Снятие, разъединение и установка двигателя
Снятие
При работе в двигательном отсеке необходимо иметь в виду, что вентилятор радиатора может самостоятельно включаться при выключенном двигателе и включенном зажигании (положение «II» ключа зажигания). Вследствие имеющих место в двигательном отсеке процессов теплоотвода, это может происходить многократно. Поэтому, по возможности, при работе в двигательном отсеке следует выключать зажигание.
Не следует забывать, что топливо является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При работе с компонентами системы питания соблюдайте все принятые меры пожарной безопасности. Не курите, не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или незащищенной абажуром переноской. Не производите обслуживание системы в помещении, оборудованном работающими на природном газе и оснащенными контрольным факелом отопительными приборами (такими как водогреи и сушилки для одежды). Не забывайте, что топливо относится к числу канцерогенных веществ, способствующих развитию рака. Старайтесь не допускать попадания топлива на открытые участки тела, — пользуйтесь защитными резиновыми перчатками, при случайном непредвиденным контакте тщательно промывайте руки теплой водой с мылом. Без промедления собирайте пролитое топливо и не складывайте пропитанную ГСМ ветошь вблизи источников открытого огня. Помните, что система питания оборудованных впрыском топлива моделей постоянно находится под давлением. Прежде чем приступать к отсоединению топливных линий, сбросьте остаточное давление в системе (подробнее см. Главу Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов). При обслуживании компонентов системы питания надевайте защитные очки. Постоянно держите под рукой огнетушитель класса В!
Тракт системы кондиционирования воздуха также постоянно находится под давлением, а потому перед рассоединением рефрижераторных линий необходимо произвести разрядку системы в условиях специализированной мастерской.
В стандартную комплектацию всех современных автомобилей входит система SRS, основными компонентами которой являются подушки безопасности. Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ вблизи расположения датчиков направленных перегрузок SRS, в районе рулевой колонки либо панели приборов, в обязательном порядке отключайте систему во избежание случайного срабатывания подушек безопасности, чреватого получением серьезных травм.
Составители настоящего Руководства рекомендуют производить снятие двигателя в сборе с трансмиссией. Сборка агрегата опускается вниз и извлекается из-под автомобиля, ввиду чего следует позаботиться о способах надежной фиксации транспортного средства в поднятом положении.
В зависимости от года выпуска и оборудования вакуумные шланги и шланги системы охлаждения могут иметь различные трассы прокладки. Рекомендуется перед разборкой соединений пометить их клейкой лентой. Далее описывается снятие двигателя С14SE. Операции с другими двигателями производятся аналогично.
1. Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с достаточно твердым покрытием. Снимите капот (см. Главу Кузов). Приведите передние колеса в прямолинейное положение, извлеките ключ из замка зажигания и заблокируйте рулевую колонку.
Вследствие отключения аккумуляторной батареи стирается информация из памяти, например, DTC или код аудиосистемы. Батарею отключайте только при выключенном зажигании. В противном случае можно повредить блок управления впрыском.
4. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость.
5. Отсоедините все шланги системы охлаждения от радиатора. Предварительно ослабьте хомуты и сместите их назад.
6. Разъедините разъем электродвигателя вентилятора и отсоедините жгут электропроводки от рукава воздухозаборника.
7. Выверните крепежные болты рукава воздухозаборника и, вынув его наверх из держателя, снимите с радиатора.
8. Снимите трос дроссельной заслонки с корпуса дроссельной заслонки и отведите его в сторону (см. Главу Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
9. Снимите все вакуумные шланги с патрубка дроссельной заслонки.
10. Снимите вакуумный шланг с усилителя тормозов.
Отсоединение вакуумного шланга от усилителя тормозов
11. Разъедините разъемы инжекторов и отведите жгут электропроводки в сторону.
12. Отсоедините шланги охлаждающей жидкости от расширительного бачка и снимите его.
13. Отсоедините шланги отопителя от патрубков на переборке двигательного отсека.
Крепление шлангов отопителя
14. Снимите скобу с троса привода сцепления и отсоедините трос от рычага сцепления.
Крепление троса привода сцепления и разъем выключателя фонаря заднего хода
15. Разъедините разъем выключателя фонаря заднего хода (стрелка слева на иллюстрации).
16. Пометьте подающий и возвратный топливные шланги, чтобы не перепутать их местами при сборке. Пережмите шланги зажимами. Отсоедините держатель топливных шлангов у впускного трубопровода и снимите их. Вытекающее топливо соберите ветошью.
Крепление держателя топливных шлангов
17. Отсоедините спидометр от коробки передач.
18. Пометьте лентой всю электропроводку, идущую к двигателю и отсоедините ее.
19. При комплектации автомобиля системой ГУР ослабьте натяжение V-образного ремня и снимите его (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
20. При соответствующей комплектации выверните болты крепления и снимите насос ГУР с держателя на блоке цилиндров и, не отсоединяя от насоса шланги, подвяжите его проволокой так, чтобы он не мешал дальнейшей разборке и чтобы шланги не были натянуты.
Крепеж насоса ГУР
21. Пометьте положение соответствующего переднего колеса относительно его ступицы, чтобы затем можно было установить сбалансированное колесо в его прежнее положение. Ослабьте болты крепления колеса при стоящем на земле автомобиле. Поддомкратьте передок автомобиля, установите его на подпорки и снимите переднее колесо.
22. Снимите рычаг переключения передач со штока на коробке передач. Для этого ослабьте хомут на рычаге. Предварительно пометьте обе части так, чтобы при сборке их можно было установить в прежнее положение.
Хомут на рычаге переключения передач
23. Отсоедините электропроводку от генератора и стартера (см. Главу Системы электрооборудования двигателя).
24. Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу, снимите ее с держателей и наклоните в сторону.
25. Выньте справа и слева из поворотных кулаков шаровые опоры. Предварительно выверните зажимные болты.
26. Отсоедините от кузова передние поперечные рычаги.
27. Отдайте болты крепления и снимите держатель тяги передней подвески с поперечной балки переднего подрамника вместе с тягой и стабилизатором поперечной устойчивости.
Болты крепления держателя тяги передней подвески
28. Выбейте из корпуса коробки передач оба приводных вала.
29. Установите под двигатель подъемник и слегка приподнимите силовой агрегат. Можно также воспользоваться подъемным устройством, зацепив его за подъемные проушины двигателя. Приподнимите двигатель так, чтобы разгрузить обе его верхние опоры.
30. Отдайте болты крепления и снимите блоки амортизации двигателя с продольной балки передней рамы и с двигателя. На сопроводительной иллюстрации показан передний левый блок амортизации на автомобилях без систем ГУР или К/В.
Болты крепления переднего левого блока амортизации
31. Проверьте, чтобы от двигателя были отсоединены все шланги, электропроводка и прочие линии.
32. Осторожно опустите двигатель с коробкой передач из двигательного отсека.
Установка
1. Проверьте опоры двигателя, шланги системы охлаждения, масляные и топливные шланги на наличие трещин или других повреждений и при необходимости замените соответствующие части. Осторожно пройдите метчиком резьбу в отверстиях балки передней рамы, чтобы удалить остатки герметика.
2. Проверьте толщину ведомого диска сцепления, а также состояние фрикционных накладок. При значительном износе или большом пробеге замените ведомый диск в комплекте. Если подшипник выключения сцепления при нажатии педали сцепления издает шум, замените подшипник.
3. Очистите подшипник выключения сцепления и смажьте шлицы тонким слоем смазки MoS2.
5. При помощи подъемного оборудования осторожно введите двигатель с коробкой передач в двигательный отсек. Выровняйте двигатель с опорами и затяните болты крепления.
6. Покачайте двигатель в разные стороны.
7. Предварительно очистив щеткой резьбу крепежных болтов блока амортизации двигателя и смазав ее герметиком OPEL-90 167 347/15 10, затяните их с требуемыми усилиями.
8. Вставьте оба приводных вала в корпус коробки передач до упора.
9. Установите на место поперечные рычаги, тяги и стабилизатор (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
10. Подсоедините электропроводку генератора и стартера (см. Главу Системы электрооборудования двигателя).
11. Установите систему выпуска отработавших газов в резиновые опоры и закрепите болтами с усилием 25 Нм к выпускному коллектору.
Используйте новую прокладку.
12. Наденьте рычаг переключения передач на шток и выровняйте нанесенные при снятии метки.
14. Установите на место передние колеса и выровняйте нанесенные при снятии метки. Наверните болты крепления колес. Опустите автомобиль на землю и затяните болты крест-накрест с усилием 110 Нм.
15. Закрепите вал спидометра на коробке передач.
16. Присоедините трос привода сцепления, установите скобы.
17. Подсоедините электропроводку фонаря заднего хода.
18. Наденьте шланги отопителя на штуцеры на переборке двигательного отсека и зафиксируйте шланги хомутами.
19. Подсоедините топливные шланги в соответствии с нанесенной ранее маркировкой и закрепите их хомутами. Шланг подачи топлива следует надевать на соответствующую трубу достаточно далеко. Следите за тем, чтобы хомуты не касались смежных элементов. Закрепите топливные шланги на держателях у выпускного коллектора.
20. Наденьте вакуумный шланг на усилитель тормозов и проверьте надежность соединения.
21. Закрепите резервуар охлаждающей жидкости на переборке двигательного отсека. Подсоедините шланги системы охлаждения и закрепите их хомутами.
22. Соедините разъемы жгута электропроводки двигателя.
23. Подсоедините датчики температуры и давления двигательного масла.
24. Соедините разъемы инжекторов и закрепите жгут электропроводки.
25. Присоедините привод дроссельной заслонки к корпусу дросселя и проверьте его регулировку (см. Главу Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
26. Закрепите приемную воронку воздуха в держателях на радиаторе.
27. Соедините разъем электродвигателя вентилятора и термостата. Закрепите жгут электропроводки.
28. Соедините разъем лямбда-зонда.
Электропроводку следует проложить как можно дальше от вентилятора.
29. Присоедините к радиатору верхний и нижний шланги и закрепите их хомутами.
30. Установите шланг подачи воздуха и воздушный фильтр. При этом очистите воздушный фильтр и его корпус, при необходимости замените фильтр (см. Главу Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
31. При соответствующей комплектации закрепите насос ГУР на держателе. Наденьте V-образный ремень (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
32. Подсоедините отрицательный провод аккумуляторной батареи.
Батарею присоединяйте только при выключенном зажигании. В противном случае может быть поврежден блок управления системой впрыска.
33. Проверьте качество охлаждающей жидкости и залейте ее в систему охлаждения (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
34. Дайте двигателю остыть и проверьте уровень охлаждающей жидкости. Проверьте все соединения шлангов на утечки.
35. Проверьте и при необходимости откорректируйте уровень масла в коробки передач.
Источник статьи: http://www.opelbook.ru/corsa/B/power/engine/snyatie-razedinenie-i-ustanovka-dvigatelya
Снятие и установка двигателя Опель Корса
При отключении аккумулятора стирается информация в электронных устройствах памяти, например накопитель неисправностей двигателя или память охранного кода радиоприемника
Аккумулятор отключать при выключенном зажигании, так как в противном случае может выйти из строя электронный блок управления системы впрыскивания топлива.
При отключении аккумулятора соблюдать указания разделов «Радиоприемник» и «Снятие и установка аккумулятора».
Снять воздушный фильтр в воздухоприемным шлангом.
Слить охлаждающую жидкость в чистый сосуд.
Отсоединить от радиатора все водяные шланги.
Предварительно полностью ослабить и сдвинуть хомуты крепления.
Отсоединить разъем мотора вентилятора и освободить кабельный жгут от раструба вентилятора.
Отвернуть раструб вентилятора от радиатора, вытянуть из кронштейна и снять наверх.
Отвернуть трос газа от корпуса дроссельной заслонки и отложить в сторону.
Отсоединить все вакуумные шланги от штуцера дроссельной заслонки.
Отсоединить вакуумный шланг от гидроусилителя тормозной системы.
Отсоединить разъемы от клапанных форсунок, отсоединить кабельные соединители и отложить жгут проводов в сторону
1 — Модуль DIS системы зажигания
2 — Клапан отвода отработавших газов
3 — Блок впрыскивания MULTEC
5 — Температурный датчик охлаждающей жидкости для устройства впрыскивания
6 — Магнитный выключатель
10 — Выключатель давления масла
11- Крышка маслозаливной горловины
12 — Крышка картера распределительного вала
13 — Клапан контроля парообразования
14 — Передний кожух зубчатого ремня
15. Температурный датчик охлаждающей жидкости
16. Клиновой ремень
17. Шкив коленчатого вала, со звездочкой
18. Датчик импульсов
Отсоединить скобы троса сцепления и отсоединить трос от рычага сцепления.
Отсоединить разъем от выключателя фонарей заднего хода -девая стрелка-.
Замаркировав шланги подвода и отвода топлива для их правильной последующей установки, отсоединить шланги. Отвернуть кронштейн топливных шлангов от впускного коллектора -стрелка- и отсоединить шланги от трубопроводов распределителя топлива.
Внимание: При вытекании топлива подложить тряпку.
Отвернуть валик спидометра от коробки передач.
Все подсоединенные к двигателю провода замаркировать липкой лентой и отключить. Например, электрические провода датчика температуры, выключателя давления масла.
Автомобили с гидроусилителем рулевого управления:
Ослабить натяжение и снять клиновой ребристый ремень.
Отвернуть насос гидроусилителя рулевого управления от кронштейна на моторном блоке и подвесить его на шлангах и проволоке так, чтобы он не мешал дальнейшему демонтажу и чтобы шланги не были натянуты.
Замаркировать положения передних колес на ступицах краской. Благодаря этому отбалансированное колесо можно будет монтировать в том же положении. Ослабить колесные болты на стоящем на земле автомобиле. Поднять автомобиль и снять передние колеса.
Снять трубу механизма переключения передач с тяги на коробке передач. Для этого ослабить хомут на трубе. Предварительно замаркировать обе детали краской так, чтобы их можно было смонтировать в том же положении.
Снять электрические провода с генератора и со стартера.
Отвернуть выпускной коллектор и переднюю трубу глушителя, освободить из резиновых подвесок и отклонить в сторону.
Вытащить левый и правый шарниры из поворотных кулаков, предварительно ослабив стяжные болты.
Отвернуть передние поперечные рычаги от кузова.
Отвернуть от поперечной балки кронштейн для растяжек и снять вместе с поперечными рычагами и стабилизатором.
Вытащить оба приводных вала из коробки передач.
Подставить под двигатель и коробку передач подъемник для двигателя и немного приподнять. Если подъемник для двигателя отсутствует, подсоединить соответствующую цепь к проушинам для вывешивания двигателя и приподнять двигатель краном на столько, чтобы разгрузились опоры двигателя.
Отвернуть демпфирующие блоки с продольной балки передней рамы и от днища автомобиля. На рисунке показан передний левый демпфирующий блок на автомобилях без гидроусилителя рулевого управления и кондиционера.
Проверить, отсоединены ли все шланги, провода и прочие соединения двигателя с кузовом.
Вывести двигатель и коробку передач вниз из моторного отсека.
Внимание: Во избежание повреждений кузова двигатель опускать осторожно.
Снять коробку передач с двигателя.
Установка
Проверить опоры двигателя, водяные, масляные и топливные шланги и при растрескивании и царапинах заменить их.
Осторожно пройти резьбу в балке передней рамы для удаления остатков контровочного средства.
Проверить состояние и толщину накладки ведомого диска сцепления. При значительном износе или большом пробеге заменить сцепление в сборе. Если наблюдались шумы выжимного подшипника при отжатии педали сцепления, заменить подшипник.
Очистить и смазать тонким слоем сернисто-молибденовой смазки выжимной подшипник сцепления и шлицевую часть первичного вала.
Установить коробку передач на двигателе.
С помощью крана осторожно ввести двигатель с коробкой передач снизу в моторный отсек. Выравнять двигатель по опорам и подтянуть болты.
Выправить двигатель возвратно-поступательными движениями.
Привернуть опоры двигателя.
Правый демпфирующий блок двигателя к продольной балке передней рамы: 65 нм. Предварительно очистить резьбу болтов проволочной
щеткой и смазать контровочным составом OPEL-90 167 347/15 10 177. На автомобилях с гидроусилителям рулевого управления затянуть 4 болта моментом 20 нм.
Левый демпфирующий блок двигателя к продольной балке передней рамы: 65 нм. Предварительно очистить резьбу болтов проволочной щеткой и смазать контровочным составом OPEL-90 167 347/15 10 177.
Задний демпфирующий блок двигателя к днищу: 65 нм.
Вставить оба приводных вала в коробку передач до защелкивания.
Установить поперечные рычаги, растяжки и стабилизатор.
Подсоединить провода к генератору и стартеру.
Установить глушитель в резиновые подвески и привернуть выпускной коллектор с новой прокладкой с моментом затяжки болтов 25 нм.
Надвинуть трубу механизма переключения передач на тягу и выравнять ее по сделанной при снятии маркировке.
Проверить регулировку механизма переключения передач.
Поставить передние колеса так, чтобы совпали сделанные при снятии маркировки краской. Привернуть колеса, Опустить автомобиль и перекрестно затянуть колесные болты моментом затяжки 110 нм.
Закрепить валик спидометра в коробке передач.
Подсоединить трос сцепления, надеть скобки.
Подсоединить провод к выключателю фонарей заднего хода.
Надеть шланги отопителя на штуцера на переборке и закрепить их хомутами.
Надеть топливные шланги в соответствии со сделанной при снятии маркировке и закрепить их хомутами. При этом шланг подачи топливо надвинуть на утолщение топливной трубки достаточно далеко.
Следить за тем, чтобы хомуты шлангов не касались окружающих деталей. Привернуть шланги с кронштейном к выпускному коллектору.
Подсоединить вакуумный шланг гидроусилителя тормозной системы. Проверить надежность подсоединения шланга.
Закрепить на переборке бачок охлаждающей жидкости. Подсоединить водяные шланги и закрепить их хомутами.
Соединить разъемы кабельных жгутов двигателя.
Подключить датчик температуры и выключатель давления масла.
Надеть разъемы на форсунки. Закрепить кабельный жгут.
Подсоединить трос газа к корпусу дроссельной заслонки, проверить регулировку.
Вставить в нижние крепления на радиаторе раструб вентилятора и закрепить его.
Подсоединить разъемы мотора вентилятора и термовыключателя, закрепить кабельный жгут.
Соединить разъем лямбда-зонда.
Внимание: Проложить провод так. чтобы он не повредился от крыльчатки вентилятора.
Подсоединить верхний и нижний шланги к радиатору и закрепить их хомутами.
Установить шланг воздухозаборника и воздушный фильтр. При этом очистить корпус и вставку фильтра, при необходимости заменить фильтр.
Рулевое управление с гидроусилителем: Привернуть гидравлический насос к кронштейну, установить клиновой ребристый ремень.
Подключить провод массы к аккумулятору. Внимание: Подключать аккумулятор только при выключенном зажигании, в противном случае может выйти из строя блок управления устройства впрыскивания топлива.
Проверить морозостойкость охлаждающей жидкости и залить ее.
Проверить уровень охлаждающей жидкости на холодном двигателе. Проверить герметичность мест
подключения шлангов.
Проверить уровень масла и при необходимости долить.
Установить время на часах.
Задать охранный код радиоприемника, см. раздел «Установка кода радиоприемника».
ПРОЧИЕ МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ
Выпускной коллектор к головке цилиндров 22 Нм
Передняя правая опора двигателя к кронштейну силового агрегата 60 Нм
Левый кронштейн силового агрегата к коробке передач и опоре двигателя 60 Нм
Правый кронштейн силового агрегата к головке цилиндров 65 Нм
Левый кронштейн силового агрегата к коробке передачи опоре двигателя (рулевое управление с гидроусилителем) 60 Нм
Правый кронштейн силового агрегата к моторному блоку (рулевое управление с гидроусилителем) 60 Нм
Правый кронштейн силового агрегата к опоре двигателя 60 Нм
Задний кронштейн силового агрегата к коробке передач 70 Нм
Задний кронштейн силового агрегата к опоре двигателя 65 Нм
Источник статьи: http://autoruk.ru/opel-korsa/dvigatel/snyatie-i-ustanovka-dvigatelya-opel-korsa