Камаз 4308 кабина схема
Автомобили Камаз 4308 имеют трехместную кабину без спального места.
Кабина имеет подрессоренную подвеску, обеспечивающую надежную изоляцию от воздействия дороги. Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства рычажного типа.
Двери кабины оборудованы опускающимися стеклами и поворотными форточками. Стекла ветровых окон — безопасные, типа “триплекс”. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол — с электроприводом, состоит из электродвигателя с редуктором, тяг и щеток, бачка с электрическим насосом, расположенного в кабине под панелью приборов, трубок, жиклеров и клавиш управления.
Естественная вентиляция, осуществляемая через окна и форточки дверей, вентиляционный люк в крыше, а также система отопления, работающая от системы охлаждения двигателя с принудительной подачей воздуха, к ногам водителя, пассажиров, на ветровые стекла и окна дверей, позволяют устанавливать оптимальную температуру в кабине в любое время года и предохраняют стекла от замерзания.
Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией и мягкой обивкой. Сиденье водителя — регулируемое, что обеспечивает оптимальные условия для работы водителя. В кабине установлены ремни безопасности для всех трех мест кабины.
Специальные аэродинамические устройства: боковые обтекатели, обтекатели крыши, установка которых предусмотрена на кабинах, снижают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля Камаз 4308, повышают топливную экономичность, снижают загрязнение автомобиля Камаз 4308 при движении по мокрым дорогам.
Кабина автомобиля Камаз 4308 состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции и деталей интерьера, оборудования, а также деталей оперения (крыльев, подножек, облицовочной панели и др.) и деталей крепления кабины.
Техническая характеристика кабины
550
— ширина (по крыльям)
2482
2040
2040
—
41
61
8-98
30, 70
3,43-3,92 (0,35-0,4)
от электрического центробежного насоса, встроенного в бачок
2
9. 19
135
12
—
диагонально-поясной РБ 3-44
диагонально-поясной РБ 3-45
поясной РБ ЗС-45
плоские или сферические, с двумя степенями свободы, крепятся на наружной панели двери
Камаз-4308. Корпус кабины
Корпус кабины является силовой частью кабины и основой для крепления всех узлов и оборудования.
Корпус кабины цельнометаллический, собран на точечной сварке из штампованных панелей, предварительно собранных в сборочные единицы: основание, передок, две боковины, задок и крыша. Причем, кабины без спального места и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом. У кабин с одним и двумя спальными местами отличаются только крыша и добавляются надставки боковины и средняя панель задка (собственно спальное место). Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, выштампованными в панелях, и каркасами панелей.
В месте сопряжения панелей образуются сложные замкнутые сечения балок каркаса кабины, которые вместе с каркасами самих панелей и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают высокую жесткость и прочность кабины.
Камаз-4308. Крепление кабины
Кабина крепится к раме в четырех точках с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних подрессоренных опор с запорным механизмом.
Передние шарнирные опоры (рис. 7-1) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине рамы, и верхних кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола. Шарнирное соединение между ними позволяет опрокидывать кабину вперед.
Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки. В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.
Крепление кабины заднее (рис. 7-2) объединено с мягкой подвеской кабины и состоит из двух продольных листовых рессор 1, которые крепятся к кронштейнам 13, жестко закрепленным на лонжероне 14 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 11, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне, а верхней проушиной — в обойме 9 рессоры. К обойме рессоры крепится кронштейн 6 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину. Перемещение кабины вниз ограничивается резиновым буфером, который встроен в амортизатор.
Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля Камаз 4308. При скорости поршня 0,25 м/с контрольные данные усилий сопротивления амортизатора при ходе сжатия 94,2. 259 Н (9,6. 26,4 кгс), при ходе отбоя — 895-1271 Н (91,2-129,6 кгс).
Камаз-4308. Механизм опрокидывания кабины (рис. 7-3) служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.
Механизм опрокидывания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12 (рис. 7-1), которые квадратными концами закреплены в нижних кронштейнах 1 передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противоположных кронштейнов. На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсионов, которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов.
Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53°.
Кабина опрокидывается на 41 ° и при необходимости (для снятия двигателя) может опрокидываться на 61°. Для этого освободите удлинитель ограничителя подъема кабины.
Автомобили Камаз-4308 имеют механизм подъема и опускания кабины (рис. 7-3) с гидроприводом и ручным управлением. Механизм состоит из ручного насоса, цилиндра подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр. В качестве рукоятки приводного вала насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.
Рис. 7-1. Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины: 1 — кронштейн нижний; 2 — болт стяжной: 3 — шайба замковая; 4 — палец (ось); 5 — кронштейн верхний; 6 — балка передняя пола; 7 — рычаг торсиона; 8 — опора рычага торсиона; 9 — втулка опоры; 10 — усилитель пола; 11 — поперечина первая рамы; 12 — торсион; 13 — втулка торсиона; 14 — пластина; 15 — вставка поперечной балки пола.
Рис. 7-2. Задняя опора кабины: 1 — рессора листовая; 2 — болт; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка рессоры; 5 — хомут рессоры; 6 — кронштейн запора; 7 — подушка резиновая; 8 — скоба запора; 9 — обойма; 10 — буфер резиновый; 11 — амортизатор; 12 — кронштейн амортизатора; 13 — кронштейн; 14 — лонжерон рамы.
Рис. 7-3. Механизм подъема и опускания кабины: 1 — насос опрокидывания кабины; 2 — трубка опускания кабины; 3 — трубка подъема кабины; 4 — правый лонжерон рамы; 5 — гидроцилиндр.
Насос подъема и опускания кабины (ручной, плунжерного типа, одностороннего действия) крепится к правому лонжерону рамы автомобиля.
Максимальное давление, развиваемое насосом 18 МПа (180 кгс/см 2 ).
Управление насосом осуществляется установкой золотника в одно из двух положений — ПОДЪЕМ — ОПУСКАНИЕ. Установка золотника производится рукояткой.
Приводной вал имеет отверстие диаметром 20 мм для монтажной лопатки или воротка, входящих в комплект инструмента на автомобиль. Усилие на рукоятке на расстоянии 600 мм от продольной оси приводного вала при давлении 20 МПа (200 кгс/см 2 ) должно быть не более 38 кгс.
Уровень рабочей жидкости в насосе (кабина в транспортном положении) ограничивается нижней кромкой заливной горловины. В качестве рабочей жидкости используется масло МГЕ-10А.
Рис. 7-5. Цилиндр подъема и опускания кабины: 1 — грязесъемник штока; 2, 7 — манжеты; 3 — пробка; 4 — стакан цилиндра; 5 — шток; 6 — полукольца штока; 8 — шайба; 9 — гайка; 10 — транспортная пробка; 11 — штифт; 12, 14 — уплотнительные кольца; 13 — втулки манжет; 15 — крышка цилиндра; 16 — гайка крышки.
Цилиндр подъема и опускания кабины (рис. 7-5) снабжен клапанами безопасности (рис. 7-6). На цилиндре подъема и опускания кабины клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками.
Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается. Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открытия клапана рукоятку золотника нужно повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то рукоятку установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).
Камаз-4308. Подъем кабины. Перед подъемом кабины необходимо затормозить автомобиль Камаз 4308 стояночной тормозной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем надо повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора.
Для подъема кабины в первое положение (на угол 41°) следует установить рукоятку золотника на насосе в положение «Подъем» и, качая приводной вал монтажной лопаткой, поднять кабину. Для предотвращения случайного опускания кабины нужно закрепить стойки ограничителя предохранительной шпилькой 8 (рис. 7-7).
Для опускания кабины следует вынуть стопорную (предохранительную) шпильку, установить рукоятку 6 на насосе в положение «Опускание» и, качая приводной вал 2 монтажной лопаткой, опустить кабину.
Для подъема кабины во второе положение (на угол 61°) надо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и поднять кабину в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец 2 удлинителя. Затем, качая приводной вал насоса монтажной лопаткой, поднять кабину во второе положение.
Ограничитель подъема кабины расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 7 (рис. 7-7) ограничителя вращается в нижнем кронштейне 6, закрепленном на правом лонжероне рамы. Верхняя стойка 9 через удлинитель крепится в верхнем кронштейне 3, закрепленном на продольной балке 1 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная шпилька 8 между нижней и верхней стойками.
Рис. 7-7. Ограничитель подъема кабины: 1 — продольная балка кабины; 2 — палец удлинителя; 3 — верхний кронштейн; 4 — гидроцилиндр; 5 — гидропривод; 6 — нижний кронштейн; 7 — нижняя стойка ограничителя; 8 — предохранительная шпилька; 9 — верхняя стойка ограничителя.
Камаз-4308. Возможные неисправности системы подъема и опускания кабины и способы их устранения
Причина неисправности
Способ устранения
Тугое качание рукоятки насоса или полное заклинивание нагнетательного плунжера. Действие системы не соответствует положению рычагов управления
Во время подъема или опускания кабины или запасного колеса систему заклинило (обычно после резкого качания рукоятки насосом)
Насос работает (подача есть), но кабина не поднимается (не опускается)
Насос не работает (нет подачи), детали насоса передвигаются без заеданий
Подтекание масла в местах соединений топливных трубок, из-под угольников и пробки всасывающего клапана
Механизм запорный кабины (рис. 7-8) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.
Корпус 6 запора крепится к балке задка и продольной балке пола кабины. На оси 9 запора вращается рукоятка 11 запора. Крюк 10 вращается на пальце 8 оси. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12, приваренную к кронштейну 14, закрепленному на обойме рессоры, а крюк 10 входит зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса 6 запора к резиновой подушке 13 на кронштейне скобы. Предохранительный крюк 5 с помощью пружины 4 защелкивается автоматически за скобу.
Для открывания запора перед опрокидыванием кабины поверните рукоятки обоих запоров из нижнего положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления предохранительный крюк.
Рис. 7-8. Запорное устройство кабины: 1 — скоба предохранительного крюка; 2 — корпус запора кабины; 3 — ручка рукоятки запора; 4 — пружина; 5 — предохранительный крюк; 6 — корпус запора; 8 — палец; 9 — ось запора; 10 — крюк; 11 — рукоятка запора; 12 — скоба; 13 — резиновая подушка; 14 — кронштейн.
Двери кабины
Двери кабины открываются вперед, подвешены к передней стойке, и в задней части запираются замком. Дверь состоит из наружной и внутренней панелей, которые по периметру и по контуру окна сварены точечной сваркой.
В нижней части внутренней панели имеется лючок для слива воды из двери, закрытый полиэтиленовой заглушкой. В средней части внутренней панели имеются два люка, предназначенные для монтажа и демонтажа стеклоподъемника, стекла и замка двери, закрытые пластмассовой панелью. К нижней части внутренней панели двери прикреплен пластмассовый карман для мелких вещей.
Уплотнение двери состоит из двух уплотнителей. Первый — это уплотнитель двери из губчатой резины, приклеенный к внутренней панели двери по всему периметру. Своим лепестком он прижимается к боковине при закрывании двери. Второй — это уплотнитель проема двери, выполненный из упругого резиново-металлического профиля, надевающегося на фланец двери, который своей губчатой частью, выполненной в форме трубки, прижимается к внутренней панели двери.
Дверь подвешена к передней стойке кабины на двух навесках. Каждая навеска состоит из двухушковой и трехушковой петель, соединенных осью. Двухушковая петля приварена к внутренней панели двери, а трехушковая крепится четырьмя болтами к передней стойке кабины, внутри которой имеются специальные плавающие пластины, позволяющие осуществлять регулировку навески двери. Ограничивает дверь при открывании и фиксирует ее в открытом положении ограничитель двери, который представляет собой дугообразный рычаг, шарнирно закрепленный на внутренней панели двери, с резиновым буфером и пластинчатыми пружинами на втором конце, которые входят в зацепление с фиксатором при полном открывании двери.
Камаз-4308. Устройство запорное двери состоит из замка двери, фиксатора замка, внутреннего привода с ручкой и наружной ручки с кнопкой замка ручки. Замок двери роторного типа (рис. 7-9) с предохранителем и с кнопочным приводом крепится к торцу двери тремя винтами. При нажатии на кнопку наружной ручки двери шток кнопки нажимает на флажок 4 защелки, которая, поворачиваясь, выходит из зацепления с храповиком 2, что приводит к повороту ротора 5 и открытию двери.
Рис. 7-9. Замок двери роторного типа: 1 — пружины; 2 — храповик; 3 — защелка; 4 — флажок защелки; 5 — ротор; 6 — рычаг тяги; 7 — тяга.
Внутренняя ручка двери связана с замком при помощи привода и тяги 7. Корпус привода тремя винтами крепится к внутренней панели двери. При повороте на себя (вверх) внутренней ручки, сидящей на шлицах оси поводка привода, последний, поворачиваясь и сжимая пружины 1, через тягу 7 привода поворачивает рычаг 6 тяги замка, который, в свою очередь, поворачивает защелку 3, храповик 2, ротор 5 замка. При повороте внутренней ручки двери от себя (вниз) пружина-фиксатор входит в углубление рычага тяги замка и фиксирует данное положение защелки.
Теперь при нажатии на кнопку наружной ручки замок не откроется. При открывании дверей изнутри замок снимается с предохранителя поворотом внутренней ручки на себя.
Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку наружной ручки двери. При повороте ключа (запирании) пластина-запор кнопки своими выступами входит в пазы ручки и не дает возможности перемещаться кнопке. Изнутри при этом дверь открыть можно.
При закрывании двери ротор замка, поворачиваясь, входит в фиксатор, который четырьмя винтами крепится к задней стойке боковины. Плотное прилегание двери к проему обеспечивается двумя положениями храповика; в промежуточном и в положении полного закрытия.
Окна дверей включают опускающиеся стекла и поворотные форточки, которые разделены между собой неподвижными стойками. Стекла дверей — закаленные, полированные. Термообработка обеспечивает прочность стекол, а при ударе стекло разбивается на мелкие тупые осколки. Опускающиеся стекла дверей перемещаются вверх и вниз по направляющим, в которые установлены резиновые уплотнители.
Нижний торец стекла, являясь опорным, впрессован в обойму с резиновой прокладкой. К обойме в середине приварена кулиса стеклоподъёмника.
Поворотная форточка в проеме поворачивается на двух осях. Нижняя ось и гнездо верхней оси форточки через специальную пленку приварены к стеклу токами высокой частоты. Так же приварена к стеклу и ручка запора форточки. Форточка открывается поворотом ручки на 90°, при этом язычок ручки выходит из зацепления с личинкой запора.
Стеклоподъемник окна двери (рис. 7-10) с тросовым приводом, крепится к внутренней панели двери шестью винтами. Механизмы правого и левого стеклоподъемников взаимозаменяемы.
При вращении рукоятки стеклоподъемника усилие через валик привода 2 передается на шестерню ведущую, которая вращает барабан 1 с намотанным на него тросом 3. Перемещение троса вызывает перемещение обоймы опускного стекла, закрепленной на вертикальной ветви троса.
Привод имеет большое передаточное число (девять-десять оборотов ручки для перемещения стекла в одну сторону), поэтому обеспечена легкость перемещения стекла. Усилие на ручке стеклоподъемника примерно в три раза меньше веса стекла. Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, установленном на приводном валике. Тормозной механизм выдерживает нагрузку до 75 кг, приложенную к стеклу в вертикальном направлении.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/KAMAZ/005_kamaz_4308_rukovodstvo/028.htm