- Схема коробки КамАЗ
- Как переключать передачи на КамАЗе
- Управление коробкой передач КамАЗ
- Схема переключения передач
- Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109
- Движение на подъемах
- Управление на спусках
- Передвижение по оледенелой дороге
- Разборка КПП КамАЗ 142, 152, 154, 161
- Разборки верхней крышки коробки передач
- Разборка КПП для КАМАЗ 152,154
- Разборка делителя передач
- Разборка КПП для КАМАЗ 161
- Разборка КПП для КАМАЗ 142
- Сборка КПП КамАЗ
Схема коробки КамАЗ
В зависимости от того, какая установлена на КамАЗ коробка передач, схема переключения может быть самой разной. Из используемых сегодня КПП, самой простой можно считать 14-ю модель, предназначенную для установки на модели, не рассчитанные на буксировку прицепов и перевозку грузов свыше 10 тонн. Водителю автомобиля с такой коробкой доступен минимальный набор – пять скоростей при движении вперед и одна задняя передача.
На автомобилях, предназначенных для работы в составе автопоездов, ставится 15-я модель КП, к которой помимо основной коробки «прилагается» редуктор-делитель. Фактически, это та же, что и в предыдущем случае коробка КамАЗа, схема переключения которой предусматривает пять передних и одну заднюю передачу, но с одним существенным отличием. Используя делитель, можно на «привычных» местах включать скорости низшего тягового диапазона. В результате, у автомобиля «появляется» вдвое больше передач.
На машины с увеличенной грузоподъемностью устанавливают 152-ю модель КПП. Схема коробки передач КамАЗ этого типа по большей части повторяет предыдущую модель, но сам узел отличается конструктивным исполнением. Так в первичном вале делителя усилили шлицы и «нарастили» зубья синхронизаторов. Было убрано замковое устройство из соединения каретки синхронизатора «4-5» с вторичным валом. Изменили и градус зубьев муфт этой каретки и вала первичного. Увеличенный натяг позволил применить для соединения промежуточного вала с шестернями бесшпоночное крепление
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич
И для 15-ой, и для 152-ой модели, предусматривает пневматический привод управления делителем. Здесь тоже произошла некоторая модернизация — у более нового варианта коробки модель этого управления стала более простой по конструкции за счет того, что из нее убрали два «лишних» воздухопровода и одну фиксирующую колодку.
Даже не учитывая то, какая именно схема КПП КамАЗ используется, к ним всем предъявляется одно общее требование – все комплектующие коробки и системы сцепления должны отвечать требованиям производителя. Запчасти от «СпецМаш» не только соответствуют стандартным требованиям, но и имеют повышенный (в сравнении со штатными) ресурс эксплуатации, что подтверждено сертификатами МАДИ. Целый ряд деталей рассчитан на пробег 100 тыс. км, так что обращение к нам гарантирует не только качественную работу коробок, но и их долговечность.
Источник статьи: http://www.kspecmash.ru/news/skhema-korobki-kamaz/
Как переключать передачи на КамАЗе
Управление коробкой передач КамАЗ
Большинство КамАЗов оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и выбором рычагом коробки нужной передачи, но переводить делать это нужно поэтапно.
- — Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
- — Педаль сцепления нажимать до упора.
- — Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
- — Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
На КПП КамАЗа 15-ой серии и коробках ZF предумотрен делитель с двумя режимами: повышенный «В» и пониженный «Н». Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения передачи и включения высшей или низшей передачи необходимо установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», потом выжать педаль сцепления и переключить рычаг.
Схема переключения передач
Чтобы тронуться с места необходимо переключение скоростей в несколько этапов, для пример привередем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:
- 1-я передача, повышенный режим (В);
- 2-я передача, повышенный режим (В);
- 3-я передача, повышенный режим (В);
- Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
- Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
- Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
- Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.
Краткая запись схемы: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В.
Главная особенность начала движения на КамАЗ — это плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач.
При большой загруженности или движении сложных условиях, первые четыре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).
Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.
Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается специальный индикатор.
На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Движение на подъемах
При подъеме необходимо переключиться на пониженные режим «Н».
Следуйте следующим правилам:
- — При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
- — Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
- — При подъеме обороты двигателя должны быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может перегреться и остановиться.
- — Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.
- — Своевременно переключайте нужные передачи.
Управление на спусках
Двигаясь на спуске — нельзя выключать двигатель, так как прекращается работа усилитиля и блокируется рулевое управление, что может привести к аварийной ситуации.
Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.
Передвижение по оледенелой дороге
Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.
Учитывайте следующее:
— Соблюдайте дистанцию, оставляйте запас места для маневра.
— Используйте вспомогательную систему торможения.
— Рекомендуется использование цепей на колёсах машины.
— Обязательно учитывайте риск заноса при экстренном торможении из-за блокировки колес прицепа.
Притормаживать двигателем на спуске можно только в исключительных случаях, так как это приводит его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.
При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.
При пробуксовке надо сбавить обороты, заблокировать дифференциал (с помощью регулятора на щитке) и начинать двигаться со второй повышенной передачи. После окончания трудого участка дифференциал необходимо разблокировать.
Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.
Коробка передач ZF на КАМАЗе 6520. Расположение и переключение передач.
Покупайте запчасти у нас :
Источник статьи: http://zap-kam.ru/kamaz-4310/info/kak_perekluchat_peredachi_na_kamaze.html
Разборка КПП КамАЗ 142, 152, 154, 161
Разборки верхней крышки коробки передач
Для разборки верхней крышки коробки передач (Рис. 21, Рис. 22, Рис. 24).
- отвернуть гайки и снять опоры рычага переключения передач, вынуть стаканы, пружины и шарики фиксаторов;
- расшплинтовать и вывернуть установочные винты крепления вилок и головок штоков, выбить три заглушки, вынуть штоки переключения передач, выбить заглушки замка штоков, вынуть шарики из крышки и штифт замкового устройства из среднего штока;
- отвернуть стакан пружины и вынуть пружину, предохранитель и втулку предохранителя.
Разборка КПП для КАМАЗ 152,154
Для разборки КПП для КАМАЗ 152,154:
- отсоединить делитель 46 (Рис. 38) от коробки передач;
- разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки 25 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее; отвернуть гайку 33 крепления фланца карданного вала и снять фланец, снять передние и задние крышки подшипников ведущего 5, ведомого 42 и промежуточного 40 валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок);
- расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала; съемниками снять задний подшипник 29 ведомого вала, для этого использовать специальный захват. Установить захват 8 на проточку подшипника и стянуть гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снять подшипник.
Разборка делителя передач
Для разборки делителя передач:
- снять крышку 6 смотрового люка (Рис. 45), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя; вынуть ведущий вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, вынуть синхронизатор, расстопорить и вывернуть болты крепления упорной шайбы подшипника 12;
- выпрессовать промежуточный вал 11 делителя из подшипника, вынуть подшипник 12 из корпуса; вынуть промежуточный вал 11 делителя; расстопорить и вывернуть два болта крепления вилки переключения передач;
- вынуть вал 13 с рычагом 16 и извлечь вилку 14 из картера делителя.
Разборка КПП для КАМАЗ 161
Для разборки КПП для КАМАЗ 161:
- отсоединить демультипликатор от коробки передач;
- разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верхней крышки коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее;
- снять передние крышки подшипников ведущего и промежуточного валов (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок).
Разборка КПП для КАМАЗ 142
Для разборки КПП для КАМАЗ 142:
Отсоединить картер сцепления 38 (Рис. 15) от коробки передач.
Коробка передач для КАМАЗ 142 разбирается в следующем порядке:
- вывернуть болты крепления верхней крышки 13 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее;
- отвернуть гайку 21 крепления фланца карданного вала и снять фланец 20, снять передние и задние крышки подшипников ведущего 3, ведомого 35 и промежуточного 33 валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок);
- снять стопорные кольца подшипников; расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы 25 заднего подшипника промежуточного вала;
- съемниками И801.30.000 снять задний подшипник 18 ведомого вала, для этого использовать захват И801.30.100 (Рис. 67). Установить захват 8 на проточку подшипника и стянуть гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снять подшипник.
Рис. 67 Снятие заднего подшипника ведомого вала: 1-гайка; 2-тяга; 3 -наконечник; 4 — винт; 5 — ось; 6 — траверса; 7 — подшипник; 8 — захват
Снять стакан 30 (Рис. 15) заднего подшипника вместе с подшипником 27 промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, упираясь упором 3 в стенку картера коробки передач (Рис. 68), ввернуть в резьбовое отверстие стакана подшипника до упора два болта 7. Упираясь наконечником 4 в торец вала, ввернуть винт 6 в плиту 5 до полного снятия подшипника со стаканом.
Рис. 68 Приспособление для снятия заднего подшипника промежуточного вала: 1 — стакан; 2 — подшипник; 3 — упор; 4 — наконечник; 5 — плита; 6 — винт; 7,8 — болты
При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установить технологическую упорную шайбу между венцом шестерни 2-й передачи про-межуточного вала и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи). Вынуть первый 3 (Рис. 15), ведомый 35 и промежуточный 33 валы коробки передач. Съемником И801.32.000 спрессовать ось блока шестерен заднего хода. Для этого рукоятку 2 (Рис. 69) установить в крайнее правое положение, ключом ввернуть винт 1 в ось блока шестерен; затем завернуть рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.
Вынуть блок шестерен подшипники с проставочным кольцом и упорные шайбы
Рис. 69 Съёмник оси блока шестерен заднего хода И801.32.000: 1 — винт; 2 — рукоятка
Сборка КПП КамАЗ
Сборка КПП КамАЗ производится в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности:
- при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывать приработанные друг к другу шестерни;
- при установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни скомплектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Расположение пятна контакта должно соответствовать Рис. 71. Желательно расположение пятна контакта в зоне делительной окружности;
- при проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без торможения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без постукивания и скрежета. Шум высокого тона не допускается;
- для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, использовать съемник И801.31.000. Для этого установить на наконечник 4 (Рис. 72) шайбу 8, пропустить болты 9 через отверстия в стакане, ввернуть их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой 8 в подшипник, вворачивать винт 6 в плиту 5 до полной установки стакана с подшипником;
- при сборке ведомого вала обратить внимание на правильность установки втулок 6, 17 и 13 подшипников (Рис. 41). Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала;
- при сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20;
- при установке переднего подшипника 2 ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;
- при напрессовке шестерни привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90 °С;
- обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275. 373 Н (28. 38 кгс), для синхронизатора делителя 589. 687 Н (60. 70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.
Рис. 71. Расположение пятна контакта
Рис. 72. Приспособление для установки заднего подшипника промежуточного вала: 1 — стакан; 2 — подшипник; 3 — упор; 4 — наконечник; 5 — плита; 6 — винт; 7, 9 — болты; 8 — шайба
После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27. 0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи — 0,265. 0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375. 0,715 мм:
- перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулировать зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора;
- при установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечить минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для этого: замерить с точностью 0,05 мм абсолютный размер а (Рис. 73) от торца наружного кольца подшипника 6 до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике 6. Для крышек ведущих валов делителя, для крышки ведомого вала коробки передач положите на привалочную поверхность крышки 2 уплотнительную прокладку 3, замерить с точностью 0,05 мм размер Ь, определить необходимую суммарную толщину с регулировочных прокладок 1, которая должна быть меньше разности (b-с) на 0,2. 0,4 мм. Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установить крышку.
Рис. 73 Регулирование осевого зазора валов коробки передач и делителя: 1- прокладки регулировочные; 2 — крышка подшипников; 3 — прокладка уплотнительная; 4 — картер коробки передач или делителя; 5 — кольцо стопорное; 6 – подшипник регулировочного вала; a, b, c, d — размеры регулировочные
Крышку ведущего вала коробки передач устанавливать без уплотнительных прокладок, при этом размер d от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обес-печить d=(a. a+0,l) подбором количества регулировочных прокладок:
- перед установкой крепежных деталей и крышек нанести равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерм-4 на два-три витка сквозных резьбовых отверстий картеров, а также нанести ее непрерывной полосой шириной 2.. .3 мм по контуру на обе стороны прокладок, передних крышек промежуточного вала делителя коробки передач, задней крышки промежуточного вала коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;
- смазать рабочие кромки уплотнительных манжет ведущего и ведомого валов, поверхности трения золотников крана переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения передач делителя смазкой 158. После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).
Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.
Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.
При повороте вала вилки выключения сцепления от руки, муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.
Проверить на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПа (6 кгс/см2), подведенным к редукционному клапану. При этом необходимо использовать технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более 147 кПа (1,5 кгс/см2) в течение 40 с.
Отрегулировать зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя.
Источник статьи: http://lorri-trans.ru/catalog/tehinfo/kpp-kamaz/to-kppkamaz/razborka-kppkamaz/