должны быть указаны в протоколе испытаний.

Для двигателей с автоматически регулируемой температурой всасываемого воздуха абсолютную температуру Т определяют измерением температуры воздуха на входе в карбюратор после регулирующего устройства.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7.4—4.7.6. (Исключены, Изм. № 1).

4.7.7. Для дизелей поправочный коэффициент Kd определяют по формуле

где fa — коэффициент, учитывающий атмосферные условия;

fm — коэффициент, учитывающий тип двигателя и его регулировку.

4.7.8. Коэффициент^, учитывающий атмосферные условия, определяют по формулам: — для дизелей без наддува и с наддувом от нагнетателя с механическим приводом

— для дизелей с турбонаддувом с охлаждением или без охлаждения нагнетаемого воздуха

4.7.9. Коэффициент/^, учитывающий тип двигателя и его регулировку, определяют по формуле

q — цикловая подача, мг/л, рабочего объема двигателя, мг/(л • цикл);

г — отношение давления на выпуске к давлению на впуске компрессора (для двигателей без наддува г = 1).

Формула действительна для

40 мг/(л • цикл) 65 мг /(л • цикл) принимают 7^ = 1,2.

4.7.10. Поправочный коэффициент Кй используют в пределах

yt — плотность топлива при испытаниях, г/см 3 ; т — продолжительность измерения расхода топлива, с; — для весового способа измерения

где G — масса дозы топлива, израсходованная за время измерения, г.

4.9. Определение расхода сжатого или сжиженного газа (для газовых двигателей) GT, проводят по формулам:

— при взвешивании баллона с газом

где A G = G) — G2 — разность массы баллона с газом в начале и в конце опыта, г; — при применении газового счетчика

где А V— объем дозы топлива, израсходованный за время измерения, м 3 .

4.10. Удельный расход топлива g, г/(кВт ч) [г/(л. с. • ч)] должен рассчитываться по формуле

где N— мощность, определенная при испытаниях, кВт (л. с.).

При определении удельного расхода топлива двигателей с искровым зажиганием при полностью открытом дросселе в формуле используют приведенную мощность, при определении удельного расхода топлива дизелей при полной подаче топлива — приведенные мощность и расход топлива. 4.9, 4.10. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.11. Определение расхода воздуха QB, м 3 /ч, проводят по приборам, непосредственно показывающим расход воздуха, или по формуле

где A VB — измеренный объем воздуха, м 3 ;

тв — продолжительность измерения расхода воздуха, с.

4.12. Запас крутящего момента М в процентах определяют по формуле

где Мк шах — максимальное значение крутящего момента двигателя по скоростной характеристике, Н • м (кгс • м).

Мк N max — значение крутящего момента, соответствующее максимальной мощности двигателя по скоростной характеристике, Н • м (кгс • м).

4.13. Условное среднее давление внутренних потерь рт, Н/см 2 (кгс/см 2 ), определяют по формулам:

— для метода прокручивания коленчатого вала двигателя

где р — показания измерительных весов тормоза, Н (кгс);

а — коэффициент, равный 1,256 • 10 4 -rkr- для четырехтактных и 0,628 • 10 4 -rkr для двухтакт-

— для метода выключения цилиндров

гдер[,р”,р-» — условные средние индикаторные давления, определяемые путем вычитания из значения среднего эффективного давления двигателя при работе всех цилиндров значения среднего давления, полученного при выключенном данном цилиндре. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.14. Условный механический КПД цм определяют по формулам:

— для метода прокручивания коленчатого вала двигателя

где N—мощность нетто (брутто) при данной частоте вращения, полученная при определении скоростной характеристики двигателя, кВт (л. с.);

NT — мощность, затрачиваемая на прокручивание коленчатого вала двигателя при соответствующей частоте вращения, кВт (л. с.);

— для метода выключения цилиндров

где /V-‘, N», N»‘ — условные индикаторные мощности цилиндров, определяемые путем вычитания из N значения мощности двигателя, измеренной при выключении данного цилиндра, кВт (л. с.).

5. ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ

5.1. При периодических испытаниях определяют:

— номинальную мощность брутто, максимальный крутящий момент брутто, внешние скоростные характеристики мощности и крутящего момента брутто; для двигателей, снабженных ограничителем частоты вращения, скоростную характеристику определяют дважды — с включенным и выключенным ограничителем. Для двигателя серийного изготовления номинальную мощность брутто, максимальный крутящий момент брутто и внешние скоростные характеристики считают подтвержденными, если значения мощности и крутящего момента, определенные при номинальной и других рабочих частотах вращения и приведенные к стандартным атмосферным условиям, отличаются от указанных в НТД на двигатель или автомобиль в пределах ± 5 %;

— нагрузочную характеристику при частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту брутто двигателя (комплектация в соответствии с приложением 2);

— характеристику холостого хода (комплектация по приложению 2 с обязательной установкой на двигателях с искровым зажиганием воздухоочистителя).

Для двигателей воздушного охлаждения допускается определение характеристик с комплектацией в соответствии с приложением 1.

5.2. При приемочных испытаниях определяют:

— номинальные мощности брутто и нетто, максимальные крутящие моменты брутто и нетто, внешние скоростные характеристики мощности и крутящего момента брутто и нетто; для двигателей, снабженных ограничителем частоты вращения, скоростную характеристику определяют дважды — с включенным и выключенным ограничителем; номинальную мощность, максимальный крутящий момент и внешнюю скоростную характеристику считают подтвержденными, если значения мощности и крутящего момента, определенные при номинальной и других рабочих частотах вращения и приведенных к стандартным атмосферным условиям, отличаются от указанных в НТД на двигатель или автомобиль в пределах ±2%;

— нагрузочные характеристики не менее чем при трех различных частотах вращения коленчатого вала и в том числе при яМкшах или скоростные характеристики при частичных нагрузках (не менее трех), комплектация в соответствии с приложением 2, а также всеми дополнительными агрегатами, входящими в комплектность двигателя данной модификации;

— характеристику холостого хода (комплектация в соответствии с приложением 2, а также всеми дополнительными агрегатами, входящими в комплектность двигателя данной модификации);

— условные механические потери;

— равномерность работы цилиндров;

— безотказность работы двигателя.

5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5.3. Допускается увеличение объема испытаний по п. 5.1, а также увеличение или уменьшение объема испытаний по п. 5.2, при этом причину изменений указывают в отчете (технической справке) по испытаниям.

5.4. Массу двигателя определяют по п. 18 приложения 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное

КОМПЛЕКТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МОЩНОСТИ НЕТТО

Серийное оборудование и устройства

1. Система впуска:

— глушитель шума впуска

Система впуска испытуемого двигателя должна быть смонтирована вместе с ним на стенде. Допускается проведение испытаний без воздухоочистителя, с измерительными устройствами на входе и т.п. В этом случае необходимо, чтобы давление во впускном трубопроводе не отличалось более чем на 100 Па (1 мбар) от предельного значения, установленного в технических условиях на двигатель, и чтобы не произошло изменения характера протекания характеристик двигателя более чем на ± 1 % во всем диапазоне частот вращения.

— подогрев горючей смеси

— подогрев всасываемого воздуха

При ручной регулировке подогрев должен быть установлен для летнего времени и для прогретого двигателя

Должен быть отрегулирован в соответствии с техническими условиями на двигатель. Изменения регулировки в процессе испытания не допускаются.

3. Вентиляция картера

4. Ограничитель частоты вращения

Если это оборудование серийного двигателя Если это оборудование серийного двигателя

5. Топливный насос давления

6. Топливный насос давления

7. Топливные фильтры

низкого Если это оборудование серийного двигателя

высокого Должен быть отрегулирован в соответствии с техническими условиями на двигатель. Изменения регулировки в процессе испытания не допускаются.

Если это оборудование серийного двигателя

8. Система выпуска:

— трубопроводы от выпускного коллектора до глушителя

— глушитель шума выпуска

Система выпуска испытуемого двигателя должна быть смонтирована вместе с ним на стенде. Допускается применение системы выпуска отличающейся от серийной, но равнозначной ей по аэродинамическому сопротивлению и по резонансной настройке. Выпускная система стенда не должна создавать в месте присоединения к системе выпуска двигателя давление, отличающееся от атмосферного (а при проведении испытаний в помещении с кондиционированным воздухом от давления, установленного в нем) более чем на 1 кПа (10 мбар) за исключением случаев, когда предприятие-изготовитель дает согласие на более высокое давление

9. Заслонка системы выпуска для торможения двигателем (для дизелей)

Должна быть снята или зафиксирована в полностью открытом положении

10. Система жидкостного охлаждения:

Радиатор, вентилятор, кожух вентилятора, водяной насос и термостат должны размещаться на стенде так же, как на автомобиле. Циркуляция охлаждающей жидкости должна осуществляться при помощи водяного насоса двигателя. Охлаждение должно осуществляться либо радиатором двигателя, либо в наружном контуре, при условии, что потери в контуре и давление на входе в насос будут примерно равны потерям и давлению в системе охлаждения двигателя. Жалюзи радиатора должны быть открыты. Допускается определение мощности двигателя без вентилятора. В этом случае мощность, потребляемая вентилятором, должна быть определена отдельно от двигателя. При этом вентилятор должен быть смонтирован с радиатором двигателя и кожухом вентилятора так же, как и на автомобиле. Потребляемая при этом мощность должна быть определена при той же частоте вращения, при которой определяют мощность двигателя, и вычтена из мощности, определяемой без вентилятора. Отключаемый вентилятор должен быть включен. Термостат может быть открыт.

При проведении испытаний двигателя допускается его обдув автономным вентилятором

Серийное оборудование и устройства

12. Система наддува:

Нагрузка генератора должна был. ограничена приборами электрооборудования, установленными на испытываемом двигателе, включая электрический вентилятор охлаждения (или эквивалентные им нагрузки). Нагрузка генератора зарядкой аккумулятора не допускается Если это оборудование серийного двигателя

— насос или вентилятор теплообменника

13. Система зажигания

Угол опережения зажигания должен быть отрегулирован в соответствии с техническими условиями на двигатель. Изменения регулировки в процессе испытания не допускаются

14. Устройства для снижения токсичности отработавших газов

Если это оборудование серийного двигателя

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

КОМПЛЕКТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МОЩНОСТИ БРУТТО

Серийное оборудование и устройства Примечания

1. Система впуска:

— впускной трубопровод Необходимость определяется предприятием-изготовителем

— глушитель шума впуска

2. Подогрев горючей (всасываемого воздуха)

3. Система выпуска

При ручной регулировке подогрев устанавливают для летнего времени и для прогретого двигателя

По усмотрению предприятия-изготовителя применяют систему выпуска двигателя в полной комплектации (или систему, равнозначную ей по аэродинамическому сопротивлению и резонансной настройке)

4. Топливоподкачивающий насос

Если это оборудование серийного двигателя

6. Топливный насос давления

Может быть отрегулирован в соответствии с рекомендуемой предприятием-изготовителем мощностной регулировкой. Изменения регулировки в процессе испытания не допускаются

Может быть отрегулирован в соответствии с рекомендуемой предприятием-изготовителем мощностной регулировкой. Изменение регулировки в процессе испытания не допускается

7. Система охлаждения:

Может быть демонтирован.

Вентилятор только для двигателей воздушного охлаждения. Мощность, расходуемую на привод вентилятора, определенную при тех же частотах вращения и тех же сопротивлениях сети, прибавляют к измеренной мощности двигателя. Допускается обдув двигателя с жидкостным охлаждением автономным вентилятором

8. Электрооборудование — генератор

Нагрузка генератора должна быть ограничена минимально необходимыми приборами электрооборудования. Зарядка аккумуляторных батарей во время испытаний не допускается

9. Система зажигания

10. Система наддува:

Может быть отрегулирована в соответствии с рекомендуемой предприятием-изготовителем мощностной характеристикой угла опережения зажигания

Если это оборудование серийного двигателя

— насос или вентилятор теплообменника

11. Устройства для снижения токсичности отработавших газов

Необходимость определяется предприятием-изготовителем

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Скоростная внешняя характеристика двигателя

особенности испытания и условия испытания

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое

Скоростная характеристика с регуляторной ветвью двигателя

Скоростные частичные характеристики двигателя

(при различных положениях дросселя)

особенности испытания и условия испытания

особенности испытания и условия испытания

/V, кВт (л. с.) Н-м(кгсм)

С. 14 ГОСТ 14846-81

Характеристика холостого хода двигателя Нагрузочная характеристика двигателя

марка, модель, № _

особенности испытания и условия испытания _

Источник статьи: http://allgosts.ru/43/060/gost_14846-81

Читайте также:  Контрактный двигатель ауди ку5
Оцените статью
Все про машины