- Сложно- сочинённь 275. Прочитайте предложения вслух, соблюдая верную интона и Докажите, что перед вами периоды. Спишите предложения, расстава достающие знаки препинания. Объясните иХ постановку с о расставляя не- Ю Схем. придатс определит врем 1) Когда машина крутыми зигзагами взбирается к перев. Bзнесённому на высоту пять тысяч метров когда за узкой кроме кой дороги вырубленной в круче сквозь голубоватую толщу води духа внизу видишь причудливые петли всего проделанного за полдня пути, когда даже моторам не хватает воздуха и когда в радиаторах начинает кипеть при восьмидесяти градусах нельзя не думать о подвиге тех кто прокладывал этот путь. 4 (В. Овчинников) 2) Когда идёшь по снежным гребням ты 1 Когда по грудь ты входишь в облака, 24 Умей глядеть на землю с высоты. Не смей глядеть на землю свысока! (С. Островой) 276. Проводим пингв. Апр 1 Продол: 1) Если рядом ок запятая 2) В пе пno— — л
- Ответы
- Морфология современного русского языка: практикум (15 стр.)
- Когда машина крутыми зигзагами взбирается схема
Сложно-
сочинённь
275. Прочитайте предложения вслух, соблюдая верную интона и
Докажите, что перед вами периоды. Спишите предложения, расстава
достающие знаки препинания. Объясните иХ постановку с о
расставляя не-
Ю Схем.
придатс
определит
врем
1) Когда машина крутыми зигзагами взбирается к перев.
Bзнесённому на высоту пять тысяч метров когда за узкой кроме
кой дороги вырубленной в круче сквозь голубоватую толщу води
духа внизу видишь причудливые петли всего проделанного за
полдня пути, когда даже моторам не хватает воздуха и когда в
радиаторах начинает кипеть при восьмидесяти градусах нельзя
не думать о подвиге тех кто прокладывал этот путь. 4
(В. Овчинников)
2) Когда идёшь по снежным гребням ты 1
Когда по грудь ты входишь в облака, 24
Умей глядеть на землю с высоты.
Не смей глядеть на землю свысока!
(С. Островой)
276. Проводим пингв.
Апр
1 Продол:
1) Если
рядом ок
запятая
2) В пе
пno— — л
Ответы
1.Соответствия:
1) однор. члены связаны повторяющимся соединительным союзом:
В) Никто в этих суровых краях не занимался ни огородничеством, ни хлебопашеством.
2) однородные члены связаны противительным союзом:
Г) Мы были защищены прутьями вольера, однако в безопасности себя не чувствовали.
3) однор. члены связаны повторяющимся разделительным союзом:
Б) Зверь или примет вызов, или уйдёт в другое место.
4) однородные члены связаны двойным соединительным союзом:
А) Причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нём самом.
ОТВЕТ: 1В, 2Г, 3Б, 4А
2. Предложение с однородными определениями:
2) На поваленном, занесённом снегом дереве виднелись заячьи следы.
3. Предложение, осложнённое однородными подлежащими и однородными определениями:
(7) Всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лиловые, наполовину жёлтые цветы ивана-да-марьи.
4. Предложение, в котором на месте пропуска ставится тире:
2) Позади лип виднелись коренастые стволы дубов, а за ними – ели и пихты.
5.Предложение, в котором следует поставить ОДНУ запятую:
3) Нужно было или переделывать всю книгу, или писать её заново.
6.Предложение, в котором следует поставить ОДНУ запятую:
1) От жара костра ветки старой ели качались и то закрывали, то открывали тёмное небо.
7.Предложение, в котором следует поставить ДВЕ запятые:
1) Крестьяне на Руси не только возделывали поля, но и обустраивали лесные опушки, благоустраивали берега рек и озёр.
Источник статьи: http://0tvet.com/russkij-yazyk/question35615334
Морфология современного русского языка: практикум (15 стр.)
18. При постоянной практике можно попытаться отнести человека к одному из описанных и наиболее часто встречающихся психотипов (Из газет).
19. Натягивая чулок на пухлую ногу с невымытой по случаю отъезда матери пяткой, Таня заискивающе сказала Нюше: «Какую я книжку читала. Как будто одна Татьяна Ларина влюбилась в одного Евгения и послала к нему записку через няньку…» (А. Бухов).
20. Я так давно живу на свете, так много видел и, главное, так много помню, что помимо убеждений рассудка, один жизненный опыт заставляет меня относиться к газетным известиям с осторожностью (М. Салтыков-Щедрин).
21. Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем нет ничего произвольного, что в нем ни одно слово, ни один звук, ни одна черта не может замениться другим словом, другим звуком, другою чертою (В. Белинский).
22. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звезды (А. Чехов).
23. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным (И. Тургенев).
24. Уже одно то, что коренное условие мужицкой жизни составляет вечный, никогда не прерывающийся труд, достаточно указывает на совершенно серьезный ее характер и на положительную невозможность относиться к ней с умилениями и приседаниями (М. Салтыков-Щедрин).
25. В одном только случае мы согласились бы взять тебя из училища: если там происходит что-нибудь, что мешает тебе оставаться честным человеком (А. Толстой).
26. Дядя встал и сверкнул глазами, но в это же время между ним и лакеем встал во весь рост Рябыка: левой рукой, как-то одним щипком, как цыпленка, он отшвырнул слугу, а правою посадил на место дядю (Н. Лесков).
27. Вся философия сводится к одному вопросу: что есть действительность? Можно сказать даже больше того. Всякая разумная человеческая деятельность сводится к одному исканию – исканию подлинной действительности (А. Лосев).
28. Кроме того, он был не чужд любования собою и своим голосом, свойственного очень молодым, в особенности красивым, людям, которые, оставаясь даже совершенно одни, постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене (А. Куприн).
№ 52. Объясните, чем обусловлено различие в оформлении падежных форм числительных. Для справки обращайтесь к словарям грамматических трудностей, к пособиям по практической стилистике, учебникам по исторической грамматике.
1. Изучая историю точного знания, мы ясно видим, как перед нами открывается нечто целое, глубоко связанное тысячью нитей со всей историей человечества и в то же время уходящее куда-то вперед, теряющееся в бесконечной дали недосягаемого (В. Вернадский).
2. Пугачев с шестьюдесятьми казаками пробился сквозь неприятельское войско (А. Пушкин).
3. Они [турки] были подкреплены четырью тысячами конницы (А. Пушкин).
4. Ветру не было, и поднимаемая тысячью ног пыль стояла все время над арестантами, двигавшимися посередине улицы (Л. Толстой).
5. Солнце, всходившее над городом, вырвало из предрассветной тени портик дворца Сапармурата Туркменбаши Великого, ослепительно блеснуло в огромных зеркальных окнах белоснежного мраморного здания и, затопив светом всю центральную площадь, вспыхнуло тысячью искр в чистейшей воде дворцовых фонтанов (Д. Иванов).
6. «Ну, Алифан, – сказал он [мещанин Котельников] однажды сироте, – гляди сюда: оставлен ты сиротою, я тебя призрел, можно сказать, из последнего натужился… Шесть годов, господи благослови, мало-мало по сту-то серебром ты мне стоил…» (Г. Успенский).
№ 53. Проанализируйте употребление выделенных слов в следующих контекстах. К какой части речи следует их отнести? Дайте аргументированный ответ, учитывая их семантику и грамматические особенности. Следует также принять во внимание контексты из предыдущего упражнения.
1. И упал он [Остап] силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?». – «Слышу!» – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул (Н. Гоголь).
2. Хозяин вваливался в чернобурой лисе, сверкая миллионом снежных блесток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, бензином, одеколоном, сукном, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу (М. Булгаков).
3. Говор народа, топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи разных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-желтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, – все это я видел, слышал и чувствовал (Л. Толстой).
4. Если вырученные деньги мы обратим в процентные бумаги, то будем получать от четырех до пяти процентов, и я думаю, что будет даже излишек в несколько тысяч (А. Чехов).
5. В доме было десять тысяч дверей,
Но она всегда выходила в окно (И. Кормильцев).
6. С тех пор я пил из тысячи рек,
Но не смог утолить этой жажды (И. Кормильцев).
7. Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев… (А. Чехов).
8. После Октября с началом гражданской войны и повсеместной разрухи Александр Вертинский в числе тысяч и тысяч соотечественников покинул Россию (В. Сафошкин).
№ 54. Укажите ошибки в образовании падежных форм числительных и существительных, объясните причины их появления.
1. В Доме культуры поют, танцуют и рисуют свыше двухста школьников.
2. Старая ферма волжского моста, которую только что заменили, весила около 1,5 тысячи тонн при длине 158 метров.
3. Сейчас в базе данных информация о более чем четырехсот семьях.
4. В романе «Война и мир» насчитывается более пятиста действующих лиц.
5. Обломов в детстве привык полагаться на трехсот своих Захаров.
6. Лирический герой страдает от боли, которая постигла миллионов русских людей.
7. Лирический герой говорит голосом тысячей матерей, жен, которые живут во мраке.
8. Стоимость обучения колеблется от тринадцати до двадцати одной тысяч рублей.
9. В прошлом году Испания усыновила шестьсот пятьдесят два российского ребенка.
10. Анархисты позволили выйти примерно двухсот пятидесяти людям, взятым в заложники.
11. В ведении менеджера насчитывается более триста пятьдесят одного сотрудника.
12. Силу крика теннисистки измерили и оказалось: сто одна и две десятых децибела.
13. Объем обрабатываемой древесины достигнет сто пятьдесят тысяч кубометров в год.
14. Машина весит около семьсот пятидесяти килограмм.
15. Бобры нашли сумку с семидесятью тысячью долларов.
16. При перемещении весов по квартире вес отличается до двести грамм.
17. Средняя зарплата в 2010 году достигнет двадцать одной тысячи рублей.
18. И так с двумя, точнее с полуторами строчками рождалась сцена погони.
19. Сегодня в мире живут от восемьсот миллионов до миллиарда людей, которые голодают.
20. В общем эволюция души длится тысяча восемь лет.
21. Он получил поддержку девятьсот девяносто девяти делегатов.
№ 55. Произведите полный морфологический разбор имен числительных (в соответствии со схемой разбора).
1. Когда машина крутыми зигзагами взбирается к перевалу, взнесенному на высоту пять тысяч метров, когда за узкой кромкой дороги, вырубленной в круче, сквозь голубоватую толщу воздуха внизу видишь причудливые петли всего проделанного за полдня пути, когда даже моторам не хватает воздуха и когда даже вода в радиаторах начинает кипеть при восьмидесяти градусах, нельзя не думать о подвиге тех, кто прокладывал этот путь (В. Овчинников).
2. У меня с детства проявилась любовь к такой старинной книге, и воображение рисовало таинственного человека, который сто или двести лет назад написал книгу, чтобы я ее прочитал теперь (Д. Мамин-Сибиряк).
3. Трудно остановить народ, раздраженный всем, что он видел, народ, который уже триста лет не знал войны внутри государства, который готов пожертвовать собой за отечество и не делает различий между тем, что принято и что не принято в обыкновенных войнах (Е. Тарле).
4. Замечтавшись о каком-нибудь подвиге своего любимца, он не замечал, как вместо полутора аршин тесемок отмеривал три или пять, или в задумчивости шел бог знает куда, позабыв о своей профессии, и возвращался потом без копейки домой (Г. Успенский).
5. В багровых столбах горело вечной огненной мукой и неутоленной страстью лицо Дарьи Петровны. Оно лоснилось и отливало жиром. В модной прическе на уши и с корзинкой светлых волос на затылке светились 22 поддельных бриллианта (М. Булгаков).
Источник статьи: http://mir-knig.com/read_240323-15
Когда машина крутыми зигзагами взбирается схема
Всеволод Владимирович Овчинников
Вознесение в Шамбалу. Своими глазами
Список моих двадцати книг открывает тема Тибета. Возможность «вознестись в Шамбалу» дважды – в 50-х и в 90-х годах – считаю подарком судьбы. В 1955 году я стал первым россиянином, которому посчастливилось проехать в Тибет по только что проложенной туда автомобильной дороге, встретиться с далай-ламой в Лхасе и с панчен-ламой в Шигатзе.
Четыре десятилетия спустя тот же путь потребовал не трех недель пути в тряском джипе, а всего двух часов полета. Однако на четвертый день пребывания в Лхасе меня госпитализировали с острым отеком легких из-за высокогорной болезни. Повторить подвиг собственной журналистской юности оказалось делом рискованным. Пришлось вспомнить назидательную японскую пословицу: «Кто ни разу в жизни не поднимался на вершину Фудзи, тот дурак. Но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак…»
Впрочем, судьба оказалась ко мне милостивой. Местные врачи за неделю поставили на ноги. И я успел своими глазами убедиться, что хотя Тибет во многом изменился, он остался Тибетом. Перестав быть заповедником средневековья, он сохранил свой уникальный колорит.
Прочитав эту книгу, вы узнаете, почему в Тибете сохранилась такая своеобразная форма брака, как многомужество. Почему покойников там не хоронят, а скармливают стервятникам. Вы узнаете, как ламы-врачеватели открывают своим ученикам «третий глаз», дабы увеличить их способности к ясновидению.
В книге «Своими глазами» собраны путевые дневники, которые я много лет надиктовывал на пленку во время зарубежных поездок. Эти личные впечатления очевидца не касаются политических проблем, зато помогают ощутить атмосферу каждой страны, особенности ее быта и традиций, рассказывают об ее исторических памятниках. А камни прошлого, как говорил Рерих, – это ступени в будущее.
Думая о композиции книги, я решил начать с самых дальних краев к востоку от Москвы, а кончить самыми дальними на запад от нее – то есть расположить заметки в виде воображаемого кругосветного путешествия через двадцать четыре страны – от Новой Зеландии до Перу.
Через всю книгу лейтмотивом проходит мысль о том, что корни различных культур и цивилизаций тесно переплетены. Несмотря на отсутствие реактивных самолетов, телевидения и Интернета, народы с глубокой древности общались и влияли друг на друга гораздо больше, чем мы нынче можем предположить.
Вознесение в Шамбалу. Сто дней под небом Тибета 50-х и 90-х
Малиновые снега под чернильным небом
Золотые лампады Поталы
Непривычно темное, чернильно-лиловое небо, малиновые снега на вершинах гор. Неожиданно убеждаешься в реалистичности картин Николая Рериха. Сознаешь, что сказочно-былинный колорит его гималайских полотен – это явь Тибетского нагорья, одного из самых труднодоступных мест на земле. Именно здесь, по преданиям, скрыта загадочная Шамбала – обитель мудрости, где земная жизнь может вступить в соприкосновение с высшим разумом небес.
В 1955 году мне довелось первым из россиян проехать Тибет на автомашине по только что проложенной туда дороге – через четырнадцать горных хребтов, через верховья великих азиатских рек – Янцзы, Меконга, Брахмапутры. И вот я снова на «крыше мира». Благо по воздуху путь от Чэнду до Лхасы занимает уже не три недели, а всего два часа. Рейсовые самолеты приземляются тут на рассвете, пока еще дремлют воздушные вихри над горами. И сразу же возвращаются обратно.
Ну а я, осторожно дошагав до машины (при разреженном воздухе высокогорья любое энергичное движение тут же отдается лихорадочным стуком сердца), отправляюсь из аэропорта в Лхасу.
Сто километров пути. И вот я снова стою как зачарованный перед бело-красным фасадом дворца Потала. Словно подчеркивая его устремленность к небесам, над золотыми кровлями парит бумажный змей. И тут в памяти вспыхивает встреча с далай-ламой 14 сентября 1955 года.
Водрузив мне на шею хата – почетный снежно-белый шарф, – высший иерарх ламаизма сказал:
– Бумажный змей над дворцом – знак большой осенней луны, когда тибетцы отмечают праздник урожая, купаются в горячих источниках, собирают целебные травы. Это лучшая пора, чтобы оказаться здесь не только в первый, но и во второй раз…
Мог ли я тогда предположить, что судьба вновь забросит меня в Тибет как раз в сороковую годовщину этого разговора – буквально день в день. Чудеса, да и только! Лишь теперь, перечитывая «Шамбалу сияющую» Рериха, я заново осознал фразу о том, что личные покои каждого далай-ламы во дворце Потала, по традиции, принято расписывать фресками о его предстоящей жизни. Неужто способность заглядывать за горизонт времени действительно существует?
Своим суровым величием дворец Потала был бы способен доминировать над любой современной столицей. Какой же благоговейный трепет вызывает он у тибетского паломника, прожившего всю жизнь в палатке из ячьей шерсти! Трудно поверить, что этот тринадцатиэтажный комплекс из 999 дворцовых помещений был возведен на крутой скале еще в VII веке. В отличие от большинства знаменитых архитектурных ансамблей Востока композиция Поталы развернута как бы в вертикальной плоскости. Дворец открывается взору сразу весь, целиком. Его стены скошены, как грани усеченной пирамиды. Они словно повторяют лейтмотив окружающей природы: контуры горных склонов. Эта особенность врезалась мне в память еще в прошлый раз. Теперь же, изрядно поездив по свету, хочу отметить и другое: поразительное сходство тибетской национальной архитектуры с историческими памятниками доколумбовой Америки. Например, с такими сооружениями народа майя, как Ушмаль на территории нынешней Мексики, или с таким творением инков, как Мачу-Пикчу в Перу.
К тому же зодчеством дело не ограничивается. Одежда, быт, даже этнические черты нынешних обитателей Анд и полуострова Юкатан как бы подтверждают гипотезу о том, что Америка была заселена выходцами с Тибетского нагорья, которые пересекли Берингов пролив по перешейку, некогда соединявшему его берега. Не случайно своим внешним видом тибетцы прежде всего напомнили мне американских индейцев, знакомых по романам Купера и Майн Рида. Резко очерченные лица; горделивая осанка людей, привыкших носить оружие; присущая не только женщинам, но и мужчинам любовь к украшениям (перстням, серьгам, браслетам). В этом смысле тибетцы чем-то напоминают цыган – кстати сказать, тоже выходцев из Азии, из Индостана.
Впрочем, о том, что корни национальных культур различных народов с давних пор глубоко переплетены, есть много бесспорных свидетельств. В самой древней части Поталы – пещерном молитвенном зале – можно увидеть статуи тибетского царя Сронцзан Гамбо и его жены – китайской принцессы Вэнь Чэн. Впервые объединив населявшие нагорье племена, этот царь основал династию Тубо (от названия которой, видимо, и произошло слово Тибет) и попросил у китайского императора Тайцзуна руку одной из его дочерей.
Во времена династии Тан китайская столица Чанань была одним из центров мировой цивилизации, началом Великого шелкового пути в Среднюю Азию, на Ближний Восток и в Европу. И неудивительно, что принцесса Вэнь Чэн привезла с собой ученых и умельцев, которые положили в Тибете начало многим наукам и ремеслам. Именно с той поры связал соседние народы «чайный путь», который служит для жителей нагорья жизненно важной артерией вот уже более тринадцати столетий.
Дворец, построенный в честь бракосочетания тибетского царя с китайской принцессой, восхищает строгой гармонией линий и благородным сочетанием цветов – золотого, белого и красного. Кровли из листового золота. Беленые стены и красновато-бурые, как запекшаяся кровь, карнизы из выкрашенного охрой камыша. Возведенная в VII веке Потала была сожжена ударом молнии, а затем почти полностью разрушена во времена Ландармы – противника ламаизма. Но в XVII веке при пятом далай-ламе дворец восстановили по сохранившимся фрескам, и в своем нынешнем виде он существует 350 лет.
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=170140&p=4