Легендарный Land Cruiser. Часть 1. Toyota Jeep BJ (1951–1955)
Открываю серию постов про один из легендарных внедорожников мира: Toyota Land Cruiser. Каждый пост будет рассказывать об истории одного поколения.
Этот открывающий пост посвящен первому внедорожнику, родоначальнику серии Land Cruiser: Toyota Jeep BJ.
После окончания Второй мировой войны и создания Национальных сил полицейского резерва, Япония полностью зависела от американской стороны в плане поставок технологического оборудования и как следствие, в стране появилась острая необходимость развития собственной производственной базы. Японские автопроизводители получили заказ на создание опытных образцов компактных полноприводных грузовиков и других автомобилей. В то время большой популярностью пользовались американские армейские автомобили повышенной проходимости Willys Jeep (широко используемые оккупационными войсками), поэтому свой новый прототип компания Toyota решила назвать «Jeep BJ» («B» означает двигатель «Type B», а «J» означает «Jeep 4×4»). Первый образец, пригодный для испытаний, был построен уже в 1951 году.
Использование деталей от крупных грузовиков в конструкции модели BJ придавало машине очень высокую степень надежности, что позволяло ей быть многофункциональной и успешной на рынке небольших полноприводных автомобилей. Шасси автомобиля Toyota Jeep BJ были позаимствованы у однотонного грузовика модели SB образца 1947 года.
Поэтому колесная база новой модели составила 2400 мм, что примерно на 200 мм превысило колесную базу классического автомобиля Jeep.
Под капотом внедорожника оказался 6-цилиндровый двигатель B-series от того же грузовика. Интересно, что разработанный в 1938 году двигатель для грузовика SB используемого в императорской армии, был создан на основе лицензионного мотора Chevrolet Stovebolt Six.
Мощности двигателя в 82 л.с. вполне хватало для того времени без понижающей передачи, особенно в сочетании с главными парами 4.11 в мостах и передаточным числом 5.53 первой передачи взятой от того же грузовика.
Для простоты изготовления кузов был таким же квадратным как и Willys, но при этом обладал увеличенным в сравнении с «американцем» кузовом, установленным на удлиненную базу, а также увеличенным капотом из-за необходимости установки большого 6-цилиндрового двигателя.
В июле 1951 года пилот-испытатель Итиро Тайра провел испытательный заезд (под контролем официальных представителей Национального полицейского агентства), доехав на BJ до контрольного пункта № 6 на горе Фудзи.
BJ успешно прошел испытания и был принят на вооружение в качестве патрульного автомобиля Национального полицейского агентства в августе того же года. Шестая станция находится на высоте 2,390 метров и достичь этой точки с тех пор больше не удалось никому. В настоящее время проезд автомобилей выше 5-й станции запрещен, а до 5-й станции существует нормальная дорога. Однако, несмотря на достижения на тестах, по первому контракту для вооруженных сил поставлялись автомобили Willys. Начиная со второго контракта для вооруженных сил Японии стали поставляться автомобили собственного производства.
Toyota BJ производилась в нескольких вариантах для военного и коммерческого назначения. Гражданские покупатели интересовались военным внедорожником, но военный «комфорт» для них не очень подходил, а вот для бизнеса легкий полноприводной автомобиль пришелся по душе.
На принятие этой модели в производство потребовалось по меньшей мере еще два года, по прошествии которых, в 1953 году принятая модель была запущена в массовое производство. Уже в первый год с конвейера сошли 298 автомобилей. В дополнение к патрульной машине для Национальных сил полицейского резерва, компания Toyota получила заказы от Министерства лесного и сельского хозяйства и от компаний энергетического сектора.
В 1954 году в компанию поступила претензия по поводу нарушения авторских прав от компании Willys Company, которой принадлежит изобретение первоначальной модели Jeep. Именно буква «J» стала причиной «разборок». Японцы воспринимали термин Jeep именем существительным, обозначающим тип транспортного средства, а не наименование модели или бренда.Тогда технологический директор Ханджи Умехара (Hanji Umehara), чтобы избежать претензий со стороны владельцев Jeep, присвоил автомобилю название Land Cruiser («Сухопутный Крейсер»). Умехара не знал, что в тот момент он придумал имя целому миру внедорожников, а не просто одной модели. Тогда он посчитал, что такое название будет хорошо противостоять Land Rover, чьи позиции на рынке третьих стран Тойота планировала потеснить.
Производство внедорожника продолжалось до 1955 года, после чего вместо него началось производство 20-й серии. Toyota 20-й серии была более комфортна для гражданского использования и к тому же, для нее был использован лучший двигатель F-series объемом 3,9 литра и мощностью 105 л.с. Но это уже тема следующего поста. Не переключайтесь!
Благодарю за то, что дочитали!
Друзья, если пост вам понравился, не забывайте нажимать «Нравится» и делиться этим постом со своими знакомыми и в соцсетях. Это будет способствовать развитию канала!
Источник статьи: http://wekauto.ru/legendarnyi-land-cruiser-chast-1-toyota-jeep-bj-1951-1955/
Обзор двигателей Grand Cherokee
Двигатель Grand Cherokee ZJ
С 1992 года Jeep Grand Cherokee комплектовался преимущественно бензиновыми двигателями большого объема: 4.0, 5.2, 5.9. Так, для первого поколения ZJ автопроизводитель использовал моторы AMC242, Magnum360/318. Существовала и дизельная 2.5-литровая версия с мотором 425 OHV. Но из-за малой мощности, всего 116 лошадиных сил, и прихотливости дизеля она не стала особо популярной в РФ.
Спросом тогда пользовались машины, укомплектованные 4-литровым бензиновым мотором AMC242 на 190 лошадиных сил и 220-сильным Magnum объемом 5.2 л. Восьмицилиндровый Magnum радует поистине паровозной тягой, неприхотливостью, долговечностью, хотя и расходует порядка 25 л бензина на 100 км. Благодаря тому, что в основе блока и ГБЦ лежит литой чугун, Magnum 318 славится своей долговечностью. Ходит до капитального ремонта порядка 600 тыс. км.
К характерным неисправностям относят:
- Слабые опоры, которые приходится часто менять из-за внушительной массы силового агрегата.
- Подсос воздуха.
- Поломки водяной помпы, бензонасоса.
Четырехлитровый AMC242 выдает 190 лошадок при максимальном крутящем моменте в 298 Н∙м. Но и расходует он поменьше – до 18 л на 100 км. ДВС целиком из чугуна, распредвал расположен снизу, для привода ГРМ применена цепь. К слабым местам двигателя относят капризный бензонасос и склонное к частым поломкам реле вентилятора. Изредка владельцы сталкиваются с повреждениями выпускного коллектора при проседании опоры. Ресурс мотора колеблется в пределах 450 тыс. км.
Для продления ресурса бензиновых двигателей Jeep Grand Cherokee AMC242, Magnum318 рекомендуется:
- Соблюдать регламент замены масла и других расходников (межсервисные пробеги желательно сократить до 10 тыс. км, это дает хотя бы минимальную гарантию того, что масло сохранит свои базовые свойства).
- Использовать катализатор горения FuelEXx Gazoline, благодаря которой снимается нагар, лаковые отложения с поверхностей камеры сгорания. Эта же присадка нейтрализует влагу, тем самым упрощая запуск ДВС при минусовой температуре, и повышает октановое число бензина.
- Произвести профилактическую обработку мотора присадкой. Объем масла в двигателях объемом 4.0 и 5.2 л составляет 5.7 и 4.7 л литра соответственно. А это значит, что для безразборного ремонта этих моторов Jeep Grand Cherokee подойдет присадка RVS Master Engine Ga6. Она нарастит металлокерамический защитный слой на изношенных поверхностях трения, тем самым восстановив их номинальные размеры и продлив ресурс.
Двигатель Grand Cherokee WJ
Новое поколение модели попало на конвейер в 1998 году и продержалось там до 2004-го. Внедорожник оснащался следующими силовыми агрегатами:
- Бензиновым мотором AMC 242 объемом 4.0 л, который по сравнению с предшественниками стал экономичнее, легче и тише где-то на 30%.
- Бензиновым ДВС Power Tech 287 на 4.7 л. V-образная восьмерка комплектовалась чугунным блоком цилиндров и алюминиевой ГБЦ. Его мощность – 235 лошадиных сил, а крутящий момент – 400 Н∙м. Угол развала цилиндров составляет 90°. Согласно отзывам владельцев, мотор достаточно привередлив, чувствителен к несвоевременной замене масла, которая чревата сильным загрязнением, перегревом и другими негативными последствиями.
Примечание: существует и улучшенная версия на 265 лошадиных сил, крутящий момент которой составляет 440 Н∙м. Но и она не отличается особой экономичностью, так как потребляет порядка 22 л на 100 км в городском цикле.
- Дизельный 531 OHV объемом 3.1 л, с пятью цилиндрами, мощностью 150 лошадиных сил и крутящим моментом в 373 Н∙м. К преимуществам данного мотора Grand Cherokee дизель относят солидную тягу и небольшой, по сравнению с бензиновыми моторами в линейке, расход.
- Дизельный 2.7-литровый агрегат с индексом OM612, который выдает 163 лошадиные силы при крутящем моменте в 400 Ньютон∙метров. В отечественных условиях этот ДВС часто преподносит неприятные сюрпризы, связанные с поломками системы впрыска, заклиниванием заслонок во впускном коллекторе, клапаном EGR. Для OM612 крайне важно качество дизтоплива, поэтому, чтобы продлить его ресурс, рекомендуем добавлять в бак присадку – катализатор горения FuelEXx Diesel. Состав повысит цетановый показатель на 3–5 единиц, продлит срок службы форсунок, раскоксует поршневые кольца, облегчит пуск на холодную зимой.
Двигатель Grand Cherokee WK
Базовым для нового Гранд Чероки стал дизельный мотор объемом 3.0 л. Это пресловутый V6 Mercedes-Benz с индексом OM642. Двигатель имеет солидный ресурс – около 400 тыс. км. Но в ходе эксплуатации возможно появление поломок, связанных с уязвимостью системы впрыска, выходом из строя форсунок, которые могут отказать уже при пробеге 150 тыс. км. Возможны и другие проблемы. Например, заклинившие из-за нагара заслонки, выход из строя DPF.
Бензиновые моторы Jeep Grand Cherokee гораздо надежней, хотя достаточно прожорливы. Так, 3.7-литровый бензиновый двигатель расходует от 17 до 20 л на 100 км (он же считается самым неприхотливым). Более мощные ДВС объемом 4.7 и 5.7 л еще прожорливей, их же мощность возросла до 303 и 334 лошадиных сил соответственно. Что касается типичных неисправностей, в 4.7-литровом двигателе может прогореть прокладка ГБЦ, деформируются выпускные коллекторы, происходят масляные утечки.
Самой мощной стала версия на 6.1 л, которая предназначена для Grand Cherokee SRT. Двигатель выдает 432 лошадиные силы. V-образная восьмерка комплектовалась чугунным блоком цилиндров, алюминиевой ГБЦ и цепным приводом ГРМ. Ориентировочный ресурс ДВС составляет 350 тыс. км, а объем масла в смазочной системе – 6.7 л. Конструктивная простота, отсутствие вспомогательных систем вроде MDS делают силовой агрегат максимально надежным. К особенностям стоит отнести прожорливость, слабый выпускной коллектор, который может повести, и высокие требования к качеству масла (рекомендуется использовать 5W-20).
Чтобы продлить ресурс упомянутых выше ДВС Grand Cherokee WK, важно их не перегревать, особенно если установлено ГБО, так как это чревато выпадением седел клапанов. Также нужно вовремя менять масло (в том же PowerTech желательно сократить межсервисный интервал до 8 тыс. км, плюс не стоит экспериментировать с вязкостью масла). При покупке подержанного Jeep Grand Cherokee обязательно убедитесь, что нет следов перегрева вроде раздутых патрубков и пригаров масла. После покупки рекомендуется провести профилактическое ТО с бережной промывкой масляной системы составом RVS Master Motor Flush MF5.
Двигатель Grand Cherokee WK2
Четвертое поколение американского внедорожника выпускается с 2009 года и комплектуется следующими моторами:
- Дизельный 3.0 V6 (мощность Grand Cherokee 3.0 составляет 241 лошадиную силу, а крутящий момент – 550 Н∙м).
- Бензиновый 3.6 Pentastar выдает 286 л. с. Блок цилиндров и ГБЦ здесь алюминиевые. В первых серийных версиях ДВС быстро изнашиваются рокеры и кулачки распредвала, склонны к загрязнению и масляные каналы. Слабыми местами признана помпа с термостатом, фазорегуляторы и масляный насос.
- Бензиновый 3.0 Pentastar. Это та же V-образная шестерка, которой Grand Cherokee оснащается с 2013 года. Ресурс – 300 тыс. км. К слабым местам относятся фазовращатели, маслоохладитель, кулачки распредвалов. Последние крайне чувствительны к качеству и вязкости масла.
- Бензиновый 5.7 HEMI мощностью 352 л. с. Ресурс – 375 тыс. км. Надежность – на высоте, но возможно заедание клапана EGR, деформация шпилек крепления выпускного коллектора.
- Бензиновый 6.4 HEMI, устанавливался на SRT8. R К особенностям мотора стоит отнести систему, которая в целях экономии отключает половину цилиндров, и фазорегулятор VCT. Ресурс двигателя Grand Cherokee SRT8 колеблется в пределах 380 тыс. км.
Источник статьи: http://rvsmaster.ru/articles-magazine/obzor-dvigatelej-grand-cherokee/