- Обзор и характеристики КАЗ 4540 (Колхида)
- История создания
- Сфера применения
- Салон кабины
- Двигатель и КПП
- Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)
- Плюсы и минусы
- Выводы
- Видео
- КАЗ-4540: описание и технические характеристики самосвала для сельского хозяйства
- Назначение и общие принципы конструкции
- Силовая установка. Узлы и механизмы трансмиссии
- Достоинства автомобиля
- Недостатки
Обзор и характеристики КАЗ 4540 (Колхида)
Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) прошел долгий путь работы от 1951 года до 2010 года. Завод закрыт 8 лет назад. За это время грузинские производители представили вниманию общества множество полезных автомобилей. Внимания заслуживают все модели, остановимся на рассмотрении КАЗ 4540. Машина была выпущена в 1984 году. Техника предназначена для различных целей, она может проявить себя в сельском хозяйстве, на строительной площадке.
Содержание:
История создания
Послевоенные годы, военное время, дали понять, что советское производство не соответствует требованиям современности. Большой державе нужно что-то более мощное. Решать нужно было срочно.
Проблема была из-за отсутствия мощных грузовых автомобилей. Урал уже принял свое участие в этом деле, но этого было недостаточно.
Принято решение о подключении к вопросу южных регионов. Грузинский завод Кутаиси был выбран для этих целей, точно не ясно, почему? Репутация завода была сомнительной.
Грузинский завод не пользовался большой популярностью. Это связано с негативными отзывами со стороны водителей. Ненадежные КАЗЫ водители старались всеми правдами и неправдами обходить стороной. Шоферов чуть ли не силой сажали за руль.
В 1951 году грузинские производители представили свой первый автомобиль. Это КАЗ-150, он базировался на узлах и агрегатах ЗИС-150. Все комплектующие передавались из Москвы. На основе первой модели 150 стали появляться другие машины: самосвал КАЗ-585 и седельный тягач КАЗ-120.
Массовой моделью стал грузовик КАЗ-608, он был на конвейере вплоть до 1980 года. Потом он уступил место модели 4540.
В 1984 году появился легендарный автомобиль КАЗ-4540. Он считается самобытным автомобилем, привлекают внимание все детали, особенно двигатель. Конструкция была абсолютно пересмотрена. Вместо бензинового двигателя монтировали дизельный двигатель. Изменения были глобальные. Это последняя модель легендарного завода. Производство остановилось в 2010 году, ценные модели перестали выпускаться намного раньше.
Сфера применения
Автомобиль создавался для конкретных целей большой командой. Его разработки проходили с участием сотрудников из Центрального научно-исследовательского автомобильного, автомоторного института (НАМИ).
Производители поставили цель – сделать универсальную модель, которая будет перевозчиком в сельскохозяйственной сфере.
Предназначение – без сложностей преодолевать полевые дороги, поля для сбора урожая. КАЗ 4540 сможет вывозить много тонн груза за один рейс при высоких ходовых возможностях на трассах общего назначения.
О быстрой разгрузке производители позаботились. Трехстороннее опрокидывание кузова это гарантирует, это решение приняли не сразу.
На протяжении испытаний грузовик показал свои возможности. Сначала было решено выпустить 500 моделей, в последующем увеличить объем производства до 20 000 моделей ежегодно. Планы не были реализованы.
Салон кабины
Кабина рассчитана на 3 человек. Она находится перед передним мостом. Сиденья позволяют комфортно передвигаться пассажирам и водителям. Чтобы открыть доступ к двигателю, нужно ее поднять вперед. Она перемещается с помощью шарниров и гидравлического подъема.
Салон КАЗ 4540 оптимально укомплектован:
- отопитель;
- радиоприемник;
- ультракоротковолновая радиостанция;
- кондиционер.
Салон оформлен грамотно, доступ ко всем примочкам беспрепятственный. Отсутствует спальное место, машина предназначена не для дальних путешествий. Это «сельхозник».
Двигатель и КПП
Показатель | Еденица измерения | Значение |
Кабина | мест | 2, в модификациях со спальным местом |
Кузов |
Мотор стоит дизельный – прорыв. Им занимались на Ярославском моторном заводе. 6-цилиндровый мотор качественно выполняет свою работу. Характеристика двигателя:
- мощность «ЯМЗ-642» – 160 л.с. (118 кВт);
- максимальная частота вращения – 2600 оборотов в минуту;
- объем – 8,14 л.;
- диаметр цилиндра – 12 см, ход поршня – 12 см;
- степень сжатия – 17.
Коробка передач у модели самобытная. Она не агрегатирована с двигателем: мотор находится в передней части КАЗ 4540, коробка посередине. Между ними карданный вал.
Решение удачное, можно легко совершать манипуляции с коробкой. Характеризуется она, как механическая, 8-ступенчатая с одноступенчатой раздаточной коробкой.
Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)
Производители сделали подвеску на одиночных продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска функционирует на двойных продольных полуэллиптических рессорах.
Проходимость автомобиля в любых ситуациях объясняется крепкой ходовой. Трансмиссия дает возможность автомобилю сопровождать комбайны, двигаясь со скоростью минимум 2 км/ч. Пневматическая тормозная система, тормозные механизмы функционируют корректно со всей долей ответственности.
Из технических характеристик стоит отметить следующие параметры:
- длина – 6,575 м, ширина – 2,500 м, высота – 2,830 м;
- параметры платформы: длина – 4,400 м, ширина – 2,320 м, высота – 68 см;
- грузоподъемность – 6 тонн;
- емкость бака – 250 л.
Параметры машины оправдывают ожидания грузинских специалистов.
Плюсы и минусы
Достоинства КАЗ 4540 многочисленны, достоверных отзывов водителей нет:
- это первый грузовик, определенный под сельскохозяйственные цели;
- машина переняла много оригинальных решений;
- более доступный ремонт и обслуживание всех частей авто;
- высокая проходимость и грузоподъемность;
- 3 рабочих зоны на платформе;
- бескапотная с необходимыми дополнениями;
- яркое цветовое решение.
Какой бы ни была идеальной эта модель, без недостатков не обошлось:
- механизм подъема кабины выходил из строя и нуждался в ремонте;
- протечка масла и рабочих жидкостей в области стыка узлов и механизмов двигателя и трансмиссии;
- в автоматическую подводку тормозных колодок часто попадала грязь, из-за этого были проблемы;
- ТНДВ выходил из строя, не давая нужную информацию.
Были большие проблемы с поставкой запчастей. Их не было вообще. Водители КАЗ 4540 искали выход, как могли – подбирали детали из других автомобилей.
Есть мнение, что недостатки автомобиля связаны с низкой квалификацией специалистов, которые занимались им. Если бы этим делом занимались более грамотные специалисты и руководители, эффект бы превзошел все ожидания.
Из-за того, что автомобиль получил отрицательную репутацию, у завода появились проблемы со сбытом. По итогу заводу не удалось реализовать все свои задумки. Машину выпускали недолго, хотя в планах было другое.
Но все не совсем честно утверждение, что это из ряда вон плохой автомобиль. Даже сейчас можно встретить функционирующий грузовик тех времен.
Логично, что сейчас уже невозможно найти новую модель. А вот раритетные еще остались. Правда объявления о продаже немногочисленны. Если КАЗ 4540 на ходу в нормальном состоянии (1989-1990 года выпуска), ее стоимость от 200 000 до 250 000 рублей.
В России объявления о продаже авто не многочисленные, а вот на Украине напротив. Цены абсолютно разнообразные – от 50 000 до 130 000 гривен.
Это сложно представить, но есть 1 экземпляр, который совершает нечастые путешествия по дорогам Красноярска. И об этой модели очень заботятся. Она находится в музее «Авто-ретро». Модель имеет всю комплектацию в работающем состоянии. Это идеальный оригинал, созданный со всей ответственностью
Восстановительными работами занимались грузинские специалисты (Автандил Пипия и Бадри Зарандия). Чтобы получить один грузовик, потребовалось приобрести два. Так как они имели различного уровня состояние. Обе модели были обнаружены в Дивногорске. О состоянии машин никто не беспокоился, поэтому состояние было соответствующее.
На сборку машины ушло менее года. На выставках модель пользуется популярностью. Так комментирует это директор клуба Авто-ретро.
Выводы
По итогу работ были произведены многочисленные реконструкции и доработки. Из-за этого выпуск машины отодвинули на почти 5 лет. В итоге партия из 500 машин была подготовлена к 1984 году. Через год модель была поставлена на конвейере. В год выпускалось 5 000 машин.
На базе оригинального 4540 были выпушены другие модификации: 4440, 4430. Распад СССР привел к остановке сбыта. До 2001 года производители справлялись ситуацией, позже автомобиль этой модели канул в небытие.
Видео
Источник статьи: http://wikitrucks.ru/other/kaz-4540.html
КАЗ-4540: описание и технические характеристики самосвала для сельского хозяйства
В г. Кутаиси в августе 1951 года из ворот автомобильного завода выехал первый грузовик, выпущенный в Республике Грузия.
Комплектующие узлы поступали от Московского автозавода ЗИС. Из них под маркой «Колхида» собирали грузовые машины, самосвалы и седельные тягачи.
Модель КАЗ-4540, отнесенная к транспортно-технологическим машинам сельского назначения, производилась заводом в нескольких модификациях с 1985 по 1998 год.
За основу были приняты проектные решения, заложенные в модели НАМИ-0215, шестицилиндровый двигатель разработали конструкторы ЯМЗ, проект платформы и двухосного прицепа предложили специалисты по прицепам ГКБ (Государственного конструкторского бюро) из г. Балашово.
Параметры автомобиля КАЗ-4540 следующие:
Показатель
Ед. изм.
Значение
2, в модификациях со спальным местом
Грузовая платформа самосвального типа
4 400, 2 320, 680
Механическая, с числом передач — 8
6 810, 2 500, 3 740
Назначение и общие принципы конструкции
Грузовик с двумя ведущими осями КАЗ-4540 в комплексе с прицепом самосвального типа ГКБ-8535 представлял собой автопоезд, который работал в цепочке: по погрузке сельскохозяйственной продукции в поле, ее перевозке и выгрузке в местах переработки и хранения.
Грузовой тягач КАЗ-4540 – самосвал с разгрузкой на три рабочие стороны. Двухосный грузовик оборудовался приводом на четыре колеса с блокировкой дифференциала задней оси.
Конструкция позволяла его использование совместно с зерно- и хлопкоуборочными комбайнами. Автомобиль имел проходимость, соответствующую агрегатам по уборке сельхозпродукции, одновременно производительно и надежно обеспечивал ее транспортировку в кузове и прицепе (всего 11 т) по грунтовым дорогам.
Производилась линейка спецмашин для внесения минеральных удобрений на платформе КАЗ-4540.
В 1990 году заводом была подготовлена проектная документация на фургон рефрижераторного типа, грузовик с бортовой платформой и автомобиль для нужд пожарных. Разработки остались невостребованными.
Платформа КАЗ-4540 использовалась для выпуска войсковых транспортных средств и установки боевой техники для нужд Советской Армии.
Агрегаты и механизмы размещены на несущей раме, на дополнительной укороченной раме (надрамник) установлена цельнометаллическая кузовная платформа и закреплены гидравлические устройства подъема кузова.
А здесь мы подробно осветили особенности конструкции грузовика УАЗ-3303.
Бескапотная кабина расположена выше двигателя. Такая компоновочная схема повышает маневренность транспортного средства, максимально использует общую площадь платформы, уменьшает колесную базу, улучшает обзор с места водителя.
Большеобъемная, оборудованная местом для отдыха кабина, стартер с кнопочным выключателем, гидроусилительный механизм рулевого управления, противотуманные фары заводской установки, вентилятор обдува кабины, печь отопителя – все это создавало достаточный в те годы уровень комфорта для дальних рейсов.
Машина имела закругленную форму крыла, бочкообразный бак под топливо. По мере роста объемов производства конфигурацию упростили, увеличили число прорезей в головной части кабины.
В 1990 г. приступили к выпуску модели КАЗ-4540-01 с гидросистемой управления фиксаторами открытия бортов кузова самосвального типа и прицепной платформы ГКБ-8535-01.
Металлический кузов с разгрузкой на три рабочие зоны обеспечивал открывание и закрывание борта в автоматическом режиме.
Для доставки легкой и объемной сельхозпродукции (скошенная трава, хлопковая масса, листья чая) устанавливали панели из металлической сетки, увеличивая борта по высоте.
Силовая установка. Узлы и механизмы трансмиссии
На грузовике устанавливался дизель ЯМЗ-КАЗ 642, который был вынесен за колесную базу и работал в сочетании с восьмискоростным устройством изменения передач (4 передачи и делитель).
Мотор располагался над передней осью, органы управления максимально сдвинуты вперед, место водителя находится над двигателем.
Подобная установка агрегатов обеспечивает рост пространства для размещения грузов, увеличивается проходимость по профилю (за счет роста угла въезда) и равное распределение полного веса автомобиля между мостами (6 120 кг передний и 6 140 кг задний).
Равная развесовка дала возможность использовать одинарные, по обе стороны осей, колеса с шинами широкого профиля и упростить систему поддержания давления в них.
По параметрам сбалансированности вращающихся узлов агрегат соответствовал рядному двигателю на 6 цилиндров, что достигалось использованием специального механизма и конструкцией вала мотора.
Цилиндровая группа поршня, подшипники коленвала, головки блоков, узлы устройства распределения газов унифицировались с деталями КамАЗовских моторов.
В условиях государственной плановой экономики, не придававшей значения конкуренции производителей, подобная взаимозаменяемость позволила наладить выпуск мотора в Кутаиси в 1981 году.
Трансмиссия, с передачей повышенного вращающего момента, дает возможность перемещаться, сопровождая уборочный комбайн при его скорости 2 км/ч.
Параметры ходовой части позволяют осуществлять движение по сложным грунтовым дорогам, по полю после вспашки. В раздаточной коробке применен блокируемый дифференциал.
КПП автомобиля на 8 позиций для движения вперед и 2 – назад представляла собой совмещенную конструктивно 4-ступенчатую коробку и 2-ступенчатый делитель.
Передачи, кроме задней, синхронизированы. Агрегат переключения, с устройством снятия мощности для гидравлического насоса, устанавливался отдельно от мотора на раме под самосвальным кузовом, соединен с двигателем дополнительным карданным валом, что упрощает обслуживание и ремонт механизмов, включая сцепление.
Сцепление сухое, с рабочим и фрикционным дисками, привод пневматический. Оба моста ведущие. В коробке раздачи вращающего момента установлен дифференциал межосевой блокировки, управляемый клавишей на панели приборов.
Передняя подвеска состоит из продольного типа одиночных полуэллиптических рессор и телескопических амортизаторов. Задняя – сдвоенные рессоры полуэллиптические.
Система тормозов — пневматического типа. Механизмы тормозов с разжимными устройствами клинового типа, имеющие автоматические регуляторы зазора.
В систему питания входят:
- бензобак на 250 л;
- трубопроводы;
- топливный насос высокого давления (ТНВД) с механическим приводом;
Система смазки подает масло к трущимся деталям под давлением и самотеком. Маслонасос шестеренчатый, фильтр с заменяемым картриджем.
Фильтр подготовки воздуха обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне.
Система охлаждения с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Система включает:
- водяную рубашку блока;
- радиатор;
- помпу;
- термостат;
- жалюзи;
- вентилятор и его кожух.
Достоинства автомобиля
Водители, которые застали время эксплуатации грузинского КАЗа-4540, инженерно-технический состав, обслуживающий и ремонтирующий автомобили, отмечали:
- КАЗ-4540 – первый в Союзе самосвальный грузовик, спроектированный и построенный для нужд сельского хозяйства;
- на машине прошло обкатку много оригинальных в разработке механизмов и агрегатов, получивших дальнейшее применение на российских грузовиках;
- несложный доступ к узлам автомобиля позволил упростить обслуживание и ремонт;
- высокая проходимость с полной загрузкой автопоезда до 12 т;
- цельнометаллическая грузовая платформа с тремя рабочими зонами выгрузки;
- бескапотная полноразмерная кабина, укомплектованная передовыми по тем временам органами управления.
А вот здесь вы можете узнать технические характеристики ГАЗ-4301.
Недостатки
Низкая квалификация специалистов завода не позволила наладить производство качественной техники. Автомобили имели следующие недостатки:
- выходили из строя механизм подъема кабины;
- протечки масла и рабочих жидкостей на стыках узлов и механизмов двигателя и трансмиссии;
- на пневмоприводе сцепления были ненадежны клапан и пневмокамера;
- забивалась грязью и не работала автоподводка тормозных колодок;
- ТНВД не выдавал необходимые параметры;
- срезались заклепки крепления передней рессоры к раме.
Одинаковая развесовка по осям наряду с преимуществами по проходимости разгружала задний мост, что при неаккуратном вождении могло привести к опрокидыванию автомобиля.
Тотальный недостаток запасных частей заводского производства приводил к установке узлов от других автомобилей – на дороги выходили своеобразные автоконструкторы.
Отказы профессионального водительского состава работать на кутаисской машине.
По некоторым данным, в Кутаиси для нужд Грузинской республики собирают по несколько машин КАЗ-4540 ежегодно, в интернете есть информация о работающих до сих пор машинах в сельских регионах России и Украины.
По мнению автоэкспертов, появление в рамках Государственной продовольственной программы оригинального сельского грузовика было бы наверняка успешным при более ответственном подходе руководства союзного автопрома к выбору завода-изготовителя.
В следующем видео-обзоре более подробно рассмотрены технические характеристики автомобиля КАЗ-4540:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/kaz/4540-opisanie-i-harakteristiki-samosvala-dlya-selskogo-hozyaystva.html