- ГАЗ 3102 Волга: описание, двигатели, АКПП, технические характеристики
- Двигатель ЗМЗ-405
- Двигатель ЗМЗ-406
- Двигатель ЗМЗ-402
- Двигатель ЗМЗ-406
- Технические характеристики
- Модификации ДВС 3M3-406
- Распространенные неисправности и эксплуатация
- «Неубиваемый»: история успеха двигателя ЗМЗ-406
- История
- Копирование
- Волга 3102 двигатель 406 инжектор. Моторы с разными характерами. Варианты тюнинга мотора
- Технические характеристики ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.
- Особенности конструкции
- Перечень модификаций ДВС
- Плюсы и минусы
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Регламент обслуживания ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
- Варианты тюнинга мотора
- Ставим карбюратор солекс на газель с 406 двигатель
- Инструкция по регулировке карбюратора солекс на газели
- Плюсы и минусы установки карбюратора дааз 4178 на газель
- Другие карбюраторы которые можно поставить на газель
- Плюсы и минусы карбюраторов
- ЗМЗ-406
- Характеристика
- История создания ЗМЗ-406
- Конструкция и особенности
- Отличие инжектора от карбюратора
- Тюнинг двигателя
- Ошибки водителей
- Использование в автомобилях
- Путь от 402 к 406
ГАЗ 3102 Волга: описание, двигатели, АКПП, технические характеристики
ГАЗ 3102 Волга – это российский автомобиль среднего класса, выпускавшийся в период с 1981 по 2009 годы на Горьковском автозаводе. Машина изготавливалась в 5 поколениях. Базой модели послужила ранее выпускаемая ГАЗ-24 Волга. В народе авто прозвали «директорской Волгой», так как ее выпускали малой серией, порядка 3 тыс. единиц в год, и реализовывали лишь среди начальников среднего звена. Модель является самой долго выпускаемой в истории автопредприятия (в течение 27 лет). За весь период производства было выпущено около 156 тыс. авто.
Двигатель ЗМЗ-405
Семейство бензиновых двигателей ЗМЗ-405 можно по праву считать одним из предметов гордости их производителя – ОАО «Заволжского моторного завода». Высокое качество этих моторов подтверждено годами эксплуатации, и нередко в довольно суровых условиях. Читать больше проДвигатель ЗМЗ-405 …
Двигатель ЗМЗ-406
ЗМЗ-406 — линейка рядных 4-цилиндровых 16-клапанных бензиновых автомобильных двигателей внутреннего сгорания производства ОАО «Заволжский моторный завод». Двигатель ЗМЗ-406 первоначально проектировался для установки на перспективную модель ГАЗ-3105. Первые прототипы двигателя появились в 1993 году, начало мелкосерийной сборки в 1996 году, выход на главный конвейер в 1997 году. Читать больше проДвигатель ЗМЗ-406 …
Двигатель ЗМЗ-402
Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя. Читать больше проДвигатель ЗМЗ-402 …
Источник статьи: http://wikers.ru/models/gaz-3102-volga
Двигатель ЗМЗ-406
ЗМЗ-406 — линейка рядных 4-цилиндровых 16-клапанных бензиновых автомобильных двигателей внутреннего сгорания производства ОАО «Заволжский моторный завод». Двигатель ЗМЗ-406 первоначально проектировался для установки на перспективную модель ГАЗ-3105. Первые прототипы двигателя появились в 1993 году, начало мелкосерийной сборки в 1996 году, выход на главный конвейер в 1997 году.
Двигатель изначально создавался под современные системы питания и зажигания, управляемые микропроцессором; карбюраторные варианты появились позже (инжекторная версия — ЗМЗ-4062.10, карбюраторные — ЗМЗ-4061.10 и 4063.10). Впервые в российском двигателестроении в конструкции ЗМЗ-406 были применены: 4 клапана на цилиндр, гидротолкатели, 2-ступенчатый цепной привод 2 распредвалов, электронная система управления впрыском топлива и зажиганием.
Технические характеристики
Производство | ЗМЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ-406 |
Годы выпуска | 1997-2008 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор/карбюратор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 86 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Степень сжатия | 9.3 8* |
Объем двигателя, куб.см | 2286 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500* 110/4500** 145/5200 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 177/3500* 186/3500** 201/4000 |
Топливо | 92 76* |
Экологические нормы | Евро 3 |
Вес двигателя, кг | 185* 185** 187 |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. | 13.5 — — |
Расход масла, гр./1000 км | до 100 |
Масло в двигатель | 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40 / 20W-40 |
Сколько масла в двигателе | 6 |
При замене лить, л | 5.4 |
Замена масла проводится, км | 7000 |
Рабочая температура двигателя, град. | |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | 150 200+ |
* — для двигателя ЗМЗ 4061.10
** — для двигателя ЗМЗ 4063.10
Модификации ДВС 3M3-406
- 3M3-4062.10 – инжекторный мотор под бензин АИ-92. Обладает степенью сжатия – 9,3. Мощность – 150 л.с. Для легковых автомобилей и микроавтобусов ГАЗ 31054 комплектации Люкс; ГАЗ 3102 (1996 – 2008 гг).
- 3M3-40621.10 – модификация двигателя 3M3-4062.10, соответствующая экологическому стандарту «Евро-2».
- 3M3-4063.10 – карбюраторный вариант мотора, предназначенный для установки на лёгкие коммерческие грузовики и микроавтобусы ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221, 32213, 322132, 32214, СемАР 3234, Рута, Богдан и Дельфин. Снижена до 8 степень сжатия под бензин А-76. Мощность – 110 л.с.
- 3M3-4061.10 – карбюраторный двигатель для лёгкого коммерческого транспорта ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221. Снижена до 8 степень сжатия под бензин А-76. Мощность — 100 л.с.
Распространенные неисправности и эксплуатация
- Чаще всего владельцы жалуются на капризные карбюраторные версии;
- Низкой надежностью обладает цепь ГРМ (при обрыве клапана не гнет);
- Много проблем доставляет система зажигания, чаще всего — катушки;
- Гидрокомпенсаторы обычно служат не более 50 000 км, а затем начинают стучать;
- Быстро залегают маслосъемные кольца и начинается масложор.
Карбюраторный 406-й мотор менее экономичен из-за невозможности точной регулировки подачи бензина. Более точно отрегулировать количество топлива практически невозможно, что отражается на показателях мощности и расхода горючего.
Инжектор заметно превосходит карбюраторный аналог по надежности, экономичности и мощности. Одним из основных положительных качеств инжекторов можно отметить отсутствие необходимости производить обязательные регулировки мотора. Система питания здесь не подвержена засорению, жиклеры отсутствуют, топливо в точном количестве поступает непосредственно в цилиндры.
Двигатели модели ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 (вид слева):
1 — сливная пробка; 2 — масляный картер; 3 — выпускной коллектор; 4 — кронштейн опоры двигателя; 5 — кран слива охлаждающей жидкости; 6 — водяной насос; 7 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 8 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 — датчик температурного состояния двигателя; 10 — корпус термостата; 11 — датчик аварийного давления масла; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — катушка зажигания.
Двигатели модели ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 (вид справа):
1 — диск синхронизации; 2 — датчик синхронизации; 3 — масляный фильтр; 4 — стартер; 5 — датчик детонации; 6 — трубка слива охлаждающей жидкости из отопителя; 7 — впускная труба; 8 — гидронатяжитель цепи; 9 — генератор; 10 — ремень генератора; 11 — шкив водяного насоса; 12 — натяжной ролик; 13 — бензонасос.
Поперечный разрез ЗМЗ-4061.10 и 4063.10:
1 — масляный картер; 2 — приемник масляного насоса; 3 — масляный насос; 4 — привод масляного насоса; 5 — шестерня промежуточного вала; 6 — блок цилиндров; 7 — впускная труба; 8 — патрубки вентиляции; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — впускной клапан; 11 — крышка клапанов; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — гидротолкатель клапана; 15 — наружная пружина клапана; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — выпускной клапан; 18 — головка блока цилиндров; 19 — выпускной коллектор; 20 — поршень; 21 — поршневой палец; 22 — шатун; 23 — коленчатый вал; 24 — крышка шатуна; 25 — крышка коренного подшипника; 26 — сливная пробка; 27 — корпус толкателя; 28 — направляющая втулка; 29 — корпус компенсатора; 30 — стопорное кольцо; 31 — поршень компенсатора; 32 — шариковый клапан; 33 — пружина шарикового клапана; 34 — корпус шарикового клапана; 35 — разжимная пружина.
Источник статьи: http://wikers.ru/engines/gaz/dvigatel-zmz-406.html
«Неубиваемый»: история успеха двигателя ЗМЗ-406
Я много писал о наших российских двигателях и у некоторых моих читателей может сложиться неверное впечатление, что в России моторы делать не умеют. Да с дизелями есть проблемы, но я расскажу об одном бензиновом двигателе, который без проблем может пройти 500 и более тысяч километров — это ЗМЗ-406 . Сразу оговорюсь, многое зависит от кривой сборки и банального брака комплектующих и это мы оставим за скобками.
История
История 406-го мотора начинается в конце 80-х годов, когда ЗМЗ приступает к проектированию перспективной линейки 4-цилиндровых двигателей, в которую входили как бензиновые, так и дизельные агрегаты. Двигатель создавался с учетом самых последних тенденций в моторостроении: 16-клапанная ГБЦ, микропроцессорный блок управления, инжекторная система питания, были заложены в конструкцию изначально. Как и ресурс, для обеспечения которого использовался чугунный блок цилиндров, цепной привод ГРМ и гидротолкатели клапанов. Причем блок возможно было расточить на 2 ремонтных размера, а коленвал поддавался шлифовке на 3 размера.
Первый прототип под названием ЗМЗ-406.10 был создан в 1989 году. В те времена ЗМЗ и ГАЗ, тесно сотрудничали и Горьковский завод рассчитывал получить 406-ой в свои перспективные ГАЗель и Волгу 3105.
К 1991 мотор прошел необходимые испытания и был готов к опотно-промышленному производству, но помешал распад страны. В новых все более ухудшающихся экономических условиях, в 1992 году заводу все же удалось отправить в ОПП первую установочную партию двигателей.
В 1993 году начинается мелкосерийная сборка моторов. Через год, ЗМЗ-406 прописывается под капотом Волги ГАЗ-3102, а в 1995 Газели. Причем первоначально моторы оснащались карбюратором, а не впрыском. В том же году, ЗМЗ создает несколько модификаций двигателя, отличающихся системой питания и форсировкой.
В 1996 году производство ЗМЗ-406 осуществляется на главном конвейере. Параллельно ведется работа над модернизацией двигателей, что потом приведет к появлению агрегатов ЗМЗ-405 и 409 .
Копирование
В истории 406-го нельзя не упомянуть о забавной байке, непонятно откуда появившейся и со временем перешедшей в разряд неопровержимых фактов. Она заключается в том, что ЗМЗ-406 якобы является полной копией шведского мотора SAAB В234i . Так вот, это полная ерунда. Кроме примерно равного рабочего объема в 2,3 литра, 16-клапанной ГБЦ и расположением свечи зажигания ровно по центу цилиндра, между этими моторами нет ничего общего. Отличается строение ГБЦ, ход поршня, степень сжатия, реализация масляной системы и многие другое. Более того, конструкторы ЗМЗ изначально заложили возможность увеличения рабочего объема, расположив цилиндры на значительном расстоянии друг от друга.
ЗМЗ-406 можно назвать надежным двигателем, в нем нет серьезных конструктивных просчетов, но есть немаленький запас прочности. При грамотной эксплуатации, моторы проходят более 500 тысяч км., а некоторые владельцы утверждают, что и 1 миллион без капитального ремонта. Не раз можно было наблюдать, как Газель с ЗМЗ-406 отправляется в пункт сбора металлолома, своим ходом.
А что Вы думаете об этом моторе? Напишите в комментариях. Ну а если Вам понравилась статья ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал. До скорых встреч!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/carshistory/neubivaemyi-istoriia-uspeha-dvigatelia-zmz406-5cbb4663a56d7d00aec0825e
Волга 3102 двигатель 406 инжектор. Моторы с разными характерами. Варианты тюнинга мотора
Более современная модель по сравнению с 402 двигателем. Он имеет уже 16 клапанов, также электронное зажигание, гидрокомпенсаторы и некоторые другие усовершенствования.
По мнению специалистов, один из лучших в отечественном автопроме. Блок цилиндров, отлитый из чугуна, очень хорошего качества. Коленчатый вал, хорошо отбалансированный, выполненный из качественной, правильно термобработанной стали.
Конструктивные особенности 406 двигателя, а именно расположение двух распределительных валов вверху, два впускных и два выпускных клапана на цилиндр, повышенная степень сжатия (9,3) и кое-что другое позволяют поднять мощность крутящий момент, понизить потребление топлива и уменьшить вредные выбросы. Небольшим недостатком 406 двигателя являются некоторые проблемы с механизмом ГРМ. Создав в принципе неплохой двигатель, конструкторы, тем не менее, не обратили внимание на поршни. Они имеют устаревшую конструкцию. Поршень имеет толстые кольца, что влечет за собой уменьшение мощности и повышенную вибрацию.
Технические характеристики 406 двигателя
Наименование параметра | ЗМЗ-4062 | ЗМЗ-4061 | ЗМЗ-4063 | ЗМЗ-4052 | ЗМЗ-409 |
---|---|---|---|---|---|
Рабочий объем, л | 2,3 | 2,46 | 2,69 | ||
Диаметр цилиндра, мм | 92 | 95,5 | |||
Ход поршня, мм | 86 | 92 | |||
Степень сжатия | 9,1 | 8,0 | 9,5 | 9,3 | 9,0 |
Система питания | Впрыск | Карбюраторная | Впрыск | ||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 110,3 (150) | 73,5 (100) | 80,9 (110) | 118,8 (152) | 105 (142,8) |
5200 | 4500 | 4500 | 5200 | 4400 | |
Макс. крутящий момент, Н*м (кгс*м) | 206 (21) | 181,5 (18,5) | 191,3 (19,5) | 210,0 (21,5) | 230 (23,5) |
Частота вращения при ном. мощности, мин -1 | 5200 | 4500 | 4500 | 5200 | 4400 |
Частота вращения при макс. крутящем моменте, мин -1 | 4000 | 3500 | 3500 | 4300 | 3900 |
Частота вращения на холостом ходу, мин -1 (мин+-50 / макс) | 800 / 6000 | 750 / 6000 | 850 / 6000 | 850 / 5000 | |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) | 252 (185) | 273 (200) | 265 (195) | ||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | ||||
Расход масла на угар, % от расхода топлива | 0,3 | 0,4 | 0,3 | ||
Масса двигателя в комплекте поставки заводом, кг | 187 | 185 | 187 | 190 |
Разрабатывался двигатель ЗМЗ 406 на замену мотору 402 одновременно с проектированием автомобиля ГАЗ-3105 для правительства. Однако комплектовались им эти новые Волги лишь последней партии, которые нужно было срочно реализовать в связи со снятием машин с производства.
За основу были взяты ЗМЗ 402 (комплектация) и движок серии H производителя SAAB (конструктивные решения). В результате при том же объеме 2,3 л силовой привод обеспечивал 177 Нм крутящего момента вместо 210 Нм прототипа и 100 л. с. мощности вместо ожидаемых 150 л.с., как у шведского ДВС. Инжекторная система, которой позже заменили карбюратор, смогла немного исправить положение – 201 Нм и 145 л. с., соответственно.
Технические характеристики ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.
Впервые в двигателе производителя ЗМЗ были использованы несколько передовых для того времени технических решений:
- два впускных и два выпускных клапана на цилиндр;
- электронные системы зажигания и впрыска;
- схема газораспределительного механизма DOCH с двумя верхними распредвалами;
- гидротолкатели вместо регулировки теплового зазора клапанов прокладками.
После внесенных изменений технические характеристики ЗМЗ 406 соответствуют приведенным в таблице значениям:
Изготовитель | ЗМЗ | |||||||||||
Марка ДВС | 406 | |||||||||||
Годы производства | 1997 – 2008 | |||||||||||
Объем | 2286 см 3 (2,3 л) | |||||||||||
Мощность | 73,55 кВт (100 л. с.) | |||||||||||
Момент крутящий | 177/201 Нм (на 4200 об/мин) | |||||||||||
Вес | 192 кг | |||||||||||
Степень сжатия | 9,3 | |||||||||||
Питание | инжектор/карбюратор | |||||||||||
Тип мотора | рядный бензиновый | |||||||||||
Зажигание | коммутаторное | |||||||||||
Число цилиндров | 4 | |||||||||||
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ | |||||||||||
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 | |||||||||||
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый | |||||||||||
Впускной коллектор | дюралевый | |||||||||||
Выпускной коллектор | литой чугунный | |||||||||||
Распредвал | 2 шт. схема DOCH | |||||||||||
Материал блока цилиндров | чугун | |||||||||||
Диаметр цилиндра | 92 мм | |||||||||||
Поршни | оригинальные | |||||||||||
Коленвал | облегченный | |||||||||||
Ход поршня | 86 мм | |||||||||||
Горючее | АИ-92/А-76 | |||||||||||
Нормативы экологии | Евро-3/Евро-0 | |||||||||||
Расход топлива | трасса – 8,3 л/100 км смешанный цикл 11,5 л/100 км город – 13,5 л/100 км | |||||||||||
Расход масла | максимум 0,3 л/1000 км | |||||||||||
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 10W30, 10W40 | |||||||||||
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть | |||||||||||
Масло для ЗМЗ 406по составу | зимой синтетика, летом полусинтетика | |||||||||||
Объем масла моторного | 6,1 л | |||||||||||
Температура рабочая | 90° | |||||||||||
Ресурс ДВС | заявленный 150000 км реальный 200000 км | |||||||||||
Регулировка клапанов | гидротолкатели | |||||||||||
Система охлаждения | принудительная, антифриз | |||||||||||
Объем ОЖ | 10 л | |||||||||||
Помпа | с пластиковой крыльчаткой | |||||||||||
Свечи на ЗМЗ 406 | отечественные А14ДВРМ или А14ДВР | |||||||||||
Зазор свечи | 1,1 мм | |||||||||||
Цепь ГРМ | 70/90 с башмаком или 72/92 со звездочками | |||||||||||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | |||||||||||
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst | |||||||||||
Масляный фильтр | с обратным клапаном | |||||||||||
Маховик | 7 отверстий со смещением, 40 мм внутренний диаметр | |||||||||||
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм | |||||||||||
Маслосъемные колпачки | Goetze, светлые впускные, | |||||||||||
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар | |||||||||||
Обороты ХХ | 750 – 800 мин -1 | |||||||||||
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 38 Нм маховик – 72 – 80 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 98 – 108 Нм (коренной) и 67 – 74 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 127 – 142 Нм + 90° Заводской мануал содержит более точное описание параметров:
Особенности конструкцииОфициально двигатель ЗМЗ 406 стал третьим после 24Д и 402 в линейке силовых приводов Заволжского завода. Получил микропроцессорное зажигание, схему газораспределения DOCH с двухступенчатым цепным приводом. Разработчиками по-прежнему использована рядная схема двигателя с 4 цилиндрами, но распредвалов стало два, они расположены сверху, внутри ГБЦ. Степень сжатия ДВС увеличена проектировщиками завода до 9,3 в базовой версии 4062.10 за счет центрального расположения свечи внутри камеры сгорания.
Натяжители цепи автоматические, двойного действия – предварительный натяг пружиной, во время работы гидравликой. Степень очистки масла увеличена путем установки полнопоточного одноразового фильтра. Для навесного оборудования предусмотрен отдельный клиноременный привод. Прошивка ЭБУ соответствует версиям СОАТЭ, ИТЭЛМА VS5.6, МИКАС 5.4 или 7.1 Перечень модификаций ДВСИзначально мотор проектировался инжекторным, поэтому версия 4062.10 считается базовой. Необходимость в карбюраторных модификациях 4061.10 и 4063.10 возникла позже. Их устанавливали на Газель, поэтому сохранив объемы камер сгорания, нужно было снизить эксплуатационные расходы владельца. Для этого руководство ЗМЗ снизило степень сжатия, чтобы перевести моторы на более дешевое топливо А-76. С моторами 4061 и 4063 произведена обратная модернизация:
Плюсы и минусыОтрицательной особенностью силового привода ЗМЗ 406 является низкое качество литья и неудачные технические решения:
Расход топлива высокий, но это характерно для большинства моторов грузовиков. Зато снижены вибрации, головка блока цилиндров не откручивается при эксплуатации, прокладку не нужно постоянно менять, а гайки протягивать. Ремонтопригодность всех узлов высокая, сама конструкция надежная и простая. Пользователь избавлен от необходимости через каждые 20000 пробега регулировать зазоры клапанов. Список моделей авто, в которых устанавливалсяПоскольку мотор ЗМЗ 406 имеет три версии, каждая из них использовалась на конкретных моделях авто производителя ГАЗ:
Регламент обслуживания ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.Согласно требованиям производителя, обслуживается двигатель ЗМЗ 406 в следующем порядке:
Производитель рекомендует использовать для движков качественную смазку, чтобы исправно работали гидрокомпенсаторы и маслонасос. Изначально система охлаждения имеет слабые места – радиатор и термостат. Все навесное оборудование высокоресурсное, за исключением помпы, полимерный ротор которой служит около 30000 км. Из-за большого веса мотора своими руками произвести капремонт очень сложно в гараже без тельфера. Обзор неисправностей и способы их ремонтаВ силу конструкционных особенностей мотор ЗМЗ 406 гнет клапана только при перескакивании цепи. Причем, повреждаются они друг о друга (впускные и выпускные при одновременном подъеме), а не о поршни. При обрыве цепи такой неприятности не случится. Поскольку устройство ДВС частично скопировано с СААБ, а частично сохранена конструкция ЗМЗ 402, для него характерны неисправности:
|