Клапанный механизм двигателя газ
Клапаны ГАЗ-51, ГАЗ-52
Клапаны двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 — нижние, расположены с правой стороны блока цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала толкателями (рис. 1).
1. Распределительный механизм ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — вставное седло выпускного заедания клапана; 2 — направляющая втулка клапана; 3— выпускной клапан, 4-клапанная пружина; 5 — тарелка клапанной пружины; 6 — сухарик клапана; 7 — регулировочный болт толкателя; 8 — контргайка; 9 —толкатель; 10 — распределительный вал; 11 — впускной клапан.
Впускной клапан ГАЗ-51, ГАЗ-52 изготовлен из хромистой стали 40Х, выпускной — из жароупорной стали Х9С2. По внешнему виду клапаны отличаются один от другого диаметром тарелки и наличием у выпускного клапана под головкой проточки.
Наружный диаметр тарелки впускного толкателя – 34 мм, выпускного – 36 мм. Угол седла обоих клапанов 45°, а высота подъема их 9,2 мм.
Фазы газораспределения при расчетном зазоре между клапаном и толкателем одинаковом для впускного и выпускного клапанов, следующие:
— Впускной клапан ГАЗ-51/52 — Открытие 9° до в. м. т. Закрытие 51° после н. м. т.
— Выпускной клапан ГАЗ-51/52 — Открытие 47° до н. м. т. Закрытие 13° после в. м. т.
Для обеспечения бесшумной и надежной работы распределительного механизма львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 величину зазоров между клапанами и толкателями на холодном двигателе устанавливают несколько меньше расчетной, а именно: для впускного клапана 0,23 мм, а для выпускного 0,28 мм.
Надо иметь в виду, что при большей величине зазоров распределительный механизм работает со стуками, а при меньшей — падает мощность двигателя, увеличивается расход топлива, а иногда даже прогорают клапаны.
Для регулировки зазора между клапанами и толкателями ГАЗ-51, ГАЗ-52 в эксплуатации (без снятия двигателя с погрузчика) рекомендуется снять переднее правое колесо и брызговик
переднего крыла, а регулировку производить из-под крыла.
Для сокращения времени на регулировку зазоров рекомендуется придерживаться следующего порядка:
— вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, поставить распределительный вал в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт (когда толкатель поднялся на максимальную высоту), и в этом положении отрегулировать зазоры второго, третьего и шестого выпускных, а также первого, третьего и пятого впускных клапанов;
— повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный вал займет при этом положение, при котором шестой выпускной клапан будет полностью открыт) и отрегулировать зазоры первого, четвертого и пятого выпускных, а также второго, четвертого и шестого впускных клапанов.
Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку болта толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от проворачивания.
Затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу. После окончания регулировки следует
возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта.
2. Креплений тарелки клапанной пружины
1— тарелка клапанной пружины; 2 — стержень клапана; 3— сухарики
На головках клапанов двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеются пазы под отвертку, используемые при притирке клапанов.
В нижней части стержня 2 клапана (рис. 2) имеется выточка, в которую входят своими выступами два сухарика 3 тарелки клапанной пружины. Наружная поверхность сухариков коническая, точно соответствующая коническому гнезду в тарелке клапанной пружины.
Под действием клапанной пружины тарелка садится на сухарики, запирая их, и сама удерживается сухариками от перемещения вниз. Нижние торцы стержней клапанов имеют большую твердость.
Оба клапана работают в сменных направляющих втулках из серого чугуна, окончательно обрабатываемых после запрессовки в блок. Схема расположения клапанов показана на рис. 3.
3. Схема расположения клапанов ГАЗ-51, ГАЗ-52
Клапанные пружины для впускных и выпускных клапанов одинаковые, изготовлены из специальной закаленной в масле пружинной проволоки марки С-65 диаметром 4,1 мм.
4– Клапанная пружина ГАЗ-51, ГАЗ-52
Для уменьшения склонности пружин к вибрации, возникающей при некоторых числах оборотов двигателя, пружины сделаны с переменным шагом навивки, а следовательно с переменной (возрастающей) жесткостью (рис. 4).
Конец пружины с меньшим шагом навивки должен быть обращен вверх, к блоку, а с большим — вниз, к тарелке клапанной пружины. Неправильная установка пружин может стать причиной их преждевременной поломки.
Усилие клапанной пружины при сжатии ее до 44,5 мм равно 18,4—21,1 кг, а при сжатии до 37,5 мм — 46,2—49 кг. Для увеличения усталостной прочности клапанные пружины подвергают дробеструйной обработке.
Клапаны ГАЗ-51, ГАЗ-52 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Втулка направляющая клапана 12-1007032-А4
2 — Седло выпускного клапана 21-1007080-А
Седло выпускного клапана увеличенное на 0,05мм 21-1007080-РП
Седло выпускного клапана увеличенное на 0,25мм 21-1007080-ВР
3 — Клапан выпускной 51А-1007010
4 — Клапан выпускной 63-1007015-01
5 — Пружина клапана 70-6513
6 — Тарелка пружины клапана 11-6514-А1
7 — Сухарь клапана
8 — Толкатель в сборе 12-1007045
9 — Болт регулировочный 12-1007075-Б2
10 — Гайка 12-1007076
11 — Толкатель 12-1007055-Б2
Толкатели клапана ГАЗ-51, ГАЗ-52— тарельчатые, стальные с наплавленной легированным отбеленным чугуном тарелкой. Рабочая поверхность тарелки отшлифована по сфере, радиус которой равен 750 мм.
Для предотвращения образования задиров на тарелках толкателей и кулачках распределительного вала во время приработки этой пары поверхность тарелки толкателей фосфатируют.
В верхней части стержня толкателя имеется отверстие для регулировочного болта и две лыски для удерживания толкателя от проворачивания при регулировке зазора между клапаном
и толкателем. Регулировочный болт толкателя стопорят в нужном положении контргайкой.
Торцовая (рабочая) поверхность головки регулировочного болта отшлифована по сфере радиусом 110 мм и для повышения износостойкости подвергнута поверхностной закалке токами высокой частоты до твердости HRC — 55 — 60. Сферическая поверхность головки регулировочного болта исключает возможность контакта его со стержнем клапана по кромке и работы клапана с перекосами в направляющей втулке. Если бы головка была плоской, такой контакт был бы возможен при перекосах осей направляющих клапанов, и толкателей.
Распределительный вал ГАЗ-51, ГАЗ-52
Распредвал двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 кованый, изготовлен из стали 40, содержащей 0,40—0,45% углерода. Вал работает в четырех подшипниках, снабженных втулками из сталебаббитовой ленты. Подшипники распределительного вала окончательно обрабатывают после запрессовки втулок в блок.
Расположены подшипники в верхней правой части картера. Для удобства обработки подшипников и установки распределительного вала опорные шейки распределительного вала делают различных диаметров. Диаметр первой шейки равен 52 мм, второй 51 мм, третьей 50 мм и четвертой 48 мм.
Профили впускных и выпускных кулачков одинаковы. Их расположение по длине распредвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 соответствует расположению клапанов, показанному на рис. 3.
Кулачки по ширине шлифуют на конус, назначение которого сообщать вращение толкателям. Конусность 7’/г—124 2′. Вследствие наличия сферы на рабочей поверхности тарелки толкателя, а также конуса по ширине кулачков точка касания тарелки с кулачком несколько смещена относительно оси вращения толкателя.
Это смещение способствует вращению толкателей во время работы, чем достигается равномерный износ их стержней и тарелок (рис. 4).
4. Схема работы толкателя клапана ГАЗ-51, ГАЗ-52
Так как меньшее основание конуса кулачка направлено в сторону передней опорной шейки, толкатели вращаются против часовой стрелки. Поэтому сила трения между толкателем и кулачком при соприкосновении толкателя со стержнем клапана стремится завертывать болт в толкатель.
За одно целое с распределительным валом ГАЗ-51, ГАЗ-52 выполнены шестерня привода масляного насоса, расположенная в средней его части, и эксцентрик привода бензинового насоса, расположенный между кулачками выпускного и впускного клапанов первого цилиндра.
Распределительный вал ГАЗ-51, ГАЗ-52 приводится во вращение парой цилиндрических шестерен со спиральными зубьями. Для обеспечения бесшумности работы шестерню распределительного вала изготовляют из текстолита (со стальной ступицей), шестерню коленчатого вала — из стали.
В обеих шестернях имеются резьбовые отверстия, служащие для снятия шестерен съемником. Снаружи шестерни закрыты крышкой, отштампованной из листовой стали.
5. Установка распределительных шестерен и места предварительного крепления пластины крышки распределительных шестерен ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — гайка предварительного крепления пластины; 2 — болты.
Для обеспечения правильности фаз газораспределения необходимо шестерни установить так, чтобы метка «О» на зубе шестерни коленчатого вала приходилась против риски у впадин
зубьев шестерни распредвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 5).
От осевых перемещений распределительный вал удерживается стальным упорным фланцем 2 (рис. 6), привернутым двумя болтами 3 к переднему торцу блока. Этот фланец помещается между торцом первой опорной шейки 5 распределительного вала и ступицей распределительной шестерни 1.
6. Передний упорный подшипник распредвала ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — распределительная шестерня; 2 — упорный фланец; 3 — болт; 4 — распорное кольцо; 5 — первая опорная шейка распределительного вала.
Толщина опорного фланца на 0,1—0,2 мм меньше толщины распорного кольца 4, зажатого между торцами шейки вала и ступицы шестерни. Разницей в толщине этих двух деталей
обеспечивается необходимый осевой зазор распределительного вала. Этот зазор показан на фиг. 7 сверху.
Вал распределительный ГАЗ-51, ГАЗ-52 (автопогрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Шайба 252135-П2
2 — Болт М8х20 201456-П2
3 — Кольцо распределительного вала
4 — Фланец распределительного вала
5 — Вал распределительный 40П-1006015
6 — Втулки распределительного вала ВК12-1000103
7 — Шпонка 5х22 260417-П
8 — Болт М6х12 290489-П
9 — Шайба 252174-П8
10 — Скоба 12-1006267
11 — Болт М12х1,25х25 201561-П
12 — Шайба 252177-G8
14 — Трубка 49-1006049
15 — Шестерня распределительного вала 11-6256-А4
Газопровод ГАЗ-51, ГАЗ-52 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Гайка М8х1 250503-П29
2 — Шайба 252135-П29
1 — Гайка М8х1 250503-П29
3 — Прокладка 53Ф-1107015
4 — Втулка направляющая 51А-1008130
5 — Шпилька М8х72 216331-П2
6 — Прокладка газопровода средняя 12-1008080
7 — Прокладка газопровода крайняя 12-1008084
9 — Шайба 293318-П
8 — Шпилька М10х1,25х30 291798-П
10 — Гайка М10х1 292782-П
11 — Труба впускная 40П-1008015
12 — Пластина подогрева смеси 12-1008020-Б1
13 — Прокладка 12-1008019-21
14 — Шпилька М10х1х82 291814-П
15 — Шайба нижняя 293236-П
16 — Шайба верхняя 252004-П8
17 — Шпилька М6х0,75х14 291678-П
18 — Гайка М6х0,75 250533-П
19 — Коллектор выпускной 51-1008026
20 — Коллектор выпускной в сборе 51-1008024-Б
21 — Газопровод двигателя в сборе 53Ф-1008010
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.
Источник статьи: http://avtospezmash.ru/grm_dvigatelya_gaz_51_52.html
Клапаны двигателя ГАЗ-52
Клапаны ГАЗ-51/52 — нижние, расположены с правой стороны блока цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала толкателями (рис. 8).
Рис. 8. Распределительный механизм ГРМ ГАЗ-51/52
1 — вставное седло выпускного заедания клапана; 2 — направляющая втулка клапана; 3— выпускной клапан, 4-клапанная пружина; 5 — тарелка клапанной пружины; 6 — сухарик клапана; 7 — регулировочный болт толкателя; 8 — контргайка; 9 —толкатель; 10 — распределительный вал; 11 —
впускной клапан.
Впускной клапан ГАЗ-52 изготовлен из хромистой стали 40Х, выпускной — из жароупорной стали Х9С2. По внешнему виду клапаны отличаются один от другого диаметром тарелки и наличием у выпускного клапана под головкой проточки.
Наружный диаметр тарелки впускного толкателя – 34 мм, выпускного – 36 мм. Угол седла обоих клапанов 45°, а высота подъема их 9,2 мм.
Фазы газораспределения при расчетном зазоре между клапаном и толкателем одинаковом для впускного и выпускного клапанов, следующие:
— Впускной клапан — Открытие 9° до в. м. т. Закрытие 51° после н. м. т.
— Выпускной клапан — Открытие 47° до н. м. т. Закрытие 13° после в. м. т.
Для обеспечения бесшумной и надежной работы распределительного механизма величину зазоров между клапанами и толкателями на холодном двигателе устанавливают несколько меньше расчетной, а именно: для впускного клапана 0,23 мм, а для выпускного 0,28 мм.
Надо иметь в виду, что при большей величине зазоров распределительный механизм работает со стуками, а при меньшей — падает мощность двигателя, увеличивается расход топлива, а иногда даже прогорают клапаны.
Для регулировки зазора между клапанами и толкателями ГАЗ-52 в эксплуатации (без снятия двигателя с погрузчика) рекомендуется снять переднее правое колесо и брызговик переднего крыла, а регулировку производить из-под крыла.
Для сокращения времени на регулировку зазоров рекомендуется придерживаться следующего порядка:
— вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, поставить распределительный вал в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт (когда толкатель поднялся на максимальную высоту), и в этом положении отрегулировать зазоры второго, третьего и шестого выпускных, а также первого, третьего и пятого впускных клапанов;
— повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный вал займет при этом положение, при котором шестой выпускной клапан будет полностью открыт) и отрегулировать зазоры первого, четвертого и пятого выпускных, а также второго, четвертого и шестого впускных клапанов.
Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку болта толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от проворачивания.
Затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу. После окончания регулировки следует возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта. Пользоваться при этом следует нормальными ключами, имеющимися в комплекте шоферского инструмента.
Рис.9. Крепление тарелки клапанной пружины
1— тарелка клапанной пружины; 2 — стержень клапана; 3— сухарики
На головках клапанов ГАЗ-52 имеются пазы под отвертку, используемые при притирке клапанов.
В нижней части стержня 2 клапана (рис. 9) имеется выточка, в которую входят своими выступами два сухарика 3 тарелки клапанной пружины.
Наружная поверхность сухариков коническая, точно соответствующая коническому гнезду в тарелке клапанной пружины.
Под действием клапанной пружины тарелка садится на сухарики, запирая их, и сама удерживается сухариками от перемещения вниз. Нижние торцы стержней клапанов имеют большую твердость.
Оба клапана работают в сменных направляющих втулках из серого чугуна, окончательно обрабатываемых после запрессовки в блок. Схема расположения клапанов показана на рис. 10.
Рис. 10. Схема расположения клапанов ГАЗ-51/52
Клапанные пружины
Клапанные пружины для впускных и выпускных клапанов одинаковые, изготовлены из специальной закаленной в масле пружинной проволоки марки С-65 диаметром 4,1 мм.
Рис. 11. Клапанная пружина ГАЗ-52
Для уменьшения склонности пружин к вибрации, возникающей при некоторых числах оборотов двигателя, пружины сделаны с переменным шагом навивки, а следовательно с переменной (возрастающей) жесткостью (рис. 11).
Конец пружины с меньшим шагом навивки должен быть обращен вверх, к блоку, а с большим — вниз, к тарелке клапанной пружины. Неправильная установка пружин может стать причиной их преждевременной поломки.
Усилие клапанной пружины при сжатии ее до 44,5 мм равно 18,4—21,1 кг, а при сжатии до 37,5 мм — 46,2—49 кг. Для увеличения усталостной прочности клапанные пружины подвергают дробеструйной обработке.
Рис.12. Клапаны ГАЗ-52
1 — Втулка направляющая клапана 12-1007032-А4
2 — Седло выпускного клапана 21-1007080-А
Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,05мм 21-1007080-РП
Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,25мм 21-1007080-ВР
3 — Клапан выпускной 51А-1007010
4 — Клапан выпускной 63-1007015-01
5 — Пружина клапана 70-6513
6 — Тарелка пружины клапана 11-6514-А1
7 — Сухарь клапана
8 — Толкатель в сборе 12-1007045
9 — Болт регулировочный 12-1007075-Б2
10 — Гайка 12-1007076
11 — Толкатель 12-1007055-Б2
Толкатели клапана ГАЗ-52
Толкатели — тарельчатые, стальные с наплавленной легированным отбеленным чугуном тарелкой. Рабочая поверхность тарелки отшлифована по сфере, радиус которой равен 750 мм.
Для предотвращения образования задиров на тарелках толкателей и кулачках распределительного вала во время приработки этой пары поверхность тарелки толкателей фосфатируют.
В верхней части стержня толкателя имеется отверстие для регулировочного болта и две лыски для удерживания толкателя от проворачивания при регулировке зазора между клапаном и толкателем. Регулировочный болт толкателя стопорят в нужном положении контргайкой.
Торцовая (рабочая) поверхность головки регулировочного болта отшлифована по сфере радиусом 110 мм и для повышения износостойкости подвергнута поверхностной закалке токами высокой частоты до твердости HRC — 55 — 60.
Сферическая поверхность головки регулировочного болта исключает возможность контакта его со стержнем клапана по кромке и работы клапана с перекосами в направляющей втулке. Если бы головка была плоской, такой контакт был бы возможен при перекосах осей направляющих клапанов, и толкателей.
Источник статьи: http://avzrem.ru/instruktsii_klapani_gaz_52.html