Как строит двигатели «КАМАЗ-мастер»: 1150 лошадиных сил из обычного мотора
На мировых ралли-марафонах гоночная команда «КАМАЗ-мастер» непобедима уже несколько десятков лет. Залог триумфа — невероятный труд всего состава команды: от рядовых механиков до пилотов-чемпионов. Однако не стоит забывать и про технику, которую создают отечественные инженеры и благодаря которой российские грузовики КАМАЗ знает весь мир. Корреспондент журнала «Движок» побывал в цехах самой титулованной гоночной команды России и своими глазами увидел, как создаются непобедимые грузовые болиды.
Гоночные соревнования мирового уровня — это не только накал спортивной борьбы, но еще и изрядная доля всевозможных закулисных интриг, внутренних организационных нюансов и финансовых перипетий. Мировые ралли-марафоны тут, увы, не исключение. За время проведения разных соревнований неоднократно всплывали всевозможные истории о том, что организаторы, как сейчас модно говорить, «хайли лайкли» — не всегда объективны и беспристрастны по отношению к разным участникам и командам.
Как ни крути, но «КАМАЗ-мастер» с этой точки зрения давно в перекрестии прицела, причиной чего являются, конечно, безостановочные победы. Ни организаторам гонок, ни другим участникам не особо интересно, когда победитель на 90% известен заранее, а оставшиеся 10% приходится списывать фактически только на отвернувшуюся от россиян удачу.
Гоночные чиновники с завидной регулярностью ужесточают технический регламент и с особой скрупулезностью занимаются проверками — конечно же, в первую очередь тех, кто претендует на победу. Официальное объяснение такого подхода — борьба за равные условия участия, нормы безопасности и, в последнее время, экологические тренды. Реальное положение дел часто намекает на то, что технические требования — возможность выбить из борьбы «не тех» лидеров.
В прямом разговоре камазовцы «теорию заговора» отвергают, однако, не скрывая, говорят о том, что судьи международных соревнований нередко применяют максимальные наказания к «КАМАЗ-мастер» за то, за что другим участникам гонки порой просто прощают.
Именно по этой причине быть начеку приходится не только «боевым» экипажам, но и инженерам, которые создают гоночный грузовик. Малейшее отступление от техрегламента может дорогого стоить.
Собственно, одним из камней преткновения всегда был двигатель. «КАМАЗ-мастер» прекрасно сражался с отечественными моторами — до 2010 года на гоночных грузовиках стоял 18,5-литровый агрегат V8 ЯМЗ, а после команда перешла на простой и надежный мотор ТМЗ мощностью 850 л. с. Кстати, его же первоначально использовали как основу для гибридного газодизельного грузовика Сергея Куприянова.
Однако в 2013 году FIA ограничила объем моторов 16,5 литрами, и «КАМАЗ-мастеру» пришлось оперативно искать замену. Найденный Liebherr D9508 достаточно долго доводился нашими инженерами до ума, а когда вновь оказался непобедим, организаторы гонок выставили новое условие — ограничить объем двигателя 13 литрами. Так команде вновь пришлось отправиться на поиски подходящего агрегата.
Часто обыватель задается вопросом, почему такой гигант, как КАМАЗ, не может сам сделать двигатель? Главная причина заключается в том, что по правилам гонок двигатель должен быть серийным. То есть сделать мотор мало — его еще нужно запустить в массовое производство для гражданских грузовиков, что стоит колоссальных затрат и усилий. А с учетом того, что требования организаторов соревнований за 10 лет поменялись четыре раза (!), данная затея становится бессмысленной
Итак, новым мотором стал серийный Cummins ISZ-13, выпускаемый по лицензии в Китае компанией Dongfeng. Это рядный шестицилиндровый двигатель объемом 13 литров и мощностью 450 л. с. Агрегат оказался по габаритам выше и короче прошлых V-образных «восьмерок», а потому с учетом новых габаритов машину фактически пришлось проектировать заново.
Двигатель в первую очередь устраивал команду по надежности, а вот его серийные характеристики по мощности и тяге нужно было увеличивать минимум вдвое, доводя до гоночных показателей.
Первым делом двигатель разбирается, после чего каждая деталь подвергается ревизии. Блок, цилиндры, клапаны, распредвалы, система впрыска и выпуска, охлаждения и турбонаддува — все это проходит проверку на возможность улучшения характеристик мотора. Более того, улучшенные, а чаще всего полностью замененные детали должны еще надежно работать друг с другом, что требует целой серии испытаний. На стеллажах производства «КАМАЗ-мастер» лежат десятки различных видов компонентов, которые подбираются к новому мотору, а иногда создаются под заказ.
Отдельный цикл работ ведется по подбору характеристик турбокомпрессора и оптимизации программы управления двигателем. Далее мастера вручную собирают мотор, подбирают смазочные материалы и на финальном этапе отправляют получившийся агрегат на испытательный стенд, где двигатель работает по специальной программе фактически на предельных нагрузках.
В результате от серийного мотора Cummins ISZ-13, по сути, родным остается только корпус и шорт-блок, а характеристики достигают впечатляющих показателей: 1150 л. с. и 5000 Нм крутящего момента. С такими данными гоночный КАМАЗ разменивает первую «сотню» за 6 секунд.
Само собой, на моторе испытания не заканчиваются. Все остальные агрегаты также подвергаются существенным изменениям. Так, например, форсированный двигатель повысил температуру выхлопа с 800 до 900 °C, что потребовало применения дорогих более жаростойких материалов. И так практически по каждой системе.
Применение иностранных комплектующих в отечественных гоночных машинах — мировая практика. Глобализация чисто экономически не позволяет каждому производителю быть полностью автономными в постройке машин. Куда больше смущает ситуация в российском производстве: в цехах КАМАЗ-мастер, как и много где, отечественного оборудования почти не найти. Особенно «прекрасно» выглядит рабочее место на пильном станке, оператор которого, создавая детали для гордости российского автоспорта, всю смену смотрит. на американский флаг. Увы, производство средств производства в России было почти полностью уничтожено в ходе перестроечных реформ.
Каков итог?
Камазовцы открыто говорят о том, что гоночный КАМАЗ построен с массовым применением импортных комплектующих. Многие детали освоены на российском производстве и дают рабочие места в нашей стране — та же кабина К5 локализована на 100% и скоро появится на гоночных грузовиках.
А самое главное, закупка импортных агрегатов при отсутствии затрат на разработку оставляет огромный потенциал для развития нашей инженерии при минимальных вложениях. Тот же двигатель Cummins ISZ-13 от грузовика Dongfeng и от гоночного КАМАЗа 43509 — по факту два разных мотора. В последний вложено столько отечественных идей, что агрегат можно смело называть российским.
Собственно, и правда: подобным путем отечественный автопром шел с момента своего основания, когда еще в царской России в 1908 году было освоено производство бельгийских автомобилей Fondu. А после уже советская власть локализовала у нас модельный ряд Ford, превратившийся в «эмки» и «полуторки», на которых была выиграна война. Про итальянские «Жигули» тоже знают все. Вопрос исключительно в конечном результате. А в случае с «КАМАЗ-мастер» он остается неизменным: какие бы условия ни выставлял технический регламент FIA, на каком бы континенте ни проходил очередной «Дакар» и какие бы агрегаты ни использовал отечественный автогигант, золото соревнований остается в России.
Источник статьи: http://dvizhok.su/komtrans/kak-stroit-dvigateli-kamaz-master-1150-loshadinyix-sil-iz-obyichnogo-motora-cummins
Модельный ряд и применяемость двигателей КАМАЗ
Модельный ряд двигателей КАМАЗ состоит из серии 740 (дизельные) и 820 (газовые). Все модели выделяют по экологическим классам:
- Двигатели ЕВРО-0
Ресурс – 400 тыс.км.
Модель | л.с. |
740.10 | 210 |
7403.10 | 260 |
- Двигатели ЕВРО-1
Ресурс – 800 тыс.км, в составе магистральных автомобилей
Модель | л.с. |
740.11-240 | 240 |
740.13-260 | 260 |
- Двигатели ЕВРО-2
Ресурс – 800 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Дизельные, с турбонаддувом и ОНВ.
Модель | л.с. |
740.30-260 | 260 |
740.31-240 | 240 |
740.35-400 | 400 |
740.37-400 | 400 |
740.38-360 | 360 |
740.50-360 | 360 |
740.51-320 | 320 |
740.52-260 | 260 |
740.53-290 | 290 |
740.55-300 | 300 |
- Двигатели ЕВРО-3
Ресурс – 800 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Дизельные, с турбонаддувом, ОНВ и электронным управлением.
Модель | л.с. |
740.60-360 | 360 |
740.61-320 | 320 |
740.62-280 | 280 |
740.63-400 | 400 |
740.64-420 | 420 |
740.65-240 | 240 |
- Двигатели ЕВРО-4
Ресурс – 450 тыс.км, в составе полноприводных автомобилей. Дизельные, с турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системой топливоподачи типа “Common Rail”.
Модель | л.с. |
740.602-360 | 360 |
740.612-320 | 320 |
740.622-280 | 280 |
740.632-400 | 400 |
740.642-420 | 420 |
740.652-260 | 260 |
740.662-300 | 300 |
- Двигатели ЕВРО-4
Ресурс – 1000 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами топливоподачи типа “Common Rail” и обработки отработавших газов.
Модель | л.с. |
740.70-280 | 280 |
740.71-320 | 320 |
740.72-360 | 360 |
740.73-400 | 400 |
740.74-420 | 420 |
740.75-440 | 440 |
- Двигатели ЕВРО-5
Ресурс – 1000 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Дизельные, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами топливоподачи типа “Common Rail”, обработки отработавших газов и бортовой диагностики.
Модель | л.с. |
740.705-300 | 300 |
740.715-320 | 320 |
740.725-360 | 360 |
740.735-400 | 400 |
740.745-420 | 420 |
740.755-440 | 440 |
- Газовые ЕВРО-2
Ресурс – 500 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Газовые, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системой нейтрализации отработавших газов.
Модель | л.с. |
820.52-260 | 260 |
820.53-260 | 260 |
- Газовые ЕВРО-4
Ресурс – 800 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Газовые, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системой нейтрализации отработавших газов.
820.60-260 | 260 |
820.61-260 | 260 |
820.62-300 | 300 |
820.63-320 | 320 |
820.72-240 | 240 |
820.73-300 | 300 |
820.74-300 | 300 |
- Газовые ЕВРО-5
Ресурс – 800 тыс.км, в составе магистральных автомобилей. Газовые, с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами нейтрализации отработавших газов и бортовой диагностики.
Модель | л.с. |
820.90-260 | 260 |
Модификации и применяемость
Каждая модель двигателя КАМАЗ обладает модификацией и комплектацией, к которой привязывается артикул (каталожный номер). Важную информацию передают последние три цифры:
- 400 – 1ая комплектность со всем навесным оборудованием
- 450 – в комплект не входят генератор, компрессор, насос ГУР, ремни и стартер.
- 500 – входит дополнительное навесное оборудование
- 300 – силовой агрегат в сборе с коробкой передач
- 402, 410, 412 и др. – полноприводная разновидность двигателя
Заводская номенклатура:
№ | Артикул | Применяемость | ТНВД | л.с. |
---|---|---|---|---|
1 | 740.1000400 | КАМАЗ-5320, 55102 | 33-02 | 210 |
2 | 740.1000400-20 | КАМАЗ-5320, 55102, 53213 | 33-10 | 220 |
3 | 740.1000410 | КАМАЗ-54112, 5410 | 33-02 | 210 |
4 | 740.1000410-20 | КАМАЗ-54112, 5410 | 33-10 | 220 |
5 | 740.1000412 | КАМАЗ-4310 | 33-02 | 210 |
6 | 740.1000412-20 | КАМАЗ-43101 | 33-10 | 220 |
7 | 740.1000500 | КАМАЗ-5320, 55102 | 33-02 | 210 |
8 | 740.1000500-20 | КАМАЗ-5320, 55102, 53213 | 33-10 | 220 |
9 | 740.1000510 | КАМАЗ-54112, 5410 | 33-02 | 210 |
10 | 740.1000510-20 | КАМАЗ-54112, 5410 | 33-10 | 220 |
11 | 740.1000511-20 | КАМАЗ-55111 | 33.1111007-10 | 220 |
12 | 740.1000512-20 | КАМАЗ-43101 | 33-10 | 220 |
13 | 7403.1000400 | КАМАЗ-54112, 53212 | 334 | 260 |
14 | 7403.1000400-23 | КАМАЗ-53212, 54112 | 334.1111005 | 260 |
15 | 7403.1000400-70 | КАМАЗ-5320, 53229 | 334.1111005 | 260 |
16 | 7403.1000400-71 | КАМАЗ-53229, 53212 | 334.1111005 | 260 |
17 | 7403.1000401-10 | КАМАЗ-55111 | 334.1111005 | 260 |
18 | 7403.1000402 | КАМАЗ-5325, 5425, 5415, 5315 | 334 | 260 |
19 | 7403.1000412-03 | КАМАЗ-43114 | 334 | 260 |
20 | 7403.1000412-60 | КАМАЗ-43114 | 334 | 260 |
21 | 7403.1000412-70 | КАМАЗ-43114 | 334 | 260 |
22 | 7403.1000412-90 | КАМАЗ-43118 | 334 | 260 |
23 | 7403.1000413-50 | КАМАЗ-43115 | 334 | 260 |
24 | 740.11-1000400 | КАМАЗ-55111, 53215 | 337 | 240 |
25 | 740.11-1000406-02 | комплект для з/ч | 337-1111005-70 | 240 |
26 | 740.11-1000406-07 | КАМАЗ-5297 | 337-1111005-70 | 240 |
27 | 740.11-1000406-72 | КАМАЗ-55111, 53215 | 337-05.70 | 240 |
28 | 740.11-1000409-31 | КАМАЗ-43501 | 337-1111005-42.08 | 240 |
29 | 740.11-1000410 | комлект для з/ч | 337.1111005-40 | 240 |
30 | 740.11-1000410-04 | КАМАЗ-55111 | 337.1111005-40 | 240 |
31 | 740.11-1000410-13 | комплект для з/ч | 337-1111005-42.08 | 240 |
32 | 740.11-1000411-01 | КАМАЗ-55111 | 337-1111005-42.08 | 240 |
33 | 740.11-1000411-06 | КАМАЗ-43118, 4326, 4306 | 337 | 240 |
34 | 740.11-1000411-72 | КАМАЗ-4925 | 337.1111005-40 | 240 |
35 | 740.11-1000412-31 | КАМАЗ-43114, 4326 | 337-1111005-42.08 | 240 |
36 | 740.11-1000412-58 | КАМАЗ-43114 | 337-1111005-42.08 | 240 |
37 | 740.11-1000413-20 | КАМАЗ-55111, 43253 | 337-1111005-42.08 | 240 |
38 | 740.11-1000413-21 | комплект для з/ч | 337-1111005-42.08 | 240 |
39 | 740.13-1000400 | КАМАЗ-65115 | 337 | 260 |
40 | 740.13-1000400-21 | КАМАЗ-65115 | 337-42 | 260 |
41 | 740.13-1000400-22 | КАМАЗ-65115 | 337 | 260 |
42 | 740.13-1000401 | КАМАЗ-53215 | 337.1111005-42 | 260 |
43 | 740.13-1000401-11 | КАМАЗ-53215 | 337.1111005-42 | 260 |
44 | 740.13-1000401-21 | КАМАЗ-53215 | 337.1111005-42 | 260 |
45 | 740.13-1000410-21 | КАМАЗ-43118, 65111 | 337-42 | 260 |
46 | 740.13-1000410-22 | КАМАЗ-43114, 43118 | 337-42 | 260 |
47 | 740.13-1000410-50 | КАМАЗ-43118, 43114, 65111 | 337-05-42 | 260 |
48 | 740.13-1000411-21 | КАМАЗ-43118 | 337-42 | 260 |
49 | 740.13-1000413-13 | КАМАЗ-43114 | 337 | 260 |
50 | 740.30-1000400-05 | КАМАЗ- 65115, 65116 | 3371-20.05 | 260 |
51 | 740.30-1000400-08 | КАМАЗ-53605 | 0402648611 | 260 |
52 | 740.30-1000400-17 | КАМАЗ-53605 | 3371.1111005-20 | 260 |
53 | 740.30-1000400-34 | КАМАЗ-53605 | 0402648610 | 260 |
54 | 740.30-1000400-49 | КАМАЗ-6540 | 337-1111005-20 | 260 |
55 | 740.30-1000400-71 | КАМАЗ-65115, 65116 | 3371.1111005-20 | 260 |
56 | 740.30-1000400-74 | КАМАЗ-65115, 65116, 65117 | 3371-20 | 260 |
57 | 740.30-1000400-76 | КАМАЗ-65115, 65116 | 3371-20.05 | 260 |
58 | 740.30-1000400-79 | КАМАЗ-65115 | 3371.1111005-20 | 260 |
59 | 740.30-1000400-85 | КАМАЗ-65115 | БОШ 0402 648 610 | 260 |
60 | 740.30-1000400-92 | КАМАЗ-65117 | БОШ 0402 648 611 | 260 |
61 | 740.30-1000402-26 | КАМАЗ-43118 | 337-1111005-20 | 260 |
62 | 740.30-1000402-27 | КАМАЗ-43118 | 337 | 260 |
63 | 740.30-1000402-54 | КАМАЗ-43118 | 0402648611 | 260 |
64 | 740.30-1000402-70 | КАМАЗ-43114, 44108, 65111 | 337-20.05 | 260 |
65 | 740.30-1000402-71 | КАМАЗ-43118, 44108, 6426 | 337-05.20 | 260 |
66 | 740.30-1000402-80 | КАМАЗ-43118 | 337-1111005-20 | 260 |
67 | 740.30-1000402-90 | КАМАЗ-65111 | 0402648611 | 260 |
68 | 740.30-1000402-92 | КАМАЗ-65111 | 0402648611 | 260 |
69 | 740.30-1000412 | КАМАЗ-5350 | 337-50.01 | 260 |
70 | 740.30-1000412-01 | КАМАЗ-43502 | 337-05-50.01 | 260 |
71 | 740.30-1000412-08 | КАМАЗ-5350 | 337-1111005-20 | 260 |
72 | 740.31-1000400 | КАМАЗ-53229 | 3371-20.05 | 240 |
73 | 740.31-1000400-01 | КАМАЗ-43253 | 337 | 240 |
74 | 740.31-1000400-04 | КАМАЗ-53229, 55111 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
75 | 740.31-1000400-08 | КАМАЗ-53215 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
76 | 740.31-1000400-10 | КАМАЗ- 53229, 53605, 55111 | 3371-20.05 | 240 |
77 | 740.31-1000400-18 | КАМАЗ-43253 | 337 | 240 |
78 | 740.31-1000400-31 | КАМАЗ-54115 | 3371.1111005-20 | 240 |
79 | 740.31-1000400-40 | КАМАЗ-53215 | 0402648608 | 240 |
80 | 740.31-1000400-41 | КАМАЗ-53215, 43253 | БОШ 0402 648 608 | 240 |
81 | 740.31-1000400-52 | КАМАЗ-43253, 53229, 54115 | 3371-20.05 | 240 |
82 | 740.31-1000400-53 | КАМАЗ-53215, 53229 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
83 | 740.31-1000400-90 | КАМАЗ-53215 | 0402648608 | 240 |
84 | 740.31-1000401-24 | КАМАЗ-55111 | БОШ 0402648608 | 240 |
85 | 740.31-1000402-06 | КАМАЗ-43114, 43118 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
86 | 740.31-1000402-07 | комплект для з/ч | 3371.1111005-20.05 | 240 |
87 | 740.31-1000402-12 | КАМАЗ-43118 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
88 | 740.31-1000402-17 | КАМАЗ-4326 | 337 | 240 |
89 | 740.31-1000402-38 | КАМАЗ-43114 | 337.1111005-20.05 | 240 |
90 | 740.31-1000402-52 | КАМАЗ-4326, 43118 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
91 | 740.31-1000402-53 | КАМАЗ-43118, 4326, 53228 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
92 | 740.31-1000402-71 | КАМАЗ-43118 | 3371.1111005-20.05 | 240 |
93 | 740.31-1000412 | КАМАЗ-4350, 43501 | 337-50.03 | 240 |
94 | 740.31-1000470-01 | КАМАЗ-53229 | 3371 | 240 |
95 | 740.35-1000400-03 | КАМАЗ-6560 | 337.1111005-20.04 | 400 |
96 | 740.35-1000400-30 | КАМАЗ-6560 | 0402648609А | 400 |
97 | 740.37-1000400 | КАМАЗ-5460 | БОШ 0402 698 818 | 400 |
98 | 740.37-1000400-01 | КАМАЗ-5460 | 0402698817 | 400 |
99 | 740.37-1000400-05 | КАМАЗ-65224 | 0402698817 | 400 |
100 | 740.37-1000401-90 | КАМАЗ-65225 | 0402698817 | 400 |
101 | 740.37-1000401-91 | КАМАЗ-65225 | 0402698817 | 400 |
102 | 740.50-1000400 | КАМАЗ-65115 | 3371-05.20.04 | 360 |
103 | 740.50-1000400-20 | КАМАЗ-6520 | 337.1111005-20.04 | 360 |
104 | 740.50-1000400-21 | КАМАЗ-6520 | 337-20.04 | 360 |
105 | 740.50-1000400-22 | КАМАЗ-6460, 6520 | 3371-20.04 | 360 |
106 | 740.50-1000400-26 | КАМАЗ-6520 | 0402648609 | 360 |
107 | 740.50-1000400-28 | КАМАЗ-6460 | 0402648609 | 360 |
108 | 740.50-1000400-45 | КАМАЗ-6460 | 337.1111005-20.04 | 360 |
109 | 740.50-1000400-62 | КАМАЗ-65201 | 3371.1111005-20.04 | 360 |
110 | 740.50-1000400-71 | КАМАЗ-6460 | 3371-20.04 | 360 |
111 | 740.50-1000400-88 | КАМАЗ-6460 | 3371 | 360 |
112 | 740.50-1000400-91 | КАМАЗ-6460, 6520, 65201 | 0402648609 | 360 |
113 | 740.50-1000401-04 | КАМАЗ-65221 | 3371-1111005-20.04 | 360 |
114 | 740.50-1000401-91 | КАМАЗ-6522, 65225 | 0402648609 | 360 |
115 | 740.50-1000401-92 | КАМАЗ-6520 | 0402648609 | 360 |
116 | 740.50-1000412-02 | КАМАЗ-6350, 63501, 6450 | 337-05-50.02 | 360 |
117 | 740.50-1000412-03 | КАМАЗ-6350 | 337.1111005-20.04 | 360 |
118 | 740.50-1000412-08 | КАМАЗ-63501 | 3371-1111005-20.04 | 360 |
119 | 740.50-1000412-16 | КАМАЗ-63502 | 3371-1111005-20.04 | 360 |
120 | 740.50-1000412-24 | КАМАЗ-63501 | 3371-05.20.04 | 360 |
121 | 740.51-1000400 | КАМАЗ-6520 | 3371-20.03 | 320 |
122 | 740.51-1000400-20 | КАМАЗ-6520 | 337-04.03 | 320 |
123 | 740.51-1000400-21 | КАМАЗ-6520 | 337-04.03 | 320 |
124 | 740.51-1000400-22 | КАМАЗ-6520 | 3371-05.20.03 | 320 |
125 | 740.51-1000400-23 | КАМАЗ-6520 | 3371-1111005-20.03 | 320 |
126 | 740.51-1000400-26 | КАМАЗ-6520 | БОШ 0402 648610 | 320 |
127 | 740.51-1000400-29 | КАМАЗ-6520 | 0402648610 | 320 |
128 | 740.51-1000400-70 | КАМАЗ-6520 | 3371-1111005-20.05 | 320 |
129 | 740.51-1000400-91 | КАМАЗ-6520 | 0402648610 Bosch | 320 |
130 | 740.51-1000401-20 | КАМАЗ-6522 | 3371-05.20.03 | 320 |
131 | 740.51-1000401-21 | КАМАЗ-6522 | 3371-05.20.03 | 320 |
132 | 740.51-1000401-22 | КАМАЗ-6522 | 3371-05.20.03 | 320 |
133 | 740.51-1000401-24 | КАМАЗ-6522 | 337.1111005-20.03 | 320 |
134 | 740.51-1000401-81 | КАМАЗ-6522 | 3371-05.20.03 | 320 |
135 | 740.51-1000402-11 | КАМАЗ-63501 | 0402648610 | 320 |
136 | 740.55-1000402 | КАМАЗ-43118 | 337.1111005-20.07 | 300 |
137 | 740.55-1000402-21 | КАМАЗ-43118 | 337.1111005-20.07 | 300 |
138 | 740.60-1000400-92 | КАМАЗ-65201, 6520 | 0402698818 | 360 |
139 | 740.61-1000400-25 | КАМАЗ-6520 | 0402698818 | 320 |
140 | 740.61-1000400-91 | КАМАЗ-6520 | 0402698818 Bosch | 320 |
141 | 740.61-1000405-91 | КАМАЗ-6520 | БОШ 0402698818 | 320 |
142 | 740.62-1000400-25 | КАМАЗ-6540 | 0402698818 | 280 |
143 | 740.62-1000400-89 | КАМАЗ-65115 | 0402698818 | 280 |
144 | 740.62-1000400-90 | КАМАЗ-6540, 65115, 65116 | 0402698818 | 280 |
145 | 740.62-1000400-96 | КАМАЗ-53605 | 0402698818 | 280 |
146 | 740.62-1000400-98 | КАМАЗ-6540 | 0402698818 | 280 |
147 | 740.62-1000405-90 | КАМАЗ-65115 | 0402698818 | 280 |
148 | 740.62-1000406-02 | КАМАЗ-5297 | 0402698818 Bosch | 280 |
149 | 740.622-1000402-10 | КАМАЗ-65111 | А413040178 | 280 |
150 | 740.63-1000400 | КАМАЗ-6460 | БОШ 0402698818 | 400 |
151 | 740.63-1000400-73 | КАМАЗ-6520 | А413040178 | 400 |
152 | 740.63-1000400-83 | КАМАЗ-6520 | А413040178 | 400 |
153 | 740.63-1000401-90 | КАМАЗ-65225 | 0402698818 | 400 |
154 | 740.632-1000401 | КАМАЗ-6520 | А413040178 | 400 |
155 | 740.632-1000402-20 | КАМАЗ-65222 | А413040178 | 400 |
156 | 740.632-1000412-10 | КАМАЗ-6522 | А413040178 | 400 |
157 | 740.632-1000412-20 | КАМАЗ-6560 | А413040178 | 400 |
158 | 740.65-1000406-20 | КАМАЗ-5297 | БОШ 0402 698 818 | 240 |
159 | 740.652-1000412 | КАМАЗ-43502 | А413040178 | 260 |
160 | 740.662-1000402 | КАМАЗ-65111 | А413040178 | 300 |
161 | 740.73-1000404 | КАМАЗ-6460 | А413040178 | 400 |
162 | 820.52-1000400-12 | КАМАЗ-43118, 53215 | – | 260 |
163 | 820.60-1000400 | КАМАЗ-65115, 65116 | – | 260 |
164 | 820.60-1000402 | КАМАЗ-43114 | – | 260 |
165 | 820.61-1000406-25 | КАМАЗ-5297 | – | 260 |
166 | 820.62-1000400 | КАМАЗ-65116 | – | 300 |
167 | 820.62-1000400-20 | КАМАЗ-65117 | – | 300 |
168 | 820.62-1000400-24 | КАМАЗ-65116 | – | 300 |
169 | 820.62-1000402 | КАМАЗ-43118 | – | 300 |
170 | 820.62-1000402-24 | КАМАЗ-43118 | – | 260 |
171 | 820.63-1000400 | КАМАЗ-6520 | – | 320 |
Все разновидности моторов получили широкую применяемость на автобусную и сельскохозяйственную технику, промышленные генераторы, силовые установки, суда и многое другое. Представленная линейка не совсем полная, в прайс-листе завода присутствуют “экспериментальные” модификации с нестандартными деталями (дополнительные отверстия в маховике или редкий масляный картер).
Маркировка двигателей КАМАЗ
Как определить какой двигатель устанавливается на Ваш автомобиль КАМАЗ?
На самом деле достаточно посмотреть на маркировку модели указанную в ПТС (не путать с СТС), либо на самой бирке. Там всегда указывается наиболее достоверная информация. На свежей продукции информация указывается рядом с номером, в нижней части блока цилиндров, под водяным насосом. Покупать двигатель указав только применяемость (на КАМАЗ 43118) – рискованно, на эту машину может ставится как минимум 3 разных модификации.
Источник статьи: http://kamdvigatel.ru/modelnyj-ryad-i-primenyaemost-dvigatelej-kamaz/