76. Классификация тракторных и автомобильных двигателей. Основные механизмы, системы двигателей и их назначение.
Тракторные и автомобильные двигатели внутреннего сгорания классифицируются по следующим признакам:
1. По способу смесеобразования — на двигатели с внешним и внутренним смесеобразованием. К двигателям с внешним смесеобразованием относятся карбюраторные и газовые двигатели, а к двигателям с внутренним смесеобразованием — дизели и калоризаторные двигатели.
2. По способу воспламенения рабочей смеси — электрической искрой, запальным шаром и без постороннего источника воспламенения (дизели). Воспламенение рабочей смеси в карбюраторных и газовых двигателях, имеющих низкие степени сжатия, осуществляется электрической искрой; в дизелях из-за больших степеней сжатия и высокой температуры сжатого воздуха топливо, подаваемое в их цилиндры с помощью насоса и форсунки, воспламеняется от горячего воздуха без постороннего источника зажигания.
3. По виду применяемого топлива — на двигатели легкого или светлого топлива (бензин, лигроин, керосин), на двигатели тяжелого топлива (дизельное топливо, соляровое масло, нефть) и двигатели газообразного топлива (генераторный и природные газы).
4. По способу осуществления рабочего цикла — на двигатели четырехтактные и двухтактные.
5. По числу цилиндров — на двигатели одноцилиндровые и многоцилиндровые (двух-, трех-, четырех-, шести и восьмицилиндровые и т. д.).
6. По расположению цилиндров — на двигатели вертикальные, горизонтальные и V-образные с цилиндрами, расположенными под углом. При угле расположения цилиндров 180° двигатель называется оппозитным.
7. По охлаждению — на двигатели с водяным или воздушным охлаждением.
8. По назначению — на двигатели транспортные и стационарные.
Четырехтактные карбюраторные и газовые двигатели имеют следующие механизмы и системы: кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, систему питания, механизм регулирования, систему зажил систему смазки, систему охлаждения и систему пуска.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный механизм состоит из следующих деталей: цилиндра 7 (рис. 9), закрытого головкой 16, поршня 10 с кольцами, поршневого пальца 77, шатуна 18, коленчатого вала 1 с маховиком. Механизм газораспределения обеспечивает своевременный впуск в цилиндр свежей горючей смеси (в дизелях — воздуха) и выпуск из цилиндра отработавших газов. Механизм газораспределения состоит из впускного 6 и выпускного 8 клапанов (рис. 9), пружин 9, толкателей 11, распределительного вала 2 и приводных шестерен 3. Система питания в карбюраторном двигателе служит для приготовления горючей смеси необходимого состава. Она состоит из топливного бака, топливопроводов, фильтра-отстойника, насоса, карбюратора, воздухоочистителя, впускных и выпускных труб. Механизм регулирования обеспечивает ручное и автоматическое регулирование числа оборотов коленчатого вала в зависимости от нагрузки двигателя.
Система зажигания служит для зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она состоит из источника электрического тока низкого напряжения, приборов для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения и для распределения тока высокого напряжения, проводов и свечей. Система смазки обеспечивает надежную смазку трущихся поверхностей деталей. Система смазки состоит из масляного насоса, фильтров, маслопроводов и каналов, масляного радиатора, контрольных и измерительных приборов. Система охлаждения предназначена для охлаждения нагревающихся деталей двигателя. Она состоит из водяной рубашки, радиатора, патрубков, вентилятора, водяного насоса и термостата, паровоздушного клапана и термометра. Четырехтактные дизели имеют те же механизмы и системы, что и карбюраторные двигатели, за исключением системы зажигания. Кривошипно-шатунный механизм, система смазки и система охлаждения дизелей в принципе ничем не отличаются от механизмов и систем карбюраторных двигателей. Механизм газораспределения имеет декомпрессионное устройство, которое выключает компрессию для облегчения вращения коленчатого вала дизеля при пуске. В системе питания дизелей имеются насос и форсунка, при помощи которых топливо впрыскивается в камеру сгорания в конце хода сжатия в мелко- распыленном виде. Система пуска дизелей состоит из пускового двигателя или стартера, силовой передачи и приспособлений для подогрева охлаждающей воды и засасываемого воздуха.
77.ЗЕРНОВАЯ СУШИЛКА , зерносушилка, машина для сушки зерна. Нек-рые 3. с. применяют также для сушки семян подсолнечника, трав, овощных культур. В с. х-ве СССР 3. с. используют назерноочистительно-сушильных пунктах индивидуально или в составе зерноочистительно-сушильных комплексов. Наиб. распространены прямоточные 3. с. (шахтные, барабанные и др.), к-рые м. 6. стационарными и передвижными, а также рециркуляционные 3. с. Шахтные 3. с. рекомендуются для сушки семенного, продовольств. и фуражного зерна во всех зерновых р-нах СССР. Сушильной и охладит, частями шахтных 3. с. являются вертикальные прямоугольного сечения шахты с горизонт, рядами коробов, по к-рым подводится свежий или отводится отработанный теплоноситель (смесь топочных газов с воздухом либо воздух) и охлаждающий воздух. Темп-ра теплоносителя в шахтных 3. с. при сушке семенного зерна не должна превышать 70 — 80° С, продовольственного — 100 — 110° С. Производительность шахтных 3. с. 8 — 50 т/ч. Стационарные шахтные 3. с. (СЗШ-16А и СЗШ-8) используют для сушки зерна с влажностью до 28%. В 2 шахтах сушильной камеры зерно высушивается при параллельном пропуске по шахтам или последовательном по обеим шахтам. После каждого пропуска зерно охлаждается в колонке. Передвижные шахтные 3. с. (ЗСПЖ-8 и К4-УСА) смонтированы на шасси автомобильного прицепа. За 1 пропуск через шахтную 3. с. влажность зерна снижается на 4 — 6% (при параллельной работе шахт) или на 6 — 12% (при последоват. работе шахт). Сушке в шахтных 3. с. должна предшествовать очистка зерна от крупных и соломистых примесей. Бара анные 3. с. рекомендуются для сушки продовольств. и фуражного зерна во всех зонах СССР. Реже применяются на сушке семян. Сушильной частью барабанных 3. с. является вращающийся барабан с продольными полками (лопастями) внутри для подъёма и перемешивания материала. 3. с. этого типа не требовательны к чистоте исходного материала и могут сушить его без предварит. очистки. В барабанных З.с. при сушке семенного зерна влажностью до 25% темп-ра теплоносителя не должна быть более 145 — 165° С, а при сушке продовольств. зерна влажностью более 25% — 180 — 200° С. Производительность барабанных 3. с. 2 — 8 т/ч. Стационарные барабанные 3. с. сушат зерно любой влажности. Применяемые 3. с. (СЗСБ-8) оборудованы 6-лопастным барабаном с подъёмно-лопастной системой. Зерно, поступающее во вращающийся барабан, поднимается его лопастями и крестовинами, а затем сбрасывается вниз. При этом под напором теплоносителя оно перемещается вдоль барабана. Агент сушки омывает ссыпающееся и лежащее >на полочках зерно и высушивает его. Передвижная барабанная 3. с. (СЗПБ-2,5) смонтирована на раме с пневматич. колёсами и буксирным устройством. Влажность зерна за 1 пропуск его через барабанную 3. с. снижается на 5 — 8%. В рециркуляционных 3. с. зерно после кратковременного нагрева газовоздушной смесью, имеющей темп-ру до 300° С, попадает в зону тепломассообмена, затем в камеры промежуточного и окончат, охлаждения. Из камеры окончат, охлаждения выходит высушенное зерно, а из камеры промежуточного охлаждения подсушенное зерно поступает вместе с сырым зерном в камеру нагрева. В зоне тепломассообмена происходит частичное выравнивание темп-ры и влажности сырого и рециркулирующего зерна. За один пропуск через рециркуляционные 3. с. зерна влажность его снижается до кондиционной. Производительность рециркуляционных 3. с. до 50 т/ч. В с. х-ве используют также 3. с. с неподвижным зерновым слоем — напольные или с камерами треугольной, ромбовидной и цилиндрич. формы. В качестве топлива для всех типов 3. с. используются дрова, уголь, торф, жидкое топливо, природный газ. За рубежом в осн. применяют 3. с. шахтные производительностью от 0,5 до 50 т/ч и лотковые (непрерывного и периодич. действия) производительностью от 0,5 до б т/ч.
78. КАРТОФЕЛЕХРАНИЛИЩЕ , здание или сооружение для хранения картофеля. К. различают: по назначению — хранилища семенного, фуражного и продовольств. картофеля; по способу хранения — россыпью, в таре; по способу поддержания температурно-влажностного режима — с механич. общеобменной _вентиляцией (общее вентилирование помешения с активной вентиляцией (принудит, подача воздуха в массу картофеля), с искусств, охлаждением (с механич. общеобменной или активной вентиляцией. В К., помимо хранения, семенной картофель сортируют, калибруют, проращивают и производят товарную обработку прод. картофеля перед реализацией. Как правило, К. строят одноэтажными. В городах или на огранич. по площади земельных участках иногда строят многоэтажные К.В р-нах с зимней темп-рой наруж. воздуха ниже — 20 °С и при условии отсутствия грунтовых вод на глуб. 3 м иногда строят заглублённые или полузаглублённые К., обвалованные грунтом; в р-нах с более тёплым климатом или в условиях более высокого стояния грунтовых вод — наземные. К. строят преим. каркасными, бесчердачными с применением сборных несущих и ограждающих конструкций; полы устраивают из бетона, асфальтобетона, в закромах иногда земляные. Общая вместимость К. обычно 1000—20000т, при этом макс, вместимость секций 1500 т. Доставляют картофель в К. автомашинами или тракторными прицепами. Далее с помощью машин и механизмов картофель укладывают в местах хранения россыпью (вые. насыпи 5—6 м) или в таре (вые. хранения 5,5м). На протяжении всего периода хранения в К- поддерживают необходимые параметры микроклимата. Постоянство режима хранения поддерживается системами автоматизации, к-рые регулируют темп-ру приточного воздуха, а также темп-ру в массе картофеля. Кроме того система автоматически защищает картофель от переохлаждения и подмораживания, включает и выключает вентиляц. установки в зависимости от показателей тер-мо- и влагорегуляторов. Для загрузки и выгрузки картофеля используют систему машин, обеспечивающих комплексную механизацию трудоёмких работ. Транспортёры , подъёмники , погрузчики, подборщики, поточные линии, состоящие из переборочных, сортировочных, моечных, сушильных и фасовочных машин, полностью исключают ручной труд. Если в х-ве К. нет или оно недостаточной ёмкости , сооружают временные К. (бурты, траншеи). При правильном устройстве и эксплуатации они обеспечивают удовлетворит, режим хранения, но требуют большого кол-ва утеплит, материала и не позволяют реализовать картофель зимой. • Общесоюзные нормы технологического проектирования зданий и сооружений для хранения и обработки картофеля и овощей. ОНТП 6-80, М., 1981.
79.Классификация тормозных систем. Тормозная система предназначена для снижения скорости движения авто вплоть до полной остановки и обеспечение его неподвижности во время стоянки. В процессе торможения кинетическая энергия авто переходит в работу трения между фрикционными накладками и тормозным барабаном или диском, а также между шинами и дорогой. Современные авто и автопоезда должны иметь рабочую, запасную и стояночную тормозные системы. Грузовые авто и автопоезда полной массой свыше 12т.дополнительно должны иметь вспомогательную тормозную систему. К тормозным системам предъявляют следующие требования: обеспечение эффективного торможения; сохранение устойчивости авто при торможении; стабильные тормозные свойства; удобства и легкость управления. Рабочая тормозная система предназначена для управления скоростью автотранспортного средства(АТС) и его остановки с необходимой интенсивностью. Запасная тормозная система предназначена для уменьшения скорости и остановки АТС при отказе рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система служит для удержания АТС в неподвижном состоянии. Вспомогательная тормозная система предназначена для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы, например при движении на длинных спусках. Тормозная система состоит из тормозных механизмов и тормозного привода.
80. По средством зрения чел. воспринимает до 90%необход.для работы информации. Сост.зрения опр.след .св-вами глаза: острота зрения ,скорость зрительн. восприятия, контрастная чувствительность ,зрительная адаптация. Пр.освещение характеризуется качественными(фон, видимость) и количественными(световой поток, сила света, яркость поверхности) показателями. Световой поток-лучистая энергия, вызыв. световое осущение (люмин). Естеств. освещ.- основной нормированной величиной принят коэф. естеств. освещения e=(Евнутр. помещ./Еосвещ. Снаружи здания)*100.Расчет:площадь оконFo=Fn(площадь пола)*α(световой коэф.0,2..0,3);высота оконho=h-(h1+h2),h-высота помещения,h1-выс.от пола доподоконника1,2м,h2-выс.от верха окна до потолка0,5м; Приведенная ширина оконL=Fo/ho;число оконn=L/bo-ширина окна по нормам строит.
проектирования. Нормы требуемого уровня искусств. освещения устан. СНиП в завис. отпринятых источников света. Расчет: выбирается тип источника света, система освещения, по таблицам СНиП определяет норму освещенности; выбирается тип светильника и способ освещения, размещение их в помещении и рассчитывается освещенность в интересующих точках.
81. Чистый свежий воздух представляет собой смесь, состоящую из 77% азота,21% кислорода,1% углекислого газа и других активных газов. В производственных усл-ях воздух, как правило, загрязняется вредными и опасными для человека парами, газами,а также пылью. Основные источники загрязнения: авто, метеллургич. и химзаводы. Вред. в-ва по степени опасности делятся на 4 класса: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные. Контроль: для вредных в-ств 1кл.контроль осуществляется непрерывно, автоматически. Для 2,3,4кл.-переодически.Меры защиты: ограничение концентрации, применение местных отсосов и вентиляции, использования СИЗ и спецодежды, использование влажных способов переработки, проведение предварительных медосмотров.
Источник статьи: http://studfile.net/preview/4186202/page:5/
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
Тракторомназывается колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.
Типаж — это технически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов (с указанием их основных показателей), применяемых в сельскохозяйственном производстве. В действующем типаже классификация тракторов проводится по тяговым классам, т.е. по номинальному тяговому усилию, которое зависит от сцепления с почвой.
Тяговое усилие — основной параметр, определяющий возможность агрегатирования трактора с сельскохозяйственной машиной. Класс определяет габаритные размеры трактора. Масса трактора по значению приблизительно в два раза больше его тягового класса.
В качестве номинально принятого такое тяговое усилие (в килоньютонах или тонно-силах), которое трактор способен развивать на стерне, на почвах средней влажности при условии, что буксирование движителей допускается для колесных тракторов — 15%, а для гусеничных —5%. При нормальном тяговом усилии в каждом классе достигается наибольшее значение КПД. В каждом классе есть базовые модели (т.е. основные, наиболее массовые, тракторы) и модификации, необходимые для специальных работ.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).
По назначению современные тракторы делят на три группы:
— общего назначения (пахотные);
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.
Гусеничные | Полугусеничные | Колесные | 3´2 | 4´2 | 4´4 |
0,2 | По типу движителя | По назначению | Общего назначения | Горные | |
0,6 | Универсально-пропашные | Болотоходные | |||
0,9 | Специальные | Мелиоративные | |||
1,4 | Садовые | ||||
2,0 | Трактор | Самоходные шасси | |||
3,0 | По тяговому усилию ТС | По типу остова | Виноградниковые | ||
4,0 | Хлопководческие | ||||
5,0 | Рамные | Свекловодческие | |||
6,0 | Полурамные | Лесохозяйственные | |||
8,0 | Безрамные |
Рис. 1. Классификация тракторов
Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.
Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.
Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях).
К ним относятся такие марки, как ДТ-75Б — болотоходный, МТЗ-82К — крутосклонный, Т-70С — свекловичный.
По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные:
— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.
— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.
По типу остова тракторы делят:
— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму;
— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.
— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.
По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.
Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.
По назначению автомобили подразделяют на несколько типов:
1) легковые — для перевозки небольших групп пассажиров (до 8 человек);
2) автобусы — для перевозки большой группы пассажиров (свыше 8 человек);
3) грузовые — для перевозки различных грузов.
Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы:
— особо малый (до 0,5 т);
— малый (от 1,0 до 2,0 т);
— средний (от 2,0 до 5,0 т);
— большой (от 5,0 до 15,0 т);
— особо большой (свыше 15,0 т).
Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автозаправщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.
Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.
По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные:
— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля;
— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.
По типу двигателя автомобили делят на автомобили с карбюраторными, дизельными и электрическими двигателями. Карбюраторные двигатели работают, главным образом, на бензине или природном газе, дизельные — на дизельном топливе, электрическиедвигатели — от аккумуляторных батарей.
По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья).
Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.
Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.
1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов
Показатель | Т-16МГ | Т-30А-80 | ЛТЗ-55 | МТЗ-82 | Т-150 К | К-701 |
Назначение | Универсальное самоходное шасси | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 1,4 | ||
Колесная формула | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 | 4х4 | 4х4 |
Тип остова | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-21 | Д-120 | Д-144 | Д-240 | СМД-62 | ЯМЗ-240Б |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 18,4 | 22,0 | 36,7 | 121,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | ||||||
Скорость движения, км/ч | 4,9..20,6 | 5,2..23,4 | 6,9..30 | 1,9..33,4 | 3,4..30 | 2,9..33,8 |
1.2.Краткая техническая характеристика гусеничных тракторов
Показатель | Т-70С | ДТ-75 | ДТ-175 | Т-150 | Т-4А |
Назначение | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | |||||
Тип остова | Полурамный | Рамный | Рамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-241 | СМД-18Н | СМД-66А | СМД-60 | А-01М |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 51,5 | 132,5 | 92,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | |||||
Скорость движения, км/ч | 1,6..11,4 | 5,4..11,5 | 3,4..16 | 3,8..17,5 | 3,5..9,5 |
Часовой расход топлива, кг/час | 13,3 | 16,2 | 31,0 | 28,0 | 20,0 |
1.3. Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей
Показатель | УАЗ-3303 | ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ЗИЛ-130 | КамАЗ-5320 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х4 | 4х2 | 6х4 |
Грузоподъемность, т | 0,8 | ||||
Собственная масса, кг | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 58,9 | 84,6 | 84,6 | 102,9 | 154,4 |
Тип двигателя | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Дизель |
Максимальная скорость движения, км/ч |
1.4. Краткая техническая характеристика легковых автомобилей
Показатель | ВАЗ-2121 «Нива» | ВАЗ-2109 | АЗЛК-2141 «Москвич» | ГАЗ-24-10 «Волга» | УАЗ-3151 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 |
Число посадочных мест | 4; 5 | ||||
Собственная масса | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 56,3 | 56,9 | 56,3 | 73,6 | 58,9 |
Максимальная скорость движения км/ч |
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы и структура построения типажа тракторов?
2. Какие тяговые классы содержит типаж тракторов?
3. По каким признакам классифицируются тракторы?
4. По каким признакам классифицируются автомобили?
Источник статьи: http://infopedia.su/5x21f9.html