Как исправить кузов машины

Какие методы применяют для устранения деформации автомобильного кузова?

Деформация кузовных элементов автомобиля во все времена имела актуальность. Это неприятное явление сопутствует владельцев техники еще с тех пор, как появился первый автомобиль. И если раньше этому вопросу не придавалось слишком много значения, то на современном автомобиле изменение размерных параметров кузова может пагубно сказаться как на комфорте езды, так и на безопасности его эксплуатации. У этого вопроса есть и вторая сторона медали, которая требует отдельного рассмотрения. Заключается она в том, что некоторые отдельные детали кузова легковых автомобилей разработчики намеренно делают легко подвергаемыми деформации. Зачем это нужно? Смотрим в подразделе о пассивной безопасности автомобиля.

Определение деформации кузова

Итак, что же такое деформация кузовных деталей легкового автомобиля? Под деформацией подразумевается любое нарушение размеров и очертаний кузова, которое возникает вследствие какого-либо физического воздействия на автомобиль. Это может быть мелкий камешек, который вылетел из-под колес встречного автомобиля и оставил небольшую вмятину. Нередки случаи попадания в кузов автомобиля мимо пролетающих птиц, падающих с деревьев веток и прочее. Наиболее неприятная и серьезная деформация возникает вследствие мелкого или крупного ДТП. Такие повреждения нередко приводят кузов легкового автомобиля в полную непригодность, и владельцу не остается ничего другого, кроме как сдать своего коня на металлолом.

Читайте также:  Назначение автомобилей самопогрузчиков со сменными кузовами

Неважно, как возникла деформация, главное то, что дальнейшая эксплуатация автомобиля с поврежденным кузовом может быть не только некомфортна, но и опасна для водителя и пассажиров.

Вследствие нарушения установленных изготовителем размеров кузова автомобиля нарушается правильная работа подвески, рулевого управления и других систем. Поэтому вопрос о деформации всегда оставался важным и требующим особого внимания со стороны автолюбителя.

Виды деформации кузова

Условно повреждения кузова легкового автомобиля можно разделить на несколько степеней, которые классифицируются в зависимости от сложности деформации. Самая простая деформация возникает вследствие ударов по кузову мелких посторонних предметов или столкновений с небольшими препятствиями. Такое повреждение имеет небольшую площадь, довольно легко и недорого ремонтируется. Обычно все заканчивается рихтовкой или вытягиванием простыми приспособлениями.

Более серьезные деформации кузовных деталей возникают при наезде на большие препятствия или в результате длительной и неаккуратной эксплуатации автомобиля. В первом случае повреждения могут задевать одну или несколько кузовных деталей одновременно, что значительно усложняет ремонт и увеличивает его стоимость. Во втором случае деформация может быть и не видна, но она чувствуется водителем из-за не комфортности езды и заметна на неправильной работе подвески. Такие повреждения приводят к усиленному износу покрышек, ухудшению управляемости автомобилем, и несут за собой особую опасность.

Самый сложный вид деформации кузова легкового автомобиля возникает вследствие крупных ДТП. При этом страдают не только наружные детали кузова, но и несущие конструкции, призванные придавать жесткости автомобилю. В некоторых случаях после ДТП автомобиль уже не поддается восстановлению, так как нарушена общая конструкция кузова, и ремонт будет нецелесообразным.

Даже если удастся восстановить общую геометрию, то жесткость будет безвозвратно потеряна, что само собой сделает дальнейшую эксплуатацию такого автомобиля небезопасной для водителя и пассажиров.

При всех видах деформации кузова существуют особые способы для восстановления первоначального вида автомобиля. В зависимости от сложности и степени повреждения кузовных деталей определяется методика и последовательность восстановительных работ. С этими вопросами можно будет ознакомиться немного ниже. А перед этим стоит рассмотреть вопрос о том, почему же конструкторы автомобилей преднамеренно делают кузов автомобиля так легко деформируемым.

Пассивная безопасность автомобиля

Как уже упоминалось выше, деформация кузовных деталей может приносить не только неприятности, но и пользу. Все дело в том, что автомобиль проектируется таким образом, что при столкновениях в серьезных ДТП кузовные детали деформируясь, принимают на себя большую долю кинетической энергии. Это позволяет снять нагрузки от удара с той части кузова автомобиля, в которой находится водитель с пассажирами. Это намного снижает силы инерции и незначительно увеличивает время полной остановки автомобиля. В большинстве случаев этой доли секунды или миллиметра и хватает, чтобы избежать плачевных последствий для участников ДТП.

В былые времена этому вопросу не придавали особого значения. Кузов автомобиля делали прочным и долговечным. Однако в авариях такие автомобили были крайне небезопасны. Жесткий кузов не гасил силу от удара, передавая ее на водителя и пассажиров. Со временем автомобили стали проектировать с учетом этого нюанса. И невысокая прочность кузова работает на безопасность в паре с ремнями и подушками безопасности. Все это неоднократно было доказано на специальных краш тестах, которые развеивают миф о том, что производитель экономит на металле.

Сегодняшняя конструкция автомобиля полностью проектируется с расчетом на облегченную деформацию передней и задней части кузова. Это связано с тем, что большинство аварий приводят к повреждению именно этих частей автомобиля. По статистике более 95 % аварий разрушают именно переднюю и заднюю часть автомобиля. Боковые же части не так часто подвергаются ударам в авариях, хотя тоже проектируются с усиленными конструкциями стоек. По данным той же статистики на боковины выпадает всего 5% аварий.

В итоге получается, что современный автомобиль намеренно делается конструкторами легко поддающимся деформации. Все рассчитывается таким образом, что при правильной и бережной эксплуатации кузовные детали довольно длительное время сохраняют свою геометрию. Лишь периодически, по истечению нескольких лет требуется проверка геометрии и ее восстановление в случае надобности. Если же автомобиль попадает в аварию, то деформация кузовных деталей дает возможность уберечь находящихся в салоне от чрезмерных повреждений и травм.

Устранение мелкой деформации рихтованием

Самые мелкие деформации, которые имеют небольшую площадь, исправляются при помощи элементарной рихтовки. Для этого используются специальные инструменты в виде резиновых молотков, рычагов и прочего. Такой ремонт не требует особой квалификации, однако должен выполняться с большой точностью и аккуратностью. Следует отметить, что рихтованию абсолютно не поддаются детали, которые были до этого повреждены коррозией. В таких случаях более целесообразно полностью заменить деталь или провести дополнительно удаление коррозии с наложением латок или шпатлевки.

Рихтование применяется как этап восстановительного ремонта и в более серьезных случаях. При сильных повреждениях кузова применяется комплексное восстановление, и рихтовка занимает в нем немаловажную роль.

Те места кузова, которые не удалось вытянуть специальным оборудованием, рихтуются вручную. Также рихтование применяется и после вытяжки деталей, что позволяет добиться более высокой точности в восстановлении геометрии кузова.

Отдельно стоит упомянуть о рихтовании деталей кузова легкового автомобиля при помощи немецкой технологии, которая не требует последующих лакокрасочных работ. Она применима при наличии повреждений, когда лакокрасочное покрытие осталось целым, а на поверхности кузова имеются небольшие вмятины. Эта работа требует специального оборудования и приспособлений, а также соответствующей квалификации ремонтника.

Ликвидация деформации кузова вытягиванием

Более сложная процедура восстановления деформированного кузова легкового автомобиля – это вытягивание. Такой ремонт требует дорогущего современного оборудования, которым располагает не каждая мастерская по кузовному ремонту. Для подобного ремонта требуется не только вытягивающее оборудование, но и измерительное.

Западные производители выпускают измерительное и вытяжное оборудование, которое использует компьютерное измерение геометрии кузова с чрезвычайно высокой точностью. Замеры контрольных расстояний между точками кузова осуществляется при помощи датчиков, которые передают свое положение в пространстве на компьютер.

Программа принимает сигнал и на основании имеющихся в базе данных делает сводку о состоянии геометрии кузова автомобиля. Эти измерения очень точны и никак не сровняются с определением нарушения геометрии на глаз, или с помощью механических измерительных приборов.

Затем специалист принимает решение о том или ином способе исправления проблемы. Импортное оборудование позволяет практически в автоматическом режиме исправить большинство недостатков на кузове автомобиля. И только при нестандартных или очень серьезных повреждениях требуется корректировка работы программы. Следует также обратить внимание на то, что такое оборудование работает довольно долго над восстановлением каждой детали. Это позволяет постепенно изменить форму металла, не повредив его структуры.

Выравнивание геометрии кузова осуществляется при помощи специальных зажимов и приспособлений, устанавливаемых в определенных местах. Части для вытягивания приводятся в действие гидравлическим приводом и управляются компьютером. Это обеспечивает высочайшую точность работы, которую не сможет сделать человек.

Помимо высокотехнологичного оборудования от импортного производителя, для вытягивания деформированных кузовных деталей могут использоваться и ручные инструменты.

Они не обеспечат такой точности, как компьютерное оборудование, однако, они намного дешевле в цене и более просты в использовании. Но, тем не менее, опыт и умения ремонтника при этом более чем необходимы.

Ремонт деформации кузова после крупного ДТП

В результате крупного ДТП обычно страдают одновременно несколько кузовных деталей. Восстановление автомобиля в таких случаях занимает очень много времени и требует немало средств. Если же все-таки принимается решение восстанавливать чрезмерно деформированный автомобиль, то для этого применяются все методы и способы комплексно.

Для начала полностью удаляются все детали, которые выровнять или вытянуть не получится. Такие детали могут иметь разрывы металла, полное изменение геометрии и так далее. То есть проще будет такие детали полностью снять и заменить на новые. Если же деталь несъемная, то участок заменяется кусками металла, который подбирается по структуре и прочим параметрам.

Когда все детали, которые не подлежат рихтовке или вытягиванию сняты, то кузов выравнивают при помощи вышеописанных способов. После процедур рихтования и вытягивания устанавливаются новые детали, которым нашлась замена. Они также подгоняются под общую геометрию в соответствии с установленными размерами между контрольными точками. После окончания сборки кузова проводится контрольный замер геометрических параметров, и автомобиль отдается на покраску.

Источник статьи: http://autokuz.ru/kuzovnoy-remont/deformaciya-kuzova-avtomobilya.html

Выравнивание кузова автомобиля после аварии

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье рас­смот­рим неко­то­рые аспек­ты вырав­ни­ва­ния ава­рий­но­го кузо­ва автомобиля.

При объ­яс­не­нии прин­ци­па вырав­ни­ва­ния кузо­ва после дефор­ма­ции мож­но часто услы­шать, что для выпрям­ле­ния повре­ждён­но­го кузо­ва нуж­но при­ло­жить такую же силу, кото­рая подей­ство­ва­ла на кузов при ава­рии, толь­ко в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии. Это утвер­жде­ние истин­но, но име­ет неко­то­рые тонкости.

Слож­но точ­но опре­де­лить коли­че­ство силы и направ­ле­ние её при­ло­же­ния. Даже если это воз­мож­но, момент силы воз­дей­ствия на кузов при ава­рии и более мед­лен­ное вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие не оди­на­ко­вы. Так­же, повре­ждён­ные эле­мен­ты кузо­ва име­ют дру­гие харак­те­ри­сти­ки метал­ла, в срав­не­нии с целой, не повре­ждён­ной дета­лью. Они уже будут реа­ги­ро­вать на при­ло­же­ние уси­лия по-другому.

Сила, полу­чен­ная маши­ной в ава­рии – это мгно­вен­ная сила. Таким обра­зом, даже если маши­на не закреп­ле­на, она не нач­нёт дви­гать­ся, а дефор­ми­ру­ет­ся. В кон­траст это­му, сила при ремон­те при­ла­га­ет­ся мед­лен­но. Эта сила име­ет более широ­кий эффект, чем сила, при­ло­жен­ная при аварии.

Измерение

При сме­ще­ни­ях струк­тур­ных эле­мен­тов изме­ня­ют­ся зазо­ры меж­ду пане­ля­ми кузо­ва. По зазо­рам мож­но понять в какую сто­ро­ну про­изо­шло сме­ще­ние. Что­бы узнать точ­нее, необ­хо­ди­мо делать замеры.

Кузов авто­мо­би­ля име­ет мно­же­ство сим­мет­рич­ных точек. Делая диа­го­наль­ные изме­ре­ния, мож­но понять, где и насколь­ко про­изо­шло откло­не­ние. Нуж­но так­же изме­рять и учи­ты­вать изме­не­ние несу­щих эле­мен­тов кузо­ва по высо­те. Более подроб­но об изме­ре­ни­ях мож­но про­чи­тать в дру­гой ста­тье.

Закрепление автомобиля перед вытягиванием

Повре­жден­ный кузов нуж­но закре­пить, что­бы он оста­вал­ся на месте во вре­мя вытя­ги­ва­ния повре­жде­ния. Закреп­ле­ние долж­но быть доста­точ­но надёж­ным, что­бы выдер­жать вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие. Для это­го исполь­зу­ют поста­нов­ку на ста­пель или закреп­ля­ют кузов цепя­ми за пет­ли или дру­гие ста­ци­о­нар­ные эле­мен­ты в мастер­ской обо­ру­до­ван­ной ими зара­нее, спо­соб­ные выдер­жать необ­хо­ди­мую нагрузку.

Как определить направление вытягивания

Давай­те рас­смот­рим при­мер повре­жде­ния перед­ней левой части, по диа­го­на­ли. Левая часть пере­да кузо­ва вдав­ле­на назад, в то вре­мя как осталь­ная часть ушла вправо.

Так как удар был нане­сён с пере­да, сле­ва, по диа­го­на­ли, то мож­но поду­мать, что вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие нуж­но при­ла­гать так­же с пере­да, сле­ва, по диа­го­на­ли и так как дефор­ми­ро­ван­ную часть немно­го под­ня­ло, то направ­ле­ние вытя­ги­ва­ние долж­но быть направ­ле­но немно­го вниз. Одна­ко, такой поря­док вытя­ги­ва­ния будет непра­виль­ным. Даже если такое повре­жде­ние тянуть с пере­да по диа­го­на­ли, тяну­щая сила будет рас­се­и­вать­ся в направ­ле­нии согну­той пра­вой боко­вой части, а так­же из-за сопро­тив­ле­ния всех при­ле­га­ю­щих дета­лей. Если при­ла­гать боль­шее уси­лие, то мож­но полу­чить допол­ни­тель­ную дефор­ма­цию в месте вытя­ги­ва­ния. Таким обра­зом, в дан­ном слу­чае, диа­го­наль­ное направ­ле­ние вытя­ги­ва­ния (про­ти­во­по­лож­ное направ­ле­нию силы уда­ра) неэффективно.

Этот при­мер пока­зы­ва­ет, что ино­гда, вне зави­си­мо­сти от направ­ле­ния дефор­ма­ции, направ­ле­ние вытя­ги­ва­ния долж­но быть пря­мым в отно­ше­нии струк­ту­ры кузо­ва. Тогда тяну­щая сила будет дей­ство­вать наи­бо­лее эффек­тив­но. Это не исклю­ча­ет диа­го­наль­но­го направ­ле­ния вытя­ги­ва­ния. Нуж­но все­гда ста­рать­ся понять струк­ту­ру повре­жде­ния и опре­де­лить какое направ­ле­ние вытя­ги­ва­ния наи­бо­лее эффективно.

Тяну­щие зажи­мы нуж­но уста­нав­ли­вать так, что­бы направ­ле­ние вытя­ги­ва­ния и плос­кость поверх­но­сти, на кото­рой сто­ит зажим совпадали.

Воз­вра­ще­ние метал­ла назад после ослаб­ле­ния усилия

Когда при­ла­га­ет­ся тяну­щее уси­лие, дефор­ми­ро­ван­ная часть кузо­ва, кото­рая долж­на выправ­лять­ся, пру­жи­нит назад. Это про­ис­хо­дит из-за эла­стич­но­сти листо­во­го метал­ла и по при­чине уплот­не­ния метал­ла в месте деформации.

Допол­ни­тель­ная перетяжка

Учи­ты­вая тот факт, что металл зна­чи­тель­но воз­вра­ща­ет­ся назад после ослаб­ле­ния уси­лия, нуж­но при вытя­ги­ва­нии делать допол­ни­тель­ную пере­тяж­ку. То есть, даже если при вытя­ги­ва­нии достиг­ну­ты нуж­ные пара­мет­ры раз­ме­ров, нуж­но про­дол­жать вытя­ги­вать ещё на несколь­ко сан­ти­мет­ров. После ослаб­ле­ния эти сан­ти­мет­ры воз­вра­тят­ся обрат­но, и Вы полу­чи­те нуж­ные раз­ме­ры или пара­мет­ры рас­по­ло­же­ния кузов­ных деталей.

Про­сту­ки­ва­ние при вытягивании

Дефор­ми­ро­ван­ная область, металл кото­рой полу­чил пла­сти­че­скую дефор­ма­цию, ста­но­вит­ся очень жёст­кой и не выправ­ля­ет­ся, даже если Вы рас­тя­ги­ва­е­те деталь со зна­чи­тель­ным уси­ли­ем. Для выправ­ле­ния дефор­ми­ро­ван­но­го метал­ла, нуж­но про­сту­ки­вать молот­ком область дефор­ма­ции во вре­мя вытя­ги­ва­ния детали.

Не вытя­ги­вай­те всё за один раз

Вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие не толь­ко выправ­ля­ет дефор­ми­ро­ван­ную область, но так­же воз­дей­ству­ет на нор­маль­ный металл. Кро­ме того, при еди­нич­ном боль­шом уси­лии, неэла­стич­ный металл в зоне дефор­ма­ции может трес­нуть. Рез­кое вытя­ги­ва­ю­щее воз­дей­ствие создаст раз­рыв в метал­ле, не вытя­нув его.

Нагрев при вытягивании

Если нагре­вать до опре­де­лён­ной тем­пе­ра­ту­ры место с пла­сти­че­ской дефор­ма­ци­ей, излиш­няя жёст­кость умень­шит­ся и металл ста­нет сно­ва эла­стич­ным. Этот про­цесс назы­ва­ет­ся отпус­ком метал­ла. Нагре­тый металл ста­но­вит­ся более мяг­ким и более подат­ли­вым. Так ему лег­че воз­вра­тить пер­во­на­чаль­ную форму.

Одна­ко, нагрев изме­ня­ет внут­рен­нюю струк­ту­ру метал­ла, умень­шая его прочность.

Ремонт панелей кузова

Перед ремон­том необ­хо­ди­мо помыть маши­ну. Луч­ше отмыть весь авто­мо­биль и осо­бен­но тща­тель­но повре­ждён­ные пане­ли. Из-за гря­зи и пыли слож­но понять и опре­де­лить струк­ту­ру повре­жде­ния. Гля­нец на чистой дета­ли, так­же, помо­га­ет луч­ше понять харак­тер повре­жде­ния, в том чис­ле вто­ро­сте­пен­ные дефор­ма­ции, о кото­рых было напи­са­но выше.

Про­стое пра­ви­ло руч­ной мой­ки маши­ны – начать с кры­ши и закон­чить колёсами.

Опре­де­ле­ние повре­жде­ний кузова

  • Визу­аль­ная про­вер­ка. Если лако­кра­соч­ное покры­тие не повре­жде­но, то мож­но визу­аль­но вни­ма­тель­но осмот­реть кузов­ную панель при хоро­шем осве­ще­нии. Луч­ше это делать на неко­то­ром рас­сто­я­нии и под углом (гля­дя сбо­ку). Мож­но так­же менять угол обзо­ра и сле­дить за отра­же­ни­ем лако­кра­соч­но­го покры­тия. При пло­хом осве­ще­нии или недо­ста­точ­ном глян­це мож­но намо­чить поверх­ность, что тоже помо­жет уви­деть вмя­ти­ны и выпук­ло­сти. Для срав­не­ния мож­но све­рять­ся с такой же пане­лью, рас­по­ло­жен­ной с про­ти­во­по­лож­ной стороны.
  • Про­вер­ка рукой. Когда дефор­ма­ция неболь­шая, то быва­ет доста­точ­но слож­но опре­де­лить её. Имея опыт, мож­но почув­ство­вать неболь­шие вмя­ти­ны, про­ве­дя ладо­нью руки по поверх­но­сти. Исполь­зо­ва­ние пер­чат­ки или тка­ни помо­жет луч­ше ощу­тить неров­но­сти поверх­но­сти, чем голая рука. Ладонь нуж­но дер­жать пря­мо и сколь­зить по поверх­но­сти. Нуж­но дви­гать рукой пооче­рёд­но в двух направ­ле­ни­ях и скон­цен­три­ро­вать­ся на её ощу­ще­ни­ях. Таким мето­дом мож­но поль­зо­вать­ся для опре­де­ле­ния неров­но­стей до и в тече­ние ремонта.

  • Выяв­ле­ние неров­но­стей шли­фо­ва­ни­ем. Если исполь­зо­вать орби­таль­ную шли­фо­валь­ную машин­ку, что­бы слег­ка отшли­фо­вать место повре­жде­ния, то крас­ка оста­нет­ся нетро­ну­той в ямках и пол­но­стью отшли­фу­ет­ся в выпук­ло­стях. Даже после пол­но­го уда­ле­ния крас­ки, шли­фо­ва­ние будет остав­лять на метал­ле сле­ды, помо­гая опре­де­лить, где оста­лась ямка, а где выпук­лость. Такую про­це­ду­ру луч­ше делать, рав­но­мер­но дви­гая шли­фо­валь­ной машин­кой по ремонт­ной обла­сти, не задер­жи­ва­ясь на одном месте и силь­но не надав­ли­вая на кузов­ную панель. Мож­но, так­же, исполь­зо­вать шли­фо­валь­ный бру­сок со сред­не­зер­ни­стой шли­фо­валь­ной бумагой.
  • Про­явоч­ное покры­тие исполь­зу­ет­ся для опре­де­ле­ния неров­но­стей в про­цес­се ремон­та. Прин­цип тот же, что и в преды­ду­щем пунк­те, толь­ко про­явоч­ное покры­тие поз­во­ля­ет сде­лать неров­но­сти более кон­траст­ны­ми и более замет­ны­ми. Про­явоч­ное покры­тие может исполь­зо­вать­ся и в про­цес­се вырав­ни­ва­ния шпа­клёв­ки. При рих­то­ва­нии луч­ше при­ме­нять такое покры­тие, нано­си­мое из аэро­золь­но­го бал­лон­чи­ка, а при вырав­ни­ва­нии шпа­клёв­ки мож­но при­ме­нять и порошок.
  • Мож­но опре­де­лять нали­чие вмя­ти­ны, при­сло­няя к поверх­но­сти линейку.

Типы дефор­ма­ции пане­лей кузова

В целом повре­жде­ние мож­но раз­де­лить на пря­мое (или глав­ное) и вто­ро­сте­пен­ное. Глав­ное повре­жде­ние содер­жит точ­ку кон­так­та уда­ра. Обыч­но это самое глу­бо­кое место повре­жде­ния. Глав­ное повре­жде­ние обыч­но не такое боль­шое, как вто­ро­сте­пен­ное, кото­рое име­ет более широ­кую область. Дефор­ма­ция может вклю­чать серию вмя­тин, изги­бы, рас­пре­де­лён­ные по поверх­но­сти, склад­ки, кото­рые дела­ют металл более жёст­ким и удер­жи­ва­ют струк­ту­ру дефор­ма­ции. Перед нача­лом ремон­та важ­но опре­де­лить направ­ле­ние силы уда­ры, что­бы при ремон­те при­ло­жить вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие в про­ти­во­по­лож­ном направлении.

Непря­мое (вто­ро­сте­пен­ное) повре­жде­ние воз­ни­ка­ет из-за того, что металл утя­ги­ва­ет­ся вме­сте с глав­ным повре­жде­ни­ем. Раз­мер вто­ро­сте­пен­но­го повре­жде­ния зави­сит от силы удара.

Металл на гра­ни­цах вто­ро­сте­пен­но­го повре­жде­ния может высту­пать над общим уров­нем плос­ко­сти пане­ли. Если край вто­ро­сте­пен­ной дефор­ма­ции жёст­кий и не выправ­ля­ет­ся при несиль­ном нажа­тии, зна­чит в этом месте про­изо­шла пла­сти­че­ская дефор­ма­ция, о кото­рой будет напи­са­но ниже. В этом слу­чае, выправ­ле­ние вмя­ти­ны нуж­но начи­нать с вто­ро­сте­пен­но­го повре­жде­ния, посте­пен­но пере­хо­дя к глав­но­му. В при­ме­ре, при­ве­дён­ном на фото­гра­фи­ях выше при уда­ре задет край пане­ли, кото­рый дол­жен выправ­лять­ся одним из пер­вых при рих­то­ва­нии. Таким обра­зом, мож­но выпра­вить край и перей­ти к вто­ро­сте­пен­но­му повре­жде­нию, а глав­ная вмя­ти­на, в этом слу­чае, выправ­ля­ет­ся в послед­нюю очередь.

Отли­чие упру­гой от пла­сти­че­ской деформации

Когда панель полу­ча­ет удар, то обра­зу­ет­ся либо упру­гая, либо пла­сти­че­ская дефор­ма­ция. Упру­гая дефор­ма­ция исче­за­ет после сня­тия нагруз­ки. Металл воз­вра­ща­ет­ся в своё пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние. Одна­ко, пла­сти­че­ская дефор­ма­ция оста­нав­ли­ва­ет металл от вос­ста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­ной формы.

Таким обра­зом, пра­виль­ный ремонт дол­жен выправ­лять зоны пла­сти­че­ской дефор­ма­ции, а упру­гая дефор­ма­ция уйдёт после устра­не­ния пла­сти­че­ской. Это эле­мен­тар­но, но очень важ­но знать и уметь отли­чать один вид дефор­ма­ции от дру­го­го. Если же во вто­ро­сте­пен­ном повре­жде­нии про­изо­шла пла­сти­че­ская дефор­ма­ция, то выправ­ле­ние нуж­но начи­нать имен­но с это­го вто­ро­сте­пен­но­го повре­жде­ния (как в при­ме­ре выше).

Края упру­гой дефор­ма­ции не чёт­кие и визу­аль­но не замет­ны. Это обыч­но плав­ные неров­но­сти. Если такую вмя­ти­ну нажать с обрат­ной сто­ро­ны, то она меня­ет свою фор­му. В про­ти­во­по­лож­ность это­му, при пла­сти­че­ской дефор­ма­ции Вы, веро­ят­нее все­го, най­дё­те ост­рые углы и повре­жде­ние крас­ки. При нажа­тии тако­го повре­жде­ния с обрат­ной сто­ро­ны, дефор­ми­ро­ван­ная часть оста­нет­ся неиз­мен­ной, в то вре­мя как при­ле­га­ю­щие обла­сти пане­ли будут дви­гать­ся от воздействия.

Пла­сти­че­скую дефор­ма­цию листо­вой металл при­об­ре­та­ет на заво­де при штам­по­ва­нии, а так­же в резуль­та­те аварии.

Вмя­ти­ны на выпук­лых панелях

Вмя­ти­ны на выпук­лых пане­лях быва­ет доста­точ­но лег­ко выпра­вить. Выпук­лые пане­ли име­ют «память» и металл будет ста­рать­ся вер­нуть­ся в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Это «память», полу­чен­ная при штам­по­ва­нии дета­ли кузо­ва. Нуж­но толь­ко помочь ей.

На выпук­лых пане­лях удар созда­ёт неболь­шую напря­жён­ную область вокруг вмя­ти­ны, выра­жа­ю­щу­ю­ся высту­пом над поверх­но­стью, кото­рую нуж­но про­сту­ки­вать при выправ­ле­нии вмятины.

Методы выправления для разных повреждений

  • Для вытя­ги­ва­ния сило­вых эле­мен­тов кузо­ва при­ме­ня­ют спе­ци­аль­ные зажи­мы, кото­рые при­ме­ня­ют­ся с цепя­ми и гид­рав­ли­че­ским обо­ру­до­ва­ни­ем или лебёдкой.
  • При необ­хо­ди­мо­сти при­ме­не­ния зна­чи­тель­но­го уси­лия при­ме­ня­ет­ся гид­рав­ли­че­ская рас­тяж­ка. Она, в основ­ном, исполь­зу­ет­ся для выправ­ле­ния сило­вых эле­мен­тов кузо­ва. Внеш­ние пане­ли, в боль­шин­стве слу­ча­ев, ремон­ти­ру­ют­ся руч­ны­ми инструментами.
  • При досту­пе с обе­их сто­рон повре­ждён­ной пане­ли при­ме­ня­ют­ся молот­ки, гла­дил­ки, под­держ­ки (кон­тро­по­ры), рычаги.
  • Для выправ­ле­ния дефор­ма­ций с огра­ни­чен­ным досту­пом к обрат­ной сто­роне при­ме­ня­ют­ся моло­ток обрат­но­го дей­ствия и все­воз­мож­ные пул­ле­ры вме­сте со спот­те­ром, кото­рым при­ва­ри­ва­ют­ся раз­лич­ные тяну­щие эле­мен­ты к месту ремон­та. Спот­тер хоро­шо при­ме­нять для длин­ных узких повре­жде­ний, кото­рые име­ют огра­ни­чен­ный или не име­ет вовсе доступ к обрат­ной сто­роне пане­ли; для мно­же­ства мел­ких повре­жде­ний; для выправ­ле­ния рёбер жёст­ко­сти, в осо­бен­но­сти на пане­лях, име­ю­щих огра­ни­чен­ный доступ к обрат­ной сто­роне панели.

  • Спе­ци­аль­ная надув­ная подуш­ка (air bladder) может быть уста­нов­ле­на внут­ри две­рей и труд­но­до­ступ­ных мест зад­них кры­льев для выдав­ли­ва­ния боль­ших вмятин.
  • Совре­мен­ные кле­е­вые систе­мы так­же поз­во­ля­ют выправ­лять вмя­ти­ны без досту­па к обрат­ной сто­роне повре­ждён­ной дета­ли и могут исполь­зо­вать­ся как для без­по­кра­соч­но­го ремон­та, так и для пред­ва­ри­тель­но­го вытя­ги­ва­ния повре­жде­ний, тре­бу­ю­щих даль­ней­ше­го окрашивания.
  • Для вытя­ги­ва­ния вмя­тин без повре­жде­ния крас­ки так­же при­ме­ня­ют­ся спе­ци­аль­ные ваку­ум­ные при­сос­ки. Такие при­сос­ки хоро­шо вытя­ги­ва­ют «плав­ные» вмя­ти­ны с неболь­шой пла­сти­че­ской деформацией.
  • Малень­кие вмя­ти­ны мож­но выпра­вить, раз­гла­жи­вая их спе­ци­аль­ным инстру­мен­том для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин ( PDR ). Для это­го доста­точ­но неболь­шо­го зазо­ра, что­бы полу­чить доступ инстру­мен­та к обрат­ной сто­роне вмя­ти­ны. Более подроб­но о прин­ци­пах и при­ё­мах PDR тех­но­ло­гии може­те про­чи­тать здесь.

Рихтование повреждённых панелей при помощи молотка, гладилки и поддержки

  • Сна­ча­ла нуж­но выпра­вить края и рёб­ра жёст­ко­сти пане­ли, так как они вли­я­ют на общую струк­ту­ру и фор­му пане­ли. Повре­ждён­ные рёб­ра жёст­ко­сти и края будут иска­жать смеж­ные с ними области.
  • Перед при­ме­не­ни­ем молот­ка и дру­гих рих­то­воч­ных инстру­мен­тов дефор­ми­ро­ван­ное место нуж­но попы­тать­ся выда­вить или не силь­но уда­рить в самую глу­бо­кую точ­ку дефор­ма­ции с обрат­ной сто­ро­ны при помо­щи под­держ­ки (кон­тро­по­ры). При обшир­ном повре­жде­нии может пона­до­бить­ся выда­вить несколь­ко обла­стей. В неко­то­рых слу­ча­ях мож­но выда­вить или выбить дефор­ма­цию рукой с обрат­ной сто­ро­ны, прак­ти­че­ски без допол­ни­тель­но­го рих­то­ва­ния. Для пер­во­на­чаль­ной поста­нов­ки фор­мы повре­ждён­ной пане­ли, мож­но так­же при­ме­нять раз­лич­ные обре­зи­нен­ные или дере­вян­ные киян­ки. Так­же, ино­гда удоб­но про­сту­чать повре­жде­ние молот­ком через дере­вян­ный бру­сок нуж­ной длины.
  • Перед рих­то­ва­ни­ем нуж­но, по воз­мож­но­сти, убрать все дета­ли, пре­пят­ству­ю­щие удоб­но­му доступу.
  • После­до­ва­тель­ность рих­тов­ки может отли­чать­ся, в зави­си­мо­сти от струк­ту­ры повреждения.

  • Моло­ток с под­держ­кой при­ме­ня­ют­ся при нали­чии досту­па с двух сто­рон пане­ли. Под­держ­ка и моло­ток долж­ны соот­вет­ство­вать кон­ту­ру пане­ли или быть мак­си­маль­но похо­жи­ми. При­ме­ня­ют­ся основ­ные две тех­ни­ки – «под­держ­ка под молот­ком» и «под­держ­ка вне молот­ка». Более подроб­но об этом напи­са­но здесь. Рабо­тая молот­ком, нуж­но бить по ров­ной тра­ек­то­рии, без сме­ще­ний впра­во-вле­во, что­бы боёк на поверх­ность попа­дал ров­но. Нуж­ную силу уда­ра молот­ка нуж­но опре­де­лить экс­пе­ри­мен­таль­ным путём. Это зави­сит от тол­щи­ны метал­ла и сте­пе­ни повре­жде­ния. Начать нуж­но с лёг­ких уда­ров и, при необ­хо­ди­мо­сти, уве­ли­чить силу уда­ра. Неко­то­рые под­держ­ки име­ют спе­ци­аль­ную фор­му для более удоб­но­го раз­ме­ще­ния в узких местах. Под­держ­ку нуж­но дер­жать лег­ко, силь­но не зажи­мая. В неко­то­рых слу­ча­ях мож­но её нано­сить несиль­ные уда­ры с обрат­ной сто­ро­ны панели.
  • Раз­лич­ные при­ё­мы рих­тов­ки и тех­ни­ки исполь­зо­ва­ния под­лож­ки и дру­гих рих­то­воч­ных инстру­мен­тов чаще все­го при­ме­ня­ют­ся в ком­би­на­ции. При рих­тов­ке повре­жде­ния нуж­но воз­дей­ство­вать пери­о­ди­че­ски на все обла­сти повре­жде­ния, а не зацик­ли­вать­ся на одном месте. Так, дефор­ма­ция будет выправ­лять­ся посте­пен­но и рав­но­мер­но, не рас­тя­ги­вая металл. Ошиб­кой при рих­то­ва­нии явля­ет­ся попыт­ка с одно­го уда­ра молот­ком вер­нуть вмя­ти­ну в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Луч­ше нане­сти мно­же­ство лёг­ких уда­ров, чем несколь­ко силь­ных. Нуж­но набрать­ся тер­пе­ния. Рих­то­ва­ние долж­но про­ис­хо­дить посте­пен­но, с обду­мы­ва­ни­ем каж­до­го действия.
  • Коли­че­ство силы, при­ла­га­е­мой при выправ­ле­нии повре­жде­ния, зави­сит от струк­ту­ры это­го повре­жде­ния. При рих­тов­ке молот­ком, его вес име­ет зна­че­ние. Даже не силь­ные уда­ры тяжё­лым молот­ком могут рас­тя­нуть металл, что потре­бу­ет его даль­ней­шее оса­жи­ва­ние. Начи­нать надо с лёг­ких уда­ров и, по мере необ­хо­ди­мо­сти, уве­ли­чи­вать силу воз­дей­ствия до опре­де­лён­ных пре­де­лов. Рих­туя молот­ком, нуж­но нано­сить мно­же­ство быст­рых сколь­зя­щих дви­же­ний с надав­ли­ва­ю­щим дей­стви­ем. Не нуж­но уско­рять рабо­ту, слиш­ком уве­ли­чи­вая силу удара.
  • Спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать силу уда­ра рих­то­воч­ным молот­ком при­хо­дит с опы­том. Важ­но научить­ся базо­вым прин­ци­пам и мно­го прак­ти­ко­вать­ся. Нуж­но рабо­тать молот­ком, исполь­зуя толь­ко дви­же­ние запястьем. Дви­же­ние пред­пле­чья, при этом, не задействуется.

  • Если повре­жде­ние зна­чи­тель­ное, то вме­сто пря­мо­го уда­ра в центр, нуж­но делать мно­же­ство лёг­ких уда­ров от пери­фе­рии к цен­тру по спи­ра­ли. Таким обра­зом, при при­бли­же­нии к цен­тру вмя­ти­ны, дефор­ма­ция ослаб­нет. Такая мето­ди­ка рих­тов­ки соот­вет­ству­ет логи­ки воз­вра­ще­ния повре­жде­ния в поряд­ке, про­ти­во­по­лож­ном его воз­ник­но­ве­нию. Послед­ни­ми при повре­жде­нии воз­ник­ли имен­но вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния, с них и нуж­но начи­нать рих­тов­ку. Если сра­зу пытать­ся выпра­вить глав­ную дефор­ма­цию, тогда выправ­лен­ный металл вокруг оста­нет­ся неровным.
  • Боль­шое пре­иму­ще­ство гла­дил­ки заклю­ча­ет­ся в том, что она при уда­ре воз­дей­ству­ет на боль­шую пло­щадь одно­мо­мент­но и сила уда­ра рас­пре­де­ля­ет­ся более рав­но­мер­но, в отли­чие от молот­ка. Гла­дил­ку и под­хо­дя­щую под­держ­ку удоб­но исполь­зо­вать при финиш­ном раз­рав­ни­ва­нии пане­ли, так как она спо­соб­на раз­рав­ни­вать даже неболь­шие неров­но­сти и не рас­тя­ги­ва­ет металл.
  • Мел­кие вмя­ти­ны мож­но выби­вать ост­рым кон­цом молот­ка, без поддержки.

Регулировка зазоров

При регу­ли­ров­ке зазо­ров кузо­ва не долж­но быть ника­ких пере­ко­сов, за счёт, к при­ме­ру, дом­кра­та, уста­нов­лен­но­го с одной сто­ро­ны маши­ны. Луч­ше, что­бы авто­мо­биль сто­ял на колёсах.

Зазо­ры луч­ше отре­гу­ли­ро­вать до покра­соч­ных работ, что­бы потом слу­чай­но не поца­ра­пать све­же­окра­шен­ную поверх­ность. Даже если пане­ли кузо­ва будут окра­ши­вать­ся не на машине, луч­ше сна­ча­ла всё выста­вить и где-то подо­гнуть, если тре­бу­ет­ся. Потом, с уве­рен­но­стью, что всё нор­маль­но вста­ёт на свои места, мож­но красить.

При регу­ли­ров­ке всех зазо­ров кузо­ва, нач­ни­те с две­рей. Отре­гу­ли­руй­те и сде­лай­те ров­ны­ми и оди­на­ко­вы­ми зазо­ры меж­ду зад­ни­ми кры­лья­ми и перед­ней и зад­ней две­рью. Перед­ние две­ри луч­ше регу­ли­ро­вать со сня­ты­ми перед­ни­ми кры­лья­ми, для луч­ше­го досту­па к шар­ни­рам. Далее капот с перед­ни­ми кры­лья­ми. Ино­гда, при труд­но­сти рас­по­ло­же­ния пане­ли в одной плос­ко­сти с при­ле­га­ю­щей пане­лью, быва­ет необ­хо­ди­мо воз­дей­ство­вать на креп­ле­ние шар­ни­ра. Для это­го мож­но под­ло­жить дере­вян­ный бру­сок нуж­но­го раз­ме­ра и при­крыть панель, при­жав бру­сок. В таких слу­ча­ях нуж­но быть очень осто­рож­ным, что­бы не пере­бор­щить и не повре­дить кузов­ную деталь. Этот при­ём ино­гда помо­га­ет выста­вить в нуж­ной плос­ко­сти крыш­ку багаж­ни­ка и капот.

При уста­нов­ке новой пане­ли, ино­гда её тре­бу­ет­ся немно­го подо­гнуть, что­бы все её части были в одной плос­ко­сти с при­ле­га­ю­щи­ми пане­ля­ми. Панель «пере­ги­ба­ет­ся» с нуж­но­го края. Это не вызы­ва­ет дефор­ма­ции дета­ли и осу­ществ­ля­ет­ся даже на заво­де, при регу­ли­ров­ке посад­ки панелей.

Источник статьи: http://kuzov.info/viravnivanie-kuzova-avtomobila/

Оцените статью
Все про машины